О.С. Федорова,

К.э.н., доцент кафедры банковского и страхового дела

Тюменского государственного университета

РИСКИ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ БАНКОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Банк России под рисками банковской деятельности понимает возможность утери ликвидности и (или) финансовых потерь (убытков), связанную с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.

Кредитный риск банка может быть определен в широком и в узком смысле. В широком смысле кредитный риск определен в Приложении № 2 к Положению Банка России № 509 как  неспособность или нежелание партнера действовать в соответствии с условиями договора. Кредитный риск возникает при кредитовании, вложениях в ценные бумаги, при выдаче гарантий, акцептов и при проведении других операций. Несмотря на отмену указанного положения, приведенное определение не потеряло своей актуальности.

Кредитный риск в узком смысле определен в Инструкции Банка России от 30.06.97 года № 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» как риск неуплаты заемщиком основной суммы и причитающихся кредитору процентов в установленный кредитным договором срок.

Таким образом, кредитный риск в узком смысле можно рассматривать как риск кредитного портфеля банка.

Данные о структуре кредитного портфеля банков, осуществляющих свою деятельность на территории Тюменской области, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Кредиты, выданные банками, осуществляющими деятельности на территории Тюменской области, по состоянию на 1.01.04 года

Показатель

Головные офисы и филиалы, расположенные на территории Тюменской области

Кредитные организации, зарегистрированные в регионе

Млн.руб.

Удельный вес, %

Млн.руб.

Удельный вес, %

Кредиты,  выданные в рублях

46 790

88,7

25 181

77

Кредиты, выданные в иностранной валюте

5 952

11,3

7 530

23

Всего кредиты выданные

52 742

100

32 711

100

Удельный вес выданных кредитов в активах, %

34,5

37

Источник: [cbr.ru]

Как свидетельствуют данные таблицы, кредитные вложения банков Тюменского региона занимают значительный удельный вес в банковских активах, что предопределяет возможность и крупных потенциальных потерь. Поэтому коммерческие банки должны уделять значительное внимание управлению этим риском.

   Условно процесс управления банковскими рисками можно разделить на четыре этапа:

1 этап - составление, принятие и утверждение банковской политики рисков. Банковская политика рисков - это единый для всего банка документ (или совокупность документов), который включает:

1)  определение видов рисков, присущих деятельности данного банка, и выявление их факторов;

2)  определение сферы влияния каждого риска, то есть влияет ли риск на финансовый результат банка, или влечет утерю ликвидности;

3)  выбор методики оценки уровня риска;

4)  определение управляемости риска;

5)  выбор метода и инструмента снижения риска;

6)  порядок контроля за рисками.

2 этап - практическая реализация банковской политики рисков.

3 этап - анализ эффективности применяемой политики.

4 этап - корректировка банковской политики рисков.

Процесс управления банковскими рисками является циклическим и осуществляется непрерывно.

Можно выделить три основных метода оценки кредитного риска коммерческого банка.

Первый метод – аналитический, то есть оценка возможных потерь банка осуществляется в соответствии с нормативными документами Банка России. Кредитный риск в широком смысле равен величине активов, взвешенных с учетом риска, рассчитанной по инструкции Банка России № 110- И от 15 января 2004 года, увеличенной на суммы кредитных рисков  по срочным сделкам и по внебалансовым счетам.  Кредитный риск в узком смысле равен величине расчетного резерва на возможные потери по ссудам, рассчитанной в соответствии с Инструкцией № 62а. В этом случае оценка кредитных  рисков  производится  банками  по  всем ссудам  и всей задолженности клиентов,  приравненной к ссудной,  в российских рублях,  иностранной валюте и драгоценных  металлах,  а именно:

-          по  всем  предоставленным  кредитам,  включая  межбанковские  кредиты (депозиты);

-          по векселям, приобретенным банком;

-          по суммам, не взысканным по банковским гарантиям;

-          по операциям,  осуществленным  в  соответствии  с  договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг).

В  зависимости  от  величины кредитного риска все ссуды подразделяются на 4 группы:

1 группа - стандартные ссуды. Норма резервирования по ним составляет 1 % от основной суммы ссуды.

2 группа   -  нестандартные  ссуды . Норма резервирования - 20 % от основной суммы ссуды.

3 группа  -  сомнительные   ссуды . Норма резервирования - 50 % от основной суммы ссуды.

4 группа - безнадежные ссуды. Норма резервирования - 100 % от основной суммы ссуды.

Классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится на  комплексной основе. К классификационным критериям распределения ссуд по группам риска относятся обеспеченность; сроки просрочки уплаты основной суммы ссуды и процентов; количество переоформлений с изменением или без изменений условий договора; категория заемщика.

В настоящее время объективно необходим переход от формализованной оценки уровня риска к мотивированному суждению, основанному, прежде всего, на финансовом состоянии контрагента банка.

Аналитический метод оценки является обязательным к применению в практике отечественными банками.

Второй метод оценки кредитного риска  - статистический. В отличие от аналитического метода, применение на практике статистического метода оценки риска не является обязательным для банка.

Статистический метод оценки кредитного риска может использоваться банком, проводившим определенную активную операцию в течение какого-то периода времени, и накопившем информацию о фактических убытках, связанных с проведением этой операции. Например, в банке используется методика оценки кредитоспособности заемщика, разделяющая всех потенциальных заемщиков на три класса кредитоспособности. Пусть за пять лет применения методики заемщикам первого класса кредитоспособности было выдано 10 000 денежных единиц кредитов, заемщикам второго класса – 5 000 денежных единиц кредитов, а заемщикам третьего класса – 1 000 денежных единиц кредитов. Из выданных сумм кредитов фактические невозвраты составили по первому классу кредитоспособности 100 денежных единиц , по второму классу – 200 денежных единиц, и по третьему классу – 150 денежных единиц. На основе приведенных статистических данных рассчитывается индивидуальный коэффициент кредитного риска конкретного банка как отношение соответствующей суммы невозврата к сумме выданных кредитов. В приведенном примере коэффициент кредитного риска по кредитам, предоставленным заемщикам первого класса, равен 1 % ( 100 / 10000), второго класса – 4 % (200 / 5000), третьего класса – 15 % ( 150 / 1000). Выдавая новый кредит, банк оценивает кредитоспособность потенциального заемщика, определяет его класс, и сумму испрашиваемого кредита взвешивает на свой собственный индивидуальный коэффициент кредитного риска. Полученная величина представляет собой количественную оценку кредитного риска в узком смысле.

Третий метод оценки кредитного риска – экспертный. Этот метод предполагает анкетирование потенциального заемщика и обработку факторов риска, не поддающихся количественному измерению, опытным экспертом.

Для снижение кредитных рисков коммерческий банк должен избегать их концентрации. Кредитные риски могут быть сконцентрированы вследствие следующих решений управленческого аппарата:

1)  предоставление связанных кредитов. В широком смысле связанные кредиты - это кредиты, предоставление которых связано с определенными дополнительными условиями. По мнению ЦБ РФ, связанные кредиты - это кредиты физическим или юридическим лицам, связанным с банком через участие в капитале либо имеющим способность осуществлять прямой или косвенный контроль банка. Такие кредиты нередко предоставляются на основе необъективных суждений о кредитоспособности и платежеспособности заемщиков, что увеличивает риск;

2)  предоставление крупных кредитов одному заемщику или группе связанных заемщиков;

3)  кредитование определенных отраслей или секторов экономики;

4)  кредитование отдельных регионов страны;

5)  группировка кредитов по другим характеристикам, из-за которых банк может подвергнуться дополнительным рискам.                                                           

Таким образом, ссуды должны быть некоррелированными, то есть одни и те же внешние факторы не должны одинаково влиять на все ссуды в банковском портфеле.

Для минимизации кредитных рисков разрабатывается кредитная политика. В банке должен быть регламентирован кредитный процесс, установлены приоритетные направления вложений средств, критерии кредитоспособности и платежеспособности заемщиков, процедуры кредитного мониторинга, привлечены квалифицированные кадры, создана действенная система контроля.   

В последнее время в качестве эффективной системы управления кредитным риском банки применяют систему лимитов, ограничивающих объемы кредитных операций. Лимиты устанавливаются исходя из уровня потерь, которые банк согласен понести в связи с реализацией кредитных рисков. Совокупный кредитный риск банка разделяется на кредитные риски по группам активных операций, при этом целесообразно установить и придерживаться следующих лимитов: лимиты в зависимости от вида контрагента; в зависимости от группы риска (по инструкции ЦБ РФ № 110-И); в зависимости от используемых инструментов (например, кредиты, овердрафты, учтенные векселя, вложения в акции, прочие долговые обязательства); в зависимости от отрасли или региона.

Внутри каждой из четырех групп необходимо устанавливать индивидуальные лимиты на клиентов.

