Содержание

Теоретическая часть. 3

1. Вознаграждение арбитражного управляющего. 3

2  Упрощенные процедуры банкротства. 6

3. Порядок расчета чистых активов. 13

Практическая часть. 14

Задание 3. 14

Список литературы.. 18

Теоретическая часть

1. Вознаграждение арбитражного управляющего.

Арбитражному управляющему выплачивается вознаграждение, размер которого после того, как он определен собранием кредиторов, утверждается арбитражным судом. Авансовые выплаты вознаграждения производит арбитражный суд из средств, внесенных на депозитный счет суда, в пределах сумм, поступивших на этот счет. В последующем суммы, выплаченные арбитражному управляющему, как правило, возмещаются из имущества должника. Однако, если ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника подано собственником предприятия-должника или кредитором, а в последующем арбитражный суд прекращает процедуру внешнего управления имуществом должника в связи с тем, что собрание кредиторов не одобрило план его проведения, предложенный арбитражным управляющим, выплаченные суммы вознаграждения могут быть отнесены на счет стороны, подавшей ходатайство о проведении процедуры внешнего управления имуществом должника. Причем, если цель данной процедуры не достигнута и впоследствии предприятие объявляется арбитражным судом несостоятельным (банкротом), расходы по выплате вознаграждения арбитражному управляющему покрываются после завершения конкурсного производства вне очереди, до погашения другой задолженности ИП.

Большое значение для обеспечения правильности проведения процедуры внешнего управления имуществом должника и законности действий всех ее участников имеет собрание кредиторов. Оно призвано контролировать и направлять поведение арбитражного управляющего, защищая при этом интересы кредиторов. Собрание созывается по инициативе арбитражного суда или кредиторов, сумма требований которых к должнику составляет не менее трети от общей суммы обязательств ИП-должника. На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива ИП-должника.

Полномочия собрания кредиторов не сводятся к утверждению плана внешнего управления имуществом должника и определению размера вознаграждения арбитражному управляющему. Собрание, кроме того, определяет ИП, которые должны внести денежные средства на депозитный счет арбитражного суда, и в порядке контроля за действиями арбитражного управляющего вправе потребовать от него предоставления информации и сведений, относящихся к его деятельности в этом качестве. Может простым большинством голосов вносить изменения и дополнения в уже утвержденный план.

При отклонении собранием кредиторов проекта плана внешнего управления имуществом должника, разработанного арбитражным управляющим, арбитражный суд может в зависимости от конкретных обстоятельств дела вынести определение об отмене этой реорганизационной процедуры либо назначить нового арбитражного управляющего. Если же утвержденный план проведения внешнего управления имуществом должника изменен или дополнен собранием кредиторов, арбитражный управляющий обязан принять к исполнению все поправки к плану после их утверждения арбитражным судом.

Арбитражный управляющий должен действовать в соответствии с утвержденным планом внешнего управления имуществом предприятия. Однако необходимо иметь в виду, что собственник предприятия-должника или любой из кредиторов, считающий, что план проведения внешнего управления имуществом должника либо действия (бездействия) арбитражного управляющего, организующего выполнение этого плана, ущемляют его интересы, может в соответствии с Законом обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре плана, хотя он и был утвержден в установленном порядке. Получив такое заявление, арбитражный суд должен рассмотреть его в течение месяца и по результатам рассмотрения вынести решение, в котором указать, оставлять ли план в прежней редакции или внести в него соответствующие изменения, предложенные заявителем.

Реализуя план проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника, арбитражный управляющий, как уже отмечалось, вправе распоряжаться имуществом предприятия, в том числе и реализовать его. Однако Закон устанавливает исключения из этого общего правила. Согласно Закону не могут быть ликвидированы без уведомления органов местного самоуправления и органов власти находящиеся на балансе должника жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и отдельные жизненно важные для данного региона объекты производственной и коммунальной инфраструктуры.

Соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти принимают указанные объекты социально-коммунальной сферы на свой баланс, о чем должны сообщить арбитражному управляющему не позднее чем через месяц после получения от него уведомления. Окончательные результаты проведения процедуры внешнего управления имуществом должника определяются арбитражным судом.

