Мочалова Лариса Александровна

старший преподаватель

Академии труда и социальных отношений (Алтайский филиал)

Влияние государственного регулирования отношений собственности потребительской кооперации РФ на содержание внутрисистемных процессов в региональных союзах потребительских обществ

Современная организационная форма потребительской кооперации Российской Федерации, правовой режим её собственности сложились в результате регулирующего воздействия со стороны государства в 1990-2000 гг. По своему содержанию государственное регулирование, в широком смысле, обеспечивало в этот период формирование институтов рыночной экономики и, прежде всего, института частной собственности, как гарантии необратимости реформ и условия появления рыночной конкуренции [1, с.6].

Характер вовлечения потребительской кооперации РФ в процесс институциональных преобразований и их содержание исследовались в работах А.Р. Бернвальда, В.Ф. Ермакова, Л.П. Наговициной, В.П. Прижигалинского, А.О. Темирбулатова, А.В. Цихоцкого и др. [2, 3, 6, 8, 20, 24, 25]. По мнению авторов, существующие тенденции развития как региональных союзов потребительских обществ, так и Центросоюза РФ обусловлены именно регулирующим воздействием со стороны государства. А.Р. Бернвальд, Л.П. Наговицина В.П., Прижигалинский и А.В. Цихоцкий выделяют в качестве основной причины снижения общей экономической эффективности потребительских обществ и утраты привлекательности потребительской кооперации для пайщиков трансформацию отношений собственности [2, 3, 8, 20, 25].

Исходное состояние института потребительской кооперации на начало рыночных преобразований регламентировалось законом СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. [11]. Развитие в начале 1990-х гг. дезинтеграционных политико-экономических процессов привело, в том числе, к обособлению Центросоюза РСФСР от общесоюзной системы – Центросоюза СССР [17, 18]. Правительством РСФСР в одностороннем порядке было проведено разграничение собственности потребительской кооперации РСФСР от собственности Центросоюза СССР по территориальному принципу [15].

Анализ развития потребительской кооперации РФ в условиях переходной экономики позволяет выделить насколько этапов институциональных трансформаций, каждый из которых характеризуется, прежде всего, радикальным изменением отношений собственности (табл. 1.3.1.).

На первом этапе (февраль – июнь 1992 г.), который условно можно назвать подготовительным, были обеспечены предпосылки для последующего реформирования отношений собственности в потребительской кооперации РФ и её организационной структуры. А именно, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 февраля 1992 г. №144 «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ», из состава потребительских обществ произошло выделение их специализированных структурных подразделения в самостоятельные предприятия торговли, заготовок и общественного питания [10].

Таблица 1.3.1

Этапы институциональных трансформаций

потребительской кооперации Российской Федерации

Период

Регулирующий

Правовой акт

Исходное состояние

Новое состояние

Февраль – июнь 1992 г.

Указ Президента РФ от 16 февраля 1992 г. №144 «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в Российской Федерации»

-          Собственником имущества является потребительское общество;

-          Структурные подразделения потребительских обществ не имеют статуса юридического лица;

-          Собственность потребительского общества передается структурному подразделению для ведения хозяйственной деятельности на основе оперативного управления

-          собственность потребительских обществ закрепляется за их структурными подразделениями;

-          структурные подразделения потребительских обществ получают статус юридического лица

июнь 1992 – январь 1995 гг.

Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации в Российской Федерации»

-          собственники имущества – потребительские общества и их структурные подразделения

-          собственники имущества – пайщики и работники потребительских обществ

январь 1995 – июль 1997 гг.

Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»

Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации в Российской Федерации»

-          собственники имущества пайщики и работники потребительских обществ

-          собственник имущества – потребительское общество;

-          собственники имущества пайщики и работники потребительских обществ

с июля 1997 г.

Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»

Федеральный закон РФ от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

-          собственник имущества потребительское общество;

-          собственники имущества пайщики и работники потребительских обществ

-          собственник имущества – потребительское общество

Второй этап институциональных трансформаций потребительской кооперации РФ (июнь 1992 – январь 1995 гг.) связан с приватизацией кооперативной собственности. В соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации» имущество потребительских обществ и предприятий потребительской кооперации было распределено по паям и его собственниками признавались пайщики. Полноправными собственниками кооперативного имущества могли стать работники потребительской кооперации, при принятии  соответствующего решения общего собрания пайщиков (или их уполномоченных) [14].

