И.Самсон проф., директор НИЛ GTD,

Нурдинова Г., преп. КГНУ ИИМОП КЕФ

Торобаева Дж., студ. 5 к. Универ. им. Пьер Мендес Франс

Эффективность монетарной  политики

в условиях переходной экономики

Монетарная политика в странах с переходной экономикой с начала построения рыночных отношений направлена, прежде всего, на борьбу против инфляции, что объясняется значительностью ее влияния на общее равновесие в экономике и социальную стабильность. Но почему, несмотря на это, в большинстве стран с переходной экономикой уровень инфляции либо остается на высоком уровне,  либо его снижение является искусственным и хрупким? Кроме того, очевидно, что монетарная политика оказывает воздействие не только на инфляционные процессы, но и на всю экономику. Каким является это воздействие - положительным или отрицательным? Чтобы ответить на эти вопросы, на наш взгляд, необходимо, прежде всего, изучить природу инфляции в переходной экономике, т.е. факторы её возникновения.

             Факторы инфляции.  Различают две большие группы факторов инфляции: монетарные и немонетарные. К первой группе относят, прежде всего, увеличение предложения денег. Действие данного фактора часто представляется с помощью количественной теории денег. Увеличение денежной массы вызывает снижение стоимости денег и повышение общего уровня цен. И, наоборот, при неизменности производства и стабильности скорости обращения денег (обязательные условия количественной теории денег) жесткий контроль над предложением денег должен подавить инфляцию. Такую взаимосвязь предложение денег – уровень цен можно проследить на примере большинства стран с переходной экономикой. 

Анализируя влияние предложения денег на инфляционные процессы важно выделить основные пути этого воздействия. На начальных этапах трансформации хозяйственных отношений кредиты центральных банков правительству и субсидии государственным предприятиям являлись одними из главных генераторов роста денежной массы и ускорения инфляционных процессов.

В начале 90-х, например, в большинстве стран СНГ кредиты Правительству представляли около 35-50 % денежных резервов. Бюджет был всегда дефицитным, система налогообложения была слабой и оставалась только этот источник финансирования государственного долга.

Субсидии также представляли значительную долю в денежных резервах, около 6-8 % ВВП. Отсутствие бюджетных ограничений привело к общему увеличению денежной базы и как следствие к усилению инфляции.

В настоящее время практически во всех странах с переходной экономикой государства установили жесткий контроль над денежной массой, сведя ее воздействие на инфляцию до нуля.            

Вторым монетарным фактором инфляции можно назвать колебания валютного курса.  Девальвация реального валютного курса может оказывать существенное влияние на ритм инфляции. Это влияние зависит, прежде всего, от размера экономики, от степени ее открытости.

Пытаясь управлять инфляцией, в начале системной трансформации разные страны (это скорее относится к странам Восточной Европы и Балтии) адаптировали разные формы валютных курсов. Например, фиксированный валютный курс, плавающий  валютный курс, валютный курс с коридором. Такое множество валютных курсов обостряло ситуацию во внешней торговле, что, в свою очередь, негативно сказалось на устойчивости валютных курсов и, как следствие, росла инфляция. Поэтому к 1995-1996 годам осуществлялись попытки установить единую форму валютного курса. Многие стали поддерживать плавающий валютный курс или валютный коридор. В странах же СНГ в начале их экономической трансформации  продолжали использовать рубль. В результате, в рублевой зоне параллельно действовало несколько центральных банков, чьи несогласованные действия создавали хаос. Страны вели экспансионистскую монетарную политику, тем самым, они взаимно экспортировали инфляционные процессы.   Стало необходимым введение собственных национальных валют, что и было сделано всеми республиками бывшего Советского Союза начиная с 1993г. С этого момента большинство республик прилагают все усилия на поддержание своих валют. К сожалению, эволюция валютных курсов в большинстве стран с переходной экономикой показывает, что их стоимость снизилась почти в 2 или 3 раза. Например, российский рубль подешевел на 103 % с 1992 по 1999 года, польская валюта - около 70%, киргизский сом: с 1995 по 1997г. - около 66,9%, в 1998г. – 65,6% и в 1999г. – 54,6%.

