По материалам статистических сборников, периодической печати приведите данные за последние  три и более лет, характеризующие динамику поступлений в бюджет таких видов налогов, как НДС, налог на прибыль, акцизы, на доходы физических лиц. Дайте оценку причин роста или снижения темпов поступлений налоговых платежей.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах.

Налог на добавленную стоимость является одним из ведущих налогов в налоговой системе России. Поступления по налогу на добавленную стоимость по товарам, произведенным на территории Российской Федерации, за 1 квартал 2005 года составили 351,7 млрд.руб., что на 180,7 млрд.руб. или на 105,7% больше, чем предусмотрено бюджетной росписью и по сравнению с январем-мартом 2004 года выросли на 198,7 млрд руб., или в 2,3 раза.

Суммы, фактические возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в январе-марте 2005 года, по предварительным данным, составили 87,8 млрд руб., что на 17,7 проц. больше соответствующего периода 2004 года.

Основными факторами, оказавшими влияние на увеличение поступления налога на добавленную стоимость от предусмотренных показателей бюджетной росписи, являются:

– поступление дополнительных сумм, начисленных по результатам контрольных мероприятий налоговых органов - 160,1 млрд.руб., в том числе дополнительно начисленные суммы налога по ОАО "ПК ЮКОС" по результатам контрольных мероприятий - 137,6 млрд.руб.;

– увеличение налогооблагаемой базы - 23,8 млрд.руб.;

– рост объема ВВП относительно прогнозного - 0,9 млрд.руб. Одновременно, увеличение объемов экспорта снизило поступление налога на 4,1 млрд.руб.

Поступление НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в 1 квартале 2005 года составило 85,7 млрд.руб., что на 5,3 млрд.руб. или на 6,6% больше, чем предусмотрено бюджетной росписью.

На увеличение поступлений от уплаты налога в федеральный бюджет оказали влияние следующие факторы:

– рост объема импорта - 7,7 млрд.руб.;

– изменение структуры импорта - 3,3 млрд.руб.

Одновременно, снижение курса доллара США привело к уменьшению поступлений налога на 5,7 млрд.руб.[1]

Как отмечается в сообщении министерства по налогам и сборам РФ, большая часть налоговых поступлений НДС за 1 квартал 2004 г. также составляет основную долю в поступлениях в федеральный бюджет – 67,0%. Поступления НДС в бюджетную систему РФ за январь-март 2004 г. составили 152,9 млрд руб.

За 1 квартал 2003 года сумма поступлений НДС составила 200,4 млрд. руб., что на 31,1 % больше аналогичного периода прошлого года. За 2002 год сумма поступлений НДС в федеральный бюджет составила 531,93 млрд. руб., что составляет 46 % всех налоговых доходов федерального бюджета за этот год. Вместе с тем действующий порядок взимания НДС содержит в себе внутреннее противоречие. Безусловно, НДС составляет значительную часть налоговых доходов федерального бюджета России. С другой стороны, действующая практика применения механизма возмещения НДС при совершении экспортных операций приводит к значительным потерям бюджетных средств на возмещение НДС. В 2002 году экспортеры заявили к возмещению из бюджета сумму НДС в размере порядка 283 млрд. руб. Фактически возмещено 240 млрд. руб., что на 12 % больше, чем в 2001 году. По результатам проведенных налоговых проверок отказано в возмещении налога на сумму 38,4 млрд. руб., что на 1,6 млрд. больше аналогичного показателя 2001 года[2].

По данным МНС, за первое полугодие задание по сбору НДС в федеральный бюджет было выполнено на 86,3%, в бюджет недопоступило 37,3 млрд. рублей. В течение первого полугодия не было выполнено ни одного месячного задания по сбору этого налога. В первом квартале задание по сбору НДС было выполнено на 87,3%, во втором квартале - на 85,6%. В МНС пояснили, что одной из причин недовыполнения задания по сбору НДС в федеральный бюджет является тот факт, что налогоплательщики, согласно законодательству, имеют право получать вычеты по НДС при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства. Только в первом полугодии по этой причине федеральный бюджет недополучил более 17,2 млрд. рублей.

При этом уровень собираемости НДС (отношение фактической суммы поступления налога к начисленной сумме налога) повысился с 83,8% за январь-июнь 2001 года до 91,7% за первое полугодие 2002 года[3].

Доля налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете Тюменской области превысила 33%, в Ханты-Мансийском автономном округе - 47%. Это самая весомая часть дохода. Более 90% поступлений налога на доходы физических лиц обеспечивают налоговые агенты, остальная часть поступает в бюджет в ходе декларационной кампании. При этом ежегодный рост объемов поступлений по налогу на доходы физических лиц в течение четырех последних лет превышает 20 %. За 2004 год в консолидированный бюджет Тюменской области поступило более 8,1 млрд рублей налога на доходы физических лиц, на 21,5 % больше, чем в 2003 году.

В Тюменской области поступления во все уровни бюджетов в 2004 году по налогу на доходы физических лиц составили 19,1% (третья позиция), в 2003 г. - 14,2% (четвертая позиция). В консолидированный бюджет Тюменской области в 2004 году поступлениями налога на доходы физических лиц обеспечено 33% поступлений (первая позиция). Для сравнения: налог на прибыль (вторая позиция) -26%, налог на имущество предприятий (третья позиция) - 10%. При этом четко просматривается тенденция к повышению роли и удельного веса поступлений по налогу на доходы физических лиц в общем объеме поступлений в бюджеты различных уровней. В областной бюджет поступления налога на доходы физических лиц составили 31,7%, для сравнения: доля поступлений по налогу на прибыль - 38,6%, налогу на имущество -10,6 процента. Положительная динамика поступлений сохраняется и в 2005 году.

