Министерство общего и профессионального образования
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический институт
РЕФЕРАТ
По предмету «Культурология»
На тему: «Культура Западной Европы XX века»
Работу выполнила:
Студентка 1-го курса
факультета Финансы и Кредит
г. Сургут
2004г.
Содержание |
1. События XX века в истории Западной Европы. |
2. Западная культура в первой половине XX века. |
3. Западный авангард. |
4. Западная культура второй половины XX века. |
5. Западная массовая культура. |
6. Культура постмодернизма. |
Список используемой литературы. |
1. События XX века в истории Западной Европы.
В первой половине XX века завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной; капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический.
Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторений капитализм был подвергнут серьёзному реформированию.
Осуществлённые реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но существенно смягчали их, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления.
К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизма и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, - противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.
2. Западная культура в первой половине XX века.
1900 год открывал новую эпоху, полную надежд, оптимизма и материализма, но в то же время резкую, противоречивую, ставящую трудно разрешимые вопросы. Это была эра расколов и манифестов, заявлявших о новом видении мира и искусства.
Первая мировая война, никто не догадывался, что она потрясёт европейскую цивилизацию до самого основания.
Происходит вторая научная революция, в результате которой возникает новая, неклассическая наука.
Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А.Эйнштейн, М.Планк, А.Пуанкаре, Н.Бор, М.Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
В 1905 году А.Эйнштейн предложил свою специальную теорию относительности. При всей своей парадоксальности она подтвердилась экспериментами. Уравнение Эйнштейна показало, что с увеличением скорости увеличивается масса и время замедляет свой ход.
Идея о том, что континенты движутся по земной поверхности, пришла в голову немецкому метеорологу А.Вегенеру (1980-1930) в 1912 году. Он заметил, что края континентов подходят друг другу, как кусочки игры-мозаики, и высказал, что в прошлом они представляли собой сверхконтинент, который он назвал Пангея.
Английский химик Ф.Содди в 1913 году заявил, что элементы могут существовать в более чем одной форме с одинаковыми химическими свойствами, но различной массой. Он назвал их изотопами.
В 1939 году произошло открытие деления ядра.
Фирма «Браун Бовери» произвела в 1936 году первую газовую турбину. Ф.Уиттл (1907-1996) в Англии и Г.П. фон Охайн в Германии работали над газовой турбиной для самолёта. Фон Охайн выполнил свою задачу первым – в августе 1939 года. А первый реактивный двигатель Уиттла поднял самолёт в мае 1941 года.
Ученые Германии в 30-е года создали первую баллистическую ракету – А4.
На рубеже 40-50-х гг. шотландский химик-органик А.Тодд определил химический состав ДНК. Его открытие, носителя наследственности, дало механизм для эволюции.
В сфере познания внутри каждой из наук идет процесс дробления на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму.
Основными философскими направлениями являются:
- неопозитивизм – выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представляли Б.Рассел, Р.Карнап, Л.Витгенштейн;
- экзистенциализм – противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил своё внимание на проблемах свободы. Самыми известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М.Хайдеггер.
Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют три великих имени: А.Франс («Боги жаждут»), Р.Роллан («Жан-Кристоф»), Р.Мартен дю Гар («Семья Тибо»).
Основными темами произведений писателей-экзистенциалистов – Ж.-П.Сартра (пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог») и А.Камю (романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе») являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.
Скульптуру представляют ваятели Э.Бурдель («Геракл», «Пенелопа», «Сафо») и А.Майоль («Ночь», «Помона», «Средиземноморье»).
Главными фигурами немецкой литературы являются Т.Манн («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»), Л.Фейхтвангер («Гойя», «Мудрость чудака»).
Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж.Голсуорси («Сага о Форсайтах»), С.Моэма («Бремя страстей человеческих»). Б.Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя практически во всех жанрах – драме, романе, новелле.
