Библиотека консультанта «Бизнес-инкубатора»

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

           

Ташкент 2003 г.

   Серия книг «Библиотека консультанта Бизнес-инкубатора» подготовлена в рамках совместного проекта ПРООН и Госкомимущества РУ UZB 01/001 «Расширение сети бизнес-инкубаторов» и предназначена для директоров и консультантов действующих и вновь создаваемых бизнес-инкубаторов.

При создании данной серии были использованы методические и информационные материалы Ассоциации бизнес-инкубаторов, отдельных бизнес-инкубаторов и консультантов.

Надеемся, что данная серия будет полезна в работе бизнес-инкубаторов по оказанию качественных консультационных услуг для предпринимателей.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Если учредители решились создать свое предприятие, то им необходимо сделать следующие шаги:

Скругленный прямоугольник: Проведение собрания учредителей для учреждения предприятия.

Этап 1.

 
 

Будущим учредителям необходимо собраться и определить:

- название фирмы;

- кто  будет компаньонами (учредителями) фирмы – физические и/или юридические лица;

- организационно-правовую форму предприятия;

- уставный фонд и размер доли компаньонов;

- основной вид деятельности;

- другие виды деятельности;

- руководящие органы предприятия;

-   лица, уполномоченные управлять предприятием и их полномочия;

-    местонахождение предприятия;

- предполагаемый срок деятельности предприятия;

- способ закрытия предприятия.

 

Необходимо подготовить несколько нотариально заверенных копий протокола собрания – для каждого из учредителей, а также для представления в регистрирующий орган.

Этап 2.

 
Скругленный прямоугольник: Подготовка учредительных документов.
 

Юридические лица заверяют подписи уполномоченных лиц печатью, заверение подписей физических лиц осуществляется нотариально. Компаньоны - физические лица подписывают все экземпляры в присутствии нотариуса по предъявлению паспорта.

Необходимо сделать и заверить у нотариуса 5-6 копий устава, а также протокола решения собрания учредителей о создании фирмы, которые понадобятся в будущих отношениях с государственными и другими организациями.

Желательно также, чтобы каждый партнер получил по одной копии заверенных учредительных документов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Начиная с этого момента, все дальнейшие шаги может осуществлять только один компаньон, либо третье лицо при наличии доверенности. В этом случае в протоколе учредительного собрания должно быть указано, на кого из учредителей или на какое третье лицо возлагаются обязанности по регистрации.

Скругленный прямоугольник: Открытие временного (накопительного) счета в банке и внесение части уставного фонда, которая должна быть вложена в банк при регистрации (для ООО, ОДО и ПИИ – в размере не менее 30% от уставного фонда, указанного в учредительных документах)

Этап 3.

 
Скругленный прямоугольник: Организация подписки на акции, 
созыв учредительного собрания (для АО)

Этап 4.

 
Скругленный прямоугольник: Идентификация и присвоение фирменного названия предприятия

Этап 5.

 
 

Для справки: После получения свидетельства о присвоении фирменного названия предприятию, необходимо в срок не менее 2 месяцев завершить подготовку документов для регистрации и сдать их в регистрирующий орган (в противном случае свидетельство теряет юридическую силу). 

               

Скругленный прямоугольник: Уплата сбора за государственную регистрацию предприятия

Этап 6.

 
Скругленный прямоугольник: Представление документов в регистрирующие органы.

Этап 7.

 
 

На этом заканчиваются шаги, которые необходимо было совершить для регистрации предприятия. В течение определенного законодательством времени принимается решение о регистрации предприятия. Предприятию присваивается регистрационный номер, учредители получают свидетельство о регистрации.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: С этого момента предприятие получило статус юридического лица и может осуществлять хозяйственную деятельность.

Обязательные шаги, которые необходимо предпринять после регистрации.

 

Скругленный прямоугольник: Изготовление печати (не является обязательным для ИП) – производится в соответствующих 
органах МВД РУ

Этап 8.

 
 

 

Скругленный прямоугольник: Открытие банковского счета (не является обязательным для ИП)

 

Этап 9.

 
 

В соответствии с действующим в Узбекистане законодательством для проведения банковских платежей по заключаемым договорам можно иметь депозитные банковские счета до востребования как в сумах (платежи в пределах республики), так и в свободно конвертируемой валюте (расчеты с иностранными партнерами). При этом имейте в виду, что можно иметь несколько  депозитных банковских счетов до востребования как в сумах, так и в СКВ в разных банках республики.

