Содержание

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АРАБСКОМ МИРЕ. 3

1.1. Основные предпосылки возникновения и развития арабской политической региональной интеграции. 3

1.2. Классификация интеграционных политико-экономических процессов в арабском мире. 10

Список литературы.. 22

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АРАБСКОМ МИРЕ

1.1. Основные предпосылки возникновения и развития арабской политической региональной интеграции

Интеграция сопровождается дезинтеграцией, а конвергенция сопровождается дивергенцией. Рассматривая реальные процессы, происходящие в современном мире, нужно учитывать социо-культурные, политические, экономические, религиозные, этнические особенности отдельных стран и народов.

Весьма очевидным фактором развития является интеграция. Феномен этот чрезвычайно сложен, разнопланов и противоречив.

Сама история человечества может рассматриваться как последовательная интеграционная эволюция: от крайне небольших общностей к более крупным, от изолированности к все большей взаимозависимости.

Последние десятилетия мирового политического развития характеризуются существенными изменениями, приведшими к превращению мира в целостность. В результате в мире произошли существенные изменения, которые нуждаются во всестороннем анализе. Возникли принципиально новые тенденции мирового развития, связанные с усилением взаимодействия всех стран и народов. [4]

Международное разделение труда существенно расширилось и углубилось, резко усилился перелив капиталов из одной страны в другую. На предприятиях транснациональных корпораций производится более 40% мировой промышленной продукции, в результате ослабла роль национальных государств и повысилась роль ТНК. Появились новые субъекты МПП, резко усилилась глобализация, которая во многих случаях имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Последние вызывают необходимость принятия адекватных мер, направленных на предотвращение ущемления национального суверенитета, экономического и правового пространства.

Сформировалось так называемое "ядро" с развитой рыночной экономикой, с чрезвычайно высоким уровнем развития производительных сил с одной стороны, а с другой возникла “периферия”, обладающая гораздо меньшими возможностями, чем ядро. В мире резко возросла асимметричная взаимозависимость.

Наиболее успешно в теоретическом и практическом плане интеграция решается в странах Европейского сообщества. По этим вопросам опубликовано большое количество работ, проводится значительное количество конференций, семинаров, созданы многочисленные центры и институты. Запад рассматривается как некий образец идеального движения вперед. Вместе с тем возникает вопрос: является ли тенденция, характерная для ЕС общемировой или она является только европейской?

Перед современной наукой возникает множество проблем: Что понимается под интеграцией? Какова роль в ней политических, экономических и других институтов? Какова роль исторической памяти, историко-культурного наследия? Какова конечная цель интеграции? Каково соотношение интеграции с развитием, взаимодействием цивилизаций? Является ли интеграция усилением вертикальной глобальной зависимости или ее ослаблением?

Интеграция происходит не только в странах ЕС. Она происходит и в других регионах мира, возникает проблема: приведет ли интеграция различных регионов к формированию гармонии равноправных или наоборот усилит конфронтацию и противоречие в современном мире?

Таким образом, интеграция ставит огромное количество проблем, которые до сих пор не нашли четкого, однозначного решения, как в теории, так и на практике.

Процесс интеграции происходит и в арабском мире. Арабские страны сразу после завоевания независимости начали разрабатывать различные схемы всестороннего сотрудничества, начиная с заключения двусторонних военных, политических, культурных соглашений, кончая субрегиональными соглашениями на общеарабском коллективном уровне. Однако межарабское сотрудничество оказалось нестабильным и не принесло желаемых результатов. В связи с этим анализ практики становления, развития, состояния межарабского интеграционного процесса и причин, препятствующих ему, представляется крайне необходимым. [8]

Следует сказать, в последние годы объем исследований и научных работ по интеграции арабского мира возрос, однако, до сих пор нет четкого анализа происходящих в этом регионе процессов.

Сегодня, когда арабским народам приходится решать схожие проблемы, связанные с необходимостью преодоления экономико-социальной отсталости, культурной неразвитости и при этом противостоять многочисленным внешним вызовам, возрастает потребность в укреплении взаимодействия арабских государств, в поиске таких форм сотрудничества, которые способствовали бы их общему успешному разрешению поставленных нынешним историческим этапом задач.

