КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОРТА «СПОРТ МОСКВЫ» 2004-2006 гг.

ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения

(наименование и номер соответствующего законодательного или правового акта)

Постановление Правительства Москвы № 1171 от 25 декабря 2001 года. (Приложение № 14 )

Государственный заказчик программы

Комитет физической культуры и спорта города Москвы

Основные разработчики программы

Комитет физической культуры и спорта города Москвы.

Цели программы, основные целевые показатели:

-   Обеспечение прав и возможностей жителей     Москвы на удовлетворение своих потребностей в физической культуре и участии в массовом спортивном движении.

-          Воспитание физически и нравственно здорового молодого поколения москвичей.

-          Сохранение здоровья и совершенствование физического  и нравственного  потенциала москвичей методами физического воспитания.

-          Поддержание   и   развитие   достижений московских спортсменов на Олимпийских Играх,    чемпионатах    Мира,    Европы, Всероссийских соревнованиях.

-          Формирование новой, эффективной системы управления спортивной отраслью столицы.

-           Консолидация финансовых, организационных, кадровых и информационных ресурсов для решения неотложных задач развития массовой физической культуры и спорта.

Задачи программы:

 - Создание условий для привлечения к занятиям физической  культурой  и  спортом  всех категорий граждан вне зависимости от их возраста,  материального или социального положения.

-  Улучшение объективных показателей здоровья

населения г. Москвы.

- Вовлечение детей и молодежи в регулярные занятия физической культурой. Мониторинг    объективных    показателей здоровья населения.

-  Формирование  у  населения  устойчивых навыков здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом.

- Увеличение обеспеченности населения города доступными физкультурно-спортивными  и оздоровительными услугами.

- Создание эффективной  системы  развития массовой физической культуры и спорта.

- Организация    системы    содержания    и эксплуатации    спортивных    сооружений городского и муниципального уровней.

- Создание сбалансированной системы целевой подготовки и переподготовки кадров в рамках текущей   и   перспективной   потребности развития массовой физической культуры и спорта в Москве.

-  Совершенствование и развитие правовой базы в сфере физической культуры и спорта. Повышение эффективности  использования средств,    вкладываемых    в    массовую физическую культуру. Создание условий для привлечения    частных    инвестиций    в спортивную отрасль.

2004-2006 гг.

Сроки и этапы выполнения программы (подпрограмм)

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Основные целевые направления (подпрограммы):

-          Сохранение и развитие материальной базы физической культуры и спорта города Москвы.

-           Целевые меры по развитию физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений   в    физкультурно-спортивных организациях и объединениях г. Москвы.

-          Обеспечение        физкультурно-спортивной деятельности.

Исполнитель подпрограмм и основных мероприятий

Комитет физической культуры и спорта города Москвы

Департамент образования города Москвы

Комитет социальной защиты населения города Москвы

Комитет здравоохранения города Москвы

Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы

Префектуры и Управы административных округов г. Москвы

Спортивные организации и объединения

Ожидаемые конечные результаты выполнения программы

Комплексная целевая программа “СПОРТ

МОСКВЫ”:

создает условия для эффективного развития массовой физической культуры и спорта, полноценного   использования   детьми   и молодежью    возможностей    спортивных сооружений   приближенных      к   месту жительства;

инициирует   создание   и   развитие   сети физкультурно-спортивных клубов по месту жительства;

позволяет привести спортивные объекты города в   состояние   полной   эксплуатационной пригодности;

обеспечивает    полноценную    подготовку московских спортсменов к основным Мировым и Российским соревнованиям;

обеспечивает качественный и количественный прирост   кадрового   потенциала   отрасли необходимого   для   развития   массовой физической культуры и спорта;

воссоздает систему научно-методического и медицинского обеспечения спорта;

решает   основные    вопросы    правового обеспечения спорта в г. Москве;

повышает эффективность  государственного управления спортивной отраслью;

формирует климат инвестиционной

привлекательности для внебюджетных

инвестиций в спортивную отрасль;

Система организации контроля за исполнением программы

Комплекс социальной сферы Правительства

Москвы

Постоянная межведомственная комиссия по

реализации программы “СПОРТ МОСКВЫ”

АННОТАЦИЯ

Программа “СПОРТ МОСКВЫ” основывается на решениях Государственного совета Российской Федерации от 30 января 2002 г., Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1507-Р от 29 октября 2002 г., Постановлении Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. “Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи”, Постановлении Правительства Москвы № 1107-ПП от 11 декабря 2001 г. “О первоочередных мерах по совершенствованию   деятельности   образовательных   учреждений   спортивной направленности системы Москомспорта”, Постановлении Правительства Москвы № 1069-ПП от 23 ноября 1999 г. “Об эффективности использования ведомственных спортивных сооружений”. Постановлении Правительства Москвы №.31 от 28 января 2003 года “О Генеральной схеме развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года”.

Программа базируется на положениях Законов города Москвы № 20 от 26 июня 1996г. “О физической культуре и спорте” и Федерального закона от 29 апреля 1999 г. “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”.

Программа отражает и развивает основное содержание городской политики в области развития физической культуры и спорта, в том числе сохранения здоровья москвичей методами физического воспитания и реализации их прав на занятия физической культурой, совершенствование системы подготовки московских спортсменов.

ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ

Городская политика в области физической культуры и спорта проводится в интересах жителей города Москвы, спортсменов, тренеров, физкультурных работников, вне зависимости от их пола, возраста и имущественного положения, рассматриваемых в качестве объектов целевой программы “СПОРТ МОСКВЫ”.

СУБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ

Основные права граждан на занятия физической культурой и спортом реализуются ими как на индивидуальной основе, так и через организации и учреждения физической культуры и спорта всех организационно-правовых форм и видов собственности.

В качестве субъектов целевой программы “СПОРТ МОСКВЫ” рассматриваются Организации: предоставляющие москвичам услуги в области физической культуры и спорта, осуществляющие управление отраслью, подготовку кадров, рекламу и пропаганду

здорового образа жизни, информационное обеспечение спортивной деятельности, иные

действия в рамках спортивной отрасли.

Принципы построения программы Программой реализовываются следующие принципы государственной политики в области физической культуры и спорта:

 -   принцип непрерывности физического воспитания и образования различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности, при этом приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека;

-    принцип дифференцированного подхода к развитию физкультурно-спортивной отрасли с учетом специфики массовой физической культуры и спорта высших достижений;

-   принцип открытости, доступности московской спортивной отрасли для различных современных   физкультурно-оздоровительных   технологий,   видов   спорта, национальных игр, физических упражнений и физического воспитания для населения столицы и в подготовке спортсменов высшей квалификации;

-   принцип многофакторности механизмов функционирования и развития спортивной отрасли Москвы, создания условий привлекательности и эффективности инвестиций в спортивную отрасль;

-   принцип государственной поддержки как спорта высших достижений, так и массовых занятий физической культурой и спортом;

-   принцип непрерывного профилактического и воспитательного воздействия физической культуры и спорта как средства по профилактике заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, привития навыков здорового образа жизни, воспитания патриотизма москвичей, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами;

-   принцип ответственности гражданина за собственное здоровье.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Комплексная целевая программа “СПОРТ МОСКВЫ” на 2004-2006 гг. содержит следующие программно-целевые направления:

1.   Целевые меры по сохранению и развитию материальной базы физической культуры и спорта города Москвы;

-  развитие и размещение объектов физической культуры и спорта в г. Москве;

- меры по содержанию и совершенствованию материальной базы организаций спортивной направленности системы Москомспорта.

2.   Целевые меры по развитию физической культуры и спорта высших достижений в физкулътурно-спортивных организациях и объединениях города Москвы:

                           -  меры по развитию физической культуры и массового спорта;

-  развитие и совершенствование спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва;

-  физкультурно-спортивная       деятельность       негосударственных

некоммерческих организаций.

3.   Целевые меры по обеспечению физкулътурно-спортивной деятельности:

-  организационное обеспечение и совершенствование системы управления;

-  информационное и аналитическое обеспечение программы;

-  научно-методическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности;

                     -   финансово-экономическое обеспечение реализации программы.

СИТУАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА г.  МОСКВЫ

Москва сохраняет статус мирового спортивного центра. Она стала местом проведения традиционных международных соревнований, таких как “Кубок Кремля”, “Кубок Мэра Москвы Интернациональный Кубок” по гандболу, международные соревнования по конному спорту “Кубок Мэра”, международный турнир по фехтованию “Московская сабля”, международный турнир по спортивной гимнастике на приз олимпийского чемпиона Михаила Воронина и др.

Прошедшие летние и зимние Олимпийские игры 2000-2002 годов принесли московским спортсменам в сумме 40 медалей, из которых 16 золотые, 10 серебряные и 14 бронзовые или более трети от общих достижений Российской команды.

В последние годы, благодаря последовательным усилиям Правительства Москвы, удалось преодолеть основные разрушительные тенденции и выйти на уровень относительной стабилизации и даже постепенного улучшения важнейших показателей физической культуры и спорта. В частности за последние годы в два раза возросли капитальные вложения в строительство новых спортивных сооружений, в течение ряда лет реализуется программа “Мой двор - спортивный двор”, разработана и утверждена Генеральная схема развития и размещения спортивных объектов в городе Москве до 2010 года, реализуется целевая программа поддержки спортивных некоммерческих организаций, Московский Департамент образования предпринимает меры для привлечения детей и подростков к дополнительным внеурочным занятиям физической культурой на спортивных объектах образовательных учреждений столицы.

Материальная база столичного спорта

На сегодняшний день в столице действует 6735 спортивных сооружений, в том

числе:

Наименование спортивных сооружений                 Количество                 Единовременная

                                                                                 спортсооружений                пропускная

                                                                                                                              способность

                                                                                                                                (человек)  

1.   Стадионы с трибунами на 1500 мест и более                        38                                   4628

2.   Дворцы спорта                                                                          30                                   3552  

3.       из них ледовые                                                                      19                                   1070

4.   Легкоатлетические манежи                                                     11                                    1030  

5.   Футбольные манежи                                                                 6                                      180

6.   Плоскостные спортсооружения всего:                                 3332                                73604                                     

в том числе:

7.      площадки                                                                              2809                                55802        

8.       поля                                                                                       312                                  8455

9.       спортивные ядра                                                                  211                                  9347      

10. Спортивные залы всего:                                                        2524                                 71429    

в том числе:

11.      в общеобразовательных учреждениях                            1673                                 46175 

12.      в учреждениях начального                                               163                                    4499

профессионального образования

13.     в высших учебных заведениях                                          199                                   4597

14.      в средних специальных учебных заведениях                 109                                   3128

15. Плавательные бассейны                                                         184                                   6845 

16.     из них крытые                                                                     175                                   5075

17. Лыжные базы                                                                           41                                     2488                

18. Стрелковые тиры                                                                     60                                     966

19. Другие спортсооружения                                                       509                                  10126               

20. Кроме того:                                                                              102                                  3373

Физкультурно-оздоровительные центры предприятий,

учреждений, организаций

ВСЕГО:                                                                                6735                               174848             

Важнейший показатель единовременной пропускной способности спортивных сооружений по городу Москве составляет около 170 человек на 10 тысяч населения, или всего 41% от среднего уровня по Российской Федерации. Сохраняется тенденция

опережения темпов ветшания материальной базы объемов строительства новых и реконструкции существующих спортивных объектов.