Если цель внешнего управления имуществом должника достигнута и платежеспособность ИП восстановлена или если арбитражный управляющий убедится в том, что достижение этой цели невозможно, он должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о завершении этой реорганизационной процедуры. Арбитражный суд, рассмотрев такое заявление, в зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом должника и характера заявления арбитражного управляющего вправе либо принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, либо внести определение о завершении внешнего управления и прекращении производства по делу. Если установленный Законом предельный срок (18 месяцев) не истек, арбитражный суд вправе также вынести определение  о продолжении внешнего управления имуществом должника в пределах этого срока. В этом случае может быть назначен новый арбитражный управляющий.

2  Упрощенные процедуры банкротства.

Ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства. Причины и способы ликвидации юридического лица определяются ст. 61 ГК РФ.

Ликвидационная комиссия, созданная высшим органом управления юридического лица (при добровольной ликвидации) или назначенная судом (при ликвидации по решению суда) в первую очередь публикует сообщение о ликвидации юридического лица. Вопрос о недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов может быть решен лишь после составления промежуточного ликвидационного баланса. Только такой баланс является документом, который позволит аргументированно сделать вывод о стоимости имущества ликвидируемого юридического лица. В свою очередь, составление промежуточного ликвидационного баланса возможно после консолидации и инвентаризации всего имущества должника.

В состав имущества входят и права требования к другим лицам. Только после предъявления всех требований кредиторов к должнику (на что им предоставлено п. 1 ст. 63 ГК РФ не менее двух месяцев) и надлежащей проверки их обоснованности ликвидационной комиссией, возможно установить соотношение суммы долга и стоимости имущества юридического лица. Без проведения предписанных ст. 63 ГК РФ действий нет законных оснований говорить о недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов. Составленный ликвидационной комиссией промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению высшим органом управления юридического лица (общим собранием участников).

Даже если данные промежуточного ликвидационного баланса свидетельствуют о недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов до утверждения ликвидационного баланса высшим органом юридического лица, ликвидационная комиссия не вправе делать соответствующие выводы и тем более обращаться с заявлением в арбитражный суд. Специальные законы, регулирующие деятельность отдельных видов юридических лиц, созданных в форме акционерных обществ, производственных кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью, государственных и муниципальных унитарных предприятий, устанавливают порядок их ликвидации, соответствующий тому, что определен в ст. 63 ГК РФ.

Только высший орган управления юридического лица или собственник имущества унитарного предприятия компетентен принимать решение о ликвидации юридического лица любым способом (самостоятельно либо через конкурсное производство). Думается, что положения ст. 224 не улучшают положение кредиторов и не гарантируют удовлетворение их требований, поскольку при введении конкурсного производства юридическое лицо - должник несет дополнительные расходы на оплату судебных издержек и деятельности конкурсного управляющего. Эти расходы снижают размер удовлетворения требований кредиторов, что не отвечает их интересам. Порядок подачи заявления о признании должника банкротом исполнительным органом юридического лица во исполнение решения его высшего органа управления или собственника имущества унитарного предприятия, установлен ст. 37 Закона.

В гл. VII Закона прямо не регулируется ликвидация юридического лица, но конкурсное производство завершается именно ликвидацией юридического лица - должника, если кредиторы не предложат заключить мировое соглашение с должником или не ходатайствуют о введении внешнего управления. В случаях, которые регулируются статьями гл. XI Закона, конкурсное производство не может быть прекращено мировым соглашением или введением внешнего управления. В этом и заключаются особенности банкротства юридического лица, которое подлежит ликвидации по решению высшего органа управления этого юридического лица или собственника имущества унитарного предприятия. Глава VII Закона регулирует конкурсное производство и применяется к порядку ликвидации юридического лица, кроме тех статей, которые предусматривают возможность заключения мирового соглашения или перехода к внешнему управлению.

