Содержание

1. Первые зарубежные кооперативные общества. Принципы "рочдельских пионеров". 3

2. Пайщики-социальная база российской потребительской кооперации. 11

3. Законодательство РФ о принципах создания и деятельности союзов потребительских обществ. 16

Список литературы.. 17

1. Первые зарубежные кооперативные общества. Принципы "рочдельских пионеров"

Потребительская кооперация явилась совершенно непредвиденным результатом того общественного движения, которое связывается с именем Оуэна.

Первое время в потребительских обществах видели зачатки, первооснову коммунизма, который представал воображению людей XIX века, как правило, в виде союза кооперативных обществ, преодолевающих извечные пороки человеческой природы – ложь, зависть, стяжательство.

Без учета этих морально-политических перспектив невозможно понять ни того энтузиазма, с которым воспринимались кооперативы, ни тех громадных и – для нашего современника – малопонятных и неоправданных ожиданий и надежд, которые порождались хозяйственными успехами кооперации.

И для самых первых кооператоров, и для их довольно широкого окружения попытки создать рациональную хозяйственную организацию были слиты воедино с попытками построить коммунистическое общество. Эта слитность двух разных, почти полярных концепций сохранилась в умах многих и до сих пор.

Десятки первых коммунистических общин создавались в начале прошлого века на пожертвования меценатов. Когда эти источники финансирования иссякли, пришлось искать новые – независимые и возобновляющиеся. Так и появились потребительские общества, которые должны были за счет правильной торговли накапливать средства для коммунистических экспериментов: на покупку земли, построек, инвентаря. Эти же первые кооперативные общества и сбывали продукцию объединенных ими мелких ремесленников. Дело привилось. Первое кооперативное общество было создано в Брайтоне в 1827 году, а уже через пять лет в Англии такого рода обществ было более трехсот. Практически все они копили средства, чтобы организовать на них правильную коммунистическую жизнь общины – «на основах взаимной кооперации, общего владения, равенства труда и источников удовольствия». (по формуле первого кооперативного конгресса в Манчестере в мае 1821 года).

Был и чисто экономический стимул такой популярности снабженческих и сбытовых кооперативов: кризис сбыта. Этот кризис, рожденный натиском промышленной революции, был весьма оригинально (для нас, но не для современников, которым такой ход мыслей был весьма близок) осмыслен Р. Оуэном. Дешевое фабричное производство вытесняет с рынка ремесленников, они нищают? Всему виной – дурная и неправильная организация сбыта, алчность торговцев и порочность всей основы общества, поглощенного заботами о прибыльности. В закономерном проявлении технического прогресса - вытеснение ремесленных изделий более дешевыми и качественными товарами фабричной выделки - он увидел моральную и политическую проблему. И способ решения предложил романтически обаятельный, но предельно непрактичный и неадекватный: «отменить» и торговцев, и деньги. « Для этого требуется только, чтобы производители вступили в непосредственное соприкосновение друг с другом, и в таком случае они получат возможность обмениваться своими продуктами к взаимной выгоде и к выгоде потребителей вообще».

В 1832 году в Лондоне была открыта первая «рабочая биржа», на которой предполагалось обменивать товары на основе «новых рабочих денег» - билетов с обозначением среднего количества труда, необходимого для производства данного продукта. Можно считать, что это была первая экспериментальная проверка трудовой теории Д. Рикардо, и теория этой проверки не выдержала: вскоре от «билетов», от попыток оценивать продукты по вложенному в них «общественно необходимому труду» пришлось отказаться. Возобладал обычный принцип ценообразования – в соответствии со спросом и предложением. И лондонская рабочая биржа, и множество других, возникших по ее образцу, просуществовали недолго.

Рассыпались и все первые кооперативы, поскольку были они, по точному замечанию видного знатока кооперации, «слишком тесно связаны с утопическим идеалом коммунистической общины, чтобы удачно справляться с практическими трудностями жизни».

Но сама идея Р. Оуэна – воспитывать в коммунистических кооперативных общинах совершенного, благородного человека, избавленного от пороков лени, алчности и эгоизма, - надолго пережила первых своих адептов и экспериментаторов. Ведь в кооперативе никто не может что-либо назвать «своим» – значит исчезает почва для эгоизма и своекорыстия, исчезает материальное неравенство, а вслед за ним - зависть и вражда, питаемые неравенством. Долгие десятилетия коммуна, артель оставалась любимым детищем кооперативного и социалистического движения, и, как часто бывает в жизни, именно судьба любимца оказалась самой неудачливой.

