Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Сущность расходов по продаже товаров и задачи их учета............... 5

1.1. Сущность расходов по продаже товаров и их отличие от издержек производства.................................................................................................. 5

1.2. Нормативное регулирование состава и учета расходов по продаже товаров........................................................................................................................ 13

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования........... 21

2. Бухгалтерский учет расходов по продаже товаров............................ 23

2.1. Синтетический и аналитический учет расходов по продаже товаров и их влияние на достоверность учетной информации......................... 23

2.2. Отчетность о расходах по продаже товаров, как один из важнейших источников информации........................................................................... 28

2.3.Автоматизация учета расходов по продаже товаров.................... 36

Заключение.................................................................................................. 42

Список использованных источников....................................................... 44

Введение

Формирование расходов является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия охваченного системой управленческого финансового учета.

Именно от его тщательного изучения и успешного практического применения будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, исчисление национального дохода в масштабах страны, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Учёт коммерческих расходов занимает доминирующее место в общей системе бухгалтерского учета. В условиях самостоятельного планирования самими предприятиями номенклатуры продукции и свободных (рыночных) цен, применения действующей системы налогообложения возрастает значимость методически обоснованного учета коммерческих расходов

Также необходимо отметить, что в соответствии с действующим налоговым законодательством для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Это означает, что в налоговом законодательстве предусмотрен режим ограничения отдельных видов затрат и это ограничение реализуется посредством корректировки учтенных на счетах бухгалтерского учета соответствующих затрат при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Объектом исследования является торговая организация ООО «Росинмаркет-А».

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение учета расходов по продаже товаров в потребительской кооперации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

– рассмотреть сущность расходов по продаже товаров и задачи их учета

– ознакомиться с нормативным регулированием состава и учета расходов по продаже товаров

– дать краткую экономическую характеристику объекта исследования

– изучить бухгалтерский учет расходов по продаже товаров

– разработать автоматизацию учета расходов по продаже товаров на данном предприятии.

1. Сущность расходов по продаже товаров и задачи их учета

1.1. Сущность расходов по продаже товаров и их отличие от издержек производства

Деятельность торгового предприятия связана с затратами трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

«Затраты по доведению товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме, называются издержками обращения».

«Издержки - это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности» (3 с 202).

Одним из главных видов деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и организаций. Состав издержек регламентируется «Налоговым кодексом Российской Федерации часть вторая от 01.01.2002 № 117-ФЗ, Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33п «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99» (1 с 156).

Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия. Затраты предприятия - это понятие белее широкое чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку товаров, текущие издержки по организации процессов товарного обращения и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли.

В соответствии с действующими нормативными положениями многие торговые расходы не отражаются на издержках обращения. К нам относятся расходы и убытки по таре, связанные с бесхозяйственностью и другими недостатками: товарные потери сверх установленных норм, повышенные проценты и другие. Они относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или списываются за счет других источников. Общую сумму торговых расходов в зарубежной учетно-аналитической практике называют экономическими издержками обращения.

С точки зрения управления издержками важно знать их классификацию по  следующим  основным признакам:

1.                 По видам затрат.

2.                 По степени зависимости от изменения объема товарооборота.

3.                 По степени целесообразности понесенных затрат

4.                 По способу отнесения на конкретные результаты деятельности и другим признакам.

5.                 По участию в образовании стоимости.

По видам затрат издержки обращения подразделяются: оплата труда работникам; оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, связи, коммунальных услуг); материальное потребление (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топливо, электроэнергия); материальные потери (убыль и потери товаров); другие расходы (подготовка кадров, охрана труда, соц. страхование и др.).

В соответствии с классификацией по видам затрат разработаны номенклатура статей:

1.     Транспортные расходы.

2.     Расходы на оплату труда.

3.     Отчисления на социальные нужды.

4.     Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.

5.     Амортизация основных средств.

6.     Расходы на ремонт основных средств.

7.     Износ санитарной и специальной одежды, белья, столовых приборов, посуды, малоценных быстроизнашивающихся предметов.

8.     Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд.

9.     Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

10.Расходы на рекламу.

11.Расходы на оплату процентов за пользование займом.

12.Потери товаров и технологические отходы.

13.Расходы на тару.

14.Прочие расходы.

Перечень статей издержек обращения можно сокращать, расширять в пределах затрат, предусмотренных типовым «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции» (от 05.08.1992г).

Соотношение отдельных видов затрат к общим суммам обращения называются структурой издержек обращения. Состав издержек обращения определяется по видам затрат постатейно.

Статья «Транспортные расходы». На данную статью относятся оплата по погрузке, выгрузке и перевозке товаров наемным транспортом. Если доставка и погрузка-разгрузка осуществляется своим транспортом   и   работниками, то эти расходы включаются в соответствующие статьи издержек обращения (амортизация основных средств, расходы на оплату труда, прочие расходы).

В статью «Расходы на оплату труда» включаются: выплаты по заработной плате работником списочного и не списочного состава по действующим на предприятии формам и системам оплаты труда, выплаты стимулирующего и комплексного характера, а также выплаты за неотработанное время (оплата отпусков, льготных часов подростков, вынужденные прогулы и т.п.).

В статью «Отчисления на социальные нужды» включают отчисления во внебюджетные государственные фонды: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования. Выплаты производятся в процентах от расходов на оплату труда по ставкам, установленным законодательным органом.

В статью «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений,  помещений, оборудования и инвентаря включают: плату за текущую аренду торгово-складских зданий, построений и помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающуюся арендодателю: расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги; расходы на содержание в чистоте помещений, уборку территорий, вывоз мусора, стоимость предметов и средств ухода за помещениями; расходов на поверку и клеймение весов и других измерительных приборов, содержание и ремонт сигнализационных устройств.

По статье «Амортизация основных фондов» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленные исходя из их балансовой стоимости. С 1 января 1998 года предприятиям предоставлено право самостоятельно определять сроки предстоящего полезного использования основных средств и методы начисления амортизации.

