Содержание
1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Налоговая система РФ. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. 3
2. Формы и виды кредита. Ссудный процент, его природа и назначение. 8
3. Что такое «курс валюты» и «курсовая разница», что на них влияет? Приведите примеры. 14
4. По материалам статистических сборников, периодической печати подберите данные, характеризующие динамику денежной наличности в стране (денежной эмиссии) за последние три-пять лет. Дайте оценку. 16
Список литературы.. 22
1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Налоговая система РФ. Бюджетный дефицит и источники его покрытия.
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.)
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. Государственный бюджет СССР на всех этапах развития страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обеспечивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны.
В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и имущества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.
Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.
2. По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).
Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, «например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. Основное деление налогов: в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги, региональные налоги — налоги субъектов РФ, местные налоги.
По данным Министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырем налогам: -4- НДС, акцизам, налогу на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц, на их долю приходится 3/4 всех поступлений в консолидированном бюджете.
Итак, налогом признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответствующие внебюджетные фонды.
2. Формы и виды кредита. Ссудный процент, его природа и назначение.
Кредит классифицируется по различным базовым признакам. В зависимости от того, какая представляется ссуда при кредитной сделке и кто является кредитором, различают пять самостоятельных форм кредита.
Источник ссудного капитала
Формы кредита |
||||
Коммерческий |
Банковский |
Потреби-тельский |
Государст-венный |
Международ-ный |
Рис. 1. Схема форм и видов кредита
(заемщики: 1 — на расчетном счете, 2 — на депозитном)
Более детальная характеристика по организационно-экономическим признакам классификации кредита. Единых мировых стандартов видов нет. Каждая страна в зависимости от особенностей кредитных отношений виды кредита устанавливает по-своему.
В России виды кредита зависят от:
1) срока оплаты ссуды (краткосрочные — до шести месяцев, среднесрочные — от шести месяцев до одного года, долгосрочные — свыше одного года);
2) объекта кредитования (приобретение сырья, топлива, материалов в промышленности, приобретение разнообразных товаров в торговле; затрат по растениеводству и животноводству в сельском хозяйстве);
3) отраслевой направленности (в промышленность, строительство, на транспорт, в торговлю и т.д.);
4) обеспеченности (прямые — ссуды выдают под конкретные товарно-материальные ценности; косвенные — предоставляются на покрытие кассового разрыва в платежном обороте; необеспеченные);
5) платности за использование (платные — заемщик платит процент, бесплатные — заемщик лишь возвращает долг без оплаты процента).
Делят кредит на дешевый с низким процентом и дорогой, когда процент достигает высокого уровня.
В мировой практике используются и другие критерии классификации видов кредита, например, кредит для юридических лиц и физических лиц.
Коммерческий кредит
Одна из ранних форм кредитных отношений. В его основе лежит отсрочка предприятием-продавцом оплаты товара и предоставление предприятием-покупателем векселя как его долгового обязательства оплатить стоимость покупки по истечении определенного срока. Наиболее распространены два вида векселя: простой, содержащий обязательства заемщика выплатить определенную сумму непосредственно кредитору, и переводный (тратта), предусматривающий письменный приказ кредитора заемщику о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя.
Необходимость коммерческого кредита вытекает из самого процесса воспроизводства: несовпадение сроков производства и реализации. В результате одни производители вышли на рынок с товарами, а у других возникла потребность купить товар. Однако, не реализовав свою продукцию, они не располагают средствами, и поэтому торговая сделка состоится лишь при продаже с рассрочкой платежа. Отсюда цель этой формы — ускорить реализацию товаров и весь процесс кругооборота капитала и извлечь дополнительную прибыль.
Банковский кредит
Это наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике. Именно банки чаще всего предоставляют ссуды хозяйствующим субъектам, которые временно нуждаются в финансовой помощи.
В качестве кредиторов обычно выступают специализированные кредитно-финансовые организации, имеющие лицензии центрального банка на осуществление подобных операций. Заемщиками являются, как правило, юридические лица. Инструментом кредитных отношений служит кредитный договор (соглашение). Доход — ссудный (банковский) процент, ставка которого определяется соглашением сторон с учетом ее средней нормы на данный период.