Кадровый потенциал спортивной отрасли Москвы

Кадровый потенциал физической культуры и спорта Москвы на сегодняшний день составляют 16331 специалистов, в том числе:

Наименование показателей

Всего

из них с физкультурным образованием

высшим

средним

1. Работники физкультурно-оздоровительной направленности дошкольных учреждений.

1660

630

1030

2. Учителя общеобразовательных школ.

3273

3010

263

3. Руководители и преподаватели учреждений начального профессионального образования.

342

321

21

4. Преподаватели средних специальных учебных заведений.

194

189

5

5. Преподаватели высших учебных заведений.

1767

1692

12

6. Тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР.

2999

2436

348

7. Тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты ДЮКФП.

123

123

8.  Тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты предприятий, учреждений, организаций, клубов.

1332

849

361

9. Физкультурные работники по месту жительства.

443

234

129

10. Физкультурные работники спортсооружений.

1914

1191

622

11. Другие.

2284

918

1183

     ВСЕГО

16331

11593

3974

В целом физкультурно-спортивные кадры Москвы обеспечивают достаточно высокий уровень профессиональной квалификации: свыше 70% имеют высшее образование, около 25% - среднее специальное образование.

Подготовку специалистов в области физической культуры и спорта для города Москвы осуществляют Российская государственная академия физической культуры, Московский областной педагогический университет, училища олимпийского резерва системы Москомспорта, а также Московский областной университет физической культуры. На базе физкультурно-спортивного центра Московского Департамента образования организована переподготовка и повышение квалификации воспитателей, в первую очередь, для детских садов и учреждений дополнительного общего образования. Совокупный выпуск вышеназванных учреждений составляет более 3 тысяч специалистов в год, что в целом достаточно для удовлетворения потребностей Москвы.

Однако нынешний уровень социальной защищенности, относительно низкая заработная плата препятствуют восполнению и развитию кадрового потенциала физической культуры и спорта. На начало 2003 года дефицит кадрового потенциала в целом по отрасли составил: более 900 педагогов дополнительного физкультурного образования и около 300 тренеров-преподавателей.

Уровень вовлеченности москвичей в занятия физической культурой и спортом.

К началу 2003 года общее число москвичей занимающихся физической культурой и спортом составило 2 321 398 человек, в том числе:

Наименование показателей

Число коллективов физкультуры, спортивных клубов, всего единиц.

Занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности

Посещают учебные занятия по физической культуре, человек.

Посещают занятия по физической культуре в спец-медгруппе, человек.

1

В спортивных школах и училищах

189

119177

2

В общеобразовательных учреждениях

1502

202409

1100930

31400

3

В учреждениях начального профобразования

197

13200

92730

4330

4

В средних специальных учебных заведениях

71

8961

39936

1559

5

В высших учебных зав-ях

77

63672

206681

21172

6

В организациях

338

63672

7

В спортивных клубах

169

51954

8

На спортивных сооружениях

207

163921

9

По месту жительства

476

89301

10

В детских, подростковых клубах

276

46720

ВСЕГО

3502

822660

1440277

58461

Общий охват москвичей регулярными занятиями физической культурой сохраняется

на указанном уровне прежде всего благодаря обязательным занятиям физкультурой в образовательных учреждениях, а также относительно высокой доле учащейся молодежи в демографической структуре столицы.

Тем ни менее контингент занимающихся массовым спортом представляет перевернутую пирамиду.  Ситуация красноречиво характеризуется диаграммой, отражающей среднестатистические показатели Москвы и Российской Федерации по некоторым важнейшим показателям развития спорта.

Доля Москвы от среднестатистических показателей РФ  (%)

Завоевано медалей                                                                                 36,1%                                                                                   

Кандидатов в сборную РФ                                                                    23,5%

Высшее спортивное мастерство                                                           12,9%

Спортивное совершенствование                                                          8,3%

Учебно-тренировочный процесс                                                          5,6%

Начальная подготовка                                                                            4,9%

        Очевидно, что московский спорт высших достижений опирается на достаточно узкий социальный фундамент.

Следует обратить внимание на структуру организаций ведущих физкультурно-спортивную работу с населением. Значительная часть коллективов относится по организационно правовой форме к негосударственным некоммерческим организациям (клубы, коллективы в организациях, по месту жительства), их доля в общем числе спортивных коллективов спортивной отрасли (без учета общеобразовательных школ -безусловного лидера) не менее 50%.

Финансово-экономическое обеспечение

В 2001 году было осуществлено принципиальное изменение структуры выделения ассигнований на развитие физической культуры и спорта в городе Москве. Практически это выразилось в переходе с преимущественного финансирования на основе использования налоговых и иных льгот на прямое бюджетное финансирование. Отчетный объем средств при этом. сократился, однако существенное повышение адресности и эффективности финансовых вложений позволило сохранить реальные показатели финансово-экономического обеспечения отрасли на достигнутом уровне (в среднем в пределах 4 - 4,3 млрд. в год).

