Практика регистрации прав на государственное

и муниципальное имущество

В системе государственной регистрации прав на недвижимость особое место занимает регистрация прав на государственное (муниципальное) имущество. На Алтае по инициативе краевой администрации Центром государственной регистрации ведется в этом направлении активная работа, что позволяет сделать некоторые выводы и обозначить существующие проблемы.

На федеральном уровне механизмы решения многих вопросов, связанных с государственным имуществом, были недавно определены благодаря принятию Концепции управления госимуществом и приватизации в Российской Федерации. Пути же решения этих проблем на Алтае наметились гораздо раньше. С 1995 по 1999 год в крае приняты собственные местные законы в сфере управления и распоряжения государственной собственностью ("О порядке приобретения в государственную собственность Алтайского края имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц", "О казне Алтайского края", "О порядке управления объектами права собственности в Алтайском крае").

Распоряжением главы администрации края из местного бюджета выделены средства на оплату работ по оформлению документов на объекты, составляющие казну края. Краевым государственным учреждениям и унитарным предприятиям было предписано в кратчайший срок зарегистрировать право оперативного управления, хозяйственного ведения на государственное недвижимое имущество (землю, здания, сооружения). А Комитету по управлению государственным имуществом края как органу, уполномоченному собственником на управление и распоряжение государственным имуществом, предложено провести регистрацию прав на недвижимое имущество, составляющее казну края. Кроме того, регистрации подлежат договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на срок более одного года.

Плановая регистрация прав и сделок с недвижимым имуществом, находящимся в краевой собственности, завершена в 2000 году. Подобная работа, но уже с муниципальной собственностью, продолжается в городах и районах края.

Вся эта работа потребовала весьма тесного взаимодействия между краевым Центром государственной регистрации и Комитетом по управлению госимуществом края. Между двумя ведомствами 1 декабря 1999 г. заключено соглашение о взаимодействии.

Стороны пришли к единому мнению, что Комитет для регистрации права государственной собственности (Российской Федерации, Алтайского края) на недвижимое имущество представляет в Центр (его филиалы) в качестве одного из правоустанавливающих документов выписки из реестров имущества Алтайского края и федерального имущества по согласованной форме. Выписка должна содержать такие сведения, как реестровый номер объекта (т.е. номер в реестре федерального или краевого имущества), наименование, назначение, адрес (местонахождение) объекта, площади (иные параметры) объекта, сведения о том, относится ли объект к соответствующей казне. Далее указываются сведения о владельце объекта недвижимого имущества. Если имущество не является казенным, то в соответствующую графу вносятся сведения об унитарном предприятии или учреждении. Для казенного имущества указываются арендаторы, доверительные управляющие и другие владельцы. При отсутствии такого владельца указывается непосредственно собственник - Российская Федерация, Алтайский край. К сожалению, краевой Центр государственной регистрации прав часто сталкивается с ситуацией, когда реестры государственной и муниципальной собственности не ведутся либо ведутся не в полном объеме, не содержат всей необходимой для государственной регистрации информации.

Ныне действующий порядок учета федерального имущества установлен Положением об учете федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. В соответствии с ним учету и внесению в Реестр федерального имущества подлежит как закрепленное за федеральными государственными предприятиями, учреждениями, так и не закрепленное за ними имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе имеющееся у хозяйственных обществ и товариществ, но не вошедшее в их уставный капитал. Порядок ведения Реестра государственного имущества Алтайского края установлен постановлениями администрации края "О порядке ведения учета и ведения Реестра объектов краевой казны", "Об организации учета краевого имущества и ведения краевого имущества". В отношении муниципального имущества органами местного самоуправления некоторых муниципальных образований Алтайского края также приняты акты, определяющие порядок ведения учета (реестра) муниципальной собственности. Такой учет и составляемый на его основе Реестр федерального, краевого, муниципального имущества является обязательной регистрацией, носящей учетный характер. Внесение объекта в Реестр не связывается с возникновением права собственности на него. Вместе с тем сведения, содержащиеся в Реестре, являются подтверждением права федеральной, краевой, муниципальной собственности на конкретный объект недвижимого имущества. Именно исходя из этой практики, краевой Центр по регистрации прав государственной и муниципальной собственности пошел по пути использования описанных выше выписок из соответствующих Реестров в качестве одного из правоустанавливающих документов.

Алтайский краевой Центр и Комитет по управлению государственным имуществом Алтайского края эффективно взаимодействуют и по другим направлениям. Прежде всего это касается совместной учебы специалистов Центра, Комитета и соответствующих органов местного самоуправления. Руководитель Комитета регулярно выступает на конференциях Центра, а специалисты Центра, в свою очередь, участвуют в семинарах, организованных Комитетом для органов местного самоуправления, по вопросам государственной регистрации государственной и муниципальной собственности. Кроме того, руководитель Комитета является членом научно-методического совета по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для улучшения работы государственных регистраторов краевым Центром издан сборник с основными нормативными актами Российской Федерации и Алтайского края, относящимися к сфере государственной, муниципальной собственности, предложен их комментарий, разработаны соответствующие методические рекомендации.

Сложность правоустанавливающих документов и значимость государственной, муниципальной собственности для государства обусловили тот факт, что на начальном этапе регистрация прав государственной, муниципальной собственности на недвижимое имущество осуществлялась наиболее опытными специалистами непосредственно в краевом Центре. Это позволило грамотно организовать процесс регистрации, отработать его технологию. Лишь после того, как процесс регистрации был изучен и отлажен, соответствующие полномочия были переданы опытным регистраторам филиалов краевого Центра.

С целью более эффективной государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности и сделок с ними многие филиалы краевого Центра заключили соглашения о взаимодействии с органами местного самоуправления. К примеру, Барнаульским филиалом краевого Центра было подписано соглашение о взаимодействии с комитетом по управлению имуществом города Барнаула. Этим соглашением предусмотрено, что регистрация прав на объекты муниципальной собственности производится по мере необходимости в случае совершения с ними сделок, подлежащих государственной регистрации. В качестве ближайшей перспективы определено проведение плановой государственной регистрации, а также введение специализации государственных регистраторов и других работников учреждения юстиции по регистрации прав по вопросам муниципальной (государственной) собственности. Кроме того, стороны установили порядок подачи заявлений и иных документов, необходимых для регистрации (например, допускается представление заранее оформленных надлежащим образом заявлений с подписью руководителя комитета, заверенных печатью, с четким указанием на требуемые регистрационные действия). Нашли свое отражение в соглашении вопросы, касающиеся постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества и другие.

Наш Центр государственной регистрации формирует практику эффективного взаимодействия не только с органами государственной власти и местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение государственным, муниципальным недвижимым имуществом, но и с крупнейшими в крае унитарными предприятиями. Так, Центром было подготовлено информационное письмо "О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество" совместно с краевым государственным унитарным предприятием "Алтайавтодор". Речь идет об установлении практики государственной регистрации прав на имущество федеральных и территориальных дорог, иное недвижимое имущество, прав на земельные участки, отведенные под эти объекты. Дочерние предприятия "Алтайавтодора" созданы в каждом районе края, что требует унифицированного подхода к регистрации прав с учетом специфики объектов недвижимого имущества.

Поскольку основная часть недвижимого имущества закреплена за головным предприятием, информационным письмом предусмотрена возможность представления в филиалы краевого Центра по месту нахождения имущества нотариально удостоверенных копий его учредительных документов. Основные проблемы обусловлены сложностью изготовления технических паспортов на автомобильные дороги, длительностью этого процесса, существенными материальными затратами. В этой связи достигнута договоренность о том, что для государственной регистрации прав на автодороги представляется выписка из паспорта дороги с указанием ее наименования, протяженности в километрах, значения дороги, площади земельного участка под каждую дорогу в квадратных километрах, местонахождение (адрес) объекта. Государственную регистрацию прав на федеральные автомобильные дороги, а также территориальные дороги, проходящие по территории нескольких районов края, предполагается осуществлять непосредственно в краевом Центре государственной регистрации.

В целом можно отметить, что у нас в крае процесс массовой регистрации права государственной собственности на недвижимость и сделок с ней идет полным ходом. Возникающие проблемы решаются с привлечением всех заинтересованных сторон, научных работников и специалистов-практиков. Активно идет и регистрация муниципальной собственности. К примеру, в Локтевском и Тальменском районах и городе Горняке зарегистрировано право муниципальной собственности практически на 70% объектов недвижимого имущества.

Вместе с тем остается не до конца разрешенным целый блок вопросов, связанных с регистрацией прав государственной, муниципальной собственности. Прежде всего это касается разграничения государственной (муниципальной) собственности. Несовершенство законодательства, а порой и полное отсутствие нормативного регулирования ряда вопросов осложняют ситуацию. К примеру, вопросы, касающиеся оформления и передачи имущества из федеральной собственности в иную, в том числе субъектов Федерации и муниципальную. По моему мнению, любая передача недвижимого имущества, в том числе связанная с изменением уровня собственности, должна осуществляться на основании договора. Действующее федеральное законодательство четкого и однозначного ответа на этот вопрос не дает, хотя использование конструкции договора как единого документа нашло свое подтверждение в постановлении Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации".

А. Кулик,

главный государственный регистратор Алтайского края

"Российская юстиция", N 2, февраль 2002 г.