Содержание

Введение. 3

Глава 1. Начало и причины русско-японской войны.. 4

1.1. Начало русско-японской войны на море. 4

1.2. Причины войны.. 10

Глава 2. Русско-японская война. 14

2.1. Ход Русско-японской войны.. 14

2.2. Роль военно-морских сил в Русско-японской войне. 30

2.3. Состояние артиллерии на броненосцах до и после боя. 34

Заключение. 37

Список литературы.. 39

Введение

Конец XIX – начало XX вв. были ознаменованы острейшей борьбой великих держав. То в одном, то в другом районе планеты возникали конфликты и войны. В результате столкновения захватнических  устремлений царской России и милитаристической Японии возникла Русско-японская война 1904-1905 гг. Большую роль в ее развязывании  сыграли империалисты США и Англии, которые играли двойственную политику по отношению к Японии и России, пытаясь всячески ослабить своих конкурентов на Дальнем Востоке с тем, чтобы самим хозяйничать в Юго-Восточной Азии. В конфликте России с Японией были заинтересованы и германские империалисты, приступившие к осуществлению широкой экспансии в различных районах земного шара.

Опыт русско-японской войны 1904-1905 гг. внимательно изучался и зарубежной историографией. Интерес к этой теме объяснялся в первую очередь тем обстоятельством, что западные страны, принявшие участие  в обострении противоречий между Россией и Японией, вынуждены были следить за ходом войны и ее последствиями. Дело в том, что со времени  Франко-прусской войны 1870-1871гг. и Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. до начала XX столетия не велось войн крупного масштаба, которые требовали бы участия значительных сил армий и флотов. Отсюда изучение и обобщение опыта первых войн эпохи империализма, в том числе, Русско-японской, должны  были  в  известной  мере  способствовать освоению военными кругами стран Западной Европы тех новых явлений и тенденций в развитии способов и форм вооруженной борьбы, которые проявились в ходе этих конфликтов.

Глава 1. Начало и причины русско-японской войны

1.1. Начало русско-японской войны на море

Русско-японская война на море началась в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. внезапной атакой японских миноносцев на русские корабли, стоявшие на открытом рейде Порт-Артура. Эскадренные броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан" и крейсер "Паллада" получили тяжелые повреждения от взрывов японских торпед и выбросились на мель. Утром этого же дня к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота под командованием вице-адмирала Того в составе 6 эскадренных броненосцев и 9 броненосных крейсеров. С дистанции около 46 каб. они открыли огонь по русской эскадре стоявшей на внешнем рейде. Русские корабли, снимаясь с якоря на ходу, открыли ответный огонь. Командующий эскадрой вице-адмирал Старк, построив корабли в кильватерную колонну, пошел на сближение с противником. В бою приняли участие также и поврежденные, стоявшие на мели "Ретвизан", "Цесаревич" и "Паллада". Контратака русской эскадры была поддержана огнем береговых батарей. Того, не желая рисковать своими кораблями под огнем русской эскадры и береговой артиллерии через 40 мин после начала боя начал отход. Русская эскадра, значительно ослабленная выходом из строя трех кораблей, не стала преследовать японцев и после боя вошла в гавань Порт-Артура.

26 января 1904 г. японская эскадра в составе 6 крейсеров, 8 миноносцев и 3 транспортов с десантом подошла к корейскому порту Чемульпо, где на рейде стояли русские корабли - крейсер "Варяг", канонерская лодка "Кореец" и пароход "Сунгари". Здесь же находилось и 4 иностранных военных корабля. На следующий день командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу предъявил командиру крейсера "Варяг" капитану 1 ранга Руднев ультимативное требование, чтобы русские корабли покинули рейд Чемульпо до полудня. В случае отказа он угрожал атаковать русские корабли на рейде. Руднев решил прорываться в Порт-Артур. "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря и пошли на прорыв. У острова Иодолми они были встречены японской эскадрой Уриу, который сигналом предложил им сдаться. Руднев не ответил и вскоре с дистанции 45 каб. японский броненосный крейсер "Асама" открыл огонь. За ним открыли огонь и другие японские корабли. [1]

"Варяг" и "Кореец" открыли ответный огонь. На крейсере "Асама" огнем "Варяга" была повреждена кормовая башня. Японцы имели значительное превосходство в силах, что и определило исход боя. Попаданиями японских снарядов на "Варяге" были выведены из строя пять 152-мм, пять 75-мм и четыре 47-мм орудий, был поврежден рулевой привод. Руднев решил на время выйти из района обстрела для исправления рулевого привода и тушения возникшего в результате попаданий снарядов пожара. Сразу же после поворота крейсер получил попадание снаряда у ватерлинии. Вода стала заливать одно из котельных отделений; корабль начал крениться на левый борт. Героическими усилиями кочегарных квартирмейстеров Жигарева и Журавлева удалось задраить дверь в котельное отделение, а на пробоину завести пластырь. Несмотря на это, "Варяг" продолжал крениться. Вскоре неприятельский снаряд пробил палубу и вызвал сильный пожар, потушенный с большим трудом. Из-за серьезных повреждений "Варяга" и большой убыли личного состава (особенно среди орудийной прислуги) командир крейсера решил вернуться на рейд. Бой крейсера "Варяг" вошел в историю русского флота как символ доблести и мужества российских моряков. В виду небоеспособности "Варяга" и больших потерь в личном составе вступить снова в бой не представлялось возможным. В 16 ч.05м., после своза команд на нейтральные корабли, по приказу Руднева была взорвана канонерская лодка "Кореец", затоплены крейсер "Варяг" и пароход "Сунгари".

14 июня контр-адмирал Виттефт донес адмиралу Алексееву о результатах выхода в море 10 июня. Всю вину за неблагоприятный исход выхода он принимал на себя, неуспех эскадры объяснил недостатками практики совместного плавания кораблей и слабой боевой подготовкой личного состава флота. "Осмотревшись и выждав дальнейшего хода военных действий, - писал Витгефт в заключение донесения, - буду далее действовать сообразно обстоятельствам, так как, очевидно, выждать, как это ни прискорбно, вновь благоприятного момента и успеха разбить японский флот до прихода из России эскадры я не считаю возможным надеяться и повело бы лишь к его потере".

Таким образом, командующий считал подчиненный ему флот небоеспособным и до прихода 2-й Тихоокеанской эскадры Рожественского не видел возможности предпринимать какие-либо активные действия. 3 июля Витгефт получил ответ. Главнокомандующий писал: "...я не нахожу достаточных оснований, по которым вместо исполнения моих указаний - выйти в море и атаковать неприятеля, нанести ему поражение, вы приняли решение возвратиться на рейд...". Так как неприятель на сухопутном фронте начал наступление против крепости, Алексеев советовал флоту находиться в полной готовности к уходу из базы, а до этого времени оказывать войскам содействие в обороне, активно действуя всей эскадрой и отдельными кораблями. На случай если положение крепости будет безнадежным, наместник приказывал выйти в море и по возможности, не вступая в бой с флотом противника, уходить во Владивосток.

О положении на маньчжурском театре Алексеев сообщал, что армейский корпус, предназначенный для выручки Порт-Артура, под напором японцев отступил к главным силам, но русские сухопутные силы в Манчжурии достигли 200 тысяч человек и в ближайшее время следует ожидать серьезного нажима на противника.

Но "Какой бы ни был успех, - писал адмирал, - без успеха на море, он не будет иметь значения. Между тем все, что на море, производит громадное впечатление в Японии. Уничтожение трех транспортов нашими крейсерами вызвало целую панику, а равно выход и эскадры из Артура... будьте бдительны и не пропускайте благоприятной минуты снова выйти с Вашей эскадрой, но только без возвращения на Артурский рейд".

В телеграмме главнокомандующего, полученной Витгефтом одновременно с письмом, вопрос о выходе эскадры был уже поставлен как приказ: "...пополнив все запасы... обеспечив безопасный выход и избрав благоприятный момент, выйти с эскадрой в море и, по возможности, избежав боя, следовать во Владивосток, избрав путь по усмотрению". Обмен телеграммами между главнокомандующим и командующим, эскадрой продолжался до тех нор, пока Алексеев, наконец, 17 июля.( категорически не приказал Витгефту выходить с флотом во Владивосток. "...Принимая во внимание, - писал он, - что поддержка Артуру может быть оказана не ранее сентября и что Балтийская эскадра может прибыть сюда только в декабре, для Артурской эскадры не может быть другого решения, как напрячь все усилия и энергию и, очистив себе проход через неприятельские препятствия, выйти в море и проложить себе путь во Владивосток, избегая боя, если позволят обстоятельства".

