ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы организации учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда. 4

1.1. Организация учета расчетов с персоналом по оплате труда. 4

1.2. Учет удержаний из заработной платы.. 13

Глава 2. Организация учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда в ОАО «Вереск». 20

2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Вереск». 20

2.2. Организация учета расчетов с персоналом по оплате труда. 21

3. Совершенствование организации учета расчетов по оплате труда. 31

Заключение. 35

Список использованных источников. 38

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. Именно поэтому обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, правильное ведение их учета и контроля влияют на эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль. Проблемы организации учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда в современных условиях хозяйствования становятся все более острыми и актуальными в связи и с тем, что для весьма значительного числа предприятий регулярность и размер выплат предопределяют не только перспективы развития самих организаций, но и обеспечивают физическое выживание их персонала.

Объектом исследования данной работы выступает предприятие ОАО «Вереск».

Предметом исследования является организация учета и аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Целью настоящей работы является разработка и обоснование системы мер по совершенствованию учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть организацию учета расчетов с персоналом по оплате труда;

2.     раскрыть учет удержаний из заработной платы и обложение единым социальным налогом;

3.     Изучить организацию бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда ОАО «Вереск»;

4.     Разработать мероприятия по совершенствованию учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда в ОАО «Вереск».

Глава 1. Теоретические основы организации учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда

1.1. Организация учета расчетов с персоналом по оплате труда

Оплата труда работников – это вознаграждение за труд. В значительной степени она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако на нее воздействуют и чисто рыночные факторы. Такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конкретная конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы [21, с. 18].

Оплата – основной мотив труда. Она обладает мотивационным эффектом. Реальность такова, что деньги заставляют человека работать, а их количество стимулирует трудовую активность. В этом и заключается экономический смысл оплаты труда [22, с. 35].

Оплата труда – это система отношений, связанных с установлением и осуществлением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами [22, с. 36].

В настоящее время на уровне государства осуществляется регулирование, в основном, минимального размера оплаты труда, установленного с учетом прожиточного минимума, доплат и надбавок для отдельных категорий работников.

В настоящее время основным актом трудового законодательства Рос­сийской Федерации, регулирующим отношения участников трудового про­цесса (работников и работодателей) в любой организации независимо от ее организационно - правовой формы, является Трудовой Кодекс РФ [2]. Трудовое законодательство РФ включает иные нормативные акты, к числу которых можно отнести отдельные федеральные законы, акты трудового законодательства республик в составе РФ, указы и распоря­жения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Минтруда России. Регулирование оплаты труда и социально-трудовых взаимоотношений между работодателем и ра­ботниками на уровне отдельно взятой организации осуществляется в соответствии с принятыми в ней внутренними нормативными докумен­тами (трудовых договоров, коллективных договоров) [18, с. 64-65].

Основными задачами учета труда и заработной платы являются [16, с. 450-451]:  точный учет личного состава работников; учет отработанного ими времени объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками предприятия, бюджетом, органами со­циального страхования, фондами обязательного медицинского страхования, пенсионным фондом; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.

Таким образом, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Основой нормативно-правового регулирования учета расчетов по оплате труда является Трудовой кодекс РФ.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы [14, с. 25]:

1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Организация учета труда работников – это совокупность элементов заработной платы, форм и систем оплаты труда, а также состав фонда оплаты труда.

Основным элементом заработной платы является ставка заработной платы, обусловленная в договоре и определяющая уровень оплаты труда, имеющего конкретные профессиональные характеристики в единицу времени [21, с. 28-30]. Однако он не учитывает индивидуальных различий в способностях работников, неизбежно влияющих на результат труда. Поэтому в структуре заработной платы следует выделить еще один элемент – переменную часть, отражающую различия в индивидуальных результатах трудовой деятельности (премии, надбавки, сдельный приработок). Существуют различные виды доходов, которые работник может получать в силу того, что работает в данной организации (материальная помощь, оплата питания, оплата путевок и лечения, ценные подарки, дополнительное медицинское и пенсионное страхование). Следовательно, заработную плату и эти виды доходов можно рассматривать как трудовой доход работника данной организации.

Основными элементами организации оплаты труда на предприятиях являются: нормирование труда, тарифная система, формы и системы заработной платы. Каждый элемент имеет строго определенное назначение.

Тарифная система является совокупностью нормативов, с помощью которых регулируется уровень заработной платы различных групп и  категорий работников в зависимости от сложности выполняемой работы, от условий труда, природно-климатических условий, в которых выполняется работа, от интенсивности труда (совмещение профессий, руководство бригадой).

Основными элементами тарифной системы являются: тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационные справочники, должностные оклады, тарифные справочники должностей служащих, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, районные  коэффициенты к заработной плате.

Показателями квалификации рабочих и квалификационного уровня работ являются тарифные разряды. Рабочим одной и той же профессии присваиваются разные тарифные разряды в зависимости от их профессиональных знаний и трудовых навыков. Тарификация работ с присвоением рабочим квалификационных разрядов производится с помощью Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий.  

Первые два элемента организации заработной платы – нормирование труда и тарифная система не определяют порядок начисления заработной платы. Они представляют собой базу для установления размера заработной платы. Для практического их использования необходим четкий алгоритм зависимости оплаты труда от норм труда, от элементов тарифной системы и от показателей, характеризующих количество и качество затраченного труда. Эта зависимость отражается через формы и системы оплаты труда.

Расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работникам подразделяются на три части:

– фонд заработной платы;

– выплаты социального характера;

– расходы, не относящиеся к фонду оплаты труда и выплатам социального характера.

Синтетический учет расчетов по оплате труда организации ведут на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», в развитие которого могут открывать соответствующие субсчета [22, с. 125-128]. К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:

70-1 «Расчеты с сотрудниками, состоящи­ми в штате организации»;

70-2 «Расчеты с совместителями»;

70-3 «Расчеты по договорам гражданско-правового характера».

По кредиту счета отражают суммы начисленной оплаты труда, пре­мий, пособий по временной нетрудоспособности. Основанием для на­числения оплаты труда, премий, пособий и других выплат служат табели учета отработанного времени, наряды на сдельную работу, рапорты о выработке, листки о простоях, листки нетрудоспособности и т.д. Начис­ленные работникам организации суммы отражаются по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в дебет счетов: 08, 20, 23, 25, 26, 28, 44, 69, 96.

По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учи­тываются выплаты работникам, сумма удержанного налога на доходы физических лиц, своевременно не возвращенные подотчетными лицами авансы, суммы за причиненный материальный ущерб, за брак, в погаше­ние задолженности по выданным займам, по исполнительным докумен­там в пользу различных юридических и физических лиц. Выплаты и удержания отражаются по дебету счета 70 в кредит счетов: 50, 51, 68, 71,73,76.

