№ заказа

1093.1

Вариант, тема

Защита прав налогоплательщиков

Дисциплина

Исполнитель

Лещенко Н.А.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1: Право на обжалование. 5

Глава 2: Административный порядок защиты.. 7

Глава 3: Судебный порядок защиты. 15

Заключение. 21

Библиография. 23

        

Введение

Налоговым кодексом Российской Федерации в главе 19 и 20 урегулированы вопросы связанные с обжалованием налогоплательщиками или иными обязанными лицами актов, действий или бездействия налоговых органов.

В соответствии с ч.2 ст.46 Основного Закона решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Это право не может быть каким-либо образом ограничено. Конституционное право человека и гражданина распространяется и на юридические лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применено.

Актуальность написания данной работы заключается в том, что обжалования налогоплательщиками или иными обязанными лицами актов, действий или бездействия налоговых органов в настоящее время регламентируется как Налоговым кодексом РФ, так и многими другими многочисленными нормативно- правовыми актами. От правильного применения и реализации которых зависит решение многих вопросов связанных с налогообложением. 

Цель написания данной работы- раскрыть характер и порядок гарантированным законодательством защиты налогополательщиков

Достижения данной цели- возможно через решение следующих задач, к которым необходимо отнести:

1. Раскрыть гарантированное Конституцией РФ и закрепленное в  Налоговом кодексе РФ право на обжалование;

2. Раскрыть административный и судебный порядок защиты прав налогоплательщиков.

       Объектом нашего исследования является-  налоговое право Российской Федерации.

Предметом исследования- защита прав налогоплательщиков .

При написании данной работы были использованы следующие источники- работы А.А. Абрамова, Л.В. Гурьякова «Как обжаловать решение налоговых органов, не обращаясь в суд?», В.В.Зубкова «Обжалование актов налоговых органов и действий их должностных лиц» , Л. Гурьякова «Подача жалобы на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц» и т.д., которые были нами использованы при написании данной работы.

При написании данной курсовой работы использовались следующие принципы: принцип научности, который выразился в том, что наши суждения были построены исключительно на источниках подлинность и точность которых проверены; принцип объективности, использование которого выразилось в том, что установленные при написании курсовой работы нами истины логически непротиворечивы.

При написании данной работы были использованы следующие методы: формально- догматический метод, который заключается в формально- юридическом анализе фактов, имеющих правовое значение и подлежащее истолкованию с помощью юридических терминов, определений; и  юридико - догматический метод под которым понимается совокупность приемов узнавания и исследования юридических фактов, их оценка и истолкование с использованием специальных терминов, определений и конструкций.

Глава 1: Право на обжалование.

Согласно ст.137 НК РФ  каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Частью второй ст.137 НК РФ установлено, что нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

         Употребленный в статье 137 НК РФ  термин «каждый»  означает, что налоговое законодательство не устанавливает какой-либо дискриминации в отношении конкретных налогоплательщиков и иных обязанных лиц в реализации предоставленного законом права, а следовательно, им вправе пользоваться любой.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указывает что При применении статей 137 и 138 Кодекса необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Главным условием  реализации права на обжалование является наличие субъективного мнения налогоплательщика или иного обязанного лица о том, что конкретные акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают предоставленные ему права.

Как видно из выше изложенного, ч.2. ст.137 НК РФ установлена возможность обжалования нормативных правовых актов налоговых органов, т.е. актов, создающих, изменяющих или отменяющих те или иные нормы права. Она содержит бланкетную норму в отношении порядка обжалования таких актов, адресуя к федеральному законодательству.

Основания для обжалования нормативных правовых актов могут быть различны: несоответствие их Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ и т.п.

Статьей 138 НК РФ закреплены два варианта обжалования актов налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц - административный и судебный. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующее законодательство предусматривает право налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на обжалование нормативных актов налоговых органов, ненормативных актов налоговых органов, а также действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

.

Глава 2: Административный порядок защиты

В настоящее время широко применяется административный порядок обжалования действий налоговых органов.

Жалоба на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Как установлено пунктом 2 статьи 139 НК РФ, жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении его прав.

