Трансмиссионный механизм монетарной политики
Д.В. Криворотов,
кандидат экономических наук (г. Минск)
Известно, что среди экономистов нет единства мнений относительно того, как монетарная политика воздействует на экономику. Это один из самых сложных вопросов, стоящих перед исследователями денежной экономики во всем мире. В экономической литературе высказываются различные точки зрения по поводу механизма и каналов влияния монетарной политики на реальный сектор экономики даже устойчивых и стабильных индустриально развитых государств. Тем более нет ясности относительно работы трансмиссионного механизма монетарной политики в развивающихся странах и странах с переходной экономикой*. Между тем, поскольку изменения в денежно-кредитном секторе оказывают существенное влияние на экономику, понимание сущности и эмпирическая оценка трансмиссионного механизма исключительно важны для центрального банка при проведении монетарной политики.
Вопрос оценки и количественного описания трансмиссионного механизма монетарной политики чрезвычайно актуален и для Национального банка Республики Беларусь. Выделение основных каналов монетарной трансмиссии в отечественных условиях, количественная оценка временных лагов монетарной политики позволили бы Национальному банку с большей точностью осуществлять прогнозирование динамики важнейших денежно-кредитных показателей, устанавливать более реалистичные целевые ориентиры монетарной политики, более эффективно реагировать на внутренние и внешние шоки.
Проблема оценки влияния монетарной политики на реальный сектор экономики не является новой. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся исследования различных аспектов влияния монетарной политики на экономику, комплексная оценка трансмиссионного механизма
* Под трансмиссионным механизмом понимается совокупность каналов воздействия инструментов денежно-кредитного регулирования на экономику.
монетарной политики Республики Беларусь до настоящего времени отсутствует. При этом необходимо отметить, что данная проблема недостаточно полно исследована в русскоязычной научной и экономической литературе в целом. Можно отметить лишь несколько работ по данной тематике (С. Моисеева, И. Денисовой, И. Пашковской, И. Крючковой, О. Корчагина).
При этом существует огромное количество современных зарубежных исследований по различным аспектам трансмиссионного механизма монетарной политики. Можно подчеркнуть существенный вклад таких авторов, как Ф. Мишкин (F. Mishkin), Б. Бернанк (B. Bernanke), М. Гертлер (M. Gertler), C. Цечетти (S. Cecchetti), Б. Фридмен (B. Friedman), Д. Стиглиц (J. Stiglitz), в разработку теоретических и методологических аспектов анализа трансмиссионного механизма.
Существующий дисбаланс можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, необходимость проведения масштабных экономических и социальных реформ, не до конца сформированные институты рыночной экономики, чрезмерное государственное регулирование и другие особенности трансформационного периода вносят постоянные изменения в характер взаимосвязей важнейших макроэкономических переменных в странах с переходными экономиками (к числу которых относится и Республика Беларусь). В этой связи постоянно изменяются временные лаги и каналы воздействия монетарной политики на экономику, что существенно усложняет проблему адекватной оценки трансмиссионного механизма.
Во-вторых, количественная оценка трансмиссионного механизма эконометрическими методами, построение соответствующих экономико-математических моделей требуют наличия достаточно длинных рядов однородных и достоверных статистических данных. В условиях переходной экономики, как правило, качество статистических данных невысоко, кроме того, в большинстве случаев доступны лишь данные на коротких временных отрезках, что делает исключительно сложной задачу построения работающих комплексных моделей, позволяющих прогнозировать с высокой точностью.
В третьих, страны с переходной экономикой обладают сравнительно высоким удельным весом теневого сектора по объемам производства товаров и услуг, товарообороту, занятости, денежным доходам и другим показателям. Анализ процессов, происходящих в теневом секторе, как правило, опирается на экспертные оценки по причине отсутствия официальных статистических данных и поэтому является недостаточно достоверным. Между тем операции в теневом секторе оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики и должны учитываться при оценке трансмиссионного механизма монетарной политики.
Таким образом, оценка трансмиссионного механизма монетарной политики в условиях переходной экономики – задача исключительно сложная. Однако ее решение, в частности применительно к условиям Республики Беларусь, позволило бы повысить эффективность монетарной политики. Поэтому представляется необходимым активизировать научно прикладные исследования по данному вопросу.