Оплата труда работникам организации выдается в сроки, установлен­ные коллективными договорами и согласованные с государственными внебюджетными фондами и инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по месту регистрации юридического лица.

Для получения денег на оплату в банк предъявляются следующие документы: чек, платежные поручения на перечисление в бюджет обяза­тельных налоговых платежей (налог на доходы физических лиц, ЕСН), платежные поручения в пользу различных организаций и лиц на суммы, удержанные из оплаты труда работников по исполнительным листам, ис­полнительным документам и личным обязательствам.

Если при предъявлении обслуживающему банку чека на выдачу де­нежных средств на оплату труда организацией не представляются пла­тежные поручения на перечисление единого социального налога, банк не вправе выдавать денежные средства, заявленные в чеке. Выдача де­нежных средств работникам организации в качестве платы за труд осу­ществляется кассиром на основании составленных платежных ведомос­тей, в которых работник расписывается в получении денег. Суммы оплаты труда, не выданные в установленный срок, подлежат сдаче в банк на расчетный счет организации.

Денежные суммы на оплату труда работникам организации должны быть выданы в течение трех рабочих дней, включая день получения на­личных средств в банке. Если в течение данного срока по каким-либо причинам деньги не были выданы работнику, кассир, ответственный за их выдачу, в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фами­лии таких лиц ставит штамп или делает отметку от руки «Депонирова­но».

Затем на основании платежной ведомости кассир заполняет реестр не выданной заработной платы (форма № РТ-11), утвержденный Пись­мом Минфина России от 24 июля 1992 г. № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предпри­ятиях». В реестр не выданной заработной платы заносятся следующие данные:

– табельный номер работника, не получившего в установленные сро­ки заработной платы;

– его фамилия, имя и отчество;

– размер депонированной суммы.

Ведение реестра не выданной заработной платы может не осуществ­ляться, если в организации ведется книга учета депонированной зара­ботной платы (форма № 8а), то в соответствии с разъяснениями Мин­фина России. Порядок заполнения формы N 8а во многом схож с ве­дением формы № РТ-11.

После заполнения данных форм кассир в платежной ведомости ука­зывает фактически выплаченные и депонированные суммы и составляет расходный кассовый ордер на выплаченную заработную плату. Соответ­ствующая хозяйственная операция заносится в кассовую книгу.

На депонированную сумму составляется объявление на взнос налич­ными, и неполученные денежные средства сдаются в обслуживающее от­деление банка. На сданную сумму в обязательном порядке составляется расходный кассовый ордер.

Для учета депонированных денежных средств применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам».

Депонированная сумма на оплату труда отражается в бухгалтерском учете до истечения срока исковой давности, составляющего три года. В течение данного срока работники, не получившие денег, имеют право потребовать их выплату. В этом случае выдача депонированной суммы осуществляется по расходному кассовому ордеру. Если депонент будет выдаваться группе лиц, то следует составить платежную ведомость с указанием «Выдача депонента».

По желанию работника депонированная сумма может быть перечислена на его личный счет (Дебет субсчета 76-4, Кредит счета 51) либо выдана в натуральной форме (Дебет субсчета 76-4, Кредит субсчета 90-1, 91-1).

По истечении указанного срока (три года) сумма невостребованной депонированной суммы подлежит зачислению в состав прибыли пред­приятия как внереализационные доходы и налогообложению в общеус­тановленном порядке.

Из начисленной заработной платы труда членов трудового коллектива организации производятся удержания, которые подразделяются на [23, с. 18]:

обязательные удержания;

удержания по инициативе работодателя;

удержания по инициативе работника.

К числу обязательных удержаний, производимых из оплаты труда, относятся:

удержания налога на доходы физических лиц;

удержания по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу физических и юридических лиц;

удержания по вступившему в законную силу приговору суда.

Для данного вида удержаний согласие работника не требуется.

К удержаниям по инициативе работодателя относятся:

удержания за причиненный организации материальный ущерб;

удержания за брак;

удержания своевременно не возвращенных подотчетных сумм;

удержания по предоставленным займам и ссудам;

удержания излишне выданной заработной платы.

Удержания данного вида осуществляются на основании приказа (распоряжения) руководителя организации с указанием причины удержаний, с которым должно быть ознакомлено под расписку лицо, с доходов которого производятся удержания.

К числу удержаний по инициативе члена трудового коллектива, в частности, можно отнести:

1) удержания профсоюзных взносов;

2) удержания в пользу физических или юридических лиц на основании письменного заявления работника.

При журнально-ордерной форме учета при оформлении операций по расчетам с физическими лицами используются следующие журналы-ордера: № 1 - по кредиту счета 50; № 2 - по кредиту счета 51; № 7 - по кредиту счета 71; № 8 -по кредиту счетов 68,73,75,76; № 10,10/1 — по кредиту счетов 69, 70; № 11 — по кредиту счета 44; № 12 — по кредиту счетов 84,96; № 13 — по кредиту счетов 90, 91 [20, с. 112-114].

Операции, связанные с начислением заработной платы, отражаются в журнале-ордере № 10. Операции по выплате заработной платы и удер­жаниям из нее отражаются в журналах-ордерах, предназначенных для учета оборотов по кредиту счетов, корреспондирующих со счетом 70.

Группировка операций осуществляется в ведомостях:

№ 1 – ведо­мость к счету 50;

№ 2 – ведомость к счету 51;

№ 7 – ведомость учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами;

№ 12 – ведомость учета затрат цехов;

№ 8 – книга учета депонированной заработной платы;

№ 13, № 13а – ведомость учета потерь в производстве;

№ 15 – ведо­мость учета общепроизводственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов;

 № 18 – ведомость учета затрат по капитальным вложениям, а также в разработочных таблицах:

 № 1 (РТ) – распределение заработной платы и расхода материалов;

№ 2 (РТ) – распределение заработной платы;

 № 3 (РТ) – сводка данных по рас­четам с рабочими и служащими;

№ 4 (РТ) – сводка начисленной за­работной платы по составу и категориям работников;

№ 5 (РТ) – сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям ра­ботников, и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими (вза­мен таблиц РТ-3, РТ-4);

 № 11(РТ) – реестр не выданной заработной платы ;

№ 12 (РТ) – карточка аналитического учета расчетов с дебито­рами и кредиторами.

Аналитический учет оплаты труда в организации ведется по каждому работнику с использованием лицевых счетов рабочих и служащих (формы № Т-54 и № Т-54а).