Статья «Расход на ремонт основных средств» содержит расходы на проведение текущего и капитального ремонта основных средств, в том числе расходы на ремонт арендованных основных средств, если это предусмотрено договором аренды.

В статью «Износ санитарной и специальной одежды, белья, посуды, столовых приборов, других малоценных быстроизнашивающихся предметов» включаются затраты по использованию малоценных (стоимостью до 100 МРОТ) и быстроизнашивающихся (сроком службы менее года) предметов и инвентаря, а так же расходы на ремонт, стирку, дезинфекцию, починку столового белья, санитарной и специальной одежды и т.п.

На статью «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд, применяемую на предприятиях общественного питания» относят стоимость электроэнергии, газа, пара и других видов топлива, израсходованных на технологические и иные производственные нужды.

В статью «Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров» включают стоимость материалов, израсходованных на фасовку товаров, расходы на содержание холодильного оборудования, плату за услуги сторонних организаций по фасовке, упаковке, хранению товаров, другие расходы на создание условий для хранения товаров.

На статью «Расходы на рекламу» относят стоимость печатных рекламных изданий, рекламных мероприятий через средства массовой информации, расходы на наружную рекламу, на оформление витрин, выставок-продаж.

На статью «Затраты по оплате процентов за пользование займом» относятся: платежи по процентам за кредиты банков в пределах Учетной ставки Центрального Банка России; затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков, включая оформление долгового обязательства векселями, за приобретение товаров и других материальных ценностей.

На статью «Потери товаров и технологические отходы» относятся: потери продовольственных товаров при перевозках, хранении и продаже товаров в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Утвержденные нормы являются предельными. На эту статью относят также нормируемые отходы, неизбежные при подготовке и реализации продовольственных товаров.

В статью «Расходы на тару» включаются: суммы износа тары-оборудования; расходы на ремонт тары-оборудования, стоимость тары, списанной из-за естественного износа; расходы на очистку и обработку тары; другие расходы на тару.

«Прочие расходы» — комплексная статья, в которую включаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения; износ по нематериальным активам; оплата консультационных и аудиторских услуг; оплата почтовой и телефонной связи; командировочные и представительские расходы; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и бланков.

Расходы на подписку периодических изданий; другие расходы, подлежащие включению в состав издержек, но не относящиеся к ранее перечисленным статьям.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные. Практическая ценность такого деления состоит в следующем:

•         Оно способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли   на  основе  относительного  снижения   издержек  при  росте товарооборота.

•         Такая классификация позволяет определить окупаемость затрат.

•         Выделение постоянных затрат дает возможность  использовать метод маржинальной прибыли (валовый доход минус переменные затраты) для определения торговой надбавки.

Постоянные издержки обращения представляют собой виды затрат, которые в каждый данный момент не зависят непосредственно от величины и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисляемых в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. К ним относятся:

·          расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизация основных средств;

·          износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

·          расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;

·          ряд элементов по статье «Прочие расходы».

Переменными называются издержки обращения, величина которых находится в непосредственной зависимости от объема и структуры товарооборота. К данным издержкам относятся:

•         транспортные расходы;

•         расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

•         расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

•         расходы на рекламу; затраты по оплате процентов, потери товаров и технологические отходы;

•         расходы на тару;

•         расходы на оплату труда торгово-оперативного персонала;

•         ряд элементов затрат по статье «Прочие расходы».

Постоянные и переменные расходы составляют общую величину издержек обращения.

По степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки.

К полезным издержкам обращения относятся виды затрат, которые дают полезный результат; расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение товарооборота.

Бесполезными издержками обращения являются затраты, которые связаны с обслуживанием неиспользованной части трудовых, материальных и финансовых ресурсов торгового предприятия.

По способу отнесения на конкретные результаты деятельности издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки – это расходы, которые в основании документов можно отнести к определенной товарной группе без предварительных расчетов, затраты, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату деятельности предприятия. Например, потери конкретного товара от естественной убыли прямо относятся на результат его реализации.

Косвенные (распределительные) – это расходы, которые невозможно отнести к определенной товарной группе, вследствие чего их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов, они не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату деятельности предприятия, что связано с комплексностью их осуществления предприятием в целом или его структурным подразделением. Косвенные затраты разделяются на секции, отделы, службы предприятия, а так же между товарными группами пропорционально какому-либо показателю - торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.

Данный способ классификации издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе). Это необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продаж отдельных товаров и товарных групп.

По участию в образовании стоимости делятся:

Чистые издержки обращения – это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование этих издержек обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. (Расходы связанные с рекламой, денежным оборотом, ведение кассовых и бухгалтерских операций). Они возмещаются за счет цены торговой услуги – торговой надбавки.

Дополнительные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения (Расходы на транспортировку, хранение товаров, их фасовку, упаковку). Товар сохраняется, преобразуется, доводится до потребителя при одновременном увеличении его стоимости.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержек обращения, но существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек в общей их сумме, так как более быстрыми темпами возрастают расходы, направленные на совершенствование процесса обслуживания, т.е. возрастает доля чистых издержек в общей их сумме.

1.2. Нормативное регулирование состава и учета расходов по продаже товаров

В настоящее время, когда предприятия России переходят на рыночные отношения, вносятся большие изменения в бухгалтерский учет. Так, введен новый план счетов, методики бухгалтерского учета приближаются к мировым стандартам. Требования к бухгалтерскому учету более возросли, так как появились новые хозяйственные формирования и от качества учета в значительной мере зависят итоги деятельности предприятий.

В нормативных актах по бухгалтерскому учету расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признаются расходами организации выбытие активов:

- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов(основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и так далее);

- в связи с финансовыми вложениями (в уставные капиталы других организаций; приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью их продажи или перепродажи);

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента и другие.

Расходами организации, принимаемыми для целей налогообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные оправдательными документами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получения дохода.

Таким образом, понятие расходов различается в зависимости от того, используется оно для целей бухгалтерского учета или налогообложения.

Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ, услуг.

Часто в экономической литературе отождествляют понятия «затраты», «расходы», однако они имеют серьезные различия в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета расходы включают в себя убытки и затраты. Аналогичное определение  содержится в ПБУ 10/99 «Расходы организации». Согласно п. 2 этого ПБУ, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение  обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Иными словами, расходы можно трактовать как часть затрат, понесенных организацией  в связи с получением дохода.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

Основными нормативными документами, определяющими методологические основы учета расходов предприятия являются документы всех четырех уровней сложившейся в России системы законодательства по бухгалтерскому учету.

На первом уровне это: Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая; Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая, включая 25 Главу второй части НК; Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

В связи с реформированием учета в Российской Федерации, в частности с принятием гл.25 НК РФ и последующих рекомендаций по ее применению, организациям вменили вести помимо бухгалтерского налоговый учет.

Для целей бухгалтерского учета категории "расходы", "затраты" и "себестоимость" являются самостоятельными понятиями. Под затратами понимается общая сумма расходов организации за определенный период времени. Таким образом, разница в данных понятиях состоит в принадлежности их к определенному периоду. Себестоимость же продукции представляет собой часть стоимости этой продукции, включающую возмещение потребленных средств производства и заработную плату работающих, выраженную в денежной форме.

Выделим следующие основные принципы учета расходов для целей налогообложения:

-         обоснованность и документальная подтвержденность;

-         денежное выражение произведенных расходов;

-         затраты должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

-         правильное отнесение расходов к соответствующим отчетным периодам;

-         группировка затрат на производство.

В основу учета затрат для целей бухгалтерского учета положены следующие принципы:

-       неизменность принятой в учетной политике организации методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года;

-       денежное выражение затрат;

-       принадлежность затрат к определенному периоду, например, затраты на производство какого-либо вида продукции за месяц;

-       классификация затрат по статьям калькуляции и экономическим элементам;

-       прямое отнесение затрат на объекты учета и калькулирования;

-         формирование себестоимости выпускаемой продукции.

Таким образом, в зависимости от специализации производства расходы организации состоят в основном из затрат на освоение и использование в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. К другим затратам можно отнести, в частности, некоторые налоги и сборы.

В соответствии с НК РФ расходы организации подразделяются на:

– расходы, связанные с производством и реализацией;

– внереализационные расходы.

В свою очередь, расходы, связанные с производством и реализацией подразделяются на:

1) расходы, формирующие финансовый результат от основных видов деятельности;

2) расходы, формирующие отдельный финансовый результат, рассчитываемый отдельно от финансового результата по другим видам деятельности (например, расходы, связанные с деятельностью обслуживающих производств, и т.п.);

3) расходы, учитываемые в особом порядке (ст.253 НК РФ), - это расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР и на страхование.

Остальные расходы, связанные с производством и реализацией, учитываются в определенном порядке (ст.319 НК РФ) и включают в себя:

-       материальные расходы;

-       расходы на оплату труда;

-       суммы начисленной амортизации;

-       прочие расходы.

Данная классификация затрат схожа с классификацией по экономическим элементам, схож также и смысл группировки - объединение экономически однородного вида затрат.

В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты, не связанные с производством и реализацией, например:

-       расходы в виде процентов по долговым обязательствам;

-       расходы на содержание переданного по договору аренды имущества;

-       судебные расходы и пр.

На втором уровне находится Система национальных бухгалтерских стандартов — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). На данный момент принято 20 положений, которые регулируют принципы учета отдельных объектов (основных средств, материально-производственных запасов, имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте, договоров на капитальное строительство и др.), а также общие принципы учета и отчетности (составления учетной политики организации, нормирования расходов и доходов, условных фактов хозяйственной деятельности и т. д.).

Третий уровень — различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе, и отраслевую специфику различных организаций.

Четвертый уровень — внутренние рабочие документы организации, основным из которых является Положение об учетной политике организации.

 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. освещает такие важные аспекты: общие положения, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность, заключительные положения.

Основной нормативный акт по вопросу состава затрат (себестоимости), действующий в настоящее время — это Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В ПБУ10/99 «Расходы организации» впервые определено для целей бухгалтерского учете понятие «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования информации о расходах организации в бухгалтерском учете (можно сказать определяет, на счетах какой группы Плана счетов, подлежат отражению те или иные затраты предприятия), а также подразделяет все затраты по следующим направлениям (в соответствии с этим формируются данные, отражаемые в "отчете о прибылях и убытках":

- расходы по обычным видам деятельности;

- операционные расходы;

- внереализационные расходы;

- чрезвычайные расходы.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. К прочим  расходам также относятся чрезвычайные расходы.

Расходами по обычным видам деятельности организации являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами считаются также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ и услуг. В их состав подлежат включению затраты, связанные с инвестициями, если их производит организация в целях выпуска продукции. Однако в связи с тем, что по мере ввода в эксплуатацию объектов капитальных вложений превращаются в объекты основных средств, нематериальных активов, которые переносят свою стоимость в расходы по обычным видам деятельности посредством амортизационных отчислений, указанные затраты во избежание двойного счета в состав расходов по обычным видам деятельности не включаются.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

- расходы, связаннее с приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  и их продажи, а также продажи и перепродажи товаров и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Операционными расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- расходы, связанные с предоставлением плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств;

- расходы, связанные с оплатой услуг оказываемых кредитными организациями;

- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

- прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами считаются расходы:

-штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в этом году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- суммы уценки активов;

- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью и  т.п.

- прочие внереализационные расходы.

Чрезвычайными расходами являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийные бедствия, пожары и т.п.).

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

Общество с ограниченной ответственностью «Росинмаркет-А», одно из многочисленных торговых предприятий, создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Целью деятельности общества является получение прибыли.

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запре­щенные законом.

Основным видом деятельности является оптово-розничная торговля строительными материалами.

