Содержание

Введение.......................................................................................................... 2

1. Международная торговля: теоретические основы, структура.......... 3

1.1. Теоретические основы международной торговли.................................................. 3

1.2. Структура мировой торговли......................................................................................... 8

2. Практическая часть................................................................................ 11

Задание 1....................................................................................................... 11

Задание 2....................................................................................................... 12

Задание 3....................................................................................................... 14

Задание 4....................................................................................................... 15

Задание 5....................................................................................................... 16

Задание 6....................................................................................................... 17

Заключение.................................................................................................. 18

Список литературы..................................................................................... 21

Введение

Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное развитие мирохозяйственных связей. Его суть в том, что движение к экономической независимости и укреплению отдельных национальных хозяйств в современных условиях ведет неизбежно к все возрастающей интернационализации хозяйственной жизни, повышению степени открытости национальных экономик и усилению их взаимозависимости на основе дальнейшего углубления международного разделения труда.

На современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства. Вследствие этого, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена. На практике внешнеторговая политика государств отличается известным разнообразием, сочетая в себе элементы протекционизма и либерализма.

Целью работы является представление мировой торговли:

1.     понятие и структура мировой торговли.

2.     Описать анализ и оценка международной торговли

1. Международная торговля: теоретические основы, структура

1.1. Теоретические основы международной торговли

Основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII - начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

При анализе направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: 1). экономические ресурсы (природные, трудовые и др.) - распределены между странами неравномерно. 2). эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. При этом важно, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем.

Впоследствии Джон Стюарт Милль в своем труде «Основания политической экономии» (1848 г.) дал пояснения, по какой цене осуществляется обмен. Согласно его теории цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта. Теория международной стоимости показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.

Свой вклад в развитие теории классиков зарубежной политэкономии внес Готфрид Хаберлер, который конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда.

Современные представления о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков, базируются на работах шведских ученых-экономистов Эли Хекшера и Бертиль Олина, давших объяснение сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна в отношении определенных продуктов, на уровне обеспеченности факторами производства. Они выдвинули теорему «выравнивания цен на факторы производства». Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются разной нацеленностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех ил» иных товарах.

В середине XX столетия (1948 г.) американские экономисты П. Самуэль-сон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера -Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях В. Столпера и П. Самуэльсона, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера и Б. Олина, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста русского происхождения В. Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера - Олина, В. Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала, т. е. американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Что противоречило существовавшим ранее представлениям об экономике США. По распространенному мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшера - Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары. Получив широкий резонанс, «парадокс Леонтьева» определил дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ.

Следует отметить и широкое распространение в западных исследованиях проблем международной торговли и теории внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Сторонники концепции жизненного цикла товара считают, что на основе этапов такого цикла могут быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (4 или 5, по мнению разных специалистов). Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла. В своей доктрине Р. Верной, Ч. Кивдельбергер и Л. Уэльс обосновывают схему, по которой на этапе внедрения после выявления потребности в продукции осуществляется разработка нововведения, организуется производство и налаживается сбыт нового товара Дугри страны, начинается его экспорт. На этапе роста, помимо увеличения подьема продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны нововведения, усиливается конкуренция, проявляется тенденция повышения капиталоемкости производства, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах. На завершающей стадии некоторые конкуренты начинают снижать цены. На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка прежде всего в стране нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой политики, достигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийному производству, вовлекаются менее квалифицированные ресурсы труда. Наконец, этап упадка, который с международных позиций характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Эта теория как бы закрепляет международные технологические преимущества высокоразвитых стран. В последних трактовках международного преломления теории ЖЦТ в качестве варианта жизненного цикла рассматриваются нововведения, не только ориентированные на обеспеченного потребителя, но и связанные с экономией некоторых видов естественных ресурсов (земли, сырья и топлива).

Среди основных проблем теорий внешней торговли находится совмещение Интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с тем, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами в конкретных отраслях.

Свою версию этого выдвинул американский экономист М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул конценцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов: 1) факторных условий; 2) условий спроса; 3) состояния обслуживающих и близких отраслей; 4) стратегии фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг.

В последнее время большинство исследователей, принимая исходные положения классической теории и некоторые основные дополнения к ним, стремятся приспособить свои концепции к практике. Так, английский ученый-экономист Керне развивает гипотезу «конкурирующих групп», полагая, что та или иная организация работников, в частности профсоюзы, создают препятствия для перехода рабочих в другие отрасли и производства, что особенно касается экспортных отраслей. Цена товара в этих условиях не может находиться в соответствии с фактическими затратами труда, рабочим временем. Структура торговли при этом будет отклоняться от складывающейся по принципу сравнительных издержек, так как из-за наличия «конкурирующих групп» уровень заработной платы одной отрасли отличается от другой. Решающее слово, таким образом, остается за соотношением спроса и предложения.