Кроме бюджетных ассигнований в финансовой структуре спортивной отрасли присутствуют и внебюджетные источники. Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта складывается из собственной финансово-хозяйственной деятельности спортивных сооружений и организаций, инвесторских, спонсорских ассигнований, а также прямых вложений жителей Москвы в занятия физкультурой и спортом.

Достигнутый уровень финансирования физкультуры и спорта недостаточен. В первую очередь это касается весьма незначительных для Москвы доли и объема внебюджетных источников финансирования. Кроме того, нуждается в дальнейшем совершенствовании структура выделения бюджетных средств, а также принципы и порядок их эффективной реализации.

АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И ВЫВОДЫ

Глубокий социально-экономический кризис начала 90-х годов нанес существенный урон физкультурно-спортивной инфраструктуре столицы. Количество стадионов в Москве сократилось на треть, спортивных залов - почти на четверть, плоскостных спортивных сооружений - в два раза, стрелковых тиров - почти в десять раз, лыжных баз - более чем в десять раз. Ниже приведены данные по городу Москве в сравнении с относительно благополучным 1986 годом.

Спортивные сооружения

1986

2000

2001

2002

Δ 1986/2002

Всего спортсооружений

8308

5714

5806

6735

- 29%

Спортивные залы

3319

2602

2605

2524

- 24%

Стадионы с трибунами на 1500 и более мест.

78

52

52

53

- 32%

Лыжные базы

245

22

22

41

- 83%

Стрелковые тиры

323

41

45

60

- 81%

Количество занимающихся массовой физической культурной и спортом сократилось как в абсолютном выражении, так и в проценте охвата населения города. Занятия многими видами спорта стали платными, резко снизилась их доступность для широких слоев населения. Особенно пострадали дети и подростки: количество занимающихся в детских спортивных школах сократилось.

Состояние массовой физической культуры обуславливает физические кондиции населения и в значительной мере предопределяет состояния его здоровья. Данные, полученные в результате исследования физической подготовленности школьников Москвы, показывают достоверную отрицательную динамику индекса физической подготовленности в процессе обучения. У мальчиков снижение общего уровня физической подготовленности за годы обучения в школе составило в среднем 9%, у девочек - 16%. Отчетливо заметно увеличение численности группы “риска” по состоянию здоровья. В среднем каждый 2-й школьник (52% мальчиков и 41% девочек от списочного состава) не справляются с элементарными тестовыми заданиями по физической подготовке, соответствующими нормам половозрастного развития.

Проведенные социологические исследования показывают, что только 10% населения города занимаются целенаправленно каким либо видом спорта, 59% населения относятся к группе не занимающихся физической активностью. В возрасте 18-24 лет к этой группе относятся 46% респондентов, 49% в возрасте от 25 до 34 лет. Среди пенсионеров этот процент возрастает до 73%.

В отношении детей школьного возраста развитие физической культуры и спорта реализуется через городскую систему образования (базовое образование в школах и дополнительные занятия физической культурой в ДЮКФП), и систему спортивных школ Москомспорта, направленной на привлечение детей той же возрастной категории в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ и СДЮШОР).

Однако, по своей основной задаче ДЮСШ, и СДЮШОР являются ступенями дополнительного образования в системе подготовке спортивного резерва и охватывают только 5 % активно занимающихся физической культурой и спортом детей и молодежи данной возрастной категории и-не могут является базовым звеном массовой физической культуры и спорта всего городского населения. Этот пробел может быть заполнен спортивными клубами по месту жительства, выполняющими целевой социальный заказ по развитию физической культуры и массового спорта и использующие имеющую и создаваемую базу спортивных сооружений, в том числе плоскостных сооружений шаговой доступности.

Однако, отсутствие организационно-финансового механизма, объединяющего усилия территориальных и отраслевых органов власти не позволяло, до настоящего времени, реализовать данный потенциал.

Реализуемая в течение ряда лет программа “Мой двор - спортивный двор” не решает всего комплекса проблем.

В последние годы финансирование спортивной отрасли столицы возросло почти в два раза. Однако бюджетное финансирование продолжает отставать от потребностей и не обеспечивает минимально необходимый уровень развития физической культуры и массового спорта. Следует учитывать, что и спорта высших достижений испытывает постоянную нехватку финансов.

Очевидно, что исключительно за счет роста вложений бюджетных средств решить проблемы спорта не удастся. Привлечение внебюджетных источников финансирования спортивной отрасли - нереализованное сегодня направление, в то время как по данным социологического исследования финансовая емкость рынка спортивных услуг при существующем уровне развития инфраструктуры составляет в коммерческом секторе до $950 млн. в год.

Создание в отрасли климата инвестиционной привлекательности - важнейшая задача на срок до пяти лет. Результатом работ в этом направлении должно стать безусловное софинансирование деятельности спортивной отрасли из бюджетных средств и внебюджетных источников. Создание условий, позволяющих субъектам физкультуры и спорта привлекать кредитные, спонсорские и иные ассигнования для финансирования своей деятельности.

Целевые меры направленные на решение изложенных проблем составляет организационную и финансовую основу разработанной целевой городской программы “Спорт Москвы” 2004-2006 гг.

1. ПРОГРАММНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

“Целевые меры по сохранению и развитию материальной базы физической культуры и спорта

города Москвы” (Спортивные объекты)

i

Основываясь на анализе нынешнего состояния спортивной отрасли данное программное направление комплексной целевой программы “Спорт Москвы” включает меры направленные на сохранение и развитие материальной базы спортивной отрасли -базиса развития массовой физической культуры и спорта в Москве.

