Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик.

Современное мировое хозяйство включает в себя около 250 на­циональных государств как субъектов хозяйственной, политиче­ской, экономической, культурной и другой деятельности.  В настоящее время экономический мир обретает черты целостно­сти в планетарном масштабе, т.к. все многообразие государств собирается в единое целое экономической зависимостью.

Экономической основой всемирного хозяйства служит объек­тивная целесообразность, обусловленная стремлением всех госу­дарств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, свободного перемещения факторов производства. Каждая страна может увеличить объем потребления большего числа товаров и услуг  посред­ством международного обмена и тем самым более полно удовлетворить потреб­ности национальной экономики. Именно постоянное стремление к углублению разделения труда и доведение его до международно­го уровня служило ранее причиной становления и развития меж­дународной торговли и мирового рынка. Но всемирное хозяйство, в отличие от мирового рынка, который до сих пор является важ­нейшей составляющей международного сотрудничества, пред­ставляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйствующими субъектами большинства стран мира, нацеленная на дости­жение большей экономической эффективности экономики каждой страны не только за счет углубления разделения труда, но и сво­бодного перемещения в планетарном масштабе  товаров, услуг, ра­бочей силы, капитала, информации, знаний и технологий.

В современных условиях происходят кардинальные изменения в производстве, которое все в большей степени ориентируется не на национальный, а на мировой рынок Ориентация на мировую цену как на критерий эффективности отдельного производства, отрасли, всего национального хозяйства сближает воспроизводственные процессы отдельных стран по технико-экономическим показателям. Многочисленные исследования показали, что высо­кие темпы прироста экспорта товаров и услуг характерны для всех групп стран, независимо от уровня их развития. Таким образом, высокая степень синхронизации темпов роста экономик разных стран приводит к их большей взаимозависимости. В начале ХХI в. в среднем у разных групп стран примерно пятая часть произведен­ного ВВП предназначалась для реализации на внешних рынках[1].

Очевидно, что страны, находящиеся в экономической изоляции от других государств, обречены на отставание и социальную бес­перспективность. Поэтому организационно-экономической осно­вой всех новых явлений в мировой экономике, решающим факто­ром современных международных отношений служит постоянно развивающийся и углубляющийся процесс международной интег­рации.

Создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес – не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом. Главными условиями участия страны в мировом интеграционном  процессе являются политическая и социальная стабильность, отсутствие резких колебаний в национальной экономике и ее открытость.

Ускорение развития международных экономических процессов требует все более открытой экономики. В ходе усиления взаимоза­висимости национальных экономик, развития и усложнения миро­хозяйственных связей само понятие «открытая экономика» меня­ется. Так, в середине ХХ в. под «открытостью» подразумевали сте­пень вовлеченности страны, прежде всего в мировую торговлю и международное разделение труда. В качестве основных показате­лей использовались определенные значения экспортной квоты (от­ношение экспорта  к  ВВП) и внешнеторговой квоты (отношение внешнеторгового оборота к ВВП). Степень открытости экономики признавалась приемлемой, если экспортная квота составляла не менее 10%, а внешнеторговая квота - не менее 25%. За период 1982-1991 гг. средняя мировая экспортная квота (отношение ми­рового экспорта к мировому ВНП) составила 18,2%, а к 2000 г. вы­росла до 23,6%. Таким образом, средняя экспортная квота в мире непрерывно растет, поэтому в начале ХХI в. указанные показатели стали считать ограниченными и недостаточными для анализа.

На современном этапе «открытость» экономики означает не только активное участие страны в международной торговле, но и в других фор­мах мирохозяйственных связей, таких как международная мо­бильность факторов производства и международные валютно-рас­четные отношения.

Важнейшую роль в углублении взаимозависимости националь­ной экономики с мировым хозяйством стал играть вывоз капитала. Именно с ним связано создание механизма прямого выхода про­цесса производства за границы национальной экономики и форми­рование глобальных транснациональных корпораций (ТНК). Пере­нос значительной части производства за рубеж, создание множест­ва филиалов, интегрированных в единую воспроизводственную цепочку, позволяет ТНК использовать ресурсы и конкурентные преимущества многих стран. В современных условиях значитель­но усиливается связь национальной экономики с мировым хозяй­ством через финансовые рынки. Поэтому при анализе уровня от­крытости национальной экономики необходимо учитывать все пе­речисленные факторы и формы взаимодействия.