Сокращенный срок предъявления требований кредиторов (п. 1 ст. 142 Закона устанавливает два месяца для предъявления требований), видимо, оправдан тем, что у кредиторов было не менее двух месяцев для предъявления требований после опубликования данных о ликвидации до выявления недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Правовая эффективность ст. 226 невелика. Во-первых, отказ в регистрации ликвидации юридического лица больше неудобств доставит кредиторам, а не самому юридическому лицу, так как их требования останутся непогашенными три года (общий срок исковой давности ст. 196 ГК РФ). Во-вторых, ничто не мешает кредиторам и должнику заключить мировое соглашение до принятия решения о ликвидации юридического лица и после его исполнения принять решение о ликвидации уже в отсутствие требований кредиторов. В-третьих, отказ в регистрации ликвидации юридического лица создает ситуацию, усложняющую гражданский оборот, так как фактически прекратившие свое существование юридические лица будут существовать юридически и вводить в заблуждение других участников гражданского оборота.

Возможность применения нормы о субсидиарной ответственности указанных лиц прямо исключается п. 1 ст. 226. Если юридическое лицо не считается ликвидированным, то и возложить ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов на учредителей и исполнительный орган юридического лица или собственника имущества унитарного предприятия невозможно: согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица (за несколькими исключениями) несут самостоятельную имущественную ответственность. Только в полных товариществах (п. 1 ст. 69 ГК РФ) и в обществах с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 95 ГК РФ) участники юридических лиц несут субсидиарную ответственность по их долгам. Для субъектов остальных организационно-правовых форм коммерческих организаций предусмотрена ответственность участников по долгам юридического лица только в пределах неоплаченной доли участия или части вклада (пая) участника (п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 96, п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 116 ГК РФ). Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц не устанавливают ответственности участников по долгам этих юридических лиц, кроме ассоциаций (союзов), участники которых несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (п. 4 ст. 121 ГК РФ) и учреждений, собственники имущества которых субсидиарно отвечают по обязательствам учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Только уставы юридических лиц, правила ст. 56 ГК РФ и специальные законы, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц (ст. 3 Закона об АО; ст. 3 Закона об ООО; ст. 7 Закона об унитарных предприятиях) предусматривают случаи, когда ответственность юридического лица по обязательствам может быть возложена на его участников. Таким случаем является несостоятельность юридического лица, если она была вызвана действиями участников. Невозможность удовлетворить все требования кредиторов по причине недостаточности имущества не является основанием для привлечения к ответственности учредителей юридического лица по неисполненным обязательствам.

Вопрос, от ответа на который зависит применение упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, это вопрос о том, можно ли считать должника фактически прекратившим свою деятельность. Видимо, "фактическое прекращение деятельности", что бы законодатель не вкладывал в это понятие, нельзя применять к должнику - физическому лицу. Исключить участие в гражданском обороте лица, живущего в обществе, просто невозможно. Для физического лица - должника основным критерием следует считать наличие долгов и отсутствие самого должника, который скрывается от кредиторов. Для юридического лица наоборот, фактическое прекращение деятельности - определяющее основание для применения упрощенной процедуры банкротства.

Сложность составляет точное определение понятия "фактическое прекращение своей деятельности". Применительно к юридическому лицу под ним целесообразно подразумевать прекращение основной уставной деятельности и отсутствие любых действий со стороны юридического лица по восстановлению возможности вести уставную деятельность (например, получение, восстановление лицензии на лицензируемый вид деятельности; оспаривание в суде сделки или нескольких сделок; истребование из чужого незаконного владения своего имущества и т.п.).

Вторым обязательным условием возбуждения упрощенной процедуры банкротства является исчезновение лица, исполняющего функции исполнительного органа, или его отсутствие по установленному в уставе месту регистрации юридического лица при невозможности определить место нахождения исполнительного органа. В дополнение к названным обстоятельствам необходимо, чтобы у должника отсутствовало имущество для признания отсутствующего должника банкротом в упрощенном порядке.

Круг лиц, уполномоченных Законом на инициирование упрощенной процедуры банкротства, уменьшен по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. (см. ст. 177). Теперь только конкурсные кредиторы и уполномоченный орган (исключены прокурор и налоговые органы) вправе подать заявление о признании банкротом отсутствующего должника.