Правила, по которым исчисляется этот срок, определены статьей 6.1 НК РФ. Так, если он истекает в том месяце, в котором нет того же числа, когда началось исчисление, то срок заканчивается в последний день этого месяца. Например, если срок начал исчисляться с 30 ноября и заканчивается в феврале (в котором нет 30-го числа), то датой окончания считается 28 или 29 февраля. Когда последний день срока попадает на нерабочий день, то датой окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Согласно пункту 5 статьи 101 НК РФ, копия решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, позволяющим определить дату получения.

Общее требование, предъявляемое к жалобе как при судебном порядке обжалования, так и при ее подаче в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, это ее письменная форма. Более того, хотя статья 139 НК РФ и не устанавливает того, что жалоба должна быть подписана налогоплательщиком или иным обязанным лицом, это требование также необходимо соблюдать, так как по общему правилу неподписанные жалобы, заявления или обращения рассмотрению не подлежат.[1]

Подаваемая жалоба должна быть адресована соответствующему налоговому органу или должностному лицу, к компетенции которого отнесено ее рассмотрение.

Согласно статье 139 НК РФ, к жалобе нужно приложить обосновывающие ее документы. Какие именно документы, законодательство четко не определяет. Налогоплательщик вправе по своему усмотрению выбрать, какие документы представлять вместе с жалобой и представлять ли их вообще. Однако, необходимо приложить к жалобе документы, подтверждающие факт нарушения со стороны налогового органа.

Если обжалуются решения, связанные с налоговыми проверками, такими документами будут акт проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности. В иных ситуациях это может быть требование об уплате налогов, решение о взыскании сумм налогов и пеней, письмо налогового органа с отказом предоставить предварительное освобождение от налогообложения доходов иностранного юридического лица и т. д.

Без указанных документов жалоба не рассматривается. Налоговый орган истребует необходимые документы либо у налогоплательщика, либо у нижестоящего налогового органа. В результате рассмотрение жалобы затягивается.

Бывает непросто решить, прилагать ли к жалобе иные документы. Здесь нужно учитывать следующее. Рассмотрение жалобы в вышестоящем органе в определенной мере схоже с судебным разбирательством. В обоих случаях сравнивается правовая позиция двух сторон - налогового органа и налогоплательщика.

При этом позиция налогового органа и соответствующие доказательства изложены в материалах проверок, различных процессуальных документах (актах, протоколах и т. д.). А налогоплательщик приводит в жалобе свои доводы, пытаясь опровергнуть позицию налогового органа. Соответственно приложенные к жалобе документы должны свидетельствовать о правомерности действий налогоплательщика. К ним относятся договоры, акты приемки-передачи, платежные документы, счета-фактуры и т. д.

Представляются копии документов. Эти копии должны быть заверены самой организацией либо нотариусом. Сами документы должны быть составлены на русском языке. Если они составлены на иностранном языке, то нужно приложить заверенный перевод. Ксерокопии должны быть читабельными.[2]

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы это срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Лицо подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее на основании письменного заявления. Однако, отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Следовательно, повторная подача жалобы в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу допускается либо по иным основаниям, либо повторная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения. Это установлено пунктом 1 статьи 140 НК РФ.

Срок исчисляется с того момента, как жалобе присвоен порядковый номер. При помощи этого номера заявитель может, в частности, установить, кто является исполнителем по его жалобе. Кроме того, если налогоплательщик будет представлять дополнительные материалы, то благодаря этому номеру можно без лишних проволочек приобщить предоставленные документы к материалам дела.

Зачастую месячный срок рассмотрения жалоб, установленный законодателем, не соблюдается. Особенно в тех случаях, когда обжалуются результаты комплексных выездных налоговых проверок. Чтобы рассмотреть жалобу, фактически проводится новая проверка, в ходе которой вышестоящий налоговый орган изучает первичные документы и материалы первой проверки. Кроме того, проводятся встречи с представителями налогоплательщика, направляются запросы в различные государственные органы для получения необходимых разъяснений (Минфин России, Миннауки России, земельные органы и т. д.).