Именно в артели виделась подлинная трудовая ячейка будущего общества. Хроники хозяйственной и социальной истории 19 века пестрят упоминаниями о непрекращающихся попытках организовать коллективный труд и коммунистическое общежитие: десятки евангелических, баптистических и т.п. сельскохозяйственных коммун в Северной Америке, артельные эксперименты в странах Европы. Энгельс считал опыт религиозных коммун бесспорным доказательством жизненности коммунистической идеи.

В 1864 году К. Маркс писал: «Значение этих великих социальных опытов не может быть переоценено. Не на словах, а на деле рабочие доказали, что производство в крупных размерах и ведущееся в соответствии с требованиями современной науки осуществлено при отсутствии класса хозяев, пользующихся трудом класса наемных рабочих… что подобно рабскому и крепостному труду - лишь преходящая и низшая форма, которая должна уступить место ассоциированному труду».

В третьем томе «Капитала» Маркс писал: «…Кооперативные фабрики самих рабочих являются в пределах старой формы, первой брешью в этой форме… Но в пределах этих фабрик уничтожается противоположенность между капиталом и трудом… Капиталистические акционерные предприятия, как и кооперативные фабрики, следует рассматривать как переходные формы от капиталистического способа производства к ассоциированному, только в одних противоположенность устранена отрицательно, а в других – положительно».

Но в отличие от «мелкобуржуазной», кредитной и потребительской кооперации, социалистическая производственная кооперация успеха не имела.

Первые крупномасштабные попытки организовать производственные артели были сделаны во Франции неким Бюше, учеником Сен-Симона и Фурье. Он полагал, что рабочие должны разбиться на профессионально однородные ассоциации для совместного производства продуктов на продажу. Рабочие получали бы обычную заработную плату в течение года, а также остаток чистой прибыли после отделения пятой части ее в неделимый фонд. Этот «фонд взаимопомощи» представлял собой собственность ассоциации в целом, и его накопление должно было обеспечить устойчивость и расширение ассоциации.

Идеи Бюше с немалым размахом были воплощены в жизнь после революции 1848 года, когда революционное правительство ассигновало 3 миллиона франков на устройство ассоциаций. Ссуды распределял специальный комитет под председательством министра земледелия и торговли. Было подано более шестисот заявок. Один лишь проект ассоциации парижских портных должен был охватить более 30 тысяч человек. Была выдана шестьдесят одна ссуда.

Большая часть организовавшихся ассоциаций распалась в ближайшие годы. Дольше сохранились те, которые превратились в чисто капиталистические предприятия – использовали наемный труд и вели дело коммерчески грамотно. Другая вспышка артельного движения во Франции произошла в восьмидесятых годах 19 века, когда богач Рампаль завещал 1 миллион 400 тысяч франков на устройство ассоциаций. Из этого капитала до 1901 года было выдано 127 ссуд, «значительная часть которых пропала безвозвратно».

В начале 20 века «Фабианское общество» обследовало состояние производительных ассоциаций. Вот о чем поведал доклад супругов С. и Б.Вебб: «Во всех странах сохранилось не более сотен таких ассоциаций из тысяч, которые возникали; и большинство из этих ассоциаций все еще с трудом борется за свое существование, к тому же ассоциации… сохранились в тех отраслях промышленности, которые допускают производство в небольших размерах; и они не в одном случае не охватывают большого числа рабочих или значительного капитала… Шансы успеха такого общества тем больше, чем дальше оно от типа самоуправляющейся мастерской».

Веббы подчеркивали, что неудачи производительных кооперативов особенно поразительны на фоне мощной поддержки, которую они получали от всех слоев общества, в том числе от правительств, поддержки гораздо большей, чем та, что получали ассоциации потребителей.

В 1914 году в Англии существовала всего одна производственная артель, которая занималась выделкой бумаги. Ни в уровне заработной платы, ни в продолжительности рабочего дня кооператоры не имели никакого преимущества перед рабочими обычных капиталистических фабрик. Да и в техническом отношении это было очень отсталое предприятие. В германии также была только одна артель – башмачников, которая к моменту обследования «уже утратила свой чистый трудовой тип и не может считаться в строгом смысле производительной артелью».

Во Франции, где движению трудовых кооперативов постоянно и энергично помогали правительственные и деловые круги, насчитывалось около сотни артелей. В большинстве своем это были мелкие предприятия, существовавшие за счет поддержки общественных учреждений или частных лиц.