Приказывая Витгефту прорываться во Владивосток, наместник исходил из того, что Порт-Артур до прихода Балтийского флота не продержится, и если эскадра не уйдет из крепости, то погибнет. Прорвавшись во Владивосток и соединившись там с крейсерами, она сможет постоянно угрожать морским путям сообщения противника, а после прихода на Дальний Восток 2-й эскадры русский флот будет иметь возможность встретиться с флотом противника в морском сражении 25 июля Виттефт получил от наместника последнюю депешу: "Вновь подтверждаю... к неуклонному исполнению вывести эскадру из Порт-Артура... невыход эскадры в море вопреки высочайшей воле и моим приказаниям и гибель ее в гавани в случае падения крепости лягут тяжелой ответственностью перед законом, лягут неизгладимым пятном на андреевский флаг и честь родного флота. Настоящую телеграмму сделать известной всем адмиралам и командирам".

Оставаться флоту в Порт-Артуре в это время было крайне опасно oеще и потому, что японцы установили осадные батареи и 25 июля открыли огонь по городу, порту и кораблям. Стрельба не корректировалась, попадания в корабли были случайными, но тем не менее в первый же день обстрела пострадал броненосец "Цесаревич": снаряд попал в его боевую рубку. 27 июля в броненосец "Ретвизан" попало семь снарядов. Через образовавшуюся пробоину ниже ватерлинии корабль принял до 500 тонн воды. После телеграммы Алексеева и начала обстрела кораблей в гавани Витгефт приступил к выполнению приказа, хотя в благополучный исход по-прежнему не верил. 26 июля на броненосце "Цесаревич" он объявил флагманам и командирам кораблей последнюю телеграмму Алексеева и назначил выход эскадры на 6 часов утра 28 июля. К этому времени он приказал принять топливо, снабжение и пр. Указаний, как вести бой при встрече с противником, адмирал не дал, сказав, что он будет пользоваться инструкциями, выработанными в свое время адмиралом Макаровым.

Взгляды Витгефта на исход прорыва с предельной ясностью были высказаны им на совещании офицеров, "Кто может, тот и прорвется, - говорил адмирал, - никого не ждать, даже не спасать, не задерживаясь из-за этого; в случае невозможности продолжать путь, выкидываться на берег и по возможности спасать команды, а судно топить и взрывать; если же не представится возможности продолжать путь, а представится возможным дойти до нейтрального порта, то заходить в нейтральный порт, даже если бы пришлось разоружиться, но никоим образом в Артур не возвращаться, и только совершенно подбитый под Порт-Артуром корабль, безусловно не могущий следовать далее, волей-неволей возвращается в Артур". Приказ о выходе эскадры был разослан на корабли в этот же день.

Известие о предстоящем выходе в море вызвало не энтузиазм, а... вздох облегчения, - записал в своем дневнике старший офицер крейсера "Диана" капитан 2 ранга Семенов. - Необходимость этого выхода была до такой степени очевидна, массы были так проникнуты этим сознанием, что упорство "начальства" порождало среди наиболее горячих голов самые ужасные подозрения... Иногда казалось... что вот-вот по эскадре пронесется зловещий крик: - "Измена! Начальство нас продало!..".

Началась спешная подготовка к дальнему и полному неизвестности походу. В ночь на 28 июля корабли эскадры, назначенные для прорьгва, были готовы к выходу. Во Владивосток уходили броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан", "Победа", "Полтава", "Пересвет" и "Севастополь"; крейсера "Аскольд", "Паллада", "Диана" и "Новик"; миноносцы "Выносливый", "Бесшумный", "Властный", "Грозовой", "Бойкий", "Бурный", "Беспощадный" и "Бесстрашный" и госпитальный транспорт "Монголия". Остальные корабли, в том числе и броненосный крейсер "Баян", незадолго до выхода подорвавшийся на мине, оставались для обороны крепости. Уходившие корабли были укомплектованы личным составом, обеспечены углем и боеприпасами, но не имели достаточно орудий, которые в свое время были сняты для усиления крепости; всего недоставало: 6-дюймовых орудий - 10; 76-миллиметровых - 18 и других - 65.

Японский флот между тем продолжал нести блокадную службу. Адмирал Того, будучи уверен, что русская эскадра в связи с тесной осадой крепости с суши неизбежно выйдет в море, усилил наблюдение за порт-артурским рейдом и перебазировал свои главные силы от островов Эллиот к острову Роунд, ближе к Порт-Артуру. К 28 июля дислокация японского флота была следующая: броненосцы "Миказа", "Асахи", "Фуджи", "Шикишима" и броненосный крейсер "Асама" находились в районе острова Роунд; крейсера "Якумо", "Касаги", "Такасаго" и "Читозе" - в 15 милях южнее Ляотешана; крейсера "Акаси", "Сума" и "Акицусу" - у Энкоунтер-Рока; крейсера "Хашидате" и "Матсушима" - в бухте Сикау около Порт-Артура; 1, 2 и 3-й отряды миноносцев несли блокаду порт-артурского рейда; 4-й отряд стоял в Дальнем; броненосец "Чин-иен", броненосные крейсера "Ниссин" и "Кассуга" находились в море вблизи Порт-Артура; крейсера "Итсукишима" и "Идзуми" - у островов Эллиот, "Чиода" - в Дальнем. Вице-адмирал Камимура с броненосными крейсерами находился в Корейском проливе. Он имел приказ не допустить в Желтое море владивостокские крейсера.

Наступило утро 28 июля. С восходом солнца русские корабли начали выходить из внутренней гавани на рейд и занимать свои места по диспозиции. Рейд был предварительно протрален. В 8 часов 45 минут эскадра в кильватерной колонне, следуя за тралящим караваном, вышла в море.

1.2. Причины войны

Российская империя обладала колоссальной по протяженности территорией. Благодаря энергии и смелости землепроходцев 16-18 веков (Ермак, Невельской,  Дежнев, Врангель, Беринг и т. д.), граница России была продвинута далеко на восток, к самому побережью Тихого океана. Через 60 лет после того как отряд Ермака преодолел уральский хребет, их сыновья и внуки уже срубали первые зимовья на берегах Тихого океана. Первыми на суровое побережье Охотского моря вышли в 1639 году казаки Ивана Москвитина. Новые русские земли с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами и лесами вошли неотъемлемой частью в состав русского государства. Мощь государства заметно увеличилась. “Изумленная Европа, в начале княжения Ивана III, едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена появлением огромной империи на восточных своих окраинах”. И хотя эта территория принадлежала Российской империи уклад жизни народностей, населявших ее от Урала до Сахалина, оставался на уровне не далеком от первобытнообщинного строя, который существовал у них и до колонизации их Россией. Власть ограничивалась деятельностью царских наместников и содержанием небольших гарнизонов в некоторых крупных населенных пунктах.  Царское правительство видело в Сибири и Дальнем Востоке в первую очередь источник дешевого сырья, да отличное место для ссылок и тюрем.[2]

Лишь в 19 веке, когда Россия вступила в эпоху капиталистического развития, началось интенсивное освоение огромных пространств. Постройка сибирской железной дороги, начатое в 1891г. и  законченное в 1900 г. сыграла большое значение в экономическом развитии этих районов. Особенно укрепляла свои позиции российское  государство на  Дальнем  Востоке. На берегу Тихого океана строится город и военно-морская база. И чтобы ни у кого не возникало  сомнения, что эти  земли  русские, город  называли  Владивосток.

