Виды пива, классификация и ассортимент

Пиво делится по цвету на светлое и темное, а по концентрации на слабое с исходным суслом 5 %, среднее до 12% и крепкое свыше 14%. В зависимости от способа брожения оно делится на пиво низового брожения и пиво верхового брожения. В редких случаях встречается пиво самопроизвольно сброженное. В настоящее время большая часть мирового производства пива получается при низовом брожении. Это или светлое или темное пиво разной концентрации; в мировом производстве преобладает светлое пиво пильзенского типа. Оно было создано после основания пильзенского пивоваренного завода. Отличительные качества 12%-го пива завода «Праздрой» приобрели такую популярность, что именно оно с большим или меньшим успехом стало производится во всем мире и постепенно вытеснило остальные типы пива низового брожения. Англичане, сохранив традиции, пьют в основном пиво верхового брожения, которое составляет 90% от общего производства. Отечественное производство пива включает светлые и темные сорта. К светлым сортам относятся Освежающее, Жигулевское, Любительское, Львовское, Рижское, Московское, Казанское, Невское, Киевское, Двойное золотое, Одесское, Переяславское, Исетское, Ленинградское, Столичное и др., к темным - Украинское, Золотистое, Мартовское, Днепровское, Закарпатское, Осетинское, Портер, Бархатное, Легкое. Каждый сорт характеризуется определенным ароматом, цветом, вкусом, содержанием экстракта и алкоголя, действительной степенью сбраживания. Жигулевскому пиву присущ мягкий хмелевый вкус; Рижскому, Московскому и Невскому - сильные хмелевые вкус и аромат, но различно выраженные у каждого сорта. Двойное золотое пиво с солодовым вкусом и хмелевым ароматом готовят из 15%-го сусла. Самое крепкое пиво (7% спирта) - Столичное - получают из сусла с массовой долей сухих веществ 23% и на 1 дал расходуют 3,35 кг солода, 0,77 кг рисовой муки, 0,375 кг сахарного песка, 0,375 кг глюкозы и 61 г хмеля I сорта. Созревание в отделении дображивания происходит за 100 сут. Пиво обладает сладковатым вкусом, винным привкусом, хмелевым ароматом Сорта пива Рижское оригинальное, Московское оригинальное, Львовское и Ленинградское оригинальное готовят из 50%-го солода 6-8 месячного хранения. Пиво этих сортов разливают в бутылки вместимостью 0,33л. Для приготовления темных сортов пива пользуются темным ячменным солодом, но применяют и светлые сорта солода с добавкой жженого и карамельного солодов. При получении Украинского пива добавляют ко всей засыпи 4-5% жженого солода и 2-3% карамельного. Сахарный колер или солод жженый добавляют при второй отварке. Порядок введения жженого и карамельного солодов одинаков для всех темных сортов пива. Бархатное пиво получают при верховом брожении и низкой степени сбраживания, содержание спирта в нем не более 2,5%. Сладкий вкус обусловлен также добавкой в затор 5-8% карамельного солода и 0,45 кг сахара на 1 дал пива, 10 г/дал хмеля. Портер - сорт пива с солодовым ароматом, винным привкусом (5% алкоголя) и хмелевой горечью. На 1 дал Портера расходуется 30,82 кг светлого солода, 0,46 кг карамельного солода, 0,19 кг жженого солода, 0,01 кг сахарного колера и 40-50 г хмеля. При фильтровании отбирают только первое сусло. В отделении дображивания пиво выдерживают 60 сут и 10 сут в бутылках. На одних заводах портер получают путем верхового, а на других - низового брожения. Из зарубежных сортов пива верхового брожения заслуживают внимания Стоут, Портер. Низкоалкогольное пиво. В последнее время повысился спрос на пиво с низким содержанием спирта, особенно в странах, где оно является традиционным, широко распространенным напитком. Этот факт связан главным образом с резким увеличением количества автомобилей, поскольку в большинстве стран совсем запрещено или сильно ограничено потребление пива водителями. Содержание спирта в пиве можно снизить несколькими способами, которые можно разделить на 2 группы: процессы, состоящие в устранении спирта из полностью или частично сброженного пива; процессы, ведущие к низкому содержанию спирта в ходе брожения. При производстве низкоалкогольного пива способами, основанными на производственных процессах первой группы, большая часть которых запатентована, в начале спирт из пива удаляли только отгонкой в вакууме. В последнее время широко распространился способ удаления спирта из пива путем так называемого обратного осмоса. Путем обратного осмоса из пива удаляется только спирт и сохраняются другие летучие вещества пива, в результате, по литературным данным, вкусовые свойства приготовленного таким образом