Обращает на себя внимание та скорость, с которой проводились приватизационные мероприятия на этом этапе – для решения вопросов о закреплении имущества за работниками отводилось всего 11 дней ( с 19 июня до 1 июля 1993 г.) [10]. Косвенным стимулом для ускорения процесса передачи имущества пайщикам и работникам, либо для его реализации, стало введение с 1992 г. налога на имущество предприятий [9]. Дополнительную напряженность в процесс перераспределения кооперативной частной (общей долевой, общей совместной) собственности в этот период вносила правовая неопределенность её принадлежности: положение постановления Правительства РСФСР от 16 декабря 1991 г. №42 о закреплении за Центросоюзом РСФСР всей собственности потребительской кооперации СССР, находящейся на территории РСФСР было впоследствии признано неосновательным  и отменено распоряжением Президента РФ от 24 августа 1992 г.  №448-рп [21].

Особенностью третьего этапа развития института потребительской кооперации РФ (январь 1995 – июль 1997 гг.) явилось установление двойного правового режима её собственности. В соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г., потребительские общества получили статус некоммерческих организаций и за ними закреплялось право собственности [5]. Одновременно, Законом РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации», неизменной сохранялась норма, когда собственниками имущества, закрепленного за паем, признавались пайщики и работники потребительских обществ.

Четвертый этап (с июля 1997 г.) институциональных трансформаций потребительской кооперации РФ характеризовался упорядочением отношений собственности. Федеральным законом РФ от 11 июля 1997 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» её правовой режим был приведен в соответствие с Гражданским кодексом РФ.

Оценивая результаты институциональных трансформаций потребительской кооперации РФ в период 1992 – 1997 гг., можно констатировать, что отношения собственности претерпели радикальные изменения и вернулись к исходному состоянию. По нашему мнению, объяснения этому могут быть даны на основе анализа территориально-пространственное распределения государственной и муниципальной собственности, ставших объектом массовой приватизации в Российской Федерации.

Исторически сложившаяся неравномерность распределения различных видов собственности в городской и сельской местности Российской Федерации характеризовалась тем, что местом сосредоточения государственной и муниципальной собственности являлись индустриально-промышленные центры и урбанизированные поселения, а колхозно-кооперативной собственности – сельская местность. Программа приватизации распространяла своё действие исключительно на государственную и муниципальную собственность [4, 16, 19], что значительно ограничивало возможности участия сельского населения в процессе приватизации и могло повлечь рост социальной напряженности в индустриально-аграрных и аграрно-индустриальных регионах. Обозначившаяся региональная специфика приватизации в Российской Федерации потребовала вовлечения в этот процесс дополнительных объектов собственности, в том числе, собственности потребительской кооперации.

Изменения в закреплении прав собственности в потребительской кооперации РФ, имевшие место в период 1990-х гг., дополнялись и усиливалось соответствующим перераспределением хозяйственной компетенции. Это привело к формированию четко дифференцированных групп специальных интересов: собственники (пайщики), руководители потребительских обществ (менеджеры), руководители региональных союзов потребительских обществ (менеджеры), руководители Центросоюза РФ (менеджеры).

Организационная структура потребительской кооперации РФ порождает наибольшую тесноту связей собственников и менеджеров в системе отношений «пайщик – менеджер потребительского общества», что делает эти группы значимыми при оценке перспектив развития региональных союзов потребительских обществ.

Для анализа взаимодействия групп «пайщик – менеджер потребительского общества» нами использовались методологические основания и концепты теории агентских отношений [26, с.55-60]. Предлагаемая ниже модель, разработанная в категориях и с позиции теории агентских отношений, позволяет структурировать связи в системе «пайщик – менеджер потребительского общества», а также описать их содержание и направленность (таблица 1.3.2.).