Но не только экономическими соображениями  руководствовалась Российская империя, усиленно осваивая далекие края. В начале  двадцатого века среди развитых капиталистических стран началась отчаянная борьба за сферы влияния, за рынки сбыта и, конечно, за территории. А на Дальнем Востоке  рядом с Россией находились Китай и Япония. И если Китай в это время представлял собой полуколониальную и полуфеодальную страну с большой территорией и слабой государственной организацией, то Япония, наоборот, была страной крепкой государственности, бурно развивающейся экономики, и имела хорошую сухопутную армию и военно-морской флот. Стесненная территориально на сравнительно небольших островах, она стала к началу двадцатого века проявлять особую активность на Дальнем Востоке, стремясь к захвату Восточной Азии. В первую очередь Кореи и Манчжурии и как рынков сбыта, и как источник сырья. Кроме того, в тайных и далеко идущих планах, Япония эти территории рассматривала как плацдарм для дальнейшей агрессии против Китая и русского Дальнего Востока. В этом Японию исподволь поддерживали США и Англия, которые стремились усилиями японцев не допустить укрепления позиций России на Дальнем Востоке. В противовес странам, державшим сторону Японии в вопросе о Дальнем Востоке, на стороне России были Германия и Франция, которые так же пытались усилиями русских не допустить своих конкурентов на мировом рынке к источникам сырья и дешевой рабочей силы. Российская империя среди этих стран, конечно, не выглядела невинной овечкой. Россия так же стремилась не только укрепиться, но расширить свой плацдарм на Дальнем Востоке за счет более слабых соседних стран.[3]

В 1894г. Япония напала на Китай и довольно легко разбила его армию, после чего потребовала передачу ей территории Ляодунского полуострова. Однако под дипломатическим нажимом России, которая тоже держала эту территорию в своих планах, и ее союзников ей пришлось отступиться от своих требований, что еще более обострило отношения между Россией и Японией. Япония, понимая, что основным ее противником на Дальнем Востоке становится Россия, начала тайную подготовку к войне.

Дипломатическая активность России по отношению к Китаю привела к тому, что в 1896 году был заключен с Китаем оборонительный союзный договор, по которому Россия получила право на постройку китайско-восточной  железной дороги (КВЖД), что еще более упрочило положение России в этом районе. Кроме того, Россия в 1898 году арендовала у Китая сроком на 25 лет Квантунский полуостров с Порт-Артуром, который становится главной базой русского военно-морского флота. Надо прямо сказать, что выбор был произведен не совсем удачно. Гавань Порт-Артура обладала одним существенным недостатком: выходы из нее были мелководны и самые крупные корабли того времени, броненосцы, могли выходить из нее в море лишь в недолгие часы наивысшей точки прилива.

Сам же Китай был вскоре, после своего окончательного упадка, буквально растащен на куски крупнейшими капиталистическими державами. Англия взяла под свой контроль порт Вэйхайвэй, Германия обосновалась в порту Цзяочжау. Франция заимела концессии в южных областях Китая. От них не отстала и Российская империя, оккупировав Манчжурию. Одной Японии в результате всего не досталось ничего, что еще более подстегнуло ее направить свои основные усилия на укрепление и развитие военной мощи. Особое внимание уделялось развитию военно-морского флота, который вскоре вышел на передовые позиции в мире, как в техническом оснащении, так и в тактике ведения боя и выучке личного состава. К началу двадцатого столетия Япония была готова помериться силой с Россией. К тому же, в 1902 году был заключен военно-политический англо-японский союз, полностью развязавший Японии руки в ее захватнических устремлениях.

Глава 2. Русско-японская война

2.1. Ход Русско-японской войны

24 января 1904 года Япония разрывает дипломатические отношения с Россией и одновременно начинает военные действия против русских войск, находящихся на территории Китая, со стратегической задачей как можно скорее разбить русские войска до их полного сосредоточения на Дальнем Востоке. Японский военно-морской флот в полном составе вышел в Желтое море для внезапного нападения на русские корабли и обеспечения себе полного превосходства на морском театре военных действий. Чего они в течении военной компании почти полностью добились. Лишь на четвертый день после нападения Япония объявила миру, что она находится в состоянии войны с Россией.

Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы, в 330 тысяч человек. На вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров. Россия же на начало войны имела сухопутные войска в количестве 100 тысяч человек, да и то они были разбросаны на значительном расстоянии от Байкала до Порт-Артура. Россия к тому времени имела на Дальнем Востоке в составе военно-морского флота 7 броненосцев, 4 броненосных крейсера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца. В сравнении с японским флотом, Россия уступала ему по всем показателям: и по количеству и качеству кораблей, и по их артиллерийскому вооружению. [4]

Вдобавок ко всему этому, из-за недальновидности верховного командования и всеобщей уверенности в правительственных кругах, что Япония не посмеет напасть на дальневосточные рубежи, еще летом 1903 года громады броненосцев ушли из Владивостока зимовать в Порт- Артур. В гавань, которая не соответствовала их габаритам и осадке. В гавани Владивостока из крупных боевых кораблей остались лишь крейсера “Россия”, “Громовой”, “Богатырь” и “Рюрик”.[5]

Узнав об этом японский адмирал Того сказал: “Больше всего я боялся, чтобы русские не перегнали эскадру из Порт-Артура во Владивосток. Тогда бы весь русский флот оказался в одной базе, и наша борьба с ними стала бы весьма опасна но теперь, когда этого не произошло, инициатива целиком в моих руках”. И действительно, броненосцы адмирала Старка в Порт-Артуре отделяло от крейсеров адмирала Рейценщтейна во Владивостоке сразу два моря - Японское и Желтое.

Общее командование русскими войсками на Дальнем Востоке осуществлял вице-адмирал Алексеев Е.И., человек близкий к царю и пользовавшийся своим влиянием на Николая Второго. Сухопутными войскам командовал генерал Куропаткин А.Н., человек, слабо разбиравшийся в стратегии военного искусства и не обладавший нужной для полководца силой воли и твердостью духа. Его назначили командовать войсками, считая, что он, недавно вернувшийся из Японии, хорошо знает и театр предстоящей войны, и военную мощь Японии. Куропаткин А.Н. в своих бодрых реляциях утверждал, что Япония к войне не готова, а русский Дальний Восток превращен в нерушимый Карфаген. Художник Верещагин, человек далекий от военной профессии, имел более трезвый взгляд на сложившуюся обстановку. Он писал: “По всем отзывам, у Японии и флот, и сухопутные войска очень хороши, так что она, в том нет сомнения, причинит нам немало зла... у них все готово для войны, тогда как у нас ничего готового, и все надобно везти из Петербурга...” Основной чертой Куропаткина была чрезмерная осторожность. Он не столько жаждал победы над врагом, сколько боялся поражения. Куропаткин всеми доступными мерами в своих распоряжениях и приказах проводил в жизнь свой основной девиз: “Не рисковать!”.

Флотом управлял вице-адмирал Макаров С.О. перед самой войной неожиданно назначенный командующим 1-ой Тихоокеанской эскадрой на Дальнем Востоке.  Адмирал был прогрессивным человеком того времени, который был не только хорошим боевым командиром, но и глубоко знающим свое дело корабельным инженером. Под непосредственным наблюдением и по указаниям Макарова С.О. Был построен первый в России мощный ледокол “Ермак”. Отстаивая идею освоения Севера, Макаров С.О. писал: “Простой взгляд на карту России показывает, что она своим фасадом выходит на Ледовитый океан. Мощный ледокол откроет дверь в этом главном фасаде, он снимет ледяные ставни с окна, которое Петр Первый прорубил в Европу”. Девизом всей его плодотворной жизни было: “В море - значит дома” и “Помни о войне”. Этот девиз  выбит на его памятнике, установленном в Кронштадте.

Японское командование, как уже говорилось выше, основными  военными целями ставило: полное господство на море, а на суше японцы в первую очередь стремились овладеть Порт-Артуром и затем распространить свои военные успехи на Корею и Манчжурию, вытеснив из этих районов русских.

Кропоткин А.Н. с самого начала боевых действий дал приказ по армии вести пассивно-оборонительные действия войскам с целью выиграть время для подхода и сосредоточения сил, растянутых почти на пол Сибири. Японская армия, воспитанная в духе шовинизма, отличавшаяся хорошей индивидуальной подготовкой солдата, воспользовавшись явной нерешительностью русского командования, с первых дней военных действий перехватила инициативу в свои руки.[6]

Не смотря на героизм русских солдат и младших офицеров, подготовка русской армии страдала недооценкой огневого удара и инженерного обеспечения перед его нанесением, слабым взаимодействием различных родов войск, за что, в первую очередь, отвечало высшее русское  командование. Прогрессивные офицеры армии и флота, такие как Макаров С.О., Кондратенко Р.И. и другие, не могли своими усилиями преодолеть косность и бюрократизм, которые повсеместно были распространены не только в армии, но и во всем царском обществе. Они не могли преодолеть всего того, с чем, пока безуспешно, борются и в современном нашем обществе.

Военная промышленность царской России выпускала достаточно хорошее по тому времени снаряжение и вооружение для армии, но из за нерасторопности военного ведомства и отчасти из-за удаленности театра военных действий от основных военных заводов, в армии постоянно ощущался большой недостаток пулеметов, которые были тогда одним из высших достижений военной мысли, тяжелой артиллерии в горной местности боевых действий. Не хватало горных орудий и технических средств для их доставки.