На основании документов по учету выработки, которые группируются по подразделениям организации, а в разрезе подразделений - по носителям затрат, бухгалтерия ежемесячно составляет ведомости распределения сумм оплаты труда работников.

Форму ведомостей бухгалтерия разрабатывает самостоятельно исходя из структуры организации.

Информация о расчетах с персоналом по оплате труда представлена в бухгалтерском балансе (ф. N 1), отчете о прибылях и убытках (ф. N 2), отчете о движении денежных средств (ф. N 4), приложении к бухгалтерскому балансу (ф. N 5), отчете о целевом использовании полученных средств (ф. N 6) и пояснительной записке.

Контроль за использованием рабочего времени возлагается на руководителей производственных под­разделений. Все виды использования рабочего времени должны быть подтверждены приложенными соответствующими первичными докумен­тами, которые вместе с табелем передаются в бухгалтерию для выпол­нения расчетов с работниками по оплате труда.

Расходы, связанные с оплатой труда производственного персонала, уменьшают облагаемую прибыль фирмы.

Если фирма определяет доходы и расходы по кассовому методу, то прибыль уменьшается после того, как те или иные выплаты будут выданы работникам. Если фирма определяет доходы и расходы по методу начисления, то прибыль уменьшается после того, как те или иные выплаты будут начислены.

Перечень расходов на оплату труда содержится в статье 255 Налогового кодекса [1]. К таким расходам, в частности, относятся: зарплата, начисленная персоналу фирмы; премии за результаты работы; надбавки, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, совмещение профессий и т.д.); расходы на оплату труда за время вынужденного прогула; компенсации за неиспользованный отпуск; средний заработок, сохраняемый за сотрудником в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией фирмы, а также сокращением ее штата; единовременные вознаграждения за выслугу лет; районные коэффициенты и надбавки за работу в тяжелых климатических условиях; расходы на оплату труда сотрудников, не состоящих в штате фирмы, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера (например, подряда или поручения); платежи по договорам обязательного и добровольного страхования сотрудников; расходы на формирование резерва на предстоящую оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; другие выплаты сотрудникам, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами.

Таким образом, организация учета расчетов по оплате труда с персоналом состоит из нескольких этапов: начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам пред­приятия с отнесением за счет соответствующих источников; расчет всех видов удержаний из заработной платы; расчет сумм отчислений в социальные фонды от фонда оплаты тру­да единого социального налога (ЕСН); получение в банке и отражение в учете наличных денег для вып­латы работникам предприятии; выдача и депонирование задолженности предприятия перед работ­никами по зарплате.

Учет расчетов с работниками организации по оплате труда осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". По кредиту счета 70 отражаются суммы: причитающейся работникам организации оплаты труда - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников; оплаты труда, начисленной за счет резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет; начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п.; начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм.

По дебету счета 70 отражаются: суммы оплаты труда, премий, пособий, выплаченных из кассы либо с расчетного счета организации; суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и т.д. Не выплаченные в установленный срок начисленные суммы отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по депонированным суммам".

1.2. Учет удержаний из заработной платы

Заработная плата работника может быть уменьшена на сумму различных удержаний. Удержания могут осуществляться в пользу:

бюджета (налог на доходы физических лиц и т.д.);

организации, в которой работает работник (невозвращенные подотчетные суммы, материальный ущерб и т.д.);

третьих лиц (алименты; суммы, предназначенные для возмещения причиненного вреда, и т.д.).

1. Налог на доходы физических лиц.

Большинство доходов, выплачиваемых организацией работникам в течение календарного года, облагается налогом на доходы физических лиц.

Налог исчисляется по ставке 13%. Однако для некоторых доходов установлены специальные налоговые ставки. Например, с доходов, полученных в виде дивидендов, налог удерживается по ставке 6%.

Выплачивая работникам доходы, организация обязана удержать налог на доходы и перечислить сумму налога в бюджет.

В учете делается следующая запись:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" – удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам вашей фирмы.

Налогом облагается общая сумма дохода, которую работник получил от организации в календарном месяце, уменьшенная на сумму доходов, не облагаемых налогом, и на сумму налоговых вычетов.

Налоговый вычет - это твердая денежная сумма, уменьшающая доход работника при исчислении налога.

Налоговые вычеты бывают: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Организация может уменьшить доход работника только на стандартные и профессиональные налоговые вычеты. Социальные и имущественные вычеты работник может получить в налоговой инспекции, где он состоит на учете, при подаче декларации о доходах за прошедший год.

Стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13%.

Если человек работает по трудовому договору в нескольких организациях, то вычеты предоставляются только в одной из них.

Доход работников, облагаемый налогом, уменьшается на стандартные налоговые вычеты ежемесячно. Стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены в следующих суммах: 3000 рублей; 500 рублей; 400 рублей; 300 рублей.

Если доход работника меньше, чем предоставленный ему налоговый вычет, то налог на доходы физических лиц с него не удерживается.

Право на вычет в размере 3000 рублей в месяц имеют работники, которые пострадали на атомных объектах в результате аварий и испытаний ядерного оружия, инвалиды ВОВ и др. (подп.1 п.1 ст.218 НК РФ).

Право на вычет в размере 500 рублей в месяц имеют Герои Советского Союза или Российской Федерации, инвалиды с детства, работники, ставшие инвалидами I и II групп, и др. (подп.2 п.1 ст.218 НК РФ).

Если человек работает в организации не с начала года, то вычет предоставляется с учетом дохода, который он получил по прежнему месту работы. При этом работник должен представить в бухгалтерию справку о доходах по форме N 2-НДФЛ с предыдущего места работы.

Вычет в размере 300 рублей на каждого ребенка предоставляется всем работникам, которые имеют детей. Вычет применяется до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 20 000 рублей.

Налоговый вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и на учащихся дневной формы обучения до 24 лет.

Вычет должен применяться с месяца рождения ребенка и до конца того года, в котором ребенок достиг указанного возраста.

Если работник не состоит в браке, то вычет предоставляется в двойном размере. При этом не важно, воспитывает работник ребенка самостоятельно или уплачивает алименты. Если работник, обязанный уплачивать алименты, уклоняется от их выплаты, вычет ему не предоставляется.

Если работник имеет право на несколько стандартных вычетов, размер которых составляет 3000, 500 и 400 рублей, ему предоставляется максимальный из них.

Вычет на содержание детей в размере 300 рублей предоставляется независимо от того, пользуется работник другим вычетом или нет.

2. Удержание алиментов.