Таблица 1.3.2

Модель системы «пайщик – менеджер потребительского общества»

Элементы модели

Субъекты модели

Пайщик

Менеджер

потребительского общества

Статус

Доверитель (принципал)

Агент

Объект агентских отношений

Пай

Делегируемые права

Управление паем

Закрепляемые права

Установление стимулов и сдерживаний для агентов

Свобода вхождения в контрактные отношения и выхода из них

Выгоды от использования объекта

Выплаты на пай и услуги – возможность удовлетворения материальных и иных потребностей

Вознаграждение за управление паем

Источники предоставляемых выгод

Затраты, прибыль в связи с социально-экономическая деятельностью потребительского общества

Функция полезности

Максимизация выгод

Максимизация вознаграждения

Доступ к информации об использовании объекта

Ограниченный

Свободный

 Проблемы агентских отношений

Неэффективные стимулы, ограничения и контроль

Возможность оппортунистического поведения

Сопоставление характеристик пайщиков и менеджеров потребительских обществ позволяет сделать вывод, что они при взаимодействии конкурируют за источники предоставляемых выгод и их функции полезности противоположны друг другу. Модель Принципала – Агента дает необходимые основания для объяснения причин преимущественного положения менеджеров потребительских обществ: ассиметричность распределения информации; ограниченные возможности пайщиков в установлении действенных стимулов для преодоления оппортунистического поведения менеджеров потребительских обществ и контроля за их текущей деятельностью.

Угрозы менеджерализма в системе отношений пайщиков и менеджеров потребительской кооперации РФ не могут рассматриваться как специфика переходной экономики России. Использование менеджерами своей власти для приватизации кооперативов и личного обогащения является усиливающейся тенденцией в практике мирового кооперативного движения. Дж. Бразда и Р. Шедивай выделяют в качестве основной причины менеджерализма существующие формальные институциональные рамки, которые «позволяют менеджерам проводить свою политику, не нарушая закона» [28, c.147]. Г. Ашхоф и Е. Хеннингсен в своих исследованиях ставят акцент на отсутствие у большей части пайщиков понимания идей кооперации, а также их отчужденность от управления и контроля [27, c.142].

Анализ норм, регулирующих, в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации», разделение хозяйственной компетенции в потребительских обществах и их региональных союзах, подтверждает, что доминирование менеджеров в период приватизации  собственности потребительской кооперации РФ имело законодательные основания. Так, внутренняя структура  управления потребительским обществом (региональным союзом) определялась в период 1992-1997 гг. как 2-х уровневая: общее собрание членов (их уполномоченных) и правление - исполнительный орган потребительского общества. Вменение в компетенцию правления вопросов оперативного управления потребительским обществом, руководства его хозяйственной деятельностью и регистрации членства физических и/или юридических лиц позволило Агентам с максимальной выгодой для себя выполнить процедуру закрепления собственности и упрощало вывод  её из хозяйственного оборота потребительских обществ.

Возможность вывода собственности из хозяйственного оборота потребительских обществ обеспечивалась следующими сопряженными нормами, сформулированными в статье 17 Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации»:

-                     право свободного выхода пайщиков и работников из потребительского общества с безусловным предоставлением им пая в денежном выражении  или имущественном эквиваленте;

-                     замена жесткой вертикальной иерархии системы Центросоюза РФ на договорные отношения между потребительскими обществами и их союзами всех уровней;

-                     отмена организационно-распорядительных и контрольных полномочий союзов потребительских обществ по отношению к потребительским обществам (Центросоюза РФ по отношению к союзам потребительских обществ) [14].

Одним из результатов приватизации собственности потребительской кооперации РФ в 1992-1995 гг. стало значительное сокращение числа её имущественных комплексов (материально-технической базы), представленное в таблице 1.3.3.

