Реферат

Дипломная работа ___ с., __ рис., __ табл., 19 источников, ___ прил., ___ л. графич. материала.

СКЛАД, ПОСТАВКИ, АВТОМАТИЗАЦИЯ, ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, БАЗА ДАННЫХ, ОТЧЕТ, СМЕТА, ИНТЕРФЕЙС.

Объектом исследования является автоматизация работы менеджера склада.

Цель работы – разработать программу, позволяющую автоматизировать движение материалов на складе.

Разработка программы велась в среде визуального программирования Borland C++ Builder 6.0 Enterprise Edition, с использованием системы управления базами данных Microsoft Access, драйвера ODBC для Microsoft Access и технологии доступа к данным ADO.

В процессе работы была выбрана СУБД, спроектирована база данных, подобран способ связи с базой данных, создана программная оболочка, позволяющая автоматизировать процесс движения материалов на складе и создавать отчеты.

В результате работы была спроектирована и создана программа автоматизации работы менеджера склада.

Экономическая эффективность определяется автоматизацией ручного труда по составлению отчетности и контролю движения материалов и низкими затратами на производство по сравнению с аналогами.

Пояснительная записка к дипломной работе выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 2000 и представлена на диске CD – ROM (в конверте на обороте обложки).

Содержание

1. Введение. 3

2. Проектирование. 4

2.1 Анализ бизнес-процессов. 4

2.2 Постановка задачи. 5

2.3 Обоснование используемых программных средств. 6

3. Реализация. 8

3.1 База данных. 8

3.2 Организация связи с данными. 8

3.3 Пользовательский интерфейс. 8

3.4 Организация взаимодействия. 8

3.5 Аппаратные и системные требования. 8

3.6 Инструкция по установке. 8

3.7 Руководство пользователя. 8

4 Технико-экономическое обоснование проекта. 9

4.1 Обоснование целесообразности разработки проекта. 9

4.2 Организация и планирование работы.. 11

4.3 Расчет затрат на разработку проекта. 15

4.4 Расчет эксплутационных затрат. 20

4.4 Расчет показателей эффективности и годового экономического эффекта  25

5 Безопасность жизнедеятельности. 28

5.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов. 28

5.2 Требования безопасности, эргономики и технической эстетики к рабочему месту оператора ЭВМ.. 29

5.2.1 Требования эргономики и технической эстетики. 29

5.2.2 Требования безопасности. 38

5.3 Особенности охраны труда женщин, лиц с семейными обязанностями  39

Список литературы.. 48

1. Введение

что нибудь про складской учет

2. Проектирование

порядок проектирования

2.1 Анализ бизнес-процессов

ООО “Сибобслуживание” специализируется на торговле отделочными материалами. Чтобы обеспечивать своевременную и бесперебойную поставку материалов в магазины, необходима согласованная работа всех отделов предприятия. Первостепенную роль в этом вопросе играет склад отделочных материалов.

На данном этапе существования организации работник склада учет всех имеющихся в наличии комплектующих ведет вручную. Имеющаяся документация представлена следующими документами: карточки, отчеты об остатках, отчеты для бухгалтерии о списании и приходные ордера. Отдельная карточка имеется на каждый номенклатурный элемент склада. В карточку работник склада вписывает название элемента, его номенклатурный номер, дату поступления на склад, отмечает на какое товар был востребован элемент, в каком количестве и каков его остаток имеется на складе после комплектации по заявке или запросу. Карточки  рассортированы по группам элементов, а по мере заполнения уничтожаются и заменяются новыми, причем остаток элемента переносится. Таким образом, работник склада, ведя карточки, осуществляет учет всех комплектующих поступающих или отпускаемых им со склада. При принятии решения о необходимости выпуска новой продукции, на склад поступают ранее не имевшиеся элементы. Работник склада должен завести новую карточку или, при необходимости, группу карточек и внести туда всю необходимую информацию об элементе. При поступлении заявки на комплектацию элементов и после их выдачи торговый зал  работник склада должен в карточке зарегистрировать количество каждого отпущенного элемента. Если после комплектации  обнаружилось, что какого-либо элемента осталось в наличии недопустимое количество для благополучного функционирования предприятия, работник сообщает об этом поставщику для пополнения товара. Поставщик в свою очередь может запросить от работника склада информацию о любом элементе, какого числа он поступил или что поступало на склад конкретного числа.

При поступлении на склад товаров от поставщика или при получении посылки их приход отмечается в специально отведенной для этого книге и заполняется приходный ордер, который затем сдается в бухгалтерию.

Результаты своей работы  работник склада каждый квартал выдает в виде отчета об остатках – распечатанная таблица Excel, в которой перечислены все номенклатурные элементы, имеющиеся на складе, которые были скомплектованы за этот период времени и указано какое количество каждого товара было востребовано. Эта таблица заполняется с использованием карточек. Затем подсчитывается сумма списанных материалов по каждому номенклатурному номеру отдельно и отнимается от суммы остатка прошлого квартала. Таким образом, получаются данные о количестве элементов на складе на данный момент.

Также каждый квартал бухгалтерия посылает на склад план на списание, т.е. указывает какие материалы, в каком количестве и по какой цене необходимо списать за прошедший квартал. Таким образом, работник склада должен сформировать еще один отчет о списании для бухгалтерии. В отчете об остатках и в отчете о списании данные не совпадают, так как бухгалтерия списывает элемент только после того, как организация получила от заказчика деньги за товар, а работник склада списывает его сразу после его комплектации.

В результате всего процесс подведения итогов работы склада оказывается трудоемким, требует большого количества времени и часто сопровождается ошибками.

2.2 Постановка задачи

2.3 Обоснование используемых программных средств

Для реализации программы использовалась среда визуального программирования Borland C++ Builder 6.0 Enterprise Edition и СУБД Microsoft Access, которая была выбрана ввиду ее распространенности. Так как при постановке задачи не стояла необходимость создания распределенной системы, Microsoft Access признана наиболее удобным вариантом, так как не требует дополнительной установки, имеет удобный интерфейс и обладает достаточно хорошими показателями надежности и скорости работы при локальном использовании.

Используя Borland C++ Builder, можно создать приложения, работающие как с однопользовательскими базами данных (БД), так и с серверными СУБД, такими как Oracle, Sybase, Informix, Interbase, MS SQL Server, DB2, а также с ODBC-источниками. Возможности C++ Builder, связанные с созданием приложений, использующих базы данных, весьма обширны. Набор данных в C++ Builder - это объект, состоящий из набора записей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из полей, и указателя текущей записи. Набор данных может иметь полное соответствие с реально существующей таблицей или быть результатом запроса, он может быть частью таблицы или объединять между собой несколько таблиц.