Банковский кредит — это кредит, предоставляемый банками и другими денежными субъектами заемщикам в виде денежных ссуд.
Потребительский кредит
Что же такое потребительский кредит? По сути своей – «это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.)».
В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае – это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны – заемщики – люди. Во Франции около 1/4 всего потребительского кредита предоставляется банками и 3/4 – специализированными кредитными учреждениями. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчётного платежа.
Кредит с разовым погашением. Сюда относятся текущие счета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца в универмагах и других предприятиях розничной торговли; в пределах предоставленных кредитов они покупают товары и, по истечении установленного срока, единовременно погашают свою задолженность. Потребительский кредит с разовым погашением включает также кредиты в виде отсрочки платежа (за услуги коммунальных предприятий, врачей и медицинских учреждений).
«Особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся».
Государственный кредит
Отличительная его особенность — участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика. Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:
1) приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;
2) коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов. Как заемщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита — дефицит бюджетов, связанный главным образом с непроизводительными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов — их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста. В России по федеральному бюджету на 2000 г. предельная сумма внутреннего государственного долга составила 593,2 млрд. руб., обслуживание которого требует свыше четверти всех расходов.
В мировой практике государственный кредит используется не только в качестве привлечения финансовых ресурсов, но и как эффективный инструмент централизованного кредитного регулирования.
Международный кредит
Это наиболее поздняя форма развития, когда экономические отношения вышли за национальные рамки. Он функционирует на международном уровне, участниками которого могут выступать отдельные юридические лица, правительства соответствующих государств, а также международные финансово-кредитные институты (Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.). Этот кредит классифицируется по нескольким базовым признакам:
• по видам — товарные, предоставленные экспортерами при отсрочке платежа за товары или услуги, и валютные в денежной форме;
• по назначению — коммерческие, связанные с внешней торговлей, финансовые — прямые капиталовложения, погашение внешней задолженности, валютные интервенции;
• по валюте займа — в валюте страны-должника, страны-кредитора, третьей страны и в международной счетной денежной единице (СДР, евро);
• по обеспеченности — защищенные (товарными документами, недвижимостью, ценными бумагами и др.) и бланковые — под обязательства должника (соловексель с одной подписью).
Международный кредит играет двоякую роль в экономике страны. Положительную — стимулируя ускорение развития производительных сил, расширение процесса производства, внешнеэкономическую деятельность, и отрицательную — обостряя противоречия рыночной экономики, форсируя перепроизводство товаров, усиливая диспропорции общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.
3. Что такое «курс валюты» и «курсовая разница», что на них влияет? Приведите примеры.
Валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ) Например если валютный курс английского фунта стерлингов составляет 1, 2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке фунт и доллар обмениваются в такой пропорции.
Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Эта экономическая (стоимостная) категория присуща товарному производству и выражает производственные отношения между товаропроизводителями и мировым рынком. Поскольку стоимость является всеобъемлющим выражением экономических условий товарного производства, то сравнимость национальных денежных единиц разных стран основана на стоимостном отношении, которое складывается в процессе производства и обмена. Производители и покупатели товаров и услуг с помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом. Как бы ни искажалось действие закона стоимости, валютный курс в конечном счете подчиняется его действию. выражает взаимосвязь национальной и мировой экономики, где проявляется реальное курсовое соотношение валют.
Курсовые разницы возникают, если: цена товаров (работ, услуг) в договоре выражена в валюте; товары (работы, услуги) оплачены в валюте; курс иностранной валюты изменился.
Пересчет иностранной валюты в рубли производится: на дату совершения операции в иностранной валюте; на дату составления отчетности; по мере изменения курсов валют.
Рассмотрим эти случаи подробнее.