Предметом деятельности общества являются:

- торговая, торгово-закупочная, посредническая и коммерческая дея­тельность;

- маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов, управления;

- оказание услуг по организации сбыта, покупки и про­дажи, включая экспортно-импортные операции по заявкам российских и иностранных партнеров, различной продукции;

Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет расчетные счета в кредитных учреждениях, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на место нахождения общества.

Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной индивидуализации.

В собственности общества находится имущество (материальные ценности и финансовые ресурсы), учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество общества образуется за счет личных средств учредителей (участников), вложенных в Уставный капитал, из дополнительных взносов в имущество общества, спонсорских средств, доходов от торговой деятельности, краткосрочных кредитов, а также иных поступлений.

ООО «Росинмаркет-А» имеет два розничных магазина. Ассортимент, предлагаемый покупателям довольно разнообразен. Предпочтение отдается такому составу товарного ассортимента, который обеспечивает в течение длительного периода постоянное превышение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия.

Основными поставщиками товаров исследуемого предприятия являются такие предприятия, как ОАО «Завод керамических изделий», ОАО «Уралкерамика», ОАО «Кварц» г. Санкт-Петербург, ОАО «Сокол» г. Дедовск Московской области.

2. Бухгалтерский учет расходов по продаже товаров

2.1. Синтетический и аналитический учет расходов по продаже товаров и их влияние на достоверность учетной информации

В бухгалтерском учете ООО «Росинмаркет-А» к расходам на продажу относятся все фактические затраты по отгрузке и сбыту продукции, в том числе расходы, связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хранением, транспортировкой продукции до пункта, обусловленного договором; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках.

Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

Порядок учета расходов на тару и упаковку в ООО «Росинмаркет-А» зависит от того, где они производятся - на складе или в производственном цехе. Тара может быть покупной, а затаривание и упаковка продукции могут осуществляться работниками ООО «Росинмаркет-А» или сторонней организацией. Если изготовление тары, затаривание и упаковка осуществляются на складе готовой продукции, то все связанные с этим расходы учитываются непосредственно на счете 44 "Расходы на продажу". При отражении хозяйственных операций составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч.44    "Расходы на продажу", К-т сч.10 "Материалы" - на стоимость материалов, израсходованных на  изготовление тары и при упаковке.

К-т сч.23 "Вспомогательные производства" - на стоимость услуг вспомогательных цехов,

К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость услуг сторонних организаций,

К-т сч.69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - на отчисления по единому социальному налогу,

К-т сч.70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму оплаты труда, начисленную рабочим за изготовление тары  и  упаковку продукции.

Если производство тары и затаривание осуществляются в производственном цехе, выпускающем продукцию, то расходы, связанные с этим, учитываются на счете 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства" в корреспонденции с кредитом счетов 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др. Расходы цехов на тару и упаковку включаются в производственную себестоимость продукции, которая при оприходовании на склад отражается по дебету счета 43 "Готовая продукция" и кредиту счета 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства".

В процессе продажи продукции производятся погрузочные работы на складе ЗАО «Декра-Плюс», транспортировка на автомобильном транспорте до пункта назначения и склада покупателя, а также погрузочно-разгрузочные работы на станции отправления и назначения и на складе получателя. Все расходы на перечисленные работы согласно договору поставки распределяются между ООО «Росинмаркет-А»  и заказчиками

Расходы на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на предприятии обычно учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства". Составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч.23 "Вспомогательные производства"

К-т сч.10 "Материалы" - на стоимость упаковочных и других материалов,

                израсходованных при упаковке  и   погрузке   продукции  на

                транспорт,

    К-т сч.70  "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на оплату  труда,

               начисленную рабочим, занятым   погрузкой,   разгрузкой   и

               транспортировкой продукции,

    К-т сч.69  "Расчеты по социальному страхованию  и   обеспечению" - на

               отчисления по единому социальному налогу, производимые  от

               суммы начисленной оплаты труда,

    К-т сч.60  "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на     стоимость

               полученных от других организаций услуг,

    К-т сч.25  "Общепроизводственные расходы" – на долю общепроизвод-ственных расходов, относимых на сбыт продукции.

Выполненные транспортным цехом услуги оформляются актом приемки работ, подписываемым представителями цеха и отдела сбыта ЗАО «Декра-Плюс». На основе акта делается бухгалтерская запись:

Д-т сч.44 "Расходы на продажу"

К-т сч.23 "Вспомогательные производства".

Затраты, отраженные на счете 44 "Расходы на продажу", в ООО «Росинмаркет-А» списываются в дебет счета 90 "Продажи".

Учет расходов на продажу осуществляется в ведомости по аналитическим статьям. Ведомость заполняется на основе первичных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных, актов приемки выполненных работ и др.) и ведомостей распределения затрат по их направлениям.

Учет расчетов по отгруженной и установленной продукции ООО «Росинмаркет-А» с населению ведется не в обычном режиме налогообложения, в специальном – выручка облагается единым налогом на вмененный доход (ЕНВД).

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет большую часть налогов уплатой единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности:

налог на имущество;

ЕСН;

налог на прибыль;

НДС (кроме НДС при ввозе товаров в Россию).

Все остальные налоги и сборы ООО «Росинмаркет-А» платит в общем порядке. В том числе и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

При этом сумму единого налога ООО «Росинмаркет-А» уменьшает на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем наполовину.

Так как ООО «Росинмаркет-А» ведет учет по двум видам деятельности, следовательно, и учет доходов, расходов, имущества и задолженности по разным видам бизнеса – отдельно с целью правильного расчета налога по деятельности, не облагаемой ЕНВД.

Натуральный показатель - это показатель, от которого в наибольшей степени зависит величина дохода от того или иного бизнеса. Для ООО «Росинмаркет-А» – это торговое место.

Базовая доходность на единицу натурального показателя - это усредненный доход, который должна приносить за определенный промежуток времени единица натурального показателя, которая составляет 6000 руб. в месяц.

