Аренда государственного и муниципального имущества
Правовая основа аренды государственного и муниципального имущества
НДС при аренде государственного и муниципального имущества
Образовательная организация сдает имущество в аренду
Образовательная организация арендует имущество
Налоговый агент: уплата НДС и оформление счетов-фактур
Правовая основа аренды государственного и муниципального имущества
Общим для этих форм управления является то, что на передачу в аренду недвижимого имущества нужно получить согласие собственника - государственных или муниципальных органов власти.
Таким образом, сторонами договора аренды будут:
- арендодатель (представитель собственника - соответствующий комитет по управлению имуществом);
- балансодержатель (организация, у которой имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении);
- арендатор*(1).
Договор аренды имущества заключается в письменной форме. А если арендуется здание, то в договоре обязательно должен быть прописан размер арендной платы. Иначе договор будет считаться незаключенным (п.1 ст.654 Гражданского кодекса РФ). Причем в договоре нельзя установить, что в качестве арендной платы арендатор возмещает только затраты на коммунальные услуги. Так сказано в пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой".
НДС при аренде государственного и муниципального имущества
Образовательная организация сдает имущество в аренду
Если образовательная организация сдает имущество в аренду, то НДС с такой платы в бюджет перечисляет арендатор, выступая в роли налогового агента.
Причем не имеет значения, является арендатор плательщиком НДС по своей основной деятельности или нет. Поскольку он перечисляет в бюджет НДС, удержанный из дохода балансодержателя имущества. Порядок перечисления налоговым агентом НДС в бюджет установлен в пункте 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ*(2).
Начисляя арендную плату, образовательное учреждение делает в учете следующую проводку:
Дебет 175 субсчет "Расчеты по прочим средствам на расходы учреждения"
Кредит 173 субсчет "Расчеты по платежам в бюджет"
- начислена арендная плата (без учета НДС).
А при поступлении арендной платы бухгалтер образовательного учреждения запишет в учете:
Дебет 091 субсчет "Средства федерального бюджета на расходы учреждения"
Кредит 141 субсчет "Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения"
- получена арендная плата (без учета НДС);
Дебет 173 субсчет "Расчеты по платежам в бюджет"
Кредит 175 субсчет "Расчеты по прочим средствам на расходы учреждения"
- получена арендная плата (без учета НДС).
Возможно, что договор аренды на срок менее одного года заключен между арендатором и балансодержателем без органа государственной власти или местного самоуправления. Если договор аренды недвижимости заключен на срок не более одного года, то такой договор не подлежит государственной регистрации. В этом случае арендатор не будет выполнять функции налогового агента по уплате НДС. Этот налог начисляет и уплачивает в бюджет балансодержатель.
При этом не имеет значения, куда арендатор перечисляет арендную плату: на счет балансодержателя имущества, в бюджет или на специально открытый счет балансодержателя в органах казначейства. На это указано в пункте 17 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447).
В этом случае в учете образовательной организации будет записано:
Дебет 175 субсчет "Расчеты по прочим средствам на расходы учреждения"
Кредит 173 субсчет "Расчеты по платежам в бюджет"
- начислена арендная плата (без учета НДС);
Дебет 175 субсчет "Расчеты по прочим средствам на расходы учреждения"
Кредит 173 субсчет "Расчеты по платежам в бюджет"
- отражен НДС по арендной плате*(3).
Образовательная организация арендует имущество
Если образовательное учреждение арендует государственное или муниципальное имущество, то оно будет выступать в роли налогового агента по исчислению и уплате НДС.
Причем если деятельность образовательного учреждения, в которой используется арендованное имущество, облагается НДС, то суммы этого налога, уплаченные за арендодателя в бюджет, подлежат вычету из бюджета. Это следует из статьи 172 Налогового кодекса РФ. Правда, для этого должны соблюдаться следующие условия:
- образовательная организация использует имущество в производственных целях;
- аренда оплачена;
- на сумму аренды выставлен счет-фактура, в котором НДС выделен отдельной строкой*(4).