1.1.    Развитие и размещение объектов физической культуры и спорта в г. Москве.

Решение поставленных программой задач   реализуется по двум основным направлениям:                                

 -  мероприятия по развитию и размещению объектов физической культуры и                                                                                               спорта в г. Москве на период 2004-2006 гг. (до 2010 года);

 - мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности спортивной отрасли и увеличению доли ее внебюджетного финансирования.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы №31-1111 от 28.01.03 разработка и представление программы развития и размещения объектов физической культуры и спорта в г. Москве до 2010 г. отнесено на срок до 01.07.03. Разрабатываемая программа после ее утверждения Правительством Москвы займет место в качестве подпрограммы “СПОРТ МОСКВЫ”.

Установленные генеральной схемой развития и размещения объектов физической культуры и спорта в г. Москве до 2010 года объемы нового строительства базируются на использовании как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования.

Объем внебюджетного финансирования предполагается не ниже 60% от всех капитальных вложений в новое строительство.

Таким образом, привлечение внебюджетных источников финансирования в спортивную отрасль - важнейшая задача развития спорта в г. Москве.

Решение задачи предлагается на основе разработки внедрения нового механизма привлечения внебюджетных инвестиций.

Разработка нового механизма привлечения внебюджетных инвестиций, его опробование и внедрение предусмотрены в перечне основных мероприятий программы “СПОРТ МОСКВЫ”. Характерными чертами такого механизма являются учет специфики создания спортивных объектов, социальный характер инвестиций, более длительные (по сравнению со строительством коммерческих объектов) сроки окупаемости затрат, оказание государственной поддержки инвестору.

Создание благоприятных условий для привлечения инвесторов предполагает осуществление ряда подготовительных мероприятий (разработка ПИР, частичная подготовка проектно-сметной документации, предварительные согласования) до выставления объектов на конкурс.

1.2.    Меры по содержанию и совершенствованию материальной базы организаций спортивной направленности системы Москомспорта

На сегодня Комитету физической культуры и спорта города Москвы принадлежит ведущая роль в области создания новых и реконструкции существующих спортивных объектов в городе Москве. Основные параметры развития спортивных образовательных учреждений установлены Постановлением Правительства Москвы №1107-ПП от 11.12.01. За последние два-три года, характеризующиеся усилением участия государства в развитии спортивной отрасли, Москомспортом значительно расширена база сетевых спортивных объектов.

В 2001-2002 годах введено в эксплуатацию:

             

2001г.

2002 г.

2003 г. (план).

Всего спортивных сооружений

2

15

14

в том числе:

бассейнов

1

4

4

ФОКов

1

2

горнолыжных склонов

1

4

BMX-велодромов

6

2

Достигнутые темпы строительства спортивных объектов сохранятся и в последующие годы. Предусматривается организация и оснащение новых детско-юношеских школ (ДЮСШ). На очереди мероприятия по созданию, модернизации и оснащению материально-технической базы детско-юношеских спортивных клубов по месту жительства.

Расширение сети спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, находящихся в системе Москомспорта, неизбежно ведет к росту эксплуатационных расходов, направляемых на поддержание объектов в безаварийном безопасном состоянии. Своевременное проведение ремонтных работ обеспечит дополнительные возможности безаварийной эксплуатации объектов и сокращение потребностей в новом строительстве.

Основное   содержание   направления   -  увеличение   эффективности использования   спортивных  и  физкультурно-оздоровительных  объектов, находящихся в эксплуатации.

Предусмотрены меры по модернизации инженерных систем обеспечения функционирования ледовых катков, плавательных бассейнов и др.

Особое социальное значение имеют работы по обеспечению возможностей беспрепятственного доступа на спортивные объекты и занятий спортом для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Предусматриваются мероприятия по оснащению вновь возводимых и реконструированных объектов спортивным оборудованием и инвентарем. Оснащение объектов осуществляется в соответствии с оптимальными нормативами установленными для данного типа спортивного сооружения.

Неотъемлемой частью мероприятий по обеспечению высокого эксплуатационного состояния спортивных объектов является реализация требований Закона города Москвы

№20 от 20.06.96. “О физической культуре и спорте” пункт 7.8. “О страховании спортивных зданий, сооружений, оборудования и имущества”.

Программой предусматриваются организационные меры и финансовые механизмы для расширения действия инструментов страхования в спортивной отрасли. В качестве перспективных  рассматриваются  мероприятия  по  обеспечению  страхования гражданской ответственности зрителей, присутствующих на массовых спортивно-зрелищных мероприятиях, страхование от несчастных случаев и террористических актов.

2. ПРОГРАММНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

“Целевые меры по развитию физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений в физкультурно-спортивных организациях и объединениях города Москвы” (Спортивные организации и объединения)

2.1 Развитие физической культуры и массового спорта

Программа предусматривает внесение существенных изменений в систему развития физической культуры и массового спорта в г. Москве.

Программа впервые вводит практическое разграничение между системой организационных, финансовых и иных мер направленных на развитие физической культуры и массового спорта с одной стороны и развитием спорта высших достижений и подготовкой спортивного резерва с другой. Если система подготовки спортивного резерва на сегодня сложилась и успешно действует, то система развития физической культуры и массового спорта должна быть создана практически заново. Вводимое разграничение двух направлений спортивной работы обусловлено различием не только их целей и задач, но и методов их решения.

