№ заказа |
1137.8 |
Вариант, тема |
Вариант 5: административно- правовые отношения: виды и предпосылки возникновения. |
Дисциплина |
Административное право |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Введение. 3
Раздел 1: Понятие и виды административно-правовых отношений. 4
Раздел 2: Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). 6
Раздел 3: Организационные отношения во всех сферах государственной деятельности. 8
Раздел4: Общегосударственные контрольно-организационные отношения. 10
Раздел 5: Административно- юстиционные организационно-охранительные отношения. 12
Заключение: 14
Библиография: 15
Введение
Предмет административного права, как и любой другой отрасли, составляет круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают значительные сложности в описании предмета административного права
Cовокупность составляющих административное право юридических норм регулирует публичное управление в государстве, муниципальных образованиях, а также в других организациях и учреждениях, которые способны замещать государственные органы исполнительной власти, поскольку государство, как известно, в отдельных случаях может передавать часть своих властных полномочий общественным и другим негосударственным организациям путем принятия соответствующего закона, издания правового акта управления, заключения административного договора.
Сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества. Этот сегмент общественных отношений может изменяться государством — сужаться или, наоборот, расширяться, естественно, за счет других сегментов, но при этом предмет соответствующей отрасли права не меняется. Так, в условиях перехода России к рыночной экономике и конституирования частной собственности значительно расширилась сфера гражданско-правового регулирования общественных отношений в экономике за счет сужения сферы административно-правового регулирования в этой области, однако предметы гражданского права (гражданско-правовое регулирование) и административного права (административно-правовое регулирование) остались прежними.
Административно-правовые отношения как очень большая часть (сегмент) общего правового поля являются объектом административно-правового регулирования общественных отношений.
Цель написания данной работы- раскрыть виды административно- правовых отношений и предпосылки их возникновения.
Раздел 1: Понятие и виды административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности:
· обязанности и права сторон данных отношений ассиметрич-ны, они связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
· одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
· данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
· в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
· разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
Существует значительное разнообразие административных (управленческих) правоотношений.
В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными; наиболее известная разновидность последних — деликтные.
По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В первом случае обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.
Большая часть административных правоотношений — власте-отношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участвует (горизонтальные). Участниками горизонтальных административных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому. Разновидностями таких отношений, а их становится все больше, могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.[1]
Существуют так же четыре группы общественных отношений, единых по предметно- родовой сущности, но различных по видовой характеристики, являющейся предметом административно- правового регулирования. Это: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); 2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного управления и сферах государственной деятельности; 3) общегосударственные контрольно-организационные отношения; 4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения.
Раздел 2: Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления).
Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив регулируемых нормами административного права и являющихся его предметом общественных организационных отношений. Они возникают в процессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти и осуществления им в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов.
По своим служебным предназначениям и последствиям эти отношения выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти и направлены к объектам управления и административно-правового регулирования. Поэтому иногда их обоснованно именуют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями.
Внешнеуправленческие организационные административно-правовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также между ними и гражданами. Эти же отношения возникают и при взаимодействии государственных органов исполнительной власти с различного рода общественными и иными негосударственными организациями в процессе установления, обеспечения и реализации ими своих прав и обязанностей через административно-правовые отношения.
К внешнеуправленческим организационным отношениям относятся и отношения, возникающие в связи с реализацией общественными и иными негосударственными организациями специальных государственно-властных управленческих полномочий, предоставленных им государством.
В ряде случаев субъектами внешнеуправленческих организационных административно-правовых отношений могут выступать и органы местного самоуправления. Тогда, во-первых, они по закону наделяются определенными государственно-властными полномочиями и, следовательно, выступают как бы по поручению и от имени государства. Во-вторых, за пределами самоорганизации, т.е. организации собственных дел, исполнительные органы городов и районов действуют не изолированно от государственной администрации краев и областей и управленческие отношения между ними во многом регулируются нормами административного права.
Разновидностью внешнеуправленческих отношений являются и административно-юрисдикционные отношения, которые складываются между многочисленными и разнообразными государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами в процессе ив результате применения ими в пределах своей компетенции и полномочий административных санкций к физическим и юридическим лицам в случае несоблюдения последними установленных государством правил порядка управления, общественного порядка и безопасности и т.д., за нарушение которых виновные субъекты привлекаются к административной ответственности.
Раздел 3: Организационные отношения во всех сферах государственной деятельности.
Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная деятельность — обязательный атрибут осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или законодательная, судебная, прокурорская и др. Она является вспомогательной по отношению к основной деятельности соответствующего органа (реализация исполнительной власти во внешне-управленческой деятельности органа, законодательство, правосудие, прокурорский надзор и т.д.), но без нее осуществление последней было . бы невозможно.
Содержание внутриорганизационной деятельности в аппарате того или иного органа всех ветвей власти и видов государственной деятельности включает следующие элементы:
· внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а также различными структурными подразделениями аппарата органа;
· внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний;
· установление внутреннего трудового распорядка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины, применение мер поощрения и ответственности к служащим;
· установление и изменение порядка и правил внутреннего документооборота и режима работы со служебными документами в данном органе;
· информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служебной деятельности работников органа.
