ДОЛЖНОСТНАЯ СТРУКТУРА КАДРОВ ПО ВИДАМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

С.В. Чепик Научный центр Российской международной академии туризма, Сходня, Моск. обл.

Ключевые слова: подготовка специалистов, многопрофильность процессов, оздоровительные технологии, процессы оздоровления.

Актуальность проблемы подготовки специалистов для активизации физкультурно-оздоровительного движения обусловлена сужением сферы семейного досуга, организованного отдыха детей и молодежи, полноценного времяпрепровождения, снижением масштабов оздоровительной работы в дошкольных, школьных учреждениях, в организациях дополнительного образования по месту жительства. Остаточный подход органов местного управления к решению социальных проблем, снижение уровня жизни значительной части населения болезненно отразились на отрасли культурно -досугового обслуживания. В настоящее время численность учреждений дополнительного образования составляет более шестнадцати тысяч. На протяжении последних лет в них занимались около 9 млн человек, однако более двух третей учащейся молодежи остается не охваченной оздоровительными мероприятиями (Российский статистический ежегодник. М., 2001, с. 192). Качество работы по воспитанию, оздоровлению, образованию молодежи с использованием категорийных видов спортивного и некатегорийных форм самодеятельного туризма определяется состоянием ресурсной базы туристско-краеведческой и экспедиционной работы. Отсюда с особой остротой встает вопрос о подготовке специалистов, способных расширить масштабы работы на базе общеобразовательных школ, в учреждениях дополнительного образования, в центрах досуга по месту жительства.

Информационной базой исследования явились официальные документы Минобразования и Госкомспорта России, а также решений Госсовета Российской Федерации от января 2002 г., которые были приняты по вопросам развития спортивно-оздоровительного туризма и его роли в формировании здорового образа жизни россиян.

Процессы оздоровления средствами физической культуры, физкультурно -оздоровительная работа как содержание профессионального образования и как теоретико-методические основы практики занятий физическими упражнениями исследовались, анализировались и получили экспериментальное обоснование в большом количестве работ представителей российской научной школы. Вместе с тем необходимость развития самодеятельных форм туризма, краеведения, спорта и создания условий их эффективного использования в процессах оздоровления, воспитания, образования молодежи определяет потребность в дифференциации профессионально-квалификационного состава кадров специалистов. Анализ действующего состава должностей позволил установить, что функции должностей, включенных в состав действующего Общероссийского классификатора профессий [6], в ряде случаев лишь частично связаны с процессами организации мероприятий самодеятельного туризма, средствами и методами профилактики заболеваний и восстановлением физического и психического здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, в том числе с образовательной деятельностью (см. таблицу).

Анализ литературы по проблемам теории и практики школьного туризма, массовость которого значительно превышает численность занимающихся видами спортивного туризма, показывает, что двигательная активность, занятия физическими упражнениями в сочетании с формированием культуры, духовных потребностей учащихся в изучении родного края, фольклора и народно-поэтического творчества, ценностей культуры и культурно-исторического наследия способствуют лучшему приобщению молодежи к здоровому образу жизни [1]. Формирование физического, психического и социального благополучия - главный показатель гуманизации системы образования и усвоение учащимися данных об эффекте тренировочных нагрузок, об оздоровительных силах природы - одна из важнейших задач современной педагогики. Отсюда следует, что в содержании и структуре профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования, работающих по направлениям спортивно -оздоровительного туризма, должны превалировать разделы туристско-краеведческого профиля, программы интеллектуального развития детей, сведения о нравственно-этических аспектах общественного сознания и поведения людей, сведения о теории и методике физических нагрузок, соревновательной деятельности [3]

Структура кадров специалистов по направлениям спортивно-оздоровительного туризма ¦ действующая (по данным Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) [6]

№ п/п

Должности

Уровень образования

1

Тренер-преподаватель (спортивно-оздоровительный туризм)

Высшее

2

Инструктор по туризму

Среднее профессиональное

3

Инструктор-методист по альпинизму

Среднее профессиональное

4

Инструктор-методист по туризму

Среднее профессиональное

5

Организатор путешествий (экскурсий)