Набор данных в C++ Builder является потомком абстрактного класса TDataSet (абстрактный класс - это класс, от которого можно порождать другие классы, но нельзя создать экземпляр объекта данного класса). TDataSet содержит абстракции, необходимые для непосредственного управления таблицами или запросами, обеспечивая средства для того, чтобы открыть таблицу или выполнить запрос и перемещаться по строкам. Этот класс был использован при создании данного приложения.

 В качестве технологии доступа была выбрана связка ADO->ODBC, так как ADO, в отличие от Borland Database Engine, не требует дополнительной установки. Библиотека ADO (Microsoft ActiveX Data Object) служит для доступа к базам данных различных типов и предоставляет объектный программный интерфейс к интерфейсу OLE DB, который предлагается компанией Microsoft как альтернатива интерфейсу ODBC. Объектная модель ADO реализована на базе технологии COM (Component Object Model).

Библиотека ADO может быть использована в любых средах, которые в состоянии выступить в роли OLE-клиента, например, в MS Office (VBA), 1C:Предприятии, административных скриптах Windows (.vbs и .js) и т.д. Примеры кода в настоящей статье будут приводиться на языке VBScript для административных скриптов Windows. С помощью библиотеки ADO можно обратиться к огромному количеству типов баз данных, например, dBASE, Access, Excel, Oracle, Paradox, MS SQL Server, Sybase, текстовые файлы, FoxPro, Active Directory Service, Microsoft Jet, Interbase, Informix, PostgreSQL, MySQL и т.д., необходимо только наличие установленного соответствующего OLE-провайдера ("драйвера" соответствующего типа базы данных, который устанавливается в систему как правило из дистрибутива этой же базы данных).

 ODBC был выбран также ввиду своей распространенности и возможности задавать пароль на доступ к источнику данных. Используется в качестве OLE драйвера, необходимость которого описана выше.

3. Реализация

3.1 База данных

3.2 Организация связи с данными

3.3 Пользовательский интерфейс

3.4 Организация взаимодействия

3.5 Аппаратные и системные требования

Программа является локальной и выполняется на рабочей станции. Требования к рабочей станции типа PC:

 - операционная система Microsoft Windows 2000 и выше;

 - офисный пакет Microsoft Office 2000 и выше;

 - процессор 600 Мгц и выше;

 - ОЗУ 64 Мб и выше;

 - комплектация: монитор, манипулятор «мышь», клавиатура.

Сама программа представляет собой набор из нескольких файлов:

 - исполняемый файл программы PPR.exe;

 - библиотеки, необходимые для работы Borland компонентов:

          - borlndmm.dll;

          - cc3260mt.dll.

 - база данных sklad.mdb.

3.6 Инструкция по установке

3.7 Руководство пользователя

4 Технико-экономическое обоснование проекта

Для того, чтобы провести технико-экономическое обоснование проекта, прежде всего необходимо показать целесообразность проводимых работ.

4.1 Обоснование целесообразности разработки проекта

Процесс работы склада требует учета большого количества информации, необходимости ежеминутного подведения итогов и так далее.

При бумажной обработке поступающей информации, возникает много ошибок, а также уходит много времени. Данная работа направлена на повышение экономической эффективности работы менеджера склада.

Для получения обобщенной характеристики эксплуатационных свойств разработанного проекта можно использовать обобщающий индекс эксплуатационно-технического уровня J, который определяется как произведение частных индексов. Для учёта значимости отдельных параметров может быть применён балльно-индексный метод, основанный на формуле:

,                                 (4.1)

где JЭТУ – комплексный показатель качества разрабатываемого научно-технического продукта по группе показателей;

n – число рассматриваемых показателей;

Bi – коэффициент весомости i-го показателя в долях единицы, устанавливаемый экспертным путем (сумма весов всех рассматриваемых показателей должна составлять единицу);

Xi – относительный показатель качества, устанавливаемый экспертным путём по выбранной шкале оценивания.

В качестве аналога выбрана существующая на складе система сбора информации с использованием программного пакета Microsoft Excel. Сравнивались только аналогичные характеристики. Дополнительная функциональность аналога в расчет не бралась.

Ниже, в таблице 4.1, приведён расчёт показателя качества балльно-индексным методом.

Таблица 4.1 - Расчёт показателя качества балльно-индексным методом

Показатели качества

Коэффициент весомости

Проект

Аналог

Xi

XiBi

Xi

XiBi

Интерфейс

0,2

8

1,6

4

0,8

Удобство

0,3

7

2,1

3

0,9

Поддержка работы нескольких пользователей

0,3

10

3

1

0,3

Генерация отчетов

0,2

8

1,6

4

0,8

Показатель качества J

8,3

2,8

Коэффициент технического уровня АК рассчитывается по формуле (4.2):

,                                            (4.2)

где Jп – показатель качества проекта;

JА – показатель качества аналога.

Используя формулу (4.2) произведем вычисление коэффициента технического уровня АК:

Технический показатель показывает превосходство разрабатываемого проекта.

4.2 Организация и планирование работы

Трудоемкость работ определялась с учетом срока окончания работ, имеющихся вычислительных ресурсов, выбранной среды программирования, объема информации, объема необходимой предварительной работы. Для разработки было задействовано два человека:

-                                   один научный руководитель;

-                                   один инженер-программист.

Руководитель направляет работу, ставит задачу, контролирует работу инженера-программиста, оценивает результаты проделанной работы и дает рекомендации. Инженер-программист (ИП), в данном случае студент, полностью отвечают за исследования и разработку.

В результате составления перечня работ был получен список из 16 пунктов (см. таблицу 4.2).

Наиболее ответственной частью этого раздела является определение трудоёмкости отдельных видов работ.

Расчёт ожидаемой продолжительности работы tож производится по формуле (4.3):

                                 (4.3)

где tmin – кратчайшая продолжительность заданной работы;

tmax – самая большая продолжительность работы (пессимистическая оценка);

tн.в. – наиболее вероятная продолжительность работы (реалистическая оценка);

Значения оценок tmin, tmax, tн.в. и рассчитанная ожидаемая продолжительность tож. представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 – Перечень работ и оценка трудоёмкости

Наименование работы

tmin

tmax

tн.в.

tож.