Количество единиц натурального показателя подсчитывается за каждый месяц квартала. Если в течение налогового периода произошло изменение натурального показателя, при исчислении суммы единого налога оно учитывается с начала того месяца, в котором изменение произошло.

Единый налог на вмененный доход ООО «Росинмаркет-А» уплачивает ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Начисление и уплату налога в бюджет ООО «Росинмаркет-А» в учете отражает следующим образом:

Дебет 99 субсчет "Прибыли и убытки", Кредит 68 субсчет "Расчеты по ЕНВД" – начислен единый налог на вмененный доход;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕНВД" Кредит 51 – перечислен в бюджет единый налог на вмененный доход.

Налоговый учет бухгалтерия ООО «Росинмаркет-А» организует таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным налоговым Кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных на бумажных носителях определены ООО «Росинмаркет-А» самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

К прямым расходам по производству продукции ООО «Росинмаркет-А» относятся:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

Итак, оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится ООО «Росинмаркет-А» на основании данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

При этом сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости.

Так как ООО «Росинмаркет-А» учитывает доходы по методу начисления, стоимость всех материалов, израсходованных на производство готовой продукции уменьшает налогооблагаемую прибыль ЗАО «Декра-Плюс», оплачены материалы или нет.

Если те или иные расходы фирмы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам (например, затраты на сертификацию, получение лицензий и т.д.), то они равномерно распределяются между ними.

Для подсчета стоимости готовой продукции на складе ООО «Росинмаркет-А» в налоговом учете, используются две величины: количество готовой продукции и сумма прямых расходов, приходящихся на эту продукцию. Косвенные расходы в налоговом учете полностью списываются на расходы текущего периода.

2.2. Отчетность о расходах по продаже товаров, как один из важнейших источников информации

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:

-         полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

-         полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

-         осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

-         правильная оценка статей баланса.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, который, как правило, совпадает с календарным (с 1 января по 31 декабря включительно). Отчетность должна содержать только информацию о фактах хозяйственной жизни, произошедших в указанный временной период, в связи с чем, необходимо разделить учетную информацию, относящуюся к разным отчетным периодам. Мероприятия, направленные на разделение учетной информации о фактах хозяйственной жизни, относящихся к разным отчетным периодам, называют процедурами закрытия отчетного периода. Последние могут быть классифицированы как учетные процедуры (например, уточнение начисленных расходов и доходов, отражение несогласованных счетов, реформирование баланса) и процедуры контроля (проведение инвентаризации, обработка первичных документов и др.). Следует различать учетные процедуры закрытия отчетного периода и закрывающие записи. Последние нужны для того, чтобы:

- увеличить (уменьшить) нераспределенную прибыль на сумму чистой прибыли (чистого убытка) за период;

- закрыть остатки по счетам, связанным с расчетом прибыли и дивидендов.

Примерный состав организационных вопросов, которые должны быть отражены в приказе об учетной политике, содержит ПБУ 1/98:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, чтобы в годовую отчетность была включена информация о фактах хозяйственной жизни, относящихся только к отчетному периоду, главный бухгалтер должен составить и утвердить процедуры закрытия отчетного периода. При разработке указанных процедур целесообразно определить перечень мероприятий, сроки их проведения, ответственных исполнителей, а также порядок внутреннего контроля и утверждения.

Обработка первичных документов. По завершении года первичные учетные документы, относящиеся к фактам хозяйственной жизни отчетного периода, должны быть отделены от документов, относящихся к следующим периодам. Такая группировка призвана снизить риски, связанные с неправильным определением бухгалтером принадлежности хозяйственных операций и соответствующих им записей по счетам бухгалтерского учета к тому или иному отчетному периоду.

Должен быть также разработан порядок подготовки первичных документов к передаче в архив. При этом должен осуществляться контроль за тем, чтобы в архив сдавались только обработанные документы.

Первичные документы, полученные в начале следующего года, подтверждающие хозяйственные операции отчетного периода, следует группировать (сшивать) вместе с документами отчетного периода.

С 1 января отчетного года целесообразно вводить новую нумерацию первичных документов, составляемых в организации, а также фиксировать последние номера документов, относящихся к отчетному периоду. Регистрация последних номеров первичных документов (счетов-фактур, накладных, актов и др.) имеет две основные задачи:

- проконтролировать, чтобы все документы были обработаны (сброшюрованы и на их основе сделаны соответствующие записи по счетам бухгалтерского учета);

- исключить возможность бесконтрольного вложения (изъятия) документов.

Проведение процедуры разделения первичных документов упрощается, если разработаны документооборот и технология обработки документов, в частности, утверждены сроки их обработки и прохождения.

Обработка учетных регистров. По окончании отчетного периода в учетные регистры должны быть внесены все санкционированные изменения (корректировки). К корректировкам, отражаемым заключительными оборотами декабря, относятся:

- отражение результатов инвентаризации, проведенной перед составлением отчетности;

- изменение сумм начислений при получении подтверждающих документов;

- использование резервов;

- использование прибыли отчетного года (реформирование баланса);

- отражение последствий событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности;

- исправление ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки.

Процедуры закрытия отчетного периода должны содержать сроки обработки учетных регистров на конец года с указанием ответственных исполнителей (чтобы все необходимые записи были полностью внесены до составления годового отчета), а также формы документов (справок), которыми должны оформляться отдельные учетные записи. Целесообразно обязать бухгалтера оформлять корректирующие записи при закрытии отчетного периода специальными справками, которые должны визироваться главным бухгалтером (контролером).

Главный бухгалтер должен следить за тем, чтобы в регистры вносились только санкционированные исправления. Поэтому записи, вносимые в учетные регистры в конце отчетного периода, должны быть проверены.

Также необходимо предотвратить утрату учетных регистров и внесение исправлений "задним числом", после закрытия счетов в отчетном периоде и составления бухгалтерской отчетности. Согласно п.3 ст.10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Для этого бухгалтер обязан сдавать учетные регистры в архив, доступ к регистрам прошлых периодов должен быть ограничен.