В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой предложение денег, как уже было отмечено, перестало играть важную роль вследствие реализации жесткой монетарной политики. В то время как влияние колебаний валютного курса, с повышением степени открытости экономики, приобретает все большую и большую значимость.

                  Вторую немонетарную группу составляют множество различных факторов инфляции. В этой работе подробно представлены три из них.

                  1)   В основе инфляции может быть жесткость предложения товаров и услуг. Это кейнсианская точка зрения. В этом случае, источник инфляции находится в неспособности производственного аппарата увеличивать предложение товаров и услуг. Это может следовать либо из недостаточности факторов производства, либо из-за неэффективности их использования.

Дезинтеграция Советского Союза вызвала частичное свертывание межреспубликанской торговли и вывела из строя экономику многих стран. В этих условиях, при наличии значительного спроса, резко сократилось производство.  Следом за снижением производства, производственные затраты распределялись на меньшее количество производимой продукции, что вело к ускорению инфляции издержек: производители компенсировали возросшие затраты повышением цен на конечную продукцию.

2) Следующий немонетарный фактор инфляции – это ее импорт. Спад внутреннего производства спровоцировал резкое увеличение импорта в страны с переходной экономикой. Импортированные продукты составляют значительную долю товаров, включаемых в расчет индекса цен, и способствуют, таким образом, непосредственному его повышению. Также повышение цен на импортируемые промежуточные товары ведет к увеличению производственных издержек отечественных предприятий, которые переносят это повышение на стоимость конечных товаров и услуг.

Кроме того, сильное увеличение  импорта отрицательно сказалось на торговом сальдо и привело к повышению общего уровня цен.

            3) Наконец, третья причина - это способность инфляции к самоинициированию. Самоинициирование инфляции происходит в связи с высокими инфляционными ожиданиями экономических агентов. Ожидая следующее повышение цен, наемные рабочие требуют повышения зарплаты, следовательно, чтобы поддержать тот же уровень прибыли предприятия увеличивают цены. Поэтому новый рост цен на рынках вызывает очередной виток инфляции. Однако, анализ поведения зарплаты в переходной экономике показал, что связь между зарплатой и ценами проявляется в полной мере лишь в странах Восточной Европы. В то время, как в большинстве стран СНГ эта взаимосвязь отсутствует вследствие осуществления ограничивающей политики доходов. Здесь способность инфляции к самоиницииированию вызвана отсутствием доверия к национальной валюте, в неспособности государства решить проблему инфляции. Ожидая девальвацию валюты и новое повышение цен, экономические агенты увеличивают потребление материальных благ, тем самым, приводя в движение механизм инфляции спроса.

                  Кроме вышерассмотренных к группе немонетарных факторов инфляции, проявившихся в полной мере в странах бывшего Советского Союза, относят:

-          инерция предшествующей хозяйственной системы, где была велика скрытая рублевая инфляция;

-          «шоковая модель», предполагавшая разовые меры по либерализации цен и выравниванию их на импортируемые в страну товары, усилила имеющуюся инфляцию в той мере, в какой в экономике существовали  диспропорции в ценах;

-          чрезмерная монополизация экономики;

-          трансформация отношений собственности;

-          неразвитость характерных черт рыночной экономики, в частности, таких как самофинансирование и самоокупаемость хозяйствующих субъектов;

-          противоречие между производственным и трансакционным секторами: в первом существует постоянный дефицит ликвидных ресурсов, а разбухание второго становится одним из инфляционных факторов, увеличивая трансакционные издержки;

-          постоянный дефицит государственного бюджета (он может воздействовать на инфляционные процессы через раздутый государственный аппарат, изменения в системе налогообложения);

-          сезонные факторы, например, повышение платежеспособного спроса или колебания цен на отдельные виды товаров: бензин, услуги жилищного хозяйства; на услуги пассажирского транспорта; на сельскохозяйственную продукцию.

