№ заказа

№ 1135.2

Вариант, тема

6

Дисциплина

Юридическая служба

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                         Содержание

Раздел №1: Понятие юридической службы на предприятие, ее сущность и функции. 3

Раздел №2: Организация работы по предъявлению и даче ответов на иск. Отзыв на иск и последствия его непредъявления. 8

Раздел №3: Государственная пошлина. 11

Библиография: 13

Раздел №1: Понятие юридической службы на предприятие, ее сущность и функции.

Юридическая служба - самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.           Говоря о нормативных актах, регулирующих деятельность юридической службы, необходимо учитывать, что основным правовым актом, закрепляющем правовое положение юридической службы, остается "Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения" ( в дальнейшем - "Общее положение"), утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972г. № 4678. Данный нормативный акт не отменен и действует по настоящее время, являясь чуть ли не единственным источником, определяющим основные задачи, права и обязанности юридической службы в народном хозяйстве. Многие предписания «Общего положения» давно устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях, тем задачам, которые в настоящий период возлагаются на юридическую службу. Юридический    отдел — самостоятельное   структурное подразделение, он подчиняется непосредственно руково­дителю предприятия. Если данная служба осуществля­ется одним работником — юрисконсультом, то он явля­ется самостоятельной структурной   единицей   аппарата управления производством и также непосредственно под­чиняется руководителю предприятия. По вопросам ме­тодики ведения правовой работы служба руководству­ется   указаниями   юридического   отдела    вышестоящей организации. В соответствии со ст. 6 Закона о государ­ственном предприятии руководители юридической служ­бы назначаются на должность и освобождаются руково­дителем предприятия в установленном порядке.

  Общее положение о юридическом отделе так определяет основные задачи службы:

     укрепление законности;

     активное использование правовых средств для укрепления, улучшения экономических предприятия;

    обеспечение правовыми средствами, повышения качества выпускаемой продукции, выполнения обязательств по договорам;

    защита прав и законных интересов предприятий и граждан;

    проверку соответствия требованиям законодательства представленных на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других до­кументов правового характера, а также их визирование;

    контроль за   соответствием   требованиям   законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений предприятия, и при­менение мер к изменению или отмене актов,  изданных с нарушением действующего законодательства;

   подготовку совместно с другими подразделениями предложений об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других норма­тивных актов, изданных на предприятии;

   организацию совместно с другими подразделениями работ по заключению хозяйственных договоров на пред­приятии и участие в их подготовке и визировании;

  организацию  и  ведение  претензионной  работы,  осу­ществление ее методического руководства, если эта ра­бота ведется другими подразделениями;

участие в рассмотрении вопросов о числящихся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задол­женностях, а также принятие совместно с другими под­разделениями мер по их ликвидации;

контроль за соблюдением установленного действу­ющим законодательством порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству;

представление в установленном порядке интересов предприятия в суде, арбитраже и других органах при рассмотрении правовых вопросов;

обобщение и анализ результатов рассмотрения су­дебных и арбитражных дел и совместно с другими под­разделениями— претензий, практики заключения и ис­полнения хозяйственных договоров; представление ру­ководителю предприятия предложений об устранении выявленных недостатков;

распространение информации о действующем законо­дательстве, организацию совместно с другими подразде­лениями  изучения должностными лицами  предприятия нормативных актов, относящихся к их деятельности; пропаганду советского законодательства. Указанные функции уточняются отраслевыми  -поло­жениями и положениями о юридических службах кон­кретных предприятий, разрабатываемыми на основе Об­щего положения о юридическом отделе, а также стан­дартами и инструкциями, издаваемыми на предприятиях.

участие в подготовке нормативных актов, разраба­тываемых предприятием, и заключений по их проектам, поступающим на отзыв предприятия;

проведение консультаций, подготовку заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в процес­се деятельности предприятия;

оказание правовой помощи профсоюзному комитету, комиссии по рассмотрению трудовых споров (КТС), до­бровольной народной дружине и другим общественным организациям предприятия;

подготовку с участием других подразделений материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске не­доброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи следственным, судебным органам и товарищеским судам, а также принятие мер по возмещению ущерба, при­чиненного предприятию;

организацию систематизированного учета и хране­ния поступающих на предприятие и издаваемых им нор­мативных актов;

Функциональные обязан­ности юридической службы определяются стандартами предприятия (СТП), являющимися частью комплексной системы управления качеством продукции, такими, на­пример, как о порядке ведения договорной и претензионно-исковой работы. В этих документах с учетом спе­цифики производственной деятельности и хозяйственных связей предприятия регулируется совокупность отноше­ний, возникающих при заключении и исполнении дого­ворных обязательств, предъявлении и рассмотрении пре­тензий. На некоторых предприятиях разработан и вве­ден в действие СТП «Делопроизводство», в котором рег­ламентирован порядок разработки, согласования и визи­рования соответствующими службами проектов право­вых документов, их регистрации и контроля за испол­нением.[1]

Кроме того, нормативными документами, определя­ющими функции, права, обязанности и ответственность юридической службы, являются квалификационный спра­вочник должностей руководителей, специалистов и слу­жащих и Положение о юридической службе конкрет­ного предприятия. В Положении отражены не только общие направления деятельности службы, предусмот­ренные вышеуказанными документами, но и определены перспективы ее развития с учетом специфики конкрет­ного производства.  В  этом документе в   обязательном порядке рас­крыта взаимосвязь юридической службы с другими подразделениями предприятия. Согласно данному Поло­жению юрисконсульт должен в случае несоответствия действующему законодательству представленных на подпись руководителю предприятия проектов приказов, положений, инструкций и других документов, имеющих правовой характер, не визируя их, дать соответствую­щее заключение с предложением о разрешении рассмат­риваемых вопросов в законном порядке.