П. 2 ст. 227 лишает уполномоченный орган возможности реализовать предоставленное п. 1 ст. 227 право на инициирование упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника. Если у отсутствующего должника имеется какое-то имущество, то оно должно быть использовано на удовлетворение требований кредиторов, а не на оплату действий конкурсного управляющего в ущерб интересам кредиторов. Если конкурсные кредиторы считают целесообразным оплачивать конкурсное производство, то настоящий пункт им это позволяет.

Сокращенный срок рассмотрения заявлений кредиторов о признании должника несостоятельным (банкротом) (ст. 51 Закона) и об открытии конкурсного производства предполагает отсутствие у должника имущества. Основной целью упрощенной процедуры банкротства, судя по содержанию норм §_ 2, следует признать ликвидацию юридического лица, которое фактически не существует, но продолжает числиться в едином реестре юридических лиц. Положения п. 1 продлевают срок рассмотрения арбитражным судом заявлений о признании должника банкротом с двух недель, предусмотренных ст. 178 Закона о банкротстве 1998 г., до одного месяца.

Упрощенная процедура не предполагает опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Отсутствие имущества должника сводит этот вопрос к индивидуальному оповещению, что существенно нарушает права кредиторов. Одно дело - упрощенный порядок принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (независимо от размера кредиторской задолженности) и другое - оповещение кредиторов. При таком положении ни один кредитор не застрахован от недобросовестного поведения конкурсного управляющего.

В ситуации с отсутствующим должником для кредиторов имеет значение уже не столько удовлетворение их требований, сколько надлежащее оформление невозможности взыскания долгов для отнесения их на убытки. Правильное оформление требований для всех кредиторов имеет огромное значение, поэтому упрощение процедуры оповещения об открытии конкурсного производства очевидно ущемляет права тех кредиторов, которые не известны конкурсному управляющему. В отношении оповещения конкурсных кредиторов суд не контролирует конкурсного управляющего. Думается, что положения п. 2 об упрощенной процедуре извещения конкурсных кредиторов не отвечают целям и задачам как Закона, так и гражданского оборота.

Формулировка п. 3 ст. 227 представляется неудачной, содержащей противоречие со ст. 227 Закона. Одним из необходимых условий возбуждения упрощенной процедуры банкротства является невозможность определения места нахождения лица, исполняющего функции исполнительного органа юридического лица - должника. Данное обстоятельство создает ситуацию отсутствующего должника и позволяет применить упрощенную процедуру банкротства. Назначению конкурсного производства и действиям конкурсного управляющего не препятствует отсутствие лица, выполняющего функции исполнительного органа. Как только осуществляется переход к обычным процедурам банкротства, возникает вопрос, как можно назначить наблюдение, финансовое оздоровление в отсутствие исполнительного органа.

Единоличное рассмотрение дела можно отнести еще к одной особенности упрощенной процедуры банкротства. Согласно ст. 32 Закона и ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено Законом. Настоящий пункт как раз и предусматривает иное, как особенность упрощенной процедуры банкротства.

Статья ст. 229 применяется в случае, если у должника (юридического или физического лица) выявлено имущество. В отсутствие имущества речь идет только о документальном оформлении ликвидации юридического лица - должника.

3. Порядок расчета чистых активов.

Величина чистых активов определяется в соответствии с Порядком и приводится в справке к форме №3 «Отчет об изменениях капитала». Согласно пунктам 1-4 Порядка [21] величина чистых активов рассчитывается по формуле:

,

где  – принимаемые в расчет активы и пассивы соответственно;

 – итог баланса;

 – собственные акции, выкупленные у акционеров;

 – задолженность учредителей по вкладам в уставной капитал;

 – долгосрочные обязательства;

 – краткосрочные обязательства;

 – доходы будущих периодов;

Таким образом, стоимость чистых активов определяется вычитанием из стоимости активов суммы обязательств. При этом из расчета исключаются активы, которые реально не участвуют в деятельности организации – собственные акции, выкупленные у акционеров, и задолженность учредителей. Из суммы заемного капитала исключаются доходы будущих периодов, поскольку они не являются долгами организации. Исходя из этого расчета, чистые активы – это имеющиеся в наличии у организации имущество, приобретенное за счет собственного капитала. В противном случае уставный капитала не полностью обеспечен имуществом организации и не может гарантировать соблюдение интересов ее кредитов. Уменьшение величины чистых активов является следствием убытков.