Таким образом, сегодня открытость экономики подразумевает:

o   прозрачность, т. е. свободный доступ ко всем национальным макроэкономическим сведениям, и их достоверность. Для характе­ристики макроэкономического состояния каждой страны по еди­ным критериям используются международная система нацио­нальных счетов, данные платежного баланса;

o   либерализацию внешнеторгового режима, т. е. отсутствие значительных ограничений для внешнеторговых потоков товаров и услуг;

o   участие страны и ее экономических субъектов в мировом интеграционном процессе, т.е. членство  в различных  международных организациях, союзах и ассоциациях; создание и функционирование ТНК, их интеграцию в стратегические альянсы;

o   Либерализацию внешнеторгового режима, т. е. отсутствие  значительных ограничений для внешнеторговых потоков товаров и услуг;

o    либерализацию финансовых операций, наличие развитого национального финансового рынка и его интегрированность в ми­ровую финансовую систему;

o   Экономическую свободу внутри страны, т. е. свободу индивидуального выбора, частного обмена, предпринимательства, гарантии прав частной собственности

По степени открытости экономики судят об уровне ее вовлеченности во всемирное хозяйство, в мирохозяйственные связи, о бла­гоприятных  условиях для создания совместных предприятий, размещения иностранных инвестиций, целесообразности размещения кредитов.

Ежегодно публикуются рейтинги экономической свободы, ха­рактеризующие степень открытости экономики, которая оценива­ется по 50 независимым параметрам, разбитым на 10 категорий: торговая политика, налоговая нагрузка, степень вмешательства государства в экономику, монетарная политика, инвестиционная ситуация, состояние банковского и финансового рынков, зарплаты и цены, защита собственности, законодательство и степень органи­зованности рынка. Лидерами рейтинга открытости экономики в те­чение последних лет признаются Гонконг, Сингапур, Люксембург. Из бывших союзных республик в десятку стран с открытой эконо­микой вошла Эстония (по данным на 2003 год)

Россия, по пока в данном рейтинге занимает скромное 122-е место. Исследо­ватели выделили следующие существенные недостатки россий­ской экономики: несовершенство системы законодательства, отсут­ствие развитых конкурентных отношений на банковском и фи­нансовом рынках, малопривлекательный инвестиционный рейтинг, распространение коррупции, ущемление прав собственности и произвол чиновников. Именно эти факторы повлияли на то, что экономика России до сих пор признается «в основном несвободной».

Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в определенной степени огра­ничить международное вмешательство в свою экономическую дея­тельность, оставляя за международными организациями, прежде всего ВТО и МВФ, лишь функции контроля за рекомендациями. Экономическая открытость не может быть абсолютной, так как процессы взаимодействия национальной экономики со всемирным хозяйством оказывают существенное воздействие на ее макроэко­номическое равновесие. Практически все страны, даже те, эконо­мика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики протекционизма. Так, наиболее развитые страны огра­ничивают эмиграцию «интеллектуальных умов», следят за соотношением импорта и экспорта, ограничивают вывоз наиболее пе­редовых технологий и др. Развивающиеся страны ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей и на­стаивают на импортозамещающей индустриализации, которая огра­ничивает ввоз иностранных товаров. В связи с этим экономическая открытость страны должна иметь, пределы исходя из национальных интересов.

Уровень участия стран в мировом хозяйстве.

Для количественной оценки открытости национальной экономики используют такие показатели участия страны во всемирном хозяйстве, как участие страны в международной торговле, в международном движении капитала и международных валютно-расчетных отношениях, в международной миграции трудовых ресурсов, научно-техническом сотрудничестве.

Несмотря на возможность количественной оценки открытости национальной экономики, она, тем не менее, характеризует качест­венное состояние экономической системы, т. е. конкурентоспособ­ность. Только располагая развитыми производительными силами, обладая соответствующим уровнем конкурентоспособности отраслей, фирм, производимых товаров и услуг, национальная экономи­ка может играть заметную роль в мировом хозяйстве.

В развитии всемирного хозяйства заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны, так как высокий уровень развития производительных сил и переход к более высокой стадии разделения труда и специализации производства дают им дополнительные конкурентные преимущества. Ведущие роли в между­народных экономических организациях (ВТО, МВФ, во Всемирном банке) также позволяют развитым странам получать существен­ные выгоды на стихийных мировых рынках. Поэтому международная экономическая интеграция для них служит дополнительным источником экономического роста, повышения уровня и качества жизни.

