Содержание
Введение. 3
1. Понятие и сущность организации. 4
2. Черты и свойства организаций. 6
Заключение. 11
Список литературы.. 13
Введение
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, – ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.
В связи с этим, актуальным становится рассмотрение теории организации.
Цель работы: провести исследование современных подходов к теории организации.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность термина «организация»;
2. описать черты и свойства организаций;
1. Понятие и сущность организации
Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать».
Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.
Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития.
Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации.
Предметом теории организации являются закономерности и проблемы построения, функционирования и развития деловых организаций (предприятий, учреждений), а также иных организационных форм (объединений политического, религиозного, культурного, любительского типов).
Организация – многомерное явление. В ее состав входят люди, оборудование, здания, деловые бумаги, инфраструктура и т.д. Она состоит из элементов разной природы. Организация - явление живое, подвижное: люди работают, ступают в различные отношения - личные, управленческие, сотрудничества, конфликтные, официальные и неофициальные, властные и дружеские и т.д. Организация - явление иерархическое[1].
В ней неизбежны отношения руководства и подчинения, распределение ролей – как формальное – по выполняемым функциям, так и неофициальное – лидерство, межличные отношения и т.д. Организация меняется во времени. Она рождается, развивается, обновляется или "загнивает" и "умирает". Она имеет прошлое, живет в настоящем и планирует будущее. Жизнь организации во многом предопределена средой.
Нередко цели свои она получает извне, вовне обращены и многие продукты ее деятельности, ее персонал живет в окружающем мире. Организация вынуждена чутко следить за своими отношениями со средой. Все это создает для организаций, их руководителей, других работников многие трудности: напряжения, неблагоприятные последствия, новые требования, кризисы.
Но отсюда же открываются и новые возможности для членов организаций: профессионального и служебного продвижения, повышения заработка, реализации своих способностей, накопление опыта решения организационных проблем и т.д. Обычно выделяются четыре аспекта изучения организаций:
– строение организаций – изучение их целей, иерархии, состава, структуры, классификации организаций и т.д.;
– функционирование организаций – типы организационных отношений, поведение индивида в организации, взаимодействие социально-психологических и административных факторов, процессы принятия и осуществления решений и т.д.
– управление в организациях – организационные процессы, отношения подчиненных и руководителей, стиль и методы руководства, управленческие решения и т.д.
– развитие организаций – проектирование и создание новых организаций, тенденции развития организаций, методы их преобразования, нововведения и т.п.
2. Черты и свойства организаций
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.
Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.
Отметим, что организации заранее проектируются, моделируются с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, улучшение тех или иных организационных процедур.
Следует различать теорию организации и организационное поведение. Макроуровень (организация в целом и ее основные части) является объектом анализа в теории организации, которая изучает условия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование. Организационное поведение как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень – поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой.
Необходимо подчеркнуть, что теория организации и организационное поведение – смежные дисциплины, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение сосредоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организации, связан преимущественно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми. В другом – как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.
Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность.
Миссия – понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).
Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает: предлагаемые продукты или услуги; место и роль в системе рыночных отношений; цели организации (выживание, рост, доходность); технологию (процессы, инновации); философию (базовые взгляды, ценности, мотивации); внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания); внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).
Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей – выживания, роста, доходности (табл. 1). Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т.д.
Таблица 1
Классификация целей организации[2]
Критерии классификации |
Группы целей |
|
Период установления |
Стратегические Тактические |
Оперативные |
Содержание |
Экономические Организационные Научные |
Социальные Технические Политические |
Структурные |
Маркетинговые Инновационные Кадровые |
Производственные Финансовые Административные |
Среда |
Внутренние |
Внешние |
Приоритетность |
Особо приоритетные Приоритетные |
Прочие |
Измеримость |
Количественные |
Качественные |
Повторяемость |
Постоянные (повторяющиеся) |
Разовые |
Иерархия |
Цели организации |
Цели подразделений |
Стадии жизненного цикла |
Проектирование и создание объекта Рост объекта |
Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
Заключение
Совершенно очевидно, что для решения возникших проблем теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин. Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении.
Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении.
Обоснование решений Информационные технологии телекоммуникации относительно самостоятельную область знаний.
"Организация" отвечает на вопрос, чем управлять, а "управление" - зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации, на наш взгляд, создает основу для изучения управления. Такая позиция глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов. При этом сохраняется объективно существующая связь и взаимовлияние организации и управления в рамках единого процесса целенаправленной деятельности.
Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой.
Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, организационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами.
Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т.е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям. В теории организации исключительно важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на формирование приоритетов людей и их поведение в организациях.
Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью в исследовании отношений собственности, рыночного и государственного регулирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования. Перечисленные системы имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.
Список литературы
1. Баранников А. Теория организации. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2004.
2. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.,2002.
3. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник. М., 2003.
4. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М., 2002.
5. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. Краткий курс. – М.: 2004. – 272 с.
6. Лафта Дж.К. Теория организации. – М.: Проспект, 2003. – 410 с.
7. Мильнер Б. Теория организаций (Курс лекций). – М., Инфра-М, 2000.
8. Подлесных В.И. Теория организации. – М.: "Бизнес-Пресса", 2003, 328 с.
9. Райченко А.В., Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов. – М.: 2003. – 400 с.
10. Румянцева З. Современный менеджмент (Курс лекций) // Российский экономический журнал. 2002. № 9. С. 51-60.
11. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., 2003.
12. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000
13. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. – М., 2001.
14. Теория организации. Под ред. В.Г.Алиева. – М., 2002.
15. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: учеб. Пособие. – М.: Инфра-М, 2004. – 128 с.
16. Шеметов П. Теория организации. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2004. – 176 с.
[1] Мильнер Б. Теория организаций (Курс лекций). – М., Инфра-М, 2000.
[2] Мильнер Б. Теория организаций (Курс лекций). – М., Инфра-М, 2000.