На дату совершения операции в иностранной валюте пересчитываются:
стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов (счет 07);
стоимость приобретенных материально-производственных запасов (счета 10, 11, 15, 16, 41);
величина уставного капитала (счет 80);
долгосрочные финансовые вложения (субсчета 58-1 и 58-2).
Обратите внимание: в дальнейшем при изменении курсов валют пересчет стоимости этих статей не производится.
На дату совершения операции в иностранной валюте и на дату составления отчетности нужно пересчитать стоимость денежных средств. К денежным средствам относятся:
наличная валюта, денежные и платежные документы (путевки, авиабилеты) (счет 50);
средства на счетах в банках (счета 52, 55);
средства в расчетах (счета 60, 62, 68, 71, 73, 75, 76), в том числе заемные средства (счета 66, 67, субсчет 58-3);
краткосрочные ценные бумаги (субсчета 58-1 и 58-2);
остатки средств целевого финансирования в иностранной валюте (счет 86).
Наличную валюту и средства на счетах в банках при необходимости вы можете пересчитывать по мере изменения курсов иностранных валют. Порядок пересчета статей, выраженных в иностранной валюте, нужно зафиксировать в учетной политике.
4. По материалам статистических сборников, периодической печати подберите данные, характеризующие динамику денежной наличности в стране (денежной эмиссии) за последние три-пять лет. Дайте оценку.
Согласно данным Банка России объем денежной массы в национальном определении по состоянию на 1 июля 2005 г. составил 4927,4 млрд. руб., увеличившись по отношению к предыдущему месяцу на 5,1% (238,8 млрд. руб.), а с начала года – на 12,9% (564,1 млрд. руб.). В АППГ прирост денежной массы к предыдущему месяцу составил 4,6% (160,7 млрд. руб.), по отношению к началу года – 14,8% (474,5 млрд. руб.).
Наличная денежная масса по состоянию на начало июля 2005 г. составила 1650,7 млрд. руб. Прирост по отношению к предыдущему месяцу составил 4,3% (68,4 млрд. руб.), с начала года – 7,6% (115,9 млрд. руб.). В АППГ увеличение к предыдущему месяцу составляло 4,6% (55,6 млрд. руб.), с начала года – 11,3% (129,1 млрд. руб.).
Объем безналичной части денежной массы в национальном определении за I половину 2005 г. возрос на 15,8% (448,2 млрд. руб.), за июнь – на 5,5% (170,3 млрд. руб.) и составил 3276,7 млрд. руб. В АППГ прирост составил соответственно 16,7% (345,5 млрд. руб.) и 4,6% (105,1 млрд. руб.).
В годовом выражении увеличение совокупного объема денежной массы по состоянию на начало июля 2005 г. составило 33,6% (40,4% в АППГ), наличной части – 29,4% (39,2% в АППГ), безналичной части – 35,9% (41% в АППГ).
Более подробно динамика денежной массы и темпов ее роста в годовом выражении представлена на рисунке ниже.
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО
Объемы в млрд. руб. представлены на правой шкале
Как видно из рисунка, начиная со II квартала 2005 г. наблюдается тенденция к снижению темпов роста денежной массы в национальном определении по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года (в годовом выражении). При этом следует отметить, что с IV квартала 2004 г. прирост наличной части денежной массы в годовом выражении ниже темпов роста безналичной денежной массы.
Несмотря на некоторое замедление, снижение темпов роста денежной массы по-прежнему имеет место. При этом дополнительным положительным фактором является отставание темпов роста наличной денежной массы от увеличения безналичной части, что приводит к увеличению денежного мультипликатора (отношение общего объема денежной массы к наличным деньгам в обращении). Так, по состоянию на 1 июля 2005 г. значение мультипликатора составило 2,99, тогда как еще в начале 2004 г. – 2,8. Данная тенденция, безусловно, является позитивной.
Таким образом, следует в очередной раз подчеркнуть, что основным фактором, позволяющим ограничивать темпы роста денежной массы на протяжении последних 1,5 лет, является механизм формирования стабилизационного фонда, одной из основных функций которого является стерилизация излишней ликвидности, образующейся в результате активной эмиссионной политики Банка России под влиянием ускорения притока экспортной валютной выручки в страну.