напитка очень напоминают исходное пиво. Производство и потребление пива с пониженным содержанием спирта имеет тенденцию к росту, и в будущем по-видимому, ожидается существенное увеличение выпуска этого напитка. Диетическое и диабетическое пиво. В последние годы определенная категория потребителей проявляет интерес к таким сортам пива, как диетическое и диабетическое. Эти сорта пива находят все большее распространение. При производстве этого пива предъявляются повышенные требования к качеству используемого сырья и главным образом к точному соблюдению технологии. В основе производства - получения сусла с наибольшим содержанием сбраживаемых веществ, чтобы количество остающихся после брожения отягощающих сахаридов было как можно меньше, однако не ниже установленного предела для готового пива этого сорта (в Чехословакии этот предел установлен 0,75 % мас. %). Указанной цели достигают в результате: соответствующего выбора сырья; используется хорошо растворимый солод с высокой амилолетической способностью и с содержанием белков не более 10%; рекомендуется также частичная замена солода рафинированным сахаром; ведения технологического процесса в варочном отделении таким образом, чтобы правильно и полно используя температурные выдержки, сдерживать сахарообразующую деятельность солодовых ферментов; использования различных ферментных препаратов на последующих стадиях производства пива (брожение, выдержка в лагерном отделении). При плавном брожении и дображивании следует достигнуть видимой степени сбраживания 100%. Одним из примеров производства диетического пива с низким содержанием спирта, глицидов и низкой калорийности может быть способ, который запатентовало и использует акционерное общество «F. Brauerei - Industrie» (Базель, Швейцария). По этому способу сусло при первом главном брожении сбраживают на 40-83%, потом кипятят до снижения содержания спирта до 1%. После этого дополняется испарившаяся часть воды, полученное молодое пиво охлаждается и фильтруется, затем добавляются в это пиво свежие дрожжи и происходит вторая часть главного брожения. При этом брожении добавляется раствор ферментов, разлагающих декстрины (декстриназ или обогащенных ими амилаз). После второго главного брожения пиво подвергается дображиванию и окончательному осветлению. Обе стадии главного брожения протекают обычно при разных температурах: первая стадия 2-5 дней при температуре 4-8 0С, вторая - 7-10 дней при 12-20 градусах. Испарение спирта при обычном давлении производится 45 мин, при избыточном или при пониженном давлении время соответственно изменяют. Концентраты пива и сусла. В последнее время большое внимание уделяется производству пивных концентратов. Их можно вырабатывать в период пониженного сбыта пива и хранить очень долго; в период повышенного спроса на пиво их разбавляют водой, карбонизируют и выпускают как обычное пиво. Пивные концентраты пригодны также для экспорта. При производстве концентратов готовое пиво освобождают от воды вымораживанием или специально отработанной вакуумной дистилляцией. Оба способа связаны с определенными потерями экстракта и спирта. При производстве пива из концентратов вкусовые различия полученного пива незначительны. Некоторые дегустаторы принимают пиво из концентратов за оригинальное. Содержание воды в исходном пиве по этой технологии может быть снижено за один производственный цикл на 50%, а при двух - на 70%. Экономические предпосылки благоприятные. В некоторых зарубежных странах (Австрия, Англия, Дания, США, Германия и др.) при приготовлении пива используют различные концентраты, экстракты, сиропы, полученные из ячменного солода (диастатический мальцэкстракт) или из несоложенных материалов (маниоки, кукурузы, пшеницы и др. - недиастатический экстракт), которые выпускаются в жидком виде или в виде сухого порошка. Во многих странах мальцэкстракт выпускают с добавками различных ингредиентов и широко применяют как диетический продукт и препарат лечебного питания. Применение концентрата сусла или концентрата пива для производства пива позволяет резко сократить капиталовложения в эту отрасль, так как при этом отпадает строительства многочисленных солодовен и варочных цехов, кроме того, значительно сокращаются расходы на транспортировку и хранение зерна, поскольку строительство заводов по производству концентратов должно вестись в районах произрастания сырья, а перевозка концентратов требует значительно меньших затрат. Концентраты могут быть использованы в качестве добавки вместо несоложенного сырья в процессе приготовления сусла обычным способом.

