Содержание

Введение. 2

Глава 1. Сущность и содержание социальной политики. 4

Глава 2. Основные направления экологической политики Российской Федерации  7

2.1. Содержание экологической политики. 7

2.2. Сохранение и восстановление природной среды.. 9

2.3. Устойчивое природопользование. 10

Глава 3. МЧС России. 11

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 18

Введение

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества среды, необходимые для жизни. Мировое сообщество и правительства пока не справились с решением задач, провозглашенных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, в соответствии с адаптационными способностями природных систем, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, повышение качества жизни и здоровья ее населения, а также обеспечение национальной безопасности возможны только при условии сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды. Для этого необходимо формирование и последовательная реализация государственной экологической политики, затрагивающей развитие всех сфер жизни страны и обеспечивающей внедрение принципов охраны окружающей среды и неистощительного использования природных ресурсов в национальную систему социально-экономических отношений. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства при активной роли всех граждан.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как в ее пределах сохраняются обширные территории, занятые природными экосистемами и представлена значительная часть мирового биоразнообразия. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

К числу основных глобальных факторов дестабилизации природной среды относятся: рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов; увеличение численности населения планеты; сокращение пригодных для обитания территорий; деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, и обусловленное этим снижение способности природы к саморегуляции и обеспечению существования человеческой цивилизации; возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли; возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф; недостаточный для перехода к устойчивому развитию уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации; продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов дестабилизации природной среды Российской Федерации относятся: ресурсный путь развития экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды; низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; резкое ослабление управленческих и, прежде всего, контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; высокая доля "теневой" экономики в использовании природных ресурсов; низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов; последствия экономического кризиса и снижение уровня жизни населения; низкий уровень экологического сознания и культуры населения страны. Эти факторы должны учитываться при формировании и реализации государственной экологической политики Российской Федерации.

Социальная политика является индикатором социально-экономического развития страны в целом.

Глава 1. Сущность и содержание социальной политики

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда. Социальная политика занимает приоритетное место в социально ориентированной рыночной экономике. Она выражает конечные цели и результативность социальной рыночной экономики. Иными словами, эффективная социальная политика является одной из основных целей социальной рыночной экономики и в то же время – фактором, поскольку рост благосостояния, уровня жизни населения способствует повышению ее результативности. Кроме того, социальная рыночная экономика предъявляет повышенные требования к уровню образования, квалификации, здоровью, культуре и духовности населения. Все это обуславливает ускоренное развитие социальной сферы в современном обществе.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях хозяйствования: микроуровне, макроуровне, интеграционном уровне, мировом уровне.

На микроуровне проводится социальная политика отдельных хозяйствующих субъектов экономики (фирм, предприятий, организаций). На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная социальная политика. Интеграционный уровень предполагает реализацию скоординированной социальной политики двух и более стран. Мировая социальная политика нацелена на решение глобальных социальных проблем.[1]

Проведение социальной политики требует выделения соответствующих экономических ресурсов, создания социальной инфраструктуры.

Социальная политика нацелена на становление и развитие в обществе стабильных социальных отношений, системы социальной защиты населения, создание условий для постоянного роста уровня и качества жизни граждан.

Стратегическими целями социальной политики являются:

1. Достижение ощутимого улучшения материального положения и усло­вий жизни людей.

2. Обеспечение эффективной занятости населения.

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспе­чения жильем.

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, мо­лодежи.

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации; снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.[2]

Социальная политика связана с решением таких задач, как реализация программ занятости населения, помощь отдельным социальным группам населения, обеспечение доступности и равных возможностей граждан в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре), социального страхования. О результативности социальной политики можно судить по уровню и качеству жизни населения.

Социальная политика характеризуется рядом моментов, раскрывающих ее сущность. Прежде всего, она коллективна по своей сущности и содержанию.

Социальная политика направлена на обеспечение социального мира в обществе, общего блага, т. е. удовлетворение потребностей личности путем достижения соответствия личного и общественного. Другой характерной чертой социальной политики является то, что ее объектом выступают социальные отношения. Они, с одной стороны, используются для решения определенных задач, а с другой – изменяются в направлении, нужном для общества на определенном этапе его развития.