Проведение инвентаризации. Согласно п.2 ст.12 Закона РФ "О бухгалтерском учете" перед составлением годовой отчетности необходимо провести инвентаризацию.

Инвентаризация имущества позволяет достичь допустимый уровень соответствия между фактическим наличием ценностей и их оценкой, отраженной в бухгалтерском учете, а инвентаризация обязательств - предотвратить возникновение существенных расхождений между обязательствами, отраженными в учете, и обязательствами, вытекающими из фактически существующих договорных отношений с поставщиками и покупателями. Полного соответствия между фактическим наличием ценностей (обязательств) и данными бухгалтерского учета достичь невозможно, поскольку существуют ограничения как при отражении в учете хозяйственных операций, так и при проведении инвентаризации (погрешности, ошибки, невозможность сплошной проверки отдельных учетных объектов).

Оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства результаты инвентаризации по состоянию на конец отчетного периода могут служить доказательством достоверности отражения имущества и обязательств организации в бухгалтерской отчетности. Доказательства адекватности учетных данных, полученные при проведении инвентаризации, важны не только для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, но и, в отдельных случаях, для обоснования расчета налоговых обязательств.

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете. Это означает, что разницы, выявленные в результате инвентаризации, должны быть отражены бухгалтерскими записями отчетного периода.

Бухгалтер не имеет права определять источник покрытия инвентаризационных разниц, решение о списании недостачи на финансовый результат или ее взыскании с виновного лица принимает руководитель организации. Источники покрытия по каждому факту недостач должны быть установлены приказами за подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

Начисление доходов и расходов. С принятием Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) изменилась трактовка принципа начисления в российской учетной практике.

Указанные положения не связывают признание доходов и расходов с фактом выставления покупателям (поставщикам) расчетных документов. Доходы и расходы можно определять на основе расчета или экспертной оценки величины полученного дохода (фактического потребления), не дожидаясь получения первичных документов от покупателей (заказчиков) и поставщиков (подрядчиков) исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. До вступления в силу указанных положений по бухгалтерскому учету организации отражали доходы и расходы по мере предъявления (получения) расчетных документов в сумме, на которую предъявлены (получены) расчетные документы. Таким образом, доходы и расходы отражались по счетам бухгалтерского учета в том отчетном периоде, когда были получены первичные документы. Однако если такие документы оформлялись (обрабатывались) в следующем отчетном периоде, соответствующие доходы и расходы отражались соответственно по кредиту (дебету) счета 99 "Прибыли и убытки". Они считались доходами и расходами прошлых лет, признанными в отчетном году.

В настоящее время на счете 99 "Прибыли и убытки" как прибыли (убытки) прошлого периода, выявленные в отчетном году, следует отражать доходы и расходы, информация о существовании которых отсутствовала на момент составления отчетности, т. е. организация не предполагала возможности возникновения таких доходов и расходов.

При обработке первичных документов (счетов, накладных, актов), подтверждающих начисленные суммы доходов и расходов, можно уточнить суммы начислений, отраженные в отчетном периоде (корректировка суммы дохода или расхода). Учетные записи, корректирующие суммы начисленных доходов и расходов, должны быть отражены заключительными записями декабря.

Трактовка принципа начисления, предложенная ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, позволяет более корректно распределять расходы и доходы между отчетными периодами и приводит к необходимости проводить процедуры разделения.

В рамках процедур закрытия отчетного периода должны быть разработаны и утверждены такие документы, как справка о расчете начисления, справка о корректировке суммы начисления, а также методики расчета начислений по видам доходов (расходов).

Отражение несогласованных счетов. Несогласованными считаются счета поставщиков (подрядчиков), не утвержденные руководителем организации по причине их несоответствия договору или наличия в них неточностей. Каждый несогласованный счет должен быть проанализирован сотрудником бухгалтерии и зарегистрирован с особой пометкой. В случае, если принято решение о необходимости учетных записей на его основе, то записи должны быть документально оформлены (составлена справка бухгалтерии) и санкционированы (утверждены).

Использование резервов. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения организация может создавать за счет операционных расходов соответствующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств и др. В результате уменьшения финансовых результатов организация может начислять оценочные резервы: под обесценение вложений в ценные бумаги и по сомнительным долгам.

Организация имеет право создавать соответствующие резервы либо отказаться от их создания, нормативные документы по бухгалтерскому учету оставляют за ней право выбора. Поэтому решение об образовании резервов предстоящих расходов и платежей и (или) оценочных резервов должно быть отражено в учетной политике организации (п.8 ПБУ 1/98).

Организация должна также разработать порядок определения величины начисляемого резерва таким образом, чтобы обеспечить соответствие начисляемой суммы величине ожидаемого расхода. Для расчета величины предполагаемого резерва можно разработать процедуру оценки долгов исходя из совокупности их наиболее существенных характеристик.

На конец отчетного периода проверяется правильность отражения в бухгалтерском учете образования и использования резервов и при необходимости вносятся соответствующие исправления. Например, следует проверить, не произошло ли ошибочное присоединение неиспользованного резерва по сомнительным долгам к прибыли того года, когда он был создан.

Таким образом, в рамках процедуры закрытия отчетного периода должны быть предусмотрены:

- проверка правильности начисления и использования резервов в течение года;

- сравнение суммы начисленного резерва и фактических расходов;

- принятие решения об изменении порядка определения суммы резерва, если сумма резерва существенно отклоняется от фактического расхода.

Корректировки сумм резервов и их использования, проводимые в конце года, следует оформлять справкой бухгалтерии.

Перед тем, как отразить распределение прибыли, следует проверить правильность формирования показателя прибыли отчетного года, в частности, убедиться, что:

- результатные счета не имеют сальдо на конец периода;

- проведена переоценка задолженности и монетарных активов в иностранной валюте по состоянию на конец года;

- отражены результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета;

- на финансовый результат списаны все суммы, подлежащие списанию в конце года (сомнительные долги, условные убытки и др.).

