Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по мировой экономике на тему:
Внешнеторговая политика государства
Преподаватель
Студент
Воронеж – 2008
Содержание
Введение. 3
Сущность политики фритредерства и политики протекционизма. 4
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг. 7
Тесты.. 11
Заключение. 12
Список использованной литературы.. 13
Введение:
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.
“Внешнеторговая политика - государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.” [1]
Таким образом, целью данной контрольной работы является рассмотрение современной внешнеторговой политики государств относительно моделей поведения их на мировом рынке. Задачи данной работы – изучить основные направления внешнеторговой деятельности государств, методы регулирования этой деятельности, в частности, тарифные и нетарифные методы, а также проверить уровень своих знаний с помощью практических тестовых заданий.
1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма.
Политика протекционизма (protection – защита) – теории и практики регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции, политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. “В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий”. [2]
В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним – направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.
Политика свободной торговли (free trade – фритредерство) – это политика невмешательства государства в международную торговлю. В чистом виде это означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. В этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно. В реальности государство не устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, однако в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Политика свободной торговли имеет следующие основные характеристики:
· Стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом.
· Позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ.
· Дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей, производителей и потребителей.
· Расширяет границы рынка – она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него.
· Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.
Тарифные методы.
Таможенный тариф на импорт.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. [3]При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.
Таможенный тариф в этом смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
На величину импортной пошлины возрастают издержки производителя, следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар.
Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую очередь на потребителях.
Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного.
Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками.
Однако интерес производителей в защитных пошлинах организационно значительно легче отстоять, чем интерес потребителей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства.
Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.
Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.
Итак, с точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.
Цель фискальных пошлин — преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.[4]
Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин (преференциальные) — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.
В послевоенный период внешнеторговые отношения стран регулировались главным образом путем взаимного уменьшения таможенных пошлин. Это направление представлялось главным в регулировании международной торговли. Так, уровень таможенного обложения являлся главным предметом обсуждения на всех семи турах многосторонних переговоров, проведенных в рамках ГАТТ. В результате за прошедший период удалось снизить уровень таможенного обложения более чем на 3/4. В настоящее время средний уровень ставок тарифов развитых стран около 6%, развивающихся — 30—40%, при этом на отдельные товары пошлины могут колебаться в более широких пределах.
Тариф на экспорт.
Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт.[5]
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложения экспорта запрещено конституцией.
Таможенный союз.
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами – участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.
В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
Нетарифные методы регулирования.
По сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения. Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Квотирование.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контингент. Квотирование (контингирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота ) за определенный период.
Как правило, квотируется импорт товаров и квота выполняет роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.
К нетарифным барьерам можно отнести также государственную монополию как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.п.
Государственное воздействие распространяется и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.д.[6]
Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран ( так называемая генеральная лицензия).
Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить полные ограничения импорта в случае резкого неравновесного баланса.
Добровольные экспортные ограничения.
Широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения, когда страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование). В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмена добровольных экспортных ограничений к 2000-му году.
Экспортные субсидии.
В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.
Экспортные субсидии могут быть прямыми ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.
Демпинг.
Демпинг (dumping - сбрасывание) - продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). [7]Имеет следующие трактовки:
· Ситуация, когда фирмы продают товары за рубеж по ценам ниже издержек или по цене более низкой, чем на внутреннем рынке (трактовка с позиции страны-экспортера).
· Ситуация, когда иностранная фирма продает на рынке товары по цене более низкой, чем “нормальные” цены аналогичных товаров на данном рынке или же мировые цены (трактовка с позиции страны-импортера).
Согласно положениям бывшего ГАТТ (сейчас ВТО) демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара.
В целом демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. В любом случае он рассматривается как проявление недобросовестной конкуренции.
Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых может быть также связан с отставанием в стране-экспортере темпа инфляции от темпа снижения обменного курса валюты (это называется валютным демпингом). Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств. Главное же состоит в том, что в стране, осуществляющей демпинг, увеличиваются прибыли экспортеров, но жизненный уровень населения снижается (поскольку предложение товаров сокращается, и соответственно растут цены на них). В стране же, являющейся объектом демпинга, некоторые отрасли экономики не выдерживают конкуренции с дешевыми импортными товарами, усиливается безработица и, следовательно, тоже страдает население.
Международные картели.
Еще одной формой внешне торговой политики, связанной с монополизацией рынка, является международные картели – монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом продавцов.
Экономические санкции.
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.
Рассмотренные методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.
3. Тесты
1. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики (выберите верный ответ):
а) поддерживает субъектов национальной экономики;
б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;
в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;
г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.
Верным является следующий ответ:
в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке, так как свободная торговля – свободное действие рыночных сил, с выходом на мировой рынок предприятия вынуждены конкурировать не только с отечественными, но и зарубежными фирмами. Поэтому конкуренция развивается и ужесточается.
2. Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:
а) квотирование;
б) лицензирование;
в) таможенные пошлины;
г) добровольные ограничения экспорта;
д) санитарно-технические ограничения.
Верными являются следующие ответы:
а) квотирование, б) лицензирование, г) добровольные ограничения экспорта, д) санитарно-технические ограничения. Квотирование и лицензирование – основные нетарифные методы регулирования внешней торговли согласно политике протекционизма. Они направлены на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Добровольные ограничения экспорта – одна из разновидностей квот, поэтому также относится к нетарифным методам. Санитарно-технические ограничения – это административные меры, относятся к техническим барьерам, т.е. контролю за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в том числе качества и безопасности, следовательно, также являются нетарифными методами.
3. Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как (укажите верный ответ):
а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;
б) рост занятости населения внутри страны;
в) предотвращение демпинга;
г) обеспечение национальной экономической безопасности;
д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;
е) верны только ответы а) и в).
Верным ответом является:
д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма. Протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции.
Вывод.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы также могут быть выбраны различные политики. Для развития международной торговли необходимы дополнительные факторы производства, прежде всего капитал и рабочая сила.
В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.
Список использованной литературы:
1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 735 с.
2. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 575 с.
3. www.eup.ru
4. http://www.glossary.ru
5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: теория, принципы, политика. – М.: Экономика, 2001.-с.354
6. Мир. Эк.: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999. – 286 с.
[1] http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R1dCtl@tlyuwjui:l!hgtqo
[2] Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-с.78
[3] Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: теория, принципы, политика. – М.: Экономика, 2001.-с.132
[4] Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: теория, принципы, политика. – М.: Экономика, 2001.-с.133
[5] Мир.эк.: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. И.П.Николаевой. – 2-е изд.-М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2000. – с.210
[6] Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-с.80
[7] www.eup.ru