1 Постановка задачи

1

3

2

2

2 Обоснование необходимости разработки

1

1

1

1

3 Выбор методов и обоснование проектных решений

2

4

3

3

4 Определение требований к программе

1

3

2

2

5 Определение входных и выходных данных

1

1

1

1

6 Написание ТЭО разработки системы

1

1

1

1

7 Выбор средства реализации

1

1

1

1

8 Согласование и утверждение технического задания

1

1

1

1

9 Подбор и установка вспомогательного программного обеспечения

4

6

5

5

10 Реализация и отладка базы данных

4

6

5

5

11 Создание графического интерфейса

10

15

13

13

12 Тестирование программы

2

4

3

3

13 Анализ результатов испытаний и доработка программы

2

4

3

3

14 Расчет показателей безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

15 Проведение экономических расчетов

1

1

1

1

16 Оформление пояснительной записки

3

5

4

4

ИТОГО

36

57

47

47

Для того, чтобы выполнить поставленную задачу в срок при наименьших затратах средств, составляется план-график, в котором рассчитывается поэтапная трудоёмкость всех работ. Загрузка участников на каждом этапе работы представлена в таблице 4.3.

Таблица 4.3 – Определение загрузки участников работы

Наименование работы

Исполнители

Загрузка на участника

Численность

Длительность

1 Постановка задачи

Р, ИП

0,5

2

2

2 Обоснование необходимости разработки

Р, ИП

0,5

2

1

3 Выбор методов и обоснование проектных решений

ИП

1

1

3

4 Определение требований к программе

Р, ИП

0,5

2

2

5 Определение входных и выходных данных

ИП

1

1

1

6 Написание ТЭО разработки системы

ИП

1

1

1

7 Выбор средства реализации

ИП

1

1

1

8 Согласование и утверждение технического задания

Р, ИП

0,5

2

1

9 Подбор и установка вспомогательного программного обеспечения

ИП

1

1

5

10 Реализация и отладка базы данных

ИП

1

1

5

11 Создание графического интерфейса

ИП

1

1

13

12 Тестирование программы

ИП

1

1

3

13 Анализ результатов испытаний и доработка программы

Р, ИП

0,5

2

3

14 Расчет показателей безопасности жизнедеятельности

ИП

1

1

1

15 Проведение экономических расчетов

ИП

1

1

1

16 Оформление пояснительной записки

ИП

1

1

4

ИТОГО

 

 

 

47

Для более наглядного планирования выполняют построение сетевого или ленточного графика. Сетевой график – это графическое изображение модели с параметрами всех работ. Ленточный график - это графическая модель с указанием перечня и организационно-технических характеристик всех работ, сроков выполнения и последовательности работ.

В данном случае, вероятно, целесообразнее построить ленточный график работ. Он показывает, кем выполняется та или иная работа, и сколько времени она занимает. Также на ленточном графике отчетливо видна параллельность работ исполнителей.

Для составления ленточного графика разработан календарный график выполнения работ (см. таблицу 4.4).

Таблица 4.4 – Календарный график выполнения работ

Наименование работы

Исполнители

Длительность

График работ

1 Постановка задачи

Р, ИП

2

9-10 января 2006г.

2 Обоснование необходимости разработки

Р, ИП

1

11 января 2006г.

3 Выбор методов и обоснование проектных решений

ИП

3

12-16 января 2006г.

4 Определение требований к программе

Р, ИП

2

17-18 января 2006г.

5 Определение входных и выходных данных

ИП

1

19 января 2006г.

6 Написание ТЭО разработки системы

ИП

1

20 января 2006г.

7 Выбор средства реализации

ИП

1

23 января 2006г.

8 Согласование и утверждение технического задания

Р, ИП

1

24 января 2006г.

9 Подбор и установка вспомогательного программного обеспечения

ИП

5

25-31 января 2006г.

10 Реализация и отладка базы данных

ИП

5

1-7 февраля 2006г.

11 Создание графического интерфейса

ИП

13

8-24 февраля 2006г.

12 Тестирование программы

ИП

3

27.02.2006-1.03.2006г.

13 Анализ результатов испытаний и доработка программы

Р, ИП

3

2-6 марта 2006г.

14 Расчет показателей безопасности жизнедеятельности

ИП

1

7 марта 2006г.

15 Проведение экономических расчетов

ИП

1

8 марта 2006г.

16 Оформление пояснительной записки

ИП

4

9-15 марта 2006г.

Согласно таблице 4.4 можно произвести построение ленточного графика выполнения работ.

Исп/Нед

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Расчет затрат на разработку проекта

Расчёт капиталовложений, связанных с автоматизацией обработки информации производится по формуле (4.4):

,                                         (4.4)

где Кп – капиталовложения на проектирование, руб.;

Кр – капиталовложения на реализацию, руб.

Капиталовложения на проектирование включают в себя расходы на проведение исследований и обработку материалов, расходы на разработку технического задания, технического и рабочего проекта системы, а также расходы на написание программы.

Необходимые данные для расчета затрат на разработку продукта сведены в таблицу 4.5.

Таблица 4.5 – Данные для расчета затрат на разработку продукта

Исходные данные

Значение

Время, затраченное на разработку (в днях):

Руководитель

Инженер – программист

9

47

Должностные оклады без учета районного коэффициента (25%):

Руководитель

Инженер – программист

2520

1880

Коэффициенты:

Wд – учитывает дополнительную заработную плату в долях от основной

Wс – учитывает отчисления на социальные нужды

Wн – учитывает накладные расходы организации

0,08 (8%)

0,365 (36,5%)

0,2 (20%)

Машинное время на проектирование и реализацию программы:

Стоимость 1 часа машинного времени

248 ч.

15 рублей

Расчеты затрат на основную заработную плату системы приведены в таблице 4.6. При расчете учитывались воскресенья как нерабочие дни, а затраты времени на разработку системы по каждому исполнителю брались, исходя из его загрузки по календарному графику выполнения работ.

Таблица 4.6 – Затраты на основную заработную плату

Исполнители

Оклад с учетом районного коэффициента

Среднедневная

ставка, руб./день

Затраты времени,

дни

Фонд з/п., руб.

Руководитель

3276

136,5

9

1228,5

Инженер–программист

1586

66,08

47

3105,76

Итого

4334,26

Итого основной зарплаты 4334,26 руб.

Дополнительная заработная плата составляет 8% от основной, таким образом, получаем:

              (4.5)

Отчисления на социальные нужды составляют 36,5% от рассчитанного фонда заработной платы (основная + дополнительная):

                                    (4.6)

Стоимость машинного времени, потраченного на проектирование и реализацию разработки, рассчитывается по формуле (4.7):

,                                                     (4.7)

где Сч – стоимость часа работы на компьютере;

Кч – количество часов работы на компьютере.