Динамика денежной массы в I полугодии 2005 г. продолжала позитивно отражаться на инфляционных процессах, однако в связи с немонетарным характером роста потребительских цен в т.г. это влияние не вполне очевидно.
Современная история денежного рынка в России пронизана появлением инструментов, являющихся продуктами государственного эгоцентризма. О небанковских участниках денежного рынка никто и никогда не думал в России. Государство в лице Минфина желает занять денег, Центробанк думает об экономической стабильности, коммерческие банки поставлены в такие узкие регуляторные рамки, что даже их розничные операции зачастую убыточны. А доступ институциональных участников к инструментам денежного рынка крайне ограничен.
Современный российский денежный рынок условно держится на двух столпах: государственном и корпоративном. Государственный столп представлен рынком ГКО, ОФЗ, облигациями Банка России, возможностями рефинансирования со стороны Центробанка; корпоративный столп представлен рынком межбанковских кредитов, рынком кредитов небанковским заемщикам и рынком депозитов.
Если рассмотреть каждый сегмент российского денежного рынка по доходности на протяжении 2003 - 2004 гг., то видно, что в течение последних полутора лет ставки медленно, но уверенно падали. Тон задавала ставка рефинансирования Центробанка РФ, которая, как ни парадоксально, превышала все рыночные ставки. Политика позитивной ставки рефинансирования – очень спорная штука. С одной стороны, она ограничивала денежную эмиссию, с другой - поддерживала рыночные ставки на достаточно высоком уровне, деформируя структуру спроса на денежном рынке.
Прежде всего, бросаются в глаза очень высокие ставки на межбанке, они практически сопоставимы с самыми дорогими ресурсами – срочными депозитами населения. При очень дорогом рефинансировании ставки по депозитам юрлиц выплясывают между ставкой Банка России и межбанком. Казалось, что банки не могли определиться с паритетностью стоимости ресурсов, привлеченных из делового сектора. Вероятно, это было связано с весенне-летним кризисом в российском банковском секторе. А вот вложения в ГКО выглядели бесперспективными - их доходность на «первичке» в августе 2004 г. снизилась до рекордного уровня 2,2%.
Найти страховщикам место в обозначенной конъюнктуре очень непросто, ведь анализируемые ставки были средними ставками и на практике можно было найти и более высокие. Банки вполне могли обеспечить по срочным депозитам институциональных вкладчиков доходность на уровне ставки рефинансирования Центробанка РФ, однако посткризисный период очень жестко обозначил проблему досрочного изъятия депозитов, а значит, в глазах страховщика ликвидность банковского депозита падала. Кроме того, заметно снизился и уровень банковской маржи, что автоматически сузило и процентный коридор, в котором страховщик может маневрировать, проводя арбитраж между накопительным страхованием и денежным рынком.
Парадокс ресурсной базы у российских банков еще и в том, что срочные депозиты населения кроме высоких ставок несут в себе и огромные расходы на их привлечение. Российские банки отдают предпочтение этим дорогим ресурсам, не давая страховому сектору проникнуть на розничный рынок вкладов с альтернативой в качестве накопительного страхования. И пока срочные депозиты населения остаются самыми дорогими банковскими ресурсами, страховщику практически не остается места для маневра.
Исходные условия существования денежного рынка в России изначально не слишком благоприятствуют появлению прозападных тенденций развития. В сентябре 2004 г. наличные деньги (М0) в структуре денежной массы составляли 35%, что в 3 - 4 раза выше нормальной по западным меркам величины. Проще говоря, из эмитированных 1,29 трлн. рублей в форме наличных должно остаться максимум 0,5 трлн. Остальные должны плавно перейти в безналичный оборот. Причем речь идет не о сокращении денежной базы, а об изменении ее структуры.
