Содержание
Государственная власть в РФ. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в России, их структура и полномочия. 3
Доверенность, ее виды и форма. Передоверие, прекращение доверенности. Последствия прекращения доверенности. 7
Оплата и нормирование труда. Основные понятия и определения. Установление заработной платы. Удержание из заработной платы.. 9
Задача. 12
Список источников и литературы.. 14
Государственная власть в РФ. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в России, их структура и полномочия
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.[1]
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.[2]
В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически избираемый парламент - один из высших государственных органов. В федеративном государстве законодательную власть на основе разграничения компетенции осуществляют законодательные органы федерации и субъектов федерации.
В России, являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые формируют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей РФ. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату.
Совет Федерации выражает интересы регионов, выступает инструментом стабильности, служит посредником между Президентом РФ и Государственной Думой при принятии законов, нейтрализует при этом потенциальные конфликты, применяя согласительные процедуры.
Государственная Дума образует комитеты, фракции, депутатские группы, сочетает законотворческую и законодательную деятельность. Механизм взаимодействия структур Госдумы при прохождении законопроектов отвечает классическим парламентским требованиям.
Законодательные (представительные) органы государственной власти в Российской Федерации в соответствии с провозглашенным Конституцией принципом разделения властей самостоятельны. Они образуются на федеральном уровне, в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах — субъектах федерации.
Несмотря на конституционную обособленность законодательной и исполнительной власти современная система представительных органов в России окончательно не установилась. Она противоречива и характеризуется двумя основными тенденциями: корпоративной и парламентской.
В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений.
Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной Деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними.
Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;
· федеральные органы исполнительной власти;
· территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
· органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административно-правовых отношений определено соответствующими нормативными актами.
В Конституции Российской Федерации термин "судебная власть" раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции Российской Федерации употребляется термин "правосудие", которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду Российской Федерации и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации.
Доверенность, ее виды и форма. Передоверие, прекращение доверенности. Последствия прекращения доверенности
Доверенность по своей юридической природе - сделка односторонняя, и потому для ее действительности и действия достаточно соответствующего закону волеизъявления представляемого (доверителя). Содержание воли доверителя должно свидетельствовать о его желании уполномочить представителя совершить от его имени и в его интересах одну или несколько сделок либо другое юридическое действие.
По содержанию и объему полномочий, которыми наделяется представитель, различаются три вида доверенности: генеральные (общие) доверенности выдаются для совершения разнообразных сделок и иных юридических действий в течение определенного периода времени. Пример такой доверенности - доверенность, выдаваемая руководителю филиала юридического лица; специальные доверенности выдаются на совершение ряда однородных сделок или иных юридических действий. К ним можно отнести доверенности для представительства в суде, арбитражном суде, на получение товарно-материальных ценностей от грузоперевозчика и т.п.; разовые доверенности уполномочивает представителя на совершение одной сделки или иного единичного юридического действия. К таким доверенностям относятся, например, однократные доверенности на получение заработной платы, денежного перевода, стипендии, пенсии, на однократное получение товарно-материальных ценностей; специальная доверенность уполномочивает представителя на совершение неограниченного ряда односторонних и двусторонних сделок иди иных юридических действий в определенной области. Такова доверенность на распоряжение вкладом в сберегательной косее, на ведения судебных и арбитражных дел, доверенность, выдаваемая юрисконсульту. Это и доверенность на получение во время отсутствия собственника жилого дома плати с проживающих в этом доме нанимателей. К специальным доверенностям относится и такая, которая выдается экспедитору предприятия на получение всех грузов от железной дороги, поступающих в адрес предприятия.
Выдача доверенности, состоит в признании необходимым личного исполнения представителем предусмотренных в ней действий. По указанной причине передать другому совершение соответствующих действий на основе выдаваемой для этой цели доверенности (передоверие) возможно только при наличии одной из двух предпосылок: либо в самой доверенности предусмотрено право передоверия, либо представитель вынужден силой обстоятельств передоверить исполнение поручения для охраны интересов представляемого.
Передоверие осуществляется путем выдачи доверенности первоначальным представителем новому представителю.
В основе доверенности лежат личные отношения сторон. По этой причине доверенность признается автоматически прекращенной в случае смерти, признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим представителя или представляемого. Прекращается доверенность соответственно и в случае прекращения юридического лица - представителя или представляемого. По этой причине правопреемники (наследник либо организация, к которой перешли права и обязанности представляемого - реорганизованного юридического лица) должны с согласия представителя выдать ему новую доверенность.[3]
Оплата и нормирование труда. Основные понятия и определения. Установление заработной платы. Удержание из заработной платы
Оплата труда — важнейшее условие труда, которое является в большинстве случаев причиной труда, условием, стимулирующим труд. Основным источником доходов работников является заработная плата, величина которой зависит от личного трудового вклада работников и конечных результатов деятельности предприятия. Индивидуальные условия оплаты труда должны предусматриваться в контракте (трудовом договоре), который заключается между работником и работодателем, а вопросы организации заработной платы отражаются в коллективном договоре хозяйства, являющимся основой определения условий оплаты труда конкретных работников.