Классификация В мире производится до 9 млн. сортов пива. В зависимости от основных физико-химических показателей, интенсивности цвета, вкуса и аромата пиво подразделяют на темное и светлое. В светлом пиве нормой считается хмелевая горечь, а в темном сладковатый солодовый, винный и карамельный привкус; горечь в нем мягкая. По массовой доле сухих веществ в начальном сусле, т.е. сусле, направляемом на брожение, эти сорта тоже несколько отличаются: светлое может содержать от 8% до 20% сухих веществ, а темное - от 12 до 21%. Непастеризованное пиво со временем мутнеет, в нем появляется так называемый опал (изменение цвета) и осадок. Срок хранения непастеризованного пива составляет от 2 до 17 суток. Пастеризованное пиво хранится дольше - до 30 суток, а при применении белково-коллоидных стабилизаторов срок хранения возрастает до трех месяцев и выше. Сорт пива определяется в зависимости от массовой доли сухих веществ в нем, рецептуры и технологии. Так, например, хмель, который используется в производстве пива, может быть прессованным, гранулированным, брикетированным, а может входить в состав сусла в виде экстракта - сорт получаемого напитка зависит не только от количества, но и от типа примененного хмеля. Остальное – вариации с разным типом солода, частичной заменой его пшеницей, ячменем, кукурузой, рисом, сахаром. Длительность технологических процессов влияет на степень осветления пива и зрелость его вкуса. Концентрация массовой доли сухих веществ в начальном сусле указывается в процентах или в градусах Баллинга. Градус Баллинга - весовой процент экстракта, выдержанный в граммах экстрактивных веществ, содержащихся в 100 г раствора. Эту единицу измерения предложил в XIX веке чешский химик Карел Наполеон Баллинг. Пиво с малым содержанием алкоголя имеет плотность до 5 %, средним - до 12 %, крепкое пиво - свыше 14 %.

Обзор хабаровского пивного рынка

Игорь Аникин

"Золотой Рог в Хабаровске", №9 2005г.

Версия для печати Заголовок по e-mail

Хабаровские поклонники пенного напитка - пивные патриоты

Хабаровские поклонники пенного напитка - пивные патриоты

Как говорит статистика, средний россиянин за год выпивает примерно 50 литров пива. Если взять отдельно Дальний Восток, то цифра эта у нас несколько ниже. Всего 36 литров пива ежегодно выпивает среднестатистический житель Хабаровского края.

Не будем спорить со статистикой, хотя не думаем что потребление пива на душу населения у нас ниже. Появляются и исчезают новые сорта, разоряются небольшие пивоварни, строятся огромные заводы, вводятся мощности. Прилавки поражают разнообразием, Тем не менее иногда, окинув взглядом прилавок, чешешь в затылке - а взять-то и нечего...

Элита или массовость?

