СОЦИАЛЬНАЯ ВАЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НОВЫХ ФОРМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Крамской С.И.
Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов, Россия
Аннотация. В работе отражены результаты деятельности кафедры физического воспитания и спорта по организации новых форм спортивно-оздоровительной деятельности с целью формирования у студентов стойкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, оздоровление студентов, социальная важность.
Анотацiя. Крамской С.I. Соцiальна важливiсть органiзацii нових форм спортивно-оздоровчоi дiяльностi. У роботi вiдбитi результати дiяльностi кафедри фiзичного виховання i спорту по органiзацii нових форм спортивно-оздоровчоi дiяльностi з метою формування в студентiв стiйкоi мотивацii до занять фiзичною культурою i спортом.
Ключовi слова: фiзична культура, спорт, оздоровлення студентiв, соцiальна важливiсть.
Annotation. Kramskoy S.I. Social importance of organization of the new forms of sports improving activity. The results of work of the sub-faculty physical training and sport on organization the new forms sporting-sanitary activity with the purpose forming by student`s stable motivation to works physical culture and sport are reflected.
Keywords: physical culture, sport, sanitation of students, social importance.
В начале 21 века одной из важных проблем физического воспитания студентов является снижение у них мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В то же время в условиях рыночных отношений существенно возрастают требования к выпускникам высших учебных заведений. Как известно, для полноценной и плодотворной деятельности необходим высокий уровень здоровья. Достигнуть который и тем более поддержать практически не возможно без глубокого освоения средств и методов физической культуры, без систематического использования физических упражнений. В условиях социально-экономических и политических преобразований в современной России особое значение приобретают проблемы укрепления физического, духовного и социального здоровья человека, формирования здорового образа жизни и спортивного стиля жизни. Следовательно, проблема здоровья нации становится элементом национальной безопасности России, ибо здоровье нации - это мощь государства (В.И. Ишков и др., 1998; В.А. Коваленко, 2000; П.А. Рожков, 2002). И не случайно о необходимости создания специальной программы здоровья человека, о соблюдении им здорового образа жизни, создания условий для занятий физической культурой и спортом шла речь в январе 2002 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации под председательством Президента страны В.В. Путина.
По мнению Л.И. Лубышевой (2001), П.А. Рожкова (2002), и других, огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходим в полной мере использовать на благо процветания России, ибо это наименее затратный и наиболее результативный рычаг формирования морального и физического оздоровления нации. В их основе лежат социальные потребности в физическом совершенствовании людей, в формировании у них двигательных умений и навыков, в оздоровлении, реабилитации и рациональной организации своего свободного времени.
В регулярных занятиях физической культурой и спортом особенно заметно воздействие духовных, политических, социальных, экономических факторов. Предметом физкультурной деятельности является физическое состояние и физическое здоровье человека, именно то, без чего невозможно выпускнику вуза добиться успехов в любой сфере деятельности.
Физическая культура - единственная учебная дисциплина в техническом вузе, которая обучает студентов формировать, сохранять и укреплять свое здоровье. Повышать физическую подготовленность, развивать и совершенствовать психофизические способности, специфическую его подготовку к выполнению будущей профессиональной деятельности и социальных обязанностей в обществе (В.А. Коваленко, 2000; В.Г. Щербаков и др., 2001).
С целью формирования у студентов стойкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом на кафедре физического воспитания и спорта Белгородской государственной технологической академии строительных материалов осуществляется системный подход к ее достижению. Для решения этой проблемы имеется опытный педагогический коллектив, хорошая спортивная база и поддержка ректората академии.
После проведения обследования и социологического опроса 1973 студентов 1-го курса (С.И. Крамской и В.П. Зайцев, 2001) было выявлено, что ряд наших студентов не имеют стойкой мотивации к занятиям физкультурой и спортом по нескольким причинам:
1. Желание заниматься в спортивных и спортивно-оздоровительных группах по избранным видам спорта не всегда совпадает с их спортивной подготовкой. Так как в спортивных секциях (сборных командах академии выступают в большинстве своем спортсмены-кандидаты в мастера спорта и перворазрядники).
2. Желание заниматься теми видами спорта или физическими упражнениями, которые не представлены среди спортивных секций, работающих на бесплатной основе.
3. Слабый интерес к посещению обязательных занятий, включенных в учебное расписание по предмету "Физическая культура".
4. Большие учебные нагрузки студентов технического вуза, что связано зачастую с неумением планировать свое учебное время, иными словами соблюдения режима дня.
Все вышеизложенное побудило нас, кроме традиционной секционной работы, создать целую сеть платных спортивно-оздоровительных услуг. Эффективность работы таких групп превзошла все ожидания. Так, на апрель 2002 года общее количество занимающихся в платных (абонентских) группах практически выровнялось с числом, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах, сборных командах и группах, работающих на общественных началах, вместе взятых.
Как показал анализ табл.1, наибольший интерес у студентов вызывают такие виды спорта, как пулевая стрельба, аэробика, атлетизм, шейпинг и др. Заметно прибавилось количество девушек, систематически занимающихся спортом в свободное от учебы время. К тому же наши наблюдения согласуются с выводам наши коллег из Воронежской технологической академии (В.И. Ишков и др., 1998), которые утверждают, что побудительным фактором, позволяющим достигнуть существенных результатов в физкультуре, является соответствующее музыкальное оформление, поскольку положительные эмоции активизируют обменные процессы в организме, являясь важным моментом эстетического воспитания молодежи. Вот почему секции аэробики и шейпинга очень популярны у девушек академии. Естественным выглядит высокая мотивация у мужчин к занятиям атлетизмом, кик-боксингом и пулевой стрельбой.