Эффективность социальной политики определяется ее взаимосвязью и взаимообусловленностью с конкретной экономической ситуацией в стране. В наших условиях социальная политика является лишь средством реализации реформы, а это снижает, девальвирует ценность социальной политики. И, соответственно, ограничивает возможности ее реализации и экономического роста страны.

Социальная политика достаточно четко определяет структуру и сущность деятельности государства по решению проблем социальной защиты населения, и прежде всего экономически активного населения.

Глава 2. Основные направления экологической политики Российской Федерации

2.1. Содержание экологической политики

Экологическая политика – публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач, в том числе:

­         совмещение экологических целей и задач с целями и задачами развития предприятия в целом; осознанное принятие и активная поддержка экологической политики и обязательств руководством предприятия;

­         экосправедливость; сознательное использование в практической деятельности предприятия основ современной экологической культуры и экологической этики; разделенная ответственность; вклад в устойчивое развитие; экологическая целесообразность; цивилизованное предпринимательство;

­         добровольное расширение экологических обязательств предприятия в отношении всех заинтересованных в экологических аспектах его деятельности лиц и сторон; охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка воздействия на окружающую среду; поддержка экологических научных исследований и экологического образования и просвещения, включая школьное экологическое образование; развитие добровольного экологического страхования; экологическая благотворительность;

­         экоэффективность; достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;

­         повышение качества продукции и услуг за счет развития экологической деятельности;

­         стремление к достижению экологической состоятельности; создание и использование кредита доверия;

­         последовательное улучшение во всех областях экологической деятельности, где это практически осуществимо; развитие более экологически чистого производства; минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду;

­         предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду в источниках его образования; рациональное использование ресурсов;

­         экологическое лидерство;

­         доступность объектов и результатов экологической деятельности, включая отрицательные результаты, для всех заинтересованных лиц и сторон (экологическая "прозрачность" предприятия); активная демонстрация результатов деятельности;

­         независимая оценка результатов экологической деятельности предприятия (осуществление систематического экологического аудирования);

­         информирование, мотивация и вовлечение всего персонала в экологическую деятельность предприятия;

­         вовлечение поставщиков и смежников в экологическую деятельность предприятия;

­         вовлечение потребителей товаров и услуг в экологическую деятельность предприятия;

­         обязательное документирование предприятием экологической деятельности и подробная добровольная отчетность о результатах деятельности ("зеленая отчетность" предприятия); активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами, включая экологическую общественность; сотрудничество со средствами массовой информации;

­         соответствие действующему природоохранительному законодательству, экологическим нормам и правилам; разработка и использование собственных экологических норм и правил, дополняющих государственные требования.

2.2. Сохранение и восстановление природной среды

Основной задачей является сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

Для этого необходимо:

­         сохранение и восстановление оптимального для устойчивого развития страны и отдельных регионов комплекса наземных, пресноводных и морских природных систем;

­         сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках;

­         развитие сетей охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов;

­         сохранение и восстановление целостности природных систем, в том числе предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности при создании гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередач и т.п.;

­         сохранение и восстановление природного биологического разнообразия на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.

2.3. Устойчивое природопользование

Основными задачами являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

Для этого необходимо:

­         внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных и минеральных ресурсов;

­         сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;

­                   обеспечение сохранения разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;

­         максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;

­         минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;

­         внедрение адаптивно-ландшафтных систем ведения сельского хозяйства, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;

­         поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;

­         предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота.

Глава 3. МЧС России

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

2005

Январь-февраль 2005 г. – международная гуманитарная операция по оказанию помощи населению Юго-Восточной Азии, пострадавшему от цунами. Аэромобильный госпиталь МЧС России, развернутый в н.п. Тангалла (Республика Шри-Ланка), оказала медицинскую помощь 3500 пострадавшим, в том числе 1012 детям. Было проведено 25 хирургических операций, лечение в стационаре госпиталя 113 человек. 4 февраля аэромобильный госпиталь был доставлен в Москву транспортными самолетами Ил-76 МЧС России и Ан-124-100 «Руслан».

18-22 января 2005 г. - вторая Всемирная конференция по уменьшению опасности бедствий в г. Кобе (Япония). В конференции приняли участие более 5 тысяч человек – национальные делегации 168 стран мира и представители многочисленных международных организаций и научных сообществ, в том числе делегация МЧС России.