Удержание алиментов осуществляется по исполнительным листам. Алименты на содержание несовершеннолетних детей удерживаются с дохода работника как по основному месту работы, так и при работе по совместительству. Удержание алиментов производят до достижения ребенком совершеннолетия (18 лет).

Перечень доходов, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841. К таким доходам, в частности, относятся заработная плата, все виды доплат и надбавок и т.п.

В соглашении или исполнительном листе может быть предусмотрено, что алименты удерживаются как в долях от дохода работника, так и в фиксированной сумме.

Как правило, алименты удерживаются в следующем размере: на содержание одного ребенка - 1/4 дохода работника; на содержание двоих детей - 1/3 дохода работника; на содержание троих и более детей - 1/2 дохода работника.

Суд может уменьшить или увеличить сумму, подлежащую взысканию в уплату алиментов. Однако эта сумма не может превышать 70% заработка работника, уменьшенного на сумму налога на доходы физических лиц.

Для учета алиментов откройте к счету 76 субсчет "Расчеты по исполнительным листам".

Дебет 70 Кредит 76 субсчет "Расчеты по исполнительным листам" –удержаны сумма алиментов по исполнительному листу и расходы на их почтовый перевод.

По инициативе организации производят удержания: за причиненный материальный ущерб; стоимости форменной одежды; своевременно не возвращенных подотчетных сумм.

3. Удержания за причиненный материальный ущерб.

Работник организации в процессе своей трудовой деятельности может нанести материальный ущерб организации (например, потерять или испортить имущество фирмы).

Если с работником заключен гражданско-правовой договор, то ущерб возмещается в порядке, установленном гражданским законодательством. Гражданский кодекс РФ предусматривает полное возмещение ущерба.

Если с работником заключен трудовой договор, ущерб возмещается в соответствии с трудовым законодательством. Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст.238).

Размер ущерба при утрате и порче имущества определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Трудовое законодательство предусматривает ограниченную материальную ответственность и полную материальную ответственность.

При ограниченной материальной ответственности работник должен возместить прямой ущерб в пределах своего среднего месячного заработка.

Ограниченная материальная ответственность наступает, если работник допустил брак в работе, испортил имущество по небрежности или неосторожности и т.д.

При полной материальной ответственности работник должен возместить всю сумму расходов организации на восстановление поврежденного или приобретение нового имущества.

Исчерпывающий перечень случаев, в которых работник может привлекаться к полной материальной ответственности, приведен в статье 243 ТК РФ.

Кроме того, полная материальная ответственность может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.

Сумма ущерба, которая не превышает среднемесячного заработка работника, удерживается из его заработной платы (на основании приказа руководителя).

Сумма ущерба, которая превышает среднемесячный заработок работника, взыскивается только в судебном порядке.

4. Удержание стоимости форменной одежды.

Организация может выдавать работникам форменную одежду. Некоторым работникам она положена по законодательству (например, работникам органов юстиции, таможенных органов и т.д.). В большинстве случаев форменная одежда выдается бесплатно.

Стоимость бесплатно выданной форменной одежды может быть удержана из заработной платы, если работник:

увольняется и не возвращает форменную одежду организации;

испортил или потерял форменную одежду до окончания срока ее носки.

В этом случае сумма удержаний определяется по формуле (1).

 

Если по законодательству форменная одежда работнику не положена, то порядок удержания ее стоимости устанавливается по договоренности между работником и администрацией организации.

И в первом, и во втором случае сумма ежемесячного удержания не может превышать 20% заработной платы работника, причитающейся к выплате.

5. Удержание своевременно не возвращенных сумм, полученных под отчет.

Работник, получивший подотчетную сумму, должен за нее отчитаться, представить в бухгалтерию авансовый отчет (с приложением документов, подтверждающих расходы), а неизрасходованные средства вернуть в кассу организации.

Работник, получивший подотчетную сумму на командировочные расходы, должен представить авансовый отчет и сдать в кассу неизрасходованный остаток подотчетных сумм не позднее чем через три рабочих дня после возвращения из командировки.

Сумма подотчетных средств, не возвращенная работником в установленный срок, может удерживаться из его заработной платы.

Единовременная сумма удержаний не может превышать 20% заработной платы, причитающейся к выдаче.

Если долг работника будет списан за счет средств организации, эту сумму следует включить в совокупный доход работника (ст.209 НК РФ). Это значит, что с работника придется удержать налог на доходы физических лиц, а на сумму списанного долга начислить единый социальный налог и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Если срок возврата денег, выданных на хозяйственные нужды, установлен не был, оснований для включения подотчетных сумм в совокупный доход работника не имеется.

При наступлении срока, в течение которого работник должен отчитаться или вернуть средства, полученные под отчет, сделайте запись:

Дебет 94 Кредит 71

учтена сумма средств, выданная работнику под отчет и не возвращенная в срок.

Операции по удержанию денежных средств из заработной платы работника отразите записью:

Дебет 70 Кредит 94

невозвращенная подотчетная сумма удержана из зарплаты работника.

6. Удержания на основании заявлений или обязательств работников.

Все удержания, производимые на основании письменных заявлений или обязательств работника, производятся сверх обязательных удержаний.

Основаниями для удержания тех или иных сумм из заработной платы работника являются его заявления или заключенные с ним договоры (например, договор о предоставлении займа).

Глава 2. Организация учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда в ОАО «Вереск»

2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Вереск»

ОАО «Вереск» зарегистрировано постановлением Главы города Екатеринбурга № 616-п от 24.05.1999 г., рег. № 13075.

Общество было создано в соответствии с Гражданским Кодексом и Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ОАО «Вереск» осуществляет следующие виды деятельности:

-       организация и осуществление оптовой и розничной торговли;

-       организация и предоставление услуг общественного питания и бытового обслуживания;

-       организация выпуска товаров народного потребления, включая производство хлебобулочных, макаронных, кондитерских и др. изделий;

-       изыскание и поставка торгово-производственным предприятиям недостающих товарных ресурсов путем заключения прямых договоров с промышленными предприятиями, индивидуальными производителями и другими поставщиками;

-       организация услуг: по хранению товаров, оборудования и сырья; по аренде; транспортно-экспедиционных; рекламных; гостиничного хозяйства; по вопросам экономической и правовой деятельности; исследованиям конъюнктуры рынка; посредническим и маркетинговым услуг.

Директор предприятия действует на основе единоначалия и принимает решения по всем вопросам деятельности ОАО «Вереск», отнесенным к его компетенции

Бухгалтерский учет ведет бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером. Главный бухгалтер несет ответственность и пользуется правилами, установленных для главных бухгалтеров предприятий и организаций РФ.

Бухгалтерская служба осуществляет бухгалтерский и налоговый учет, составление отчетности, выверку и учет расчетов с покупателями, заказчиками, подрядчиками и с бюджетом.