2.3.Автоматизация учета расходов по продаже товаров

В процессе развития бухгалтерский учет использовал различные формы, которые разрабатывались с целью усовершенствовать систему учета и облегчить труд бухгалтера. В ОАО "Урал-Электрон" используется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Заполнение документов и обработка данных осуществляется вручную. Обработка данных является важней и трудоемкой функцией учета. Эта функция должна реализовываться с учетом следующих ограничений:

1) оперативность - работа в реальном режиме времени;

2) затраты на обработку.

Речь идет о способности системы бухгалтерского учета обрабатывать определенные объемы информации, поступающие с определенной частотой. При этом, поскольку поступающие данные должны относится  определенному временному периоду, система учета должна решать проблему хранения и архивации данных, относящихся к прошедшим периодам, а также обеспечивать доступ к данным, которые могут быть скорректированы или использованы для оперативного анализа.

В наше время, наряду с ручными формами учета все большее распространение получают специальные программы по бухгалтерскому учету.

Среди них особое место занимает « 1С:Бухгалтерия» - универсальная бухгалтерская программа, применяемая при ведении как простого, так и двойного учета. За счет полной настраиваемости она успешно используется на промышленных предприятиях, в малых организациях, в торговле, в бюджетных организациях и т.п. Программа построена по принципу «от простого – к сложному». Ее можно применять для простых операций: печатать платежные поручения, формировать оборотные ведомости, реестры счетов, главную книгу, отдельные отчеты. Программа может автоматизировать бухгалтерский учет по всем разделам.  Основным документом для всех современных бухгалтерских программ, в том числе и программы «1С:Бухгалтерия», является журнал операций.

Вид экрана программы такой. Вначале выводится титульный экран, который предусматривает:

1) в первой строке название программы и сведения о разработчике;

2) в одной или двух последних строках перечисление доступных в данном режиме функциональных клавиш и их назначение;

3) остальные строки – рабочее пространство; в них выводятся меню, бланки запросов, списки документов и т.п.

Поскольку программа «1С:Бухгалтерия» предназначена для ведения бухгалтерского учета на предприятии , прежде всего вводятся такие данные, как название предприятия, отрасли, адрес, фамилии директора, главного бухгалтера предприятия, код, телефон. Программа как бы «запоминает» все эти данные и затем автоматически выводит в документах. Характеристики предприятия вводятся в разделе «Константы».

До начала работы с программой необходимо установить текущую дату, год. Все это выполняется в пункте главного меню «Сервис» в разделе «Установка параметров», где задается текущий рабочий квартал. Далее в меню «Операции» устанавливается интервал видимости операций, т.е. первый и последний месяцы рабочего квартала. Это необходимо для того, чтобы отражались только текущие хозяйственные операции заданного периода. Начало работы программы предусматривает ввод остатков на начало отчетного периода, которые являются переходящими из предыдущего периода.

Остатки по счетам вводятся в Журнал операций. Для этого в программе предусмотрен вспомогательный активно-пассивный нулевой счет (счет 00).

После того как введены остатки по счетам и установлен рабочий квартал приступают к вводу хозяйственных операций.

Все хозяйственные операции предприятия вводятся в Журнал операций или в виде бухгалтерских проводок, или документов. Проводки можно вводит вручную или пользоваться типовыми операциями. Они могут формироваться автоматически после ввода документов (приходных и расходных кассовых ордеров, накладных и т.п.). Перечень документов, их внешний вид, а также способ формирования проводок настраивается пользователем. Таким образом, действуют два основных принципа ввода – «от проводки» и «от документа».

Журнал операций представлен в виде таблицы. В Журнале операций помимо «классической» проводки: «дебет – кредит – сумма» может храниться информация об объектах аналитического учета (субконто), количестве, валюте. Для каждого значения субконто вводятся определенные параметры.

Журнал операций имеет такие показатели: дата, дебет и номер документа, кредит и номер документа, субконто дебет, субконто кредит, цена, сумма, содержания операции.

При вводе проводки с использованием типовых операций программа запрашивает определенные данные (параметры типовой операции) и на их основании строит проводки (вычисляет суммы, проставляет счета). Например, при введении суммы оплаты поставщику, программа вычисляет НДС и составляет проводки (сумма без НДС, сумма НДС). В комплекте программы имеются все основные типовые операции. Кроме того, можно создавать свои типовые операции  и исправлять те, которые содержатся в комплекте.

По типовым операциям можно использовать функции вычисления оборотов по счетам и остаткам (как правило, на любую дату и по любому аналитическому признаку, а также остатков по всем счетам). Благодаря этому можно создавать операции, закрывающие счета, вычисляющие налоги, курсовую разницу, валютное покрытие.

В программе «1С:Бухгалтерия» существует два вида типовых операций: обычные и особый вид операций «документы и расчеты». Последние операции формируют проводки не в момент ввода, а в момент расчета, т.е. при изменении алгоритма такой операции или при изменении внешних данных проводки будут перестроены автоматически.

Программа формирует необходимые бухгалтерские проводки сводные регистры – сальдово-оборотные ведомости, журналы-ордера, «шахматки», журналы по счетам, анализ счета и т.д. – все те формы, которые необходимы бухгалтеру для расчета итоговых данных, формирующих бухгалтерскую отчетность. Разные виды отчетов можно подготовить с помощью  различных параметров. Используя режим формирования произвольных отчетов, можно изменять существующие и создавать новые отчеты и справки как для внутреннего учета, так и для внешней отчетности.

Программа «1С:Бухгалтерия» способна работать при любых изменениях, вызванных законодательством. Бухгалтер может и сам вносить корректировки в План счетов, схемы проводок, перечень объектов аналитического учета, формы документов и регистров.

Рассмотренные выше формы бухгалтерского учета широко применяются в отечественной практике, однако переход на Международные стандарты учета и отчетности, условия рыночной экономики несостоятельно требуют совершенствования используемых форм учета, в максимальной степени сохраняя положительные качества.