Но при каждом сильном промышленном кризисе с ростом безработицы артельное движение оживало. Так было и в России после 1905 года, в период сильного застоя. В одном Петербурге было создано несколько десятков артелей, по России - сотни. Большая часть их тут же и распадалась. Оставались немногие. Успех сопутствовал предприятиям чисто «капиталистического» типа, которые расширяли дело, привлекая наемных рабочих. Постепенно, как пишет М.И. Туган-Барановский, «члены артели, первоначально участвовавшие в работе наряду со всем остальным рабочим персоналом, перестают сами работать и становятся пайщиками предприятия. От артели не остается ровно ничего, вместо нее вырастает капиталистическое предприятие на паях» – акционерное общество.

Уже в 1844 году в небольшом фабричном городке на севере Англии, в Рочделе, было создано потребительское общество нового типа, давшее начало весьма успешному, охватившему позднее весь мир движению потребительской кооперации.

Любопытно: сами «рочдельские пионеры» не считали, что они так уж вовсе чужды нравственным и коммунистическим задачам оуэновского движения. Они так понимали смысл своей деятельности: «Устройство склада для продажи провизии, одежды и пр. Приобретение или постройка ряда домов, в которых могли бы жить члены общества, желающие помогать друг другу в улучшении их домашней и общественной жизни; организация производства тех продуктов, которые признает нужным производить общество для предоставления занятия тем членам общества, которые не имеют занятия или страдают от длительного понижения их заработной платы; в интересах дальнейшего обеспечения экономического положения членов общество должно приобрести одно или несколько имений для обработки их теми из членов общества, которые не имеют занятия или труд которых плохо вознаграждается. Как только это будет возможно, общество должно приступить к организации сил производства, распределения, воспитания и управления или, иными словами, должно организовать собственными силами общину с объединенными интересами или же прийти на помощь другим обществам, организующим подобные общины».

Единственно практичным в этом перечне целей оказалось устройство общества для совместных закупок потребительских товаров. «Как Колумб не искал Америки, а искал Индию, так и первые кооператоры искали «нового нравственного мира», а нашли потребительские общества», писал М.И. Турган-Барановский. Устав потребительного общества рочдельского типа чисто рыночную и коммерческую организацию дела, что и составило его силу и обеспечило распространение именно этого опыта.

Рочдельцы решили, что в своих лавках все продукты они будут продавать по рыночной цене, а торговую прибыль кооператива распределять в конце года среди покупателей, членов общества, пропорционально сумме закупок. Так, во-первых, члены кооператива становились заинтересованы покупать по преимуществу в своей лавке, а во-вторых, была сохранена связь с общим движением цен на рынке. Иными словами, структура потребления кооператоров была оставлена под влиянием тех же рыночных факторов, как и у всех других потребителей: цены падали – росло потребление какого-то продукта, и наоборот. Экономическая и коммерческая здравость этих принципов обеспечила им историческое преимущество, например, над германскими кооперативами, в которых возможная торговая прибыль сразу учитывалась в скидке с цены: товары продавались по цене, возможно более близкой к закупочной. Тем самым эти кооперативы, во-первых, лишали себя в течение года оборотного капитала, позволяющего вести операции более выгодно, а во-вторых, создавая иллюзию дешевизны, стимулировали относительное сверхпотребление товаров, продававшихся в кооперативной лавке. В известной мере этим они служили объединению своих членов, потакая неэкономному потреблению.

Успех потребительных кооперативов побудил искать новые сферы для такого принципа хозяйствования – соединение сил и средств мелких хозяев к выгоде от роста масштабов деятельности. Так появилась крестьянская кредитная кооперация, которую изобрел прусский социальный реформатор и общественный деятель Райффейзен.

Как и потребительские кооперативы, кредитные товарищества возникли отчасти в результате недоразумения, как побочное и непредусмотренное следствие усилий найти материальную базу для благотворительности. В шестидесятых годах в Пруссии Райффейзен создал первые такие общества, цели которых осознавались так: «Кредитование своих нуждающихся членов, а также помощь беспризорным детям, воспитание их, доставление работы выпущенным из тюрем и многое другое в этом же роде». Очень быстро организация взаимного кредита, задуманная лишь для накопления капитала для помощи бедным и приучения крестьян к взаимопомощи, превратилась в основное содержание деятельности благотворительных ассоциаций. Взаимный крестьянский кредит приобрел масштабы широкого международного движения.

Удачны были их основные организационные принципы: отсутствие первоначальных взносов, локальность операций, круговая ответственность членов товарищества за выплату кредита.

2. Пайщики-социальная база российской потребительской кооперации

Объявленная Законом цель потребительского общества - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.

Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.

Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденция сокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.

Потребительский кооператив отличается от кооператива производственного.

Потребительский кооператив - некоммерческая социально ориентированная организация пайщиков, объединившихся для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.

Производственный кооператив - коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности и имеющих целью получение дополнительных материальных выгод от своей трудовой деятельности.

Таким образом, потребительское общество - это кооператив пайщиков, функционирующий в их интересах, а производственный кооператив - это кооператив работников, предоставляющий материальные выгоды своим членам-работникам.

Производственный кооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствования в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики потребительской кооперации, временные. Кооперативы без неработающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую, поддержку имидж социально-ориентированной системы (следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге - рабочие места персонала.

Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

Центральная проблема реформирования – создать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики:

во-первых, станут покупателями преимущественно магазинов кооператива;

во-вторых, будут заинтересованы сдать продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и собранные дикорастущие только своему кооперативу;

в-третьих, свободные денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельность своего кооператива.

Основная ошибка теории и практики кооперативного движения России состоит в том, что под экономическим участием зачастую понимается паевой взнос. После деноминации рубля, и, следовательно, стоимостного выражения паевых взносов в 1998 г., такое неверное, однобокое толкование экономического участия привело к политике освобождения от пайщиков, чьи паевые взносы превратились в копейки. Вторая сторона ошибочных решений - резкое увеличение размера паевого взноса, что также способствовало уменьшению количества пайщиков. И это существенно подорвало социальную базу кооперации.

Экономическое участие пайщиков требует решения многих проблем: формы экономического участия, размера паевого взноса, формирования паевого капитала (паевого фонда), компенсации на паевой капитал, распределения прибыли, отношений собственности, бонуса (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользования ресурсами кооператива в личных целях, объема ответственности и компетенции, участия в управлении, эффективности деятельности потребительского общества и другие.

Из факторов, обеспечивающих эффективность экономического участия пайщиков, в большинстве кооперативов отсутствуют:

личная мотивация членов;

совпадение целей пайщиков и кооператива;

регламентация, то есть четкий порядок учета экономического участия и кооперативных выплат;

масштаб экономического участия пайщиков, обеспечивающий достижение целей потребительского общества.

В механизме эффективного экономического участия пайщиков главное - форма, размер, четкая регламентация кооперативных выплат, обязательность кооперативных выплат при любых результатах деятельности.

В Программе записано:

увеличить численность пайщиков за счет вновь кооперированных. Провести до 2000 года сплошную перерегистрацию или перепись пайщиков, разработать программу компьютерного учета информации о пайщиках;

рекомендовать потребительским обществам ввести единый фиксированный для кооператива паевой взнос с тем, чтобы он был доступным всем слоям населения, но достаточно значимым;

считать целесообразным реформировать существующую систему потребительской кооперации в направлении отказа от принципов производственных кооперативов и всемерной поддержки потребительских обществ;

предоставить возможность как можно более широкому кругу пайщиков участвовать в управлении делами потребительского общества;

активизировать реальный контроль со стороны пайщиков за хозяйственно-финансовой деятельностью;

усилить внимание к пайщикам, особенно в крупных кооперативах, способствовать их вовлечению в круг интересов потребительского общества;

обеспечить реальные кооперативные выплаты;

увеличить объемы и повысить результативность хозяйственной деятельности, что позволит увеличить размер кооперативных выплат;

систематически работать с пайщиками на кооперативных участках через опорные пункты, магазины, уполномоченных.

3. Законодательство РФ о принципах создания и деятельности союзов потребительских обществ

Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;

обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;

демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);

взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

ограничения размеров кооперативных выплат;

доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;

заботы о повышении культурного уровня пайщиков.

Список литературы

1       Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики..// Государство и право. 1998.

2       Белоусов В.И.  Основы прикладной экономики и предпринимательского дела: Учебное пособие.-Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.-472с. 

3       Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Москва, 1996- 354с.

4       Ведомости Съезда народных депутатов  РСФСР и верховного совета РСФСР 1990 No 30 ст. 418. Ср. пп. 1 и 2 ст. 11 Закона о собственности в РСФСР.

5       ГК РФ 1994, ч.1 //СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3301

6       Глушецкий А.// Экономика и жизнь. 1998. №4. с. 25.

7       Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К., М.: Проспект, 1998 – С.158

8       Е. А. Суханов Гражданское право. Том 1

9       Е. Ф. Борисов  Экономическая теория курс лекций – М., 1996 г.

10  Ермишин П.Е. Основы экономической теории, М., 1994.-324с.

11  Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 05.12.90

12  Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 1994.-384с.

13  Ковалев В.П. Словарь бизнесмена. - М.: Высш.шк., 1995.-320с.

14  Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. М., 1996

15  Комментарии КЗоТ  РФ. М., 1996

16  Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М., 1997 – С.6