В период с января по март 1904 года действия японцев сводились к блокированию Порт-Артура и уничтожению находящейся там русской эскадры. В ночь на 27 января японские корабли, в основном миноносцы, внезапно атаковали русскую эскадру, которая стояла на внешнем рейде, обнаженная со стороны открытого моря. В результате внезапного удара русская эскадра потеряла два броненосца “Цесаревич” и “Ротвизан” и крейсер “Паллада”, чем сильно подорвали мощь русской эскадры. Днем того же числа большая группа японских кораблей в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев блокировали в корейском порту русские крейсер “Варяг”, которым командовал капитан 1-ого ранга Руднев В.Д. и канонерскую лодку “Кореец”.

Наши корабли сделали попытку прорвать  вражескую блокаду, но в скоротечном бою с превосходящими силами противника, повредив два японских крейсера и часть миноносцев, все же не смогли пробить себе дорогу в океан. Не желая сдаваться превосходящему по силе врагу, крейсер “Варяг” был затоплен экипажем, а канонерская лодка “Кореец” взорвана. Этот героический бой и храбрые действия русских моряков навеки остались в народной памяти в широко известной песне “Крейсер Варяг”, где есть такие строки: “...сами взорвали “Кореец”, нами потоплен “Варяг”.[7]

Лишь 24 февраля 1904 года в Порт-Артур прибыл адмирал Макаров С.О. и с его прибытием, благодаря его энергичным мерам, оборона  военно-морской базы была основательно укреплена, а оставшиеся корабли эскадры настолько повысили свою боеспособность, что японцы уже не осмеливались соваться на рейд Порт-Артура. Макаров первым делом постарался изгнать с эскадры дух казармы, чтобы моряки ощутили себя мореходами, верящими в победу. От подчиненных он требовал лишь полной откровенности. Макаров говорил: “Война - дело живое, она равнодушия и казенщины не терпит”. Но, к сожалению, кипучая деятельность адмирала трагически оборвалась. 31 марта случилось несчастье. Броненосец “Петропавловск”, на котором находился Макаров С.О., подорвался на мине и в считанные минуты затонул. Это была невосполнимая потеря для русского флота и всей армии в целом. Матросы говорили: “Голова пропала, вот что важно”. Даже японцы устроили траурную демонстрацию, выражая свое уважение к памяти павшего героя. Имя Степана Осиповича давно славилось в Японии, сам военно-морской министр Ямото высоко оценивал его вклад в развитие науки о флоте, в теорию кораблестроения. Вместе с броненосцем погиб и другой известный в России человек: живописец Верещагин-автор знаменитых картин батального жанра, воспевший в своих картинах героизм русского солдата и весь антигуманный смысл войны. [8]

И после гибели Макарова случилось то, чего он опасался и против чего боролся: порт-артурскую эскадру постепенно прибрала к своим рукам армейское начальство. Оставшийся в Порт-Артуре флот перешел к пассивной обороне, а к весне 1904 года, по приказу нового коменданта базы Стесселя А.М., с него сняли даже часть орудий, чтобы укрепить сухопутную линию обороны.

Японские военные корабли, внезапно появившись в акватории Владивостока, в течении 45 минут беспрепятственно обстреливали город. Пока в гавани обкалывали лед вокруг крейсеров, японцы безнаказанно скрылись за горизонтом. Но этот пиратский выпад не прошел для японцев даром. Корабли Владивостокской эскадры совершили дерзкий рейд к берегам Японии, потопив несколько судов со стратегическим военным грузом из Америки для Японии. Японская эскадра под командованием адмирала Камура была бессильна перехватить их. Особенный гнев в Японии вызвало сообщение о том, что русская эскадра, состоявшая всего из четырёх крейсеров, не только провела японского адмирала, но и пройдя проливами между островами, потопили транспорты с японской императорской гвардией, одним смелым ударом пустив на дно цвет японского воинства.

А положение на сухопутном фронте ухудшалось с каждым месяцем. Японские войска, высадившись в Корее, атаковали восточный отряд генерала Засулича М.И., который прикрывал  южную Манчжурию. Японский маршал Куроки, поддержанный флотом Того, первым высадил свои дивизии в Корее и, форсировав реку Ялу, в середине апреля завязал бои с русскими войсками. Против 60-тысячной японской армии генерала Куроки у Засулича М.И. было в наличии лишь 20 тысяч солдат. Да к тому же, японцы превосходили русские войска по артиллерии в два с лишним раза. Под натиском превосходящих сил противника наши войска отступили, что дало японцам возможность, высадив еще один десант, уже в южной Манчжурии, атаковать русские укрепления, прикрывавшие перешеек Квантунского полуострова, где был расположен Порт-Артур и порт Дальний. Преодолевая героическое сопротивление русских солдат, японцы благодаря многократному превосходству в численности (30 тысяч против 4) и неумелому, а зачастую и предательскому (генерал Фок А.В.) поведению царских  генералов, всеобщей неразберихи в штабах отдельных полков и дивизий, овладели “горлом” Квантунского перешейка - Кинчжоу. Кинчжоу - самое узкое место Квантунского полуострова. Это ключ к Порт-Артуру. 13 мая этот ключ сдали японцам. Возмущенный Витгефт В.К., командир порт-артурской эскадры, писал наместнику: “Я не считаю себя вправе входить в оценку действий командующего сухопутными силами, тем не менее, никто не ожидал столь быстрого оставления Кинчжоуской позиции”. Но генералы твердо помнили и на деле выполняли наставление Куропаткина: “Главное на войне - вовремя отступить. И не бойтесь неудач: они только укрепляют нашу армию...”. Тем самым  японцы окружили Порт-Артур, отрезав его от сухопутной армии.

Ввиду угрозы сдачи Порт-Артура остатки 1-ой Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Витгефта В.К. сделала попытку в июне прорваться во Владивосток. Но, выйдя в открытое море и встретив японцев, Витгефт В.К. струсил и, не вступая в бой, вернул эскадру в Порт-Артур.[9]

Через месяц, в июле, по настойчивому приказанию адмирала Алексеева Е.И., эскадра вновь попыталась прорвать японскую морскую блокаду. На этот раз Витгефт В.К. не посмел уклониться от боя и даже, по словам очевидцев, проявил в своих действиях храбрость. Но, к несчастью, был убит во время боя разорвавшимся снарядом. С его гибелью управление эскадрой было потеряно и она, во второй раз, вернулась в Порт-Артур. Причем не все: из-за потери общего управления, часть кораблей укрылась в нейтральных портах, где были разоружены, а экипажи интернированы.  Владивостокская эскадра, получив сообщение о том, что Витгефт вышел со своими кораблями из Порт-Артура на прорыв, поспешила им на помощь, чтобы, соединившись, оказать достойный отпор японцам на море. Но Витгефт не смог прорваться и вернулся на базу. В результате Эскадра Владивостока вынуждена была одна сражаться со значительно превосходящими силами противника. Позднее историки писали: “Таких потерь в личном составе не было еще нив одной морской битве после Наварина (1827год) и, в частности, наш флот еще ни разу не нес подобного урона. такой адский бой”. Во Владивосток вернулись лишь три крейсера, “Рюрик” Действительно нужно быть железными существами, чтобы выдержать был потоплен. В бою погибло 1178 матроса и 45 офицеров. Военно-морской флот Японии выполнил поставленную перед ним задачу и обеспечил себе господство на море.[10]

6 августа 1904 года начался первый штурм Порт-Артура. Но он, благодаря стойкости и мужеству русского солдата, полностью провалился, и японцы вынуждены были перейти к длительной осаде крепости, сосредоточив  под Порт-Артуром значительные военные силы. Осада крепости продолжалась почти восемь месяцев. Но общая стратегическая обстановка на других участках фронта к этому времени складывалась явно не в пользу русских войск. И 20 декабря 1904 года комендант крепости Стессель А.М. сдал Порт-Артур японцам. Это был первый ощутимо чувствительный удар по престижу России. Русское общество бурлило. Довольно долго велись дискуссии, и не только в залах суда, о правомерности сдачи Порт-Артура. Многие утверждали, что крепость могла еще держаться. Но говорить всегда намного легче, чем делать. А в крепости к декабрю сложилась очень не простая обстановка. Не хватало ни людей, ни боеприпасов. И я думаю, что дальнейшее сопротивление добавляло бы не столько героизма в историю русского солдата, сколько бессмысленных могил наших воинов на чужой земле.

