Просмотр работы: Кооперативное движение

1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников и крестьян в Германии в середине XIX века. Возникновение кооперативного движения и кооперативов было обусловлено становлением и развитием буржуазного общества. Основными причинами, побудившими людей к созданию кооперативов, явились экономические и социальные последствия перехода к капитализму. 1. Бурный рост городского населения. Он сопровождался значительным увеличением спроса на потребительские товары, жилища, транспортные и иные услуги. А повышение спроса над предложением в условиях рынка приводило к росту цен. 2. Отставание темпов развития сферы услуг от темпов роста крупной промышленности. Аппарат личного потребления в больших городах принадлежал купцам и ростовщикам. Будучи владельцами мелких магазинов, трактиров, ремонтных и т.п. заведений, они привычно обслуживали состоятельных потребителей и имели приличные прибыли, а строить аналогичные предприятия для обслуживания хлынувшей в города новой клиентуры - рабочих и членов их семей - не спешили. 3. Выдача заработной платы рабочим товарами из так называемых фабричных лавок. Открыв лавку при своей фабрике или заводе промышленные капиталисты навязывали своим рабочим вместо денег товары, причем не всегда качественные по завышенным ценам. Они же строили и сдавали рабочим в наем дома. Зависимость рабочих от предпринимателей усиливалась. 4. Ухудшение экономического положения ремесленников, кустарей, крестьян как мелких товаропроизводителей. Их мелкое индивидуальное производство теперь не выдерживало конкуренции, и эти слои стали делать выбор в пользу создания собственных, но уже совместных предприятий на кооперативной основе. Кустари, ремесленники, крестьяне испытывали острую нужду в денежных средствах для поддержания своего хозяйства, в выгодном приобретении орудий труда и выгодном сбыте своей продукции. Приведенные здесь экономические причины побуждали промышленных рабочих и мелких товаропроизводителей к объединению в различные кооперативы. Таким образом, возникшие при капитализме кооперативы явились порождением не просто бедности, а потребностей, вернее, необходимости кооперативных способов их удовлетворения. Ранние кооперативные общества, бесспорно, возникали стихийно и разрозненно, но это происходило не на пустом месте и, конечно, не вдруг. Опыт коллективного быта, совместного труда и управления хозяйством люди накапливали постепенно с незапамятных времен. Еще в древних государствах существовали религиозные общины, ассоциации свободных ремесленников и другие формы объединения. В средние века широкое распространение получили цеха ремесленников, сельские крестьянские общины, гильдии купцов, возникли отдельные кредитные ассоциации, которые обладали некоторыми чертами будущих кооперативов, но таковыми не являлись. Впоследствии под влиянием изменившихся экономических условий, прежде всего рыночной конкуренции, они стали перерождаться, исчезать. Уже в период разложения феодализма и становления капитализма появились переходные формы к образованию кооперативов. Возникали они несмотря на препоны властей, объединяли главным образом ремесленников, крестьян, рабочих и зачастую носили полукооперативный, предкооперативный характер. По некоторым принципам своей деятельности, выполняемым функциям и внутреннему устройству переходные формы напоминали кооперативы в том виде как они сложились впоследствии. К их организации трудовое население побуждали жизненные условия. Союзы подмастерьев создавались для обеспечения их работой, когда им был закрыт доступ в цеха. Универсальные функции выполняли синдикаты сельских кустарей и крестьян. В разных станах наиболее широко практиковалась складчина. Мелкие товаропроизводители применяли складчину для преимущественно в своей предпринимательской деятельности - для покупки орудий производства, сырья и материалов. А потребители - с целью выгодного приобретения продуктов питания и других товаров. Первоначально складчина оформлялась простым письменным соглашением, а позднее ее стали оформлять уставами. Историк кооперации Михаил Первушин писал: "С начала оформления складчины уставами возникают кооперативы. Образование складчин среди потребителей, с перерастанием их в потребительские общества, наблюдается почти во всех странах Европы, например, в Германии, Швейцарии, Италии, России. В зародыше каждого кооператива лежит складчина. Она является хозяйственной основой (паевого капитала и вступительных взносов) любого кооператива, начальным актом возникновения каждого из них"'. Одни ранние кооперативы возникали внутри обществ взаимопомощи, другие - из переходных форм, третьи создавались непосредственно, минуя эту ступень, участниками кооперативного движения. Но во всех случаях кооперативы рождались как результат общественного прогресса, развития человеческой культуры, настойчивых поисков. Первые потребительские общества были организованы в странах Европы. Они учреждались рабочими под влиянием роста дороговизны муки, печеного хлеба, топлива и т.