2.2. Организация учета расчетов с персоналом по оплате труда

Оплата труда в ОАО «Вереск» является важным элементом затрат в себестоимости продукции. Рас­четные операции с персоналом предприятия по всем видам начислений и удержаний производятся в сжатые и строго определенные сроки на расчеты по оплате труда подготовку всей необходимой документации; при начислении и выплате суммы заработной платы бухгалтерия предприятия руководствуется значительным числом нормативных актов; точно оформляются первичные документы, служащие основанием для расчетов с работниками.

Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе ОАО «Вереск») по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету - удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов.

Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.

Заработная плата работников ОАО «Вереск» может: включаться в состав расходов по обычным видам деятельности; включаться в состав вложений во внеоборотные активы; включаться в состав внереализационных или операционных расходов; включаться в состав расходов будущих периодов; включаться в состав чрезвычайных расходов; выплачиваться за счет резерва предстоящих расходов; выплачиваться за счет чистой прибыли организации.

Начисление заработной платы отражается по кредиту пассивного счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", а корреспондирующий с ним счет выбирается исходя из того, в каком подразделении работает работник, которому начисляется зарплата, и какие работы он выполняет (приложение 2).

В состав операционных расходов включается заработная плата, начисленная работникам, занятым в процессе получения операционных доходов, например заработная плата работников, занимающихся сдачей имущества организации в аренду (сдача имущества в аренду не является для организации обычным видом деятельности).

В организации был создан резерв предстоящих расходов под выполнение тех или иных работ (например, на предстоящий ремонт основных средств, на гарантийный ремонт и т.д.), поэтому заработная плата работникам, занятым их выполнением, начисляется за счет созданного резерва.

В случае, если для покрытия расходов на выплату заработной платы резерва недостаточно, сумма превышения заработной платы над созданным резервом отражается на счетах по учету затрат.

Однако заработная плата облагается налогом на доходы физических лиц и взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в общеустановленном порядке.

Сумма заработной платы облагается единым социальным налогом (ЕСН), взносами на обязательное пенсионное страхование и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Выплаты, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль организации, единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование не облагаются.

Сумма расходов на оплату труда, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль ОАО «Вереск», отражается бухгалтером в регистре налогового учета расходов на оплату труда. Этот регистр заполняется на основании первичных документов, которыми оформляется та или иная выплата сотрудникам (приказов, ведомостей и т.д.).

Расходы, связанные с добровольным страхованием сотрудников ОАО «Вереск», отражаются в трех налоговых регистрах: регистре учета договоров на добровольное страхование работников; регистре учета расходов по добровольному страхованию работников; регистре-расчете учета расходов по страхованию работников текущего периода.

Прежде всего, заполняется регистр учета договоров на добровольное страхование работников на основании документов, которыми оформляется страхование (договоров), а также регистра учета расхода денежных средств.

Затем заполняется регистр учета расходов по добровольному страхованию работников на основании данных регистра расходов будущих периодов.

После этого вносятся необходимые данные в регистр-расчет учета расходов по страхованию работников текущего периода. Его заполняют на основании данных регистра расходов на оплату труда и регистра учета расходов по добровольному страхованию работников.

Регистр для учета расходов по формированию резервов заполняется на основании сметы планируемых расходов по выплате отпускных (вознаграждений за выслугу лет) и положений учетной политики ОАО «Вереск», в которых указан процент отчислений в резервы.

Суммы начисленного ЕСН учитываются на счетах 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Сумма ЕСН, перечисляемая в федеральный бюджет, учитывается на отдельном субсчете "Расчеты по ЕСН" счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на те же выплаты, на которые начисляется ЕСН.

К счету 69 могут быть открыты субсчета (табл. 1).

Суммы начисленного ЕСН и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний отражаются по дебету тех же счетов, на которых отражается начисление заработной платы и других доходов работникам организации.

Начисление единого социального налога осуществляется в процентной ставке – 26% от фонда заработной платы ОАО «Вереск».

По субсчету 69-1-1 "Расчеты с Фондом социального страхования РФ по единому социальному налогу" начислено за анализируемый период 14470 руб. По субсчету 69-1-2 "Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" – 723 руб.

Таблица 1

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

69-1 "Расчеты по социальному страхованию"

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию"

69-1-1 "Расчеты с Фондом социального страхования РФ по единому социальному налогу"

69-1-2 "Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

69-3-1 "Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования"

69-3-2 "Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования"

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению"

69-2-1 "Расчеты по страховой части трудовой пенсии"

69-2-2 "Расчеты по накопительной части трудовой пенсии"

По субсчету 69-3-1 "Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" – 723 руб. По субсчету 69-3-2 "Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования" – 12300 руб.

Отчисления в Федеральный фонд Пенсионного обеспечения составил 50646 руб., в том числе в страховую часть трудовой пенсии – 10000 руб., в накопительную часть – 40646 руб.

В течение года необходимо ежемесячно уплачивать авансовые платежи по ЕСН.

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца (ст.136 ТК РФ). Как правило, за первую половину месяца заработная плата выплачивается авансом.

Конкретные дни выплаты заработной платы за первую и вторую половину месяца определяются правилами трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором.

Денежные средства, причитающиеся работникам ОАО «Вереск», могут быть:

– выданы наличными из кассы организации;

– перечислены по безналичному расчету на банковские счета или кредитные карты работников.

Если денежные средства снимаются с расчетного счета для выплаты заработной платы из кассы, то их сумму необходимо отразить записью:

Дебет 50-1 «Касса» Кредит 51 «Расчетный счет»

поступили с расчетного счета денежные средства в кассу организации.

На сумму выплаченной заработной платы делается проводка:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 50-1 «Касса»

выплачена из кассы заработная плата работникам организации.

Если не все работники получили заработную плату, то оставшиеся невыплаченные суммы депонируются и сдаются на расчетный счет в банк.

Если заработная плата перечисляется на банковские счета или кредитные карточки работников, то при перечислении денежных средств осуществляется проводку:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 51-1 «Расчетный счет»

перечислены денежные средства на оплату труда.

Сумма комиссионного вознаграждения, удержанную банком за перечисление денежных средств на банковские счета или карточки работников, отражается проводкой:

Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы» Кредит 51 «Расчетный счет» – удержано банком комиссионное вознаграждение.

ОАО «Вереск» иногда выдает работникам в счет причитающейся им заработной платы: готовую продукцию или товары; прочее имущество организации (например, материалы или полуфабрикаты). Заработная плата, выданная в натуральной форме, облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не превышает 20% от общей суммы заработной платы.