Таблица 1.3.3

Материально-техническая база потребительской кооперации РФ*

на начало периода, единиц

1991

1996

1996 к 1991,

 проценты

Розничные торговые предприятия – всего

179580

103764

57,8

в том числе магазины

154473

100242

64,9

Розничные торговые предприятия, расположенные в сельской местности – всего

143164

83281

58,2

в том числе магазины

124915

81382

65,2

Предприятия общественного питания – всего

36771

11042

30,0

в том числе, расположенные в сельской местности

23076

5889

25,5

Общетоварные склады

23991

12766

53,2

Склады-холодильники

1676

750

44,7

Овощекатрофелефруктохранилища

2194

1094

49,9

Селькоопзаготпромы

4969

392

7,9

Приемозаготовительные пункты

18359

3472

18,9

Промышленные предприятия – всего

9080

6959

76,6

* По данным Центросоюза РФ [23, с.49].

Общее снижение экономической эффективности потребительской кооперации РФ и доли кооперативного сектора в экономике России в этот период отмечается зарубежными аналитиками [22].

Ухудшение экономического положения системы сопровождалось развитием негативных социальных процессов: резким сокращением численности пайщиков – с 22490,4 тыс. человек на начало 1992 г. до 11292,0 тыс. человек на начало 1996 г. [7, c.78], а также снижением численности работников потребительских обществ (табл. 1.3.4.).

Таблица 1.3.4

Среднесписочная численность работников потребительской кооперации РФ*

 тыс. человек

1992

1995

1995 к 1992,

проценты

Среднегодовая численность работников потребительской кооперации – всего

1284,7

776,4

60,4

в том числе:

- розничная торговля и общественное питание

802,1

491,4

61,3

- заготовки

62,9

28,6

45,5

- промышленность

197,3

136,1

68,9

- сельское хозяйство

21,6

12,0

55,6

- строительство

28,1

10,7

38,1

- транспорт

114,9

63,1

54,9

* По данным Центросоюза РФ [23, с.48].

Особое значение для установления нормативного баланса правомочий между пайщиками и менеджерами имело принятие Федерального закона РФ от 11 июля 1997 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Законом были восстановлены контрольно-распорядительные полномочия союзов по отношению к потребительским обществам и изменена внутренняя организационная структура управления потребительским обществом. Она стала включать 3-уровня: общее собрание членов (их уполномоченных), совет потребительского общества (как контрольно-распорядительный орган, сформированный из числа пайщиков) и правление (как исполнительный орган, представляющий менеджмент потребительского общества). Тем самым были законодательно разделены распорядительные и исполнительные органы потребительских обществ и их союзов.

Стабилизация институциональной формы потребительской кооперации РФ и восстановление баланса правомочий пайщиков и менеджеров всё же не обеспечили роста её привлекательности для населения. Наглядным подтверждением этому является продолжающееся в настоящее время снижение численности социальной базы потребительской кооперации РФ (табл.1.3.5).

Таблица 1.3.5

Численность пайщиков потребительской кооперации Российской Федерации в 1997-2003 гг.*

на начало года, тыс. человек

Год

Численность пайщиков

Изменение по сравнению с предыдущим годом

1997

14945,1

1998

13753,6

-1191,5

1999

12435,4

-1318,2

2000

11849,5

-585,9

2001

11360,7

-488,8

2002

10432,0

-928,7

2003

9499,7

-932,3

*[7,с.78]

Таким образом, можно констатировать, что в результате институциональных трансформаций собственность потребительской кооперации была вовлечена в процесс приватизации на начальном этапе рыночных преобразований в Российской Федерации и послужила основой для формирования частной собственности в сельской местности, а пайщики и менеджеры потребительских обществ, включившиеся в приватизацию собственности потребительских обществ, стали средой зарождения сельского предпринимательства.

Последствием приватизации собственности потребительской кооперации РФ явилось существенное уменьшение её социальной базы при соответствующем изменении качественных характеристик из-за оттока пайщиков, вовлеченных в частнопредпринимательскую деятельность. Устойчивая тенденция снижения численности пайщиков сохраняется в течении последних лет, несмотря на стабилизацию институциональной формы потребительской кооперации РФ.