Фовизм, кубизм, экспрессионизм и футуризм сталкивались друг с другом, а потом ниспровергались сторонниками всё более радикальных концепций и изобретений: психоанализ З. Фрейда (1856-1939), теория относительности А.Эйнштейна (1879-1955), полет первого самолёта с двигателем внутреннего сгорания (1903).
3. Западный авангард.
Традиционное искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, но оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду.
Авангардизм явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего. Но если в модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости, то авангардизм оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангардизм – это модернизм, обращённый к обществу и науке и устремлённый в будущее.
Стиль «модерн» (1880-1910) наибольшее распространение получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Представители «модерна» широко использовали современные технико-конструктивные возможности (Х.Ван де Вельде в Бельгии, Й.Ольбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ч.Макинтош в Шотландии).
Фовизм (1905-1908) стал первым течением авангардизма. Фовисты (А.Матисс, М.Вламинк, А.Дерен, А.Марке) поставили перед искусством задачу «изобретать реальность», «заново создавать мир», следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Превыше всего ими ценится чистый цвет. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве. Фовисты искали новые возможности живописи, используя экспрессивные мазки и всё более натуральные цвета. Они оказали мощное влияние на экспрессионизм, но в их работах отсутствовал его эмоциональный накал. «Радость жизни» Матисса (1906) отличается пасторальной красотой, но живые розовые, жёлтые, оранжевые тона, упрощённость рисунка придают её такую потрясающую новизну, что эта картина сделала Матисса лидером авангарда. К 1908 году группа фовистов распалась.
Экспрессионизм (1905-1920) получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э.Кирхнер, Э.Нольде, М.Пехштейн, Ф.Марк, П.Клее. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционным искусством, более открыто устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Экпрессионисты использовали искажённые формы и кричащие цвета, одной из главных тем был стресс.
В 1911 году в Мюнхене возникла группа экспрессионистов Синий всадник, которую основал Ф.Марк вместе с Василием Кандинским. Их подход к жизни и искусству был более разнообразным и лиричным; вера в то, что живопись может передать духовную сущность природы. Ф.Марк написал «Желтых лошадей» в 1912 году. Художник погиб под Верденом во время Первой мировой войны.
Экспрессионизм в театре был бунтом против реализма, он принёс на сцену напряжение, деформирующие реальность произведения. Это ярко проявилось в трилогии немецкого драматурга Георга Кайзера (1878-1945) «Газ».
Кубизм (1908-1930) – одно из главных течений авангардизма. Его представители – П.Пикассо, Ж.Брак, Ф.Леже, Р.Делоне – исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приёмов. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделённых самостоятельным бытиём и значением. Большое полотно в совершенно новом стиле «Авиньонские барышни» Пикассо (1907) ознаменовало собой начало нового направления. Пикассо отказался от традиционных правили перспективы, чтобы одновременно показать объект с разных точек зрения, разбив изображение на несколько взаимосвязанных планов.
Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф.Маринетти, У.Боччони, Дж.Балла, Л.Руссоло. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города; восхищались современностью, обещавшей блестящее будущее, полное машин, скоростей и динамизма. Футуристы видели, назревает война, и приветствовали её, веря, что она сметёт всё старое и отжившее. Художники использовали перенятые у кубистов технические приёмы.
Движение футуристов распалось во время Первой мировой войны.
Ужасы войны у многих вызвали отвращение к культурному наследию прошлого. Сразу после войны реакция выразилась в трёх основных вариантах:
- глубокая озлоблённость, потеря иллюзий, нашедшая выражение в иконоборчестве;
- ощущение освобождения и радости, жажда жизни после пережитых ужасов войны. Это выразил ар деко, изящный стиль счастливой эпохи джаза;
- выражение нового устройства мира, изменение его.