Итак, Порт-Артур пал. Но его трагический конец начался еще в июне 1904 года. Начался после того, как японцы, перегруппировав свои силы, основной массой войск двинулись на север. Куропаткин А.Н. снова проявил медлительность в действиях и дал японцам возможность полностью отмобилизовать свои армии на выбранном ими стратегическом направлении. Он двинул против японцев корпус в 30 тысяч человек под командованием генерала Штакемберга, поставив перед ним не реальную задачу. Не только разбить значительно превосходящие по численности силы противника, но и прорваться в осажденный Порт- Артур. Не стоит повторять о героизме русского солдата на поле боя. Сила всегда солому ломит, не смотря на отдельные подвиги. В сражении при Вафангоу в июне 1904 года фронтальная атака японцев была отбита, но как уже не раз случалось в ходе этой компании русское командование не сумело развить первоначальный успех, не сумело обеспечить согласованных действий и общее руководство боем и...отдало приказ отступать. Вафангоу - это город и станция КВЖД, всего в 150 верстах  к северу от Порт-Артура. И виноват в поражении был, в первую очередь, сам Куропаткин, который с легким сердцем приказал наступать и не испытывал  угрызений совести, приказывая отступать. Напутствуя войска в битву, он заранее подрывал их моральный дух словами: “Если... придется встретить превосходящие силы, то бой не должен быть доведен до решительного удара”. Вот генералы и не доводили.

17-21 августа произошло крупное Лаолянское сражение, которое отличалось особым кровопролитием. Японцы потеряли 24 тысячи человек, русские - 17 тысяч человек. И опять Куропаткин А.Н., опасаясь за свои тыловые коммуникации, не сумел организовать контрнаступление и, тем самым вновь упустил реальные шансы одержать победу. Русские войска откатились ещё дальше на север Манчжурии, к Мукдену.

В сентябре, получив наконец-то долгожданное подкрепление, в результате чего численность русских войск  достигла 200 человек против 170 тысяч у японцев, Кропоткин А.Н. решился организовать наступление. Но для победы нужна ещё и четкая, скоординированная организация наступления. Это прямая обязанность высшего командного состава. Но план был, мягко говоря, разработан неудачно. Решили наступать через гористую местность, не имея в достатке горных орудий, да и конница, являвшаяся в то время наиболее маневренной частью войск не могла в этих условиях полностью использовать свои боевые качества. Так же опасаясь фланговых ударов японцев, Куропаткин А.Н. значительную часть сил оставил в резерве.

Японцы с 22сентября по 4 октября 1904 года так же решили развернуть наступательные действия у реки Шахэ. Русские войска, не имея достаточно четкого плана действий, вели боевые действия вяло, упустив возможность охвата правого фланга противника, что существенно повлияло бы на благополучный исход сражения. Японцы, в свою очередь, перешли в контрнаступление по центру и на левом фланге русских войск. Их боевые действия были намного успешнее. Победа в бою складывается из многих слагаемых и не последнюю роль в этом играет уверенность и смелость действий высшего командного состава. Куропаткин А.Н. и его штаб этим не обладали. Главнокомандующий не верил в победу и дал приказ к отступлению. В результате, потеряв без пользы для дела свыше 40 тысяч человек, что примерно равнялось потерям противника, русские войска отошли и заняли новый рубеж обороны. Японцы, хоть и одержали победу в этом сражении, были крайне истощены, не пытались преследовать отходящих людей и тоже перешли к глухой обороне. [11]

Воспользовавшись предоставленной передышкой в боях, Куропаткин А.Р. в конце октября 1904 года произвел реорганизацию: разделил русские войска на три армии под своим общим руководством. И 25-28 января 1905 года предпринял новое наступление против японцев силами основной второй армии со стратегической задачей охватить левый фланг японского фронта. Операцию необходимо было завершить до подхода к японцам из под Порт-Артура армией под командованием генерала Ноги. Наиболее упорные бои развернулись в районе деревни Сандепу. Но как всегда за всё время русско-японской войны, организовано наступление было из рук вон плохо. Ощущалась нехватка сил наступающих, чувствовалась явная усталость, и не понимание солдатами целей затянувшейся бойни. В бой шли нерешительно, без огонька и русской смекалки в бою. Положительного результата наступление не дало. К тому же армия генерала Ноги успела подойти к месту сражения задолго до перелома в ходе сражения, а в ночь с 18 на 19 февраля 1905 года японская армия сама перешла в контрнаступление. [12]

Развернулось, известное в истории, Мукденское сражение, которое продолжалось до 25 февраля. И хотя силы русских войск составляли 330 тысяч человек против 270 тысяч японских, победы в сражении российские войска добиться не смогли. План японцев был с самого начала довольно авантюристичным и для его выполнения у них не хватало уже ни сил, ни средств. Он заключался в обхвате обоих флангов русской армии.  Из-за неумелого руководства русского командования была упущена возможность достижения успеха в ходе сражения в пользу русских войск. Неудачное маневрирование русских войск, осуществленное по приказу Кропоткина А.Н., позволило  японским войскам прорвать фронт восточнее Мукдена, в результате чего правое крыло русских войск оказалось в тяжелом положении. Войска оказались практически в полуокружении. Лишь героическая стойкость отдельных частей русской армии, да ещё недостаток сил у японцев, позволили основным силам выйти из окружения с большими потерями.

В ходе сражения под Мукденом русская армия потеряла убитыми и ранеными 80 тысяч человек. В результате непродуманных действий верховного командования было пленено 29 тысяч человек. Такого разгрома русская армия давно не испытывала, хотя в ходе боевых действий и нанесла  японской армии довольно  ощутимый урон. Японцы недосчитались около 70 тысяч человек и были настолько обескровлены, что не смогли организовать преследование  русских войск, которые без боев отошли к Телину,а затем укрепились на Сыпинских позициях.[13] В результате всей сухопутной компании Япония смогла оставить за собой почти всю южную часть Манчжурии.

Неудачи русских войск на далеком Дальнем Востоке вызвали гнев и боль у всего народа. Страшные вести о поражениях русских войск всколыхнули в протесте русскую общественность. Большинству здравомыслящих людей была ясно видна вся  пагубность развязанной бойни, вся тяжесть которой ложилась непосильным грузом на плечи простого русского мастерового и крестьянина.

Пытаясь как-то успокоить общественное мнение, царское правительство вынуждено было признать бездарность русского высшего командования и, в первую очередь, генерала Куропаткина А.Р. Его после войны даже судили, но он отделался легким испугом, будучи уволен в отставку. Японцы тоже смертельно устали от кровопролитных схваток с русскими солдатами. После мукденовского сражения генерала Куропаткина А.Н. сменил Линевич Н.Л., но к тому времени ни одна из воюющих сторон уже физически не была способна вести активные боевые действия.

Еще в октябре 1904 года и в феврале 1905 года, чтобы поддержать наши силы на Дальнем Востоке, из города Лиепая на Балтике была направлена на  театр военных действий 2 Тихоокеанская эскадра. Эскадра вышла в море 2 октября под командованием вице-адмирала Рожественского З.П. В состав эскадры входили разнотипные корабли: и боевые, и вспомогательные. В кильватерном строю шли 7 эскадренных броненосцев, 1 броненосный крейсер, 5 крейсеров, 5 вспомогательных  крейсеров, которые представляли из себя просто слегка вооруженные коммерческие  пароходы и 8 эскадренных миноносца.

Эскадра Рожественского З. П., пройдя вдоль берегов Западной Европы и обогнув западное побережье Африки, 3 марта 1905 года встала у острова Мадагаскар для пополнения запасов топлива и воды. Здесь эскадру Рожественского З.П. уже ожидал отряд кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова Н.И. в составе 4 броненосцев, 3 крейсеров, 2 вспомогательных крейсеров и 2 миноносцев, который более коротким путем через Средиземное море, Суэцкий канал и Красное море 27 января 1905 года прибыл на Мадагаскар.

В связи с резко изменившейся ситуацией после сдачи Порт-Артура, без учета реальной обстановки, сложившейся к тому времени на других участках боевых действий, эскадре ставилась не соответствующая ее возможностям задача: прорваться к Владивостоку и обеспечить господство не только в районе боев, но и во всем Японском море.