Специфика арабского региона, создающая объективные основы для возникающих здесь интеграционных процессов, заключается в его единстве по многим важнейшим параметрам.

Арабский мир един территориально: на обширном пространстве, протянувшемся от Арабского (Персидского) залива через районы Юго-Западной Азии и Северной Африки до Атлантического побережья, расположились 19 арабских стран с этнически однородным населением, насчитывающим около 300 млн. человек: 90% жителей этих стран составляют арабы, 10% - представители иных национальных и этнических групп. Арабы, независимо от страны проживания, считают себя принадлежащими к единой нации. [12]

Арабские народы объединяет общность языка – арабского, а также общность экономических судеб. Мощным объединяющим арабские страны фактором является ислам: 90% их населения (арабы и неарабы) исповедуют ислам, 10% принадлежат к другим конфессиям, главным образом христианским.

Вместе с тем, отмеченные выше факторы, объединяющие арабов, весьма относительны, и в целом арабский мир отличается чрезвычайной пестротой, проявляющейся в различиях природно-географического, этно-демографического, лингвистического и конфессионального порядка, в историко-культурных судьбах, в уровне экономического и социально-политического развития населяющих эти территории народов. При этом отличаются между собой не только арабские страны Азии, или Машрика, и Северной Африки – Магриба, но и внутри каждого из этих районов. Неоднородность арабского мира оказывает значительное влияние на развивающиеся здесь интеграционные проблемы.

Лига арабских государств - общеполитическое объединение, целью деятельности которого является укрепление сотрудничества между арабскими странами. В рамках ЛАГ выделяют 3 группировки: Страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн); Союз арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис) и Совет арабского сотрудничества (Египет, Ирак, Иордания, Йемен)- фактически не функционирует после начал военных действий в Ираке. [10]

Также Лига арабских государств (ЛАГ).

Создана в 1945г. на конференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (устав) был подписан 22.03.45г. и вступил в силу 10.05. 45. ЛАГ открыта для присоединения всех независимых арабских государств, в настоящее время ее членами являются более 20 арабских государств (Египет, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Ливан, Катар, Бахрейн и др.) и 1 неарабское (Сомали).

Согласно Пакту, цели: обеспечение более тесных отношений между государствами членами; координация их политических действий и организация сотрудничества в экономической, финансовой, торговой, культурной, социальной и др; обеспечение их независимости и суверенитета; рассмотрение всех вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы.

Совет – высший орган, Конференция глав государств и правительств – для обсуждения наиболее срочных и важных проблем, Генеральный секретариат – обеспечение текущей работы. Также созданы Экономический совет, Совет совместной обороны, ряд постоянных специализированных комитетов (военный, нефтяной, правовой и др.) [1]

Однако ЛАГ является скорее координационным органом – различные комитеты и  органы ЛАГ содействуют интеграции, но планы по общеарабскому объединению, провозглашенные этой организацией, не выполняются.

Большее реальное действие имеют субрегиональные организации:

ССАГПЗ. Образованный в 1981 году Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива объединяет Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию, имеет целью осуществления всесторонней координации и интеграции национальных хозяйств, укреплении взаимосвязей между странами-членами и развитие сотрудничества в области экономики, политики, обороны, безопасности и культуры. Высший руководящий орган Совета - Высший комитет из числа глав государств и правительств, собираемый ежегодно. Рабочими органами являются министерский совет, комиссия по решению спорных вопросов и секретариат с местопребыванием в Эр-Рияде. В рамках совета сформированы 24 постоянных комиссии, рассматривающие конкретные вопросы сотрудничества.

Эта группировка является самой успешной из арабских экономических группировок – страны Залива уже установили между собой зону свободной торговли, с 2002 года уже достигли таможенного союза и планируют в ближайшем будущем добиться полного экономического союза, а к 2010 году ввести единую валюту – Динар Залива.

