Содержание
Введение. 3
Глава 1. Правовые формы организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица. 5
1.1. Правовой статус предпринимателей без образования юридического лица 5
1.2. Принципы организации государственного контроля за деятельностью ПБОЮЛ.. 16
Глава 2. Ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности 19
Заключение. 22
Список литературы.. 23
Введение
По определению предпринимательством или предпринимательской деятельностью является имущественная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Предпринимательство, осуществляется гражданами от своего имени на свой риск под имущественную ответственность юридического лица (предприятия), в пределах определяемых его организационно правовой формой.
Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда – как юридическое лицо – предприятие. Статус предпринимателя без образования юридического лица, приобретается посредством государственной регистрации, без которой предпринимательская деятельность запрещена.
Таким образом, к субъектам предпринимательской деятельности относятся коммерческие организации различных организационно- правовых форм (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и физические лица, граждане, имеющие статус предпринимателя без образования юридического лица.
В ряде случаев предпринимательской деятельностью могут заниматься и некоммерческие организации, о чем будет сказано несколько позже.
Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право:
- начинать и вести свою деятельность после учреждения, приобретения или преобразования юридического лица, либо после регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
- привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, имущество, объекты интеллектуальной собственности, отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
- самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей совей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных действующим законодательством и договорами;
- осуществлять внешнеэкономическую, административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
- нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и (или) уставом предприятия;
пользоваться услугами государственного социального страхования;
- участвовать в создании и выступать членом союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей;
- оспаривать в суде (арбитражном, третейском суде) в установленном порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.
Предприниматель несет ответственность:
- за ненадлежащее исполнение договоров;
- за нарушение прав собственности других субъектов;
- за загрязнение окружающей среды;
- за нарушение антимонопольного законодательства;
- за несоблюдение безопасных условий труда;
- за реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью; - перед собственником имущества предприятия за невыполнение обязательств предусмотренных договором (контрактом);
- перед кредиторами в соответствии с организационно-правовой формой предприятия;
- за нарушение требований действующего законодательства, в т.ч. налогового права и таможенного законодательства.
К предпринимательству относят все виды хозяйственной деятельности, направленные на извлечение прибыли и незапрещенные действующим законодательством, в т.ч. торгово-закупочную, посредническую, производственную, консультационную и другие.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
Целью данной работы является рассмотрение регулирования предпринимательской деятельности граждан.
Глава 1. Правовые формы организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица
1.1. Правовой статус предпринимателей без образования юридического лица
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. (Собрание законодательства РФ. 1994. No. 11. Ст. 1194). Для регистрации гражданин-предприниматель должен подать заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Органам государственной регистрации запрещено требовать предоставления каких-либо иных документов. Личная явка для регистрации необязательна, документы могут быть высланы и по почте. Регистрационные органы обязаны произвести регистрацию в день поступления документов либо в трехдневный срок с момента получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано (выслано по почте) свидетельство о регистрации, которое является бессрочным.
Заниматься предпринимательской деятельностью могут граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также эмансипированные несовершеннолетние с 16 лет, т.е. полностью дееспособные.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей.
Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Порядок ведения лицензионной деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. (Собрание законодательства РФ. 1995. No. 1. Ст. 69).
Индивидуальные предприниматели не всегда соблюдают правила о государственной регистрации. Поэтому предусмотрено, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд, в свою очередь, может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность (п. 4 ст. 23 ГК РФ).
Индивидуальная предпринимательская деятельность ведется гражданином от своего имени, т.е. предприниматель сам совершает сделки и другие юридически значимые действия, необходимые для осуществления этой деятельности, и на свой риск.
Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки:
Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.
Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания.
Недостаточно ясным с точки зрения определения предпринимательства остается и вопрос приобретения акций и облигаций предприятия. Дело в том, что третий признак самостоятельности деятельности можно расценивать по-разному, в том числе и так, что гражданин самостоятельно приобретает ценные бумаги и извлекает прибыль, "пользуясь" ими.
Так, в Кировский районный народный суд г. Ростова-на- Дону АО "Ростовкнига" предъявило иск о признании недействительными договоров ряда граждан с ТОО "Финансовый центр "Инне", так как договоры были направлены на систематическое получение гражданами прибыли от вложения в акции (в том числе АО "Ростовкнига") приватизационных чеков через чековые аукционы. Одним из основных аргументов истца было то, что граждане не зарегистрированы в качестве предпринимателей, а значит, договоры являются недействительными. К чести суда, он сумел должным образом разобраться в материалах дела и недостаточно четких правовых нормах и отказал в иске[1].
Следующий (четвёртый) бесспорный признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.
