Правовая характеристика финансирования терроризма - общественно

опасного социального явления современности

Терроризм на рубеже XX-XXI вв. стал серьезной угрозой международной безопасности. Постоянно растет количество государств (в число которых входит и Россия), испытавших на себе страшные последствия террористических атак.

Так, уже который год продолжается широкомасштабная контртеррористическая операция на Северном Кавказе с участием военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, органов, а также представителей других "силовых" министерств и ведомств Российской Федерации.

Необходимость поиска пути эффективного противодействия этой "чуме XXI века" не вызывает сомнений. В связи с этим перед мировым сообществом возникла задача выработки и принятия таких мер по борьбе с терроризмом, которые стали бы адекватны представляемой им угрозе, учитывали бы все многообразие форм его проявления.

Во избежание превращения терроризма в обыденный инструмент урегулирования конфликтов различного уровня и масштаба современное человечество не должно идти ни на какие уступки тем, кто использует в своей деятельности методы террора и насилия. Принцип отказа от переговоров с террористами положен руководством Российской Федерации в основу проводимой контртеррористической операции на Северном Кавказе. Вместе с тем отечественный опыт, а также опыт зарубежных стран в сфере борьбы с терроризмом показывает, что одними только силовыми методами решить указанную социальную проблему или уменьшить ее угрозу невозможно.

Терроризм - явление многоплановое, причины его возникновения и развития, а также способствующие ему факторы носят системный характер и порой являются специфичными для каждого из государств, столкнувшихся с атаками террористов. Поэтому, "говоря непосредственно о борьбе с терроризмом, мы вынуждены еще раз обратить внимание на то, что успех в этой борьбе как на национальном, так и на международном уровне будет прямо зависеть от комплексного, многоаспектного характера действий. Ни отдельные, хотя возможно и успешные, действия спецслужб и специальных подразделений, ни военные меры, тем более акты возмездия, ни политические и иные меры сами по себе к радикальному изменению оперативной обстановки на этом участке привести не могут. Вопрос о необходимости комплексного подхода назрел давно. Ситуация, складывающаяся сегодня в России, на международной арене самым острым образом делает этот подход жизненно важным"*(1).

Так, наряду с общим оздоровлением социально-экономической обстановки в тех регионах мира, которые признаны потенциальными очагами разрастания террористической угрозы; налаживанием и использованием эффективных механизмов международного сотрудничества в сфере уголовного преследования террористов; наращиванием антитеррористической пропагандистской составляющей и проведением ряда других мероприятий одним из действенных шагов на этом пути является разработка специальной системы мер, направленных на ликвидацию международных каналов оказания материально-технической и финансовой помощи террористическим группам и организациям.

Данный тезис единодушно признается всеми участниками международной антитеррористической коалиции, всеми субъектами, ведущими непосредственную борьбу с террором. К тому же, как показывает практика органов федеральной службы безопасности, лишение террористических организаций экономической базы ведет к существенному снижению их активности, а в конечном итоге к прекращению деятельности и самоликвидации.

Однако эффективность противодействия финансированию террористической деятельности напрямую зависит от того, насколько изучено данное явление, формы его проявления, основные отличительные признаки и т. д. Именно этим моментам посвящена данная статья.

В том, что финансирование терроризма является именно социальным явлением, сомневаться не приходится. Так, в научных источниках под социальным явлением понимается "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность"*(2).

Отсюда следует, что отличительный признак любого социального явления - наличие процесса согласованного взаимодействия отдельных людей или их общностей друг с другом.

Другой отличительной чертой социального явления следует считать его достаточно широкую распространенность на определенной территории, а иногда и по всему миру.

Наконец, третий признак тесно связан с предыдущим и проявляется в массовости социального явления. Отдельные факты, хотя и обладающие схожими признаками, но встречающиеся довольно редко, вряд ли могут претендовать на право называться явлением. Когда же количество фактов того или иного социального свойства неуклонно растет, тогда в совокупности своей они могут считаться социальным явлением.