Интеграции между этими странами способствует их сходный уровень экономического развития и сходные структуры экономики, а значит, и интересы – для них важным фактором в интеграции является увеличение их политического веса на международной арене.

Однако этим странам фактически нечем обмениваться между собой, поэтому их взаимная торговля не растет, несмотря на усиление интеграции, что заставляет некоторых специалистов считать их интеграцию искусственным явлением.

Союз Арабского Магриба. В феврале 1989 года на Второй встрече глав государств Северной Африки в Марракеше было провозглашено создание Союза арабского Магриба, в состав которого вошли Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис, которые подписали три основополагающих договора: Договор о создании Союза, Декларацию о его учреждении, Резолюцию по итогам работы большой магрибской комиссии.[2]

На протяжении начала 90-х годов страны Магриба осуществляли различные проекты, направленные на усиление интеграции между собой и даже ставили целью достижение полного экономического союза к 2000 году, однако с течением времени их планы поменялись и на сегодняшний день интеграция между этими странами воспринимается ими самими как шаг на пути к интеграции и пытаются в рамках своей интеграции развить свои экономики, чтобы приблизиться к критериям вступления в ЕС. Этому способствует из географическая близость к Европе, а также оставшиеся крепкие связи с европейскими странами, прежде всего с Францией, чьими колониями были стран Магриба. На Европу приходится 2/3 внешнеторгового оборота Магриба, 60-70% экспортируемой нефти (Ливия – до 90%) и нефтепродуктов, 80% фосфоритов и продуктов их переработки, а также различных видов промышленного сырья и продукции сельского хозяйства. Из Европы в страны Магриба поступает 65-79% импортируемого промышленного оборудования и полуфабрикатов, готовых изделий, продовольственных товаров. Постоянно возрастает технологическая зависимость стран Северной Африки от западноевропейских государств.[3]

В 1989 году был образован и Совет арабского сотрудничества, в который вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика по принципу географического единства, но не исходя из общности экономического развития. Так, Египет, Иордания и ЙАР являются экспортерами дешевой рабочей силы в Саудовскую Аравию. Как и многие возникавшие в арабском мире объединения САС просуществовал недолго: кувейтский кризис 1990 года качественно изменил расстановку сил в регионе: Египет принял участие в  военных действиях  против Ирака на стороне многонациональных сил, Иордания и ЙАР поддержали Ирак. Наложенные на Ирак в 1990-1991 гг. международные санкции ввергли эту страну в глубокую изоляцию, в условиях которой об участии Ирака в деятельности какой-либо арабской организации не может быть и речи.

За пределами географии Арабского мира также функционирует ряд интеграционных организаций, к которым относятся:

- Кувейтский фонд экономического развития, основанный в 1961 году и предоставляющий льготные займы арабским, азиатским и африканским странам на цели промышленного и сельскохозяйственного развития;

- Фонд Абу-Даби для экономического развития арабских стран, созданный в 1971 году и специализирующийся на финансировании развития инфраструктуры, промышленности и туризма в арабских странах;

- Саудовский фонд развития , функционирующий с 1974 года и ставящий цели помощи практически всем развивающимся странам западной ориентации;

- Иракский фонд внешнего развития, действующий также с 1974 года в направлении инвестиционной политики в бедные арабские государства;

- Арабский банк экономического развития Африки и Арабский фонд для Африки, функционирующие за счет средств Саудовской Аравии, ОАЭ и некоторых других арабских нефтедобывающих государств;

- Исламский банк развития , созданный в 1974 году и объединяющий 24 мусульманских государств, а также Гвинею, Гамбию, Индонезию, Камерун, Мали, Нигер и Чад. Штаб-квартира банка расположена в Куала-Лумпур;

Арабский фонд технической помощи африканским и арабским странам, созданный в 1975 году и финансирующий проектно-сметные работы по объектам.

В общем можно отметить, что у арабских стран существуют обширные предпосылки к интеграции, однако  интеграция функционирует довольно слабо, в  первую очередь из-за политических разногласий и военных конфликтов.