В рамках программы “СПОРТ МОСКВЫ” 2004-2006 гг. реализуется начальный этап создания системы развития физической культуры и массового спорта для нужд поддержания и укрепления здоровья населения города Москвы. Создание полноценной разветвленной системы, доходящей до каждого дома, каждого москвича потребует более продолжительного срока реализации.

Организационная система развития физической культуры и массового спорта предполагает создание сети спортивных Центров (не менее одного Центра в административном округе), создаваемых в форме государственных учреждений Москомспорта. Центры совместно с органами местного самоуправления осуществляют координирующую роль в организации массовой спортивной работы, осуществляемой спортивными клубами, секциями, некоммерческими спортивными организациями, спортивными организаторами добровольцами. Непосредственная работа на территориях районных управ осуществляется через клубы и секции. Финансирование Центров осуществляется из бюджета Москомспорта и средств фондов развития Префектур и районных управ, а так же членских взносов граждан. Для неимущих слоев населения занятия бесплатные.

Клубы осуществляют физкультурно-спортивную работу со всеми слоями населения города. Методология физкультурной работы клуба основана на оценке исходного уровня физического развития человека, его поло-возрастных, социальных и медицинских особенностей.

Временный недостаток спортивных залов и плоскостных сооружений для занятий физической культурой и спортом предполагается компенсировать за счет аренды объектов спортивной инфраструктуры общеобразовательных школ Департамента образования города Москвы.

Предлагаемая в программе схема развития физической культуры и массового спорта соответствует мировому Европейскому опыту и наметившимся в настоящее время тенденциям развития массового спорта в г. Москве.

Координирующие и контрольные функции реализации данного направления работы с населением ложатся на окружные управления физической культуры и спорта роль, которых в общей структуре отрасли существенно возрастает.

Предусматривается организация и финансирование проведения соревновательных мероприятий, различных турниров, как традиционных московских массовых спортивных мероприятий, так и новых, предусматриваемых ежегодным календарем спортивных мероприятий города.

Одним из важнейших направлений пропаганды здорового образа жизни и развития физической культуры и массового спорта является реализация системы мер по мониторингу резервов физического здоровья населения. Данное направление соответствует требованиям Постановления Правительства России № 916 от 29 декабря 2001 г. “Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи”.

Программа предусматривает выбор базовой системы мониторинга резервов здоровья для города Москвы и ее распространение в управах административных округов города. Основными местами размещения оборудования для проведения мониторинга станут учебные заведения, физкультурно-оздоровительные клубы, специализированные павильоны. В течение трех лет могут быть созданы до 30 легких быстр о возводимых павильонов для привлечения населения и, в первую очередь, молодежи.

Данные мониторинга будут использоваться в целях пропаганды здорового образа жизни и коррекции, сложившихся у отдельных москвичей отклонений от нормы

показателей резервов здоровья. Предусматривается создание единого общегородского банка данных состояния резервов здоровья москвичей.

2.2 Развитие и совершенствование спорта высших достижений и подготовкаспортивного резерва

В структуре Московского спорта сложилась и действует система подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений.

В состав системы подготовки спортивного резерва входит сеть государственных и негосударственных спортивных детско-юношеских школ (ДЮСШ, СДЮШОР), ряд команд и спортивных секций ведущих московских спортивных организаций.

Спорт высших достижений базируется, в основном, в школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и училищах олимпийского резерва (УОР) системы Москомспорта, кроме того, по отдельным видам спорта подготовка спортсменов и команд высшего мастерства осуществляется в клубах и спортивных обществах Москвы.

Основным механизмом взаимодействия структурных составляющих системы спорта в Москве, является календарь спортивных соревнований.

Цель соревнований - пропаганда здорового образа жизни москвичей, привлечение к занятиям спортом жителей города, отбор сильнейших спортсменов в состав сборных команд города для дальнейшей подготовки к соревнованиям регионального, российского и международного уровней. Календарь включает проведение, как первенств и чемпионатов города, также ряда крупнейших традиционных московских и международных турниров по наиболее популярным и значимым видам спорта.

Значительное место в календаре отведено соревнованиям начального этапа подготовки спортсменов. К их числу относятся квалификационные соревнования для начинающих спортсменов (подготовка резерва), матчевые встречи команд различных спортивных школ, секций, клубов. Кроме -того, в городе сложилась система турниров городского уровня, основная идея проведения которых направлена на повышение квалификации спортсменов массовых разрядов.

Сложившаяся на протяжении последних десяти лет система действует, в основном, успешно, тем ни менее изменение и усложнение задач стоящих перед столичным спортом требуют тщательного анализа накопленного опыта и корректировки ее отдельных направлений.

К таким направлениям относятся:

Усиление территориальной направленности системы подготовки спортивного резерва в Москве, в первую очередь, для юношей и девушек младшего, среднего и старшего возрастов по схеме район – округ - город. Усиление роли окружных управлений физической культуры и спорта. Совершенствование   системы   подготовки   сильнейших   московских спортсменов в структуре ШВСМ, УОР и ЦОП. Основной механизм реализации - научно-технический прогресс в области методики тренировок и оснащения тренировочной базы включает оснащение современным спортивным   инвентарем   и   оборудованием,   научно-методическое обеспечение, увеличение финансирования учебно-тренировочных сборов. Анализ всей системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений. Разработка системы мер по повышению его эффективности. Расширение привлечения детей и юношей к занятиям спортом на этапе начальной подготовки и рациональное формирование контингента ШВСМ и УОР.

Оптимизация структуры финансирования различных направлений спорта с учетом традиций, наличия подготовленных кадров и тренировочной базы.

