№ заказа

1137.8

Вариант, тема

Вариант 5: административно- правовые отношения: виды и предпосылки возникновения.

Дисциплина

Административное право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                           Содержание

Введение. 3

Раздел 1: Понятие и виды административно-правовых отношений. 4

Раздел 2: Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). 6

Раздел 3: Организационные отношения во всех сферах государственной деятельности. 8

Раздел4: Общегосударственные контрольно-организационные отношения. 10

Раздел 5: Административно- юстиционные организационно-охранительные отношения. 12

Заключение: 14

Библиография: 15

Введение

Предмет административного права, как и любой другой отрасли, составляет круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают значительные сложности в описании предмета административного права

Cовокупность составляющих админист­ративное право юридических норм регулирует публичное управление в государстве, муниципальных образованиях, а также в других организа­циях и учреждениях, которые способны замещать государственные ор­ганы исполнительной власти, поскольку государство, как известно, в отдельных случаях может передавать часть своих властных полномо­чий общественным и другим негосударственным организациям путем принятия соответствующего закона, издания правового акта управления, заключения администра­тивного договора.

Сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельно­сти гражданского общества. Этот сегмент общественных отношений может изменяться государством — сужаться или, наоборот, расши­ряться, естественно, за счет других сегментов, но при этом предмет со­ответствующей отрасли права не меняется. Так, в условиях перехода России к рыночной экономике и конституирования частной собствен­ности значительно расширилась сфера гражданско-правового регули­рования общественных отношений в экономике за счет сужения сфе­ры административно-правового регулирования в этой области, однако предметы гражданского права (гражданско-правовое регулирование) и административного права (административно-правовое регулирова­ние) остались прежними.

Административно-правовые отношения как очень большая часть (сегмент) общего правового поля являются объектом административ­но-правового регулирования общественных отношений.

Цель написания данной работы- раскрыть виды административно- правовых отношений и предпосылки их возникновения.

Раздел 1: Понятие и виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения — это урегулирован­ные нормами административного права общественные отноше­ния, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разно­видностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свой­ственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности:

·               обязанности и права сторон данных отношений ассиметрич-ны, они связаны с деятельностью исполнительных органов госу­дарства и других субъектов исполнительной власти;

·               одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъ­ект административной власти (орган, должностное лицо, негосу­дарственная организация, наделенные государственно-властны­ми полномочиями);

·               данные отношения чаще всего возникают по инициативе од­ной из сторон;

·               в случае нарушения административно-правовой нормы на­рушитель несет ответственность перед государством;

·               разрешение споров между сторонами, как правило, осущест­вляется в административном порядке.

Существует значительное разнообразие административных (управленческих) правоотношений.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными; наиболее известная разно­видность последних — деликтные.

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В первом случае обязатель­ный субъект (носитель административной власти, звено аппара­та) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органа­ми, служащими и др.). Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организа­циями, государственными предприятиями, учреждениями.

Большая часть административных правоотношений — власте-отношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участ­вует (горизонтальные). Участниками горизонтальных административных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому. Разновидностями таких отношений, а их становится все боль­ше, могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.[1]

Существуют так же четыре группы общественных отношений, единых по предметно- родовой сущности, но различных по видовой характеристики, являющейся предметом административно- правового регулирования. Это: 1) организационные управленческие отно­шения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); 2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного управления и сферах государственной деятельно­сти; 3) общегосударственные контрольно-организационные отношения; 4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения.

Раздел 2: Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления).

Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив регулируемых нормами административного права и являющихся его предметом общественных организационных отноше­ний. Они возникают в процессе и в результате реализации субъектом ис­полнительной власти и осуществления им в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении ру­ководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов.

По своим служебным предназначениям и последствиям эти отноше­ния выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти и направлены к объектам управления и административно-правового регули­рования. Поэтому иногда их обоснованно именуют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями.

Внешнеуправленческие организационные административно-пра­вовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализа­ции многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также между ними и гражданами. Эти же отношения возникают и при взаимодейст­вии государственных органов исполнительной власти с различного рода общественными и иными негосударственными организациями в процессе установления, обеспечения и реализации ими своих прав и обязанностей через административно-правовые отношения.