д. До невероятных размеров была распространена фальсификация продуктов питания: муки, молока и т.д. Нередко рабочие бывали вынуждены брать в лавках хозяев низкосортные товары, которые отпускались им в кредит по очень высоким ценам в счет заработной платы. В Германии возникновению кооперативов предшествовали опыты по приобретению муки, картофеля, дров в складчину. В 1854 г. рабочие и ремесленники г. Лейпцига организовали потребительское общество. В промышленно развитых районах страны кооперативы отличались пролетарским составом их членов. В 1859 г. был создан Всеобщий союз немецких промысловых и хозяйственных кооперативов, куда первоначально вошла и часть потребительских обществ. Спустя много лет образовалось общество оптовых закупок. В Германии были учреждены первые кредитные, снабженческие и сбытовые кооперативы. 2. Современные кооперативные принципы и их изменения, принятые на XXIII и XXX конгрессах международного кооперативного альянса. Кооперативные принципы представляют собой совокупность организационных, экономических, нравственных и иных основ осуществления кооперационной деятельности. В них находят отражение (Вменения в организационной структуре кооперативных объединений, опыт их хозяйственной работы, а также сдвиги в общественной и политической жизни страны. Кооперативным принципам присуща устойчивость, но их неизменность не абсолютна, а относительна- Они имеют длительную историю развития и совершенствования: ранние кооперативные принципы были выработаны еще в начале XIX века, а в XX веке их содержание уточнялось и пересматривалось трижды - в 1937, 1966 и 1995 гг. Представителями кооперативных союзов многих стран на международном уровне одобрены следующие современные кооперативные принципы. 1. Добровольное и открытое членство. Как вступление в кооператив, так и выход из него является добровольным. И кооперативы как добровольные организации открыты для всех лиц, кто может пользоваться услугами кооператива и готов нести ответственность, вытекающую из членства. При приеме в кооператив не допускается дискриминация по соображениям половой, социальной, расовой, политической или религиозной принадлежности людей. 2. Демократический членский контроль. Кооперативы - это демократические организации, контролируемые своими же членами, теми, кто активно участвует в формировании их политики и в принятии решений. Мужчины и женщины, будучи выборными представителями, подотчетны перед остальными членами кооператива. Члены первичных кооперативов имеют равное право голоса (один кооператор - один голос), кооперативы других уровней (кооперативные союзы) тоже организовываются демократическим способом. 3. Экономическое участие членов. Члены делают соразмерные взносы в образование средств своего кооператива и на демократически, началах контролируют эти средства. Они обычно получают ограниченную долю дохода, если он имеется, на свой взнос, являющийся одним из условий членства. Члены распределяют экономические излишки (доход, прибыль) от деятельности кооператива на следующие цели: развитие своего кооператива: выплата членам пропорционально их хозяйственным операциям с кооперативом; осуществление иных видов деятельности, предусмотренных уставом кооператива. 4. Самоуправление и независимость. Кооперативы самоуправляемые организации, контролируемые своими же членами. Кооперативы могут заключать соглашения с другими организациями, включая государственные, или привлекать средства из внешних источников лишь на таких условиях, которые гарантируют сохранение самостоятельности в управлении и демократического контроля. 5. Образование, повышение квалификации и информационное обеспечение. Кооперативы осуществляют образование и повышение квалификации своих членов и лиц, занимающих выборные должности, а также управляющих н служащих в целях обеспечения эффективного участия в развитии своего кооператива. Кооперативы информируют широкую общественность, особенно молодежь и людей, формирующих общественное мнение, о пользе и сущности кооперации. Нужна гласность и внутри кооператива: информация о его работе, успехах или неудачах должна быть достоверной, своевременной и доступной всем его членам. 