Среднее профессиональное

6

Инструктор

Среднее профессиональное

7

Инструктор по организационно-массовой работе

Среднее профессиональное

8

Инструктор учебно-тренировочного пункта

Среднее профессиональное

Процесс подготовки специалистов для сферы спортивно-оздоровительного туризма предусматривает освоение совокупности профессионально ориентированных разделов образования по педагогической и спортивно-оздоровительной деятельности, которые направлены на формирование навыков и умений индивидуальной работы, разработку программ анимации, развлекательно-образовательной деятельности, использование средств туризма с активными формами передвижений, умение обеспечить безопасность и показать занимающимся увлекательный мир природы, привлечь их к социальной, культурной реальности.

Значительное число научных исследований, плодотворная практика работы центров детско-юношеского туризма и краеведения в Российской Федерации свидетельствуют о том, что туристско -краеведческая работа обеспечивает комплексный подход к воспитанию учащихся [4]. Многопрофильность процессов спортивно-оздоровительного туризма определяет необходимость еще большей дифференциации должностной структуры кадров. Проведенные нами расчеты показали потребность в специалистах для работы в учреждениях дополнительного образования с введением должности "педагог дополнительного образования по туризму и краеведению". Установлено, что для обеспечения высокой эффективности и безопасности на маршрутах некатегорийных видов самодеятельного туризма необходима должность "гида-проводника" с соответствующими специализациями (водный, пеший, горный и др.). Как показали специальные исследования, значительные средства расходуются туристами на досугово-развлекательные мероприятия, на процессы анимационного характера в целях оздоровления, получения эмоциональных переживаний, устранения психофизического утомления [3]. Организация подобного рода услуг в сфере спортивно -оздоровительного туризма связана с решением специфических задач, характерных только для этого вида работы с занимающимися. Несмотря на общность многих вопросов по спортивно-оздоровительному туризму в специальной литературе, необходимого разнообразия программ анимационной работы еще не создано. Введение в состав должностной структуры должности "аниматор" [5] повысит социальный и педагогический эффект процессов оздоровления и воспитания в учреждениях дополнительного образования.

По данным различных авторов, высокую значимость в решении социальных проблем региона имеют массовые спортивные мероприятия, связанные с перемещением значительных потоков людей: это самодеятельный, некатегорийный туризм, участие в спортивных мероприятиях и выезды на соревнования. Во многих странах мира перечисленные виды туристской деятельности обеспечены системой обслуживания и кадрами специалистов, предоставляющими спортсменам и болельщикам услуги специфического характера: социальный эффект здесь оценивается большим числом населения, вовлекаемого в туризм средствами спорта; формированием клубных организаций болельщиков, хорошей организацией обслуживания и уровнем безопасности всех участников спортивного мероприятия. Разработанные функции и модельные характеристики менеджера туристско-спортивного оперейтинга подтверждают необходимость академической (вузовской) подготовки и соответствующего введения в общероссийский классификатор должности "менеджер туризма и спорта" [2].

Воспитательно-образовательная деятельность, профилактика неблагоприятных воздействий социальной среды, процессы оздоровления подрастающего поколения во многом находятся в сфере действия туризма, физической культуры, спорта. Однако эффективность системы оздоровления населения зависит не только от эффективности работы специалистов, но и от разработанности оздоровительных технологий, уровня образованности населения в вопросах практики туризма, воспитания, организации здорового образа жизни молодежи.

Литература

1. Гаджиев Б.Х. Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования по профилю спортивно-оздоровительного туризма: Автореф. канд. дис. М., 2001. - 23 с.

2. Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. Монография. - М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Квартальнов А.В. Дидактические основы профессиональной подготовки менеджеров туристско-спортивного оперейтинга: Автореф. канд. дис. М., 1999. - 24 с.

4. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. Минобразования РФ. - М.: РМАТ, 2002, с. 151.

5. Лавров Ф.Н. Профессиональная подготовка менеджеров - аниматоров в образовательных учреждениях туристского профиля: Автореф. канд. дис. М., 2000. - 19 с.

6. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Минтруда России, ОК-016-94-М., 1995.