Банк России, заботясь о денежно-кредитной политике, направленной на «двукратный рост ВВП», и беспокоясь о банковской системе, совсем не думает о страховом секторе. Де-факто на рынке отсутствует межсекторная конкуренция за ресурсы, и страховщиков выталкивают на сегмент корпоративных долгов, который является высокорисковым и обладает переменной ликвидностью. В этой ситуации есть как минимум два возможных решения проблемы доступа российских страховщиков к денежному рынку.
С одной стороны, Центробанк, уменьшая долю наличных в обращении, вполне может активизировать интерес банков к созданию оптового сектора денежного рынка для небанковских финансовых организаций. Для того чтобы понять действенность этого решения, попытаемся проникнуть в логику, которой сегодня руководствуются банкиры: большое количество наличных денег в обращении это не только хлопотно, но и дорого для банков, ведь «наличка» требует инкассации, охраны, обслуживания процесса покупки и продажи на межбанке за «безнал». Если Банку России удастся сократить долю М0, то часть средств, которая сегодня лежит в кассах банков, уйдет в деловой сектор в форме кредитов, а какая-то часть наполнит межбанк.
Однако когда М0 начнет превращаться в «безнал», банки ощутят необходимость притока срочных пассивов, ведь М0 пополнит текущие пассивы банков, изменив структуру их ресурсов. Здесь возникает не менее пикантный вопрос – как именно уменьшить долю М0? Административное воздействие на систему невозможно - сразу обострится социальный вопрос. Стимулирование увеличения доли безналичных расчетов возможно только при повышении их привлекательности для населения. Украинский опыт 2001 г. показал, что административный перевод выплаты зарплат на пластиковые карты в бюджетной сфере ничего не дает, доля М0 остается неизменной, основным же стимулятором уменьшения М0 остается фискальная дисциплина - а она уже за пределами юрисдикции ЦБ. Поэтому ожидать включения тонкого механизма стимуляции работы банков с компаниями небанковского сектора на оптовом денежном рынке через изменение структуры денежной базы не стоит в ближайшее время.
С другой стороны, Центробанк для стимулирования создания в России параллельного оптового денежного рынка может использовать и более простой путь, чем изменение структуры денежной базы. Например, достаточно разнообразить обязательное резервирование для комбанков, снизив ставку обязательных резервов по ресурсам, привлеченным от страховщиков и других компаний финансового сектора. С августа 2004 г. ЦБР ввел в действие такие условия обязательного резервирования: 2% по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте, 3,5% на все остальные виды обязательств. Такими низкими ставки обязательных резервов в России были лишь в 1991 - 1992 гг. Тем не менее расширить дифференциацию резервов, выделив отдельно компании финансового сектора, в депозитной базе банков возможно, к тому же опыт регуляторов стран СНГ показывает, что можно снизить ставку обязательного резервирования до ноля. Понятно, что внести соответствующие изменения в процедуру обязательного резервирования ЦБР может одним росчерком пера, создав тем самым относительно самостоятельный сегмент денежного рынка, стимулируя создание и развитие своеобразной «парабанковской» системы.
Список литературы
1. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: МАО Финстатинформ, 1995.
2. Ачкасов, О. М. Прексин Международные валютно-кредитные отношения: два пути развития, Москва, "Финансы и статистика", 1988 г.
3. Волынский В. С. Кредит в условиях современного капитализма - М., 1991.
4. Вольфган Хойер Как делать бизнес в Европе М 1997г.
5. Закон « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12.04.95г.
6. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2.12.90г.
7. Курс экономической теории / под общей редакцией: проф. Чепурена М. Н., проф. Киселевой Е. А. - Киров, 1996.
8. Курс экономической теории / под общей редакцией: проф. Чепурена М. Н., проф. Киселевой Е. А. - Киров, 1994.
9. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс", "Республика", 1992.
10. Маневич В. Е. Национальный кризис ликвидности. Вексельный кредит: Бизнес банки от 28. 07. 1998 г. № 28
11. Никитин С. А. Финансы, кредит и денежное обращение. Деньги и кредит, 1992, № 12.
12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год одобрено Советом директоров ЦБР 14 ноября 2005 г.) .