Указанные черты в равной мере присущи финансированию террористической деятельности. Оно является одним из видов человеческой деятельности и не может происходить без участия представителей человеческого сообщества, тех самых "индивидов". Многочисленные террористические акты, совершаемые в разных частях мирового пространства и спонсируемые из самых различных источников, в том числе и отдельными государствами, свидетельствуют о массовости описываемых процессов, подтверждая тем самым справедливость выдвинутого нами тезиса о принадлежности финансирования террористической деятельности именно к разряду явлений, в данном случае социальных. Так, в 2000 г. Было совершено 423 международных террористических акта, что на 8% больше по сравнению с нападениями, зафиксированными в 1999 г.*(3). И, к сожалению, год от года эта цифра неуклонно увеличивается.

Отметим также, что тесная взаимосвязь террористической деятельности и ее финансирования приводит к тому, что финансирование несет в себе ее некоторые отличительные черты.

В частности, так как терроризм является одной из разновидностей девиантного человеческого поведения, представляющего угрозу безопасности отдельно взятой личности, общества, и целого государства, то и финансирование террористических акций и организаций будет социальным явлением негативной окраски. Кроме того, усложнение процессов терроризма, их тесное взаимодействие и взаимообусловленность с другими отрицательными общественными явлениями, в том числе и с общеуголовной преступностью, рост числа террористических акций международного характера в конечном итоге приводят к тому, что финансирование террористической деятельности также выходит за рамки одного государства. Это проявляется, к примеру, в том, что в финансовой подпитке террора принимают участие не только конкретные физические лица, но и их группы, объединения, финансовые капиталы отдельно взятой страны, международной организации, а иногда и целого государства. В свою очередь, усилия стран, направленные на противодействие международному терроризму, все более осложняются глобализацией экономических, политических, идеологических и культурных процессов в мире, сопровождающихся ликвидацией многих барьеров на пути торговли, валютного обмена, информационного взаимодействия.

То, что считается абсолютным благом с точки зрения расширения демократии, вдруг становится злом, поскольку террористы максимально используют возможности открытого общества в свою пользу.

Ключевой аспект характеристики финансирования террористической деятельности как социального явления - это, на наш взгляд, раскрытие самого понятия финансирования терроризма. Мы предлагаем в этом вопросе придерживаться положений, изложенных в нормах международного права, и в частности в международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма*(4).

Так, по смыслу п. 1 ст. 2 указанной Конвенции финансирование терроризма представляет собой преступление в том случае, когда любое лицо любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения деяний террористической направленности*(5). В группу деяний террористической направленности стоит отнести преступления, ответственность за совершение которых предусмотрена следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ): 205 "Терроризм", 206 "Захват заложника", 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", 211 "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля" и 360 "Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой", а также 205.1 - "Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению".

Определение таких преступлений как террористических соответствует Европейской конвенции по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., которая, помимо названных, включает в эту группу незаконное лишение свободы, а также правонарушения, связанные с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями.

Кроме того, добавим, что п. 1 ст. 1 международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма раскрывает понятие средств, которые означают "активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими"*(6).

Было бы правильным, по нашему мнению, под выражением "финансирование террористической деятельности" понимать оказание в том числе любой иной помощи, способствующей осуществлению и достижению целей указанной деятельности, а именно: обеспечение террористических групп и организаций продуктами питания, медикаментами, вещевым имуществом, оргтехникой, иными материальными ресурсами и т. п. Но, конечно же, традиционное проявление финансирования - это предоставление в распоряжение террористов финансовых средств.

Отметим при этом своеобразие самого процесса предоставления указанных средств. В практике противодействия финансированию террористической деятельности известны два основных способа - это передача средств в натуральном виде (деньги, ценные бумаги, векселя и т.п.) и путем использования современных научно-технических достижений (факсимильная связь, электронная почта, банковские переводы).

Анализ имеющихся в органах безопасности Российской Федерации материалов противодействия терроризму показывает, что все многообразие способов оказания материальной, в том числе и финансовой, поддержки в подготовке, планировании и осуществлении террористической деятельности можно представить в двух формах.

Первая форма представляет собой финансирование конкретного, определенного преступления террористического характера или группы таких преступлений. При этом действия лица, осуществляющего финансирование, и непосредственного исполнителя или исполнителей террористической акции являются согласованными по времени, месту и предполагаемым вредным последствиям.