То, что налогоплательщик подал жалобу, не означает, что можно не исполнять тот акт или то действие, которое обжалуется. В то же время, если налоговый орган имеет достаточные основания полагать, что этот акт или действие не соответствуют законодательству, то он вправе полностью или частично приостановить его исполнение (п.2 ст.141 НК РФ).

В этом случае отзываются все инкассовые поручения, выставленные в исполнение решения, а также незамедлительно отменяются все принятые к заявителю меры обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе приостанавливаются операции по счетам налогоплательщика.

Решение приостановить исполнение обжалуемого акта вышестоящий налоговый орган может принять как по ходатайству налогоплательщика, так и самостоятельно.

Согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ, вышестоящий налоговый орган, рассмотрев жалобу налогоплательщика, вправе:

1) оставить ее без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

Подробнее рассмотрим каждый из вариантов решений.

С первым, самым неприятным для налогоплательщика, вариантом вопросов особых не возникает. Отрицательный ответ может оказаться в определенной степени полезным для налогоплательщика. Получив мотивированный отказ, налогоплательщик будет знать все аргументы, которые налоговый орган сможет выдвинуть в случае судебного разбирательства. Это позволит налогоплательщику подготовиться к суду, подобрать контраргументы.

Письмо МНС РФ от 5 апреля 2001 г. N ВП-6-18/274@ "О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков"  поясняет, что налоговый орган оставляет жалобу налогоплательщика без рассмотрения в случае:

- подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст.ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);

- пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;

- представления возражений по акту проверки (п.5 статьи 100 НК РФ);

- при наличии информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом).

Рассмотрение и подготовка решений по жалобам налогоплательщиков на решения налоговых органов по актам проверок в порядке статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации возлагается на юридические (правовые) подразделения вышестоящих налоговых органов. В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения вправе запрашивать заключения соответствующих методологических подразделений. Решение по жалобе налогоплательщика принимается с учетом судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассматриваемым вопросам. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не приостанавливает исполнения обжалуемого акта либо действия.[3]

Таким образом, данная норма исходит из презумпции правомерности актов и действий налоговых органов, которые должны осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Повторное принятие решения налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Ст.140  НК РФ закрепляет право вышестоящего налогового органа (вышестоящего должностного лица) вынести решение по существу.

Подпункт 2 пункта 2 статьи 140 НК РФ, указывающий на возможность назначения дополнительной проверки, содержит много неясностей. Но однозначно то, что такая проверка является одним из способов рассмотрения жалобы налогоплательщика. Следовательно, предметом дополнительной проверки может быть то же, что рассматривалось первоначальной проверкой.

Выше названное письмо МНС России поясняет, что  в случае принятия решения по жалобе налогоплательщика в соответствии с пп.2 п.2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее, что.

Дополнительная проверка назначается в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика (глава 20 Кодекса), т.е. разрешения налогового спора, в отличие от налоговой проверки, проводимой в рамках налогового контроля (глава 14 Кодекса). Вместе с тем дополнительная проверка проводится с учетом следующих особенностей.

В решении о назначении дополнительной проверки, в целях разрешения налогового спора, в соответствии с пп.2 п.2 статьи 140 Кодекса указывается:

- круг вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению при проведении указанной проверки;

- налоговый орган, осуществляющий проведение указанной проверки.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течении трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п.3. ст. 140 НК РФ).

Согласно ст.141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных налоговым кодексом.

 Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Таким образом, при наличии у налогового органа или должностного лица, которые в соответствии с установленной компетенцией рассматривают жалобу, достаточных оснований полагать, что обжалуемые акт или действия не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанному налоговому органу предоставлено право полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Из статьи 141 НК РФ следует, что решение о приостановлении исполнения акта или действия принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Петрова Г.В. отмечает неудачную формулировку абз.2 п.2 данной статьи, которая не дает ответа на вопрос, каким образом должно оформляться такое решение как со стороны вышестоящего органа или должностного лица, так и со стороны руководителя налогового органа, акт которого обжалуется.

