Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы транспортного налога. 4

1.1. Налогоплательщики транспортного налога. 4

1.2. Объект налогообложения. 7

1.3. Налоговая база и налоговый период. 13

Глава 2. Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу на примере ООО «Крокус». 15

Заполнение раздела 1. 16

Заполнение раздела 2. 19

Заполнение раздела 3. 23

Заключение. 25

Список литературы.. 27

Введение

Установление нового транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 "Транспортный налог".

Новый транспортный налог заменяет прежний налог с владельцев транспортных средств, который зачислялся в дорожные фонды, а также налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Согласно подп."ж" п.1 ст.20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" транспортный налог является региональным налогом и устанавливается законами субъектов РФ.

Так, в ст.356 Налогового кодекса РФ сказано, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Например, в Москве транспортный налог установлен Законом города Москвы от 23 октября 2002 г. N 48 "О транспортном налоге", в Свердловской области - Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области".

После принятия законов субъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При исчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положениями гл.28 Налогового кодекса РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектов РФ не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.

Глава 1. Теоретические основы транспортного налога

1.1. Налогоплательщики транспортного налога

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Порядок определения налогоплательщиков по различным видам транспортных средств разъяснен в пунктах 4-6 Методических рекомендаций.

Согласно пункту 4 Методических рекомендаций наземные транспортные средства регистрируются в следующем порядке:

автомототранспортные средства и прицепы к ним регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство (пункт 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59);

тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности; в паспорте самоходной машины и других видов техники (пункт 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.);

транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (пункт 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утвержденных приказом ГТК России от 2 марта 1995 г. N 137).

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

Статьей 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него. Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов) - фрахтователь судна (пункт 5 Методических рекомендаций).

В пункте 6 Методических рекомендаций разъясняется, что в отношении воздушных судов налогоплательщиками будут являться эксплуатанты - физические или юридические лица, использующие воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом, поскольку именно на них подлежат регистрации воздушные суда на основании пунктов 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 12 октября 1995 г. N ДВ-110.

Особенности определения налогоплательщиков по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которым введена глава 28 НК РФ (опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 июля 2002 г.), установлены статьей 357 НК РФ. Согласно указанной статье лицо, указанное в доверенности, может быть признано налогоплательщиком только при одновременном выполнении следующих условий:

1) транспортное средство приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ;

2) транспортное средство передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ;

3) на основании доверенности переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.

Признание физических и юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

НК РФ (пункты 4 и 5 статьи 362) обязывает органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения:

о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;

о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком производится на основании уведомления, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. Согласно пункту 7 Методических рекомендаций в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2) транспортное средство;

3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

В пункте 8 Методических рекомендаций разъясняется, что:

документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату; справка-счет; документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств);

документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться: расписка в получении транспортных средств; документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю;

документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться: доверенность на право, в том числе владения и распоряжения; копия доверенности, заверенная нотариусом.

1.2. Объект налогообложения

Объект налогообложения определен в статье 358 НК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи объектом налогообложения признаются следующие зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Минфин России в письме от 25 августа 2004 г. N 03-06-04-04/01 обращает внимание на то, что понятие "транспортное средство", применяемое в главе 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (код 15 0000000 "Средства транспортные"), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - ОКОФ), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 НК РФ из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с ОКОФ учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование" (код 14 2918010). Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

Таким образом, ОКОФ может применяться для целей исчисления транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 НК РФ.

Как отмечается в письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04/14, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели).

Согласно пункту 2 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения не являются:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

При этом согласно пункту 17.2 Методических рекомендаций подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, признаются:

положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 "Перевозка" ГК РФ.

К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Из пункта 2 Методических рекомендаций следует, что при определении сельскохозяйственного товаропроизводителя следует руководствоваться Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". В соответствии с пунктом 1 этого закона сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.

Согласно пункту 17.3 Методических рекомендаций налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя представляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции. Долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период. Стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода. При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.