 

Практическая часть

Задание 3.

На основании исходных данных по предприятию сформировать реестр требований кредиторов и окончательный ликвидационный баланс.

Исходные данные по предприятию.

20 марта 2004 г. Арбитражный суд принял решение о ликвидации ЗАО «БАНКРОТ».

После открытия конкурсного производства ликвидационной комиссией были произведены инвентаризация и переоценка имущества и был сформирован промежуточный ликвидационный баланс, представленный в таблице 5.

Таблица 1.

Промежуточный ликвидационный баланс

АКТИВ

Код показателя

Сумма,         тыс. руб.

1

2

3

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

Нематериальные активы

110

Основные средства

120

500

Незавершенное строительство

130

Доходные вложения в материальные ценности

135

Долгосрочные финансовые вложения

140

Отложенные налоговые активы

145

Прочие внеоборотные активы

150

ИТОГО по разделу I

190

500

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

Запасы

210

660

в том числе:

 

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

 

60

животные на выращивании и откорме

 

затраты в незавершенном производстве

 

готовая продукция и товары для перепродажи

 

600

товары отгруженные

 

расходы будущих периодов

 

прочие запасы и затраты

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

10

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

в том числе покупатели и заказчики

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

200

в том числе покупатели и заказчики

 

Краткосрочные финансовые вложения

250

70

Денежные средства

260

57

Прочие оборотные активы

270

ИТОГО по разделу II

290

997

БАЛАНС

300

1497

 

 

ПАССИВ

Код показателя

1

2

3

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

Уставный капитал

410

50

Собственные акции, выкупленные у акционеров

 

Добавочный капитал

420

Резервный капитал

430

в том числе:

 

резервы, образованные в соответствии с законодательством

 

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

(150)

ИТОГО по разделу III

490

(100)

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

Займы и кредиты

510

Отложенные налоговые обязательства

515

Прочие долгосрочные обязательства

520

ИТОГО по разделу IV

590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

Займы и кредиты

610

190

Кредиторская задолженность

620

1340

в том числе:

 

Поставщики и подрядчики

 

760

задолженность перед персоналом организации

 

300

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

 

100

задолженность по налогам и сборам

 

180

прочие кредиторы

 

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

630

Доходы будущих периодов

640

Резервы предстоящих расходов

650

Прочие краткосрочные обязательства

660

67

ИТОГО по разделу V

690

1597

БАЛАНС

700

1497

При подготовке реестра требований кредиторов и окончательного ликвидационного баланса следует учесть:

1.                краткосрочный кредит банка в сумме 50 тыс. руб. обеспечен залогом имущества. Это имущество было реализовано за полную сумму залога.

2.                задолженность по налогам и сборам включает пени и штрафы в сумме 5 тыс. руб.

3.                задолженность перед государственными внебюджетными фондами включает пени и штрафы в сумме 3 тыс. руб.

4.                Начислено вознаграждение арбитражному управляющему в сумме 10 тыс. руб.

5.                Сумма амортизации основных средств составляет 100 тыс. руб.

6.                Основные средства реализованы за 450 тыс. руб. (включая НДС 18%)

7.                Материалы реализованы за 59 тыс. руб. (включая НДС 18%)

8.                Готовая продукция реализована за 400 тыс. руб. (включая НДС 18%)

9.                Краткосрочные финансовые вложения взысканы в полном объеме

10.           Краткосрочная дебиторская задолженность не взыскана.

Сформировать реестр требований кредиторов по форме, данной в приложении 2.

Чтобы подготовить окончательный ликвидационный баланс, необходимо реализовать имущество, товарно-материальные запасы, рассчитать налоги, возникшие при реализации имущества и ТМЦ, рассчитаться с кредиторами в порядке очередности, погасить задолженности, которые невозможно удовлетворить из-за недостатка денежных средств. Все операции записать в «Ведомость хозяйственных операций» согласно приложению 1.

Список литературы