К внешнеуправленческим организационным отношениям отно­сятся и отношения, возникающие в связи с реализацией обществен­ными и иными негосударственными организациями специальных го­сударственно-властных управленческих полномочий, предоставлен­ных им государством.

В ряде случаев субъектами внешнеуправленческих организацион­ных административно-правовых отношений могут выступать и органы местного самоуправления. Тогда, во-первых, они по закону наделяют­ся определенными государственно-властными полномочиями и, сле­довательно, выступают как бы по поручению и от имени государства. Во-вторых, за пределами самоорганизации, т.е. организации собствен­ных дел, исполнительные органы городов и районов действуют не изо­лированно от государственной администрации краев и областей и управленческие отношения между ними во многом регулируются нор­мами административного права.

Разновидностью внешнеуправленческих отношений являются и административно-юрисдикционные отношения, которые складыва­ются между многочисленными и разнообразными государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами в про­цессе ив результате применения ими в пределах своей компетенции и полномочий административных санкций к физическим и юридиче­ским лицам в случае несоблюдения последними установленных госу­дарством правил порядка управления, общественного порядка и без­опасности и т.д., за нарушение которых виновные субъекты привлека­ются к административной ответственности.

Раздел 3: Организационные отношения во всех сферах государственной деятельности.

Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по организации работы любых органов системы пуб­личного управления во всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отно­шений. Внутриаппаратная деятельность — обязательный атрибут осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная дея­тельность, или законодательная, судебная, прокурорская и др. Она яв­ляется вспомогательной по отношению к основной деятельности соот­ветствующего органа (реализация исполнительной власти во внешне-управленческой деятельности органа, законодательство, правосудие, прокурорский надзор и т.д.), но без нее осуществление последней было . бы невозможно.

Содержание внутриорганизационной деятельности в аппарате того или иного органа всех ветвей власти и видов государственной дея­тельности включает следующие элементы:

·              внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а также различными структурными подразделениями аппарата органа;

·              внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изме­нение штатных расписаний;

·              установление внутреннего трудового распорядка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины, применение мер поощрения и ответственности к служащим;

·               установление и изменение порядка и правил внутреннего документо­оборота и режима работы со служебными документами в данном органе;

·              информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служебной деятельности работ­ников органа.

Это далеко не полный перечень всех возможных разновидностей внутриорганизационной деятельности, но указанные ее виды осуще­ствляются в любых органах всех ветвей власти. Однако эта управлен­ческая по своей сути и содержанию деятельность особого рода, и ее вряд ли можно отождествлять с государственным управлением в соб­ственном смысле как основной формой реализации исполнительной власти. Даже в органах исполнительной власти, например в мини­стерстве, внутриорганизационная деятельность является специфиче­ской управленческо-вспомогательной по отношению к основной внешнеуправленческой деятельности по государственному руководству подчиненными и подведомственными предприятиями и учреж­дениями соответствующих отраслей и сфер государственного управ­ления.[2]

Раздел 4: Общегосударственные контрольно - организационные отношения.

Общегосударственные контрольно-организационные отношения возникают в процессе и в результате осуществления контрольной обще­государственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля, являюще­гося всеобщей управленческой функцией, отличается рядом особенно­стей: он осуществляется в масштабах всего государства, от имени вер­ховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам Общегосударственная контрольная деятельность по определен­ным вопросам в настоящее время осуществляется Главным контроль­ным управлением Президента РФ, Счетной палатой Федерального Со­брания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федера­ции и некоторыми другими органами.

Главное контрольное управление Президента РФ организует и осуществляет контроль за исполнением законов, указов, распоряже­ний и поручений Президента в деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов Федерации, и их должност­ных лиц. По результатам этой деятельности в сфере исполнительной власти принимаются конкретные меры организационного характера и  случае необходимости вносятся предложения Президенту РФ о при­нятии соответствующих мер общегосударственного характера по пре­дупреждению нарушений и совершенствованию деятельности феде­ральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти.