Согласно Методическим рекомендациям при непризнании лица сельскохозяйственным товаропроизводителем по истечении налогового периода транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени на общих основаниях;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В пункте 17.6 Методических рекомендаций разъясняется, что при определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, в которых в отношении федеральных органов исполнительной власти предусмотрена военная служба, а также положениями об этих органах.

Порядок применения этой нормы пункта 2 статьи 358 НК РФ разъяснен в письме МНС России от 1 октября 2003 г. N НА-6-21/1017 "О порядке применения пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ". В письме отмечается, что перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определен статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В частности, к ним относится служба во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны и воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России. При этом статьей 8 Закона установлено, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определяются Правительством РФ.

Кроме того, в постановлении Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы рассматривается как служба, аналогичная военной службе по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е").

Исходя из вышеизложенного в указанном письме МНС России отмечается, что на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Согласно пункту 17.4 Методических рекомендаций документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. В пункте 17.5 Методических рекомендаций отмечается, что в соответствии со статьей 34 Воздушного кодекса РФ на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

В Методических рекомендациях уточняется, что к объектам налогообложения не относятся:

троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта (пункт 12 Методических рекомендаций). При этом обращается внимание на то, что в соответствии с ОКОФ автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование;

автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см (пункт 13 Методических рекомендаций), поскольку не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством (см., например, Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России 16 января 1995);

военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях, поскольку не подлежат государственной регистрации (пункт 14 Методических рекомендаций);

шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна, поскольку не регистрируются в Государственном судовом реестре и судовых книгах (пункт 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ).

1.3. Налоговая база и налоговый период

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в зависимости от вида транспортных средств следующим образом:

по транспортным средствам, имеющим двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно пункту 18 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 x 1,35962);

в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (пункт 21 Методических рекомендаций);

по иным водным и воздушным транспортным средствам, не имеющим двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, - как единица транспортного средства. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (пункт 23 Методических рекомендаций).

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (статья 360 НК РФ).

Глава 2. Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу на примере ООО «Крокус»

ООО "Крокус" занимается торговлей стройматериалами в г. Лобне Московской области. В течение 2005 года на балансе организации числились следующие транспортные средства:

- легковой автомобиль "Нива" ВАЗ-2123 (мощность двигателя 58,11 кВт). В конце августа 2005 года машина была угнана (уголовное дело возбуждено в начале сентября);

- легковой автомобиль Daewoo Espero (мощность двигателя 104 л.с.), купленный в начале ноября 2005 года;

- грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 (мощность двигателя 109 л.с.). Он находился в эксплуатации в течение всего 2005 года. В апреле 2005 года произведена замена сломанного двигателя и на грузовик был установлен двигатель мощностью 120 л.с.

Все транспортные средства ООО "Крокус" зарегистрированы в органах ГИБДД.

В течение 2005 года в региональный бюджет были перечислены авансовые платежи на общую сумму 2061 руб.

Налогообложение транспортных средств в г. Лобне регулируется Законом Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (далее - Закон N 129/2002-ОЗ).

С 1 января 2006 года для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) на взлетном режиме в земных условиях. Налоговая база по таким самолетам измеряется в килограмм-силах (кгс). Данные поправки внесены в главу 29 НК РФ Федеральным законом от 20.08.2005 N 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

До конца 2005 года налоговая база по таким транспортным средствам определялась в общем порядке - как мощность двигателя в лошадиных силах. Для пересчета тяги реактивного двигателя, выраженной в килограмм-силах, в мощность двигателя в лошадиных силах налогоплательщики должны были умножить тягу двигателя на коэффициент 0,75. Такой алгоритм расчета приведен в письме Государственной службы гражданской авиации Минтранса России от 03.04.2003 N КР28/150ГА.

Согласно этому закону налоговым периодом является календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и 9 месяцев. До 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, организация уплачивает авансовые платежи и представляет в налоговые органы их расчет. До 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговые органы подается налоговая декларация за прошедший год.

