№ заказа |
1266.2 |
Вариант, тема |
1 |
Дисциплина |
Предпринимательское право |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопрос №1: Состав и структура хозяйственного законодательства. Источники хозяйственного права. 3
Задача №11: 9
Задача №14. 12
Список использованных источников и литературы: 14
Вопрос №1: Состав и структура хозяйственного законодательства. Источники хозяйственного права.
Источниками хозяйственного права являются разнообразные способы фиксации, объективирования юридических правил, регулирующих отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и иными субъектами хозяйственного права.
Место законодательного акта в правовой системе государства предопределяется его юридической силой. Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает ее Конституция (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Именно поэтому она занимает самое высокое положение в иерархии законодательных актов.
Под конституционными основами хозяйственной деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:
· формируют необходимые предпосылки для хозяйственной деятельности;
· предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления;
· обеспечивают право на хозяйственную деятельность соответствующими гарантиями.
Эти конституционные нормы:
· выражают определенные концепции правового регулирования;
· закрепляют конституционные принципы;
· определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.
Взятые вместе, все эти положения и образуют ту конституционную базу, на которой рождается и развивается право на занятие предпринимательской деятельностью.[1]
Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.
Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законодательства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный нормативный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправовые отношения, но и отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ определяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.
Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпринимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).
Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы. Не ставя перед собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать законы, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:
1. законы, регулирующее общее
состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта
2. законы, устанавливающие правовое
положение субъектов, действующих на рынке, например федеральные законы от 26
декабря
3. законы, регулирующие отдельные
виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР от 26 июня
4. законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким либо видом предпринимательства.
5. законы,
устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например
федеральный закон от 8 августа
Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования
хозяйственной деятельности. Среди них должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например Указ
Президента РФ от 28 февраля
Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.
Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его
компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права.
Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны
издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в
соответствии с Законом об оценочной
деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля
Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля
Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.
В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются
еще Постановления Верховного Совета РФ.
Примером действующего акта такого рода может служить Постановление
Верховного Совета РФ от 27 декабря
Нормативные правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета
Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота, под которым понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).
Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.
11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.
В завершение следует отметить, что исторически Россия принадлежит к континентальной, или романо-германской, правовой системе, где судебные прецеденты источниками права не являются. Не служат источниками предпринимательского права и акты арбитражных судов, в частности Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.[2]
Таким образом, состав и структура хозяйственного законодательства широка и затрагивает все сферы регулирования хозяйственной деятельности.
Задача №11:
Американский бизнесмен, являющийся единственным владельцем фирмы «Джон Вуд,ЛТД», обратился к адвокату за консультацией по вопросу об оптимальной форме ведения бизнеса в России, Фирма, которую намерен создать бизнесмен, дол ад а удовлетворять следующим требованиям:
1) возможность заниматься любой коммерческой и благотворительной деятельностью без каких-либо ограничений;
2) обеспечение наиболее полного контроля за действиями руководства фирмы?
3) сохранение конфиденциальности основной финансовой информации о деятельности фирмы ( бухгалтерский баланс, отчет и т.д.);
4) ограничение пределов ответственности во обязательствам такой фирмы суммой вклада в её капитал.
Также адвокату были заданы вопросы:
·должна ли фирма обязательно быть юридическим лицом ?
· можно ли привлечь в фирму в качестве соучредителей российских граждан, а также государственные и муниципальные органы ?
Дайте консультацию от имени адвоката. Какое предприятие Вы посоветуете создать ?
Решение
Американскому бизнесмену необходимо создать общество с ограниченной ответственностью.
Так как статья 87 ГК РФ устанавливает, что обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Статья 49 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает, что общество не обязано публиковать отчетность о своей деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.
Статья 44. устанавливает ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и управляющего , согласно которой
1. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий при осуществлении ими прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
2. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. При этом не несут ответственности члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимавшие участия в голосовании.
3. При определении оснований и размера ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющего должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
4. В случае, если в соответствии с положениями настоящей статьи ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.
5. С иском о возмещении убытков, причиненных обществу членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличным исполнительным органом общества, членом коллегиального исполнительного органа общества или управляющим, вправе обратиться в суд общество или его участник.
Данная фирма обязательно должна быть юридическим лицом, так как статья 50 ГК РФ устанавливает что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Что же касается соучредителей общества, то согласно ч. 4 ст. 66 ГК РФ -Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Статья 7. Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» так же устанавливает, что участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
Задача №14
Заведующая муниципальным детским салом обратилась к юристам - родителям, чьи дети посещали детский сад, с просьбой дать ей консультацию - вправе ли детсад осуществлять какую-либо деятельность на возмездных началах, например, вести платные занятия по английскому языку или платные экскурсии по городу, либо, например, проводить лотерею на поделки, выполненные детьми в детсаду и т.д. с тем, чтобы вырученные средства шли на увеличение заработной платы персонала детсада.
Как бы Вы ответили заведующей детским садом?
Решение
ст. 47 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.
2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
· торговля покупными товарами, оборудованием;
· оказание посреднических услуг;
· долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
· приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
· ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Таким образом, перечень видов предпринимательской деятельности, которыми может заниматься образовательное учреждение строго указано законом. Выйти за предел данного перечня образовательное учреждение не вправе.
Муниципальный детский сад
относиться к образовательному учреждению дошкольного типа (п.4 ст.12 Закона РФ
от 10 июля
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г . N 196 было
утверждено типовое положение об общеобразовательном учреждении в П.79 которого
установлено, что общеобразовательное учреждение вправе осуществлять
самостоятельную предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, и
распоряжаться доходами от этой деятельности.
Учредитель вправе устанавливать ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение ведет отдельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися денежными средствами (п.80 типового положения).
Таким образом, детский сад имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Однако, данная деятельность не должна выходить за пределы видов указанных в ст. 47 Закона «Об образовании» и должна быть закреплена в его уставе. Полученные доходы от данной предпринимательской деятельности образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Список использованных источников и литературы:
1. ГК РФ
2.
Федеральный закон от 8 февраля 1998
г . N
14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью» (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г ., 21 марта 2002 г ., 29 декабря 2004 г .)
3.
Закон РФ от 10 июля
4.
Постановление
Правительства РФ от 19 марта
5. И.В. Ершова «Предпринимательское право» М.2006г.
6. Предпринимательское право Российской Федерации, под ред. Е.П. Губина. М.2004г.
[1] Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. А.П. Губина. -М.2004. С.69
[2] [2] И.В. Ершова. Предпринимательское право.- М.2006г С.20