Кроме того, в случае необходимости до регистрации предприятия можно открыть временный (накопительный) счет до востребования сроком до 3-х месяцев, для накопления первоначальных взносов учредителей (после регистрации будет открыт основной счет на общих основаниях). Для открытия временного счета необходимо представить в банк заявление (по специальной форме, которую можно получить в банке), а также нотариально заверенную копию учредительного договора. 

Для открытия депозитного банковского счета до востребования необходимо:

·        издать приказ о назначении лиц на руководящие должности, а также главного бухгалтера. При этом имейте ввиду, что, в соответствии с нашим законодательством (смотрите, например, в «Законе Республики Узбекистан о бухгалтерском учете») вовсе не обязательно создавать бухгалтерскую службу на предприятии, т.к. во-первых, для ведения бухгалтерского учета можно привлекать специализированные бухгалтерские фирмы или специалистов на договорной основе, а во-вторых, руководитель предприятия может и самостоятельно вести бухгалтерский учет. Но, обычно, на должности руководителя и главного бухгалтера назначаются разные физические лица, что позволяет каждому из них более эффективно выполнять свои функции;

·        заполнить и сдать в банк две карточки с образцами подписей руководящего лица и главного бухгалтера (если это не одно и то же лицо), а также два экземпляра оттисков круглой печати (руководитель дехканского хозяйства и индивидуальный предприниматель представляют образцы своей подписи). Карточки можно получить в обслуживающем банке, а подписи необходимо заверить в нотариальной конторе;

·        представить в банк заявление на открытие счета (по специальной форме) с указанием адреса места деятельности и видов открываемых счетов;

·        представить в банк копию свидетельства о государственной регистрации.

 Для справкисрок рассмотрения заявления и открытия счетов банком не должен превышать 2 банковских дней со дня получения вышеуказанных документов.

 

 

Скругленный прямоугольник: Получение необходимых лицензий (разрешений) для осуществления отдельных видов деятельности

Этап 10.

 
 

Далее, если для осуществления своей деятельности будет необходимо использовать какие-либо помещения и подключиться к инженерным коммуникациям (газовым сетям, энерго- и водоснабжению, канализации и т.п.), необходимо будет сделать следующий шаг: 

Скругленный прямоугольник: Получение в соответствующих организациях разрешений на использование помещения и подключение к инженерным коммуникациям

Этап 11.

 
 

Для справки:  В соответствии с действующим законодательством по месту расположения используемого помещения необходимо обратиться :

·        в государственные органы службы пожарной безопасности – в случае, если  деятельность предусматривает производство, хранение и реализацию лесо- и пиломатериалов,  легко воспламеняющихся, горючих жидкостей и газов (сжиженные аэрозоли и т.д.), а также если используемый объект находится в жилом доме. При этом достаточно представить лишь заявление с указанием адреса, места и вида деятельности;

 

·        в центры государственного санэпиднадзора – в случае организации производства химических и биологических веществ, парфюмерно-косметической продукции, применения пищевых добавок, использования радиоактивных материалов и радиационной техники, реализации пищевого сырья и продуктов питания, включая производство и реализацию продукции общественного питания. Перечень представляемых документов и в этом случае короток – заявление с указанием адреса места и вида деятельности, а также копии документов о медицинском освидетельствовании с указанием допуска до работы в медицинской книжке лиц, привлекаемых для осуществления производства пищевых продуктов и продукции общественного питания, торговли прдуктами питания;

 

·        Для получения разрешения на подключение к инженерным коммуникациям в соответствующие службы достаточно представить заявление и копию свидетельства о государственной регистрации.

 

 

Скругленный прямоугольник: •	приобретение финансово-бухгалтерских документов и открытие бухгалтерских учетных книг;
•	эмиссия и реализация акций и облигаций (для АО с публичной подпиской).

Этап 12.

 
 

 ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть произведен в случаях нарушения установленного законодательством порядка образования юридического лица или несоответствия представленного на регистрацию пакета документов существующим требованиям (например, может не хватать какого-либо документа, или могут быть обнаружены недостатки в учредительных документах). При этом, с  согласия заявителя документы могут быть доработаны в рабочем порядке в период проведения  регистрации. Поэтому советуем после представления документов в регистрирующий орган не ждать окончания процесса  регистрации, а обратиться к сотрудникам соответствующего отдела хокимията за информацией о необходимости доработки документов.    

 

2. При отказе в государственной регистрации заявителю, вместе с сопроводительным письмом об отказе в регистрации, возвращаются все представленные документы, а также уплаченные регистрационные сборы. Если же заявитель хочет повторно сдать документы на регистрацию, то регистрационный сбор может не возвращаться, о чем заявителем должна быть сделана соответствующая запись в копии  сопроводительного письма об отказе в регистрации.