Анализ сложившейся до принятия Налогового кодекса РФ практики рассмотрения налоговыми органами и их должностными лицами жалоб показывает, что приостановление обжалуемого акта или действия осуществляется крайне редко. К сожалению, действующая редакция данной статьи не позволяет эффективно применять институт приостановления.[4]

Глава 3: Судебный порядок защиты.

Согласно ст.142 НК РФ – жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Согласно ч.1. ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом жалоба в административном порядке не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В порядке, предусмотренном федеральным законодательством, могут быть обжалованы и нормативные акты налоговых органов.

Жалобы или исковые заявления на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, подаются в соответствии с подведомственностью споров тому или иному суду.

НК РФ различает порядок судебного обжалования нормативных актов налоговых органов организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Так, согласно абзацу второму п.2 ст.138 НК РФ судебное обжалование нормативных актов налоговых органов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

В связи с изложенным и на основании положений ст.142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на нормативные акты налоговых органов, поданные в суд общей юрисдикции, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Порядок рассмотрения жалоб на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, регулируется нормами главы 25 ГПК РФ.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.1993 N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" (в ред. от 25.10.96 N 10) также даны разъяснения о порядке применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дел по жалобам граждан на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан.

Общими стадиями судебного рассмотрения жалоб являются:

подготовка дела к судебному разбирательству;

судебное разбирательство;

решение суда;

обжалование судебных решений;

исполнение решения суда.

Для каждой стадии отраслевым законодательством устанавливаются соответствующие процессуальные сроки.

Одновременно законодатель в абзаце первом п.2 ст.138 НК РФ установил, что судебное обжалование нормативных актов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В связи с изложенным и на основании положений ст.142 НК РФ рассмотрение исковых заявлений об обжаловании нормативных актов налоговых органов, поданных в арбитражный суд, осуществляется в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

При этом Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен особый порядок рассмотрения дел по исковым заявлениям об обжаловании нормативных актов государственных органов, а следовательно, дела по искам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) о признании недействительными нормативных актов налоговых органов рассматриваются и разрешаются в общем порядке, установленном для рассмотрения дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что подведомственность дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов, а следовательно, и порядок разрешения возникшего спора ставятся в зависимость от субъекта, обращающегося за защитой нарушенных прав.

Однако в настоящее время нередки случаи, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели, не учитывая установленного положениями п.2 ст.138 НК РФ особого порядка обжалования нормативных актов налоговых органов, в нарушение указанных положений обращаются в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном ГПК РСФСР, с жалобами о признании недействительными (недействующими) нормативных актов Госналогслужбы России (МНС России).

В случае обращения юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным (недействующим) нормативного правового акта (МНС России указанное дело подлежит прекращению на основании положений ГПК РФ как неподлежащее рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Указанная позиция нашла свое отражение в судебной практике.

Однако более часто используется такой способ защиты налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) своих прав, как обжалование ими ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц.

На основании положений абзаца первого п.1 ст.138 НК РФ ненормативные акты налоговых органов, действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Согласно абзацу первому п.2 ст.138 НК РФ судебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность дел об обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц ставится в зависимость от субъекта, обращающегося за защитой нарушенных прав.

Вместе с тем при разрешении вопроса о том, какому суду подведомственно рассмотрение дела об обжаловании ненормативного акта налогового органа, действий или бездействия налогового органа и его должностных лиц необходимо учитывать разъяснение, данное в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

В п.50 вышеуказанного постановления разъяснено, что определение понятия "индивидуальный предприниматель", содержащееся в п.2 ст.11 НК РФ и включающее частных нотариусов, частных охранников, частных детективов, используется только для целей НК РФ. Вот почему налоговые споры между налоговыми органами и частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами рассмотрению в арбитражном суде не подлежат.

Учитывая изложенное, судебное обжалование частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами ненормативных актов, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц осуществляется путем подачи жалобы (искового заявления) в суд общей юрисдикции.

Из положений п.2 ст.138, 142 НК РФ также следует, что рассмотрение дел об обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц регламентируется АПК РФ (при рассмотрении дел в арбитражных судах) либо ГПК РФ (при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции).