1.2. Классификация интеграционных политико-экономических процессов в арабском мире

Интеграционные процессы, происходящие в арабском мире можно классифицировать следующим образом.

1. Интеграционные процессы по линии «арабские страны - Европа»,

2. Интеграционные процессы по линии «арабские страны-США»,

3. Интеграционные процессы по линии «арабские страны –страны Средиземноморья»

4. Интеграционные процессы по линии «арабские страны – Северная Африка».

Начало большом увзаимодействию с Россией положил Российско-Арабский Деловой Совет, который имеет своей задачей вывести весь комплекс торгово-экономических отношений с арабским миром на качественно новый уровень. Он как раз и становится тем объединяющим ядром, вокруг которого закручивается вся система российско-арабских торговых отношений.[3]

При создании БАЗСТ упор делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание БАЗСТ можно увязать с тремя основными задачами:

- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

- ростом занятости;

- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Существует расхожее мнение, что страна или страны, не желая полностью открывать свою (и) экономику (и)иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

Общей характерной чертой БАЗСТ должно стать наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.[2]

Можно выделить четыре основные группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение и отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.

4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Надо заметить, что к какому бы региональному экономическому центру ни тяготела та или иная арабская страна, ей необходимо прежде, чем решаться на какой-то важный экономический шаг, изучить весь мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить, прежде всего, свои собственные проблемы. Таких интересов - великое множество, в частности: желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, доступ к более дешевым производственным ресурсам, улучшение условий торговли, сокращение транспортных издержек и издержек на оформление различных лицензий и сертификатов, сокращение издержек на объёме производства, осуществление устойчивого экономического роста, привлечение прямых зарубежных инвестиций, которые охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели, как-то: налаживание более дружеских взаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях, увеличение влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо чаще, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних только добрых намерений и стремления к сотрудничеству. Важно иметь много общих черт во всех областях, т.е. так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между полуфеодальными нищими диктатурами и развитой гуманной демократией с сильной и свободной экономикой. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран — участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. Еще одной предпосылкой является отсутствие внутри страны большого количества слабых, боящихся конкуренции из-за рубежа отраслей, обычно имеющих более сильное лобби, чем экспортоиентированные производства.

Первым этапом межарабской и арабо-европейской интеграции стало заключение преференциальных торговых соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений —в снижении внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются в качестве временных, подготовительных соглашений, направленных на углубление интеграционного процесса. Преференциальные торговые соглашения возникают в результате развития международного переговорного процесса в области торговых соглашений.

Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран — участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского хозяйства. На этом уровне также возможно создание небольшого координационного совета.

К уже созданным зонам свободной торговли относятся: Европейская ассоциация свободной торговли ЕFТА (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960 г.; Европейская экономическая зона ЕЕА (страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994 г.; Балтийская зона свободной торговли(Латвия, Литва, Эстония), созданная в 1993 г.; Центрально-европейская зона свободной торговли (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), действующая с 1992 г.; Северо американская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада),существующая с 1994 г.; Бангкокское соглашение 1993 г. (Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка) и другие.

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

В мире идет постоянный процесс создания и распада экономических союзов; многие из них существуют только на бумаге, а большинство оставшихся отвечают вышеприведенным требованиям неполностью. К таможенным союзам относятся: Ассоциация ЕС с Турцией 1963 г., Арабский общий рынок АСМ (Египет, Сирия, Иордания, Ливия, Йемен, Мавритания, Ирак) 1964 г., Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа) 1961 г., Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором, Венесуэлой 1992 г., Организация восточнокарибских государств (Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис,Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины) 1991 г.

К четвертому уровню интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств.

К общим рынкам относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ) 1981 г., Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла) 1990 г., Латиноамериканская интеграционная ассоциация LAIA (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла) 1960 г., Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) 1992 г. и Карибское сообщество и Карибский общий рынок CARICOM (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсенти Гренадины, Тринидад и Тобаго) 1973 г.