В отличие от развитых стран вхождение во всемирное хозяйство развивающихся стран и стран с трансформирующейся экономикой является длительным, сложным и противоречивым процессом, предполагающим смену приоритетов экономического развития, видоизменение хозяйственных структур и механизмов регулирова­ния, обострение проблем национальной и экономической безопас­ности.

Противоречия проявляются в том, что, с одной стороны, от меж­дународной экономической интеграции в рамках всемирного хо­зяйства указанные страны могут получить положительный эко­номический эффект, обусловленный ростом производительности труда и повышения эффективности производства вследствие углубления специализации и кооперации их экономик, притока иностранных инвестиций, приобретения новейших технологий и ранее недоступной информации. Только посредством мирохозяйственных связей можно обеспечить поток необходимых товаров и услуг, получить доступ к дополнительным рынкам сбыта. А с другой - возможны и негативные последствия. Среди них – закрепление узкой специализации страны, потеря самостоятельности  в проведении государственной экономической политики, зависимость от импорта, неэквивалентный экономический обмен, способствующий росту бедности населения, дискриминация товаропроизводителей на внешних рынках, бегство капитала, возрастание финансовой зависимости от международных институтов (МВФ, Всемирный банк) и обострение проблемы внешней задолженности, беззащитность перед мировыми финансовыми и структурными кризисами. Примером тому служит мировой финансовый кризис 1997-1998 гг., наиболее остро затронувший развивающиеся азиатские страны - Индонезию, Малайзию и Фи­липпины.

Интеграция России в мировое хозяйство является важной пред­посылкой повышения конкурентоспособности экономики, благосо­стояния на рода и успеха ее демократического выбора. Закрытость командно-административной советской экономики не позволяла долгое время в полной мере использовать выгоды от участия в международном разделении труда. В связи с трансформацион­ными процессами и официальным признанием России страной с рыночной экономикой степень открытости российской экономики стала возрастать, о чем свидетельствует рост экспортной и импортной квоты.

Во всемирном хозяйстве к началу ХХI в. уже сложились доста­точно прочные и устойчивые международные экономические от­ношения между странами, причем без участия российских това­ропроизводителей. Деформированная структура экономики Рос­сийской Федерации, сформированная еще в советский период, не отвечает реалиям современного мирового хозяйства и обусловлена преимущественным развитием ТЭК, преобладанием в экспортных, поставках: топлива и сырья, а в им­портных - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Низкая конкурентоспособность многих российских товаров не позволяет более успешно развивать международные торговые отношения.

Но, несмотря на существующие проблемы, в перспективе у Рос­сии есть возможности выйти на уровень устойчивого экономического роста и занять лидирующие позиции на мировых рынках. Для этого необходимо успешно использовать не только богатый природно-ресурсный потенциал, но и интеллектуальный  капитал, научно-технический потенциал и уникальное геополитическое по­ложение.

Результаты участия страны во всемирном хозяйстве, актив­ность ее деятельности в интеграционных процессах неоднозначны. Для  определения итогов такого участия в мировой практике ис­нользуется система показателей, таких как ВВП, ВВП на душу на­селения, доходы на душу населения, индекс развития человече­ского потенциала (ИРЧП), структура экспорта и импорта, структура и динамика иностранных  инвестиций и др.

Одни и те же страны  не могут быть лидерами во всех показателях. Например, по данным за 2003[2] год и по объему ВВП на первом месте в мире США, на втором  - КНР с Гонконгом и Макао, на третьем – Япония, на четвертом – Индия, Россия – только на десятом. Однако по уровню ВВП на душу  населения лидируют Люксембург, США, Норвегия, Ирландия, Дания, Россия здесь находится на 56 месте. По объему привлечения зарубежных капиталовложений лидируют Китай, США, Канада.

Чтобы определить на практике место каждой страны во всемирном хозяйстве основываются на данных  об объеме ВВП, платежного  баланса и резервов центрального банка страны. Исчисленный по предложенной методике МВФ  удельный вес каждой национальной экономики во всемирном  хозяйстве свидетельствует о том, что к началу третьего тысячелетия безусловным лидером является США(20,6%), Япония (7,6%), доля России составляет на данный момент 1,79%.[3]


[1] Мировая экономика: учеб. под ред. Николаевой

[2] Мировая экономика: учеб. под ред. Николаевой

[3] Мировая экономика: учеб. под ред. Николаевой