Выручка от передачи работникам имущества ОАО «Вереск» в счет выплаты заработной платы облагается НДС. При выдаче работникам в счет заработной платы другого имущества (основных средств, материалов и т.д.) в учете делаются следующие проводки (приложение 3).

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог начисляются на сумму заработной платы по итогам каждого месяца. Поэтому сумма заработной платы, выданная авансом за первую половину месяца, этими налогами не облагается.

Удержанные суммы из начисленных сумм заработной платы работника отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по видам удержаний.

Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведут в лицевых счетах, которые открывают в начале года на каж­дого члена трудового коллектива. В течение года в лицевые счета заносят данные о начисленной заработной плате, премиях, выплатах по итогам года и пособий по листам нетрудоспособности, о произведенных удержаниях с указанием сумм к выдаче. Лицевые счета по окончании отчетного года сдают на хранение в архив.

Отражение сумм начисленной и выданной заработной платы, удержаниям и отчислениям осуществляется в журнале-ордере по счету 70.

Все данные по начисленным суммам заработной платы, премий, дополнительных начислений, удержаний и выдаче работнику отражается в лицевом счете по зарплате, который заводится в ОАО «Вереск» на каждого работника.

По итогам года по каждому физическому лицу – работнику ОАО «Вереск» составляется справка о доходах физического лица за год.

По всем работникам ОАО «Вереск» за налоговый период составляется реестр сведений о доходах физического лица за год.

Заполняется налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц.

По средствам ПФ РФ ОАО «Вереск» составляет индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное страхование застрахованного лица, а по средствам Фонда Социального Страхования РФ – расчетную ведомость, а также представляет уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН и по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Отражение в бухгалтерской отчетности расчетов по оплате труда производится в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств и приложении к бухгалтерскому балансу.

Таким образом, бухгалтерский учет в ОАО «Вереск» ведется по журнально-ордерной форме учета с элементами компьютеризации. Начисление, выдача, заработной платы, удержания и обязательные отчисления из фонда оплаты труда, расчеты с депонентами отражаются в журнале-ордере по счету 70, выдача заработной платы в натуральной форме отражается в журнале-ордере по счету 73.

Налоговый учет ведется в соответствии с Налоговым кодексом: заполняются рекомендованные типовые формы налоговых регистров.

Организация налогового учета   расходов на оплату труда в ОАО «Вереск» состоит из следующих действий.

Формируются все признанные для целей налогообложения расходы на оплату труда.

К признанным расходам относятся затраты, которые учитываются для целей налогообложения и дата признания которых наступила в отчетном периоде.

Из оставшейся суммы вычитаются расходы на оплату труда, являющиеся составной частью отдельной группы внереализационных расходов.

Из оставшейся суммы вычитаются расходы на оплату труда, относящиеся к операциям, по которым налоговая база формируется в особом порядке: деятельность обслуживающих производств и хозяйств; реализация амортизируемого имущества.

Из оставшейся суммы вычитаются расходы на оплату труда, являющиеся составной частью отдельных видов расходов, связанных с производством и реализацией, но учитываемых в особом порядке, например, ремонта основных средств.

Все остальные расходы на оплату труда подразделяются на прямые и косвенные, каждые из которых учитываются при расчете налоговой базы в определенном порядке. Все прямые расходы распределяются по соответствующим группам. Порядок распределения прямых расходов по соответствующим группам может быть установлен организацией самостоятельно в приказе по учетной налоговой политике. Однако в обязательном порядке организация должна обеспечить учет прямых расходов по следующим направлениям: в отношении собственной продукции; в отношении выполненных работ; в отношении оказанных услуг; в отношении материалов (работ, услуг), изготовленных собственными силами.

Определяется сумма (доля) прямых расходов, учитываемых в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, организация бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в ОАО «Вереск» по всем видам начислений и удержаний производятся в сжатые и строго определенные сроки на расчеты по оплате труда подготовку всей необходимой документации. При начислении и выплате суммы заработной платы бухгалтерия предприятия руководствуется значительным числом нормативных актов, точно оформляются первичные документы, служащие основанием для расчетов с работниками.

Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе ОАО «Вереск») по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведут в лицевых счетах, которые открывают в начале года на каж­дого члена трудового коллектива. В течение года в лицевые счета заносят данные о начисленной заработной плате, премиях, выплатах по итогам года и пособий по листам нетрудоспособности, о произведенных удержаниях с указанием сумм к выдаче. Лицевые счета по окончании отчетного года сдают на хранение в архив.

ОАО «Вереск» самостоятельно устанавливает системы оплаты труда (сдельная, повременная) своих работников. Это зафиксировано в трудовом договоре, а также в Положении об оплате труда и в Положении о премировании.

Начисление и выдачу заработной платы отражают в двух ведомостях (в ведомости по форме N Т-51 отражают начисление зарплаты. Ведомость составляют в одном экземпляре по каждому структурному подразделению организации.  В ведомости по форме N Т-53 - выплату. Платежную ведомость составляют в одном экземпляре по каждому структурному подразделению организации. При сдаче на хранение в архив все платежные ведомости регистрируют в специальном журнале.

В ОАО «Вереск» установлено, что выплата заработной платы производится 10-го числа каждого месяца. Заработная плата выплачивается в течение 3 дней начиная с установленной даты ее выдачи. Не полученная в срок заработная плата депонируется.

Отражение сумм начисленной и выданной заработной платы, удержаниям и отчислениям осуществляется в журнале-ордере по счету 70.

Все данные по начисленным суммам заработной платы, премий, дополнительных начислений, удержаний и выдаче работнику отражается в лицевом счете по зарплате, который заводится в ОАО «Вереск» на каждого работника.

Налоговый учет на исследуемом предприятии ведется в налоговых регистрах. Сумма расходов на оплату труда, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль ОАО «Вереск», отражается бухгалтером в регистре учета расходов на оплату труда. Этот регистр заполняется на основании первичных документов, которыми оформляется та или иная выплата сотрудникам (приказов, ведомостей и т.д.).

Расходы, связанные с добровольным страхованием сотрудников ОАО «Вереск», отражаются в трех налоговых регистрах: регистре учета договоров на добровольное страхование работников; регистре учета расходов по добровольному страхованию работников; регистре-расчете учета расходов по страхованию работников текущего периода.

Регистр для учета расходов по формированию резервов заполняется на основании сметы планируемых расходов по выплате отпускных (вознаграждений за выслугу лет) и положений учетной политики ОАО «Вереск», в которых указан процент отчислений в резервы.