Март-апрель – разминирование сельскохозяйственных угодий на территории Чеченской Республики. Саперы 294 Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» в пригороде Грозного обследовали более 7 га территории и обезвредили 534 взрывоопасных предмета.

Март 2005 г. – доставка дизельного топлива в Корякский автономный округ. В результате несвоевременного завоза топлива в населенные пункты Пенжиского, Тигильского и Олюторского района Корякского АО произошел сбой теплоснабжения. Авиацией МЧС России совершено 105 рейсов и доставлено 1235 тонн топлива, в результате чего удалось восстановить энергоснабжение поселков.

Март 2005 г. – издание Атласа природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации. Специалисты МЧС России и РАН провели анализ возможных кризисных явлений и угроз, актуальных для России в начале XXI века: природных опасностей, опасностей техногенного характера, экологических угроз, опасностей социального характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, а также террористических угроз.

Апрель 2005 г. – международная гуманитарная операция по оказанию помощи населению Индонезии, пострадавшему от землетрясения. Аэромобильный госпиталь МЧС России, развернутый в н.п. Гунунгситоли – главном городе острова Ниас (Республика Индонезия), наиболее пострадавшем от стихии. По решению местных властей российским врачам было поручено оказание специализированной медицинской помощи пациентам, которые нуждаются в экстренной эвакуации. За 10 дней российские специалисты оказали помощь 729 пострадавшим, в том числе 333 детям. За этот период врачами МЧС было проведено 30 хирургических операций. За время участия в поисково-спасательной операции российские спасатели обследовали 40 разрушенных зданий.

Апрель 2005 г. – оказание гуманитарной помощи Республике Киргизия. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации МЧС России осуществляет доставку гуманитарной помощи в Республику Киргизия. Первыми двумя самолетами Ил-76ТД МЧС России в Бишкек было доставлено 270 палаток, а также 6 передвижных электростанций.

19 - 21 апреля 2005 г. – X международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на тему: «Актуальные проблемы регулирования природной и техногенной безопасности в 21 веке».

10 мая 2005 г. – 10 лет со дня образования авиации МЧС России. Авиация МЧС России одно из самых надежных и высокопрофессиональных формирований в мире. С момента своего создания ведомственная авиация участвовала более чем в 300 спасательных и гуманитарных акциях международного, федерального и регионального характера, обеспечивая доставку спасателей, техники и гуманитарных грузов, выполняла поисковые и аварийно-спасательные работы, эвакуировала пострадавших и беженцев, тушила крупные лесные и торфяные пожары.

Сентябрь 2005 г. – гуманитарная операция по оказанию помощи США, пострадавшим от урагана «Катрина». Тремя спецрейсами самолетов Ил-76ТД на аэродром Литл-Рок в штате Арканзас были доставлены 10 тысяч сухих пайков, многоместные палатки, перевязочные средства и одеяла общим весом 61,6 тонны.

Сентябрь 2005 г. – операция по оказанию гуманитарной помощи населению Ирака. Тремя рейсами Ил-76ТД на север Ирака, в провинцию Курдистан, была поставлена крупная партия медицинских препаратов - 6,5 млн. упаковок парацетамола на общую сумму 1,2 млн. евро.

Октябрь-декабрь 2005 г. – ликвидация последствий разрушительного землетрясения в Пакистане (г. Музаффарабад). В зоне стихийного бедствия работали спасатели МЧС и аэромобильный госпиталь отряда «Центроспас». Медики МЧС оказали помощь 2532 пострадавшим, в том числе 920 детям. Была также проведена экстренная эвакуация из горных районов 82 человек, нуждавшихся в квалифицированном стационарном лечении. Шестью рейсами авиации МЧС в зону бедствия было доставлено 170 тонн грузов гуманитарной помощи (многоместные палатки, дизельные электростанции, одеяла, продовольствие, медикаменты). В рамках авиационной операции ООН в г. Музаффарабад работал тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т ФГУАП МЧС России. За время работы в Пакистане (со 2 ноября по 25 декабря) вертолет совершил 207 вылетов в зону стихийного бедствия, в результате которых было перевезено 1140,5 тонн гуманитарных грузов для пострадавшего от землетрясения населения Пакистана.