Вторая форма финансирования находит свое проявление в том, что выделяемые денежные средства переходят в распоряжение организаций террористической направленности и расходуются в процессе их деятельности либо передаются лицу или лицам на проведение террористических актов вообще. При этом не оговаривается, какие конкретно преступления террористического характера необходимо осуществить, в какой форме, место и время проведения. К тому же финансируемая деятельность помимо непосредственного участия в подготовке, планировании и совершении акций террористического характера может включать в себя чрезвычайно широкий спектр различных действий, причем как связанных, так и не связанных с радикальными проявлениями террора - террористическими преступлениями.

Такими действиями могут быть вербовка и обучение новых членов организации, ведение информационной пропаганды своей идеологии, закупка необходимого технологического оснащения и т. п. В конце концов, деньги могут тратиться на совершенно банальные - поддержание жизнедеятельности самой террористической организации.

Столь несущественные на первый взгляд различия между перечисленными формами финансирования террористической деятельности вместе с тем являются очень важными, потому как могут быть по-разному оценены с позиций норм российского уголовного законодательства. Не вдаваясь при этом в глубокую уголовно-правовую оценку различий между указанными формами финансирования терроризма, отметим лишь тот факт, что для организации уголовного преследования "спонсоров" террористической деятельности - второй формы финансирования возникла необходимость принятия специальной нормы УК РФ.

Такой нормой стала ст. 205.1 УК РФ, получившая название "Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению". В этой статье были установлены основания уголовной ответственности за финансирование терроризма вообще, в целом, в том числе и за передачу финансовых средств в распоряжение террористических организаций.

Особое внимание стоит уделить вопросу об источниках получения средств, используемых для оказания финансовой помощи в проводимой террористической деятельности. Источники эти различны, но среди имеющегося многообразия можно выделить наиболее "традиционные" из них. К их числу отнесем доходы от криминальной деятельности (торговля оружием, наркотрафик, работорговля, контроль проституции и т. п.), а также иной нелегальной деятельности (например: скрытая от налогообложения прибыль в легальном бизнесе), добровольные пожертвования и даже воровство бюджетных средств. К примеру, в 1994-1996 гг. в период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики Правительство Российской Федерации, несмотря на ведущиеся там боевые действия и отсутствие легитимной власти, продолжало перечислять бюджетные средства в республику. Деньги эти просто-напросто разворовывались Д. Дудаевым и его компаньонами и расходовались на поддержание деятельности незаконных вооруженных формирований.

Таким образом, с одной стороны, финансирование террористической деятельности, содержащее в себе все признаки общественно опасного социального явления, следует признавать именно масштабным социальным явлением негативной окраски.

С другой стороны, так как данное явление обладает неотъемлемым свойством общественной опасности и нуждается в криминализации, то соответственно оно будет являться одним из видов преступности, причем, с учетом его распространенности, преступности международного характера.

Основываясь на вышеизложенном, финансирование терроризма можно представить в широком и в узком смысле слова. Так, в широком смысле слова финансирование террористической деятельности представляет собой сложное социально-экономическое явление, распространенное на территории многих государств, затрагивающее их интересы, заключающееся в оказании финансовой помощи отдельным лицам или их группам, а также организациям, сообществам или государствам для осуществления террористической деятельности, взаимосвязанное с другими видами криминальной активности и потому носящее отрицательный характер.

В узком смысле слова финансирование террористической деятельности - это особо опасный вид преступности международного характера, состоящий из совокупности общественно опасных деяний по предоставлению финансовых средств отдельным лицам или их группам, организациям, сообществам или государствам для планирования, подготовки, организации и осуществления конкретно-определенных преступлений террористического характера, а также для проведения террористической деятельности в целом.

А.Ю. Стешин,

майор юстиции, старший юрисконсульт УФСБ России

по внутренним войскам МВД России

"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2004 г.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

*(1) Гончаров С.А. Актуальные вопросы борьбы с террором // Материалы международной конференции "Международное сообщество против глобализации преступности и терроризма". М., 2001. С. 11.

*(2) Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Изд-во "Центр," 2000. С. 11.

*(3) См.: Комментарий к Федеральному закону "О борьбе с терроризмом "/ Под ред. В.В. Коряковцева, К.В. Питулько. СПб.: Питер, 2003. С. 7.

*(4) Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 2000 г.

*(5) См.: Конвенция о борьбе с финансированием терроризма // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 12. Ст. 1059.

*(6) См.: Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.