      Как отмечают большинство исследователей, все эти факторы инфляции имеют по преимуществу немонетарную основу и лишь проявляются как монетарные.  И в первую очередь, инфляция в переходной экономике вызвана глубоким спадом в производстве. В таких условиях, когда рост цен порождается и стимулируется производственными и структурными проблемами, влияние на экономику монетарной политики, ориентированной лишь на монетаристские методы, имело скорее отрицательные,  чем положительные последствия. Речь, на наш взгляд, идет о несовместимости монетарной политики с природой инфляции и в этом случае всякое снижение цен будет искусственным, временным, как это происходит в нашей республике. Здесь, для того чтобы произошел всплеск инфляции достаточно, к примеру, сокращения финансовой помощи международных организаций. 

Последствия ограничивающей денежной политики. 

Кроме того, что жесткая монетарная политика не способна действительно снизить уровень инфляции и приводит к значительному спаду в производстве, но и способствует возникновению ряда явлений, которые негативно сказываются на всей экономике страны. В работе рассматриваются два таких явления, присущих всем странам с переходной экономикой: демонетизация и долларизация.

Демонетезация Ограничение денежной массы спровоцировало появление бартера, а также замещение официальной денежной единицы другими средствами платежей – суррогатами. Монетарная политика сделала значительный вклад в создание ситуации, где национальная денежная единица перестала частично или полностью выполнять свои функции:

-                      как средство обмена (именно с помощью денег можно покупать и продавать товары и услуги);

-               как единица счета (именно в деньгах выражают стоимость товаров и услуг);

-               как средство сбережения (именно деньги, сохраненные сегодня могут быть израсходованы завтра).   

Период с 1995 до 1998 характеризуется высокой демонетезацией экономики практически всех стран СНГ. Она выразилась сильным увеличением неплатежей и появлением суррогатов, как в промышленных, так и в бюджетных операциях. В российской экономике уровень использования суррогатов достиг 70 %. Эти суррогаты включали прямой товарообмен - бартер; различные векселя на предъявителя, которые выпускались предприятиями, главным образом, естественными монополиями (нефтяными компаниями – в России). Наконец, более сложные заменители – это взаимозачеты (продавцы принимают в обмен на товары будущие платежи в облигациях или перекрывают друг другу долги). Взаимозачеты используются на всех уровнях правительства для выполнения бюджета. Но надо отметить, что демонетизация бюджета – это лишь отражение демонетизации в реальном секторе.

Говорят, что использование суррогатов может иметь положительные последствия. Например, их использование позволяет сократить взаимные долги предприятий и государственных организаций. Однако, это ведет к возникновению множественности цен на одни и те же товары, что затрудняет осуществление обязательных платежей и других форм регулирования, усиливает коррупцию и теневую деятельность.

 Когда говорят о множественности цен, выделяют 4 их формы: денежная, бартерная, вексельная, зачетная. Бартерные и зачетные цены товаров близки друг к другу и приблизительно на 40-50 % выше,  чем денежные цены. Теория объясняет эту разницу присутствием более высоких трансакционных издержек при бартерном обмене. Для вексельных платежей цены товаров увеличиваются на издержки выпуска векселей. Но, согласно последним исследованиям OCDED эти доводы не могут объяснить полностью существование множественности цен и не дают ответ на вопрос: “почему все экономические агенты принимают суррогатные платежи?".

Это можно объяснить, во-первых, тем, что экономика Советского Союза никогда не была полностью монетизирована. Плановая экономика осуществляла распределение произведенных товаров при помощи прямых административных методов и неформальных бартерных взаимоотношений между предприятиями. Во-вторых, исследования OCDED показали отсутствие и сегодня знаний о методах изучения поведения потребителей, непрофессионализм руководства предприятий.

 В-третьих, вследствие того, что жесткая монетарная политика, направленная на ограничение кредитной экспансии и усиление контроля над деятельностью коммерческих банков, привела к сокращению коммерческих кредитов нефинансовому сектору. Неудивительно, что предприятия в таких условиях принимали долги других предприятий, тем самым, увеличивая число  неплатежей.

            Кроме того, демонетизация экономики носит институциональный характер. Бартер был представлен как средство. при помощи которого дефицитные предприятия могут выживать в условиях жестких бюджетных ограничений и неденежные платежи облегчают взимание в бюджет и позволяют открывать банковские счета, которые находятся под контролем налоговых органов власти. В то время как денежные платежи между предприятиями, осуществляемые вне банковской системы расцениваются, как незаконные.