Посмотрим, как заполняется декларация по транспортному налогу за 2005 год.

Порядок заполнения титульного листа такой же, как и в других декларациях. Расскажем об особенностях заполнения разделов 1, 2 и 3.

Заполнение раздела 1

После заполнения всех листов разделов 2 и 3 переходят к разделу 1. В нем исчисляется сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет. В этот раздел сведения переносятся из листов раздела 2.

По строке 010 указывается код бюджетной классификации (КБК). С 1 января 2006 года в соответствии с приказом Минфина России от 10.12.2005 N 114н вводятся в действие новые 20-значные коды бюджетной классификации. Сумму транспортного налога, исчисленную за 2005 год и уплачиваемую в бюджет в 2006 году, следует перечислять по КБК 182 1 06 04011 02 1000 110.

В связи с тем что по транспортному налогу за 2005 год заполняется налоговая декларация по прежней форме, Минфин России выпустил письмо от 27.01.2006 N 03-06-04-02/03. Согласно этому документу налогоплательщики вправе самостоятельно добавить в форму декларации необходимое количество ячеек для указания нового КБК.

По строке 020 вписывается код ОКАТО в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления ОК 019-95, который утвержден постановлением Госстандарта России от 31.07.95 N 413.

Если у организации имеется несколько транспортных средств, зарегистрированных в муниципальных образованиях разных субъектов РФ, то налоговая декларация заполняется по каждому коду ОКАТО отдельно. Если же транспортные средства зарегистрированы в нескольких муниципальных образованиях, находящихся в ведении одной налоговой инспекции, то заполняется только одна налоговая декларация. В ней по строке 020 указывается ОКАТО одного из этих муниципальных образований.

ООО "Крокус" по этой строке проставляет код ОКАТО для г. Лобни Московской области - 1146440000.

По строке 030 показывается исчисленная сумма налога по всем транспортным средствам организации. Для этого суммируются значения строки 130 из всех листов раздела 2 декларации:

316 руб. + 295 руб. + 545 руб. + 1800 руб. = 2956 руб.

По строке 040 отражается сумма налога, уплаченная в течение налогового периода. Эта строка заполняется, если в регионе предусмотрены авансовые платежи по транспортному налогу. Напомним, что каждый регион самостоятельно определяет сроки и количество платежей для перечисления налога в бюджет.

В соответствии с законодательством Московской области ООО "Крокус" начисляло и уплачивало авансовые платежи по итогам отчетных периодов. Общая сумма этих платежей - 2061 руб. Она указывается по строке 040 раздела 1.

По строке 050 отражается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года. Она представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода (строка 030), и суммой авансовых платежей по налогу, исчисленных за отчетные периоды в течение года (строка 040).

Строка 050 заполняется, если разность строк 030 и 040 положительная. Если по строке 040 в декларации за налоговый период стоит прочерк (из-за отсутствия авансовых платежей или промежуточных деклараций по налогу), то значения строк 030 и 050 будут совпадать.

ООО "Крокус" показывает по строке 050 сумму:

2956 руб. - 2061 руб. = 895 руб.

Именно эту сумму налога организация должна перечислить в бюджет Московской области по итогам года.

Строки 060 и 070 повторяются в разделе 1 четыре раза. Это обусловлено максимальным количеством платежей по налогу в течение года.

По строкам 060 указываются сроки уплаты суммы налога, отраженной по строке 050. Они устанавливаются законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Затем сумма налога, отраженная по строке 050, распределяется по строкам 070 в соответствии со сроками уплаты, указанными в строках 060. Если законом субъекта РФ установлен только один срок уплаты налога, сумма налога, отражаемая по строке 070, равна сумме по строке 050.

В соответствии с Законом N 129/2002-ОЗ в Московской области транспортный налог, начисленный к уплате по годовой декларации, уплачивается одним платежом в срок не позднее 28 марта 2006 года. Этот срок указывается в строке 060. По строке 070 показывается сумма налога, подлежащая уплате к этому сроку.