По формуле (4.7) получаем:

Материальные затраты представлены в таблице 4.7.

Таблица 4.7 – Материальные затраты

Наименование

Единица измерения

Количество

Сумма, руб.

Бумага, тетрадная

Лист

50

15

Бумага, формат А4

Лист

100

70

Диск CD – R

Штук

2

30

Диск CD – RW

Штук

1

30

Прочие расходы

50

Итого

195

Транспортные расходы составляют 5% от материальных затрат, таким образом, получаем:

             (4.8)

Накладные расходы составляют 20% от суммы прямых затрат на разработку, которые, в свою очередь, включают затраты на материалы, основную заработную плату с учетом районного коэффициента, отчисления на социальные нужды и стоимость затраченного машинного времени.

Таким образом, получаем:

                     (4.9)

Смета затрат на разработку системы представлена в таблице 4.8.

Таблица 4.8 – Смета затрат на разработку

Статьи затрат

Затраты, руб.

1 Материальные затраты

195

2 Затраты на основную з/п (включая районный коэффициент)

4334,26

3 Затраты на дополнительную з/п

346,74

4 Отчисления на социальные нужды

1708,56

5 Стоимость машинного времени

3720

6 Транспортные расходы

10

7 Накладные расходы организации

2062,9

Итого

12377,47

Таким образом, сумма затрат на разработку проекта составляет 12377,47 руб:

Капиталовложения на реализацию проекта (Кр) в общем случае включают в себя затраты:

 - на приобретение основного и вспомогательного оборудования;

 - на транспортировку, установку и монтаж оборудования;

 - на прокладку линий связи;

 - на реконструкцию и строительство зданий вычислительного центра (ВЦ);

 - на приобретение пакетов прикладных программ;

 - на отладку и пуск системы в целом;

 - затраты по подготовке и переподготовке кадров.

В данном проекте нет необходимости в приобретении нового оборудования и программных продуктов, не нужно прокладывать новые линии связи, не требуется переоборудование помещений, а квалификация потенциальных пользователей достаточна для полноценной работы.

Таким образом, капитальные вложения на реализацию проекта равны  капитальным вложениям на проектирование:

Кр = Себестоимость = 12377,47 руб.

4.4 Расчет эксплутационных затрат

Эксплуатационные затраты связаны с обеспечением нормального функционирования как обеспечивающих, так и функциональных подсистем автоматизации обработки информации, поэтому эти затраты называют также текущими затратами. Это могут быть затраты на ведение информационной базы, эксплуатацию комплекса технических средств, эксплуатацию систем программно-математического обеспечения, реализацию технологического процесса обработки информации по задачам, эксплуатация системы в целом.

Эксплуатационные (текущие) затраты рассчитываются по формуле (4.11):

,                                     (4.11)

где Сзп – затраты на основную и дополнительную з/п с отчислениями на социальное страхование производственного персонала ВЦ, руб.;

СА – амортизационные отчисления от стоимости оборудования и устройств системы, руб.;

Сэ –    затраты на силовую энергию, руб.;

Ст.р. – затраты на текущий ремонт оборудования и устройств системы, руб.;

Св.м. – затраты на материалы и машинные носители (вспомогательные материалы), руб.

Будем считать, что данный продукт используется в специально отведенном помещении (серверной) сетевого администратора.

В настоящий момент, оформлением материалов по движения товара на складе занимаются два менеджера.

Внедрение проекта позволить использовать для этой цели одного менеджера, который будет успевать выполнять полный цикл работ.

Произведем расчет основной и дополнительной заработной платы (см. таблицу 4.9).

Таблица 4.9 – Расчёт затрат на основную и дополнительную з/п

Количество человек в сутки

Временные затраты в сутки, час

Временные затраты в году, час

Аналог

2

16

4224

Проект

1

8

2112

Затраты на основную и дополнительную заработную плату с отчислениями на социальные нужды рассчитываются по формуле (4.12):

Сзп = ,                                       (4.12)

где tni – время, затрачиваемое в процессе  эксплуатации системы работником i-ой квалификации;

Зоi – среднедневная  заработная плата работника i-ой квалификации с учетом районного коэффициента, руб./день.;

Wд, Wс – коэффициенты, учитывающие соответственно дополнительную заработную плату и отчисления на социальные нужды.

Данные по расчету основной заработной платы с учетом районного коэффициента приведены в таблице 4.10.

Таблица 4.10 – Основная заработная плата при эксплуатации системы (проектируемый вариант)

Должность

Оклад с учетом районного коэф-та, руб.

Средняя ставка за сутки, руб.

Затраты вре-мени в год, сут.

Менеджер

1220

66,08

365

Подставляя необходимые данные в формулу 4.12, получим, что затраты на основную и дополнительную заработную плату с отчислениями на социальные нужды, составляют:

Для ручного труда:

Сзп = = 12203,65 руб.

Для проекта:

Сзп = = 1830,35 руб.

Амортизационные отчисления определяются по формуле (4.13):

,                                       (4.13)

где Zbal –балансовая стоимость оборудования;

To – время работы оборудования;

Fef – эффективный фонд времени работы оборудования в год;

А - норма годовых амортизационных отчислений для оборудования (12,5%), для принтера (11,1%);

G – количество оборудования, штук.

Эффективный фонд времени определяется по формуле (4.14):

,                                                  (4.14)

где DR – количество рабочих дней в году (DR=365);

NS – норматив среднесуточной загрузки (NS=24);

Подставив значения в формулу (4.14), получаем:

Fef = 24*365 = 8760 час.;

Для компьютера:

G1 = 1;   Zbal1 = 25000 руб.;   To1 = 24*365 = 8760 час.;

Для принтера:

G2 = 1;   Zbal2 = 5000 руб.;   To2 = 5*365 = 1825 час.;

Таким образом, амортизационные отчисления будут равны:

 = 3240,63 руб.

Затраты на электроэнергию рассчитываются по формуле (4.15):

,                                            (4.15)

где

Ni – мощность i-вида технических средств;

tpi – время работы i-вида технических средств, час;

gi – коэффициент использования установленной мощности оборудования;

Rmi – количество пользователей, работающих на оборудовании i-вида;

TЭ – тариф на электроэнергию.

В данном случае имеем:

Для компьютера:

N1 = 0,4 кВт;   tp1 = 8760 ч.;

Для принтера:

N2 = 0,3 кВт;   tp2 = 1825 ч.;

g = 1;   R = 1;   TЭ = 0,36;

Подставив данные в формулу 4.15, получим:

СЭ = 0,4 × 8760 × 1 × 1 × 0,36 + 0,3 × 1825 × 1 × 1 × 0,36 = 1458,54 руб.