Во время войны центр культурной жизни переместился в Цюрих, ставший домом для многих писателей, художников, музыкантов и революционеров. Возникло художественное течение, высмеивающее всё подряд, которое было названо словом «дада», наугад выбранным в словаре и в детской речи означавшим лошадку. Например, эльзасский художник Ж.Арп прославился своими коллажами из беспорядочно разбросанных кусочков цветной бумаги. А французский художник М.Дюшан (1887-1968) выставлял в качестве произведений искусства обычные изделия промышленности вроде «Велосипедного колеса» (1913).
В Германии был основан Баухауз архитектором В.Гропиусом (1883-1969). Это искусство, дизайн, технология и архитектура объединились под одной крышей. Баухауз стремился сделать современный дизайн доступным простым людям. Яркие краски и дерзкие формы – его черты. Нацисты предали анафеме модернистские работы Баухауза и закрыли в 1933 году.
Картины австрийского художника Г.Климта, одного из основателей Венской Сецессии, например «Девушки» (1912-1913), воплотили подавленный эротизм. Сецессия означает раскол. Радикальные художники заявили о своем размежевании с традициями. Г.Климт создавал панно и картины, сочетавшие оригинальность композиции с мозаичной декоративностью. Его ученик Э.Шиле (1890-1918) обратился к выражению могучего и волнующего животного начала жизни.
Венская Сецессия объединяла не только живописцев, но и архитекторов, дизайнеров. Дворец Стокле (1905-1911) в Брюсселе, построенный Й.Хофманном (1870-1956), состоящий из множества прямоугольных форм, выделяется простотой и рациональностью. Архитектура Венской Сецессии была важнейшим звеном в цени, связывавшей ар нуво с модернистской архитектурой, возникшей после Первой мировой войны.
Художественная фотография. Художники-авангардисты 20-х годов, в первую очередь дадаисты, придали фотографии самостоятельное художественное значение. Дадаист М.Рэй (1890-1976) делал полуабстрактные работы, манипулируя с фотографиями, которые называл фотограммами. Художник Дж.Хартфильд (1891-1968) изготовлял коллажи из обрезков фотографий (фотомонтаж). Работы Тины Модотти (1896-1942) отличает синтез композиции и социально-политического звучания. Её произведение «Снова» отражает судьбу женщины, обречённой на бесконечное вынашивание и выкармливание детей.
Стиль ар деко был блестящим и роскошным. Дизайнеры использовали его для создания дорогой мебели из полированного красного и черного дерева с блестящей обивкой. Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона внесло оттенок экзотики, стиль использовался в отделке кинотеатров, появление которых носило массовый характер. Огромные залы строились в Европе с использованием египетских, мавританских и ацтекских мотивов.
Сюрреализм (1924-1940) – последнее значительное течение европейского авангарда. Основные его представители – А.Бретон во Франции, С.Дали в Испании, Р.Магритт в Бельгии, Г.Мур в Англии. Сюрреализм опирается иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З.Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Сюрреалисты создали свой, новый взгляд на мир. Французский поэт А.Бретон (1896-1966) в 1924 году опубликовал первый Манифест сюрреализма, первоначально возникшего как литературное направление. Бретона поддержали и другие поэты – П.Элюар (1895-1952) и Л.Арагон (1897-1982). Они экспериментировали и создавали прозу и поэзию, записывая все, что придёт им в голову в момент вдохновения. Сюрреализм нашел воплощение также в искусстве театра и кино.
Термин «ар нуво» использовал дизайнер Анри Ван де Вельде (1863-1957) в 1894 году, но затем он стал общепринятым, особенно в Англии и Франции. В Германии его называют югендстиль по имени журнала «Югенд». В Италии он известен как стиль либерти по названию лондонского магазина. Это новый стиль декоративного искусства, вдохновленный мотивами живой природы, павлинами, лилиями, развевающимися волосами, сложным переплетением линий.