Контроль организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии необходимо проводить систематически. Существующая система учета на предприятии имеет ряд недостатков, в связи, с чем в следующем пункте данной работы был проведен инициативный аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда.

3. Совершенствование организации учета расчетов по оплате труда

При проверке организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с персоналом по оплате труда были выявлены следующие недостатки:

-       отсутствие приказов на замещение первых лиц;

-       отсутствие заявлений работников о предоставлении им льгот;

-       исполнительные документы для взыскания алиментов не зарегистрированы в специальном журнале. Журнал отсутствует.

Основным недостатком учетного процесса в исследуемом предприятии является неавтоматизированный процесс учета, что намного бы облегчило труд бухгалтера. Заполнение документов и обработка данных осуществляется в ОАО «Вереск» вручную. Обработка данных является важней и трудоемкой функцией учета. Эта функция должна реализовываться с учетом следующих ограничений:

1) оперативность - работа в реальном режиме времени;

2) затраты на обработку.

Речь идет о способности системы бухгалтерского учета  обрабатывать определенные объемы информации, поступающие с определенной частотой. При этом, поскольку поступающие данные должны относится  определенному временному периоду, система учета должна решать проблему хранения и архивации данных, относящихся к прошедшим периодам, а также обеспечивать доступ к данным, которые могут быть скорректированы или использованы для оперативного анализа.

В наше время, наряду с ручными формами учета все большее распространение получают специальные программы по бухгалтерскому учету. Среди них особое место занимает « 1С:Бухгалтерия».

При автоматизированном учете расчетов с персоналом по оплате труда  с использованием программы  «1С. Зарплата и кадры», т.е. обработке первичных учетных документов, все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются при помощи средств вычислительной техники.

Применение организацией данного программного комплекса обеспечивает формирование необходимых регистров бухгалтерского учета оплаты труда, основными из которых могут быть:

-       расчетные листки  по учету временной нетрудоспособности;

-       расчетные листки по начислению отпусков;

-       журналы ордера: № 10,10/1, №1, №2, №7, № 8 и др.;

-       главная книга;

-       личная карточка;

Использование программы в создании персонифицированных данных  для учета в Пенсионном фонде, налоговых карточек работников по расчету НДФЛ позволит существенно сократить трудоемкость составления, корректировки, распечатки.

С помощью «1С» появилась такая возможность, как автоматизированными способами создание многих первичных документов в учете оплаты труда: лицевые счета работников; табель учета отработанного времени; справочники тарифных ставок, сдельных расценок; платежные поручения; кассовые ордера; расчетно-платежные ведомости;

Затраты времени были подсчитаны простым способом: на заполнение первичного документа было замерено время при ручном заполнении и автоматизированном. После было проведено сравнение.

Таблица 9

Сравнительная таблица затрат времени  ручной и автоматизированной формы учета

№ п/п

Ручная форма учета

Время

№ п/п

Автоматизированная форма учета

Время

1

Расходный кассовый ордер

10 мин.

1

Расходный кассовый ордер

5мин.

2

Платежная ведомость

30 мин.

2

Платежная ведомость

10 мин.

3

Расчетная ведомость

90 мин.

3

Расчетная ведомость

30 мин.

4

Журнал ордер

120 мин

4

Журнал ордер

40 мин.

Итого:

250 мин.

Итого:

95 мин.

Экономия = 250 – 95 = 155 мин

Таким образом, применение автоматизированной формы учета по расчетам по оплате труда затрачивает 1 час 35 мин, когда как при ручной форме – почти 4 часа. Экономия во времени составляет 2 час 35 мин.

Конечным результатом применения автоматизированного учета в     ОАО «Вереск» станет повышение эффективности организации и ведения учета и существенно упрощает ведение бухгалтерского учета по расчетам по заработной плате.

Следующим направлением совершенствования учета расчетов по оплате труда является организация налогового учета, ключевыми вопросами которого для ОАО «Вереск» являются:

- выделение видов начислений, не принимаемых в целях налогового учета

- выделение видов начислений, принимаемых для целей налогообложения в пределах норм. 

Реализация поставленной задачи на практике может быть достигнута путем открытия отдельных субсчетов к счету учета расходов на оплату труда, например:

Счет 70.1 — расходы на оплату труда, принимаемые для целей налогообложения в полном объеме.

Счет 70.2 — расходы на оплату труда, не принимаемые для целей налогообложения.

В кредит счета 70.2 следует в таком случае относить и превышения расходов на оплату труда над установленными нормативами.

Вторым ключевым аспектом формирования информации о расходах на оплату труда является разделение этих расходов на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда.

Решение этой задачи может быть достигнуто путем отнесения на счет 20 «Основное производство» только расходов на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства, поскольку различия в понятии «прямые расходы на оплату труда» с точки зрения бухгалтерского и налогового учета возникнуть не могут. Учет расходов на оплату труда персонала, непосредственно не участвующего в процессе производства, следует организовать в таком случае на счетах 20-1 «Расходы на рекламу», 20-4 «Расходы на страхование», 44 «Расходы на продажу».

Разделение на субсчета позволит правильно и достоверно отражать информацию о расходах на оплату труда для целей налогообложения, то есть правильно формировать базу по налогу на прибыль.

Значительную часть времени бухгалтерия ОАО «Вереск» затрачивает на выплату заработной платы работникам предприятия. Сократить время на выплату заработной платы позволит использование пластиковых карточек для расчетов с персоналом по оплате труда.

Выплачивать зарплату сотрудникам ОАО «Вереск» может не только наличными, выдав их из кассы. Есть еще один способ - перечислять деньги на пластиковые карточки работников. Если говорить более точно, деньги в таком случае перечисляются не на карточку, а на карточный лицевой счет в банке.

Поэтому исследуемому предприятию рекомендуется перейти на данный способ выплаты заработной платы работникам.

Преимущества этой формы расчетов очевидны и для ОАО «Вереск», и для его работников. Для ОАО «Вереск» упрощается процесс выдачи заработной платы: не нужно иметь дело с наличностью, не требуется перевозить ее из банка, нанимать для этого охрану, тратить рабочее время на выдачу денег сотрудникам из кассы, депонировать зарплату, если в день ее выдачи сотрудник отсутствовал на работе. К тому же на карточные счета сотрудников можно перечислять премии, страховки, командировочные.

Работники ОАО «Вереск» могут не только расходовать деньги с карточного счета, но и пополнять его. Ведь кроме сумм зарплаты, которую перечисляет предприятие, сам сотрудник может вносить на карточный счет наличные деньги. На этот счет по желанию сотрудника организации могут зачислять пособия, гонорары, суммы страхового возмещения. Если гражданин сдает свое имущество в аренду или, к примеру, продал его, то вырученные деньги тоже можно переводить на его карточный счет.

