№ заказа

1069.2

Вариант, тема

2

Дисциплина

Юридичексая служба

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                                     Содержание

Раздел 1: Планирование работы юридической службы. Виды планов. 3

Раздел 2: Отбор образцов (проб). Анализ и хранение образцов. Акт приемки. Повторная проверка и экспертиза. 5

Раздел 3: Проверка правильности предоставления отпусков, применения поощрений и наложения взысканий, ведения трудовых книжек и личных дел сотрудников хозяйства. 11

Библиография: 15

Раздел 1: Планирование работы юридической службы. Виды планов.

Планирование работы юридической службы проводится для целенаправленного охвата ею всех сторон многообразной деятельности организации, устранения ненужной поспешности и дублирования. Планирование необходимо особенно когда в подчинении данного предприятия находится несколько других организаций.

Планируя работу, юридический отдел вышестоящей организации может отразить на предстоящий период наиболее важные стороны собственной деятельности, акцентировать внимание юридических служб подчиненных предприятий на наиболее существенных вопросах юридической практики. Это тем более необходимо, поскольку юридическая служба вышестоящей организации осуществляет методическое руководство деятельностью соответствующих служб подчиненных организаций.

Планирование работы юридической службы предпочтительно во всех случаях с точки зрения взаимной увязки, координации деятельности структурных подразделений предприятия. Например, совместно с экономической службой юридический отдел может предусмотреть проверку практики проведения в организации мероприятий в рамках ее хозяйственной деятельности, причем, естественно, экономическая служба будет интересоваться экономическими вопросами, а юридическая - правовыми. В совместной справке (приказе или ином документе) обе службы могут отразить неизмеримо больший круг вопросов, чем если бы каждая из них составляла отдельный документ. Понятно, что совместный документ такого рода гораздо глубже осветит действительное положение дел.

По характеру содержащихся в плане мероприятий различают общие и специальные планы. Общие охватывают мероприятия по всем направлениям правовой работы в организации. Специальные утверждаются обычно для исполнения акта вышестоящего органа, они составляются, как правило, после того, как общие планы (на год, полугодие) уже утверждены, в них содержатся более углубленные мероприятия по сравнению с мероприятиями общих планов. Планы работы юридической службы утверждаются руководителем организации, что делает их обязательными не только для юридического отдела и юрисконсультов, но и для других служб. Поскольку планы работы юридической службы так или иначе затрагивают деятельность других подразделений, постольку копии их необходимо направить всем заинтересованным подразделениям и должностным лицам.

Следует иметь в виду, что планироваться может далеко не вся работа юридической службы. Например, постоянную, текущую работу (консультирование руководства предприятия, подготовка материалов по претензиям и искам) невозможно заранее предусмотреть, регламентировать какими-либо сроками или объемом.

Учет и отчетность работы юридической службы действующими правовыми нормами не предусматриваются. Поэтому, решая вопрос об организации работы юридической службы, необходимо обратить внимание на постановку учета.

Учет заключается в систематическом фиксировании работы, отчетность - в сообщении вышестоящим органам или органам контроля в определенные сроки (по итогам года, полугодия, квартала, месяца) по заранее установленному перечню показателей работы.

Юридический отдел и юрисконсульты могут вести рабочий (неофициальный) учет осуществляемой ими деятельности, так как нормативными актами не обусловлено составление каких-либо перечней и реестров, отражающих правовую работу.

В процессе рабочего учета в специальном журнале желательно отражать характер и сущность, прежде всего, арбитражных и административных дел, рассмотренных по инициативе или с участием юридической службы.

Раздел 2: Отбор образцов (проб). Анализ и хранение образцов. Акт приемки. Повторная проверка и экспертиза.

         Юридический отдел предприятии в своей деятельности регулируется Инструкцией производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7) и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6)

Данные инструкции применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или другими обязательными для сторон правилами не установлен иной порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами.

В целях сохранности качества поставляемой продукции, создания условий для своевременной и правильной приемки ее по качеству объединение и его производственная единица, предприятие, организация - изготовитель (отправитель) обязаны обеспечить:

а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;

б) отгрузку (сдачу) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами).

Продукция, не прошедшая в установленном порядке проверку по качеству, а также продукция, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими контроль за качеством продукции, и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должна;

в) четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве и т. п.), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности ее;

г) своевременную отсылку документов, удостоверяющих качество и комплектность продукции, получателю. эти документы высылаются вместе с продукцией, если иное не предусмотрено основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.