В ст. 129 ТК раскрывается содержание понятий, широко используемых в сфере оплаты труда и часто употребляемых в Трудовом кодексе. Однако перечень понятий, имеющих значение для уяснения всех нюансов оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, в ст. 129 представлен не полностью. Например, идет речь о тарификации работ, но ничего не сказано о тарификации работников (присвоении работающим разрядов, классов, чинов); не дано определение тарифных коэффициентов, хотя о них есть упоминание в последнем абзаце ст. 129; не объяснено, что понимается под системами оплаты труда, хотя в ст. 135 подробно указано, каким образом в тех или иных организациях они устанавливаются. В связи с этим по ходу изложения материала будут даваться дополнительные пояснения.
Статья 133 ТК дополняет определение минимальной заработной платы еще и тем, что показывает: минимальный размер заработной платы не просто гарантируется, но и устанавливается федеральным законом.
Определения тарифной ставки (оклада), тарификации работ, тарифного и квалификационного разрядов, тарифной сетки и тарифной системы в основном отвечают тем понятиям, которые сложились в науке трудового права. Отдельные недочеты определений, данных в ст. 129 ТК, в некоторой степени устраняются сказанным в ст. 143 "Тарифная система оплаты труда". Так, в ст. 129 тарифная система представлена как совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциaция заработной платы работников различных категорий. Как видно из ч. 1 ст. 143 ТК, к этим нормативам относятся тарифные ставки, оклады, тарифные сетки, тарифные коэффициенты. В то же время в тарифную систему в ст. 143 не попали квалификационные разряды, с помощью которых согласно ст. 129 отражается уровень профессиональной подготовки работников. Если, скажем, рабочему не присвоен квалификационный разряд, то нет объективных показателей дифференциации заработной платы, утрачивает смысл сказанное в ст. 150 ТК об оплате труда при выполнении работ различной квалификации.
Организации могут устанавливать такие системы оплаты труда своих работников:
- повременная (тарифная) (оплачивается то время, которое работник фактически отработал):
- простая;
- повременно-премиальная;
- сдельная (оплачивается то количество продукции, которое работник изготовил):
- простая;
- сдельно-премиальная;
- сдельно-прогрессивная;
- косвенно-сдельная;
- аккордная;
- бестарифная (труд оплачивается исходя из трудового вклада конкретного работника в деятельность организации);
- система плавающих окладов (труд оплачивается исходя из суммы денежных средств, которую организация может направить на выплату заработной платы);
- система выплат на комиссионной основе (размер оплаты труда устанавливается в процентах от выручки, полученной организацией).
Системы оплаты труда коммерческая организация устанавливает самостоятельно.
Установленные системы оплаты труда фиксируются в коллективном договоре, Положении об оплате труда или трудовых договорах с конкретными работниками.
Разным категориям работников могут быть установлены различные системы оплаты труда. Например, общехозяйственному персоналу труд может оплачиваться повременно, а рабочим основного производства - сдельно.
Задача
Старший продавец Воробьева проболела 3 месяца 20 дней. Проработав 2 дня после болезни, она вновь заболела и находилась на временной нетрудоспособности 3 месяца. Директор универмага уволил ее по п.3 "а" ст. 81 ТК РФ.
Вопрос:
1. Каков порядок увольнения по п. 3 "а" ст. 81 ТК РФ?
2. Является ли данное увольнение законным?
Ответ:
На основании п. 3 «а» ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Форма проявления несоответствия выполняемой работе - это несоответствие в силу состояния здоровья, т.е. "при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для членов трудового коллектива либо обслуживаемых им граждан" (абз.3 п. 22 постановления Верховного Суда Российской Федерации N 16). Следует учесть что работодатели не вправе сами судить о состоянии здоровья работника. Эти вопросы решает МСЭК (ВТЭК), которая может при определенных обстоятельствах установить инвалидность работника (при этом указывается также, может ли этот работник продолжать выполнять данную работу или более легкую работу или он становится нетрудоспособным). Заключение МСЭК об условиях труда инвалида (а равно о его нетрудоспособности) обязательно для работодателя. В зависимости от характера заключения МСЭК администрация обязана:
а) или перевести работника на более легкую работу;
б) или создать специальные условия труда для него;
в) или уволить работника по п. 3. ст. 81 ТК.
Следовательно, в данном случае увольнение незаконно.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993. 62 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 22 октября 1994 // СЗ РФ 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации принят 23 октября // СЗ РФ от 18 ноября 2002. № 46. Ст. 4532.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., N 1, ст. 1
6. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 28 июля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 мая 2004 г. N 21 ст. 2023
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 11 ст.945
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: ИНФРА - НОРМА, 1999. 776 с.
9. Коваленко А. И. Теория государства и права. М., 1994. 314 с.
10. Теория права и государства : Курс лекций / Под ред. Н.А.Катаева и В.В.Лазарева.- Уфа,1994.
11. Теория государства и права.- ч.1 / Под ред. Венгерова А.Б..- М., 1995.
12. Гражданское право. Часть первая в вопросах и ответах: Гришаев С. П. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1999.
[1] Теория права и государства : Курс лекций / Под ред. Н.А.Катаева и В.В.Лазарева.- Уфа,1994.-С.109-111
[2] Теория государства и права.- ч.1 / Под ред. Венгерова А.Б..- М., 1995.-С,75.
[3] Гражданское право. Часть первая в вопросах и ответах: Гришаев С. П. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1999. – 141 с.