При этом следует подчеркнуть, что простое заимствование зарубежных концепций трансмиссионного механизма без учета особенностей сложившихся особенностей экономики нашей страны не позволит получить практически значимые результаты. В этой связи представляется, что начальным этапом анализа трансмиссионного механизма монетарной политики в Республике Беларусь должно быть теоретическое осмысление основных механизмов влияния монетарной политики на реальный сектор экономики с учетом уже имеющихся теоретико-методологических разработок по данному вопросу.
Сущность и основные подходы к оценке трансмиссионного механизма
Понятие трансмиссионного механизма впервые появилось в кейнсианском анализе. Трансмиссионным (передаточным) механизмом Дж. М. Кейнс назвал систему переменных, через которую предложение денег влияет на экономическую активность [3]. Кейнс считал, что денежно-кредитное регулирование, изменение объема денежного предложения оказывают влияние на воспроизводство только путем воздействия на инвестиционный процесс, и только в том случае, если оно способно изменить психологическую ситуацию на денежном рынке, снизив норму процента. Поэтому модель трансмиссионного механизма Дж. М. Кейнса работает следующим образом (схема 1).
Трансмиссионный механизм по Дж. М. Кейнсу
В результате изменения реального (скорректированного на уровень инфляции) денежного предложения происходит изменение рыночной ставки процента по кредитам. При увеличении денежного предложения рыночные ставки на денежном рынке снижаются, при сжатии – растут, приводя, в свою очередь, к изменению инвестиционных расходов. Данная зависимость предполагается убывающей, т. е. чем ниже при прочих равных условиях рыночные процентные ставки (стоимость долгосрочного кредита), тем больший объем инвестиций в основной капитал могут осуществить предприятия. В свою очередь, инвестиции связаны положительной зависимостью с динамикой совокупного национального дохода.
Несмотря на то, что первоначально Дж. М. Кейнс рассматривал работу трансмисионного механизма через инвестиционную политику предприятий, позже исследователи показали, что аналогичным образом этот же механизм работает и через решения потребителей относительно приобретения товаров и услуг длительного пользования, а также недвижимости. Рассмотрение не только процентной ставки, но и цен на другие активы при анализе трансмиссионного механизма монетарной политики впервые предложено М. Фридманом. Впоследствии эти подходы развивались в моделях Ф. Модильяни, У. Баумоля, Дж. Тобина и других исследователей.
В современном понимании трансмиссионный механизм в широком смысле – это совокупность каналов, по которым монетарные импульсы, генерируемые центральным банком, воздействуют на основные макроэкономические переменные (ВВП, занятость, инфляцию), характеризующие основополагающие цели экономической политики государства. При этом в экономической литературе нет единого мнения относительно количества и классификации каналов воздействия монетарной политики на реальный сектор экономики.
Наиболее распространенным является выделение процентного канала, канала передачи монетарных импульсов через цены на активы (к которым относят, как правило, цены фондового рынка, цены на недвижимость, обменный курс), кредитного канала. Иногда воздействие изменений в монетарной политике на экономику через обменный курс выделяют в отдельный канал трансмиссионного механизма.
Многие авторы наряду с процентный каналом, каналом цен на активы (включая обменный курс) и кредитным каналом выделяют «денежный канал», «канал благосостояния», «балансовый канал» [например, 1; 4; 5 и др.]. Отождествление понятий «канал трансмиссионного механизма», «взгляд на трансмиссионный механизм» (или подход к его анализу) и «эффект, связанный с воздействием монетарной политики» приводит к неоднозначности трактовок, путанице понятий и осложняет анализ трансмиссионного механизма монетарной политики.
В целом, любое деление механизма воздействия монетарной политики на экономику на каналы условно. Экономическая действительность исключительно сложна, в особенности в условиях переходной экономики. Поэтому попытка выделить определенные каналы воздействия изменений в политике центрального банка на экономику является упрощением реальной ситуации, обусловленным необходимостью абстрагироваться от слишком большого количества условий, влияющих на взаимосвязи денежно-кредитных и макроэкономических переменных.
Кроме того, необходимо отметить, что попытки анализа трансмиссионного механизма «вообще», без учета особенностей и условий экономики конкретного государства, неизбежно приводят к созданию чрезмерно упрощенных моделей, имеющих мало общего с реальной ситуацией. В этой связи более оправданным представляется выявление как можно большего количества отдельных взаимосвязей денежно-кредитных и макроэкономических переменных, которые могут быть использованы при оценке трансмиссионного механизма применительно к конкретным социально-экономическим условиям той или иной экономики.
