Приложение 1

Списочный состав детей

             Контрольная группа

       Экспериментальная группа

   имя ребенка

        возраст

   имя ребенка

        возраст

   Даша Я.

2 года 11 мес.

Настя Д.

2 года 9 мес.

   Алена Д.

3 года 2 мес.

Антон С.

2 года 11 мес.

   Таня М.

3 года 1 мес.

Миша А.

3 года 0 мес.

   Саша Д.

2 года 10 мес.

Катя К.

2 года 8 мес.

   Оксана Л.

2 года 11 мес.

Саша Т.

3 года 1 мес.

   Андрей Г.

2 года 9 мес.

Маша К.

2 года 9 мес.

   Андрей И.

2 года 10 мес.

Миша П.

2 года 11 мес.

   Сергей Л.

2 года 7 мес.

Семен С.

3 года 1 мес.

   Настя Ф.

3 года 1 мес.

Настя К.

2 года 11 мес.

   Марина П.

2 года 10 мес.

Лена С.

2 года 7 мес.

 

Анамнезы детей экспериментальной группы

-       Настя Д.  Девочка от 2-й беременности, 2 родов.    Роды при сроке гестонии 38 – 40 недель. Безводный период – 6 часов. При рождении состояние ребенка удовлетворительное, оценка по шкале Ангар 8/9 баллов, вес – 3200, рост – 51 см, окр. гол. – 33 см, окр.гр. – 34см. До 1 года перенесла: ОРВИ, острый ринофарингит,  остр. гн. парапроктит.

-       Антон С.  Мальчик от 4 беременности, 4 родов, родился на дому с массой тела 1700гр, окр. гр. – 31см. Осмотр невропатолога: жалобы: срыгивает после каждого кормления.  В неврологическом статусе – умеренная гипотония.

-       Миша А.  Мальчик от 3 беременности, роды при сроке 35-36 недель, вес – 2470гр, рост – 49 см, окр. гол. – 33 см, окр. гр. – 32 см.  Перенес заболевания: ОРВИ.       Диагноз невропатолога: синдром повышенной нервно – рефлекторной возбудимости, ранний восстановительный период.

-       Катя К. Девочка от первой беременности, первых родов при сроке 37 недель. Вес – 3200гр, тугое двукратное обвитие пуповины, оценка по шкале Ангар 7/8 балов. В 10-ти дневном возрасте поступила в детскую больницу с диагнозом: катаральный коньюктивит.

-       Саша Т. - ребенок от 3 беременности, 3 родов, вес – 3300гр. Вскармливание грудное до 2 мес., голову держит с 3 мес.

-       Маша К. – ребенок от 4 беременности, 4 родов, роды домашние, срочные, вес – 3470гр, рост – 51см. Грудное вскармливание до 3 мес. Перенесенное заболевание до 1 года: ОРВИ.

-       Миша П. - мальчик от первой беременности, 1 родов. Роды в срок, вес – 3300гр, рост – 53см, окр. гол. – 36см, окр. гр. – 36см. Грудное вскармливание до 9 мес. Перенесенных инфекционных заболеваний не было.

-       Семен С. – ребенок от 2 беременности, 2 роды. Роды в срок, вес – 3600гр, рост – 50 см, окр. гол. – 34см. Искусственное вскармливание. Перенесенных инфекционных заболеваний не было.

-       Настя К.  – девочка  от 3 родов, преждевременных, с массой 2680гр. Осмотр невропатолога: тонус в руках и ногах повышен. Искусственное вскармливание. Перенесла заболевание: ОРВИ.

-       Лена С. – девочка от 1 беременности, мать на учете не стояла. Масса при рождении – 3200гр, рост - 50см, окр. гол. – 35см, окр.гр. – 35 см. Диагноз: в/у инфекция, переохладилась, перенесла пневмонию, мышечный тонус повышен.

Приложение 2

Математическая обработка результатов эксперимента

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (сводные результаты)

         Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 1.

                                                                                                       Таблица 1

Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе

Констатирующий этап эксперимента

    Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

11 (18)

18,5

12 (20)

20

10 (15)

15,5

11 (19)

18,5

10 (14)

15,5

10 (17)

15,5

9 (13)

13

10 (16)

15,5

7 (9)

9,5

8 (12)

11,5

5 (7)

6,5

8 (11)

11,5

5 (6)

6,5

7 (10)

9,5

4 (3)

3

6 (8)

8

4 (2)

3

4 (5)

3

4 (1)

3

4 (4)

3

94

116

Общая сумма рангов: 94 + 116 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 116 = 39

         По таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         U эмп. = 39, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как  U эмп. > U кр.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (1 методика)

         Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 2.