В свое время известный исследователь, экономист-международник А. Маршалл выделял роль предложения. Так, международный спрос на товары данной страны значительно расширяется, если в целом страна предложит свои товары на условиях, более благоприятных для покупателей, и наоборот -когда она будет навязывать условия, выгодные ей -самой. В соответствии с этим А. Маршалл ввел в теорию международной торговли кривую взаимного спроса и предложения как показатель оптимальных условий внешнеторгового обмена.

В современных теоретических разработках проблем международной торговли усиливается акцент на необходимость проведения анализа микроэкономики, уровня фирм, предприятий. Это определяется значительным ростом объемов и повышением роли международного внутрифирменного обмена. По данным некоторых публикаций, на внутрифирменные международные поставки приходится до 70% всей мировой торговли, 80-90% продаж лицензий и патентов. Тем самым формулируется дополнительное обоснование преимуществ обмена между одинаково развитыми, ведущими странами, что отстаивает, в частности, С. Линдер.

1.2. Структура мировой торговли

Географическая структура международного обмена предоставляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Неравномерность динамики внешней торговли особенно отчетливо прослеживалась во второй половине текущего столетия, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. США постепенно утрачивали свое доминирующее положение в системе международного обмена. Итак, если в 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1995 г. - только менее 1/8.

Экспорт Германии, напротив, приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии, существенными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европa превращается в главный центр современной международной торговли. Совокупный экспорт этого региона почти в 4 раза превышает экспорт США.

Кроме того, в 80-е годы значительный рывок в сфере международного обмена сделала и Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в мире по вывозу машин и оборудования. Сейчас Япония значительно опережает все страны по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров. Одна треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится примерно на уровне 50-60 млрд. долларов в год.

Постепенное снижение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени было связано с падением конкурентоспособости американского производства. К концу 80-х гг. Япония стала выбираться в лидеры, в течение шести лет первенствуя по этому показателю. В середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире о конкурентоспособности, но за ними вплотную следуют Сингапур, Гонгконг, а также и Япония.

На фоне происходивших перемен практически постоянным на протяжении последних двух десятилетий оставалось распределение долевого участия различных групп стран в международном обмене.

Так, удельный вес промышленно развитых стран в мировом экспорте колебался в последние двадцать лет в пределах 70-76%, государств развивающегося мира - в интервале 20-24%, а бывших социалистических стран - не превышал 6-10%.

Небезынтересна также динамика международного обмена по отдельным товарным категориям. На протяжении последних десятилетий опережающими темпами развивалась торговля готовыми промышленными изделиями, а внутри этой группы - по нарастающей - обмен машинами и оборудованием, средствами связи, электро- и электронной техники, компьютерами, еще быстрее — торговля комплектующими, узлами к агрегатам, которые поставляются в рамках производственной кооперации, по каналам ТНК. Кроме того, в этот же период происходил форсированный рост международной торговли услугами (невидимый экспорт), доля которой в совокупной стоимости мирового вывоза в 1996 г. достигла примерно 20%.

Вследствие довольно заметных изменений в структуре промышленного производства проявились и сдвиги в товарной структуре международного обмена.

Согласно последним оценкам, в 1955-1994 гг. произошло резкое снижение в мировом экспорте удельного веса сельскохозяйственных товаров - с 34,9% до 11,9%, продукции добывающей промышленности - 23,2% до 13,6%.

Напротив, весьма существенно в мировом вывозе повысилась доля готовых изделий - с 40,9% в 1995 г. до 71,5% в 1994 г.

2. Практическая часть

Задание 1

1. На графике изображена кривая производственных возможностей.

а) Какая ситуация отражается в точках М, К, Н?

б) Как изменится вид кривой, если в производстве товара А и В будут иметь место серьезные технологические изменения?

Решение:

а) Точка М показывает, что экономика работает неэффективно.

Точка К показывает возможное количество производства товара А при некотором производстве товара В.

Точка Н является недопустимой или недостижимой.

б) Увеличение количества используемых ресурсов или применение передоввых технологий позволят производить больше товаров или услуг. Таким образом граница производственных возможностей сдвинется вправо. Точка Н может стать допустимой или достижимой.