В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами и договором, изготовитель (отправитель) обязан при отгрузке (сдаче) продукции в упакованных или затаренных местах вложить в каждое тарное место документ, свидетельствующий о наименовании и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте;

д) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.

Торговые организации имеют право независимо от проверки качества товаров актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.

Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.

Когда скрытые недостатки продукции могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках должен быть составлен не позднее четырех месяцев со дня получения продукции предприятием, обнаружившим недостатки.

Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийными сроками службы или хранения, должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока.

Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя (отправителя), то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.

Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.[1]

Приемка продукции по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя (изготовителя). Отсутствие указанных документов или некоторых из них не приостанавливает приемки продукции. В этом случае составляется акт о фактическом наличии продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.

При одновременном получении продукции в нескольких вагонах, контейнерах или автофургонах, стоимость которой оплачивается по одному расчетному документу, получатель обязан проверить количество поступившей продукции во всех вагонах, контейнерах или автофургонах, если обязательными для сторон правилами или договором не предусмотрена возможность частичной (выборочной) проверки.

В акте приемки должно быть указано количество поступившей продукции раздельно в каждом вагоне, контейнере или автофургоне.

Количество поступившей продукции при приемке ее должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Если в этих документах отправитель указал вес продукции и количество мест, то получатель при приемке продукции должен проверить ее вес и количество мест.[2]

Администрация предприятия по согла­сованию  или совместно с  профсоюзным  комитетом по ряду вопросов, регулирующих трудовые отношения ра­бочих и служащих, разрабатывает локальные норматив­ные акты, которые позволяют конкретизировать нормы закона применительно к условиям данного предприятия. Главная задача  юридической  службы — проверка  этих актов на соответствие требованиям законодательства, а также принятие мер по их своевременному изменению или отмене. Каждый локальный нормативный акт может быть принят лишь по вопросам и в пределах, опреде­ленных нормами союзного или республиканского законо­дательства, при этом он должен учитывать особенности конкретного предприятия и обеспечивать правильное со­четание общегосударственных, коллективных и   личных интересов.   Следовательно,  прежде всего  надо   опреде­лить, какими действующими нормативными актами регулируется данный вопрос, и изучить их. Далее следует уточнить, не вносились ли в них изменения, дополнения, сличить содержание части проекта, в которой имеется ссылка на нормативные акты, с их содержанием. Если в проекте документа воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приво­диться дословно. Необходимо проверить, соответствует ли подготовленный проект требованиям нормативных актов вышестоящих органов управления, а также ранее принятым актам данного предприятия, если проект не предусматривает их отмену или изменение. При право­вой экспертизе локальных нормативных актов нельзя забывать о соблюдении процедуры их разработки и при­нятия, а также об определении сферы и сроков их дей­ствия.

Локальными нормативными актами, разрабатывае­мыми на предприятии, являются устав предприятия, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и выплате воз­награждения по итогам работы предприятия за год, по­ложения о структурных подразделениях и должностные инструкции, положения о производственных бригадах, другие положения и инструкции и, разумеется, издавае­мые в системе комплексного управления качеством про­дукции стандарты предприятия.[3]

Текст любого нормативного правового акта, его речевая структура должны представлять собой единство плана содер­жания и плана . выражения. При подготовке нормативного документа, его редакционной обработке необходимо стремиться к точному выбору лингвостилистических средств с учетом функциональной специфики документа, особенностей era со­держания, целевого назначения. Неточный выбор слова, грам­матической формы, неудачное синтаксическое оформление речи могут исказить смысл формулируемой юридической нормы, затруднить ее правоприменение, привести к самым неожиданным,   нежелательным  результатам. В связи с эти, представляется логичным и неизбежным вычление экспертизы акта, основное содержание которой заключается в составление анализа совместимости нормативного акта с иными законами, регулирующими данную сферу деятельности.

