№ заказа

1266.2

Вариант, тема

1

Дисциплина

Предпринимательское право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вопрос №1: Состав и структура хозяйственного законодательства. Источники хозяйственного права. 3

Задача №11: 9

Задача №14. 12

Список использованных источников и литературы: 14

Вопрос №1: Состав и структура хозяйственного законодательства. Источники хозяйственного права.

Источниками хозяйственного права являются разнообразные способы фиксации, объективирования юридических правил, регулирующих отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и иными субъектами хозяйственного права.

Место законодательного акта в правовой системе государства пред­определяется его юридической силой. Высшей юридической силой в Рос­сийской Федерации обладает ее Конституция (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Именно поэтому она занимает самое высокое положение в иерар­хии законодательных актов.

Под конституционными основами хозяйственной деятельнос­ти понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:

·        формируют необходимые предпосылки для хозяйственной деятельности;

·        предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления;

·        обеспечивают право на хозяйственную деятельность соот­ветствующими гарантиями.

Эти конституционные нормы:

·              выражают определенные концепции правового регулирования;

·              закрепляют конституционные принципы;

·              определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Взятые вместе, все эти положения и образуют ту конституционную базу, на которой рождается и развивается право на занятие предприни­мательской деятельностью.[1]

Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы: Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правона­рушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законодательства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный норма­тивный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправо­вые отношения, но и отношения публичного характера (например, нор­мы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ оп­ределяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпри­нимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обра­щает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпри­нимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственнос­ти, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников пред­принимательского права играют федеральные законы. Не ставя пе­ред собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать зако­ны, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

1. законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках» Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2. законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных коопера­тивах»

3. законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской де­ятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об ин­вестиционной деятельности» ,

4. законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким либо видом предпринимательства.

5. законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулиро­вания хозяйственной деятельности. Среди них должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например Указ Пре­зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению го­сударственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Прези­дентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ опреде­ляет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гаран­тией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституцион­ности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отно­шений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предприни­мательского права. Акты Правительства в точном смысле их регуля­тивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та­рифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое вре­мя основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права - норма­тивные акты федеральных органов исполнительной власти, приня­тые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Минис­терство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и от­четности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирова­ние отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

В практике регулирования хозяйственных отношений встреча­ются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действу­ющего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 1320-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государ­ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Нормативные правовые акты СССР также продолжают действо­вать, если они не отменены и не противоречат действующему законода­тельству Российской Федерации.

Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образо­ваний и их органов связаны с правом собственности на принадлежа­щие им имущественные фонды.

Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых сами­ми хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразде­лениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тай­ны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Ло­кальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета

Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпри­нимательского права являются обычаи делового оборота, под которым понимается сложившееся и широко приме­няемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независи­мо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применя­ются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11.    Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как дву­сторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и много­сторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законода­тельства, решая вопрос в пользу первого.

В завершение следует отметить, что исторически Россия принад­лежит к континентальной, или романо-германской, правовой систе­ме, где судебные прецеденты источниками права не являются. Не служат источниками предпринимательского права и акты арбит­ражных судов, в частности Постановления Пленума Высшего Арби­тражного Суда РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.[2]

Таким образом, состав и структура хозяйственного законодательства широка и затрагивает все сферы регулирования  хозяйственной деятельности. 

Задача №11:

            Американский бизнесмен, являющийся единственным владельцем фирмы  «Джон Вуд,ЛТД», обратился к адвокату за консультацией по вопросу об  оптимальной форме ведения бизнеса в России, Фирма, которую намерен создать бизнесмен, дол ад а удовлетворять следующим требованиям:

1)        возможность заниматься любой коммерческой и благотворительной деятельностью без каких-либо ограничений;

2)        обеспечение наиболее полного контроля за действиями руководства фирмы?                 

3)        сохранение конфиденциальности основной финансовой информации  о деятельности фирмы ( бухгалтерский баланс, отчет и т.д.);

4)        ограничение пределов ответственности во обязательствам такой фирмы суммой вклада в её капитал.

Также адвокату были заданы вопросы:     

·должна ли фирма обязательно быть юридическим лицом ?

·        можно ли привлечь в фирму в качестве соучредителей российских граждан, а также государственные и муниципальные органы ?

Дайте консультацию от имени адвоката. Какое предприятие Вы посоветуете создать ?

Решение

Американскому бизнесмену необходимо создать общество с ограниченной ответственностью.

Так как статья 87 ГК РФ устанавливает, что обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Статья 49 Закона «Об обществах  с ограниченной ответственностью» устанавливает, что общество не обязано публиковать отчетность о своей деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

Статья 44. устанавливает ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и управляющего , согласно которой

1. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий при осуществлении ими прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества добросовестно и разумно.

2. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. При этом не несут ответственности члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

3. При определении оснований и размера ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющего должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

4. В случае, если в соответствии с положениями настоящей статьи ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.

5. С иском о возмещении убытков, причиненных обществу членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличным исполнительным органом общества, членом коллегиального исполнительного органа общества или управляющим, вправе обратиться в суд общество или его участник.

         Данная фирма обязательно должна быть юридическим лицом, так как статья 50 ГК РФ устанавливает что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

 Что же касается соучредителей общества, то согласно ч. 4 ст. 66 ГК РФ -Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Статья 7. Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» так же устанавливает, что участниками общества могут быть граждане и юридические лица.

Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.

Задача №14

Заведующая муниципальным детским салом обратилась к юристам - родителям, чьи дети посещали детский сад, с просьбой дать ей консультацию - вправе ли детсад осуществлять какую-либо деятельность на возмездных началах, например, вести платные занятия по английскому языку или платные экскурсии по городу, либо, например, проводить лотерею на поделки, выполненные детьми в детсаду и т.д. с тем, чтобы вырученные средства шли на увеличение заработной платы персонала детсада.

Как бы Вы ответили заведующей детским садом?

Решение

ст. 47 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

·        торговля покупными товарами, оборудованием;

·        оказание посреднических услуг;

·        долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

·        приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

·        ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Таким образом, перечень видов предпринимательской деятельности, которыми может заниматься образовательное учреждение строго указано законом. Выйти за предел данного перечня образовательное учреждение не вправе.

Муниципальный детский сад относиться к образовательному учреждению дошкольного типа (п.4 ст.12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»)

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 было утверждено типовое положение об общеобразовательном учреждении в П.79 которого установлено, что общеобразовательное учреждение вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.

Учредитель вправе устанавливать ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение ведет отдельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися денежными средствами (п.80 типового положения).

Таким образом, детский сад имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Однако, данная деятельность не должна выходить за пределы видов указанных в ст. 47 Закона «Об образовании» и должна быть закреплена в его уставе.  Полученные доходы от данной предпринимательской деятельности образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Список использованных источников и литературы:

1.                 ГК РФ

2.                 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ  «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г.)

3.                 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г.)

4.                 Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.)

5.                 И.В. Ершова «Предпринимательское право» М.2006г.

6.                 Предпринимательское право Российской Федерации, под ред. Е.П. Губина.  М.2004г.

 


[1] Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. А.П. Губина. -М.2004. С.69

[2] [2] И.В. Ершова. Предпринимательское право.- М.2006г С.20