Арабские страны через Лигу Арабских государств предпринимали за последние 50 лет целый ряд неудачных попыток по созданию Арабского Общего Рынка. Самой первой попыткой как-то интегрировать арабские страны в экономическом плане стал Договор о транзитной торговле от 1953 г., когда были введены льготные тарифы на ряд сельскохозяйственных и промышленных товаров. В 1957 г. было подписано Соглашение об Экономическом Единстве(AgreementofEconomicUnity), в 1964 г. был образован Арабский Общий Рынок, а в 1981 г. подписано Соглашение об упрощении и развитии межарабской торговли . Но, если первые два договора попали на свалку истории, Соглашение об упрощении межарабской торговли получилосвое второе рождение. Основной целью этого Соглашения, которое, кстати, подписали все страны-члены ЛАГ, было освобождение всех товаров перемещаемых между арабскими странами от таможенных тарифов и нетарифных торговых ограничений. 16 лет Соглашение пребывало в латентном состоянии, но в феврале1997 г. 18 арабских стран-членов ЛАГ реанимировали рабочий график этого Соглашения, и только Алжир, Мавритания, Джибути и Коморы его не подписали. Полное название этого графика довольно громоздкое: Исполнительный График по упрощению и продвижению межарабского торгового Соглашения по созданию Арабской Свободной Зоны Торговли. Сокращенное название: Соглашение об Арабской Зоне Свободной Торговли. AFTZAпредусматривает, что таможенныесборы и налоги действующие в странах-подписантах этого Соглашения начиная с 1января 1998 г. будут ежегодно снижаться на 10% до полного обнуления к 31 декабря2007 г. Был выработан единый национальный принцип отношения к общим товарам арабского происхождения как к свои собственным. AFZA был ратифицирован 13 из 18стран-подписантов (Иорданией, Сирией, Ираком, ОАЭ, Бахрейном, КСА, Оманом, Катаром, Кувейтом, Марокко, Тунисом, Египтом и Ливией). Между многими арабскими странами таможенные барьеры были сняты задолго до обозначенного срока на базе двухсторонних договоров. Например, с 1 января 1999 г. между Египтом и Ливаном все таможенные платежи аннулированы.

Попытки добиться более полной интеграции, к сожалению, успеха не имели из-за отсутствия политической воли.

В сентябре 2001 г. Общественно-Экономический Совет при ЛАГ, которому поручено отслеживать прогресс в области реализации этого Соглашения, собрался в Эр-Рияде, отметил заметный успех на пути создания Большой Зоны и передвинул планку на начало 2005 г. БАЗСТ (GAFTA) должна дать толчок экономикам стран-участниц по нескольким направления:

-создать более объёмный и однородный рынок для привлечения прямых иностранных инвестиций (региональных, европейских и международных);

- нарастить торговый обмен между странами-участниками, и это не смотря на то, что часто выпускаемая ими продукция является конкурентной для друг друга, она в какой-то степени дополняет друг друга. Так Тунис, Марокко и Египет могли бы экспортировать текстиль и с\х продукцию в страны Персидского залива, Алжир и Ливию;

-уменьшить объёмы контрабанды, которая не облагается налогами и наносит ущерб местным производителям;

- усилить общий потенциал на переговорах с такими мощными экономическими блоками, как ЕС, или на международной арене на сессиях ВТО: шесть арабских стран являются членами ВТО: Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Оман и Кувейт;

- упрочить экономическую взаимозависимость арабских стран друг от друга и тем самым – стабильность и безопасность в регионе.

Генеральный Союз ТПСПАС осуществляет мониторинг процесса создания БАЗСТ. Каждые полгода эта организация готовит отче то сложностях, с которыми сталкиваются трейдеры при общении с таможенными администрациями или надзорными органами различных стран-членов Большой Зоны.

Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения ресурсов проводится координация макроэкономической политики в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам. [7]

На этом уровне интеграции находятся: Европейское сообщество 1957 г., преобразовавшееся в Европейский союз в 1993 г.(Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, с1-ого мая 2004 г. - Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Мальта, Кипр, Литва, Латвия и Эстония), Экономический союз — Бенилюкс 1948 г. (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Содружество Независимых Государств СНГ 1991 г.(Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан), Союз арабского Магриба1989 г. (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания, Марокко), Межстрановая инициатива 1993г. (Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве), Лагосский план действий 1973 г. (все страны Африки к югу от Сахары), Союз реки Ману 1973г. (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне), Западноафриканский экономический и валютный союз 1994 г. (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того).

По данным ВТО, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и т. д.). Однако большинство из них еще находится на ранних подступах к поставленным целям (СНГ, Африканское экономическое сообщество и т. д.). Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, является Европейский союз. Арабские страны в своем процессе взаимной интеграции ориентируются, прежде всего, на него.

Опыт ЕС следует рассматривать как удачный пример перехода от развитой национальной рыночной экономики, отделенной от государств-партнеров барьерами, к замкнутому таможенному союзу. Успех этого перехода был обеспечен четкостью и разработанностью механизма, содержащего три основных положения.

Были ясно определены различия между товарами Сообщества и товарами третьих стран. В соответствии с регламентом1968 г. изделие, доработанное на территории интеграционного региона, считается тем не менее изготовленным в той стране, в которой оно подверглось последней значительной переработке. Это, естественно, ограничивает прибыль филиалов фирм третьих стран. Как "европейский" определяется тот товар, в котором доля компонентов из стран Сообщества по стоимости составляет не менее 60 %. Были конкретно оговорены возможности стран-участников в случае необходимости выходить за рамки совместной торговой политики. И наконец, Римский договор и последующие правовые акты ЕС указывают, какие сферы внешнеэкономической политики находятся исключительно в наднациональной компетенции (например, заключение торговых соглашений с третьими странами, осуществление мероприятий по либерализации) и в каких случаях государства-участники могут принимать самостоятельные решения. [7]

При организации БАЗСТ необходимо в первую очередь устранить административные и фискальные препятствия, затрудняющие нормальное функционирование ЗСТ, а также создать важнейшие правовые составляющие. Среди них, в частности, сближение таможенных законодательств, установление четкого порядка транзита товаров, правил лицензирования импорта, унификация применения санитарных и ветеринарных мер, проведения экспертизы и радиационного контроля перемещаемых через границы товаров, согласование перечней изъятий из режима свободной торговли в двусторонних отношениях и графиков их постепенной отмены. Должны предусматриваться и серьезные корректировки совместной деятельности партнеров по БАЗСТ в сфере финансов, в частности, планироваться создание действенной платежно-расчетной системы, вытеснение денежных суррогатов из временной торговли, устранение множественных курсов национальных валют по текущим операциям платежного баланса.

Процесс устранения барьеров на пути свободной торговли требует длительного периода времени. Европейское сообщество, которое прошло более чем 40-летний путь развития, стартовало из такого состояния, которое некоторым арабским странам еще предстоит достигнуть. Речь идет о том, что стадию дефицитной экономики, неконвертируемости валют, установления развитой рыночной среды будущие участники ЕС проходили, имея таможенные территории. К моменту ратификации Римского договора таможенные пошлины, превышающие 15 %, охватывали 2 % группы товарной номенклатуры ФРГ, 23 %— стран Бенилюкса, 61 % — Франции, 64 % — Италии. В самом Договоре был предусмотрен восьмилетний период устранения пошлин. Арабские страны рассматривают 10-летний период для снятия всех таможенных тарифов.

При создании БАЗСТ в соответствии с межгосударственными соглашениями устанавливается список товаров, которые в течение определенного срока и в рамках жестко оговоренного механизма перемещаются беспошлинно. Преференциальный режим вводится между отдельными странами на базе уже заключенных или будущих двусторонних соглашений.