Объединившись и пополнив трюмы углем и пресной водой, вторая Тихоокеанская эскадра пересекла Индийский океан, прошла вдоль берегов Индонезии, и за 7 месяцев беспримерного для того времени похода, преодолев свыше 18000 миль водного пространства в мае 1905 года подошла  к Корейскому проливу, разделяющему Корею и Японию. В наиболее узкой его части, между островами Цусима и Ики, эскадру уже поджидали  развернувшиеся для сражения японские корабли под командованием  адмирала Того. Хайхатиро Того не был гением морского боя, но обстоятельства и военная сила, а так же близость родных берегов, позволявшая его эскадрам пополнять свои ресурсы, делали его морскую армаду грозной силой, способной успешно противостоять 2 Тихоокеанской эскадре Рожественского З.П. К тому же, японские корабли обладали большей скоростью хода, а следовательно и большей маневренностью. Их личный состав был лучше обучен, в то время как русские моряки в наспех сформированной эскадре имели всего около двух месяцев на обучение. Сказывалась и усталость от длительного плавания. Японские артиллеристы имели в своем распоряжении снаряды, начиненные шимозой. Взрываясь внутри корабля, они не только поражали людей огнем и осколками, но и выделяли удушливый газ. Русские артиллеристы, меткостью своей стрельбы прославленные во всем мире, использовали снаряды со взрывателем Бринка, который заверял: “Относительно нашей артиллерии можете быть спокойными - она, безусловно, выше японской”.

Но на деле, в бою, все оказалось не так. Меткость русских комендоров была намного выше, чем у японцев, но русские снаряды, попадая  в неприятеля, по большей части прошивали корабль насквозь и лишь потом взрывались. Это намного уменьшало их разрушительную силу. Сами японцы в последствии признавали: ”Если бы ваши снаряды обладали такой же взрывной мощью, как наши, то результат сражения мог бы закончиться для нас плачевно”. Японцы были поражены стойкостью русских кораблей, которые продолжали вести бой, имея страшные разрушения корпусов и пожары в надстройках.

К тому же русская эскадра была связана в маневре отрядом транспортов, вспомогательных и госпитальных судов. Японская эскадра, находясь вблизи своих баз, не была обременена всем этим. В этом бою совместились две казалось бы несовместимые крайности: общая слабость российской техники, по сравнению с японской и героическая доблесть российских морских экипажей.

Командующий 2 Тихоокеанской эскадрой адмирал Рождественский З.П. вместе со своим штабом и командирами флагманов не имел необходимой подготовки для  руководства боевой операцией такого масштаба, как Цусимское сражение. Да и не верил он в победу. Еще перед отплытием эскадры из Лиепаи он сказал: “Русская публика, возбужденная газетными инсинуациями, слепо уверовала в мой успех. Но я то отдаю себе отчет в том, что уготовила судьба на путях наших странствий. Не следовало бы вообще начинать это безнадежное дело. Но как я могу отказаться вести эскадру, если вся страна верит в мою победу”? И эскадра снялась с якорей и пошла в долгое плавание навстречу гибели.[14]

Цусимское сражение началось 27 мая 1905 года около 14 часов Японцы, двигаясь в кильватерном строю во главе с броненосцем “Миказа”, на котором держал свой флаг адмирал Того, всю силу своей огневой мощи сосредоточили на русских броненосцах. Уже через пол часа выбыл из строя и вскоре погиб броненосец “Ослябя”. Японцы сосредоточили огонь на броненосце “Суворов”, где находился командующий эскадрой Рожественский З.П.  Русский броненосец мужественно отбивался, нанося существенный урон японским кораблям. Но силы были не равны и, потеряв управление, броненосец вышел из боевого порядка. К тому же был серьезно ранен адмирал Рожественский З.П. Из-за этого русская эскадра потеряла стройность управления и сражение разбилось на  поединки отдельных русских кораблей с превосходящими силами противника. Сражение продолжалось и с заходом солнца. Ночью особенно сильный урон русской эскадре нанесли атаки японских миноносцев. В результате дневного и ночного боев русская эскадра как организованная, боеспособная сила перестала существовать. Были потоплены 4 новейших эскадренных броненосца и один старый. 4 броненосца и 1 эскадренный миноносец из отряда под командованием Небогатова Н.И. Вынуждены были сдаться превосходящим силам противника. 1 миноносец и 3 крейсера ушли в иностранные порты и были там интернированы. Лишь 1 крейсер и 2 миноносца прорвались во Владивосток.

В результате цусимского сражения русская эскадра потеряла убитыми свыше 5 тысяч человек. Было потоплено, сдались и интернировано 27 боевых кораблей. Японская эскадра тоже понесла серьезные потери, но они были значительно меньше. Цусимское сражение - самое крупное поражение русского флота за всю историю его развития. И хотя русские моряки показали в цусимском бою беспримерный героизм, самоотверженность и бесстрашие, сражаясь в трудных условиях против хорошо подготовленного и численно превосходящего врага, неумелое руководство высшего командования, отсталость в вооружении и техническом обеспечении привели к столь плачевному результату. В цусимском сражении потерпело  поражение, в первую очередь, царское правительство со своим военным ведомством, но не героизм и стойкость русского моряка. Ленин В.И. совершенно точно охарактеризовал цусимское сражение, как военный крах русского самодержавия.[15]

На сухопутном театре боевых действий, после Мукдена, активных боевых действий практически не проводилось. Обе противоборствующие стороны к этому времени были истощены и морально и материально. Особенно это ощущалось у японцев. В русской армии к тому же  после ряда поражений, обусловленных в первую очередь неумелым командованием, началось заметное разложение и рост антиправительственных настроений не только среди солдат, но и офицерского состава. Все яснее становилась явная никчемность  этой войны, ведущейся далеко от России, на незнакомой территории.

В Японии намного раньше поняли бесперспективность задуманного предприятия. Еще летом 1904 года, еще до падения Порт-Артура, Токио, предчувствуя угрозу надвигающихся кризисов, и военного, и финансового, и, что особенно страшило, политического, тайно начало зондировать почву для заключения мира. Через побочные каналы дипломатии русскому министру Витте было предложено встретиться с японскими представителями где-нибудь на европейском курорте и начать переговоры о мире. И хотя победа японцев при Цусиме еще больше возродило дух самого вульгарного шовинизма в стране, японское правительство стало ясно понимать, что их политика зашла в тупик. И не только зашла, но и стала задевать политические интересы могущественных покровителей, которые за все время  военных действий оказывали Японии существенную помощь, как стратегическими материалами, так и военными.

На другом берегу Тихого океана в Белом доме Вашингтона стали испытывать все большую тревогу. Президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт всегда очень хотел, чтобы Россия и Япония дрались  “до тех пор, пока обе державы не будут полностью истощены, и тогда придет мир на условиях, которые не создадут ни желтой, ни славянской опасности”. Через много лет его слова почти точь-в-точь повторил английский деятель Уинстон Черчиль, когда Германия напала на Советский Союз. Теодор Рузвельт, поддерживая Японию, желал ослабления позиций России на Дальнем Востоке, который считал зоной своих интересов. Но когда Россия потеряла почти весь свой флот, США стало не выгодно усиление Японии в этом районе земного шара. В исторической перспективе Рузвельту уже виделась будущая японская морская угроза и для России и для Америки, что и произошло в годы Второй мировой войны.

Сразу же после цусимского сражения Япония обратилась к США с просьбой о посредничестве к миру. Русское самодержавие, запуганное надвигающейся революцией и общем недовольством в стране результатами дальневосточной компании, согласилось сесть за стол переговоров. Переговоры походили в американском городе Портсмуте. 5 сентября 1905 года между Россией и Японией был подписан Портсмутский мирный договор. По этому договору русское правительство уступило Японии южную часть острова Сахалин и отказалось от права на аренду Квантунского полуострова с Порт- Артуром и Южно-Маньчжурской железной дороги. Так же русское правительство признавало “особые” интересы Японии в Корее. Как видим, подписание подобного договора, не принесло русскому государству победных лавров и не подняло его престиж в мире.

2.2. Роль военно-морских сил в Русско-японской войне

В России особенно поучительные выводы из опыта морской войны (главным образом в проектировании новых типов боевых кораблей) сделал наряду со многими другими участник обороны Порт-Артура корабельный инженер Н.Н. Кутейников. Изучая и ежедневно наблюдая боевую деятельность флота, он пришел к заключению, что в дальнейшем следует строить корабли, имеющие только одно специальное назначение. Универсальность некоторых типов кораблей во время войны себя не оправдала и принесла только вред, так как приводила к загромождению корабля и увеличению его водоизмещения в ущерб скорости, запасу топлива и бронированию: оказалось, например, что броненосцам совершенно не были нужны малокалиберная артиллерия и пулеметы. Кутейников разработал и предложил следующие тактико-технические данные для вновь строившихся боевых кораблей.