6. Сотрудничество кооперативных организаций между собой. В целях лучшего служения интересам своих членов и усиления кооперативного движения каждая кооперативная организация должна активно сотрудничать всеми возможными практическими способами с другими кооперативными организациями на местном, национальном, региональном и международном уровнях. 7. Забота об обществе. Будучи нацеленным на удовлетворение нужд и запросов своих членов, кооперативы в то же время заботятся об устойчивом развитии общества в целом, например, участвуя в создании дополнительных рабочих мест в стране, содействуя сохранению окружающей Среды, и т.д. Канадский историк Яан Макферсон - один из тех, кто возглавлял процесс подготовки современных кооперативных ценностей и принципов, - пишет, что эти принципы являются руководящими указаниями, по которым кооперативы воплощают свои ценности в жизнь. Он же определяет кооперативные принципы как непоколебимые заповеди, как источник силы и энергии кооперации. Кооперативные принципы как особая система идей имеют не только моральное, но и большое практическое значение. Во-первых, они, как правило, тщательно учитываются при разработке в разных странах законопроектов о кооперации и уставов кооперативных организаций. Во-вторых, кооператоры время от времени вносят коррективы, уточнения в кооперативные принципы, что весьма важно для последующей адаптации, приспособления деятельности кооперативов и их союзов к изменениям, постоянно происходящим в обществе. В результате кооперация всегда демонстрирует свою жизнеспособность и историческую устойчивость. В-третьих, истинные кооперативы строят свою работу в соответствии с общепризнанными кооперативными ценностями н принципами, которые являются применительно к кооперации своего рода "мировыми стандартами". Наконец, именно благодаря своим ценностям и принципам кооперативы представляют собой не обыкновенную предпринимательскую структуру, а ячейку особой формы общественного движения. 3. Кооперативное движение в России. Когда возникли потребительские, сельскохозяйственные, ссудо-снабженческие и др. кооперативы в России и кто были их организации. Создание первых кооперативов в России носило единичный характер. Только в 60-х годах XIX века, вошедших в историю страны как период великих реформ, кооперативное движение начинает свое непрерывное поступательное развитие. Важнейшим событием явилась отмена крепостного права в 1861 г. Спустя несколько лет возникло местное земское самоуправление. Ускорилось развитие промышленного капитализма. Росла численность рабочих, занятых на заводах, фабриках и железнодорожном транспорте. Рабочие и члены их семей все больше нуждались в покупных продуктах питания, одежде и обуви, предметах обихода. Однако возможности их приобретения были ограничены, во-первых, низкой заработной платой, а во-вторых, растущими рыночными ценами. Кроме того, фабриканты и заводчики часть причитающийся рабочим заработной платы заставляли получать товарами (но завышенным ценам) в так называемой харчевой лайке, принадлежащей хозяину предприятия. Крестьяне все чаще прибегали к услугам рынка при сбыте своей продукции, покупке сельскохозяйственного инвентаря и предметов личного потребления. Два первых в России потребительских общества рабочих возникли почти одновременно в Забайкалье и на Урале. Уже известный Петровский Завод в начале 60-х годов прошлого века представлял собой поселок. Весь его рабочий люд был занят на чугуноплавильном заводе. Для борьбы с местными торговцами. продававшими мясо по высоким ценам, в апреле 1864 г. по инициативе декабриста Ивана Горбачевского и кузнеца Афанасия Першина (в недавнем прошлом крепостного) было основано потребительское общество. Его устав включал следующие демократические принципы: добровольное и открытое членство, доступный паевой взнос, продажа товаров всем гражданам, торговля за наличный расчет, содержание лавки а образцовой чистоте, отчисление части дохода от торговли в фонд будущей народной школы и др. Были избраны правление и ревизионная комиссия. Открыв лавку, потребительское общество приступило к заготовке скота и продаже мяса. Кооператоры снизили в своей лавке цену на мясо, чем заставили частных лавочников прекратить торговлю. Но увлечение резким снижением цены по сравнению с рыночной лишило кооператив хозяйственной устойчивости. Примерно через полгода деятельности потребительского общества частные мясники смогли возобновить торговлю и снова поднять цены. Это был первый в России независимый рабочий кооператив. Другое потребительское общество было организовано в ноябре 1864 г. На заводе графа Сергея Строганова в поселке Кын Пермской губернии. В условиях оторванности этого уральского поселка от крупных городов и торговых центров страны дороговизна товаров в частных лавках была тогда обычным явлением. Начало кооперативной торговле положило приобретение в складчину группой служащих и рабочих завода чая в Москве и сахара в Нижнем Новгороде. Совместная закупка на основе письменного соглашения, минуя местных спекулянтов, оказалась выгодной. В 1867 г. была открыта общественная лавка, а средства для этого были получены от графа Строганова. Одним из организаторов потребительского общества был управляющий заводом Николай Рогов, бывший крепостной, а душой общества - его брат Александр Рогов, народник по убеждениям. После утверждения устава Кыновского общества потребителей в 1870 г. первый из братьев стал председателем правления, это право управляющего было оговорено в уставе и вытекало из зависимого положения кооператива. Так кооператоры попали в экономическую зависимость от владельца завода. Потребительское общество расширяло свою деятельность. Была открыта вторая лавка. Товары приобретались в Нижнем Новгороде, Перми, Кунгуре. Половика прибыли от торговли распределялась между членами потребительского общества, но в первые годы не по забору товаров, а только по паям. Пайщиков было еще мало (не более 40 человек), и выдаваемая на руки прибыль целиком доставалась им. Остальные (сотни человек) были только заборщикамн товаров и в распределении прибыли не участвовали. Потребительское общество было закрытым, т.е. его членами могли стать только служащие и рабочие данного завода, увольнение с предприятия означало автоматическое исключение из кооператива. Отпуск из кооперативной лавки товаров в кредит закабалял рабочих неоплатными долгами. Кыновское общество потребителей - это первый в России зависимый рабочий кооператив. Такие кооперативы энергично насаждались владельцами и администрациями капиталистических предприятий на Урале и а других регионах. Они получили название фабрично-заводских и железнодорожных потребительских обществ. В этот же период в стране возникли всесословные и крестьянские потребительские общества. Всесословные кооперативы создавались в губернских и уездных городах, были открыты для всех граждан и объединяли представителей различных сословий, слоев, групп населения: рабочих, кустарей, домовладельцев, учителей, попов, купцов, офицеров, высоких чиновников. Случалось, что членом такого кооператива оказавался губернатор. Одно из первых всесословных потребительских обществ в России было организовано в Санкт-Петербурге. Это столичное кооперативное общество под названием "Бережливость" возникло в 1865 г. (его устав утвержден в июле 1866г.). Еще не имея собственной лавки, оно в начале своего существования применяло, как и другие ранние общества потребителей, марочную систему торговли. Пайщики приобретали в потребительском обществе за наличные деньги особые марки, количество которых заносилось в членскую расчетную книжку. Этими марками они расплачивались за товары, забираемые в заведениях частных торговцев, с которыми правление кооператива договаривалось заранее. Торговцы предъявляли марки в потребительское общество и получали деньги за свои товары, отпущенные пайщиком общества, но за вычетом обусловленной скидки. Скидка же после покрытия расходов потребительского общества и отчисления в его резервный капитал, распределялась между пайщиками: небольшая часть - по паям, основная - по количеству приобретенных марок, а значит, по забору товаров. Несколько сложной и, главное, неудобной марочной системе был положен конец открытием собственных лавок потребительского общества "Бережливость". Кооперативу сопутствовал успех. В 1868 г, он насчитывал 2300 пайщиков, а его товарооборот составил 223 тыс. руб., что по тем временам представляло собой солидную сумму. Устав потребительского общества предусматривал неограниченное открытое членство, 10-рублевый пай с рассрочкой, торговлю за наличные, распределение большей части прибыли по забору - товаров и т.п. Однако недостаточная материальная заинтересованность пайщиков в хозяйственном успехе потребительского общества привела его дела к полному расстройству. Некогда знаменитое общество "Бережливость" было ликвидировано в 1874 г. До конца 60-х годов всесословные общества потребителей были организованы также в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и некоторых других исконно русских городах. Эти кооперативы были независимыми, но оказались недолговечными. Первое сельское потребительское общество возникло в 1869 г. в станице Усть-Медведицкая (ныне г. Серафимович) на Дону и просуществовало очень недолго: местные купцы не дали ему укрепиться на рынке. Более трех лет действовало созданное в 1870 г. общество потребителей "Взаимная выгода" в селе Ошта Олонецкой губернии (ныне Вологодской области). Это крестьянское потребительское общество открыло лавку и склад, продавало товары и по низким ценам, и лучшего качества, чем у частных торговцев. Общество распалось в результате больших убытков от кожевенного завода, которым оно явно поторопилось обзавестись. Почти все потребительские общества, организованные на заре кооперативного движения в России, просуществовав непродолжительное время, потерпели неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров в кредит, открытое неприятие кооперативов купечеством, несовершенство уставов, распри в правлениях, плохая постановка счетоводства. Пережитки крепостничества также мешали потребительским обществам стать организациями широких слоев трудящихся. Узкой была еще социальная база состава членов кооперативов: за их организацию нередко брались представители тех классов, которые были материально мало заинтересованы, но стремились подчинить кооперативное движение своему влиянию. Почти одновременно с потребительской кооперацией в России стали возникать и другие виды кооперативов. Один из них - столярная артель на уставе, утвержденная в Петербурге вскоре после отмены крепостного права. В числе ее основателей упоминается некто Иван Мельников. Первое в стране ссудо-сберегательное товарищество было создано в 1865 г. в селе Рождественском Костромской губернии. Организаторы товарищества - братья Святослав и Владимир Лугинины, первый из которых во время пребывания в Германии близко познакомился с кредитными кооперативами Шульце-Делича. В 1866 г. в селе Остроковичи Тверской губернии создается первая в России кооперативная сыроварня, объединившая состоятельных крестьян для сбыта молока, производимого в их хозяйствах. Эта артель возникла благодаря инициативе отставного морского офицера Николая Верещагина, изучившего молочное дело в Швейцарии, и при денежной поддержке Вольного экономического общества. Не очень удачная вначале история молочной кооперации имела продолжение в форме очень успешного кооперативного маслоделия в Сибири. Что касается кооперативного движения потребителей, то оно, только успев возникнуть, в 70-х и 80-х годах прошлого века пошло на резкий спад, В огромной империи за целый год учреждалось в среднем лишь от 5 до 15 потребительских обществ. Почти столько же ликвидировалось, некоторые - даже не успев открыть лавку. Уже не было возникших первоначально независимых городских потребительских обществ, а новые создавались преимущественно при заводах и являлись зависимыми. Главенствующую роль в них играли не рабочие, а администрация предприятий. Россия была крестьянской страной, однако сельские потребительские общества возникали пока крайне редко и оставались очень малочисленными. Из всех потребительских обществ, созданных в стране в течение четверти века, к началу 90-х годов сохранились менее ста. Таким образом, результат начального периода кооперативного движения потребителей оказался более чем скромным. Но этот период дал практический опыт, полезный российским кооператорам в их дальнейшее работе. 4. Почему Сталинское руководство уничтожило в 1931г. Все виды сельскохозяйственной кооперации (сбытоснабженческие, кредитные и др.). Начало коллективизации означило конец кооперации в стране. В. Тихонов С конца 20-х годов в условиях отказа властей от принципов нэпа многоукладная рыночная экономика все больше превращалась в моноукладное хозяйство, упарвляемое командно-административными методами. Произошел возврат к практике заготовок хлеба, которая применялась при "военном коммунизме": крестьян стали принуждать к его продаже (сдаче) государству по нерыночным, заведомо низким ценам. У крестьян, отказывавшихся продавать хлеб, он конфисковывался. В 1929 г. последний раз состоялась нижегородская ярмарка, в следующем году были ликвидированы товарные биржи. Усилился налоговый пресс на частных торговцев, административный нажим на кооперацию. Начатая сплошная и ускоренная коллективизация крестьянских хозяйств проводилась с нарушениями принципа добровольности. В ходе коллективизации была прекращена деятельность сбытовых, снабженческих и кредитных кооперативов. Партия исходила из того, что для упрочения диктатуры пролетариата и построения социалистического общества, кроме индустриализации, необходим ещё переход от мелкого индивидуального крестьянского хозяйства к крупному коллективному сельскому хозяйству, снабжённому тракторами и современными