Однако всё-таки законодатель никак не разъясняет: что такое есть риск, равно как и то, зачем понадобилось представление о предпринимательстве непременно связывать с риском.
Риск — понятие неоднозначное, отражаемые им общественные отношения внутренне противоречивы. Иногда в научной литературе риск интерпретируется слишком односторонне, только как "возможный отрицательный результат деятельности"[2]. Конечно, как усилия в расчете на будущий спрос, который не всегда может быть гарантирован в условиях рынка, предпринимательство объективно сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью невостребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, в частности угрозу потерь времени, ресурсов, прибыли, вплоть до вероятности банкротства. Но это лишь одна, причем не главная, грань предпринимательства. Рискуют как раз по другому поводу, в надежде на удачный исход затеянной неординарной операции, на получение более высокой прибыли по сравнению с другими предпринимателями, занимающимися сходной деятельностью.
Существенным упущением законодателя в понятия предпринимательства, можно считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии (§ 1 Германского торгового уложения) и ряда других стран. Русские дореволюционные авторы также выделяли намерение вести торговлю как промысел[3].
Это не означает, что не бывает некомпетентных, непрофессиональных предпринимателей. Условный признак профессионализма призван нести иную нагрузку.
Гражданин-предприниматель должен открыто относиться к объекту своей деятельности как профессионал, специалист. Интересно в этом плане определение ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США: "Коммерсант — это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций и товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или иного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом"[4].
Правовое регулирование предпринимательской деятельности ведется по четырем основным направлениям, которым корреспондируют четыре крупных блока нормативных актов.
Первый блок определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности: порядок его учреждения, управления и самоуправления, организации труда.
Второй блок регулирует отношения по "вертикали": между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.
Третий блок опосредует отношения субъектов предпринимательства по "диагонали", в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю.
Четвёртый блок, последний по счету, но не по значимости, регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по "горизонтали" — со своими партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.
В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ "задействованы" все отрасли права — государственное, административное, финансовое, уголовное право и др. Ведущей отраслью, ядром среди них является предпринимательское право.
Право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещённой законом деятельности закреплено ст. 34 Конституции РФ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского (и предпринимательского) права:
а) правоспособностью;
б) гражданской дееспособностью;
в) иметь имя (фамилия, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая);
г) иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).
Вопрос о характере правоспособности индивидуального предпринимателя в литературе остаётся спорным. Одни авторы на основании ст. 4 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" считают, что правоспособность предпринимателя является специальной; другие, учитывая, что в ГК РФ отсутствуют особые правила, касающиеся правоспособности граждан-предпринимателей, делают вывод о том, что ее характер определяется на основе общих правил о правоспособности граждан, которая является универсальной (общей)[5].
С формально-юридической точки зрения следует согласиться со второй группой авторов. Действительно, ст. 4 названного Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года, ограничивающая правоспособность граждан-предпринимателей установлением ее специального характера, противоречит ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ, а потому не подлежит применению. Однако Кодекс не содержит специальной главы о гражданах-предпринимателях.
По признаку дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:
а) недееспособные — малолетние до шестилетнего возраста, а также признанные судом страдающими психическими расстройствами, не дающими возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Они сами не вправе совершать юридически значимые действия. Но сказанное вовсе не означает, что принадлежащее им имущество не может участвовать в гражданском обороте, быть объектом предпринимательской деятельности. От имени детей сделки совершают их законные представители — родители, усыновители или опекуны, а от имени страдающего психическим расстройством — его опекун. При этом на акты распоряжения имуществом необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ);
б) не полностью дееспособные — малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Как правило, сделки от имени малолетнего заключают его законные представители с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ. Сам он может совершать лишь мелкие бытовые и некоторые иные сделки, исчерпывающий перечень которых дан в законе (ст. 28 ГК РФ). Несовершеннолетние с 14-летнего возраста вправе самостоятельно совершать в сфере имущественных отношений значительно более широкий круг акций, нежели малолетние. И все другие сделки они также совершают от своего имени, но с письменного согласия своих законных представителей (ст. 26 ГК РФ);
в) ограниченно дееспособные — признанные судом злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Эти лица вправе совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Такие граждане самостоятельно несут имущественную ответственность по совершённым ими сделкам и за причиненный ими вред;
г) полностью дееспособные. Они вправе самостоятельно заниматься любой предпринимательской деятельностью. Такая дееcпocoбность наступает в трех случаях: с наступлением совершеннолетия — по достижении 18-летнего возраста; в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак; в результате эмансипации.