Класс кораблей

Артиллерия

Торпедные аппараты

Скорость, уз.

10-12"

120мм-8"

47-75мм

надводные

подводные

Броненосцы

+

+

-

-

+

16-18

Крейсера эскадренные

-

+

-

-

+

20

Крейсера разведывательные

-

+

+

-

-

25

Контрминоносцы

-

+

+

+

+

30

Миноносцы

-

-

+

+

-

25

 

Класс кораблей

Водоизмещение, т.

Броневая защита, дюймы

Ватерлиния

Палуба

Башни

Казематы

Броненосцы

16000

12-10

3-2

10

4-3

Крейсера эскадренные

7000-5000

8-6

2-1

8

3

Крейсера разведывательные

3000-1500

-

3-2

-

3-2

Контрминоносцы

500-400

-

1

-

-

Миноносцы

500-300

-

-

-

-

После войны эти выводы были во многом учтены кораблестроителями в России и за границей. Если броненосец порт-артурской эскадры "Ретвизан" имел водоизмещение до 13000 т., скорость 18,5 узла, артиллерию: 4 - 12-дюймовых, 12 - 6-дюймовых, 20 - 75-миллиметровых орудий и 38 разных мелких калибров и броню борта толщиной до 200 мм, то спущенный на воду в 1906 г. английский корабль "Дредноут", построенный с учетом опыта русско-японской войны, имел водоизмещение до 18000 т., скорость 21 узел, артиллерию: 10 - 12-дюймовых орудий в пяти башнях и 24 - 120-миллиметровых и броню борта до 275 мм. Однако "Дредноут" не сделал революции в кораблестроении: это был более мощный броненосец, и только. Переворот сделали русские линейные корабли типа "Севастополь", вошедшие в строй в начале первой мировой войны. Их водоизмещение достигало 24000 т, скорость 25 узлов, вооружение 12 - 12-дюймовых и 16 - 120-миллиметровых орудий, броня на башнях до 12 дюймов, бортовая - до 229 мм; мощность механизмов превышала мощность "Ретвизана" примерно в три раза и составляла 42000 лошадиных сил. Русские линейные корабли имели линейное расположение главного калибра артиллерии, трехорудийные башни, бронирование было двухслойным, толщина брони увеличена, ею покрывался весь надводный борт, корабль имел сплошные водонепроницаемые переборки, доходящие до верхней палубы. Линейный корабль был впервые построен в России на основе боевого опыта и теоретической мысли выдающихся русских кораблестроителей А.Н. Крылова, И.Г. Бубнова и др. Война на море подтвердила положение, что корабельная артиллерия - основное оружие флота решает исход морских сражений. Исходя из этого, были пересмотрены дальность и мощность огня корабельной артиллерии; если русские корабли в мирное время стреляли на дистанциях до 15-25 кабельтовых, то во время войны дистанция стрельбы увеличилась в среднем до 40 кабельтовых. Это потребовало увеличения на броненосцах и крейсерах дальнобойной крупнокалиберной артиллерии за счет уменьшения средних и изъятия малокалиберных орудий. Если довоенные линейные корабли имели артиллерию четырех и более разных калибров, то после войны вновь вступавшие в строй корабли вооружались артиллерией преимущественно двух типов: главной крупнокалиберной, дальнобойной для эскадренного боя и среднекалиберной, так называемой противоминной артиллерией, предназначенной главным образом для отражения атак миноносцев. Война на море показала исключительно важное значение скоростей. Превосходство хода позволяло навязывать противнику невыгодные условия в маневрировании, в дистанции боя и т.д. Тихоходная русская Тихоокеанская эскадра при встречах с противником всегда ставилась им в невыгодные для боя условия: против солнца, ветра и т.д. После войны началось совершенствование механизмов; от поршневого двигателя флоты начали переходить к более мощному и эффективному турбинному двигателю. Совершенно изменился характер войны на море. Она стала непрерывной, повседневной и напряженной. Это в основном объясняется появлением в массовом масштабе нового оружия - мин и торпед. Корабли погибали не в открытом бою в море с противником, а на минах даже у своих баз, поражались торпедами ночью в местах стоянки флота. Поэтому стала необходимой постоянная разведывательная и позорная служба, повседневное траление фарватеров и рейдов, постоянная боевая готовность всего флота. Это потребовало колоссальных ресурсов и сил личного состава. Обе воюющие стороны широко применяли минное оружие. На минах, как известно, погибли лучшие броненосцы: русский "Петропавловск", японские "Хацусе" и "Яшима"; кроме того, на минах японцы потеряли три крейсера, четыре канонерские лодки, один корабль береговой обороны и несколько миноносцев. В русско-японской войне мина заграждения стала более широко применяться не только для целей обороны прибрежных районов, но и для целей нападения. Русские моряки приобрели во время русско-японской войны ценную практику траления мин. С тех пор они считались лучшими в мире мастерами минного дела. В Порт-Артуре впервые в истории траление получило организацию, так называемый "тралящий караван", который имел основной задачей вывод эскадры в море через минные заграждения противника. Впервые были приспособлены для траления миноносцы, катера и мелкие портовые суда. Много нового внесла война в морскую тактику, особенно в маневрирование. Появился так называемый "маневр охвата". Теоретически его разработал вице-адмирал Макаров. Маневрирование, обеспечивающее сосредоточенный огонь по концевым кораблям противника, было принято после войны во всех флотах за образец тактики в морском сражении и нашло широкое применение в первой мировой войне. В боевой подготовке кадров русский Тихоокеанский флот имел много недочетов, выявившихся в ходе войны. До войны на кораблях обучали стрельбе только комендоров, во время войны после гибели или ранения их некем было заменить, так как замена не готовилась; артиллеристов мало тренировали в быстром заряжании орудий, отсюда недостаточная скорострельность; стрелять обучались на спокойной воде, а сражаться пришлось при всякой погоде; учились стрелять по щитам, освещенным солнцем, вести бой пришлось в пасмурную погоду и даже ночью; в мирное время стреляли по неподвижным или чуть двигавшимся целям, а в бою встретились с быстроходными кораблями противника; учились стрелять на коротких дистанциях, а во время войны они оказались в два-три раза большими; до войны не учились стрелять "по площадям", а в целях экономии снарядов вели медленный огонь с изменением целиков, прицелов и углов возвышения орудий почти после каждого выстрела. Указанные недочеты не были устранены до конца войны. Пренебрежение боевым опытом, неумение да и нежелание большинства бездарных царских адмиралов и командиров кораблей изучать тактику противника и противопоставлять ей более совершенную тактику - были одной из многих причин неудачных действий русского флота.

2.3. Состояние артиллерии на броненосцах до и после боя

Состояние артиллерии на броненосцах до и после боя приведено в следующей таблице:

Корабли

Количество орудий до боя

Количество исправных орудий после боя

Вышло из строя, всего

12" и 10"

6"

75 мм

47 мм

12" и 10"

6"

75 мм

47 мм

"Ретвизан"

4

10

17

22

2

7

14

16

14

"Победа"

4

10

19

20

3

10

16

19

5

"Пересвет"

4

10

20

20

3

8

13

17

13

"Севастополь"

3

12

-

14

3

11

-

12

3

"Полтава"

4

12

-

18

4

7

-

10

13

"Цесаревич"

4

12

12

6

4

12

12

6

-

Таблица составлена по материалам работы исторической комиссии по описании" действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе, изд. 1915 г.

Из таблицы следует, что потери артиллерии на русских броненосцах по существу были незначительными, особенно главных ее калибров. Из 23 12- и 10-дюймовых орудий вышло окончательно из строя к концу боя всего четыре, т.е. 17%, а из 66 6-дюймовых вышло из строя 11, или тоже 17%. Если принять во внимание, что на кораблях не ощущалось недостатка в снарядах, корабли оставались на плаву и не потеряли хода, потери в людском составе были невелики, то следует сделать вывод, что русская броненосная эскадра могла с успехом продолжать сражение с неприятелем, материальные и людские потери которого были более существенны. Значит, материальное состояние кораблей и их вооружение не были причиной неудачного окончания боя. Этой причиной явилось отсутствие настоящего командующего и дезорганизация на эскадре, происшедшая после гибели Витгефта, особенно усилившаяся в результате аварии на броненосце "Цесаревич".