сельхозмашинами, как единственно прочной основе Советской власти в деревне. Она же исходила из того, что без коллективизации невозможно вывести нашу страну на широкую дорогу построения экономического фундамента социализма, невозможно избавить многомиллионное трудящееся крестьянство от нищеты. Урожай зерновых если и не уменьшился по сравнению с прошлым годом, то, во всяком случае, и не увеличился. Потребление же выросло, особенно с началом индустриализации. Государственные заготовки зерна осуществлялись с трудом: начавшись более или менее нормально летом, они резко сократились летом. К концу года государство недобрало 128 млн. пудов. Поскольку запасы были минимальны, это означало, что и город, с их возросшим населением, и армия рисковала остаться без хлеба, особенно к весне, когда распутица на несколько недель прервет нормальное сообщение. Все экономические планы могли сорваться. Кризис объяснялся многими причинами: серьезной ошибкой в политике цен, которая стимулировала развитие технических культур и животноводства за счет посевов зерновых, страх перед войной побуждал крестьянина, насколько это было возможно, придерживать зерно, деятельность спекулянтов, почувствовавших нехватку зерна и взвинтивших цены, конкуренция разных учреждений, занимавшимися хлебозаготовками. Решение лихорадочно изыскивалось в начале 1928 года. Впервые оперативное руководство взял в свои руки Сталин. В первых числах января поступило указание: достать зерно "во что бы то ни стало", и партийное руководство на разных уровнях лично отвечало за это. Высшие руководящие деятели направлялись в главные хлебопроизводящие области, чтобы возглавить лично работы на "заготовительном фронте". На заготовку в деревню были мобилизованы 30000 коммунистов из числа работников аппарата. Основной причиной кризиса был назван кулак и его спекуляции зерном с целью повышения цен. К кулаку применялась статья Уголовного Кодекса, которая предусматривала привлечение к суду с полной конфискацией имущества(четверть конфискованного отдавалась беднякам). Но большую часть зерна, как признал несколько месяцев спустя сам Сталин, находились, однако, не у кулаков, а у трудно отличимой от них массы середняков. Были придуманы способы изъятия зерна и у середняков, как то: принудительная сдача зерна в счет государственного займа, самообложение деревень, досрочное взимание налога, и т.д. Каковы бы ни были их конкретные формы, они неизменно сводились к жесткому нажиму на крестьянина, располагающего зерном. Для стимулирования его личной заинтересованности на село направлялся большой поток промышленных товаров, отнятых у города, но их все же не хватало. Появилось на свет постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года. Им устанавливалось, что к концу первой пятилетки должно быть коллективизировано не 20%, а "огромное большинство" возделываемых земель. Основные зерновые районы (нижнее и среднее Поволжье, Северный Кавказ) должны были завершить процесс к осени 1930 года, или, самое позднее, к весне 1931, другие хлебные районы - к осени 1931 года, или, в самом крайнем случае, к весне 1932. В колхозы ни под каким видом не разрешалось принимать кулаков. Решающим годом явился 1931 год. Если к концу 1930 года в колхозах числилось около 6 млн. крестьянских дворов, то за первую половину 1931 года было коллективизировано еще 7 млн. Это составляло уже почти 53%. 1931 год стал также свидетелем наиболее мощной ликвидации кулачества. Крестьяне нередко вступали в колхоз потому, что "не оставалось другого выхода" - в случае не вступления в его могли объявить "подкулачником", и отнять надел. В марте 1931 года было провозглашено, что советская власть считает "союзником" рабочего класса только колхозника, а не крестьянина - единоличника. В рамках административно-приказной системы прежде столь распространённый в деревне тип работника-хозяина, поглощенного, говоря толстовскими словами, "неотступным думанием" о своём деле, постепенно стал едва ли не редкостным исключением. На смену ему в качестве массовой социальной фигуры пришёл исполнитель - в одних случаях добросовестный, трудолюбивый, дисциплинированный, в других - расхлябанный, ленивый, склонный к пьянству и обману, но во всех случаях не обладающий хозяйским чувством инициативы и зачастую не стремящийся иметь его. Литература. 1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие-М., 1998. 2. Л. А. Гордон Э. В. Клопов "Что это было?" (Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30 - 40-е годы) Издательство политической литературы Москва - 1989 3. Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. - М., 1963.

