Содержание
Демократический политический режим. 3
Сущность государства. 6
Форма правления и тип государственного устройства Российской Федерации. 9
Феномен бюрократии. 12
Правовое государство: сущность и основные принципы.. 14
Список литературы.. 17
Демократический политический режим
Демократия — это политическая система, при которой народ в достаточной степени способен сменить руководителей, но недостаточно способен управлять самим собой. Ради сохранения демократии необходимо заменить клич «всю полноту власти — нам!» принципом «никто не должен обладать всей полнотой власти».
Известный российский политолог К. С. Гаджиев отмечает, что сущность демократии кроется в праве. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права, и праву принадлежит приоритет перед государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Сущность правового государства заключается в определении способов, которыми осуществляются цели и содержание государственного правопорядка. Оно призвано обеспечить оптимальные условия для реализации способностей и интересов гражданина как суверенного и самостоятельного существа в рамках установленных норм и правил. Понятие «правовое государство» предполагает не столько подчинение государственной власти каким-либо надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства
Во-первых, демократия представляет собой определенную форму государства, так как правление по воле большинства предполагает наличие учреждений, с помощью которых эта воля формулируется в виде законов и осуществляется.
Первоначальной государственной формой демократии была непосредственная (или прямая) демократия, зародившаяся в античных городах-государствах. Эта форма демократии не знала представительных учреждений, так как все вопросы управления государством решались непосредственно всеми свободными гражданами в народном собрании. В настоящее время непосредственная демократия в общегосударственных масштабах не применяется нигде. Она сохраняется как форма управления лишь в трех горных кантонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. В некоторых странах (США, Италия, Франция, Швейцария) применяются отдельные институты непосредственной демократии, такие, как референдум, плебисцит, народная инициатива, но наличие этих институтов никак не меняет представительного характера современной демократии.
Современная демократия является представительной.
Демократию как тип политического режима характеризуют следующие признаки.
1. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с законами. Общество избирает конкретных носителей власти и контролирует их.
2. Ветви власти — исполнительная, законодательная и судебная — независимы и уравновешивают друг друга. Это обеспечивает баланс различных социальных сил, препятствуя опасному для общества бесконтрольному сосредоточению власти.
3. Юридически закреплены и в полном объеме реализуются права и свободы человека, прежде всего права личности. Главный принцип — «все, что не запрещено,— разрешено».
4. Неотъемлемым элементом политического процесса является оппозиция. Она пользуется теми же правами и возможностями, что и правящее большинство. Законом запрещены призывы к изменению формы государственного устройства.
5. Функционирует многопартийная система, в рамках которой конкурирующие партии могут сменять друг друга у власти в результате выборов.
6. Средства массовой информации свободны и независимы от цензуры. Общество относится к ним как к четвертой власти.
7. В обществе отсутствует официальная идеология. В условиях плюрализма идейные течения соперничают друг с другом при сохранении общенациональных мировоззренческих ценностей.
8. Элиты открыты для: а) социальной мобильности, пополнения наиболее способными представителями населения; б) постоянного обратного влияния со стороны общества, проявляющегося, в частности, в избирательных кампаниях.
9. Армия и спецслужбы обеспечивают безопасность государства и общества. Основные функции поддержания правопорядка выполняются полицией и судами.
10. При любой форме государственного устройства — унитарной или федеративной — власть на местах имеет большие полномочия. Права национальных меньшинств соблюдаются в полном объеме. Современные демократические системы ведут свое начало от форм правления XVIII-XIX веков, возникших под влиянием таких идей классического либерализма, как признание личности главным источником власти, приоритет прав человека над полномочиями государства, политическое равенство граждан, автономия меньшинства по отношению к большинству. [1]
Демократия, как правило, является наиболее устойчивым режимом, поскольку имеет глубокие гуманитарные и социальные корни в обществе. Взаимоотношения субъектов демократии — личности, общества и государства — регулируются правовыми нормами поведения, законами, традициями и прецедентами, признаваемыми значительным большинством населения. Это обеспечивает социальную стабильность, придает обществу динамизм.
Сущность государства
Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остро дискуссионной.
Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно[2].
Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократичсских, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла обще-социальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится обще-социальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.
На государство и его сущность наряду с обще-социальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлируя свои интересы, выдает их за обще-социальные и общенациональные.
Форма правления и тип государственного устройства Российской Федерации
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. Форма прав-я делится на 1. монархии (абсолютная, ограниченная), 2. Республики (президентская, смешанная, парламентская)
Монархия - власть сосредоточена в руках главы государства (короля, царя). Ее признаки: власть по наследству, осуществляется бессрочно, не зависит от волеизъявления населения, юрид. безответственность монарха.
Абсолютная монархия - единственным носителем суверенитета явл-ся монарх (Саудовская Аравия).
Ограниченная монархия - власть монарха ограничена выборным органом - парламентом (Великобритания, Япония)
Республика - глава государства выборный и сменяемый, а его власть производна от избирателей или представительного органа.
Признаки: выборность власти; ограниченность срока полномочий; зависимость от избирателей; юр. ответственность государственной власти.
Президентская республика (США, Бразилия) президент избирается независимо от парламента, формирует правительство, правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом, президент глава исполнительной власти.
Парламентская республика (Германия, Италия) - верховенство парламента: президент избирается парламентом либо специальной коллегией, правительство формируется и возглавляется премьер-министром, правительство несет ответственность перед парламентом.
Смешанная республика - отсутствие связи между президентом и правительством (Франция, Польша, Болгария). Президент и парламент избираются народом. Глава государства президент. Он назначает главу правительства и министров. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюждета страны, а также посредством права вынесения прав-ву вотума недоверия.