Трансмиссионный механизм монетарной политики отражает характер взаимосвязи финансового и реального секторов, позволяя выявить наиболее действенные рычаги влияния органов денежно-кредитного регулирования на экономику страны. Центральный банк проводит монетарную политику, регулируя темпы роста денежной базы, изменяя процентные ставки по инструментам монетарного регулирования, а также устанавливая нормативы, ограничивающие проведение активных операций коммерческих банков. Действия центрального банка изначально оказывают воздействие на финансовый рынок страны, а через него – на принятие экономическими агентами решений относительно производства, сбережений, потребления и инвестиций, что оказывает прямое воздействие на ВВП.
Как правило, трансмиссионный механизм анализируют в контексте «денежного» и «кредитного» взглядов [4; 11; 17 и др.]. В рамках «денежного взгляда» влияние монетарной политики на реальный сектор экономики рассматривается сквозь призму портфельной теории инвестиций, основоположниками которой считаются У. Баумоль и Дж. Тобин. Суть данной теории состоит в том, что инвестиционные решения принимаются экономическими агентами с учетом доходности различных финансовых и реальных активов (инструменты финансового рынка, инвестиции в реальный сектор экономики, недвижимость и т. п.). Изменения в монетарной политике первоначально провоцируют колебания процентных ставок денежного рынка, которые, в свою очередь, влияют на предприятия и население как прямо, так и косвенно, через параллельное изменение цен на активы.
Изменение процентных ставок оказывает влияние на выбор экономических агентов относительно временной структуры сбережений и потребления (больше сберегать и меньше потреблять сегодня или потреблять сегодня, отложив сбережения на будущее), а также на совокупные расходы и инвестиции в экономике (схема 2). Важнейшей характеристикой процентного канала является то, в какой степени действия центрального банка оказывают влияние на краткосрочные процентные ставки денежного рынка, а также то, как изменяется соотношение различных процентных ставок финансового рынка в целом. Степень и временные лаги воздействия центрального банка на процентные ставки денежного рынка зависят, прежде всего, от структуры финансового рынка, а также от ожиданий участников этого рынка [12].
Изменение процентных ставок, генерируемое действиями центрального банка, оказывает влияние на цены акций, облигаций, других ценных бумаг, а также изменяет цены на недвижимость (схема 3). При понижении процентных ставок денежного рынка цены на активы должны при прочих равных условиях расти, поскольку снижение процентных ставок уменьшает доходность денег как актива, и экономические агенты начинают искать альтернативные пути вложения капитала. Соответственно растет спрос на ценные бумаги и недвижимость [10].
Изменения цен на активы, принадлежащие домашним хозяйствам, приводят также к изменениям благосостояния последних, что также оказывает влияние на их решения относительно сбережений, потребления и инвестиций. Изменения цен на активы, принадлежащие компаниям, увеличивают или уменьшают объем ресурсов, которые могут быть направлены на инвестиции. Кроме того, снижение цен на активы, принадлежащие домашним хозяйствам и фирмам, уменьшает объем ликвидных средств, которые могут быть направлены на обслуживание задолженности последних перед банками по кредитам, что затрудняет выплаты процентов и, соответственно, приводит к снижению потребления и объема новых заимствований.
Воздействие монетарной политики на экономику через изменение обменного курса является одним из наиболее важных каналов трансмиссионного механизма. Поскольку в современном мире монетарная политика направлена на поддержание устойчивости национальной валюты, номинальный обменный курс используется в качестве одного из основных промежуточных целевых ориентиров. Рост курса национальной валюты может влиять на совокупные расходы в экономике двумя путями: через эффект изменения относительных цен и балансовый эффект для предприятий и финансовых посредников [18].
Эффект изменения относительных цен проявляется в снижении спроса на отечественные товары и услуги, которые становятся дороже в сравнении с импортом, что изменяет совокупный спрос в экономике. Балансовый эффект роста обменного курса национальной валюты связан с наличием в балансах предприятий и финансовых организаций обязательств в иностранной валюте. Если эти обязательства не покрываются на сто процентов активами в иностранной валюте, рост курса может привести к изменению собственного капитала и затрат на обслуживание обязательств в иностранной валюте, что, в свою очередь, отражается на расходах и заимствованиях (схема 4).