В наибольшей степени интеграционному регулированию подвержена сельскохозяйственная политика. В 80-е гг. на нее приходилось в среднем более 2/3 совместного бюджета ЕС. В статье 39 Римского договора были намечены следующие цели аграрной политики: повышение производительности сельскохозяйственного производства на основе содействия техническому прогрессу, рационализации аграрного сектора и оптимального использования факторов производства, поддержание разумных цен на потребительских рынках.

Опыт интеграции ЕС для арабских стран весьма ценен и полезен своей комплексностью, но, используя этот опыт, необходимо вырабатывать собственный, оригинальный интеграционный механизм, базирующийся на развитой системе правовых отношений.

Процесс интеграции арабских стран требует последовательного прохождения всех стадий интеграционного процесса, исключая "перескакивания" через ступеньки интеграции, пока недостигнуты цели данного объединения. Должен существовать определенный промежуток времени между отдельными стадиями интеграционного процесса. Как показывает практика, проще всего создать интеграционное объединение до уровня таможенного союза, а затем следует длительный период согласования интересов стран-членов, выработки единого тарифа в отношении третьих стран, удовлетворяющего интересам всех заинтересованных сторон. Движение к более высоким ступеням интеграции невозможно без достижения определенного уровня экономического развития интегрирующихся стран, без «единонаправленности» экономических преобразований. Создание платежного и валютного союзов требует координации основных макроэкономических показателей, таких как уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, валютный курс, процентные ставки.

Необходимо создание общей правовой базы интегрирующихся стран, а именно: сближение таможенных законодательств, устранение административных, фискальных препятствий, затрудняющих нормальное функционирование интеграционного объединения.

Список литературы

1.     Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М.: Наука, 1990. - 372 с.

2.     Арабские страны: история, экономика, политика. Сб.ст. М.: Наука. 1986. - 278 с.

3.     .Баймуратов К. Вот он, арабский Восток (арабы в борьбе за независимость и единство). Алма-Ата; Казахстан. 1967. - 303 с.

4.     Копин А.В. Лига арабских стран в 80-е годы: деятельность и перспективы. М., б.и. (Ин-т Африки. Вып.3). 1989. - 43 с.

5.     Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли (1917-1945 гг.). М.: Наука, 1979. - 198 с.

6.     Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема арабского единства. М.: Наука. 1977. - 432 с.

7.     Русско-арабский Деловой Совет/ http://www.russarabbc.ru/ru/analitica/analitica/200408241132-1202.htm

8.     Кругман П., Оберфельд М. Международная экономика. Теория и политика. –М., 1997. – 492 с.

9.     Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). – М.: Издательский Дом НОВЫЙ ВЕК, 2001. –592.с

10.                       Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет./Под. ред. И.С. Королева. – М.: Юристъ, 2003. – 604 с.

11.                       Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике. // мировыя экономика и международные отношения. 2001. № 11. с. 106-109.

12.                       Хмыз О.В. Международный рынок капиталов. – М.: ПРИОР, 2002. – 464 с.

13.                       Мировая экономика. Структурно-логические схемы. / Протас В.Ф. - ПРИОР, 2002.

14.                       Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.И. Кушлина, Н.А. Аолгина; редкол: Владимирова А.А. и др. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»»,  2001. – 735 с.

15.                       Кругман П., Оберфельд М. Международная экономика. Теория и политика. –М., 1997. – 492 с.

16.                       Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет./Под. ред. И.С. Королева. – М.: Юристъ, 2003. – 604 с.

17.                       Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике. // мировыя экономика и международные отношения. 2001. № 11. с. 106-109.

18.                       Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000.№ 3. с. 118-128.

19.                       Бородаевская А.А. Масштабы превыше всего, или новая волна слияний в мировой экономике. М.: Международные отношения, 2001. – 205 с.

20.                       Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М: ОАО «НПО «Экономика»,2002. – 324 с.

21.                       Зубченко Л.А.Роль национального государства в условиях глобализации. // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер.2, Экономика: РЖ /РАН. ИНИОН. Центр социал.научн.-информ. исслед. Отд. Экономики. 2001. № 4. с.130-158 

22.                       Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 1. с. 24-30.