Независимо от формы участия юридической службы в нормотворческой деятельности она должна осуществлять проверку таких вопросов, как: правомочно ли предприятие на нормотворческую деятельность в данной области общественных отношений; согласован ли проект со всеми заинтересованными подразделениями и общественными организациями; правильно ли избрана форма акта; соответствует ли проект требованиям законодательства; правильно ли сделаны ссылки на соответствующие законы и подзаконные акты. В случае несоответствия нормативного акта установленным требованиям юридическая служба обязана сделать мотивированное заключение с предложениями об устранении недостатков. В настоящее время трудовые коллективы совместно со структурными подразделениями при активном участии юридической службы проводят нормотворческую деятельность по созданию локальных нормативных актов. К ним, в первую очередь, относится коллективный договор, определяющий взаимоотношения администрации и трудового коллектива. Содержание коллективного договора состоит из нормативных положений и взаимных обязательств администрации и трудового коллектива, а также из взаимных обязательств администрации и профкома. [4]Такая структура данного акта позволяет с максимальной широтой охватить все социально - экономические аспекты хозяйственной и иной уставной деятельности предприятий, путем включения в соответствующие разделы необходимых правовых норм.

Раздел 3: Проверка правильности предоставления отпусков, применения поощрений и наложения взысканий, ведения трудовых книжек и личных дел сотрудников хозяйства.

Одной из действенных мер,  применяемых юридиче­ской  службой для  укрепления правильного применения закона является соблюдение установленного порядка предоставления отпусков, применения поощрений и  осуществление контроля  за   правильным   применением  норм закона о трудовой дисциплине, т. е. контроль за соот­ветствием  действующему  законодательству приказов  и распоряжений администрации. При визировании проек­та приказа о предоставлении отпусков, применения поощрения или   о   наложении   дисциплинарного   взыскания юрисконсульт прежде всего должен определить,  имеет ли право данное лицо право на отпуск или был соблюден установленный законодательством порядок наложения дисциплинарного взыскания. Что же касается -дисциплинарных взысканий в виде увольнения с работы, то их могут применять лишь должностные лица, наде­ленные правом приема и увольнения.

При проверке правильности предоставления отпуска необходимо помнить, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст.114 ТК РФ).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Так же работникам  предоставляются и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Анализируя проекты приказа   о  наложении  взыска­ния за нарушение трудовой дисциплины, юрисконсульт должен проверить, предусмотрено ли данное взыскание законом.  ТК РФ содержат перечень взысканий, которые распространяются на всех рабочих и служащих. Для отдельных категорий   работников   законодательст­вом о дисциплинарной ответственности, в том числе и

Большую роль в укреплении трудовой дисциплины играют проверки и обобщения состояния трудовой дисциплины, проводимые юридической службой совместно с другими структурными подразделениями при участии общественных организаций. По итогам этой работы составляются соответствующие справки, которые доводятся до сведения руководства с целью принятия мер по совершенствованию и организации более эффективной борьбы за укрепление трудовой дисциплины. Такая работа должна проводиться в рамках комплексного анализа состояния соблюдения законодательства о труде, учитывая, что уровень трудовой дисциплины существенно влияет на имеющиеся нарушения и упущения как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности.

Результаты обобщения и анализа предоставляют возможность определить слабые стороны правовой работы и сосредоточить на них внимание

При проверке правильности ведения трудовых книжек юрисконсульт должен помнить, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц) обязан вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной.

Работодатель - физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе.

Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Трудовые книжки ведутся на государственном языке Российской Федерации, а на территории республики в составе Российской Федерации, установившей свой государственный язык, оформление трудовых книжек может наряду с государственным языком Российской Федерации вестись и на государственном языке этой республики.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона.

Работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех дней со дня его подачи выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки.[5]

Посмотрев трудовые книжки, необходимо проверить, заполняется ли надлежащим образом  фирма личных карточек работников. Важно, чтобы эти документы были правильно заполнены и содержали все подписи. Так личная карточка работника должна содержать следующие сведения: сведения о воинском учете, прием на работу и переводы на другую работу, аттестация, повышения квалификации, профессиональная переподготовка, награды (поощрения), почетные звания, отпуск, социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством, дополнительные сведения, основания прекращения трудового договора                                               

 Таким образом, одним из направлений деятельности юридический службы является соблюение на предприятии трудовог законодательства в частности проверки правильности заполненяи приказов, веденяи  трудовых книжек и личных дел сотрудников предпряитяи.

Библиография:

1.           ТК РФ

2.           А.Н. Титиевский «Организация правовой работы на предприятий» М.2003г.

3.           Л.А. Картын «Юридическая служба», М.1992г.

4.           Инструкция производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7)

5.           Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6)


[1] Инструкция П-7

[2] Инструкция П-6

[3] Л.А. Картынин «Юридическая служба». М. 1992г.

[4] А.Н. Титиевский «Организация правовой работы на предприятий» М.2003г.

[5] П.14 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках»