Библиотека консультанта «Бизнес-инкубатора»
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ташкент 2003 г.
Серия книг «Библиотека консультанта Бизнес-инкубатора» подготовлена в рамках совместного проекта ПРООН и Госкомимущества РУ UZB 01/001 «Расширение сети бизнес-инкубаторов» и предназначена для директоров и консультантов действующих и вновь создаваемых бизнес-инкубаторов.
При создании данной серии были использованы методические и информационные материалы Ассоциации бизнес-инкубаторов, отдельных бизнес-инкубаторов и консультантов.
Надеемся, что данная серия будет полезна в работе бизнес-инкубаторов по оказанию качественных консультационных услуг для предпринимателей.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Если учредители решились создать свое предприятие, то им необходимо сделать следующие шаги:
|
|||||
Будущим учредителям необходимо собраться и определить:
- название фирмы;
- кто будет компаньонами (учредителями) фирмы – физические и/или юридические лица;
- организационно-правовую форму предприятия;
- уставный фонд и размер доли компаньонов;
- основной вид деятельности;
- другие виды деятельности;
- руководящие органы предприятия;
- лица, уполномоченные управлять предприятием и их полномочия;
- местонахождение предприятия;
- предполагаемый срок деятельности предприятия;
- способ закрытия предприятия.
Необходимо подготовить несколько нотариально заверенных копий протокола собрания – для каждого из учредителей, а также для представления в регистрирующий орган.
|
|||||
Юридические лица заверяют подписи уполномоченных лиц печатью, заверение подписей физических лиц осуществляется нотариально. Компаньоны - физические лица подписывают все экземпляры в присутствии нотариуса по предъявлению паспорта.
Необходимо сделать и заверить у нотариуса 5-6 копий устава, а также протокола решения собрания учредителей о создании фирмы, которые понадобятся в будущих отношениях с государственными и другими организациями.
Желательно также, чтобы каждый партнер получил по одной копии заверенных учредительных документов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Начиная с этого момента, все дальнейшие шаги может осуществлять только один компаньон, либо третье лицо при наличии доверенности. В этом случае в протоколе учредительного собрания должно быть указано, на кого из учредителей или на какое третье лицо возлагаются обязанности по регистрации.
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
Для справки: После получения свидетельства о присвоении фирменного названия предприятию, необходимо в срок не менее 2 месяцев завершить подготовку документов для регистрации и сдать их в регистрирующий орган (в противном случае свидетельство теряет юридическую силу).
|
|||||
|
|||||
На этом заканчиваются шаги, которые необходимо было совершить для регистрации предприятия. В течение определенного законодательством времени принимается решение о регистрации предприятия. Предприятию присваивается регистрационный номер, учредители получают свидетельство о регистрации.
ПРИМЕЧАНИЕ: С этого момента предприятие получило статус юридического лица и может осуществлять хозяйственную деятельность.
Обязательные шаги, которые необходимо предпринять после регистрации.
|
|||||
|
|||
В соответствии с действующим в Узбекистане законодательством для проведения банковских платежей по заключаемым договорам можно иметь депозитные банковские счета до востребования как в сумах (платежи в пределах республики), так и в свободно конвертируемой валюте (расчеты с иностранными партнерами). При этом имейте в виду, что можно иметь несколько депозитных банковских счетов до востребования как в сумах, так и в СКВ в разных банках республики.
Кроме того, в случае необходимости до регистрации предприятия можно открыть временный (накопительный) счет до востребования сроком до 3-х месяцев, для накопления первоначальных взносов учредителей (после регистрации будет открыт основной счет на общих основаниях). Для открытия временного счета необходимо представить в банк заявление (по специальной форме, которую можно получить в банке), а также нотариально заверенную копию учредительного договора.
Для открытия депозитного банковского счета до востребования необходимо:
· издать приказ о назначении лиц на руководящие должности, а также главного бухгалтера. При этом имейте ввиду, что, в соответствии с нашим законодательством (смотрите, например, в «Законе Республики Узбекистан о бухгалтерском учете») вовсе не обязательно создавать бухгалтерскую службу на предприятии, т.к. во-первых, для ведения бухгалтерского учета можно привлекать специализированные бухгалтерские фирмы или специалистов на договорной основе, а во-вторых, руководитель предприятия может и самостоятельно вести бухгалтерский учет. Но, обычно, на должности руководителя и главного бухгалтера назначаются разные физические лица, что позволяет каждому из них более эффективно выполнять свои функции;
· заполнить и сдать в банк две карточки с образцами подписей руководящего лица и главного бухгалтера (если это не одно и то же лицо), а также два экземпляра оттисков круглой печати (руководитель дехканского хозяйства и индивидуальный предприниматель представляют образцы своей подписи). Карточки можно получить в обслуживающем банке, а подписи необходимо заверить в нотариальной конторе;
· представить в банк заявление на открытие счета (по специальной форме) с указанием адреса места деятельности и видов открываемых счетов;
· представить в банк копию свидетельства о государственной регистрации.
Для справки: срок рассмотрения заявления и открытия счетов банком не должен превышать 2 банковских дней со дня получения вышеуказанных документов.
|
|||||
Далее, если для осуществления своей деятельности будет необходимо использовать какие-либо помещения и подключиться к инженерным коммуникациям (газовым сетям, энерго- и водоснабжению, канализации и т.п.), необходимо будет сделать следующий шаг:
|
|||||
Для справки: В соответствии с действующим законодательством по месту расположения используемого помещения необходимо обратиться :
· в государственные органы службы пожарной безопасности – в случае, если деятельность предусматривает производство, хранение и реализацию лесо- и пиломатериалов, легко воспламеняющихся, горючих жидкостей и газов (сжиженные аэрозоли и т.д.), а также если используемый объект находится в жилом доме. При этом достаточно представить лишь заявление с указанием адреса, места и вида деятельности;
· в центры государственного санэпиднадзора – в случае организации производства химических и биологических веществ, парфюмерно-косметической продукции, применения пищевых добавок, использования радиоактивных материалов и радиационной техники, реализации пищевого сырья и продуктов питания, включая производство и реализацию продукции общественного питания. Перечень представляемых документов и в этом случае короток – заявление с указанием адреса места и вида деятельности, а также копии документов о медицинском освидетельствовании с указанием допуска до работы в медицинской книжке лиц, привлекаемых для осуществления производства пищевых продуктов и продукции общественного питания, торговли прдуктами питания;
· Для получения разрешения на подключение к инженерным коммуникациям в соответствующие службы достаточно представить заявление и копию свидетельства о государственной регистрации.
|
|||||
ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть произведен в случаях нарушения установленного законодательством порядка образования юридического лица или несоответствия представленного на регистрацию пакета документов существующим требованиям (например, может не хватать какого-либо документа, или могут быть обнаружены недостатки в учредительных документах). При этом, с согласия заявителя документы могут быть доработаны в рабочем порядке в период проведения регистрации. Поэтому советуем после представления документов в регистрирующий орган не ждать окончания процесса регистрации, а обратиться к сотрудникам соответствующего отдела хокимията за информацией о необходимости доработки документов.
2. При отказе в государственной регистрации заявителю, вместе с сопроводительным письмом об отказе в регистрации, возвращаются все представленные документы, а также уплаченные регистрационные сборы. Если же заявитель хочет повторно сдать документы на регистрацию, то регистрационный сбор может не возвращаться, о чем заявителем должна быть сделана соответствующая запись в копии сопроводительного письма об отказе в регистрации.