Пример
НОУ "Стар" арендует помещение для офиса у государственной организации. Это помещение образовательное учреждение использует для консультационных услуг. Арендная плата составляет 14 400 руб. в месяц.
В соответствии с договором аренды бухгалтер НОУ "Стар" делает в учете следующие проводки:
Дебет 26 Кредит 76
- 12 000 руб. (14 400 руб. - 14 400 руб. Х 20% : 120%) - начислена арендная плата (без учета НДС);
Дебет 19 Кредит 76
- 2400 руб. (14 400 руб. Х 20% : 120%) - отражен НДС с арендной платы;
Дебет 76 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 2400 руб. - отражен НДС, который подлежит уплате в бюджет;
Дебет 76 Кредит 51
- 12 000 руб. - перечислена в бюджет арендная плата;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51
- 2400 руб. - перечислен в бюджет НДС;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 2400 руб. - возмещен из бюджета НДС по арендной плате.
Налоговый агент: уплата НДС и оформление счетов-фактур
Налоговый агент самостоятельно выписывает счет-фактуру по арендной плате. Почему же на него возложена эта обязанность?
Дело в том, что в статье 24 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. При этом налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в том же порядке, который предусмотрен для налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ при совершении операций, облагаемых НДС, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, если иное не предусмотрено в пункте 4 этой же статьи. В пункте 4 статьи 169 Налогового кодекса РФ исключений для арендаторов государственного и муниципального имущества не предусмотрено.
Порядок оформления счетов-фактур при аренде государственного и муниципального имущества разъяснен в письме Госналогслужбы России от 20 марта 1997 г. N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества". Согласно этому письму арендатор составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (или муниципального) имущества". Этот счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС.
В книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части арендного платежа, которая подлежит списанию в данном отчетном периоде на расходы предприятия и в соответствующей ей доле НДС.
Арендатор перечисляет арендную плату в соответствии с договором. Но следует учесть, что по федеральному имуществу установлен конкретный срок - до 10-го числа отчетного месяца. Это следует из пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 685 "О мерах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества".
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 174 Налогового кодекса РФ, налоговые агенты уплачивают НДС в бюджет по своему местонахождению не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причем если по своей основной деятельности налоговый агент не является плательщиком НДС, то как налоговый агент он перечисляет НДС в бюджет по итогам календарного месяца (п.1 ст.163 Налогового кодекса РФ)*(5).
В.Ю. Осипян,
аудитор
"Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 2, II квартал 2003 г.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
*(1) Правовые основы договора аренды прописаны в главе 34 Гражданского кодекса РФ.
*(2) Для сведения.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление государственным образовательным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах бюджетных образовательных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования.
При этом бюджетные организации-балансодержатели имущества, которое они сдают в аренду, должны сообщить арендатору номер лицевого счета и порядок заполнения платежного поручения на перечисление в доход бюджета арендной платы и НДС.
*(3) Для справки.
Нередко арендная плата по договору, который заключен между арендатором и балансодержателем, поступает непосредственно на расчетный счет балансодержателя. Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ допускают такую ситуацию. Однако в этом случае поступившие на расчетный счет средства не могут считаться дополнительным источником бюджетного финансирования, а рассматриваются как средства, полученные за счет внебюджетных источников.
*(4) Если образовательное учреждение арендует имущество для своей деятельности то НДС по арендной плате будет списываться на расходы (в составе платы за аренду).
*(5) От редакции.
Письмо Госналогслужбы России от 20 марта 1997 г. N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества" было издано тогда, когда еще действовал Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость". Сейчас же порядок исчисления и уплаты НДС регламентирует глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ.
Но, по нашему мнению, это письмо можно применять и сейчас. Ведь в нем прописан порядок составления счетов-фактур, который с тех пор не поменялся (в той части, в которой он рассмотрен в письме Госналогслужбы России).