При этом необходимо обратить внимание на то, что арбитражное процессуальное законодательство предусматривает возможность рассмотрения дела в четырех судебных инстанциях (первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанции).

Согласно гражданскому процессуальному законодательству дело может рассматриваться в трех инстанциях (первая, кассационная и надзорная инстанции).

Количество судебных инстанций зависит от волеизъявления участвующих в деле сторон, самостоятельно определяющих, в какую из последующих инстанций после принятия решения арбитражным судом или судом общей юрисдикции первой инстанции будет обжаловано постановленное по делу решение.

В связи с изложенным срок рассмотрения налогового спора в судебном порядке будет зависеть от количества судебных инстанций, пройденных участвующими в деле сторонами, и может составлять от двух месяцев до одного года.[5]

Важная роль в защите прав налогоплательщиков принадлежит Конституционному суду РФ, в компетенцию которого входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов. Он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав. Это относится и к сфере налоговых правоотношений.[6]

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что обжалование прав налогоплательщиков возможно осуществить как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражном суде.  В судах общей юрисдикции рассматривания жалобы граждан не являющихся индивидуальными предпринимателями. В арбитражном суде- жалобы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей., однако налоговые споры между налоговыми органами и частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами рассмотрению в арбитражном суде не подлежат. Рассмотрение дел об обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц регламентируется АПК РФ (при рассмотрении дел в арбитражных судах) либо ГПК РФ (при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции).

Заключение.

Таким образом, рассмотрев в данной работе основные положения касающиеся защиты прав налогоплательщиков можно сделать следующий общий вывод:

В части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1999 г., достаточно четко регламентированы права на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов. Ранее ст.12 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривалось право налогоплательщиков на обжалование решений налоговых органов и действий должностных лиц, однако отсутствовал установленный порядок обжалования.

Налоговый кодекс Российской Федерации не только провозглашает право налогоплательщиков на обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов, но и четко определяет порядок обжалования.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.137 НК РФ обжалованию могут подлежать акты ненормативного характера, т.е. акты индивидуального применения, которые не устанавливают правовых норм, а также те действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые нарушают права налогоплательщиков или иных обязанных лиц.

Жалобы на акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суды общей юрисдикции, рассматриваются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством и иными федеральными законами, в частности ГПК РФ, а жалобы поданные в арбитражный суд рассматриваются в порядке предусмотренном АПК РФ.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если налогоплательщик считает, что актом налогового органа ненормативного характера нарушены его права, то моментом, с которого права нарушены, является дата принятия данного акта.

Библиография.

1.     Конституция РФ;

2.     НК РФ

3.     Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

4.     Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

5.     Письмо МНС РФ от 5 апреля 2001 г. N ВП-6-18/274@ "О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков"

6.     Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.) // под общей редакцией Г.В. Петровой М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М,1999 г.

7.     Финансовое право, под ред. Н.И. Химичев, М.2003г.

8.     Л. Гурьяков «Подача жалобы на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц» , // «Финансовая газета», N 15, апрель 2002 г.

9.     А. А. Абамов, Л.В. Гурьянов «Как обжаловать решения налоговых органов не обращаясь в суд»// Главбух №14 июль, 2002г.

10.                       Л.А. Короткова, Д.Е. Ковалевская «Обжалование актов, действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц»// Налоговый Вестник, №6 июнь 2001г.


[1]Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.) // под общей редакцией Г.В. Петровой М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М,1999 г.

 

[2] А. А. Абрмов, Л.В. Гурьянов «Как обжаловать решения налоговых органов не обращаясь в суд»// Главбух №14 июль, 2002г.

[3] п.3 Письмо МНС РФ от 5 апреля 2001 г. N ВП-6-18/274@ "О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков"

[4] Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.) // под общей редакцией Г.В. Петровой М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М,1999 г.

[5] Л.А. Короткова, Д.Е. Ковалевская «Обжалование актов, действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц»// Налоговый Вестник, №6 июнь 2001г.

[6] Финансовое право, под ред. Н.И. Химичев, М.2003г. С.346