В 1 квартале сумма поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Тюменской области превысила 2 млрд.(2118,7 млн) рублей, что на 24 % больше, чем в аналогичном периоде 2004 года.

В числе факторов, объясняющих перечисленные явления, эксперты называют: - снижение с 1 января 2001 ставки налогообложения до 13%, что в некоторой степени стимулировало явления выхода экономики "из тени"; - введение плоской шкалы налогообложения, что существенно упростило исчисление налога и его администрирование; - стабилизация налогового законодательства в вопросах налогообложения физических лиц; - усиление контрольной работы со стороны налоговых и правоохранительных органов. Несмотря на позитивные тенденции в администрировании налога на доходы физических лиц, ситуация в вопросах исчисления и уплаты этого налога не так благополучна, как это может показаться при поверхностном рассмотрении. Резервы для наполнения доходной части бюджетов значительны.

Одной из наиболее острых проблем является проблема неправильного исчисления и несвоевременной уплаты налога предприятиями и предпринимателями - налоговыми агентами. Количество нарушений, которые выявляют работники налоговых органов, не уменьшается. В 2004 году в ходе выездных налоговых проверок налоговых агентов работниками налоговых органов области и округа к уплате в бюджет было доначислено более 375 млн рублей, из которых 149 млн рублей составили пени за несвоевременное перечисление налога. Примеры: - в ходе налоговой проверки в сентябре 2004 года на заводе им. Дзержинского по налогу на доходы физических лиц к уплате в бюджет доначислено 56,3 млн руб. (40,8 млн руб. - налог, 7 млн руб. - пени, 7,4 млн руб. - налоговые санкции). По состоянию на 15 марта текущего года задолженность составляла 39 млн руб. В отношении предприятия реализуются меры принудительного взыскания: на суммы налога и пени выставлены инскассовые поручения, по взысканию налоговых санкций материалы переданы в арбитражный суд. - при проведении налоговой проверки в ОАО "Бератон" (Березники) в июле 2003 года доначислено 39,4 млн руб. (19,4 млн.руб. - налог, 19,8 млн руб. - пени) По состоянию на 15 марта деньги в бюджет не уплачены. Предприятие пыталось отстоять свои позиции в арбитражном суде, который, в конечном счете, принял решение об удовлетворении требований налогового органа и обязал погасить задолженность по графику. - при проведении налоговой проверки на Тюменском стекольном заводе в марте 2004 года доначислено 4,7 млн руб.

По состоянию на 15 марта деньги в бюджет не уплачены. В отношении предприятия реализуются меры принудительного взыскания; соответствующее решение о взыскание направлено в службу судебных приставов. - при проведении налоговой проверки на ФГУП "Тюменские авиалинии" в июне 2004 года доначислено 3,1 млн руб. пени за несвоевременное перечисление налога. По состоянию на 15 марта деньги в бюджет не уплачены. В отношении предприятия реализуются меры принудительного взыскания: выставлено инскассовое поручение, принято решение о взыскании. Список организаций, где были выявлены нарушения законодательства по налогу на доходы физических лиц, можно продолжать и далее. В числе тех, кто был уличен в нарушении налогового законодательства, структурные подразделения "Тюменского отделения СЖД", ОАО "Порт-Левшино", ОАО "Телта", Кунгурский машзавод и ряд других предприятий. Особый вопрос - зарплата в конвертах. Здесь кроется самый значительный резерв для увеличения поступлений налога на доходы физических лиц. Со своей стороны налоговые органы намерены принять в этой работе самое активное участие. Все работники налоговых органов, участвующие в контрольных мероприятиях, сегодня имеют задачу - выявлять факты и признаки, указывающие на использование схем выдачи зарплаты "в конвертах". Полученная таким образом информация будет немедленно передаваться в правоохранительные органы и инспекцию по труду для принятия соответствующих решений и мер.

Еще одно важное направление - работа с физическими лицами, которые обязаны декларировать свои доходы и уплачивать налог самостоятельно. Несмотря на позитивную динамику показателей декларационной кампании 2004 года (за 2004 год физическими лицами области и округа в налоговые органы представлено 133,6 тысяч деклараций о доходах 2003 года, на 10,2 тысяч больше по сравнению с 2003 годом), количество граждан, не выполнивших свои обязанности перед обществом, продолжает оставаться значительным. Примеры: - в 2004 году налоговыми органами области и округа к представлению деклараций о доходах прошлых лет было привлечено почти 12 тыс. человек (11759). В результате к уплате в бюджет доначислено налога на доходы физических лиц свыше 14 млн.руб. - из 74 тысяч предпринимателей, представивших в 2004 году свои декларации о доходах, почти 17 тысяч привлечено к декларированию налоговыми органами после установленного срока, то есть 30 апреля. - за нарушение порядка декларирования доходов в 2004 году к налоговой ответственности привлечено 3 466 физических лиц. Сумма штрафов превысила полмиллиона рублей (524 тыс. руб.).


[1] Экономические новости России // Агентство Финмаркет. 18.04.2005.

[2] Лысов Е.А. Механизм возмещения НДС при совершении экспортных операций: анализ действующей практики и пути совершенствования // Бухгалтерский учет и аналоги. – 2003. - №12. – С. 12-14.

[3] Никольский А. Налоговые новации, бюджет и пенсионная реформа. – М.: Экономика, 2004. С. 15.