5. Социально-экономические последствия реформирования отношений собственности

За время реформ потребительская кооперация потеряла значительную часть своих основных фондов.

Приватизационные потери основных фондов торговли в потребительской кооперации и сведение до минимума объемов капитального строительства, а также возникновение и развитие предприятий новых форм собственности принципиально изменили роль потребительской кооперации в экономике страны.

Так, к 1996 г. сложилось следующее распределение предприятий по видам собственности: удельный вес торговых предприятий потребительской кооперации снизился до 5 %, а государственных предприятий - до 51%, в то время как удельный вес торговых предприятий других форм собственности вырос до 46%.

Если в 1990 г. удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте торгующих организаций России составлял 22,2%, то к 1996 г. - всего 5%, в то время как частные предприятия (основные конкуренты торговых предприятий потребительской кооперации) с 1992 г. увеличили свой торговый оборот в 8,5 раз.

Сопоставляя показатели того периода удельного веса торговых предприятий потребительской кооперации и их удельного веса в товарообороте страны можно сделать вывод, снижение ее удельного веса в товарообороте с 22,2% до 5% объясняется в первую очередь изменением отношений собственности в Российской Федерации в целом.

Реакцией потребительской кооперации на ухудшение экономической ситуации явилось улучшение ее работы. Особую роль в этом сыграл новый Закон о потребительской кооперации, который внес кардинальные изменения в построение системы потребительской кооперации и повысил роль пайщиков в управлении кооперативным хозяйством.

На протяжении года структура розничного товарооборота в целом по потребительской кооперации оставалась неизменной: 81-82% приходится на продовольственные товары и 18-19% - на непродовольственные, причем продажа отдельных товаров первой необходимости возросла на 15-16%. После длительного спада наметился некоторый рост продажи товаров культурно-бытового назначения.

Товарные запасы в системе сократились на 400 млрд. руб. и составили 37 дней против 45 дней на начало года (до 65-80 дней на начало перестройки), оборачиваемость товаров ускорилась на 5 дней.

С большим напряжением проходит торговля в потребсоюзах Крайнего Севера: товарные запасы в этих регионах составляют 63 дня торговли, а в некоторых - 48 и менее дней. Это ставит под угрозу жизнеобеспечение этих территорий.

Общественное питание

За 1997 г. розничный оборот общественного питания в действующих ценах увеличился на 4,5%. Доля оборота общественного питания во всем розничном товарообороте потребительской кооперации возросла более чем на 5%.

В то же время, отдельные потребсоюзы увеличили розничный товарооборот общественного питания на 20 и более процентов.

Платные услуги населению

Общий объем платных услуг увеличился на 25,8%.

Произошли существенные изменения в их структуре. Наибольший удельный вес - 51,7% занимают услуги системы образования. На втором месте по объему - бытовые услуги.

Но, если услуги системы образования активно развиваются (их объем увеличился почти в 2 раза), то бытовые услуги сократились на 15%. Это связано с высокой конкуренцией в сфере ремонта и технического обслуживания радиоаппаратуры, изготовление и ремонт мебели, ремонт и строительство жилья и т.п. Одновременно в 1,5-2 раза выросли услуги парикмахерских, ремонт и пошив обуви, швейных, меховых и кожаных изделий.

Промышленность

Спад объемов в этой отрасли продолжается. Так, производство товаров народного потребления снизился на 14,6%, производство хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков сократилось на 17-18%. Только по кондитерским изделиям достигнут подъем в 13%.

Однако на фоне общего спада отдельным потребсоюзам удается удерживать производственную отрасль на высоком уровне, а некоторые потребсоюзы даже увеличили прирост объема продукции в 1,7-2,4 раза.

Тем не менее, кооперативной продукции по-прежнему не достает уровня качества и широты ассортимента, чтобы выдержать конкуренцию со стороны частных предпринимателей.

Заготовительная деятельность

В этой отрасли продолжается спад, хотя его темпы несколько замедлились.

Закупки мяса сложились на уровне 94% в сравнении с 1996 г., уменьшение объемов закупок картофеля и овощей составило 8%.

Но в то же время вырос объем закупок яиц, молока и хлебопродуктов.

Капитальное строительство

С 1995 г. государственные инвестиции в быстроокупаемые высокоэффективные коммерческие проекты выделяются на возвратной основе и только на конкурсной основе. Потребительская кооперация, как правило, не имеет возможности получать государственные инвестиции по конкурсам, предоставляемые для завершения строительства объектов, так как ее стройки по мощности не могут конкурировать с объектами агропромышленного комплекса.

Дополнительно осложняет положение этой отрасли задолженность государства за уже выполненные объемы строительных работ, финансирование которых должно было бы осуществляться за счет федерального бюджета на общую сумму 3,7 млрд. руб.

Но, несмотря на это, построено и реконструировано магазинов торговой площадью 4444 кв. м., складских площадей 1540 кв. м., холодильников на 620 т., а также предприятия хлебопечения, цехи безалкогольных напитков, колбасные и рыбокоптильные цехи. Продолжается строительство жилья для работников.

Финансовое положение

Все отрасли деятельности потребительской кооперации, кроме промышленности, убыточны, при этом 80% убытков дает торговля.

Но 35 потребсоюзов рентабельны, что и дало возможность в целом по Центросоюзу получить 21 млрд. руб. прибыли.

В 1997 г. шестнадцать потребсоюзов получили прибыль.

Но в то же время практически не уменьшается число убыточных предприятий. При снижении общего числа хозрасчетных организаций и предприятий число убыточных составляет 63% от общего числа, или 5967 предприятий.