Юрисконсульт ответствен также за соответствие действующему законодательству визи­руемых им проектов приказов, положений, инструкций и других документов правового характера.

Раздел №2: Организация работы по предъявлению и даче ответов на иск. Отзыв на иск и последствия его непредъявления.

Исковая работа - совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по подготовке исковых материалов и предъявлению исков, а также по защите против предъявляемых исков. Иск - обращение истца к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально - правового спора с ответчиком и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса. Иски - средство и способ защиты субъективных прав в случае их нарушения или угрозы нарушения, то есть в случае возникновения материально - правового спора. Форма и содержание искового заявления должны соответствовать требованиям предъявляемым ст. 126 ГПК и ст.102 АПК. Элемент иска - это его составные части, определяющие содержание и индивидуализирующие его. Они дают необходимую информацию о заинтересованных лицах - сторонах процесса, о субъективном материальном праве, нуждающимся, по мнению истца, в защите, об обстоятельствах, послуживших основанием обращения в суд.

Ответчик, к которому предъявлен иск, получает возможность подготовиться к защите, поскольку узнает о характере предъявленного к нему требования: из чего вытекает и на чем основано. От элементов иска зависит и способ защиты, предоставляемый нарушенному или оспоренному субъективному материальному праву, и характер будущего судебного решения. Существует два элемента иска: предмет и основание иска. Предмет иска - материально-правовой спор, о рассмотрении и разрешении которого истец просит у суда. Поскольку спор всегда связан с притязанием истца к ответчику, закон требует, чтобы в исковом заявлении истец указал суть своего требования (о чем оно?).

В зависимости от способа испрашиваемой истцом защиты его субъективного материального права предметом иска могут быть: а) спор о наличии или отсутствии материального правоотношения между истцом и ответчиком;

б) спор об обязанностях ответчика, вытекающих из материального правоотношения с истцом;

в) спор об изменении или прекращении существующего между сторонами правоотношения.             От предмета иска следует отличать предмет спора, его еще принято называть объектом иска. Это то материальное благо, получения которого добивается истец, например, конкретное имущество, сумма денег и т.п. Основание иска - это те обстоятельства, на которых истец основывает свое обращение в суд. Он должен назвать их в своем заявлении. Хотя закон (ст.126 ГПК) не устанавливает каких-либо ограничений возможности истца обосновать предъявляемый им иск любыми фактами реальной действительности, но значение имеют только юридические факты, то есть обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношения, с которыми связан возникший между сторонами материально-правовой спор. Остальные факты имеют чисто информативный характер и на результате разрешения спора не отражаются.[2]

Как правило, основание иска представляет собой совокупность фактов, предусмотренных конкретными нормами права. Иначе он называется фактическим составом, если закон связывает с наличием такого состава соответствующие правовые последствия.

Юридическая служба организации, получив копию искового заявления, вправе подготовить отзыв на исковое заявление. Отзыв на исковое заявление направляется ответчиком арбитражному суду, истцу и другим ответчикам. К отзыву прилагаются все факты, необходимые для рассмотрения хозяйственного спора.

Отзыв подписывается руководителем организации или другим должностным лицом, в компетенцию которого входит такая обязанность. В отзыве указываются:

1) наименование арбитражного суда, в котором рассматривается спор; 2) дата подписания и номер отзыва, наименование истца; 3) содержание ответа на предложение о непосредственном урегулировании спора, если в исковом заявлении указано, что ответ на него истцом не получен; 4) размер и расчет признанной суммы, а если она перечислена - номер и дата выписки из соответствующего платежного поручения и доказательства принятия его кредитным учреждением к исполнению; 5) мотив полного или частичного отклонения требований истца с ссылкой на законодательство, а также доказательства, обосновывающие отклонение искового требования;

6) перечень прилагаемых к отзыву документов.

На каждое исковое заявление, предъявленное организацией, заводится дело, где группируются все документы: исковое заявление, претензионный материал, отзыв, решения, жалобы и др.

         Раздел №3: Государственная пошлина.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их к обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.[3]

Плательщиками государственной пошлины выступают граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане) и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Практически плательщиками государственной пошлины могут быть все лица, участвующие в деле, если они не освобождены от ее уплаты. Так, истец оплачивает государственную пошлину при подаче иска, ответчик в случае подачи встречного иска, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета иска, также должно заплатить государственную пошлину при подаче заявления. Даже третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета иска, должны уплатить государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы и пр. Прокурор и иные субъекты, выступая в защиту чужих интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины. Но если они представляют интересы соответствующих органов, то также платят государственную пошлину.

Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними. В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготы

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

Библиография:

1.     АПК РФ

2.     НК РФ

3.     Постановление СМ СССР от 22 июня 1972 г. N 467 «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (с изм. и доп. от 1 декабря 1987 г., 21 декабря 1990 г.)

4.     Л.А. Картын. Юридическая служба. СПб. 1998

5.     А.Н. Титиевский. Организация правовой работы на предприятий. М. 2003г.


[1] Л.А. Картын. Юридическая служба. СПб. 1998 С.21

[2] А.Н. Титиевский. Организация правовой работы на предприятий. М. 2003г. С. 75

[3] 333.16 НК РФ