Заключение

Для весьма значительного числа предприятий регулярность и размер выплат предопределяют не только перспективы развития самих организаций, но и обеспечивают физическое выживание их персонала, именно поэтому проблемы организации учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда в современных условиях хозяйствования становятся все более острыми и актуальными.

Организация труда и заработной платы является составной частью единого технологического процесса, от ее правильной разработки зависит не только обеспечение объемов и качества выполняемых работ, но и рациональное использование трудовых ресурсов и средств на содержание персонала.

Целью данной работы являлась разработка и обоснование системы мер по совершенствованию учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы.

Организация бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в ОАО «Вереск» по всем видам начислений и удержаний производятся в сжатые и строго определенные сроки на расчеты по оплате труда подготовку всей необходимой документации. При начислении и выплате суммы заработной платы бухгалтерия предприятия руководствуется значительным числом нормативных актов, точно оформляются первичные документы, служащие основанием для расчетов с работниками.

Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе ОАО «Вереск») по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям работающим и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведут в лицевых счетах, которые открывают в начале года на каж­дого члена трудового коллектива. В течение года в лицевые счета заносят данные о начисленной заработной плате, премиях, выплатах по итогам года и пособий по листам нетрудоспособности, о произведенных удержаниях с указанием сумм к выдаче. Лицевые счета по окончании отчетного года сдают на хранение в архив.

ОАО «Вереск» самостоятельно устанавливает системы оплаты труда (сдельная, повременная) своих работников. Это зафиксировано в трудовом договоре, а также в Положении об оплате труда и в Положении о премировании.

В ОАО «Вереск» установлено, что выплата заработной платы производится 10-го числа каждого месяца. Заработная плата выплачивается в течение 3 дней начиная с установленной даты ее выдачи. Не полученная в срок заработная плата депонируется.

Отражение сумм начисленной и выданной заработной платы, удержаниям и отчислениям осуществляется в журнале-ордере по счету 70-1.

Все данные по начисленным суммам заработной платы, премий, дополнительных начислений, удержаний и выдаче работнику отражается в лицевом счете по зарплате, который заводится в ОАО «Вереск» на каждого работника.

Налоговый учет на исследуемом предприятии ведется в налоговых регистрах. Сумма расходов на оплату труда, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль ОАО «Вереск», отражается бухгалтером в регистре учета расходов на оплату труда. Этот регистр заполняется на основании первичных документов, которыми оформляется та или иная выплата сотрудникам (приказов, ведомостей и т.д.).

Расходы, связанные с добровольным страхованием сотрудников ОАО «Вереск», отражаются в трех налоговых регистрах: регистре учета договоров на добровольное страхование работников; регистре учета расходов по добровольному страхованию работников; регистре-расчете учета расходов по страхованию работников текущего периода.

Прежде всего, заполняется регистр учета договоров на добровольное страхование работников на основании документов, которыми оформляется страхование (договоров), а также регистра учета расхода денежных средств.

Затем заполняется регистр учета расходов по добровольному страхованию работников на основании данных регистра расходов будущих периодов.

После этого вносятся необходимые данные в регистр-расчет учета расходов по страхованию работников текущего периода. Его заполняют на основании данных регистра расходов на оплату труда и регистра учета расходов по добровольному страхованию работников.

Регистр для учета расходов по формированию резервов заполняется на основании сметы планируемых расходов по выплате отпускных (вознаграждений за выслугу лет) и положений учетной политики ОАО «Вереск», в которых указан процент отчислений в резервы.

Список использованных источников

1.           Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая: Федер. Закон РФ, 05.08.2000г., №117-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 29.12.2000г. №166-ФЗ), введен в действие с 01.01.2001г.

2.           Трудовой Кодекс РФ: Федер. Закон, 30.12.2001г., №197-ФЗ: Принят ГД ФС РФ 21.12.2001г., (ред. от 30.06.2003г.)

3.           О бухгалтерском учете: Федер. Закон РФ, 21.11.1996г., №129-ФЗ (ред. от 30.06.2003г.)

4.           Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).

5.           Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).

6.           Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н).

7.           Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: Бухгалтерский учет,    2002. – 624 с.

8.           Бреславцева Н.А. Бухгалтерское дело: Учеб. Пособие для вузов/ Н.А.Бреславцева, О.В.Медведева, Г.Г.Нор-Аревян. – М.: Приор, 2004. – 160с.

9.           Гейд. Заработная плата и другие расчеты с физическими лицами. – М.: Дело и сервиз. – 2003. – 640 с.

10.      Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 156 – 204.

11.      Коваль Л.С.  «Бухгалтерский (финансовый) учет» Учебно-методическое пособие: Гелиос АРВ, 2003 г. – С 464.

12.      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2002. – С.210 – 243.

13.      Пипко В.А., Бережной В.И., Булавина Л.Н.  «Бухгалтерский (финансовый) учет»: М.: ИНФРА-М, 2003.

14.      Пошерстник Е.Б. Заработная плата в современных условиях // Е.Б.Пошерсник, М.С. Мейксин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.-СПб: Герда, 2003. -  736 с.

15.      Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда: Практ. Пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Компьютер Пресс, 2002. – 50 с.

16.      Шабанова Г.П. Система оплаты труда и компенсаций на предприятии. – СПб.: ДНК, 2003. – 192 с.

17.      Баринов Д.С. Обеспечение качества аудита: российский и международный опыт // Бухучет в торговле. – 2004. - №1. – С.47-54.

18.      Бобков. Повышение оплаты труда в России должно стать реальностью //Человек и труд. – 2003. - № 12. – С. 77 – 80.

19.      Воропаев Ю.Н. Система внутреннего контроля организации. // Бухгалтерский учет. – 2003. - №9. – С.56-60.

20.      Гаринская Г.Г. Прогнозирование минимального размера оплаты труда //Финансы. – 2004. - № 12. – С. 67 – 68.

21.      Заработная плата: вечный камень преткновения или реальный экономический     стимул //Человек     и      труд. - № 2003. - № 4. – С. 54 – 65.

22.      Иванова О.Б. Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование  // Российский налоговый курьер.-2003.- № 13, 14.

23.      Качановский Д.Е. Порядок создания службы внутреннего аудита и организации ее работы. // Государство и право. – 2004. - №2. – С.105-107.

24.      Колесникова А.П. Методика внутреннего аудита цикла приобретения материальных ценностей. // Бухучет в торговле. – 2002. – №12. – С.40-48.

25.      Никифоров Я., Лубков Я. Основные направления реформирования заработной платы //Экономист. – 2002. - № 4. – С. 38-45.