ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему «Социальная система как единство

подсистем и их взаимоотношений»

                                                   Преподаватель:

Работа выполнена:

Калуга – 2008

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

1. Структура общества как целостного социального организма……………..4

2. Основные сферы жизни общества…………………………………………...8

3. Выявите особые свойства общества как целого……………………………12

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………...14

Введение

Тема моей контрольной работы «Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений». Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть структуру общества как целостного социального организма, основные сферы жизни общества, а так же выявить особые свойства общества как целого.

При всем своеобразии общества оно все же едино с природой. Общество, как и природа, есть воплощение стабильности и нестабильности, порядка и хаоса, покоя и изменения.

Эта противоречивость общественной жизни была замечена далеко не сразу. Но по мере ее осознания философы, начиная с О. Конта, все чаще стали выделять в общественной жизни два ее основных аспекта: статику и динамику. Под статикой стали понимать сложившуюся структуру общества, его составные части, элементы, а также связи, отношениями между ними, под динамикой разумелись процессы движения, функционирования, изменения и развития. Конечно, при этом учитывалось, что в реальной общественной жизни указанные два аспекта отдельно никогда не существуют.

Структура общества как целостного социального организма

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие отделить одни социальные объекты от других. Поэтому общество может быть представлено как система, имеющая два главных системообразующих компонента: (1) люди и (2) их взаимоотношения. Как нет и не может быть общества без отдельных людей, индивидов, так нет общества и без тех или иных взаимоотношений между ними, из которых в конце-концов и вырастают все социальные общности, группы и слои, образующие общество.

Но все же человек и общество далеко не тождественны друг другу. Точно так же как живой организм обладает свойствами, которых нет ни у одной из составляющих его многочисленных клеток, так и общество представляет собой не только нечто большее чем отдельный индивид, но также и нечто более сложное, чем простая сумма всех составляющих его индивидов. Каждая социальная общность представляет собой совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.

Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: (1) совокупность индивидов, людей, их объединений и (2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов делом сложным. Дело в том, что связи и взаимоотношения между людьми носят скрытый, бесплотный, невещественный характер. Вот почему значение этих незримых отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу.

Немало предрассудков в оценке их роли сохраняется и поныне. Самые распространенные из них:

-    крайний индивидуализм, или анархизм.

- воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением которого является фашизм.

С точки зрения крайнего индивидуализма, или социального нигилизма существуют только отдельные люди, личности, а общественные связи, взаимоотношения, следовательно, и общество не существуют. Отсюда следует, что категория «общество» есть вымысел, за которым не скрывается ничего реально существующего. Следствием подобного подхода и является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, взаимодействий, а следовательно, и значение различного рода социальных образований, общественных организаций и государства.

Напротив, по мнению сторонников крайнего, воинствующего коллективизма, социальные явления, отражаемые понятиями «общество», «государство», не только реально существуют, но и представляют собой более высокую ценность, чем индивиды, из которых это общество состоит. Суть этой концепции выражается следующей формулой: «существует только общество, одно лишь общество и ничего кроме общества». Отдельные люди, по мнению сторонников этой концепции, конечно, тоже существуют, но они представляют собой всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого.

При последовательном воплощении в жизнь концепция воинствующего коллективизма приводит к той или иной разновидности тоталитарного политического режима, при котором общество полностью подчиняет себе личность.

Два указанных компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения – еще не выражают всей сложности социальной структуры. Они представляют собой лишь две ее главные, несущие опоры.

Несомненно, что общество существенно отличается от природных систем, не только физических, но и биологических именно своей особой сложностью. Поэтому при социально-философском анализе социальной системы используется весьма сложный понятийный аппарат.

Так, наряду с понятиями, широко применяемыми для описания природных систем, такими, как «элемент», «отношение», «организация», «система», «структура», в социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия, как: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

Создание этого понятийного аппарата явилось результатом длительного исторического процесса развития философской мысли.

Первые представления об органической целостности, системности в природе и обществе зародились уже в древней философии. Так, в древнекитайской философии они определялись категорией дао, а в древнегреческой понятием Логос. Оба этих понятия выражали одну и ту же мысль об упорядоченности, организованности мира, органическом единстве составляющих его частей, неба и земли, природы и общества, личности и власти.

Но наиболее глубоко проблему системности разработали мыслители XIX – XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. Им принадлежит заслуга детальной разработки основных понятий современной социальной философии. К числу этих понятий относятся следующие:

Элемент, или часть, общества представляет собой мельчайшую частицу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов или частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты. Указанные понятия во всяком случае обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем социальная система в целом.

