Содержание

Введение. 3

Глава 1. Право на образование. 5

Глава 2. Образовательные учреждения и управление ими. 7

2.1. Формы получения образования. 7

2.2. Правовой статус высшего учебного заведения. 9

2.3. Органы управления образованием.. 12

Заключение. 31

Список источников и литературы.. 32

Введение

С момента зарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда продолжительно во времени, и никакие технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) ни в состоянии существенно уменьшить это время. Единственный выход, который удалось найти человеку - это организация целенаправленного процесса обучения, который осуществляется в школах и университетах.

С возникновением учебных заведений появилась потребность в урегулировании этого процесса и правоотношений, возникающих в результате его реализации. Правоотношений между школой и учеником, университетом и студентом, учителем и учеником. В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательное учреждение, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно.

Ведь на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия. Недаром право на образование занимает одно из центральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование, в современных условиях, реализуется в образовательных учреждений.

Успешное развитие любого общества немыслимо сегодня без школы и университета. Образовательное учреждение - это своеобразное зеркало развития общества, по настоящему развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должного внимания развитию образования, в то время как в его руках находится важнейший инструмент, с помощью которого оно может содействовать его прогрессу.

Таким инструментом является право, которое в состоянии помочь решению проблем развития образовательных учреждений, которых на данный момент накопилось достаточно.

Поэтому, изучение правового положения образовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, и взаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества.

Целями данной работы является подробное рассмотрение правового положения образовательных учреждений.

Глава 1. Право на образование

Согласно ст. 43 Конституции в РФ[1] гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом получение основного общего образования обязательно.

Данное требование применительно к конкретному обучающемуся сохраняет свою силу до достижения им возраста 15 лет (ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"[2]).

Часть 3 ст. 43 Конституции и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании"[3] устанавливают возможность для каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в соответствующем высшем государственном или муниципальном учреждении. Часть 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гласит: "Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые". Данное положение противоречит ч. 2 ст. 43 Конституции, где закреплена общедоступность среднего профессионального образования.

Согласно ч. 3 ст. 20 Закона РФ "Об образовании" наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного как общего, так и профессионального образования. Неоднократно получать бесплатное профессиональное образование можно по направлению службы занятости; в случае потери возможности работать по профессии, специальности; в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В Конституции не установлено подобное ограничение, и можно сделать вывод о том, что не только впервые получаемое образование является бесплатным, и право на получение нескольких профессиональных образований не должно ограничиваться.

Существуют определенные сложности при получении семейного образования, поскольку отсутствует типовое положение о семейном образовании, на основании которого рассматриваемое право может быть реализовано в действительности.

Глава 2. Образовательные учреждения и управление ими

2.1. Формы получения образования

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Для получения общего образования в форме экстерната в пределах основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования действует единый государственный образовательный стандарт.

Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.

Деятельность общеобразовательного учреждения, обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителем.

Общеобразовательное учреждение по желанию экстернов может оказывать дополнительные платные образовательные услуги.

Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина.

Заявление о прохождении экстерном промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном общеобразовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители).

Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.

Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.

При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.

Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.

При приеме заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна общеобразовательное учреждение обязано ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов.


2.2. Правовой статус высшего учебного заведения

Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованием для всех отраслей и сфер жизни страны. Высшие учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[4] гражданам России гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.

Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы.

Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (аспирантура, докторантура).

Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.

Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в области высшего профессионального и(или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессиональной переподготовке и(или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.

2.3. Органы управления образованием

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:

1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;

формирование структуры системы образования;

разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г[5]., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 24 марта 2000 г. ( с изменениями от 12 октября 2000 года)[6]., являются:

1) осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

2) разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;[7]

3) реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности в системе образования, подготовка и переподготовка кадров, работающих с молодежью;

4) разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;

5) создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;

6) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования;

7) осуществление информатизации в области образования и государственной молодежной политики;

8) обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, государственной молодежной политики;

9) организация и развитие международного сотрудничества в области образования, государственной молодежной политики, участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств;

10) организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений;

11) разработка и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, созданию условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организации обучения, занятости и отдыха молодежи, а также по формированию здорового образа жизни.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

1) выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика федеральных целевых программ в области образования и государственной молодежной политики;

2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств;[8]

3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и организаций системы образования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в области образования, молодежной политики и научной деятельности в системе образования, а также межрегиональные программы государственной поддержки молодежных и детских объединений;

4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;[9]

5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников, государственной молодежной политики;

6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования;[10]

7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам образования и реализации государственной молодежной политики, а также координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности находящихся в ведении Министерства организаций сферы молодежной политики;

8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций;

9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовые положения о филиалах государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их организации;[11]

10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов;

11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

13) ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема, рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;

14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

15) участвует в установленном порядке в проведении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;

16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;

17) координирует издательскую деятельность находящихся в его ведении организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции поддержку учебного и научного книгоиздания;