Бухгалтер ООО "Крокус" вписывает в строку 060 срок уплаты налога - 28 марта 2006 года, а в строку 070 - сумму налога, подлежащую уплате к этому сроку, - 895 руб.

По строке 080 отражается сумма налога к уменьшению. Строка заполняется, если значение строки 030 меньше, чем значение строки 040. Полученная разность вписывается в строку 080. Эта сумма показывает величину переплаты по транспортному налогу за истекший год. По строке 080 проставляется прочерк, если транспорт организации зарегистрирован в регионе, где авансовые платежи в течение года не начисляются.

ООО "Крокус" по строке 080 ставит прочерк, так как исчисленная сумма транспортного налога (строка 030) больше суммы авансовых платежей, уплаченных организацией в течение налогового периода (строка 040).

Заполнение раздела 2

Сначала бухгалтер ООО "Крокус" заполняет раздел 2 декларации. При этом на каждое транспортное средство полагается заполнять отдельный лист раздела 2. Кроме того, нужно учитывать следующее. Допустим, в течение налогового периода на транспортном средстве производилась замена двигателя. Причем каждый раз мощность устанавливаемого двигателя была разной. В этом случае налогоплательщик должен заполнить столько листов раздела 2, сколько раз менялась мощность двигателя. В каждом листе по строке 100 нужно указать количество месяцев владения транспортным средством с соответствующим показателем мощности двигателя, отраженным по строке 050. При исчислении суммы налога по таким транспортным средствам организация должна учесть изменение мощности двигателя начиная с того месяца, когда это произошло.

Бухгалтеру ООО "Крокус" следует заполнить раздел 2 в четырех экземплярах, так как на организацию зарегистрировано три транспортных средства, а на одном из них был заменен двигатель.

По строке 010 раздела 2 указывается вид транспортного средства - "автомобиль легковой" или "автомобиль грузовой".

По строке 020 вписывается код транспортного средства:

- 510 04 - по легковым автомобилям;

- 520 01 - по грузовым.

Правильные наименования видов транспортных средств (автомобили легковые, тракторы сельскохозяйственные, вертолеты пожарные и т.д.) и их коды приведены в разделе VII инструкции по заполнению декларации.

По строке 030 проставляется идентификационный номер транспортного средства. По наземным транспортным средствам - это номер VIN, по водным - ИМО, по воздушным транспортным средствам - серийный заводской номер судна. Эти сведения переписываются из технических паспортов транспортных средств.

По строке 040 приводится регистрационный знак транспортного средства из свидетельства о государственной регистрации. По водным транспортным средствам записывается регистрационный номер судна.

По строке 050 записывается величина налоговой базы: мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость судна в регистровых тоннах или единица транспортного средства, если транспортное средство не имеет двигателя. В последнем случае по строке 050 указывается "1".

Мощность двигателя в киловаттах (кВт) пересчитывается в лошадиные силы. Для этого значение мощности двигателя в кВт умножают на коэффициент 1,35962 (1 кВт = 1,35962 л.с.). Полученный результат округляется до второго знака после запятой.

Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база определяется как сумма мощностей всех его двигателей.

А как быть, если в технической документации на транспортное средство нет сведений о мощности двигателя? Тогда организация должна представить в налоговую инспекцию экспертное заключение о мощности транспортного средства, полученное от завода-изготовителя, специализированной торговой организации или сервисного центра, осуществляющего обслуживание и ремонт аналогичных транспортных средств.

ООО "Крокус" для заполнения строки 050 использует следующие данные.

В техническом паспорте "Нивы" указана мощность в киловаттах - 58,11 кВт. В пересчете на лошадиные силы мощность двигателя составит:

58,11 кВт х 1,35962 л.с. = 79,01 л.с.

Мощность двигателя автомобиля Daewoo Espero - 104 л.с.