Общегосударственные контрольно-организационные отноше­ния как предмет административно-правового регулирования склады­ваются также в процессе и в результате реализации своей компетен­ции Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, который рассматривает жалобы на решения или действия (бездейст­вие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель ранее обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, приняты­ми по его жалобе.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе за­прашивать и получать от всех органов, должностных лиц и государст­венных служащих все необходимые для рассмотрения жалобы сведения, документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госу­дарственных служащих, самостоятельно или совместно с компетентны­ми органами и должностными лицами проверять деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства.

Раздел 5: Административно- юстиционные организационно-охранительные отношения.

Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения возникают в процессе и в результате осуществления судеб­ного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Отношения, связанные с рассмотрением судами (судьями) опреде­ленной законом категории дел, всегда относились к предмету админи­стративного права, поскольку, суды и судьи в этих случаях «реализуют административную власть, издают административные акты, а не акты правосудия». Однако они не выделялись в отдельную группу и не рас­сматривались в качестве особой родовой специфической области ад­министративно-правового регулирования.  Наоборот,  большинство административистов считали административно-охранительную дея­тельность судов и судей, т.е. административную юстицию, составной частью, специфическим институтом административной юрисдикции.

Административно-юстиционная деятельность государства, осуще­ствляемая посредством применения судами и судьями различных мер административно-принудительного характера, обеспечивает охрану, восстановление и защиту правопорядка во всех рассмотренных выше трех разновидностях организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования.

В организационных внешнеуправленческих отношениях в сфере ре­ализации исполнительной власти суды отменяют незаконные индиви­дуальные административные акты управления, приостанавливают или прекращают деятельность общественных объединений, если она проти­воречит закрепленным в их уставах целям, рассматривают жалобы граж­дан на решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы, применяют административный арест, исправительные работы, административную конфискацию и другие административные взы­скания к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении административных правонарушений, по представленным им органами исполнительной власти материалам и документам.

Государственным служащим любых государственных органов всех ветвей власти также предоставлено право судебного обжалования ре­шений и действий администраций, связанных с государственной службой в этих органах.

В некоторых случаях предусмотрена защита возникающих в области общегосударственной контрольной деятельности отношений путем при­менения судом к виновным лицам административных мер. Так, за вме­шательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Рос­сийской Федерации, воспрепятствование его деятельности судом может быть наложен штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; штраф может быть наложен и за умышленное невыполнение законных требований прокурора.[3]

Таким образом, предметом административно-правового регулиро­вания служит не вся административно-юстиционная деятельность го­сударства, а лишь организационно-охранительная деятельность судов, связанная с охраной, восстановлением или защитой правопорядка в рассмотренных областях организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования. Здесь речь идет о проверке законности решений и действий администрации, и суд -рассматривает жалобы по правилам административного судопроиз­водства, руководствуясь административно-правовыми нормами, со­держащимися в различных источниках административного права.

Заключение:

Таким образом, административно-правовые отношения — это урегулирован­ные нормами административного права общественные отноше­ния, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Рассмотренная в данной работе классификация имеет важное значение, так как административные правоотношения являются основанием возникновения отношений между участниками административного производства.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными; наиболее известная разно­видность последних — деликтные.

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные.

По предметно- родовой сущности, но различных по видовой характеристики, являющейся предметом административно- правового регулирования общественные отношения делятся на:  1) организационные управленческие отно­шения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); 2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного управления и сферах государственной деятельно­сти; 3) общегосударственные контрольно-организационные отношения; 4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения

Библиография:

1.     Н.М. Конин. Административное право России.

2.     Д.Н. Бахрах. Административное право. М. 1996.

3.     Осинцев Д.В. Курс лекций. Основы административного права. М. 2001.


[1] Д.Н. Бахрах. Административное право. М. 1996. С.21

[2] Н.М. Конин. Административное право России. М. 2004. С.43

[3] Н.М. Конин. Административное право России. М. 2004. С.45