18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников системы образования, а также по их социальной защите;

19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик работу с детьми и подростками с девиантным (общественно опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации;

20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей;

21) участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качества образовательного процесса;

22) обеспечивает сотрудничество находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, организациями в целях интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемких систем и технологий;

23) утверждает межвузовские научные и научно-технические программы и проекты;

24) участвует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в системе образования;

25) выступает в установленном порядке государственным заказчиком федеральных целевых и других научных и научно-технических программ и проектов, выдает на конкурсной основе заказы на реализацию научно-технических разработок, организацию экспертизы, заключает договоры на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке научным работникам образовательных учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства, гранты на проведение конкретных научных исследований;

26) организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования и государственной молодежной политики;

27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;

29) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов, утверждает положения о порядке проведения производственной (профессиональной) практики студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования;

30) разрабатывает и утверждает положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Российской Федерации;

31) разрабатывает и утверждает положения о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

32) разрабатывает и утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;[12]

33) осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;[13]

34) разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;[14]

35) определяет порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об ученых степенях и ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности указанных документов;

36) осуществляет информатизацию в области образования и государственной молодежной политики, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

37) определяет порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом в области образования, научной деятельности и аттестации научных и научно-педагогических работников, правила ее защиты и порядок доступа к ней, обеспечивает методическое руководство работами по информационной безопасности деятельности находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций;

38) организует участие находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций в создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций, связанной с международными компьютерными сетями, в целях развития образования и науки;

39) организует и координирует разработку и использование новых информационных технологий в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы дистанционного образования;

40) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно-технической информации образовательных учреждений, а также организует участие находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций в создании электронных библиотечных систем коллективного пользования в интересах образования и науки;

41) организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

42) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также по профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;[15]

43) организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

44) устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников;

45) утверждает положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров, о порядке замещения должностей педагогических и научно-педагогических работников государственных образовательных учреждений;

46) открывает в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру и докторантуру;

47) присваивает в установленном порядке ученые звания профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и ученое звание профессора научным работникам научных учреждений и организаций;

48) согласовывает назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

49) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в области образования, государственной молодежной политики, научной деятельности и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

50 разрабатывает в пределах своей компетенции ведомственную нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие системы образования, а также регулирование государственной молодежной политики;

51) согласовывает ведомственные нормативные документы в области образования и государственной молодежной политики, издаваемые другими федеральными органами исполнительной власти;

52) согласовывает в установленном порядке с федеральным органом по управлению государственным имуществом вопросы распоряжения федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

53) участвует в разработке и реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области образования;

54) разрабатывает федеральные нормативы финансирования находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций;

55) осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях;

56) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по установлению норм труда и государственных нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях;

57) осуществляет в установленном порядке финансирование деятельности находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

58) обеспечивает развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований в находящихся в ведении Министерства образовательных учреждениях и организациях;

59) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в области образования и научной деятельности в системе образования, а также получает в установленном порядке ежегодную статистическую отчетность у организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, где функционируют советы по защите диссертаций и ученые (научно-технические) советы, и в случае необходимости информацию у федеральных органов исполнительной власти для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров;

60) представляет в установленные сроки статистическую и бухгалтерскую отчетность Министерства, а также находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

61) проводит в находящихся в ведении Министерства образовательных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;

62) представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам образования, молодежной политики, научной деятельности и аттестации научных и научно-педагогических работников, а также заключает международные договоры межведомственного характера и участвует в подготовке международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

63) обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из договоров с иностранными государствами по вопросам образования, международного сотрудничества в области молодежной политики, защиты прав и законных интересов молодых граждан, а также программ международного научно-технического сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений;

64) устанавливает в пределах своей компетенции прямые связи с иностранными юридическими и физическими лицами и содействует развитию международных связей находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций;

65) обеспечивает прием (включая визовую поддержку) иностранных граждан на обучение, стажировку и повышение квалификации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, оформляет в установленном порядке соответствующие документы для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников образования и сферы молодежной политики;

66) оказывает в установленном порядке содействие соотечественникам, проживающим в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в получении ими основного общего образования на родном языке;

67) устанавливает примерный перечень федеральных требований к минимальной оснащенности образовательных учреждений и оборудованию учебных помещений, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов в образовательных учреждениях разных типов и видов;[16]

68 осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию научных и научно-педагогических работников - граждан Российской Федерации, имеющих ученые степени (ученые звания), которые им присуждены (присвоены) в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий;

69) создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), контролирует их деятельность, утверждает персональный состав советов и устанавливает перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;

70) присуждает в установленном порядке научным и научно-педагогическим работникам ученые степени и присваивает научным работникам ученые звания;

71) заслушивает отчеты руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их работы;

72) проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук;