Младший флагман контр-адмирал Ухтомский, как и Витгефт, не верил в благополучный исход прорыва во Владивосток и, оказавшись в роли командующего эскадрой, не смог взять в свои руки управление ею и продолжить протекавший до этого более или менее благоприятно для русских бой. Подстать адмиралам были и командиры кораблей, по крайней мере большинство из них. Они не верили в возможность прорыва во Владивосток и считали, что эскадра должна оставаться в Порт-Артуре для защиты крепости.

По возвращении эскадры в Порт-Артур на совещании флагманов и командиров кораблей было признано, что новая попытка -выхода во Владивосток невозможна, - она приведет к гибели оставшихся кораблей и без ущерба неприятелю, что флот должен пассивно обороняться, ведя по осаждавшему крепость противнику артиллерийский огонь с броненосцев. Корабельную артиллерию мелкого и среднего калибра с боевым запасом и обслуживавшим ее личным составом было решено снять и передать на сухопутный фронт. Легкие силы предполагалось использовать для постановки мин в районах движения японского флота и для несения разведывательной службы. 6 августа Ухтомский доложил адмиралу Алексееву телеграммой, что он по просьбе сухопутного командования передает с эскадры на берег часть артиллерии, а так как корабли выйти в море не могут, личный состав их будет использован для обороны крепости, исключая людей, необходимых для действия корабельной артиллерии крупного калибра. В половине августа были свезены на берег и установлены на позициях силами моряков одно 6-дюймовое и десять 75-миллиметровых орудий, снабженных снарядами и обеспеченных артиллеристами. С этих пор началось систематическое разоружение эскадры.

Таким образом, 1-я Тихоокеанская эскадра, бывшая в начале войны по числу кораблей и вооружению немного слабее флота противника, через шесть месяцев боевых действий, не добившись преобладания на море и потеряв всего только один броненосец из семи н несколько малых кораблей, перестала существовать как боевая организованная морская сила.

Неподготовленность дальневосточного морского театра для войны, рассредоточение флота между двумя базами - Порт-Артуром и Владивостоком - и необорудованность их для стоянки и ремонта кораблей, отсутствие должной боевой подготовки личного состава, совершенно безграмотное в военном отношении использование сил и средств флота, крайне неудачный подбор командующих флотом и флагманов (исключая вице-адмирала Макарова), отсталая система подготовки и воспитания офицерского состава, разнотипность кораблей основных сил флота и другие причины с полной силой сказались на результатах боя 28 июля 1904 г. Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. между порт-артурской эскадрой и "Соединенным флотом" Японии имел решающее влияние на исход всей войны. Японцы окончательно завладели Желтым и Японским морями и получили возможность без всяких помех и потерь пополнять и снабжать свои армии, действовавшие под Порт-Артуром и в Маньчжурии, резервами, оружием, боеприпасами и прочими материалами, необходимыми для ведения войны.

Заключение

Если судить о русско-японской войне с точки зрения тактики и стратегии ведения военных действий, то она показала, что к тому времени в этом направлении произошли значительные изменения в военном искусстве, которые не были своевременно учтены ни  царским правительством, ни военным ведомством. Ведение боевых действий на столь отдаленном от центра театре войны  показала значительно возросшую роль тыла, надежности железнодорожного транспорта.

В морском бою большую роль стали играть быстроходные крейсера и миноносцы. Тактика и стратегия морского боя так же претерпели существенные изменения.

Горький опыт русско-японской войны был учтен в реорганизации армии и флота, которая была проведена в 1908-1910 годах.

Слабость военно-экономического потенциала царской России, отсталость армии и флота от передовых военных технологий того времени, бездарность и слабая подготовка высшего командного состава - вот основные причины поражения России в этой, малой по времени, но очень большой по понесенному урону и престижу страны, войне.

События Русско-японской войны во многом стали роковыми для России. Поражение показало военную несостоятельность России - одной из великих держав того времени. Это же поражение стало и одной из причин революционных событий 1905-1907 гг. Вместе с тем, Русско-японская война - одна из многих локальных войн конца XIX - начала XX века, непосредственных предшественниц Первой мировой войны Облик Первой мировой войны - позиционного тупика, - во многом определялся именно Русско-японской войной, ставшей, по меткому определению советской историографии, "...первой войной машинного периода".

События Русско-японской войны достаточно широко отражены в источниках, освещёны в историографии. Однако есть и некоторые аспекты, удостоившиеся, в лучшем случае, пары строк даже в таких солидных изданиях вроде ещё дореволюционного многотомника "Русско-японская война 1904-1905 г.г.", "Русско-яюнекой войны 1904-1905 г.г." А.И. Сорокина и уже современного издания "Россия и Черноморские проливы". Один из таких аспектов - вопрос о участии Черноморского флота в Русско-японской войне.

Россия сохранила Черноморский флот как боевую силу. Удалось избегнуть серьезных осложнений в Европе, изменением режима Черноморских проливов. Первые четыре варианта создают опасный прецедент прохода военных кораблей через Проливы. Они перестают быть тем замком, который не дает пути врагам России в Черное море. Поэтому. Россия на определённое время обезопасила и свои южные рубежи, и сохранила превосходство на Чёрном море вплоть до начала Первой мировой войны.

Почему получилось именно так? Важнейшую роль сыграла, безусловно, Англия. Угроза того, что выйдя из Дарданелл, Черноморский флот будет разгромлен мощной британской эскадрой, постоянно оказывала воздействие на руководство России. Действия английской дипломатии в решении данной проблемы следует признать успешными. Россия же оказалась слишком слаба, чтобы даже дипломатически бороться с морской мощью Британии.

Список литературы

1.           Cеменов В.И. Флот и морское ведомство до Цусимы и после.- СПб.,1911.

2.           Аварии В.Я. Борьба за Тихий океан.- М.,1952.

3.           Борисов А.В. Ещё о мифах и синдромах Цусимы // Цитадель.- 1998.- № 2 (7).- С.23-27.

4.           Записка по поводу отправления на Дальний Восток судов русского Черноморского флота.- СПб.,- 1904.

5.           Золотухин А.П. История Русско-Японской войны 1904-1905 г.г.

6.           История военно-морского искусства. - Т.3. - М.,1953.

7.           История дипломатии. - Т.2. - М.,1963.

8.           Капитанец И.М. Флот в русско-японской войн – (ВОЕННЫЕ ТАЙНЫ ХХ ВЕКА). М.: Вече, 2004

9.           Международные отношения на Дальнем Востоке.- М., 1956.

10.      Мельников P.M. "Рюрик" был первым.- Л.,1989.

11.      Мельников P.M. Огненные мили "Ростислава" // Гангут. - Вып.7,10.

12.      Мельников Р.М. Крейсер "Варяг".- Л.,1983.

13.      Мельников Р.М. Первые русские миноносцы.- СПб.,1997.

14.      Мэхен А.Т. Влияние морской силы на историю 1660-1783.- М.-Л.,1941.

15.      Петров В.А. Почему "Потемкин" не участвовал в Цусимском сражении // Гангут.- 1996.- Вып.10.- С.123-133.

16.      Романов Б.А. Очерки дипломатической истории Русско-японской войны.- М.,1955.

17.      Россия и Черноморские проливы. - М.,1999.

18.      Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа исторической комиссии.- ТТ.1-10.- СПб.,1909-1917.

19.      Сорокин АИ. Русско-японская война 1904-1905 гг.- М.,1956.

20.      Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота. - М.,1968.

21.      Щенснович Э.Н. Плавание броненосца "Ретвизан".- СПб.,1999.


[1] Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота. - М.,1968.

[2] «История Русско-Японской войны 1904-1905 гг.» А. П. Золотухин

[3] «Очерки дипломатической истории русско-японской войны» Б. А. Романов

[4] «История Русско-Японской войны 1904-1905 гг.» А. П. Золотухин

[5] Мельников P.M. "Рюрик" был первым.- Л.,1989.

[6] «Очерки дипломатической истории русско-японской войны» Б. А. Романов

[7] «История Русско-Японской войны 1904-1905 гг.» А. П. Золотухин

[8] Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота. - М.,1968.

[9] «Очерки дипломатической истории русско-японской войны» Б. А. Романов

[10] Мельников P.M. "Рюрик" был первым.- Л.,1989.

[11] Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота. - М.,1968.

[12] «Очерки дипломатической истории русско-японской войны» Б. А. Романов

[13] «История Русско-Японской войны 1904-1905 гг.» А. П. Золотухин

[14] «Очерки дипломатической истории русско-японской войны» Б. А. Романов

[15] «История России XIX начало XX» И. А. Фёдоров