ОАО «Урал-Электрон»» рекомендуется автоматизировать бухгалтерский учет, с помощью вычислительных средств и программного обеспечения. Использование вычислительной техники поможет решить ОАО "Урал-Электрон" ряд проблем, связанных с ручным ведением учета, а именно: 1) уменьшение объема рутинных операций; 2) ускорение обработки данных первичных документов; 3) автоматизацию расчетов; 4) автоматизацию формирования отчетных данных форм; 5) углубление аналитического учета; 6) отказ от пользования типографическими бланками первичных документов и отчетности.

Кроме того, автоматизация бухгалтерского учета в ОАО "Урал-Электрон" позволит сократить время на заполнение документов и повысит продуктивность работы бухгалтерии. Также повысятся параметры надежности и качества процесса обработки. Применяя программные продукты для бухгалтерского учета, изменится характер и содержание бухгалтерской работы. Повысится качество выполняемых работ за счет сокращения ошибок в расчетах, правильного осуществления инвентаризации.

Новые технологии в области бухгалтерского учета откроют большие возможности для руководителя  в процессе принятия решений. Программное обеспечение позволяет более оперативно получать информацию по всем видам вопросам, связанным с деятельностью предприятия, и своевременно принимать управленческие решения.

Конечным результатом применения автоматизированного учета в ОАО "Урал-Электрон" станет повышение эффективности организации и ведения учета отгрузки и реализации готовой продукции.


Заключение

Таким образом, коммерческие расходы – затраты, связанные с отгрузкой и реализацией продукции. Синтетический учет коммерческих расходов ведется на счете 44 "Расходы на продажу" по статьям затрат. Расходы на упаковку и транспортировку продукции включают в себестоимость продукции прямым путем. Если этого сделать невозможно, то они распределяются между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно соответственно весу, объему, производственной себестоимости или исходя из других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Все расходы ежемесячно полностью относятся на себестоимость отгруженной продукции, в том числе: стоимость материалов, использованных на упаковку готовой продукции, оплата услуг по транспортировке продукции, заработная плата грузчиков за выполненные погрузочно-разгрузочные работы, отчисления в фонды социального страхования с заработной платы грузчиков, резерв на заработную плату грузчикам. Если продукция не реализована, то коммерческие расходы на ее себестоимость не относятся. Сумма коммерческих расчетов списывается на реализацию продукции - счет "Реализация продукции (работ, услуг)" и на отгруженную продукцию - счет "Товары отгруженные".

Производственные организации должны учитывать на счете 44 все расходы, связанные с продажей готовой продукции.

К таким расходам, в частности, относятся:

- амортизационные отчисления по оборудованию, используемому для обеспечения продажи продукции;

- заработная плата работников, занятых в процессе продажи продукции;

- затраты по оплате комиссионных вознаграждений торговым и снабженческо-сбытовым организациям;

- представительские расходы;

- расходы на рекламу;

- другие расходы, связанные с продажей готовой продукции.


Список использованных источников


1.                 Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая: Федер. Закон РФ, 05.08.2000г., №117-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 29.12.2000г. №166-ФЗ), введен в действие с 01.01.2001г.

2.                 О бухгалтерском учете: Федер. Закон РФ, 21.11.1996г., №129-ФЗ (ред. от 30.06.2003г.)

3.                 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98: Утв. Приказом Минфина, 09.12.1998г., №60Н (с изм. и доп. от 30.12.1999г.)

4.                 Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.).

5.                 Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н).

6.                 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (с изменениями от 7 мая 2003 г.).

7.                 О формах бухгалтерской отчетности организаций: Утверждено приказом Минфина РФ, 22 июля 2003 г., № 67н.

8.                 Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 460 с.

9.                 Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика:Пер.с англ.-М.: Финансы и статистика,2002.-952с.

10.            Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. – Р-н-Д: Марс, 2005. – 830 с.

11.            Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: Бухгалтерский учет,    2002. – 624 с.

12.            Бреславцева Н.А. Бухгалтерское дело: Учеб. Пособие для вузов/ Н.А. Бреславцева, О.В.Медведева, Г.Г. Нор-Аревян. – М.: Приор, 2004. – 160 с.

13.            Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.

14.            Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 2002. –352с.

15.            Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебное и практическое пособие. - М., 2002. – 410 с.

16.            Ивасенко К.В. основы теории бухгалтерского учета. – Тюмень: ООО Концерн «Тюменская правда», 2005. – 248 с.

17.            Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет в условиях совершенствования хозяйственного механизма. — М.: Финансы и статистика, 2001. – 650 с.

18.            Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Омега, 2005. – 651 с.

19.            Карпова Т.П. Управленческий учет. – М., 2001.

20.            Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учеб. Для вузов. – М.: Изд. Дом “Дашков и К”, 2001. – 348 с.

21.            Коваль Л.С. «Бухгалтерский (финансовый) учет» Учебно-методическое пособие: Гелиос АРВ, 2003. – 450 с.

22.            Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 360 с.

23.            Комментарии к новому Плану счетов / Под ред.руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С.Бакаева. – М: ИПБ-БИНФА, 2002. – 750 с.

24.            Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 640с.

25.            Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие.-М.:ИНФРА –М,2003. – 368 с.

26.            Ларионов А.Д., Ерофеева А.В. и др. Бухгалтерский учет. - М., 2001.

27.            Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии / В.Г. Лебедев, Т.Г.Дроздова, В.П. Кустарев. – М., 2000.

28.            Новиков Д.Ю. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет , 2-е издание- М.: Барион-Пресс , 2003. – 240 с.

29.            Палий В.В. Современный бухгалтерский учет. - М.: Бухгалтерский учет, 2003. – 792 с.

30.            Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет. - М.: ФБК-Пресс, 2001. – 662 с.

31.            Соколов Я. Практический аудит. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 864с.

32.            Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 540 с.

33.            Табалина С.А. Аудит. Современная методика. – М.: ФБК-Пресс. 2003. – 240 с.

34.            Шим Д.К. Методы управления стоимостью и анализа затрат: Пер.с англ./Д.К. шим, Д.Г. Сигел. –М.: Филинъ, 1996.-344с.