В 2005 году в Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2464 техногенного, 198 природного, 48 биолого-социального характера и 10 крупных террористических актов. В результате этих чрезвычайных ситуаций погибло 5 тысяч 637 человек и пострадало 4 миллиона 945 тысяч 523 человека (с учетом энергетического кризиса в мае 2005 года в Москве и в 4 ближайших к столице областях). Спасателям МЧС удалось спасти в 2005 году жизни 7 тысяч 392 человек.

В 2005 году в Российской Федерации было зарегистрировано 226952 пожара (-2,4%), в результате которых погибли 18 тысяч 194 человека (-3,2%), в том числе 732 ребенка (+2,1%), и получили травмы 13 тысяч 183 человека (-4,4%). Прямой материальный ущерб, причиненный пожарами, составил 6774,4 млн. рублей. В 2005 году в России ежедневно происходило 623 пожара, при которых погибали 50 человек и 36 человек получали травмы. Огнем уничтожалось 172 строения, 23 единицы автотракторной техники и 10 голов скота. Ежедневный материальный ущерб от пожаров составлял 18,6 млн. рублей. В 2005 году подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России спасли на пожарах 90 тысяч 468 человек и материальных ценностей на сумму более 24,8 млрд. рублей.

2006

Февраль 2006 г. – ликвидация последствий обрушения купола Басманного рынка в Москве (ул. Бауманская, дом 47, строение 1). Погибло 66 человек. В результате поисково-спасательной операции, к которой привлекались спасатели и пожарные МЧС России, были спасены жизни 33 человек. К ликвидации последствий обрушения купола привлекались 993 человека и 197 единиц специальной техники.

Заключение

Социальная политика — это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда.

Неотъемлемым элементом социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.

Показателем реализации социальной политики в Челябинской области является программа "Эффективная социальная политика".

Финансирование социальной политики на уровне области осуществляется в следующих размерах:

Учреждения социального 4942492,1 т.р.

Социальная помощь 13111091,0 т.р.

Пенсии военнослужащим 66605849,6 т.р.

Пенсии и пособия в правоохранительных органах 44173647,0 т.р.

Прочие мероприятия в области социальной политики 30174409,4 т.р.[3]

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование социальной сферы осуществляется из различных источников: 1. Государственный бюджет, в том числе: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.); муниципальные бюджеты; II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования; республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения; III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Первостепенное значение в государственном финансировании социальной сферы на современном этапе приобрела проблема формирования доходной части бюджета, т.е. налогообложение доходов.

Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от предпринимательской деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.

Недостаточное финансирование государством принятых им федеральных у социальных законов на протяжении второй половины 1990-х гг. приводит к отрицательным последствиям разного масштаба и уровня, среди которых -снижение эффективности федеральной социальной политики и усиление социальной напряженности в обществе, размывание бюджетной ответственности федеральных и региональных органов власти и ухудшение условий для управления бюджетами на региональном и местном уровнях.

Путями решения проблем в сфере социальной политики является: поиск дополнительных источников финансирования, проведение единой стратегии при реформировании социальной сферы, рациональное формирование бюджетной политики и др.

Список использованной литературы

1.     Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни. - 2003 //Экономист. -2003. -N 8. - С. 23-27

2.     Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.

3.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

4.     Гутман Г. В. Управление региональной экономикой/ Г. В Гутман, А А Мироедов, Федин; Под ред. Г. В. Гутмана. - М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.

5.     Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой – М.: Финансы и статистика, 2002.

6.     Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. - Москва: «Тесса», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. -416 с.

7.     КотилкоВ. В. Региональная экономическая политика Учебное пособие - М. Изд-во РДЛ. 2001. - 272 с.

8.     Проблемы социальной политики.//Свободная мысль–ХХ.–2003.№5.с.41-47

9.     Региональная экономика. Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: Юнити, 2004. – 519 с.

10.            Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления–2003.№3.с.67-73.

11.            Социальная политика. Толковый словарь/Под ред. Н.А. Волгина–М.:Экзамен, 2003.

12.            Степанов М. Региональная экономика. – М.: ИНФРА- М., 2002. – 463 с.

13.            Уколов В.Ф. Приоритеты управления региональным развитием. - М.: 2001. - 250 с.

14.            Экономические основы социальной работы.–М.: ВЛАДОС, 2003. 356с.

15.            Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–308с.


[1] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.309

[2] Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления–2003.№3.с.67

[3] Проект федерального закона N 362797-3 "О федеральном бюджете на 2004 год"