Очевидные противоречия интересов менеджеров потребительских обществ и пайщиков, проявившиеся в процессе массовой приватизации собственности потребительских обществ, получили в настоящее время своё частичное законодательное разрешение. Вместе с тем, с позиции теории агентских отношений конфликт интересов в модели Принципал – Агент существует постоянно, независимо от степени проработанности действующего законодательства и должен  приниматься во внимание при определении перспектив развития потребительской кооперации РФ, региональных союзов и потребительских обществ. 

Литература.

1.     Андрефф В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза: трансакционные издержки и управленческие затраты // Вопросы экономики. – 2003. - № 12. – с. 3 – 17.

2.     Бернвальд А.Р., Наговицина Л.П. Проблемы потребительской кооперации в Гражданском кодексе Российской Федерации // Проблемы развития рынка потребительских товаров: Материалы к научн.-практ. конф. 23-24 мая 1995 г. Ч.1 – Новосибирск.: Б.И., 1995. – с. 3 – 6. 

3.     Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: проблема членских отношений. Новосибирск: ВО «Наука»; Сиб. издательская фирма, 1993. – 168 с.

4.     Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г. №2980-1.

5.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ.

6.     Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации//Экономист. – 1995. – № 6. – с. 24 – 28.  

7.     Захаров И.В. Почему население России слабо использует кооперативную форму организации?//Вопросы статистики. – 2003. - № 7.  – с. 76 – 80.

8.     Наговицина Л.П. Правовые и экономические проблемы развития потребительской кооперации России на современном этапе/Кооперация Сибири в ХХ в.: теория, историография, источники. – Вып. 2. – Новосибирск, 1996. – с. 122 – 129.

9.     О введении в действие Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации»: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19 июня 1992 г. №3086-1 //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №30. ст. 1789.

10.                            О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ: Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 1992 г. №144.

11.                            О кооперации в СССР: Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-ХI// Ведомости ВС СССР. 1988. №22. ст. 355.

12.                            О налоге на имущество предприятий: Закон РСФСР от 13 декабря 1991 г. №2030-1.

13.                            О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 1997 г. №97-ФЗ.

14.                            О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. №3085-1.

15.                            О потребительской кооперации в РСФСР: Постановление Правительства РСФСР от 16 декабря 1991 г. №42 //Не опубликован.

16.            О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 03 июля 1991 №1531-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №27. Ст.927.

17.                            О собственности общесоюзных и межреспубликанских общественных организаций и фондов на территории РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 27 сентября 1991 г. №1692-1// Ведомости СНД РФ и ВС РСФСР. 1991. №42. Ст. 1325.

18.                            Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР: Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. №293-1// Ведомости ВС РСФСР. 1990. №22. Ст. 260.

19.            Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий: Указ Президента РФ от 29 декабря 1991 г. №341;

20.            Прижигалинский В.П. Рынок: проблема предпринимательства и кооперации. – Ставрополь: Издательство АО «Пресса», 1996. – 328 с.

21.                            Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. №448-рп //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №35. Ст. 2015.

22.                            Социально-экономические последствия реформирования отношений собственности в потребительской кооперации России (23.11.02). Межрегиональный кооперативный туристический альянс// www.mkta.ru/Coop_history/likbez_mkta_h6.htm.

23.                            Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1996 г. М.: Центросоюз Российской Федерации.  1997. – 215 с.

24.                            Темирбулатов А.О. Кооперация в прошлом, настоящем и будущем обустройстве России/Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. Выпуск 1. – Новосибирск: филиал «Гео» Издательства СО РАН, Издательский дом «Манускрипт», 2002. – с.72 – 78.

25.                            Цихоцкий А.В. Правовое регулирование отношений собственности в потребительской кооперации: прошлое и настоящее/Кооперация Сибири в ХХ в.: теория, историография, источники. – Вып. 2. – Новосибирск, 1996. – с. 129 – 139.

26.                            Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 408 с.

27.                            Aschhoff G., Henningsen E. The German Co-operative System. Its History, Structure and Strength. Frankfurt am Main: Fritz Knapp Verlag, 1996, 211c.

28.                            Barzda J., Schediwy R. The Legal Status of Co-operatives in Austria and the Developments in the Agricultural and Consumer Co-operative Sectors. Geneva: International Co-operative Alliance, 1998, 292c.