Затраты на текущий ремонт оборудования рассчитываются по формуле (4.16):

Ст.р.=,                                             (4.16)

где Hpj – норматив затрат на ремонт оборудования (Hpj = 0.05).

Подставив данные в формулу (4.16), рассчитаем затраты на текущий ремонт оборудования:

Ст.р. = 0,05 × (25000 × 8760 × 1 + 5000 × 1825)/ 8760 = 1284,96 руб.

Затраты на материалы определяются нормативом (1-2%) от стоимости технических средств:

См = 0,01*Crj,                                                   (4.17)

где Crj – стоимость j–го оборудования;

Подставив данные в формулу (4.17), получим:

См_проект  = 0,01 × 25000 × 1 + 0,01 × 5000 = 255 руб.

На канцелярские товары менеджерам каждый квартал выделяется 1000 руб.

См_канц = 1000 руб.

Данные по расчету эксплуатационных затрат сведены в таблицу 4.11.

Таблица 4.11 - Эксплуатационные затраты

Статьи затрат

Затраты, руб.

Аналог

Проект

Затраты на основную и дополнительную з/п с отчислениями на социальные нужды

3660,7

1830,4

Затраты на электроэнергию

2917,08

1458,5

Затраты на материалы

510

255

Затраты на ремонт

2569,92

1285

Амортизационные начисления

6481,26

3240,6

Итого

16138,96

8069,48

Таким образом, по отношению к эксплутационным затратам внедрение данного проекта обосновано.

4.4 Расчет показателей эффективности и годового экономического эффекта

Оценка экономической эффективности решений автоматизированного проектирования основывается на расчете показателей сравнительной  экономической эффективности капитальных вложений.

Экономический эффект от использования разрабатываемой системы определяется по формуле (4.18):

,                                       (4.18)

где Эг – экономический эффект от использования разрабатываемой системы, руб.;

З1, З2 – приведенные затраты на единицу работ, выполняемых с помощью базового и проектного варианта процесса обработки информации, руб.;

А2 – объем работ, выполняемых с помощью разрабатываемой системы, натур. ед. (А2 = 1);

A – коэффициент технического уровня, A = 2,96.

Приведенные затраты (Зi) на единицу работ, выполняемых по базовому и новому варианту, рассчитываются по формуле (4.19):

,                                            (4.19)

где Ci – себестоимость, текущие эксплуатационные затраты единицы работ, руб.;

Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений в средства вычислительной техники, (Ен=0,33);

Кi – удельные (на единицу работ) капитальные вложения, связанные с проектированием и внедрением пакета программ.

Себестоимость будем сравнивать по себестоимости и эксплуатационным затратам, так как поскольку аналога разработанного не существовало, существенную роль сыграет выгода при эксплуатации.

Базовый вариант: З1 = 16138,96 + 0×0,33 = 16138,96  руб.

Проект:  З2 = 12377,47+8069,48 + 0 × 0,33 = 20446,95 руб.

Для определения экономического эффекта, подставим полученные значения в формулу 4.19:

Эг = (16138,96 × 2,96 – 20446,95) × 1 = 27324,3716 руб.

Фактический коэффициент экономической эффективности разработки (Eф) показывает величину экономии на текущих эксплуатационных затратах (С), образующихся в результате нового пакета программ, на один рубль капитальных единовременных вложений (К). Фактический коэффициент экономической эффективности рассчитывается по формуле (4.20):

                                                        (4.20)        

Подставив данные в формулу для расчета коэффициента экономической эффективности, получим его значение:                                                 

 = 2,2

Поскольку Ен = 0,33, то следует неравенство: Еф > Ен.

Исходя из этого можно сделать вывод, что проектирование и внедрение системы является эффективным, т.е. эффект от использования данной системы окупает все затраты, связанные с проектированием, внедрением и эксплуатацией.

Расчетный срок окупаемости капитальных вложений в разработку, определяется как величина, обратная расчетному коэффициенту эффективности (см. формулу (4.21)).

                                                     (4.21)

Подставив данные в формулу (4.21), получим срок окупаемости разрабатываемого в рамках данной работы продукта:

 года

Нормативный срок окупаемости Тн = 3 года (Тн = 1 / 0,33 = 3 года), т.е. этот коэффициент также показывает эффективность данной разработки.

5 Безопасность жизнедеятельности

Особенности обеспечения охраны труда в ООО «Сибобслуживание» связаны со спецификой деятельности каждого отдельного работника. Менеджер по складу большую часть времени проводит, работая с вычислительной техникой, соответственно, к нему применяются нормы, предназначенные для работников вычислительных центров.

5.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 (СТ СЭВ 790-77) «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» при эксплуатации вычислительных машин можно выделить четыре типа опасных и вредных факторов: физические, химические, биологические и психофизиологические [14].

Физическая группа факторов включает в себя следующее:

-     подвижные части производственного оборудования;

-     передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

-     повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

-     повышенный уровень шума на рабочем месте;

-     повышенный уровень вибрации;

-     повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

-     повышенная или пониженная влажность воздуха;

-     повышенная или пониженная подвижность воздуха;

-     повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

-     повышенный уровень электромагнитных излучений;

-     острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности заготовок, инструмента и оборудовании.

Психофизиологические факторы по характеру воздействия подразделяются на перегрузки:

а) физические:

-       статические;

-       динамические;

б) нервнопаралитические:

-         умственное перенапряжение;

-         перенапряжение анализаторов;

-         монотонность труда.

При работе с ЭВМ в основном сталкиваются с физическими и психофизиологическими опасными и вредными производственными факторами, которые будут рассмотрены ниже. Биологические и химические опасные и вредные факторы при таком виде работ не встречаются [15].

5.2 Требования безопасности, эргономики и технической эстетики к рабочему месту оператора ЭВМ

5.2.1 Требования эргономики и технической эстетики

Как было сказано выше, в процессе трудовой деятельности на оператора ЭВМ оказывают воздействие опасные и вредные психофизиологические факторы. При длительной работе на оператора начинают оказывать влияние пониженный уровень физической активности, что в сочетании с другими факторами приводит к быстрому появлению утомляемости, снижению работоспособности. Целью эргономики в данном случае является выработка требований по усовершенствованию психофизиологических условий труда.

Максимальная эффективность человека-оператора возможна при обеспечении нормальных условий труда. Условиям труда должны удовлетворять такие требования, которые дали бы человеку выполнять работу без ущерба своему здоровью с высокой производительностью труда.