Литература модернизма. Образцом для писателей послужило творчество француза М.Пруста (1871-1922), в чьем романе «В поисках утраченного времени» герой воспринимает реальность через призму субъективного опыта и своей памяти. В «Улиссе» ирландца Дж.Джойса (1882-1941) внутренний мир главных героев передаётся через калейдоскоп образов, впечатлений и чувств. Внутренний мир человека детально передал австрийский писатель Ф.Кафка (1883-1924). Романы «Процесс» и «Замок» отражают закоулки подсознания человека, загнанного в бюрократические ловушки.
4. Западная культура второй половины XX века.
Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всём обществе:
- переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т.е. способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;
- общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
- культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.
Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, но она сохраняется и продолжает развиваться.
В послевоенную эпоху писатели стремились найти средства, способные развить эксперименты модернистов межвоенных лет и в то же время отразить современное состояние мира. Французские писатели работали над тем, что назвали «новый роман». Его представители: Н.Саррот, Ален Роб-Грийе, М.Бютор, новый роман строит картину мира, воспроизводя калейдоскоп впчатлений, порой очень детальных, и казалось бы, излишних.
В 70-е годы – в связи с появлением идеологии неоконсерватизма – статус религии начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике с её аскетизмом и самоограничением, к возрождению религиозных корней культуры.
Усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений.
В искусстве ее представляет главным образом реализм.
Искусство второй половины XX века представляют:
- французскую литературу: М.Дрюон, Э.Базен, Ф.Саган, Ж.Сименон;
- швейцарскую: Г.Гессе, Ф.Дюрренматт, М.Фриш;
- немецкую: Г.Белль и Г.Грасс;
- английскую; Дж.Осборн и Дж.Брейн, А.Мердок, Г.Грин.
Широкую популярность приобрела научная фантастика (Р.Бредбери).
Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. Де Сантис, Ф.Феллини).
Развитие научно-технической литературы отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:
- разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей – интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
- трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.
При всём многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.
5. Западная массовая культура
Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порождённое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Её родиной стали США. Эта страна имеет короткую историю исторического и культурного существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением является литература, которая не уступает европейской по своему уровню. Я не буду останавливаться на культуре США, так как это отдельная тема.
Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:
- книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И.Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы;
- появляются газеты и журналы (с XVII века);
- изобретена фотография (XIX век) – сначала черно-белая, а затем цветная;
- появляются радио и кинематограф (1895);
- изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;
- возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.
К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры.
Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.
Отличительные черты массовой культуры:
- соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;
- низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличется от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;
- создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, творчество которых – яркая, но безвкусная продукция массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;
- паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюжеты и темы народной и высокой культуры. В качестве примеров можно указать на то, как «Пигмалион» Б.Шоу превратился в «Мою прекрасную леди», а «Ночи Кабирии» Ф.Феллини – в фильм «Милая Чарити»;
- близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;
- как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличению. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.
Виды и формы, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.
Массовая культура в борьбе за потребителя выработала выработала следующие способы:
- в литературе – система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экземпляров;
- в кино и музыке – система «звёзд».
Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы.
В 50-60-е гг. массовая культура подвергалась суровой критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным.
В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.
6. Культура постмодернизма.
Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.
В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.
В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:
- в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;
- экономический кризис 30-х годов;
- экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.
Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления.
Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.
Важные черты постсовременности:
- широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
- господство моды;
- театрализация почти всех событий политической жизни.
Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар, итальянский философ Д.Ваттимо.
Наука перестает быть привилегированным способом познания.
В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:
- в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо)
- структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)
Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино. К нему также примыкают художники: Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии.
Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.
Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.
К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.
Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Она часто довольствуется малым. В нём есть всё, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.
Для него не существует никаких правил жанра и стиля. Его не мучают противоречивость, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Но в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.
В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Его черты и особенности сохранятся в культуре нашего столетия.
Список используемой литературы.
1. Силичев Д.А. Культурология. Конспект лекций. М.;
2. Роберт Стюарт. Идеи и наш мир. Великие концепции
прошлого и настоящего. Перевод с английского. М.;