Под отношениями понимается определенная связь, взаимозависимость между частями, элементами общества. Отношения – своего рода невидимый цементирующий материал, который сплачивает людей в общество, превращает его в целостный монолит. Устойчивые, постоянные, повторяющиеся отношения, взаимодействия между людьми постепенно приводят к формированию в обществе стабильных групп, институтов, которые в свою очередь вступают в те или иные взаимоотношения между собой. Богатство и разнообразие социальных отношений является признаком развитого демократического общества, и наоборот, их однообразие, неразвитость, скудость свидетельствует о тоталитарном, недемократическом характере того или иного общества.

 Понятие «структура» как раз и отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.

При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на тот или иной объект. В качестве объекта могут выступать как вещи, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.

И наконец, обобщающим понятием социальной философии является категория «социальная структура». Она охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

Основные сферы жизни общества

Все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности людей. Именно человеческая деятельность представляет собой как бы срытую тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная философия видит в социальном действии исходный пункт всей сложной системы общественных отношений, средство интеграции различных областей социального знания.

Социальная деятельность определяется как специфически человеческая, родовая форма активного отношения людей к окружающему миру, содержанием которого является духовное освоение и преобразование этого мира.

Это содержание реализуется основными структурными элементами социальной деятельности. Каковы же составные элементы, из которых складывается даже самое простое социальное действие?

1. В структуре любого социального действия важнейшим и необходимым фактором всякой деятельности является человек, люди, индивиды. Без человека невозможна никакая социальная деятельность. Он – активная сторона этой деятельности, ее субъект.

2. Другой важный элемент социального действия – объекты деятельности. В качестве таковых могут оказаться не только вещи, но и люди. Но все же чаще в этом качестве выступают объекты другого рода – вещи, которые в свою очередь четко разделяются на две подгруппы: (1) орудия и средства материального производства и (2) орудия духовного производства. Другими словами, к этой группе объектов деятельности относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим многообразным потребностям.

3. Еще одной группой объектов являются средства, не менее необходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вещественного, материального характера. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, символы, знаки.

4. Необходимый элемент социального действия – связи, отношения между указанными основными факторами социального действия. Как показывает опыт, механический набор рассмотренных трех элементов – людей, вещей и символов – не образует еще ни социального действия, социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними.

Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре сферы или области общественной деятельности: материально-производственная, социальная, политическая и духовная.

Начнем с выявления особенностей материально-производственной сферы. Ее своеобразие состоит в том, что она призвана создавать определенные материальные вещи, товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей, поддержания их физиологической активности в любой форме деятельности. Основным субъектом деятельности здесь является работник физического труда, хотя материальным производством заняты и работники умственного труда. Значимость этой сферы для общества общепризнанна. Трудом работников этой сферы добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения системы образования, науки, медицины и управления.

Именно в этой сфере создается все необходимое для повседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда и т. д.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений, имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых, национальных и других общественных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Политическая сфера – это пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти, в интересах других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге все стремятся в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей  по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыка и литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства и религии. Все это составляет содержание духовной сферы общественной жизни, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играть самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Завершая рассмотрение структуры общества, следует отметить, что все выделенные в ходе нашего анализа типы социальной деятельности, группы, институты, их взаимоотношения в реальности всегда существуют вместе, взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают в друг друга.

Выявите особые свойства общества как целого

 Целое, как учил Аристотель, может быть понято только как нечто большее, нечто иное чем простая сумма составляющих его частей. Причем это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, которых нет ни у одной из составляющих частей. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.

Эти свойства сводятся к следующим:

- самодеятельность;

- самоорганизация;

- саморазвитие;

- самодостаточность.

Следует отметить, что, если первые три свойства присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим его сферам, группам, то свойство самодостаточности характерно исключительно для общества в целом.

Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов социальной деятельности не может функционировать самостоятельно, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.

Заключение

Итак, из всего вышесказанного можно повести итоги.

Структура – общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями.

Социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: (1) совокупность индивидов, людей, их объединений и (2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

Отношения в общественной жизни имеют большое значение, т. к. влияют на форму государственного устройства. При этом крайний индивидуализм приводит к анархизму, а крайний коллективизм – к тоталитаризму.

В социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия, как: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

Общество функционирует через социальную деятельность людей. Социальная деятельность, в свою очередь имеет свою структуру, ее делят на четыре типа: люди, объекты, средства, связи и отношения между указанными тремя элементами.

Существует четыре сферы жизни общества – это материально-производственная сфера, социальная, политическая и духовная.

Общество как целое имеет свои свойства: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Ни один из типов социальной деятельности не может функционировать самостоятельно, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом.

Список использованной литературы

1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

2. Философия. В вопросах и ответах. Учеб. пособие для вузов/

    Лавриненко В. Н., Ратников В. П., Юдин В. В.; Под ред. проф. В.Н.   

    Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463с.

3. Барулин В.С.

    Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС,

    1999. – 560 с.

4. Философия: Учебник/ Под ред. В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005. - 442с.: ил.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.