В чем отличие пива "Асахи" от "Жигулевского"? Не вдаваясь в подробности органолептического анализа, скажем просто - в цене. Можно, конечно, сказать, что это - элитный сорт, а не массовый, с более высокой себестоимостью продукта. Эти сорта нацелены на разные социальные группы. Кто-то купит из-за дешевизны, а кто-то, наоборот, не пьет пива дешевле, чем за 10 долларов.

В то же время если не видеть этикетки, то редкий знаток опознает любимый сорт пива. В нашем случае мы провели мини-тест, приурочив его к 23 февраля. Из 7 предложенных сортов отгадал все только 1 испытуемый из 10. Пробовались светлые сорта пива: "Асахи", "Старый Мельник", "Жигулевское" (производства ОАО "Пивоиндустрия Приморья"), "ДВ классическое", "ПИТ", "Старопраменское", "Эфес"... Кстати, до начала испытания все клялись, что свой любимый сорт определят стопроцентно! Ошиблась почти половина.

Кстати, знакомые немцы из Франкфурта-на-Майне, продегустировав множество сортов местного пива, оценили выше всего украинскую "Оболонь" и "ПИТ золотое". "Как у нас в Германии", - сказали они. Так в чем же секрет хорошего и вкусного пива?

По слова Ольги БЕРЗОЙ, главного пивовара "Балтика-Хабаровск", этот огромный секрет состоит из множества малых секретов. Ну например: нормативная база в нашей стране довольно устаревшая. Большинство ныне действующих документов разрабатывалось еще во времена "железного занавеса", когда информация о самых передовых западных технологиях (в том числе и в области пивоварения) не могла просочиться в нашу страну. Поэтому очень многие важные показатели качества солода (главного сырья для производства пива) до сих пор не нормируются ГОСТами.

Пивовары Балтики, например, работают по внутрикорпоративным документам, которые имеют намного более жесткие требования к сырью и готовому продукту, чем ГОСТы. Допустим, если по ГОСТу весь пивоваренный солод делится на солод высокого качества и солод 1 и 2 класса, то сказать, что мы используем солод высокого качества, - этого мало. Внутри этого класса можно добавить еще несколько степеней качества. Вот так и получается, что разные сорта пива, даже сваренное из солода одного класса, окажутся существенно различающимися по вкусу, качеству и цене...

Есть такое слово - "эндемик"

Лотос КОМАРОВА - эндемик, растет только на Дальнем Востоке и больше нигде. Сорт темного хабаровского пива "Дед Матвей", названного в честь Матвея Журавлева, автора неофициального гимна города "Вдоль Амура белым парусом высятся дома Хабаровска", также можно сказать эндемик. Хабаровское пиво, для хабаровчан и с хабаровчанином на этикетке. Не совру, если скажу, что популярность у этого сорта была немалая.

Но с тех пор как к нам пришла компания "ПИТ", перекупив на корню "Амур-Пиво", про десять местных сортов пришлось позабыть. Сортовое пиво хорошо, но только для настоящих пивоваров. Для бизнесменов - нет. Выгоднее гнать на всех заводах страны 3-4 сорта, централизованно оплачивать рекламу по общероссийскому каналу. Потребитель все равно купит. Вот так и пропали такие эндемиченские сорта, как "Дед Матвей", "Амба", "БОР-БИР", "Черный жемчуг", "Черный принц", "Рождественское", праздничное "Новогоднее".

ОАО "Тайга" выпускало три сорта пива: "Малов", "Тайга" и "Рижское". Но с осени прошлого года предприятие прекратило выпуск продукции. Не потянули конкуренции с монстрами? Возможно. Но в тоже время в цене сейчас живое пиво "Виктория", выпускаемое малым предприятием. Но малые объемы они компенсируют большими ценами, порядка 100 руб. за 0,5 литра. Любители пьют, платят и снова пьют.

До дна...

У нас довольно холодные зимы, но пиво пьют и зимой. Многие горожане при опросах заявили, что в холода предпочитают пить темное пиво. Оно крепче и... сытнее.