Совокупность следующих комфортных условий определяет нормальные условия труда:

1         удобство рабочего места;

2         достаточное пространство для выполнения необходимых движений и перемещений;

3         необходимый обзор;

4         рациональное расположение аппаратуры и ее органов управления и контроля;

5         достаточное освещение;

6         нормальные условия в отношении шума и вибрации;

7         нормальный температурный режим;

8         нормальная влажность воздуха;

9         необходимая вентиляция.

Оптимальные и допустимые микроклиматические параметры должны учитывать специфику технологического процесса в ВЦ, в частности, условия по обеспечению надежной работы ПК. В технических условиях по эксплуатации ПК указываются допустимые рабочие диапазоны параметров микроклимата: температура воздуха от 5-10 до 35-400С, относительная влажность 40-90%. Однако требования точного регулирования параметров воздушной среды помещений ВЦ приводят к тому, что только узкая часть температурного диапазона может быть использована - 18-250С. Поэтому действующие санитарные нормы для ВЦ СН-512-78 устанавливают конкретные оптимальные и допустимые значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха:

при температуре наружного воздуха ниже + 10° С:

-         температура (20 - 22)° С;

-         относительная влажность (40 - 60) %;

-         скорость движения не более 0,2 м/с,

при температуре наружного воздуха выше + 10° С:

-         температура (20 - 25)° С;

-         относительная влажность 40 -60 %;

-         скорость движения не более 0,5 м/с.

В ВЦ необходимо поддерживать температуру и влажность воздуха постоянными, с относительно малыми колебаниями. Значительные колебания температуры приводят к изменению рабочих характеристик узлов и устройств ПК [16].

Атмосферное давление в помещениях ВЦ должно быть 1013,25 ± 266 КПа. При пониженном давлении воздуха ухудшается отвод теплоты от элементов ПК, снижаются изоляционные свойства воздуха.

В помещениях ВЦ необходимо предусмотреть систему отопления. Она должна обеспечить достаточное, постоянное и равномерное нагревание воздуха в помещениях в холодный период года, а также безопасность в отношении пожара.

Согласно СНиП II – 33 – 75, вычислительная лаборатория относится к производственному помещению с повышенными требованиями к чистоте воздуха, значит, могут быть использованы воздушная и водяная системы отопления. При этом колебания температуры в течении суток не должны превышать 2-30С; в горизонтальном направлении - 20С на каждый метр длинны, а в вертикальном - 10С на каждый метр высоты помещения. Для отопления помещения используется водяная система. В целом, система центрального водяного отопления гигиенична, надежна в эксплуатации.

В помещении ВЦ необходимо обеспечить приток свежего воздуха. В вычислительной лаборатории используется естественная вентиляция.

По требованиям к уровню шума (ГОСТ 12.1.003-83. Шум. Общие требования безопасности) уровень шума для инженера-программиста составляет не более 50 дБ.

Требования к освещенности (СНиП 2.2.2.5.542-96). Нормативные значения коэффициента естественного освещения (КЕО) для третьего пояса (расположение города Томск) при боковом освещении не ниже 1.2 %, освещенность при работе с экраном дисплея – 300 лк.

По требованиям эргономики и технической эстетики (ГОСТ 12.2.032-78. Рабочее место при выполнении работ сидя) конструкция рабочего места, расположение и конструкция органов управления должны соответствовать анатомическим и психофизическим характеристикам человека. Вместе с этим все оборудование, приборы и инструменты не должны вызывать психологического раздражения.

Рабочее место оператора ЭВМ состоит из монитора, системного блока, клавиатуры, мыши, принтера. Согласно СНиП 2.2.2.542-96 клавиатура должна быть расположена на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. Расстояния от глаз оператора до монитора должно составлять 500-600 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. На столе, на котором расположена ЭВМ, должно оставаться место для наглядного, графического материала, для возможности работать с литературой, производить какие-либо пометки.

Согласно СНиП 2.2.2.542-96 к размерам рабочего места предъявляются требования:

1         высота рабочей поверхности регулируется в пределах 680-800 мм;

2         высота сидения 420 мм (желательно регулируемого);

3         расстояние от сидения до нижнего края рабочей поверхности 150мм;

4         размеры пространства для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.

Согласно требованиям СНиП II-68-78 площадь помещения, которая должна приходиться на каждого работающего в кабинете настольных вычислительных машин, должна быть не менее 3 м2. Высота производственных помещений должна быть не менее 3,2м.

5.2.2.1 Организация рабочего места

Согласно ГОСТ 2.1.034-75, рабочее место человека-оператора, - это место, оснащенное средствами отображения информации, органами управления, вспомогательным оборудованием.

Организация рабочего места заключается в выполнении ряда мероприятий, обеспечивающих рациональный и безопасный труд.

При организации рабочего места необходимо учитывать такое понятие как зона деятельности – габариты стационарного рабочего места в горизонтальных и вертикальных плоскостях, в пределах которых человек может выполнять работу, не перемещаясь. Если работник сидит, то зона деятельности может быть нормальной и максимальной.

Нормальная зона деятельности в горизонтальной плоскости ограничивается дугой, прочерчиваемой пальцами обеих рук при свободно опущенных плечах. Это зона достигает 1000 мм по фронту и 300 мм по глубине. Максимальная зона – это зона полностью вытянутых рук. Она равна 1500 мм по фронту и более 500 мм а глубину. Таким же образом определяется зона в вертикальной плоскости [17].

Важным фактором для установления рабочей позы являются высота рабочей поверхности, расстояние объекта от глаза, угол зрения.

5.2.1.2 Статическое электричество

Статическое электричество в вычислительном центре может возникнуть при прикосновении обслуживающего персонала к любому из элементов ЭВМ. Разрядные токи статического электричества непосредственной опасности для человека не представляют, однако приводят к неприятным ощущениям в виде укола или толчка, а также неожиданность воздействия разряда может вызвать испуг.

Наибольшая опасность статического электричества в вычислительном центре – это возникновение искрового разряда, так как при достижении энергией разряда величины энергии воспламенения различных смесей, паров, газов и пыли с воздухом возникает опасность взрыва, пожара.

Существуют различные способы защит от статического элктричества:

1         заземление металлических и электропроводящих неметаллических элементов оборудования;

2         увеличение объемной и поверхностной проводимости диэлектриков;

3         нейтрализация зарядов путем использования радиоизотопных, индукционных и других нейтрализаторов;

4         ионизация воздуха или среды, в частности, внутренние объемы приборов, сосудов;

5         применение индивидуальной защиты.