В первом листе раздела 2, заполняемом по грузовику ЗИЛ, указывается мощность старого двигателя - 109 л.с., а во втором - мощность нового двигателя - 120 л.с.

По строке 060 проставляется код единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (ОКЕИ). Эти коды приведены в разделе VIII инструкции:

- для регистровых тонн - 181;

- для лошадиных сил - 251;

- для единицы транспортного средства - 796.

ООО "Крокус" в строке 060 всех разделов 2 записывает код 251.

По строке 070 отражается код исключения транспортного средства из объекта налогообложения по пункту 2 статьи 358 НК РФ (автомобили для инвалидов, сельскохозяйственная техника, транспорт, находящийся в розыске, и т.д.). Эти коды приведены в пункте 6.1 раздела VI инструкции.

Если эта строка в декларации заполнена, транспортное средство налогом не облагается. Но в таком случае организация должна приложить к декларации документы, подтверждающие право на освобождение от налога.

ООО "Крокус" по строке 070 всех разделов 2 ставит прочерки. Отметим, что угнанный автомобиль "Нива" не может быть исключен из объектов налогообложения на основании пункта 2 статьи 358 НК РФ, так как в 2005 году он использовался до момента угона. А вот в следующем году, если "Нива" не будет найдена, в данной строке нужно поставить соответствующий код (10701).

По строке 080 указывается код льготы по транспортному налогу, установленной законом субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств. Эти коды приведены в пункте 6.2 раздела VI инструкции. Льготы могут быть предоставлены сельскохозяйственным организациям, медицинским, образовательным учреждениям и т.д.

В данной строке во всех листах раздела 2 бухгалтер ООО "Крокус" ставит прочерк, потому что для торговых организаций Московской области региональная льгота по транспортному налогу не предусмотрена.

По строке 090 вписывается срок использования транспортного средства начиная с года его выпуска (года постройки). Срок указывается в календарных годах. Эта строка заполняется только в том случае, если законом субъекта РФ по данному виду транспортных средств установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом срока полезного использования транспортных средств. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года начиная с календарного года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Например, если транспортное средство выпущено (изготовлено) в 1999 году, то в декларации за 2005 год указывается срок его использования - 5 лет (с 2000 по 2005 год).

В строке 090 бухгалтер ООО "Крокус" ставит прочерк: Законом N 129/2002-ОЗ не установлены налоговые ставки, дифференцированные в зависимости от срока полезного использования транспортных средств.

В строке 100 приводится количество полных месяцев текущего года, в течение которых организация владела транспортным средством. При этом месяц регистрации и месяц снятия с регистрации принимаются за полные месяцы. Это относится и к транспортным средствам, угнанным и возвращенным в течение отчетного года. Если регистрация и снятие с регистрации транспортного средства произошли в течение одного календарного месяца, срок владения принимается равным одному месяцу.

ООО "Крокус" в строке 100 по автомобилю ВАЗ-2123 указывает 8 месяцев владения (с января по август 2005 года, когда автомобиль был угнан).

Обратите внимание: несмотря на то что уголовное дело было заведено в сентябре, количество месяцев владения транспортным средством определяется по дате угона, указанной в деле.

Срок владения автомобилем Daewoo Espero - 2 месяца (с ноября по декабрь).

В первом листе раздела 2, который заполняется по грузовику ЗИЛ, указывается 3 месяца владения этим транспортным средством со старым двигателем, а во втором листе раздела 2 - 9 месяцев владения грузовиком с новым двигателем. В этот период включается и месяц, когда был установлен новый двигатель.

По строке 110 отражается коэффициент, применяемый для исчисления транспортного налога. Этот коэффициент рассчитывается, только если транспорт использовался организацией неполный год. Коэффициент определяют путем деления количества полных месяцев владения, указанных в строке 100, на число 12. Он вписывается в виде простой дроби. Если организация использовала транспортное средство полный год, по строке 110 указывается "1".