Если резиденты страны являются чистыми дебиторами по отношению к внешнему миру, то существенный рост обменного курса национальной валюты приводит к улучшению балансов (снижению стоимости в национальной валюте обязательств в иностранной валюте), что может привести к росту внутреннего совокупного спроса в экономике страны. Таким образом, балансовый эффект может частично замещать, а в некоторых случаях и превосходить эффект изменения относительных цен, рассмотренный выше.
В малых открытых экономиках изменение обменного курса воздействует не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Например, ослабление монетарной политики, которое приводит к снижению курса национальной валюты по отношению к иностранной, ведет к удорожанию импорта в пересчете на национальную валюту и, соответственно, вынуждает предприятия повышать отпускные цены даже при отсутствии роста совокупного спроса в экономике. Необходимость повышения цен обусловлена в данном случае ростом себестоимости продукции за счет удорожания импортных материалов, сырья, комплектующих.
Если в стране используется режим фиксированного или регулируемого обменного курса, эффективность монетарной политики снижается, однако не устраняется полностью. Даже если обменный курс абсолютно фиксирован, монетарная политика может воздействовать на реальный курс через влияние на темпы роста цен в экономике. Таким образом, монетарная политика сохраняет способность влиять на чистый экспорт, однако в меньшей степени и с большими временными лагами, чем в условиях плавающего валютного курса.
Несомненно, приведенное описание механизма влияния монетарной политики на экономику через процентную ставку является чрезмерно укрупненным и поэтому упрощенным. Вместе с тем настоящая статья не преследует цели подробного описания каждого из каналов влияния монетарной политики на экономику. Основная наша задача – выявление подходов к дальнейшему более глубокому анализу трансмиссионного механизма, которые могли бы быть использованы для оценки данного механизма на примере Республики Беларусь.
Денежный взгляд на трансмиссионный механизм дополняется механизмами, в совокупности формирующими «кредитный взгляд» на трансмиссионный механизм монетарной политики [13; 14]. Сторонники «кредитного взгляда» выделяют банковские кредиты в отдельный вид активов, играющий особую роль в экономике. Эта роль различна для разных государств и зависит от многих факторов, ключевыми среди которых являются структура и степень развитости финансового рынка, доступность его инструментов для предприятий и населения. При этом необходимо отметить, что влияние монетарной политики на экономику через банковский кредит может рассматриваться как в рамках традиционного денежного взгляда, так и в рамках кредитного взгляда.
С точки зрения денежного взгляда, монетарная политика, изменяя процентные ставки по кредитам, которые относятся к числу процентных ставок денежного рынка, оказывает влияние на спрос предприятий и населения на банковский кредит и, как следствие, на совокупные расходы и инвестиции в экономике, в конечном итоге воздействуя на ВВП (см. схему 2).
Работа кредитного канала в рамках кредитного взгляда на трансмиссионный механизм обусловлена информационной асимметрией кредитного рынка, порождающей премию за внешнее финансирование, которую приходится выплачивать заемщику [13]. Ключевым моментом кредитного взгляда является то, что изменение политики центрального банка влияет не только на размер процентных ставок денежного рынка, к которым относятся и процентные ставки по кредитам банков, но и на размер премии за внешнее финансирование (схема 5).
Основателем теории информационной асимметрии рынков, а также основоположником информационной экономической теории является американский экономист Дж. Акерлоф, получивший в 2001 г. Нобелевскую премию по экономике за анализ рынков с асимметричной информацией (совместно с М. Спенсом и Д. Стиглицем). В последние годы все более широкое распространение в экономической литературе получают модели, характеризующие инвестиционную политику предприятий, основанные на информационной асимметрии и несовершенстве кредитных рынков.
Предприятие, выходящее на финансовый рынок (будь то рынок ценных бумаг или рынок банковского кредита), по определению обладает более полной информацией о собственном финансовом состоянии, нежели инвесторы или банки, опирающиеся преимущественно на данные финансовой отчетности. Поэтому финансовое сообщество не в состоянии в полной мере оценить качество активов, перспективы развития, уровень корпоративного менеджмента и другие факторы, прямо или косвенно влияющие на кредитоспособность предприятия, поскольку, как правило, потенциальные заемщики склонны приукрашивать реальное положение дел.