Наиболее распространенным способом защиты от статического электричества является заземление. Величина сопротивления при этом не должна превышать 100 Ом.

5.2.1.3 Освещенность на рабочем месте

В силу специфики труда оператора ЭВМ, на зрение накладывается значительная нагрузка. Именно поэтому большую роль при организации рабочего места играет освещение. При неудовлетворительном  освещении зрительная способность глаз снижается, и могут появиться заболевания, такие как близорукость и резь в глазах. Резкие тени, ослепление слишком ярким светом, пульсация света утомляет глаза, снижает их защитную реакцию, глаза теряют контрастную чувствительность и остроту зрения.

Качественно освещение оценивается показателями ослепленности, дискомфорта, коэффициентом пульсации, а также соответствием спектра цвета заданному спектру.

Определенную опасность для глаз представляют дисплеи, являющиеся средствами отображения информации. Постоянная пульсация изображения визуально практически не заметна. Возможность появления бликов и паразитных отражений, а также засветка экрана дисплея посторонним светом, ухудшающим восприятием изображения – все это требует особого подхода к организации освещения.

Согласно СНиП 2.2.2.542-96 естественное освещение лаборатории осуществляется боковым светом, через световые проемы в наружных стенах (окнах). Оно должно обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1.2 % в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1.5 % на остальной территории.

При недостаточности или отсутствии естественного света в помещении применяют искусственное освещение. Для искусственного освещения лаборатории применяются лампы накаливания, составляющие систему общего освещения помещения. При этом освещенность рабочего места должна составлять 300-500 лк.

Для обеспечения наиболее благоприятных условий работы принято нормировать минимальную освещенность (освещенность на наиболее темном участке рабочей поверхности).

При выборе соотношений нормируемых значений освещенности учитывают:

-         точность зрительной работы;

-         коэффициент отражения рабочей поверхности;

-         продолжительность напряженной зрительной работы в общем бюджете рабочего времени;

-         характеристики качества освещения;

-         технико-экономические показатели применяемой системы освещения;

-         требования обеспечения безопасной работы.

Нормированная минимальная освещенность для работы пятого разряда зрительной сложности, к которой относится работа оператора ЭВМ, составляет не менее 300 лк. При расположении источника света учитывается фактор ослепляющего действия таким образом, чтобы этот эффект не возникал.

5.2.1.4 Чистота воздуха

Этот фактор оказывает значительное влияние на производительность труда оператора. Недостаток свежего воздуха вызывает сонливость, быстрое утомление, общее ухудшение состояния работающего [18].

Удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место свежего обеспечивает вентиляция. В соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования» степень вентиляции определяется по формуле

,                                                       (5.1)

где N – число работающих в помещении,

Z – расход воздуха на одного работающего, в зависимости от объема помещения.

Если на одного работающего приходится не более двадцати кубических метров помещения, то степень вентиляции составляет не менее тридцати кубических метров в час.

5.2.1.5 Микроклимат на рабочем месте

Важным фактором, влияющим на здоровье человека и его работоспособность, являются метереологические условия на рабочем месте. Отклонение от положенных норм влечет за собой снижение производительности труда и может вызывать различные заболевания.

Метереологические условия или микроклимат лаборатории определяются температурой воздуха в помещении, относительной влажностью воздуха, подвижностью воздуха. Эти параметры, отдельно и в комплексе, влияют на органы человека, определяя его самочувствие.

Для холодного и переходного периодов года температура должна составлять от плюс 17°С до плюс 22°С, влажность не более 75 %, скорость движения воздуха не более 0.3 м/с. Для теплого времени года эти значения могут быть: температура не более плюс 28°С, влажность не более 75 %, скорость движения воздуха 0.3-0.7 м/с.

Поддержание параметров микроклимата в заданных пределах осуществляется регулированием естественной вентиляции лаборатории (проветриванием), а в холодное время и системой центрального отопления.

5.2.1.7 Требования пожарной безопасности

В помещениях информационно-вычислительного центра обеспечивается пожарная безопасность в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». Эти требования заключаются в следующем:

-         помещение оборудуется средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами;

-         осуществляется регулярное проведение ревизии по поводу скопления ненужных бумаг;

-         составляется план, обеспечивающий быструю эвакуацию людей и наиболее ценного имущества в случае возникновения пожара;

-         назначается ответственный за пожарную безопасность.

Кроме того, обеспечивается требование электробезопасности в соответствии с «Правилами эксплуатации электроустановок».

5.2.2 Требования безопасности

Требования безопасности при работе с ЭВМ определяются согласно ГОСТ 12.2.007.0-75 «ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности». ЭВМ относится к классу 01, то есть к изделиям, имеющим по крайней мере рабочую изоляцию, элемент заземления и провод без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания. Перед началом работы с ЭВМ необходимо проверить герметичность корпуса, не открыты ли токоведущие части. Убедиться в подключении заземляющего проводника к общей шине заземления, проверить его целостность. Если заземляющий проводник отключен, подключать его можно только при отключении машины от питающей сети. Для повышения безопасности работать можно с использованием резиновых ковриков.

Опасность поражения человека электрическим током определяется множеством факторов:

-         индивидуальные особенности людей;

-         продолжительность воздействия тока на организм человека;

-         путь тока в теле человека;

-         род и частота тока.

Для данного случая определяющими факторами являются род тока в цепи и его величина. Для обеспечения электробезопасности используется защитное заземление. Корпуса ПЭВМ выполнены из диэлектрических материалов.

Каждому работающему в лаборатории следует помнить:

-         включить общий рубильник можно только после предупреждения всех лиц, работающих в лаборатории;

-         с неисправным оборудованием нельзя работать;

-         нельзя загромождать рабочее место посторонними предметами;

-         держать свободными проходы между рабочими местами и проход к силовому рубильнику;

-         при любом несчастном случае, связанном с поражением электрическим током, немедленно выключать силовой рубильник.

При поражении электрическим током следует:

-         освободить пострадавшего от воздействия электрического тока;

-         оказать первую помощь;

-         вызвать врача.

5.3 Особенности охраны труда женщин, лиц с семейными обязанностями

Труд женщин регулируется системой специальных норм, обеспечивающих особую охрану труда женщин по сравнению с общими трудовыми нормами. Это трудовые льготы, необходимые для защиты физиологических особенностей женского организма, его материнской, детородной функции от производственных вредностей, а также выполнения социальной родительской роли. Глава 41 Трудового Кодекса РФ «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями» направлена на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства со стороны трудового законодательства.