Правительство, главным образом на региональном уровне, принимает зачеты, как налоговые выплаты. Многие исследователи утверждают, что массовое использование зачетов объясняется также желанием правительства создать "виртуальный бюджет", который на бумаге выглядит лучше, чем в жизни.

Существуют другие объяснения принятия правительством зачетов. Во-первых, это естественно для демонетизированных региональных и местных бюджетов осуществлять выплаты заработной платы и другие социальные платежи суррогатами. Во-вторых, неденежные расчеты позволяют региональным администрациям распространять свое влияние на распределение ресурсов. Зачеты не контролируются, что дает большую возможность для роста коррупции. Третье преимущество зачетных операций для правительства связано с возможностью увеличивать налог на доход внутри региона и влиять на распределение этого налога между федеральным и региональным бюджетами.

Год 1999 был отмечен для российской экономики уменьшением использования субститутов в бюджетных операциях и между предприятиями. Это связано, прежде всего, с девальвацией рубля, с ростом уровня инфляции после кризиса 1998 года, что улучшило положение российских экспортеров, способствуя притоку наличности в экономику. К сожалению, в экономике Кыргызской Республики уровень демонетизации и сегодня остается высоким.

Долларизация.  В работе мы не ставим цель изучить детально проблему долларизации, а лишь определить ее, как негативное последствие жесткой монетарной политики. Долларизация является феноменом, присущим большинству стран с переходной экономикой. Доллар рассматривается населением как нерисковые инвестиции, как средство платежа и средство сбережения.

Здесь мы не можем сказать, что это ограничивающая монетарная политика является единственным фактором долларизации. Отмечают, что инфляция и высокие инфляционные ожидания, девальвация национальной валюты являются главными причинами долларизации. Однако, монетарная политика сделала свой вклад в этот процесс.

Отсутствие ликвидности в экономике, порожденное ограничивающей монетарной политикой, вынудило экономических агентов искать другие средства осуществления операций - субституты. Доллар стал одним из таких заменителей. Его часто называют параллельной валютой.

Использование высоких коэффициентов обязательных резервов и высоких учетных ставок привело к ситуации, в которой некоторые банки не имели достаточных резервных средств. Они были вынуждены прервать кредитную деятельность, а некоторые из них не могли вообще существовать в таких условиях. Надо отметить, что банковская система в переходной экономике и без давления ЦБ является хрупкой и уязвимой. Естественно, что в таких условиях экономические агенты не доверяют банкам и используют доллар в качестве средства сбережения.

И, наконец, “успех” монетарной политики в большинстве стран с переходной экономикой увеличил инфляционные ожидания экономических агентов, предпочитающих консервировать свои сбережения в долларах.

Ограничивающая монетарная политика не была эффективной во многих странах с переходной экономикой. Во-первых, из-за несовместимости мер этой политики с природой инфляции (здесь она носит больше немонетарный характер). Во-вторых, правительственные органы власти рассматривали воздействие этих мер только на инфляцию и не принимали в расчет другие экономические величины. 

Но, как мы уже отметили, отрицательные последствия имели место в большинстве стран с переходной экономикой. Существует успешный опыт применения жесткой монетарной политики: Эстония, Словения, Венгрия, Республика Чехия и Польша. Поэтому, вопрос о выборе оптимальной монетарной политики для переходной экономики остается открытым.       

           

Библиография

1.                  Кристоферсон, Слок и Вескотт. «Возможен ли прямой контроль над инфляцией в Польше?». Журнал «Переходная экономика». Июнь 2001.

2.                  Дамбровский М. «Инфляция и монетарная политика в России: Опыт переходной экономики и Рекомендации».CASE, Варшава. Июль 2001.

3.                  Jaffré P. «Monnаis et la politique monétairе» 4-édition Economica, 1996

4.         Schaechter A. "Implementation of Monetary Policy and the Central Bank’s Balance Sheet", IMF, Working paper, octobre 2001.

5.         Rapport de OCDE Economie Surveys; Russian Federation Economics: «Demonetisation: the causes and  policy implications», mars 2000.