В то же время программа предусматривает текущее обеспечение сетевых организаций Москомспорта (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, ЦОП) ресурсами для осуществления постоянного тренировочного процесса. Материально-техническое обеспечение предоставляется в соответствии с действующими нормативами.

Предусмотрено обеспечение сборов, соревновательного процесса спортсменов и команд высшего спортивного мастерства в соответствии с ежегодным календарем спортивных мероприятий города, содействие в достижении и поддержании наивысшей спортивной формы командами мастеров, спортсменами, учащимися школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва.

В рамках программы осуществляются учебно-тренировочные сборы различной направленности и проведение соревнований в городе Москве, участие спортсменов сборных команд города и команд мастеров в первенствах и чемпионатах России, научно-методические семинары, повышение квалификации тренеров, судей и иных спортивных работников, работа по методическому совершенствованию спортивной деятельности.

2.4   Физкультурно-спортивная деятельность негосударственных некоммерческих спортивных организаций.

Некоммерческие негосударственные спортивные организации составляют до 60% от общего количества спортивных организаций города. Основная цель настоящего раздела программы - направление огромного потенциала некоммерческих спортивных организаций на решение главных задач развития физической культуры и спорта в г. Москве.

К этим задачам относятся:

-  развитие массового физкультурно-спортивного движения москвичей по месту жительства;

-  поддержание высоких показателей развития спорта высших достижений.

Решение задачи осуществляется через систему распределения городского заказа на предоставление москвичам необходимых им физкультурно-оздоровительных услуг и выполнению работ по подготовке спортсменов и команд высшего спортивного мастерства.

Особую роль среди некоммерческих организаций города призваны играть городские федерации по видам спорта. С учетом общественного негосударственного характера федераций серьезное значение приобретает процесс их аккредитации, как механизма проверки на соответствие требованиям государственного органа управления спортивной деятельностью. В данной программе усиливается участие федераций в определении государственных заказов на подготовку спортсменов и команд высшего спортивного мастерства. Федерации по видам спорта призваны обеспечить развитие спорта некоммерческими спортивными организациями в соответствии с требованиями государственных органов управления и настоящей программы.

В качестве отдельного направления государственной политики в области физической культуры и спорта программой выделяется работа с гражданами с ограниченными возможностями, реализуемая, в основном, через специализированные спортивные организации.

Проблемы лиц с ограниченными возможностями на сегодняшний день не в полной мере осознаются обществом. Программа направлена на содействие решению специфических потребностей лиц с ограниченными возможностями средствами спорта и физической культуры.

Программа включает мероприятия по реализации, как реабилитационных физических нагрузок, осуществляемых в целях восстановления утраченных физических возможностей, так и участие в Параолимпийском движении.

Программа исходит из наличия специфики в организации и проведении тренировочного и соревновательного процессов у спортсменов с ограниченными возможностями. Программа направлена на максимальный учет имеющейся специфики и создание для лиц с ограниченными возможностями полноценных условий жизни и занятий физической культурой и спортом. Рассматривается возможность создания в структуре Центров олимпийской подготовки (ЦОП) отделений по видам спорта, входящим в программу Параолимпийских игр для организации учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Программа негосударственных некоммерческих организаций предусматривает выделение средств для оплаты госзаказа по четырем номинациям:

1. Оказание жителям г. Москвы бесплатных или льготных физкультурно-оздоровительных услуг в объеме и на территориях установленных условиями конкурса.

2. Подготовка московских спортсменов и команд к участию в соревнованиях и первенствах Москвы и Российской Федерации.

3. Содействие федерациям по видам спорта в выполнении их уставных функций.

4. Развитие физической культуры и спорта для лиц с ограниченными

возможностями.

Внутри каждой номинации перечень работ, включаемый в состав затрат по реализации городского заказа устанавливается дополнительными документами при проведении конкурсного отбора.

Реализация программы обеспечит:

- рост  эффективности использования имеющегося в городе физкультурно-спортивного потенциала;

-  создание эффективной системы контроля и управления спортивной подготовкой через сеть федераций по видам спорта;

-   повышение возможностей по привлечению всех возрастных и социальных групп москвичей к занятиям спортом;

-  рост вовлеченности детей и молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом не менее чем на 10%.

3 ПРОГРАММНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

“Целевые меры по обеспечению физкультурно-спортивной деятельности”

3.1   Организационное обеспечение и совершенствование системы управления

Совершенствование управления отраслью базируется на трех основных направлениях: координация действий, законодательная и нормативно-правовая база, подготовка и повышение квалификации кадров.

Повышение эффективности и координации действий отдельных структур составляющих спортивной отрасли.

В   целях   улучшения   взаимодействия   структур   спортивной   отрасли предусматривается создание специального механизма координации исполнения комплексной целевой городской программы развития спорта “СПОРТ МОСКВЫ” 2004-2006 гг. В качестве такого механизма предполагается создать постоянно действующую рабочую группу из представителей, вовлеченных в программу “СПОРТ МОСКВЫ” структур Правительства Москвы, и возложить на нее вопросы координации организационных и финансовых усилий.

Правовое обеспечение.

Приведение законодательной базы в соответствие с задачами решаемыми отраслью стоит в ряду первоочередных мероприятий. Среди них можно выделить основные:

 -   новая редакция Закона г. Москвы о спорте;

-   адаптация механизма государственного заказа к реалиям спортивной отрасли;

-   подготовка свода отраслевых нормативов;

-   создание свода минимальных социальных нормативов спортивных и оздоровительных услуг населению и соответствующих им норм бюджетного финансирования;

-    правовые аспекты инвестиционной политики в спортивной отрасли.