Особенности статуса индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, по сравнению с общегражданской правоспособностью гражданина заключаются в следующем:
Во-первых, этот статус приобретается в результате (с момента) государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признаётся индивидуальным предпринимателем. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнёрами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В соответствии со статьёй 257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28 февраля 1996 года указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.[6]
Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок.
Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК).
Гражданин, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием такой деятельностью статуса предпринимателя. В таких случаях согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, споры с участием граждан, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 25 ГПК подведомственны суду общей юрисдикции. Однако суд при разрешении спора может применить положения ГК об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью. Эти положения содержатся в ст. 310, 315, 322, 401 ГК.
Во-вторых, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения.
В-третьих, иногда возникают сомнения по вопросу о том, вправе ли индивидуальный предприниматель прибегать к найму работников. Право индивидуальных предпринимателей заключать трудовые договоры (контракты) прямо вытекает из п. 3 ст. 25 ГК РФ, согласно которому лица, работающие по трудовому договору (контракту), включаются в число кредиторов индивидуального предпринимателя.
Порядок заключения трудового договора, изменения его условий и прекращения предусмотрен статьями 15—40 КЗоТ РФ. Трудовой договор (контракт) заключается, как правило, на неопределённый срок, т.е. на постоянную работу. Заключение срочных трудовых договоров (контрактов) допускается как исключение из общего правила.
Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) и объявляется работнику под расписку. Сторонами трудового договора в нашем случае являются индивидуальный предприниматель и работник. Трудовой договор составляется в двух экземплярах: один экземпляр хранится у предпринимателя, другой вручается работнику.
При заключении трудового договора рекомендуется указывать обязательные условия: место работы работника; его трудовую функцию; дату начала работы и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор; обязанности работодателя по обеспечению охраны труда работника.
Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести условия о совмещении профессий (должностей), об оплате труда, о продолжительности дополнительного отпуска и т.д.
Трудовые книжки являются основным документом о трудовой деятельности работников. Они ведутся на всех работников, проработавших у работодателя свыше 5 дней.
Заполнение трудовой книжки впервые производится работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
В трудовую книжку вносятся: сведения о работнике — фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе — прием на работу, перевод на другую работу, увольнение; сведения о награждениях и поощрениях. Все перечисленные выше записи вносятся в трудовую книжку после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении — в день увольнения. [7]
Требование о ведении трудовых книжек работодателем содержится и в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
В-четвертых, в отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между индивидуальными предпринимателями либо между ними и юридическими лицами подведомственны арбитражным судам.
В-пятых, индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом).
В-шестых, требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. Требования удовлетворяются в порядке очередности, установленной п. 3 ст. 25 ГК РФ. Перечень имущества граждан, включая индивидуальных предпринимателей, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.
В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.
В отличие от отечественного законодательства право зарубежных стран нередко придает регистрации предпринимателей декларативный характер. Это означает, что лицо признается субъектом предпринимательства в силу самого факта совершения в виде промысла коммерческих сделок (независимо от акта регистрации). Предпринимателями де-факто почти во всех западных государствах признаются граждане, осуществляющие коммерческую деятельность без образования юридического лица.[8]
Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу, устанавливаются органами администрации. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.
Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. В заявлении указываются сведения о гражданине, включая фамилию, имя, отчество, место рождения, паспортные данные (номер и серия паспорта, кем и когда выдан), почтовый адрес места постоянного жительства или временного проживания. В случае регистрации по месту временного проживания необходимо указать срок регистрационного учета по этому месту.
Органам государственной регистрации запрещено требовать представление иных документов и сведений о предпринимателе. Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство.
Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство о регистрации, — оно, как правило, является бессрочным. Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). При утере свидетельства предпринимателем регистрирующий орган может выдать дубликат с взиманием 20% уплаченного ранее сбора. В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Другие граждане, предполагающие вести совместную с ним деятельность, в свидетельстве не указываются.
Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя — основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, в том числе не указанной в регистрационном свидетельстве, а также отказ гражданина предъявить свидетельство должностному лицу налогового органа влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также взыскание налоговым органом в доход государства всех доходов (за вычетом расходов) от предпринимательской деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства.
Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения - лицензии, которая является официальным документом, дающим право на указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также определяющим условия его осуществления. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Отсутствие лицензии, как правило, не является основанием для отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Исключение составляет частная детективная деятельность.
Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности:
1.заявление с просьбой выдать лицензию с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, вида деятельности, срока действия лицензии;
2.справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя;
3. документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
В зависимости от специфики вида деятельности в положении о его лицензировании может быть предусмотрено представление заявителем еще некоторых документов. Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации. Передача ее другому лицу запрещается. При ликвидации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная ему лицензия утрачивает юридическую силу независимо от срока ее действия.
Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размер платы устанавливается Правительством РФ, но не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда. Указанные платежи поступают в соответствующие бюджеты.
Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности. Заявление о постановке на учёт подается предпринимателем в течение десяти дней после государственной регистрации.
Для регистрации предприниматель должен явиться в налоговую инспекцию, имея с собой:
1.свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
2. документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
Постановка на учет в налоговом органе производится на основании заявления индивидуального предпринимателя. Государственная налоговая служба в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика.
Регистрация предпринимателя в налоговой инспекции производится путём записи в книгу регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Индивидуальные предприниматели обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования. Для регистрации требуется предъявить паспорт и представить копии свидетельства о государственной регистрации и лицензии (если она необходима для выбранного вида деятельности).
Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны также в течение 30 дней с момента заключения трудового договора зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации и в Государственном фонде занятости населения. Помимо перечисленных документов для регистрации в этих фондах необходимо представить копию трудового договора.
Государственная регистрация физических лиц в качестве предпринимателя утрачивает силу в следующих случаях:
- в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и выданного ему ранее свидетельства о регистрации;
- с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя;
- с момента вынесения судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Свидетельство о регистрации предпринимателя подлежит возврату выдавшему его регистрирующему органу.
Аннулирование государственной регистрации предпринимателя по решению суда или арбитражного суда производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения. Регистрирующий орган в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании решения суда направляет предпринимателю письменное уведомление и в 7-дневный срок сообщает об этом налоговому органу.
1.2. Принципы организации государственного контроля за деятельностью ПБОЮЛ
Согласно ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Для этого ему требуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, в настоящее время - в порядке, установленном Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482.
Открытие счетов предпринимателям регулируется письмом Госбанка СССР от 9.07.91 г. N 359 "О порядке открытия счетов предпринимателям". Иных документов нормативного характера до настоящего времени издано не было.
Перечень документов для открытия зарегистрированному в установленном порядке предпринимателю (п. 4 упомянутого письма):
заявление на открытие счета (ф.0401025), подписанное предпринимателем;
документ о государственной регистрации предпринимателя;
карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенной нотариально.
Следует обратить внимание на два положения, содержащихся в данном письме. Во-первых, в п. 4 указано, что счета открываются предпринимателю на его имя. Во-вторых, в банковской карточке должна быть подпись предпринимателя, заверенная нотариально.
В упомянутом письме содержится положение, согласно которому по доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица. В банковской практике все чаще возникает вопрос о том, вправе ли банк открыть счет на имя гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если в банковской карточке, оформленной на упомянутого гражданина, будет отсутствовать его подпись, удостоверенная нотариально, а в наличии будут подписи иных лиц, действующих от его имени по выданной им доверенности, оформленной нотариально. Предприниматели часто оформляют банковскую карточку как юридические лица - своим решением назначают лиц, обладающих правом первой и второй подписи (директора и главного бухгалтера). Основанием для этого служат положения:
1. Пунктом 3 ст. 23 ГК РФ установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
2. Как следует из п. 3 ст. 25 ГК РФ, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вправе использовать наемный труд, т.е. заключать не только договоры гражданско-правового характера, но и трудовые договоры (контракты), регулируемые Кодексом законов о труде Российской Федерации.
Заметим, что, на наш взгляд, при таком обосновании не учитывается следующее.
1. Как следует из абзаца 3 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, предпринимательская деятельность, во-первых, характеризуется направленностью на извлечение прибыли в имущественных отношениях, во-вторых, осуществляется на постоянной основе. Кроме того, субъекты деятельности должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Предпринимательская деятельность гражданина ведется гражданином от своего имени и на свой риск. Он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Закон не разделяет имущество гражданина на личное и используемое для ведения предпринимательской деятельности.
2. Обычно ссылаются на положение п. 3 ст. 23 ГК РФ, в которой предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. При этом забывают, что во второй части этой фразы устанавливается допустимость применения таких норм в случае, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Например, согласно ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется его единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) или единоличным и коллегиальным.
Особенность занятия гражданином предпринимательской деятельностью заключается в том, что закон при определенных условиях разрешает гражданину самостоятельно, без образования юридического лица, заниматься предпринимательской деятельностью. Безусловно, в процессе осуществления этой деятельности гражданин может и/или вынужден привлекать третьих лиц, но это не означает, что он может формировать структуру юридического лица. Гражданин должен заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно. В противном случае он должен инвестировать средства в юридическое лицо и ставить задачи перед исполнительным органом юридического лица как его участник (учредитель).
В пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета индивидуального предпринимателя банк обязан сообщить в налоговый орган по месту его учета об открытии или закрытии счета (ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации). Форма сообщения утверждена приказом Госналогслужбы России от 23.12.98 г. N ГБ-3-12/340 "Об утверждении формы "Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" и порядка ее заполнения".
Следует отметить, что в соответствии с Порядком открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", утвержденным Госналогслужбой России 11.11.96 г. N ПВ-6-12/773, Минфином России 10.11.96 г. N 95 и Банком России 24.10.96 г. N 349, операции по вновь открытому счету могут производиться только после получения кредитной организацией информационного письма по форме приложения N 1 к упомянутому письму.
Глава 2. Ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности
Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации)
Виды правонарушений, за которые налоговые органы вправе привлечь индивидуальных предпринимателей к налоговой и административной ответственности, определены в различных законодательных актах. Налоговая ответственность установлена главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Нормы, согласно которым налоговые органы вправе привлекать индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, содержатся: в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП), Законе Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1), Законе Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1), Федеральном законе от 08.07.99 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 143-ФЗ), Законе Российской Федерации от 12.12.91 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон N 2020-1), а также в законодательных актах субъектов Российской Федерации.
Отметим, что в соответствии с п.1 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время согласно п.4 этой статьи в том случае, если гражданин занимается предпринимательской деятельностью, не зарегистрировавшись должным образом, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Это относится и к налоговым обязательствам физических лиц. Ведь согласно п.2 ст.11 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Например, физическое лицо занимается торгово-закупочной деятельностью, однако оно не зарегистрировалось как индивидуальный предприниматель. Следовательно, если налоговые органы за допущенные им правонарушения привлекут его к налоговой и (или) административной ответственности, то оно будет не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации для объяснения причин неисполнения налоговых обязательств.
Налоговая ответственность
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п.1 ст.108 НК РФ).
В соответствии с п.6 ст.108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме того, предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (п.3 ст.108 НК РФ).
Согласно ст.104 НК РФ налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции, установленной за налоговое правонарушение. Если же налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, то налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд.
Административная ответственность
Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, которые содержат признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (п.2 ст.10 НК РФ).
В соответствии с п.7 ст.101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отметим, что в соответствии с действующим административным законодательством субъекты Российской Федерации вправе издавать законодательные акты (не противоречащие действующему федеральному законодательству), которые устанавливают административную ответственность за правонарушения. Следовательно, ими может устанавливаться административная ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушения в налоговой сфере.
Заключение
Понятие предпринимательства в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, установлено п.1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаром, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве в установленном законом порядке". При этом к предпринимательской деятельности граждан согласно положениям п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций.
О необходимости кодификации предпринимательского законодательства высказываются и многие специалисты этой области, в частности, академик В.В. Лаптев выдвигает такую идею, обосновывая ее: «...для развития предпринимательской деятельности весьма удобно иметь единый предпринимательский закон, в котором будут определены основные положения правового регулирования предпринимательства. Нельзя забывать о том, что этим законом будут пользоваться не только юристы, но и сами предприниматели...», в том числе и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Рыночная экономика отдает приоритет предпринимательскому способу хозяйствования, одно из мест, в котором занимает предпринимательская деятельность без образования юридического лица.
Однако, как показывает практика осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица - шаг серьезный и ответственный, надо уметь разбираться в законодательстве, знать законодательство о предпринимательской деятельности. Это подтверждают выводы, сделанные при изучении и раскрытии правового положения и налогооблажения индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Список литературы
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 1 декабря.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г., № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 августа.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 августа.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря
3. Литература
7. Агапов А.Б. Учебник административного права. М., 1999. С.541.
8. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С.394.
9. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. С. 13.
10. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 20.
11. Е. Никитин. Правовой статус гражданина-предпринимателя без образования юридического лица. РЮ. 1997. № 12. С. 13-14.
28. Ж. Ионова. Государственная регистрация предпринимателей. Юрист. 1996. № 11. С. 34.
[1] М. Моисеев. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки. Хозяйство и право. 1997. № 3. С. 76.
[2]Жилинский С. З. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право): курс лекций. - М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА*М. 1998. С. 50.
[3] Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. - М., 1994, с. 61.
[4] М. Моисеев. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки. Хозйство и право. 1997. № 3. С. 78-79.
[5] С. Григоренко. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 20.
[6] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. Под ред. О. Н. Садикова, - М.: “Контракт”, “ИНФРА*М”, 1997. С. 74.
[7]Е. Никитин. Правовой статус гражданина-предпринимателя без образования юридического лица. РЮ. 1997. № 12. С. 13-14.
[8]Ж. Ионова. Государственная регистрация предпринимателей. Юрист. 1996. № 11. С. 34.