Другими словами, потенциальный кредитор не в состоянии адекватно оценить все риски, связанные с предоставлением финансовых ресурсов на платной, срочной и возвратной основе заемщику. В этой связи кредиторы стремятся включить возможные риски в цену финансовых ресурсов (в частности, в процентную ставку по кредиту). Таким образом, предприятия, недостаточно известные на рынке, вынуждены выплачивать «наценку» или так называемую премию за внешнее финансирование.
В промышленно развитых странах высокий размер премии за внешнее финансирование, как правило, устанавливается лишь для небольших предприятий, не котирующихся на финансовом рынке, либо для вновь создаваемых компаний. Этому способствуют достаточно развитая система информации о компаниях, объемах их продаж, активах и доходах, институциональная развитость финансового рынка, стабильность макроэкономической среды, высокий уровень конкуренции между финансовыми посредниками.
В странах с переходной экономикой спектр инструментов финансового рынка ограничен, институты производства и распространения информации о деятельности компаний (в частности, бюро кредитных историй) только начали формироваться, поэтому представляется, что размер премии за внешнее финансирование достаточно высок и затрагивает практически все предприятия, поскольку банковский кредит, как уже отмечалось, играет существенную роль в финансировании реального сектора экономики.
Существует два вида связи между изменениями в монетарной политике и премии за внешнее финансирование: балансовый эффект (который заключается во влиянии изменений в монетарной политике на балансы и отчеты о прибылях и убытках заемщиков и затрагивает такие показатели, как собственный капитал, денежные потоки, ликвидные активы и др.) и эффект изменений предложения банковского кредита.
Несмотря на видимые различия в подходах, «денежный взгляд» и «кредитный взгляд» органично дополняют друг друга. «Денежный взгляд» основан на традиционных, макроэкономических моделях и имеет полное теоретическое обоснование, его удобно использовать при построении экономико-математических моделей трансмиссионного механизма. «Кредитный взгляд» построен на микроэкономических моделях неокейнсианского направления и может использоваться для исследования механизма влияния монетарной политики не только на экономику в целом, но и на поведение отдельных предприятий [4].
Рассмотренные подходы к оценке трансмиссионного механизма (денежный и кредитный) являются в настоящее время доминирующими в экономической и научной литературе. Однако наряду с денежным и кредитным взглядом на природу трансмиссионного механизма в последние годы в экономической литературе появляются попытки обосновать существование подхода, основанного на воздействии монетарной политики непосредственно на издержки предприятий.
В отличие от денежного и кредитного взглядов на трансмиссионный механизм, рассматривающих влияние монетарной политики на экономику преимущественно через совокупный спрос, этот подход акцентирует внимание на воздействии изменений в денежно-кредитной сфере на совокупное предложение. Такой взгляд на природу трансмиссионного механизма пока еще не оформился в самостоятельное направление исследований трансмиссионного механизма монетарной политики, однако, как представляется, в будущем будет разрабатываться наряду с денежным и кредитным взглядами.
Особенности трансмиссионного механизма в условиях переходной экономики
Необходимо отметить, что рассмотренные подходы к анализу трансмиссионного механизма монетарной политики следует использовать с учетом специфических социально-экономических условий конкретного государства. В особенности это касается анализа трансмиссионного механизма в условиях переходных экономик. Если в индустриально развитых странах механизм влияния монетарной политики на экономику складывался десятилетиями в условиях стабильного развития и поддерживался теоретическими и эмпирическими исследованиями, то в странах с переходными экономиками этот механизм проходит своеобразный этап становления.
Структурные преобразования, социально-экономические реформы, непоследовательность экономической политики, слабая развитость финансовых рынков в целом, и денежного и кредитного рынков в частности, наряду с широким распространением товарного кредита, дебиторской и кредиторской задолженности, бартера, наличие чрезмерного административного регулирования экономики серьезно усложняют картину.
Неустойчивость макроэкономической динамики приводит к отсутствию достаточно длинных для эконометрического анализа трансмиссионного механизма однородных статистических данных. В этой связи наряду с попытками построения крупных, комплексных экономико-математических моделей воздействия монетарной политики на реальный сектор национальной экономики перспективным представляется анализ отдельных взаимосвязей денежно-кредитных и макроэкономических переменных.