Задание 2

 1. Дана функция спроса и предложения.

Qd = 70 - 0,4Р

Qs = -50 + 2Р

Определить:

а) равновесную цену (Ре),

б) равновесное количество (Qе) графически и аналитически.

Решение:

а) Равновесная цена:

Qd = Qs

70 - 0,4Р = -50 + 2Р

2,4Р = 120

Р = 120 / 2,4

Р = 50 у.ед

б) Равновесное количество:

Qd = 70 - 0,4Р

Qd = 70 - 0,4 * 50

Qd = 50 шт

 

2. Допустим, что предложение товара Х абсолютно неэластично. Если спрос на товар растет, то равновесная цена:

а) сохраняется, а равновесное количество увеличивается;

б) увеличивается, а равновесное количество сокращается;

в) увеличивается, а равновесное количество остается неизменным.

Поясните ответ.

Решение:

в) увеличивается, а равновесное количество остается неизменным.

Предположим, что величина предложения неизменна, как в случае поставки на рынок скоропортящейся рыбы, которую продадут независимо от того, сколько удастся за нее выручить. В данном случае мы имеем дело с крайним проявлением полного отсутствия реакции на изменение цены или с совершенно неэластичным предложением.

Кривая предложения в данном случае будет иметь вид вертикальной линии, т.е. количество предложения останется неизменным, а увеличение спроса приведет к росту цены, что отображено на графике.

 

 

 

Задание 3

 Предположим, что потребитель имеет доход в 8 долл. Цена товара А равна 1 долл., а цена товара В - 0,5 долл. Какая из следующих комбинаций находится на бюджетной линии?

а)8Аи1В;           г)5Аи6В;

б)7Аи1В;           д)4Аи4В.

в)6Аи6В;           

Каков   экономический   смысл   линии бюджетного ограничения? Чем определяется ее наклон?

Решение:

Линия бюджетного ограничения - линия на графике, изображающем предпочтения и возможности потребителя, покупателя приобрести тот или иной количественный набор из двух товаров. Точки на данной линии характеризуют предельные возможности, обусловленные ограниченностью денежных средств покупателя, его бюджетом.

На бюджетной линии находится комбинация (г) 5Аи6В:

5 * 1 + 6 * 0,5 = 8 долл.

Задание 4

 На основании данных таблицы рассчитайте для каждого объема производства постоянные, переменные, средние и предельные издержки.

Решение оформить в виде таблицы.

Решение:

Выпуск продукции (шт) q

Общие издержки ТС

Постоянные издержки FC

Переменные издержки VC

Предельные издержки МС

Средние издержки АС

0

40

40

0

40

20

40

50

60

Бесконеч

1

80

40

40

80

2

100

40

60

50

3

140

40

100

47

4

190

40

150

48

5

250

40

210

50

FC = TC при q = 0

VC = TC – FC

MC = TCn – TCn-1

AC = TC / q

Задание 5

 Ниже изображены три графика (а, б, в).

                                       

Вам необходимо, проанализировав каждый из представленных графиков, определить:

а)   объем   производства,   максимизирующий   прибыль   или минимизирующий убытки;

б) величину прибыли или убытков;

в) какой вид прибыли имеет фирма.

Изобразить на графиках.

Фирма - совершенный конкурент. Период краткосрочный.

Задание 6

 Трансакционный спрос на деньги составляет 400 млрд. долл. Спрос на деньги со стороны активов показан в таблице:

Предложение денег составляет 510 млрд. долл. Определить:

а) Общий объем спроса на деньги для всех значений %;

б) Равновесную ставку процента.

Решение:

Заключение

Торговля — одна из самых отсталых отраслей по уровню механизации труда. Особенно больших затрат труда требуют погрузочно-разгрузочные и складские работы, которые связаны с привлечением большого числа рабочих и вызывают простои транспорта. Многие операции (фасовка, внутримагазинное перемещение товаров и т. д.) выполняются вручную и на розничных торговых предприятиях.

Исключительно быстро развиваются новые формы международной торговли и, прежде всего, рынок услуг, на долю которого приходится до тридцати процентов всего объема мирохозяйственных связей.

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой — те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в» импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой.

Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России).

Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики: отказа от стоимостных в пользу более гибких, но гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совершенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхования, расширение послепродажного обслуживания, информационной обеспеченности потенциальных покупателей.