                                                                                                       Таблица 2

Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 1)

Констатирующий этап эксперимента

    Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

3

17,5

3

17,5

3

17,5

3

17,5

3

17,5

3

17,5

2

11

2

11

2

11

2

11

2

11

2

11

1

4

2

11

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

101,5

108,5

Общая сумма рангов: 101,5 + 108,5 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 116 = 46,5

         По таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         U эмп. = 46,5, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как  U эмп. > U кр.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (2 методика)

         Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 3.

                                                                                                      

Таблица 3

Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 2)

Констатирующий этап эксперимента

    Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

3

19,5

3

19,5

2

15,5

2

15,5

2

15,5

2

15,5

1

6,5

2

15,5

1

6,5

2

15,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

1

6,5

96

114

Общая сумма рангов: 96 + 114 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 114 = 41

         По таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         U эмп. = 41, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как  U эмп. > U кр.

 

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (3 методика)

         Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 4.

                                                                                                       Таблица 4

Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 3)

Констатирующий этап эксперимента

    Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

3

17

3

17

3

17

3

17

2

10,5

3

17

2

10,5

3

17

2

10,5

3

17

2

10,5

2

10,5

1

4

2

10,5

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

1

4

92

118

Общая сумма рангов: 92 + 118 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 118 = 37

         По таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         U эмп. = 37, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как  U эмп. > U кр.

 

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (4 методика)

         Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 5.

                                                                                                       Таблица 5

Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 4)

Констатирующий этап эксперимента

    Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

3

17

3

17

3

17

3

17

3

17

3

17

2

10,5

3

17

2

10,5

2

10,5

1

4

2

10,5

1

4

2

10,5

1

4

2

10,5

1

4

1

4

1

4

1

4

92

118

Общая сумма рангов: 92 + 118 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 118 = 37

         По таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         U эмп. = 37, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как  U эмп. > U кр.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (сводные результаты).

         Наша задача, как и в случае с детьми контрольной группы, определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 6.

                                                                                                       Таблица 6

Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

10 (15)

14,5

12 (20)

20

10 (14)

14,5

11 (19)

17,5

9 (12)

12,5

11 (18)

17,5

7 (10)

9,5

11 (17)

17,5

7 (9)

9,5

11 (16)

17,5

5 (5)

5

9 (13)

12,5

4 (4)

2,5

8 (11)

11

4 (3)

2,5

6 (8)

7

4 (2)

2,5

6 (7)

7

4 (1)

2,5

6 (6)

7

75,5

134,5

         Общая сумма рангов: 75,5 + 134,5 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 134,5 = 20,5

         Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения эти значимы и достоверны.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (1 методика).

         Занесем полученные данные в таблицу 7.

                                                                                                       Таблица 7

Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 1)

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

3

16

3

16

3

16

3

16

3

16

3

16

2

8,5

3

16

2

8,5

3

16

1

3

3

16

1

3

2

8,5

1

3

2

8,5

1

3

2

8,5

1

3

2

8,5

80

130

         Общая сумма рангов: 80 + 130 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 130 = 25

         Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения значимы, но их нельзя считать достоверными.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (2 методика).

         Занесем полученные данные в таблицу 8.

                                                                                                       Таблица 8

Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 2)

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

2

14

3

19,5

2

14

3

19,5

2

14

2

14

1

5

2

14

1

5

2

14

1

5

2

14

1

5

2

14

1

5

2

14

1

5

1

5

1

5

1

5

77

133

         Общая сумма рангов: 77 + 133 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 133 = 22

         Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения значимы.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (3 методика).

         Занесем полученные данные в таблицу 9.

                                                                                                       Таблица 9

Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 3)

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

3

17

3

17

3

17

3

17

2

10

3

17

2

10

3

17

2

10

3

17

1

3,5

2

10

1

3,5

2

10

1

3,5

2

10

1

3,5

2

10

1

3,5

1

3,5

81,5

128,5

         Общая сумма рангов: 81,5 + 128,5 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 128,5 = 26,5

         Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения значимы.

Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (4 методика).

         Занесем полученные данные в таблицу 10.

                                                                                                       Таблица 10

Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 4)

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Показатель уровня

         Ранг

Показатель     уровня

         Ранг

3

17,5

3

17,5

3

17,5

3

17,5

2

12

3

17,5

2

12

3

17,5

1

5

2

12

1

5

2

12

1

5

2

12

1

5

1

5

1

5

1

5

1

5

1

5

89

121

         Общая сумма рангов: 89 + 121 = 210.

         Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным  по формуле

                   ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

         Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

         Ŕ - общая сумма рангов.

                   ∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

         Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

         Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

                   U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где

         n – количество испытуемых в каждой выборке;

         T – большая из двух ранговых сумм.

                   U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 121 = 34

         Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.

         U кр. = 27 (р≤0,05)     U кр. = 19 (р≤0,01)

         Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы не можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения не являются значимыми.