Из упоминавшихся сортов пива к разряду темного относились: "Дед Матвей", "Черный принц", "Черный жемчуг", "Рождественское", "Юбилейное", "Малов" и даже полутемное пиво "Амба". Компания "Строинсервис" в свое время прославилась "Английским элем" и "Портером". Спрос на эти темные сорта был устойчивым, несмотря на то что пиво было откровенно порошковое.

На прошлогодней ярмарке "Хабпродэкспо" приезжие пивовары из Комсомольска-на-Амуре привезли несколько собственных сортов темного пива: "Классическое Бархатное" и "Комсомольский эндемик Дземги". Это был тот случай, когда спрос превышал предложение.

Итак, повторюсь: ниша сортового темного пива откровенно пустует. Такое ощущение, что рынок пива в Хабаровске только формируется, ибо потребитель есть и готов заплатить за нужный ему продукт. А его нет. Прилавки забиты, но спросите продавцов, что покупают?

Ну, например, истинные ценители вкуса пива предпочитают пить свежее разливное. Раньше эту нишу прочно держало пиво "Жигулевское", потом, когда марка была запатентована, то же "Амур-Пиво" предпочли переименовать в "Хабаровское".

Какое же самое популярное разливное пиво в Хабаровске сейчас? По опросам как потребителей так и продавцов, причем только тех, которые имеют в продаже как минимум 2 сорта, например, "Рыцарь", "Арсенальное" или "Амур-Пиво", выяснилось, что на первом месте "Рыцарь Приморья" компании "Пивоиндустрия Приморья". Его спрашивают чаще всего. Еще год назад оно продавалось по 18-20 руб. за литр, по демпинговой цене. С этого года - 20-21 руб., в то время как во Владивостоке еще пару лет назад оно стоило 21-23 руб.

Вершины айсбергов

Разумеется, на вкусы простых потребителей влияют "пивные короли". Ибо их предложение формирует потребительский вкус. Итак, как же поделен ими рынок Хабаровского края? Приведем данные по состоянию на декабрь 2004 года.

На первом месте стоит компания "ПИТ". "Пивоварни Таранова" подмяли под себя 39,1% рынка. Столь глобальные темпы можно объяснить не столько прекрасным качеством пива "ПИТ", сколько тем, что менеджеры "ПИТа" получили готовое предприятие, успешно действующее, выпускающее вполне конкурентоспособный товар, знакомый потребителю и пользующийся определенным успехом. С собственной сетью филиалов. Одним словом, пришли на почти готовое.

На втором месте - "Балтика" - 34,1% рынка. Причины - мощь собственного производства, известность бренда и тому подобное.

На третьем месте пивоварни "Москва ЭФЕС", с долей рынка в 8%. Далее по нисходящей дальневосточный рынок делят: "Пивоварня Heineken", "Очаково", "ПИКРА", "Ярпиво", "Пивоиндустрия Приморья" и прочие, более мелкие компании с долями рынка от 1 до 3%.

Если делить рынок не по производителям, а непосредственно по пивным торговым маркам, что гораздо больше отвечает пристрастиям рядовых потребителей, то картина вырисовывается несколько иная. Вот перед вами тройка лидеров: марка "Амур-Пиво" заняла 21,8% рынка, марка "ДВ" - 19,3%, и "ПИТ" - 12,2%.

Дальше рынок поделен следующим образом: "Жигулевское" и "ПК Балтика" - 5,5%, "Старый мельник" - 4,7% рынка, "Арсенальное" - 4,0%, "Балтика" 3,3%, Efes и Moscow-Efes - 2,7%, "Три медведя", - 62%, "Клинское" - 2,5%. Остальные 21,5% поделены между всеми прочими производителями пива. На наш взгляд, это тот случай, когда торговая марка "Амур-Пиво" обошла "ПИТ" именно за счет того, что потребитель привык к этому сорту/бренду и продолжает покупать именно его. В память о прошлых заслугах.