Это далеко не полный перечень всех возможных разновидностей внутриорганизационной деятельности, но указанные ее виды осуществляются в любых органах всех ветвей власти. Однако эта управленческая по своей сути и содержанию деятельность особого рода, и ее вряд ли можно отождествлять с государственным управлением в собственном смысле как основной формой реализации исполнительной власти. Даже в органах исполнительной власти, например в министерстве, внутриорганизационная деятельность является специфической управленческо-вспомогательной по отношению к основной внешнеуправленческой деятельности по государственному руководству подчиненными и подведомственными предприятиями и учреждениями соответствующих отраслей и сфер государственного управления.[2]
Раздел 4: Общегосударственные контрольно - организационные отношения.
Общегосударственные контрольно-организационные отношения возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля, являющегося всеобщей управленческой функцией, отличается рядом особенностей: он осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам Общегосударственная контрольная деятельность по определенным вопросам в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента РФ, Счетной палатой Федерального Собрания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и некоторыми другими органами.
Главное контрольное управление Президента РФ организует и осуществляет контроль за исполнением законов, указов, распоряжений и поручений Президента в деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов Федерации, и их должностных лиц. По результатам этой деятельности в сфере исполнительной власти принимаются конкретные меры организационного характера и случае необходимости вносятся предложения Президенту РФ о принятии соответствующих мер общегосударственного характера по предупреждению нарушений и совершенствованию деятельности федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти.
Общегосударственные контрольно-организационные отношения как предмет административно-правового регулирования складываются также в процессе и в результате реализации своей компетенции Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, который рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель ранее обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе запрашивать и получать от всех органов, должностных лиц и государственных служащих все необходимые для рассмотрения жалобы сведения, документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверять деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства.
Раздел 5: Административно- юстиционные организационно-охранительные отношения.
Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.
Отношения, связанные с рассмотрением судами (судьями) определенной законом категории дел, всегда относились к предмету административного права, поскольку, суды и судьи в этих случаях «реализуют административную власть, издают административные акты, а не акты правосудия». Однако они не выделялись в отдельную группу и не рассматривались в качестве особой родовой специфической области административно-правового регулирования. Наоборот, большинство административистов считали административно-охранительную деятельность судов и судей, т.е. административную юстицию, составной частью, специфическим институтом административной юрисдикции.
Административно-юстиционная деятельность государства, осуществляемая посредством применения судами и судьями различных мер административно-принудительного характера, обеспечивает охрану, восстановление и защиту правопорядка во всех рассмотренных выше трех разновидностях организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования.
В организационных внешнеуправленческих отношениях в сфере реализации исполнительной власти суды отменяют незаконные индивидуальные административные акты управления, приостанавливают или прекращают деятельность общественных объединений, если она противоречит закрепленным в их уставах целям, рассматривают жалобы граждан на решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы, применяют административный арест, исправительные работы, административную конфискацию и другие административные взыскания к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении административных правонарушений, по представленным им органами исполнительной власти материалам и документам.
Государственным служащим любых государственных органов всех ветвей власти также предоставлено право судебного обжалования решений и действий администраций, связанных с государственной службой в этих органах.
В некоторых случаях предусмотрена защита возникающих в области общегосударственной контрольной деятельности отношений путем применения судом к виновным лицам административных мер. Так, за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, воспрепятствование его деятельности судом может быть наложен штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; штраф может быть наложен и за умышленное невыполнение законных требований прокурора.[3]
Таким образом, предметом административно-правового регулирования служит не вся административно-юстиционная деятельность государства, а лишь организационно-охранительная деятельность судов, связанная с охраной, восстановлением или защитой правопорядка в рассмотренных областях организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования. Здесь речь идет о проверке законности решений и действий администрации, и суд -рассматривает жалобы по правилам административного судопроизводства, руководствуясь административно-правовыми нормами, содержащимися в различных источниках административного права.
Заключение:
Таким образом, административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Рассмотренная в данной работе классификация имеет важное значение, так как административные правоотношения являются основанием возникновения отношений между участниками административного производства.
В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными; наиболее известная разновидность последних — деликтные.
По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные.
По предметно- родовой сущности, но различных по видовой характеристики, являющейся предметом административно- правового регулирования общественные отношения делятся на: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); 2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного управления и сферах государственной деятельности; 3) общегосударственные контрольно-организационные отношения; 4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения
Библиография:
1. Н.М. Конин. Административное право России.
2. Д.Н. Бахрах. Административное право. М. 1996.
3. Осинцев Д.В. Курс лекций. Основы административного права. М. 2001.
[1] Д.Н. Бахрах. Административное право. М. 1996. С.21
[2] Н.М. Конин. Административное право России. М. 2004. С.43
[3] Н.М. Конин. Административное право России. М. 2004. С.45