Высок уровень издержек обращения и производства. В 1997 г. в оптовой торговле он составил 22,8%, в розничной торговле - 24,8%, в общественном питании - 39%, в заготовках - 19,4%. В составе издержек обращения наибольший удельный вес занимают транспортные расходы, расходы по оплате труда, тепло-электроэнергии, амортизационные расходы.

На снижение доходности организаций и предприятий помимо высокого уровня издержек обращения в немалой степени повлияло уменьшение льгот, предоставленных потребительской кооперации местными органами исполнительной власти. Так, в 1997 г. потребсоюзами были заключены соглашения о сотрудничестве и предоставлении налоговых льгот с администрациями только 25 регионов против 75 в 1996 г.

Наличие собственных оборотных средств один из показателей финансовой устойчивости. Однако организации потребительской кооперации испытывают все больший их недостаток. Если к началу 1996 г. недостаток собственных оборотных средств составлял 1683 млрд. рублей, то к концу 1997 г. уже 2976 млрд. рублей.

И все-таки такое положение не везде: 18 потребсоюзов сохранили собственные оборотные средства, величина которых достигает от 17 до 53 процентов в общей сумме оборотных средств.

Привлечение заемных средств как один из путей покрытия дефицита оборотных средств также проводится слабо. В 1997 г. привлечено и направлено в оборотные средства только 330 млрд. рублей.

Важнейший фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение организаций и предприятий - их неплатежеспособность. Дебиторская задолженность к концу 1997 г. возросла на 19,5% по сравнению с 1996 г., а кредиторская на 14,2%, в том числе задолженность по бюджету возросла на 5%. Особую озабоченность вызывает нарастание задолженности бюджету.

Тем не менее, в организациях и предприятиях потребительской кооперации имеются внутренние резервы для преодоления кризисной ситуации и дальнейшего развития, о чем свидетельствуют примеры эффективной деятельности, имеющиеся в каждой кооперативной организации.

 Подводя итог анализу деятельности потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительской кооперации, как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственных структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базой потребительской кооперации.

При переходе экономики России от централизованной коллективистской к капиталистической экономической системе снижается экономическая роль потребительской кооперации в российском обществе и в то же время резко возрастает ее социальная роль.

Преимущества кооперативов определяются их целями:

·       удовлетворение экономических потребностей пайщиков;

·       совпадение социальных целей государства и кооперативов;

·       снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательских хозяйств.

В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации.

Отношения государство - кооператив:

а) В подавляющем большинстве стран государство регулирует деятельность кооперативов исключительно правовыми и экономическими методами.

Так как кооперативы в своем большинстве имеют цели, сходные с целями государства, то в большинстве стран государство заинтересовано в развитии кооперативов и оказывает им финансовую и иную поддержку.

б) В образовании и распределении капитала кооперативов государство предпринимает следующие действия:

·       частично финансирует кооперативы, образованные на базе разорившихся частных фирм;

·       устанавливает льготное налогообложение, особенно для "чистых" кооперативов;

·       осуществляет кредитование кооперативов, создает государственные фонды финансирования кооперации;

·       реализует систему государственных заказов, прибыль от выполнения которых не облагается налогом.

Государство оказывает кооперативам помощь в подготовке управляющего персонала кооперативов и повышении квалификации его работников.

  Логичным продолжением развития кооперативного движения в России стало появление Потребительского Общества "Народный Союз", которое сочетает в себе все наиболее успешно реализованные моменты "Общества справедливых рочдельских пионеров" и принципы взаимного участия Офицерских экономических обществ. В рамках потребительского движения ПО "Народный Союз" обобщает накопленный веками Зарубежный и Российский опыт, и становится одной из самых современных форм Потребительского объединения в мире, многократно увеличивая, благодаря отечественному налогообложению и законодательству, благосостояние своих пайщиков. Никогда еще в истории потребительской кооперации не удавалось снизить себестоимость выпускаемой потребительским обществом продукции до 40 %.. С поддержкой государства в области законотворчества мы можем с уверенностью говорить о том, что создание объектов социальной инфраструктуры достигло нового витка в своем развитии, когда каждый житель страны, вступив в ПО "Народный Союз", может участвовать в создании новой России.

 


Материалы книги "Программные и методические разработки потребительского общества "Народный Союз" по реализации комплексной Инвестиционной Строительной Программы Оздоровления Земель и Биосферы "Народный Союз"" предназначены только для служебного пользования. Условия ознакомления с полным текстом книги Вы можете узнать, позвонив по тел.: 248-11-71; 248-80-82.