Благоприятная ценовая конъюнктура и повышение спроса на российские товары на внешних рынках позволили расширить экспорт и резко увеличить его стоимостные объемы. Главным фактором роста экспорта в первой половине 2003 г. являлись высокие контрактные цены на основные сырьевые товары российского экспорта. Вместе с тем продолжался процесс наращивания физических объемов вывоза товаров на внешние рынки (особенно энергоресурсов, химической продукции, лесоматериалов). По итогам первого полугодия 2003 г. относительно аналогичного периода 2002 г. экспорт возрос на 29,8% – до 62,0 млрд. долл. (в январе-июне 2002 г. отмечалось его снижение на 7,7%). По расчетам на основе данных ежемесячной оперативной статистики, в январе-июне 2003 г. относительно января-июня 2002 г. экспортные контрактные цены в среднем возросли примерно на 24%, прирост физических объемов экспорта составил около 7%.

Прирост импорта в первой половине 2003 г. по-прежнему определялся повышением спроса на товары зарубежного производства, связанным с ростом экономики и увеличением доходов населения. По итогам первого полугодия 2003 г. относительно соответствующего периода 2002 г. импорт возрос на 22,8% – до 33,3 млрд. долларов. Темпы роста импорта были значительно выше, чем в первом полугодии 2002 г., когда он увеличился на 8,9%. Рост импорта в первом полугодии 2003 г. происходил главным образом за счет повышения контрактных цен на ввозимые в страну товары. Физические объемы импорта возросли незначительно.

Активное сальдо торгового баланса в первом полугодии 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. увеличилось почти в 1,4 раза – до 28,7 млрд. долларов (в январе-июне 2002 г. оно составило 20,6 млрд. долл.).

Внешняя торговля России в 2003 г формировалась под влиянием благоприятной конъюнктуры на основные экспортные товары, укрепления реального курса рубля по отношению к доллару, роста внутреннего платежеспособного спроса.

В итоге товарооборот в 2003 г составил около 186 млрд. долл. и вырос на 22%. При этом экспорт товаров возрастал опережающими темпами и достиг 130,5 млрд. долл., увеличившись почти на 22,3 %. Импорт расширился на 20,1 % и составил почти 55,5 млрд. долл. Таким образом, активное торговое сальдо оставалось значительным.

Серьезным препятствием к увеличению российского экспорта является ограничение доступа наших товаров на иностранные рынки. В настоящее время для российских товаров существует около 90 видов ограничительных мер, что наносит ущерб отечественным экспортерам в размере 2,5 млрд. долл.

Список литературы

1.      Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.псобие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»,2000. – 369с.

2.      Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, издательство «Дело и сервис»,2000. – 420с.

3.      Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 354с.

4.      Балацкий Е. Эффективность внешнеторговых операций: тарифы и валютное равновесие. // МЭ и МО, 2001. №9.

5.      Борисов А. Новый уровень российско-французских торгово-экономических связей. // Внешняя торговля. –2000. –№4.

6.      Брагина Е.А. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации //Мировая экономика и международный бизнес. 1998. №6.

7.      Бушин Б. Российско-германские деловые связи. // Внешняя торговля. –2000. –№1-2.

8.      Вардомский Л. Региональные приоритеты зарубежных стран в России. // Внешняя торговля. – 2001. –№4.

9.      Виленский Л. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех. - 2000. - № 2.

10. Внешняя торговля РФ в 2001-2002 годах. – http://respublikaidei.ru/articles/html/article866.html

11. Госкомстат РФ. Свердловский областной комитет гос. статистики. Свердловская область в 1998-2002г.

12. Госкомстат России. Россия в цифрах. Официальное издание 2003

13. Госкомстат России. Россия в цифрах. Официальное издание 2003

14. Госкомстат России. Состояние малого предпринимательства в субъектах РФ // Наука и промышленность России - 2001 г. - №7

15. Госкомстат РФ. Свердловский областной комитет гос. статистики. Свердловская область в 1998-2002г.

16. Загашвили В. Динамика и структура мировой торговли. // МЭ и МО, 2001. №8.

17. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. – М.: Междунар. отношения, 2000. – 416с.

18. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1998.-

19. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Учебник. В 2-х тт. Т.2. – М.,1992.

20. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е.Рыбалкина. – М.: Журнал «Внешнеэкономический бюллетень», Дипломатическая Академия при МИД  РФ, 2000. – 397с.

21. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, издательство «Дело и сервис»,2001. – 461с.

22. Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6.

23. Павлюк Н. Работодателей много, а дел-то нет. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 4.

24. Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6.

25. Фишер С. и др. Экономика: Учебник. - М.,1993.

26. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2000. – 446с.

27. Холопов А. Теория международной торговли. // МЭ и МО, 2002. №№ 9-12.