Форма государственного устройства – это форма государства, которая характеризует распределение суверенитета и полномочий по управлению между центральными и местными органами государств.
Существует 4 формы государственного устройства.
Унитарное – характеризуется концентрацией власти в центре государства. Местные органы государства подчинены центральным. Территория государства является единой и состоит из территориальных единиц. Эти единицы имеют одинаковый статус и равные права. Действует одна правовая система.
Федерация – это форма государственного устройства, единое государство части которого обладают признаками суверенитета и элементами государственности.
Признаки Федерации: территория государства состоит из территорий субъектов государств; действует 2 уровня государственного аппарата; существует несколько правовых систем; существует 2-х канальная система налогов; в федерации имеется двойное гражданство.
Федерации делятся на 2 вида:
Национально-государственные – здесь субъекты Федерации построены по признаку компактности проживания определенной нации на определенной территории;
Административно-государственные. Здесь субъекты сложились исторически, а нации живут в смешанном порядке.
Смешанные Федерации к ним относятся РСФСР
Конфедерации – это объединение государств, которые заключили договор для достижения определенной цели.
Признаки:
Государство в составе Федерации полностью суверенно.
Имеются общие органы управления.
Конфедерация имеет общую границу, валюту.
Любое государство в составе конфедерации может выйти из нее.
4. Содружество – это объединение государств которые не юридически, ни фактически друг от друга не зависят и связаны только общностью истории. Здесь отсутствуют единичная граница, единичная валюта. Основой объединения государств в содружество является однородность экономики, культуре. (СНГ, Британское Содружество).
Феномен бюрократии
Термин «бюрократия» (от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos — власть, господство, букв. -власть канцелярии, господство аппарата управления) чаще всего применяется для обозначения административных и технических аспектов организации, обеспечивающих исполнение принимаемых решений. В современном обществе с увеличением размеров организаций, как государственных, так и частных, и усложнением механизма реализации управленческих решений бюрократия стала играть главную, а иногда и определяющую роль во многих сферах государственной политики.
Существуют четыре подхода к определению бюрократии. В зависимости от присущей исследователям оценки роли бюрократии в обществе она рассматривается как:
• форма существования и характер власти;
• сложная, иерархически построенная структура организации, позволяющая повысить управленческую эффективность и в государственной сфере, и в частном секторе,
• часть правительства, не входящая в политическую или выборную его структуры и осуществляющая повседневное управление государственной машиной;
• негативная оценка действий государственных чиновников, присущая управленческому аппарату социальная болезнь с характерной для него волокитой и неэффективностью.
Бюрократия может быть охарактеризована и как:
организация - специфическая форма политической или иной организации, в которой абсолютизированы административные процедуры, вследствие чего фактическая власть принадлежит чиновникам. Для бюрократии в этом значении характерны подчинение интересов дела интересам карьеры, формализм,
социальная группа - профессиональное сообщество лиц, занятых в сфере государственного управления и получающих за это зарплату.
Функция бюрократии необходима любой политической системе, поскольку ни одно общество не может обойтись без аппарата управления, включающего в себя компетентных служащих, постоянно занимающихся ведением государственных дел и без которого воля властвующей элиты осталась бы простым намерением. Если учесть, что в повседневной жизни господство – это в первую очередь управление, становится очевидной та исключительная функция, которую выполняет бюрократия в обществе. Обладая иерархической структурой и квалификацией чиновников, она обладает и бесспорной административной властью. Она может сохранять свои позиции даже при изменении политических элит, играя часто роль относительно автономного фильтра и тормоза политических изменений, а при определенных условиях может стать самостоятельной политической силой или даже присвоить себе государственную власть. Учитывая это обстоятельство, многие исследователи считают бюрократию «необходимым злом»: без нее невозможно управление, однако именно она существенно ограничивает возможности граждан влиять на характер функционирования системы государственного управления, усиливая политическое отчуждение в обществе. Поэтому в обыденном сознании бюрократия ассоциируется с волокитой и неэффективностью административного аппарата, но в теории этот термин имеет нейтральный характер, его значение связано не с оценками, а с особыми обязанностями, структурной организацией, жесткостью административных процедур и вытекающими отсюда специфическими корпоративными интересами чиновников.
Правовое государство: сущность и основные принципы
Среди многочисленных идей и теорий, связанных с государственностью, видное место занимает концепция правового государства. Ее элементы были сформулированы в древности, развиты в XII—XIII вв.. углублены и конкретизированы в XIX и XX вв.
Концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теории. К этому следует добавить, что развитие представлений о государстве, власти, праве в истории человеческой мысли следует рассматривать конкретно-исторически, с учетом реальной среды, в которой эти идеи возникли и получили распространение.[3]
Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:
1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной организации, -отсюда идея господства права в управлении.
2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.
3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения."
В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были сформированы требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.
Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Новизна его состоит в том, что: а) принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР; б) Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере; в) она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.
Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России (нравственно-демократический потенциал, совокупность юридических конструкций, работающих на принцип социальной справедливости, широкий диапазон прав и свобод человека).
Список литературы
1. Энциклопедический юридический словарь. /Под общ. ред. Крутских В.Е. - М.:ИНФРА-М, 1998. С.72.
2. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996. с.214.
3. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000. С.34.
4. Макаренко В.П. Бюрократия и государство. - Ростов-на-Дону, 1987.
5. Облонский А.В. Бюрократия для ХХI века? Модели гос.службы: Россия, США, Англия, Австралия. – М.: Дело, 2002. – С.149.
[1] Энциклопедический юридический словарь. /Под общ. ред. Крутских В.Е. - М.:ИНФРА-М, 1998. С.72.
[2] Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996. с.214.
[3] Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000. С.34.