ООО "Крокус" по строке 110 раздела 2 отражает такие коэффициенты:

- по автомобилю "Нива" - 8/12;

- по автомобилю Daewoo Espero - 2/12;

- по грузовику ЗИЛ со старым двигателем - 3/12;

- по грузовику ЗИЛ с новым двигателем - 9/12.

По строке 120 указывается ставка транспортного налога, установленная законом субъекта РФ для данной категории транспортных средств. Она зависит от мощности двигателя. Если налогоплательщик пользуется льготой в виде снижения ставки налога, в эту строку вписывается пониженная ставка.

По Закону N 129/2002-ОЗ установлены следующие налоговые ставки:

- для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 6 руб./л.с. (автомобиль ВАЗ-2123);

- для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 17 руб./л.с. (Daewoo Espero);

- для грузовых автомобилей с мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 20 руб./л.с. (грузовик ЗИЛ).

По строке 130 указывается сумма транспортного налога, подлежащая уплате. Чтобы ее исчислить, нужно умножить налоговую базу (строка 050) на коэффициент (строка 110) и налоговую ставку (строка 120). Если транспортное средство полностью освобождено от налогообложения (о чем свидетельствует указанный в строке 070 или 080 соответствующий код льготы), в строке 130 ставится прочерк.

У ООО "Крокус" сумма транспортного налога составляет:

- по автомобилю "Нива" - 316 руб. (79,01 л.с. х 8/12 х 6 руб./л.с.);

- по автомобилю Daewoo Espero - 295 руб. (104 л.с. х 2/12 х 17 руб./л.с.);

- по грузовику ЗИЛ со старым двигателем - 545 руб. (109 л.с. х 3/12 х 20 руб./л.с.);

- по грузовику ЗИЛ с новым двигателем - 1800 руб. (120 л.с. х 9/12 х 20 руб./л.с.).

Напомним, что к декларации нужно приложить копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту угона автомобиля "Нива".

Заполнение раздела 3

Раздел 3 "Сведения о количестве транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика" заполняется по видам транспортных средств. То есть на каждый вид транспортных средств представляется отдельная страница раздела 3.

В этом разделе указываются все транспортные средства налогоплательщика: и те, которые подпадают под льготы, предусмотренные региональным законодательством, и те, которые полностью освобождаются от налогообложения на основании пункта 2 статьи 358 НК РФ.

По условиям примера бухгалтер ООО "Крокус" должен заполнить два листа раздела 3, так как в организации имеется два вида транспортных средств: легковые и грузовые автомобили (образец заполнения разделов 3 см. на с. 47).

По строке 010 указывается код вида транспортного средства. Эти коды даны в разделе VII инструкции. Код легковых автомобилей - 510 04, код грузовых - 520 01.

По строке 020 отражается количество транспортных средств данного вида, находящихся в собственности организации, в том числе и того транспорта, который не облагается налогом. У ООО "Крокус" в эксплуатации два легковых автомобиля и один грузовой.

По строке 030 в левую графу вписывается код освобождения от налогообложения на основании пункта 2 статьи 358 НК РФ. В правой графе указывается количество не облагаемых налогом транспортных средств данного вида.

По строке 040 в левой графе проставляется код региональной налоговой льготы, в правой графе - количество транспортных средств данного вида, которые подпадают под эту льготу в соответствии с законом субъекта РФ.

Автомобили ООО "Крокус" не подлежат освобождению от налогообложения согласно пункту 2 статьи 358 НК РФ, и для торговых организаций Московской области региональная льгота по транспортному налогу не предусмотрена. Поэтому по строкам 030 и 040 обоих листов раздела 3 ставятся прочерки.

Если в следующем, 2006 году угнанная "Нива" не будет найдена, то при сдаче декларации за 2006 год по строке 030 надо указать в левой графе код освобождения, соответствующий угону легкового автомобиля (10701), а в правой графе - количество транспортных средств, освобожденных от налогообложения по данному основанию.