73) оформляет и выдает в установленном порядке дипломы докторов и кандидатов наук, аттестаты профессоров и доцентов;

74) осуществляет в соответствии с международными договорами лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию российских образовательных учреждений и их филиалов, действующих за пределами Российской Федерации;

75) организовывает в установленном порядке публикацию материалов по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

76) осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мониторинг и прогноз социальных процессов в молодежной среде, их анализ во взаимосвязи с социально-экономической ситуацией в стране;

77) участвует в установленном порядке в разработке и реализации федеральных целевых программ, направленных на решение вопросов образования, занятости, жилищного обеспечения, социального обслуживания, улучшения условий и охраны труда, организации отдыха и оздоровления, профилактики наркомании и правонарушений среди молодежи, детской безнадзорности, духовного, физического и гражданско-патриотического воспитания молодых людей, на развитие творчества и предпринимательства, поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений, а также на решение других вопросов, затрагивающих интересы молодежи;

78) организует научные исследования по актуальным проблемам молодежи;

79) содействует информационному и методическому обеспечению молодежных и детских общественных объединений, формирует федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, которым оказывается государственная поддержка;

80) содействует созданию и функционированию учебно-методических центров, оздоровительных учреждений (лагерей), физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, творческих центров, специализированных служб по вопросам поддержки и развития молодежного предпринимательства, а также других организаций, деятельность которых направлена на решение проблем молодежи;

81) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организует отдых и обеспечивает условия для оздоровления детей и молодежи;

82) участвует в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствует их привлечению к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

83) представляет ежегодно в Правительство Российской Федерации доклад о положении молодежи, а также предложения по основным направлениям и приоритетам государственной молодежной политики и механизмам ее реализации;

84) определяет порядок проведения конкурса проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений на соискание государственных грантов; [17]

85) разрабатывает и осуществляет меры по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействию духовному и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма;

86) осуществляет меры государственной поддержки молодежных и детских объединений и координирует деятельность по осуществлению таких мер на межрегиональном уровне;

87) принимает решения о государственной поддержке на конкурсной основе проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений (в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели);

88) распределяет в установленном порядке субсидии молодежным и детским общественным объединениям в пределах бюджетных средств, выделяемых на эти цели, а также осуществляет контроль за расходованием выделяемых средств";

89) участвует в реализации мер по оказанию социально-психологической, педагогической, правовой помощи и реабилитации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Постановлением Правительства от 24 октября 1994 г.[18] утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника по специальности. Положением определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертаций и т.д.

Ведомственными органами управления образованием являются различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

Заключение

Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.     Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797

3.     Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 25 июня, 24 декабря 2002 г., 10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля, 31 декабря 2005 г.) // Российская газета. 1996. 29 августа

4.     Федеральный закон РФ от 10 апреля 2000 года № 51 « Об утверждении Федеральной программы развития образования ».

5.     Шкатулла В.И. Образовательное право. Учебник для вузов. М., 2001

6.     Федорова М.Ю. Образовательное право. М., 2004

7.     "Документы международного права по вопросам образования" / Главный редактор В.М. Филиппов. Под редакцией: канд. экон. наук, доц. Г.А. Лукичева; д-ра юрид. наук, проф. В.М.Сырых; Москва, "Готика" 2003. - 240 стр. - (Серия "Законодательство об образовании" Т.1


[1] Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

[2] Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797

[3] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 25 июня, 24 декабря 2002 г., 10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля, 31 декабря 2005 г.) // Российская газета. 1996. 29 августа

[4] СЗ РФ 1996. № 35. Ст. 4135

[5] СЗ РФ 1999 №51.Ст.6348.

[6] СЗ РФ 2000 № 14 Ст. 1496.

[7] . Положение о руководящем совете по проблемам развития интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования, утвердженное приказом Минобразования РФ от 28 апреля 2001 г.

[8] Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. N 774 в подпункт 3 пункта 5 данного Положения внесены изменения

[9] Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. N 774 в подпункт 5 пункта 5 данного Положения внесены изменения

[10] Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. N 774 подпункт 7 пункта 5 данного Положения изложен в новой редакции

[11] См. Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 июля 2000 г. N 2311

См. Типовое положение о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, утвержденное приказом Минобразования РФ от 16 марта 1999 г. N 643

[12] См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

[13] . Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. N 2574

[14] См. инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденную приказом Минобразования РФ от 13 января 1999 г. N 46

См. образец государственного документа о послевузовском профессиональном образовании, утвержденный приказом Минобразования РФ от 15 октября 1999 г. N 568

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 810 Министерству общего и профессионального образования РФ предоставлены полномочия на проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в РФ

[15] Положение о Научно-методическом совете по проблемам образования взрослых Минобразования РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 26 мая 2000 г. N 1571

[16] Требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки, утвержденные Минобразования РФ 7 июля 2000 г.

[17] Положение о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 18 декабря 2000 г. N 3705

[18] СЗ РФ 1994 № 27. Ст.2898