При выборе метода снижения риска коммерческие банки используют два подхода. Первый подход является обязательным и основан на соблюдении нормативных требований регулирующих органов. Второй подход основан на разработке и использовании собственной системы методов управления рисками в конкретном банке. Для успешной банковской деятельности необходимо сочетание обоих подходов.

   К методам снижения рисков относятся:

1 отказ от риска. Отказ от риска предполагает отказ банка от проведения конкретной операции или заключении сделки с конкретным контрагентом или группой контрагентов. Это метод наиболее простой и радикальный, позволяет избежать возможных потерь и неопределенности, но и не позволяет получить прибыль. В некоторых случаях отказ от рисков невозможен, например, отказ от риска неблагоприятного для банка изменения экономической политики государства. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других, например, незначительный объем получаемой прибыли может привести к риску потери репутации банка.

2 метод - диверсификация (разделение рисков)

Возможны следующие разделения рисков:

2.1. физическое разделение внутри однородных активов и пассивов (в зависимости от сроков, между различными рынками, различными кредиторами и дебиторами, различными фондами и резервами).

2.2. разделение активов по собственности, то есть путем создания дочерних специализированных компаний, занимающихся определенным видом банковской деятельности (лизинговых, трастовых, факторинговых, финансовых компаний). В настоящее время многие коммерческие банки имеют дочерние фирмы, которые непосредственно не занимаются банковской деятельностью. Это могут быть туристические фирмы, автосалоны. Финансовые потери, возникшие в результате распределения части активов банка другим предприятиям, даже в случае банкротства этих предприятий для самого банка будут определяться только его долей в капитале.

Все риски с помощью диверсификации можно снизить невозможно. В частности, нельзя снизить риски неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников.

3 метод - комбинация рисков. При комбинации возможный риск от проведения крупной операции распределяется между несколькими банками. Например, выдача синдицированного кредита несколькими банками одному заемщику, или совместное размещение крупного займа одного эмитента.

4 метод - трансферт риска - это передача риска другому экономическому субъекту, обычно через заключение контракта. Например, риск невозврата заемщиком долга по кредитному договору может быть передан залогодателю путем заключения договора залога, или страховщику – путем заключения договора страхования, или поручителю, гаранту. Кроме того, риск может быть передан самому заемщику путем включения в цену за кредит возможного риска банка.

5 метод снижения рисков - прямые управленческие воздействия на риск. К таким воздействиям относятся:

1)  проверка предполагаемых партнеров;

2)  грамотная документация сделки;

3)  планирование и прогнозирование банком собственной деятельности;

4)  тщательный подбор кадров.

Для обеспечения обоснованности принятия коммерческим банком решений о выдаче кредитов предприятиям реального сектора или об учете их векселей необходимо создание системы раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии реального сектора.

Под системой раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии реального сектора предлагается понимать совокупность взаимосвязанных элементов, к которым относятся принципы, задачи, субъекты, объекты, инструменты и методы и механизм.

К принципам системы раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии относятся принципы достоверности, конфиденциальности, полноты, наличия методологической  и правовой базы.

К задачам системы раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии относятся направление банковских ресурсов в реальный сектор, снижение банковских рисков, обеспечение обоснованности принятия банковских решений о выдаче кредитов, учете векселей, повышение взаимной выгоды от сотрудничества банков и клиентов.

К субъектам системы раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии относятся центральный банк, коммерческие банки, специализированные частные фирмы, ассоциации кредитных организаций, предприятия реального сектора экономики.

К объектам системы раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии относятся информация, предоставленная клиентом, кредитные истории, рейтинги, отчеты о финансовом состоянии предприятий, средние показатели развития отраслей и регионов.

Под методами системы раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии предлагается понимать способы воздействия на субъектов, а именно административный (обязывание, принуждение) и рыночный, при реализации которого предприятие само стремится раскрыть информацию о себе, а другие субъекты заинтересованы использовать раскрытую информацию для принятия обоснованных решений и обеспечивать ее конфиденциальность. Каждому методу присущи свои инструменты.

Под механизмом функционирования системы раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии предлагается понимать порядок взаимодействия субъектов для решения задач на основе выделенных принципов с помощью соответствующих методов и инструментов воздействия на объекты.

Для реализации задач системы раскрытия информации о потенциальном заемщике – предприятии необходимо активизировать работу прежде всего, по двум направлениям: формирование кредитных историй и составление рейтингов предприятий реального сектора отечественной экономики.

В современных условиях управлению банковскими рисками уделяется все большее внимание как со стороны самих банков, так и со стороны государственных регулирующих органов.