Выделим основные положения в ограничении применения труда женщин:

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Снижаются нормы выработки, нормы обслуживания беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

Устанавливается неполный рабочий день или неполная рабочая неделя для беременных женщин и женщин, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет).

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. Под невозможностью выполнения прежней работы женщиной, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет имеются в виду случаи, когда при грудном вскармливании на ребенка через молоко матери отрицательно действуют производственные вредные вещества или работа связана с поездками (например, проводник вагона) и другим режимом, не позволяющим женщине пользоваться перерывами для кормления ребенка.

Средний заработок, сохраняемый по прежней работе женщине, переводимой на более легкую работу, определяется из расчета последних шести месяцев ее работы. А если на новой работе заработок выше, то труд женщины оплачивается по фактически выполняемой при переводе работе.

Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Право на отпуск по беременности и родам имеют все работающие женщины без какого-либо исключения, в том числе работающие по трудовому договору, заключенному на срок до двух месяцев, на сезонных работах, с неполным рабочим временем.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Продолжительность отпуска по беременности и родам соответствует продолжительности этого отпуска, которая определена Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. Она составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после. При многоплодной беременности отпуск до родов увеличивается на две недели — с 70 до 84 календарных дней. При осложненных родах отпуск после родов увеличивается на 16 дней, т. е. с 70 до 86 календарных дней. При рождении двух или более детей отпуск после родов составляет 110 календарных дней. Таким образом, минимальная продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 календарных дней, а максимальная — 194 календарных дня.

Право на пособие по беременности и родам имеют не только женщины, работающие по трудовому договору. Наравне с ними таким правом пользуются: женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными; женщины, срок отпуска по беременности и родам которых наступил в течение месяца со дня увольнения с работы по определенным причинам (перевод мужа на работу в другую местность, переезд к месту жительства мужа; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности, подтвержденная медицинским заключением, выданным в установленном порядке; необходимость ухода за больным членом семьи, подтвержденная медицинским заключением), и инвалидом I группы (п. 4 Положения о порядке назначения и выплаты государственного пособия гражданам, имеющим детей).

Всем этим женщинам, так же как и женщинам, работающим по трудовому договору, пособие выдается за счет средств обязательного социального страхования.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации.

Право на пособие по беременности и родам имеют также некоторые женщины из числа не застрахованных. Это обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и некоторые другие. Этим женщинам пособие выдается соответственно за счет выделяемых в установленном порядке образовательным учреждениям средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.

Пособие женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными, не исчисляется из заработка, а выдается в сумме, равной минимальному размеру оплаты труда [19].

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Перерывы для кормления ребенка предоставляются не только матерям, кормящим детей грудью, но и всем женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет.

Многие матери в связи с тяжелым материальным положением не берут отпуск по уходу за ребенком до полуторагодовалого возраста, предпочитая работать и пользоваться перерывами для кормления ребенка. Указанные перерывы, по существу, сокращают на час рабочий день матери, при этом сохраняется оплата как за полный рабочий день, поскольку эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку. По желанию женщины перерывы для кормления ребенка соединяются и могут быть перенесены на начало рабочего дня (т.е. женщина начинает работу на час позже, чем другие) или на конец рабочего дня (тогда она оканчивает работу на час раньше) или присоединены к обеденному перерыву, что удобно тем, кто живет недалеко от организации. Иногда в зависимости от состояния здоровья ребенка врач предписывает кормить его чаще, чем каждые три часа. Тогда по заключению врача женщине должны предоставляться дополнительные перерывы. Если по условиям работы женщина не может фактически пользоваться перерывами для кормления ребенка (проводник на железной дороге, бортпроводница в Аэрофлоте и т. д.), то она должна быть переведена на другую, более легкую работу, с сохранением на время перевода оплаты не ниже прежнего среднего заработка. Поэтому к вахтовому методу организации работ привлекать таких женщин, так же как и беременных, запрещено.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Эти гарантии предоставляются также работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины, работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам. Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается, за исключением увольнения по пункту 1, подпункту "а" пункта 3, пунктам 5–8, 10 и 11 статьи 81 Трудового Кодекса РФ:

ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем — физическим лицом;

несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Список литературы

1.           Архангельский А.Я. Программирование в С++Builder 6. – М.: «Издательство БИНОМ», 2003 г. – 1152 с.

2.           Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. – СПб.: Питер, 2001 г. – 368 с.

3.           Б. Страуструп. Язык программирования С++, 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: М.: «Невский диалект» - «Издательство БИНОМ», 1999 г., 991 с.

4.           Айра Пол, Объектно-ориентированное программирование на С++, 2-е изд. СПб.: М.: «Невский диалект» - «Издательство БИНОМ», 1999 г. – 462 с.

5.           Одинцов И.О. Профессиональное программирование. Системный подход. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 512 с.: ил.

6.           Руководство по дипломному проектированию – УКАЗАТЬ!

7.           Методические указания по оценки экономической эффективности – УКАЗАТЬ!

8.           Александровский А.Д. Delphi 4. Шаг в будущее. – М.:ДМК, 1999 – 528 с.

9.           Microsoft Access 2000: Русская версия: Перевод с английского. Авторы: Microsoft Corp. Издательство: "ЭКОМ", 2002г, 350 стр.

10.      Кантор М –Управление программными проектами. Практическое руководство по разработке успешного программного обеспечения : Пер. с англ. – М.: Издательство «Вильямс», 2002. – 176 с.: ил. – Парал. тит. англ.

11.      Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, мето-дология. Учебное пособие для студ. втузов. – 2-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2001. – 208 с.: ил.

12.      Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разра-ботки программного обеспечения. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.: ил.

13.      Новиков А.Ф. Дискретная математика для программистов. Учеб-ник. СПб.: Питер, 2001 г. - 304 с.

14.      Безопасность жизнедеятельности. С.В.Белов. Москва «Высшая школа» 1999 год.

15.      Охрана труда и машиностроения (Е.Я.Юдин, С.В.Белов, С.К.Баланцев) 1998 год.

16.      Справочная книга для проектирования электрического освещения. Под редакцией Г.Н.Кнорринга, 1997 год.

17.      Справочник проектировщика. Вентиляция  и  кондиционирование  воздуха. 1998 год.

18.      Безопасность жизнедеятельности. Л.В.Бондаренко, А.Е.Алеевский, Г.А.Колупаев, С.М.Сербин. Москва 1999 год.

19.      Справочная юридическая система Консультант Плюс.