Минимально необходимыми являются: факторные модели инфляции и обменного курса; исследование и систематизация факторов, влияющих на величину процентных ставок денежного рынка; оценка взаимосвязей инструментов (в широком смысле) денежно-кредитного регулирования и процентных ставок денежного рынка; оценка влияния процентных ставок денежного рынка на экономическую активность; анализ факторов спроса и предложения банковского кредита, а также его роли в финансировании реального сектора; оценка влияния конъюнктуры на кредитном рынке на реальный сектор экономики; анализ структуры финансового рынка с выделением основных источников финансирования для предприятий реального сектора.
Несмотря на специфику переходного периода и наличие перечисленных факторов, осложняющих анализ трансмиссионного механизма, очевидно, что процентный канал, кредитный канал и канал, действующий через цены на активы (включая обменный курс) работают, хотя и специфично, и в условиях переходной экономики.
Специфика функционирования процентного канала в трансформационных экономиках связана, в частности, с широким использованием прямых административных рычагов денежно-кредитного регулирования, к числу которых относится и установление предельных значений для процентных ставок по кредитам, депозитам и другим процентным ставкам денежного рынка. Помимо негативного влияния на финансовое состояние банков и искажения роли процентных ставок как индикаторов финансового рынка, такая практика вносит существенные изменения в работу процентного канала трансмиссионного механизма.
Кроме того, часто в странах с переходной экономикой воздействие изменений базовой ставки рефинансирования на экономику имеет характер, отличный от механизма ее работы в развитых рыночных экономиках. В большинстве промышленно развитых стран мира базовая ставка рефинансирования (учетная ставка) – это ставка по операциям (инструментам), с помощью которых создается наибольший объем денежной базы.
В странах с трансформационной экономикой часто не преодолена проблема фискального доминирования, а правительство и экономика, нередко и отдельные банки, кредитуются центральным банком по нерыночным процентным ставкам. В таких условиях базовая ставка является своеобразным косвенным индикатором состояния монетарной политики для участников денежного рынка, которые нередко привязывают к ее динамике процентные ставки по кредитам и депозитам по методу «ставка рефинансирования плюс».
Кредитный канал в условиях переходной экономики также существенно модифицирован. Недостаточная развитость банковской системы, с одной стороны, и практическое отсутствие альтернативных источников финансирования предприятий – с другой, приводят к тому, что изменения в монетарной политике сильнее воздействуют на предложение кредитов в экономике, а изменение условий кредитования оказывает более сильное влияние на реальный сектор экономики.
Недостаток финансовых ресурсов в периоды ужесточения монетарной политики частично компенсируется взаимными неплатежами и неденежными формами расчетов. Как отмечалось выше, разработки по теории кредитного канала трансмиссионного механизма монетарной политики во многом опираются на исследования по проблеме асимметрии информации кредитного рынка. В рыночной экономике это касается малых и средних предприятий, а также вновь создаваемых предприятий, во многом зависимых от банковского кредита, в силу того что их возможности по самостоятельному выходу на финансовые рынки ограничены.
В условиях переходной экономики не только малые и средние, но и крупные предприятия весьма чувствительны к изменениям предложения кредита и условий кредитования, поскольку в условиях неразвитости финансовых рынков банковский кредит является значимым источником финансирования оборотного капитала и инвестиций в основной капитал.
Особенности передачи монетарных импульсов через цены на активы в условиях переходной экономики характеризуются степенью развитости финансового рынка страны и наличием альтернатив инструментам денежного рынка. Как правило, в странах с трансформационными экономиками рынки ценных бумаг слаборазвиты и представлены преимущественно государственными ценными бумагами.
Операции с недвижимостью носят полузакрытый характер, в связи с чем представляется сложным количественно оценить влияние изменений цен на недвижимость на важнейшие макроэкономические переменные. Поэтому более целесообразным является анализ прямого воздействия изменений процентных ставок денежного рынка на составляющие ВВП через поведение предприятий и населения, а также оценка воздействия обменного курса на экономику.
Во многих странах с переходной экономикой монетарная политика проводилась (проводится) с использованием режима таргетирования обменного курса, что предполагает ограничение его колебаний тем или иным способом. В данной ситуации обменный курс выступает важнейшим индикатором состояния политики центрального банка, воздействующим на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому воздействие монетарной политики на экономику через канал обменного курса проявляется не только через совокупный спрос и предложение, но и через экономические ожидания предприятий и населения.