 Кадровое обеспечение.

Направление обеспечивает создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации физкультурно-спортивных кадров с целью ведения работы с детьми, молодежью, инвалидами и другими категориями граждан в  спортивных организациях города Москвы.

На сегодняшний день в Москве действует ряд организаций предоставляющих услуги обучения и повышения квалификации в области физической культуры и спорта.

В условиях отсутствия централизованной системы переподготовки кадров обучение специалистов должно строится на условиях конкурсного отбора обучающей организации в зависимости от специализации и уровня подтверждаемой квалификации. Центральным звеном системы подготовки и переподготовки кадров в перспективе станет высшее учебное заведение по физической культуре и спорту, создаваемое в соответствии с постановлением Правительства Москвы. № 31-ПП от 28 января 2003 г “О генеральной схеме развития и размещения объектов физической культуры и спорта в Москве до 2010 года”. Тем ни менее система привлечения ведущих сторонних организаций к процессу обучения кадров сохранится.

На сегодня усредненная стоимость услуг курса повышения квалификации в области физической культуры и спорта составляет 6,3 тысяч рублей с одного человека. что обеспечивает проведение 150 часового курса обучения одного специалиста. Прогнозируемая потребность переподготовки кадров составляет около одной тысячи человек в год, что соответствует примерно уровню затрат в 6,3 миллиона рублей в год.

С учетом значимости восстановления полноценного механизма переподготовки и сертификации кадров программой предусматривается выделение в 2004-2006 годах бюджетных ассигнований на обучение и переподготовку кадров не только для системы Москомспорта, но и других спортивных организаций.

В целях контроля за качеством подготовки и переподготовки специалистов предполагается создание механизма аккредитации в Москомспорте учреждений осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Важной задачей явится разработка и внедрение в практику положения о предоставлении обучающимся квалификационных документов, сертифицированных в Москомспорте.

Одновременно, целесообразно было бы использовать механизм проведения конкурсов и тендеров для отбора, как обучающих организаций, так и спортивных организаций, получающих право на направление своих специалистов на учебу за счет средств бюджета города.

3.2                Информационное обеспечение

В рамках работы Комитета физической культуры и спорта Правительства Москвы на период 2004-2006 гг. запланировано, ежегодно, более 3 500 спортивных мероприятий. Однако, несмотря на значительный объем и профессиональное качество этих мероприятий, информация о них в городе присутствует в недостаточной степени. В результате проводимые спортивные мероприятия не работают эффективно для привлечения зрителей на спортивные сооружения города, не способствуют в достаточной мере, популяризации здорового образа жизни среди населения.

Усиление агитации и пропаганды спорта и здорового образа жизни в целом ориентировано на создание положительного образа жителя Москвы, активно занимающегося физической культурой и спортом и заботящегося о своем здоровье, массовое вовлечение жителей Москвы в регулярные занятия спортом, увеличение посещаемости спортивно-зрелищных мероприятий, привлечение детей и подростков в спортивные школы и клубы, обеспечение населения исчерпывающей информацией о физкультурно-массовой работе в Москве.

Поставленные задачи реализуются через распространение информации в СМИ (телевидение, радио, журналы, газеты, пресс-конференции), размещение информации на территории учебных и спортивных организаций (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, высшие учебные заведения, спортивные организации), на улицах Москвы и в метрополитене, использование Интернет-ресурсов, бесплатной телефонной справочной службы, базы данных спортивных организаций, фотобанка, книжной и полиграфической продукции, адресной рассылки, проведение опросов, фокус-групп и иных видов исследований по определению потребностей москвичей в

спортивных услугах, доступности услуг и информации.

3.3                Научно-методическое обеспечение

Программа направлена на всемерное содействие эффективному развитию массовой физической культуры и спорта, повышению уровня профессионального мастерства и роста спортивных результатов спортсменов, сохранению их здоровья и продлению спортивного и трудового стажа. Программа включает целевые мероприятия по возрождению и совершенствованию методического обеспечения спорта высших достижений, массовой физической культуры, физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями.

Основные направления научно-методического и медицинского

обеспечения

•   Разработка теоретических и методологических основ эффективных технологий поддержания высоких физических кондиций москвичей с учетом половозрастных особенностей.

•    Разработка теоретических и методологических основ высокоэффективных технологий подготовки спортсменов москвичей высокой спортивной квалификации.

•   Организация работы комплексных научных групп (КНГ) по олимпийским видам спорта.

•   Оптимизация процесса подготовки спортивных команд и мониторинг тренированности спортсменов на этапах подготовки.

•   Мониторинг здоровья и функционального состояния жителей города.

•   Внедрение в процесс массовых занятий физической культурой  и спортом формирования навыков здорового образа жизни, новых эффективных средств и методов профилактики,  восстановления,  повышения физической работоспособности.

•   Разработка    индивидуальных    схем    комплексного    применения фармакологических, биологически активных добавок (БАД), продуктов повышенной биологической ценности (ППБЦ) и физических факторов для повышения работоспособности, психической устойчивости и иммунитета

•    Разработка, апробация и внедрение передовых технологий в учебно-тренировочный процесс;

•   Разработка и внедрение современных здоровьесохраняющих технологий в учебно-тренировочный процесс;

•   Проведение опросов, фокус-групп и иных видов исследований по определению эффективности реализации комплекса мероприятий по развитию массовой физической культуры и спорта.