Заключение

Законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ в главу 28 "Транспортный налог" НК РФ были внесены поправки, которые вступают в силу с 1 января 2006 года. О них и пойдет речь в данном материале.

Первое, что сделали законодатели, это лишили местные власти формального права определять форму отчетности по транспортному налогу. В принципе в настоящее время повсеместно и так применяется форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению", а не местные формы. Тем не менее теперь форма декларации по транспортному налогу будет утверждаться Министерством финансов РФ. Об этом сказано в ст. 363.1 НК РФ, новой статье, которой дополнена глава 28 НК РФ.

Что касается определения ставки налога (в пределах, установленных ст. 361 НК РФ), порядка и сроков его уплаты, то, как и прежде, эта прерогатива находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база и налоговые ставки остались те же, а вот ст. 360 НК РФ претерпела кардинальные изменения - для налогоплательщиков, являющихся организациями, установлены отчетные периоды: первый, второй и третий кварталы календарного года. Соответственно и ст. 362 НК РФ была дополнена п. 2.1 следующего содержания: налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Правда, и до настоящего времени, вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы некоторых субъектов РФ самостоятельно установили отчетные периоды и обязанность налогоплательщиков-организаций уплачивать авансовые платежи, поскольку считали, что согласно ст. 356 НК РФ имеют право определять порядок и сроки уплаты транспортного налога.

Однако Минфин РФ в своем Письме от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23 разъяснил, что региональные власти не имеют права устанавливать отчетные периоды по этому налогу и обязанность перечислять по нему авансовые платежи в течение календарного года. А значит, и взыскивать пени за просрочку уплаты авансовых платежей на законном основании местные налоговые органы права не имеют.

В указанном документе специалисты Минфина России отметили следующее. Субъекты РФ вправе определить сроки уплаты авансовых платежей по региональному налогу и соответствующие сроки представления налогоплательщиками расчетов по авансовым платежам по налогу только в случае, когда такое право прямо предусмотрено Кодексом. Поскольку в ст. 360 НК РФ отчетные периоды по транспортному налогу не предусмотрены, то устанавливать их самостоятельно регионы не могут. Это правило касается и авансовых платежей. Таким образом, транспортный налог нужно перечислять лишь по итогам налогового периода, то есть календарного года. В случае когда региональные власти предусмотрели в местных законах авансовые платежи, то начислять пени за их несвоевременную уплату налоговые органы не вправе.

Теперь же начиная с 1 января 2006 года для организаций - плательщиков транспортного налога обязанность по уплате авансовых платежей указана в самом Кодексе, что позволяет на законном основании взыскивать с нерадивых налогоплательщиков пени за просрочку авансовых платежей по транспортному налогу.

Список литературы

1.                Налоговый Кодекс Российской Федерации

2.                Комментарий к письму Минфина РФ от 18 января 2005 г. N 03-06-01-02/02 "О налоговой декларации по налогу на имущество организаций на 2005 год" и письму Минфина РФ от 27 января 2005 г. N 03-06-04-02/03 "О налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению" (И.В. Демичева, "Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2005 г.)

3.                Комментарий к главе 28 Налогового кодекса "Транспортный налог", введенной Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ (Е.С. Рождественский, "Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2005 г.)

4.                Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. - "Питер", 2003 г.

5.                Новый порядок уплаты и отчетности для транспортного налога (Е.А. Огиренко, "Главбух", N 21, ноябрь 2005 г.)

6.                Транспортный налог заплатит собственник (Р. Ярошенко, "Практическая бухгалтерия", N 7, июль 2005 г.)

7.                Исчисление и уплата транспортного налога (Т.Т. Соколова, "Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2005 г.)

8.                Порядок заполнения декларации по транспортному налогу (О.С. Мальцева, "Российский налоговый курьер", N 6, март 2005 г.)

9.                Уплата транспортного налога. Особые ситуации (Е.И. Мещирякова, "Главбух", N 4, февраль 2005 г.)