Содержание

Задание № 1. 3

Задание № 2. 9

Список источников и литературы.. 12

Задание № 1

Сравните следующие органы:

а) Конституционная комиссия;

б) Конституционное совещание;

в) Конституционное собрание;

г) Конституционный суд.

Раскройте их назначение и функции, опираясь на соответствующие нормативные правовые акты. Когда и при каких обстоятельствах функционируют (функционировали, будут функционировать) названные органы?

Ответ:

Конституционная комиссия (далее - КК) была создана 16 июня 1990 г. постановлением I Съезда народных депутатов РСФСР в составе 102 депутатов. Председателем комиссии избран Ельцин (тогда - Председатель ВС), заместителем председателя комиссии - первый зам. председателя ВС Хасбулатов.

На пятом Съезде народных депутатов РСФСР проект новой Конституции был принят к сведению и конституционной комиссии, которая подготовила этот проект, было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести его на рассмотрение очередного Съезда.

После апрельского референдума 1993 г. разработка новой Конституции заметно активизировалась. Инициатива в этом плане исходила непосредственно от Президента страны. В соответствии с его указом в июне 1993 г. в Москве для завершения подготовки проекта Конституции было созвано Конституционное совещание. Его работа проходила в основном в пяти группах, сформированных из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, других общественных объединений, массовых движений и религиозных конфессий; товаропроизводителей и предпринимателей. В работе Конституционного совещания принимали участие также представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В июне-июле 1993 г. Конституционное совещание в основном завершило подготовку проекта Конституции.

Конституционное совещание - общественно консультативный орган, сыгравший важную роль в подготовке действующей Конституции РФ 1993 г. Был создан на основе Указа Президент РФ от 20 мая 1993 г. “О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации”. Создание такого органа было обусловлено тем, что бывший высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов РФ — в течение длительного времени тормозил принятие новой Конституции, хотя необходимость этого была определена актами, конституировавшими превращение России в независимое суверенное государство. Конституция РФ 1978 г., копировавшая Конституцию СССР, не отвечала новым условиям, а внесенные в нее многочисленные поправки (свыше трехсот) лишили ее необходимой внутренней логики. Конституционное совещание было призвано выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России. Конституционное совещание имело сходство с учредительными собраниям, избираемыми для принятия конституции (нередко с последующим ее вынесением на референдум), но в строго юридическом плане не может быть приравнено к ним.

В составе Конституционного совещания было 250 членов, оно работало по пяти секциям с периодическим обсуждением вопросов на пленарных заседаниях. Пять секций Совещания довольно точно отражали основные социально-политические структуры страны: секция представителей федеральных органов власти; секция представителей органов государственной власти субъектов федерации, секция представителей местного самоуправления; секция представителей политических партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; секция товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции позднее образовали Общественную палату.

На рассмотрение Конституционного совещания Президентом РФ был вынесен проект Конституции, многочисленные (несколько тысяч) замечания и предложения граждан, государственных и общественных организаций. Вынесенный проект обсуждался параллельно с проектом Конституции, подготовленным ранее созданной Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ. В результате длительной работы был выработан новый единый проект Конституции РФ, который в дальнейшем был вынесен Президентом РФ на общенародный референдум, и в итоге голосования 12 декабря 1993 г. стал действующей Конституцией Российской Федерации. Таким образом, Конституционное совещание выполнило свою основную задачу — подготовку проекта Конституции РФ. Общественная палата продолжала действовать, в феврале 1994 г. была преобразована в Общественную палату при Президенте РФ — совещательный консультативный орган, который существовал до 1996 г.

Конституционное собрание - согласно Конституции РФ - представительный орган, обладающий полномочиями учредительной власти. К ведению Конституционного собрания относятся:

- подтверждение неизменности Конституции РФ;

- разработка и принятие проекта новой Конституции РФ;

- вынесение проекта новой Конституции РФ на всенародное голосование;

- установление порядка вступления в силу новой Конституции РФ.

Главы 1 (Основы конституционного строя), 2 и 9 составляют "жесткую" часть Конституции, т.е. могут быть пересмотрены в усложненном порядке (статья 135 Конституции РФ) Конституционным Собранием или всенародным голосованием.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Конституционный суд – в соответствии со ст. 4 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Задание № 2

Президент РФ направил запрос в Конституционный суд РФ о несоответствии Конституции РФ ряда положений одной из республик в составе РФ. В частности, по его мнению, неконституционными являются положения устанавливающие:

- срок полномочий Верховного Совета республики в 5 лет;

- необходимость принятия республиканской Конституции и поправок к ней референдумом республики;

- право подписания республиканских законов председателем парламента республики;

- право назначения высшего должностного лица республики парламентом;

- возможность отзыва Председателя Правительства республики избирателями республики.

Какова Ваша оценка данной ситуации? Какое федеральное законодательство следует использовать в данном случае? Имели ли место подобные прецеденты в практике федерального Конституционного Суда? В чем состоят правовые позиции Конституционного Суда по такого рода вопросам? Какие решения в данной ситуации должен принять Конституционный Суд? Аргументируйте свою позицию, опираясь на нормы действующего законодательства.

Ответ:

На основании ст. 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В соответствии со ст. 84,85 указанного закона правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации.

Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Федерации допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

3.      Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г..

4.      Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г..