Таблица 1
Сведения о спортивно-оздоровительных услугах (апрель 2002 года)
№ п/п |
Название секций |
Кол-во занимающихся |
Место занятий |
Сумма, сданная в кассу (руб.) |
1. |
Пулевая стрельба (пистолет) |
96 |
Спортивный тир |
12000 |
2. |
Пулевая стрельба (винтовка) |
89 |
Спортивный тир |
10645 |
3. |
Аэробика |
111 |
Спортивный зал №3 |
9990 |
4. |
Атлетизм |
72 |
Зал атлетической подготовки |
5760 |
5. |
Теннис |
36 |
Cпортивный зал №3 |
4320 |
6. |
Шейпинг |
47 |
Общежитие№2, спортзал |
3760 |
7. |
Кик-боксинг |
24 |
Спортивный зал №3 |
2040 |
8. |
Баскетбол |
13 |
Cпортивный зал №1 |
1040 |
Итого: |
488 |
- |
49555 |
Анализируя табл.1, можно заключить, что работа, проводимая специалистами кафедры физического воспитания и спорта БелГТАСМ по организации платных спортивно-оздоровительных услуг имеет положительный эффект в повышении мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом. Этот эффект был достигнут прежде всего в результате привлечения к работе в указанных группах специалистов высокой квалификации: четыре мастера спорта, один мастер спорта международного класса, два отличника физической культуры и спорта России.
В то же время определенную роль сыграло методически грамотное построение учебного процесса, достаточно высокий контроль за занимающимися и это позволило не только увеличить их количество в группах, но и дополнительно создать новые группы по другим видам спорта. Несомненно, важен и тот факт, что за счет абонентских групп в кассу академии поступают финансовые средства (табл. 2).
Таблица 2
Поступление финансовых средств от спортивно-оздоровительных услуг БелГТАСМ по годам
Учебные годы |
Количество спортивных секций |
Количество занимающихся (в месяц) |
Сумма за год |
1999-2000 |
5 |
49 |
43090 |
2000-2001 |
7 |
80 |
72818 |
2001-2002 (данные на апрель) |
8 |
488 |
249970 |
Все тренеры преподаватели работают на основе договора-подряда. Средства, полученные от реализации абонементов, бухгалтерия распределяет следующим образом: 40% - налоги и частичная амортизация помещений; 40% - заработная плата (в том числе: 38% - оплата тренера-преподавателя; 2% - материально ответственного лица), 20% - приобретение спортивного инвентаря.
Следовательно, разумно построенная деятельность кафедры физического воспитания и спорта по организации платных спортивно-оздоровительных услуг помогает ей решить как вопросы частичного самофинансирования, так и привлекать все большее количество студенческой молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом, а также формировать, сохранять и укреплять их здоровье и готовить к будущей профессиональной деятельности. И это является приоритетным направлением и основной задачей работы кафедры.
Безусловно, занятия спортом способствуют у молодых людей формированию уверенности в себе, развитию качеств, важных в стрессовых ситуациях, приобретению навыков лидера и других факторов, которые помогают им при в дальнейшей профессиональной деятельности. В то же время, такие молодые люди становятся социально мобильны, более коммуникабельны, отличаются активной жизненной позицией, более настойчивы, решительны, умеют за собой повести коллектив. Именно такие выпускники и добиваются успеха в любой сфере деятельности (Брайнент Дж. Кретти, 1978, Г.Т. Головченко и Т.В. Бондаренко, 2001).
Таким образом, используя организацию новых форм спортивно-оздоровительных услуг, кафедра физического воспитания и спорта технологической академии решает важные социальные проблемы, помогает будущим специалистам быть здоровыми, а значит быть готовыми к повышению требований к молодежи, которой предстоит жить и созидать во время глобальных социально-экономических и политических преобразований.
Литература
1. Брайнен Дж. Кретти. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978. - 224 с.
2. Головченко Г.Т., Бондаренко Т.В. Формирование личности специалиста средствами физического воспитания: Учеб. пособие. - Харьков: ИВМО "ХК", 2001. - 156 с.
3. Физическая культура: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.
4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 240 с.
5. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства// Теор. и практ. физ. культ. - 2002. - №1. - С. 2 - 8.
6. Щербаков В.Г., Титов В.Т., Лотоненко А.В. и др. Концепция непрофессионального физического образования студентов гуманитарных и технических вузов: Материалы I научно-практ. конф. вузов Центрально-Черноземного региона России. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 306 с.
7. Ишков В.И., Суханов В.М., Тыртышников И.М. Системный подход в формировании мотивации к овладению физической культурой: Материалы междунар. научн-практ. конф. - Воронеж: ВГПУ, 1998. - Т. 1. - 128 с.
8. Крамской С.И., Зайцев В.П. Методический подход при распределении первокурсников по учебным отделениям для занятий физической культурой в технической вузе/ Вестник БелГТАСМ, 2001. - С. 163 - 166.
Поступила в редакцию 25.05.2002г.