Кроме того, необходимо отметить, что занижение валютного курса по сравнению с паритетом покупательной способности (или отставание внутренних цен от мировых) – общая черта стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Во-первых, товары, не являющиеся предметом международной торговли (в основном услуги), стоят в этих странах дешевле. Во-вторых, относительно бедные страны, как правило, обременены внешней задолженностью и страдают от утечки капитала. В этой связи экспорт товаров и услуг должен превышать импорт, что требует заниженного валютного курса по сравнению с паритетом покупательной способности.
В-третьих, и это, вероятно, самое существенное, многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сознательно занижают валютный курс в рамках общей стратегии экспортно-ориентированного роста. Искусственное занижение курса позволяет стимулировать экспорт, производство и сбережения через ограничение импорта и потребление.
Для эффективного проведения монетарной политики центральному банку необходимо отслеживать реакцию предприятий и населения на меры, предпринимаемые в области денежно-кредитного регулирования, а также характер и степень влияния инструментов денежно-кредитной политики на основные макроэкономические переменные.
Одним из путей решения этой задачи является исследование и количественный анализ трансмиссионного механизма, состоящего из каналов, которые представляют собой своеобразные цепочки макроэкономических переменных, по которым передается импульс изменений, генерируемый органами денежно-кредитного регулирования посредством инструментов денежно-кредитной политики.
Многоканальность, изменчивость и специфический для каждой конкретной страны характер трансмиссионного механизма делают его количественный анализ сложным даже в условиях устойчивых индустриально развитых государств. В условиях переходной экономики, принимая во внимание постоянные изменения основных взаимосвязей важнейших денежно-кредитных и макроэкономических переменных, а также отсутствие длинных рядов статистических данных, количественная оценка трансмиссионного механизма представляется еще более сложной задачей.
Поэтому перспективным направлением эмпирического исследования механизма влияния монетарной политики на реальный сектор экономики Республики Беларусь представляется выделение как можно большего количества отдельных взаимосвязей денежно-кредитных и макроэкономических переменных, что в дальнейшем позволит построить достаточно гибкую модель трансмиссионного механизма, которая могла бы быть использована в практике монетарного регулирования Национального банка Республики Беларусь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корчагин О. Модели трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики // Банковский вестник. 2004. № 11.
2. Крючкова И.П., Сапьян М.Ю. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики и особенности его функционирования в российской экономике // Банковское дело. 2003. № 9.
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ГИ Иностранной литературы, 1949.
4. Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и Кредит. 2002. № 18.
5. Пашковская И.В. Трансмиссионный механизм денежно-кредитного регулирования // Банковские услуги. 2003. № 8.
6. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Информационно-аналитические материалы Банка России. Вып. 1(45). М.: Банк России, 2004.
7. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в экономике Великобритании // Банковское дело. 2003. № 9.
8. Фридмен М. Основы монетаризма / Милтон Фридмен; Ред. Д.А. Козлов. М.: ТЕИС, 2002.
9.
Barth M., Ramey
V. The Cost Channel of Monetary Transmission // NBER Working Paper 7151.
10.
Chami R.,
Cosimano T., Fullenkamp S. The Stock Market Channel of Monetary Policy // IMF Working Paper № 22.
11. Cecchetti S. Distinguishing Theories of Monetary Transmission Mechanism, 1994.
12.
Cecchetti S. Legal
Structure, Financial Structure and the Monetary Policy Transmission Mechanism
// NBER Working Paper 7151.
13.
Gertler M.,
Bernanke B. Inside The Black Box: The Credit Channel of Monetary Policy
Transmission // NBER Working Paper 5146.
14.
Hubbard R. Is There a
Credit Channel a Credit Channel for Monetary Policy? // NBER Working Paper
4977.
15.
Mishkin F.S. The Channels
of Monetary Transmission: Lessons for Monetary Policy // NBER Working Paper
5464.
16.
Mishkin F.S. The
Transmission Mechanism and the Role of Asset Prices in Monetary Policy // NBER Working Paper 8617.
17. Romer C., Romer D. New Evidence on the Monetary Transmission Mechanism // Brookings Papers on Economic Activity. 1990. № 1.
18.
The
Transmission of Monetary Policy in Emerging Market Economies // BIS Working
Paper № 3.