ИСТОРИЯ КВЖД И РОССИЙСКОЙ ЭМИгРАЦИИ В КИТАЕ (первая половина ХХ века)

Глава 3. КВЖД В СОВМЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ СССР И КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1924-1931 гг.) ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БЕЛАЯ ЭМИГРАЦИЯ В 20-е гг. ХХ в.

3.1.2. Ухудшение советско-китайских отношений и конфликты в совместном управлении КВЖД (1925-1928 гг.) (Продолжение)

1. Пекинское правительство еще пользовалось международным признанием как центральное правительство Китая. В действительности же реальной властью оно не обладало. Его распоряжения выполнялись на территории, занятой фэньтяньско-шаньдунскими войсками, постольку, поскольку эти распоряжения соответствовали пожеланиям Чжан Цзолиня, Чжан Цзунчана и дипломатического корпуса. 2. Уханьское, или Национальное правительство - правительство левого крыла Гоминьдана, некоторое время сохраняло власть в Центральном Китае (провинции Хубэй, Хуань, Цзянси). Выступало за продолжение сотрудничества с КПК и СССР. 3.Нанкинское правительство представляло собой соединение нового милитаризма с правогоминьдановской партийной верхушкой, объединение различных антикоммунистических групп, различных региональных группировок (цзянсучжэцзянской, гуандун-гуансийской и др.); позднее к ним присоединились военные лидеры Северного и Северо-Восточного Китая - Фэн Юйсян, Янь Синань, Чжан Сюэлян и др. Классовую базу нанкинского правительства составляли наиболее влиятельные слои китайской буржуазии, часть помещиков восточных и южных провинций, новые милитаристы [109]* . 

1927 г. стал годом значительного ухудшения советско-китайских отношений. Чжан Цзолинь продолжал в этом году нагнетать напряженность в отношениях Китая с СССР. Так, 28 февраля советский пароход "Память Ленина" был задержан в районе Пукоу войсками шаньдунского генерал-губернатора Чжан Цзунчана. Команду парохода, трех советских дипкурьеров и жену советского военного советника Ф.С. Бородину бросили в тюрьму в г.Цзинань. Чжан Цзолинь и Чжан Цзунчан таким образом пытались оказать давление на Уханьское правительство. Только 12 июля Бородина и дипкурьеры были освобождены по решению пекинского суда "ввиду ненахождения в их деле элементов преступления"[110]. Гораздо более тяжелой была судьба 47 членов команды парохода: они содержались в тюрьме в ужасных условиях и только в 1928 г. были освобождены. Пароход "Память Ленина" так и не был возвращен СССР.

Следующие действия Чжан Цзолиня поставили советско-китайские отношения на грань разрыва. 6 апреля 1927 г. более сотни китайских солдат по приказу маршала Чжан Цзолиня окружили и заняли часть территории полпредства СССР в Пекине. Начались обыски квартир сотрудников, в помещениях военного городка, участка Управления КВЖД, Дальневосточного банка; были разгромлены отделы ТАСС и клуб, арестованы 15 советских граждан и 60 китайцев (из них 20 коммунистов [111]).

Министр иностранных дел Китая Гу Вэйцзюнь (Веллингтон Ку) объяснил эти грубейшие нарушения дипломатического протокола заявлением начальника китайской полиции об укрывательстве в советском посольстве коммунистов-китайцев, ведущейся посольством коммунистической пропаганде и подрывной работе и необходимости положить этому конец [112]. Советское правительство в знак протеста против такого произвола пекинских властей отозвало поверенного в делах СССР в Китае А.С. Черных и весь состав полпредства, оставив лишь несколько человек для ведения консульских функций [113]. В этот же день 6 апреля советское консульство в Шанхае было окружено отрядом белых эмигрантов-служащих полиции международного сеттльмента, которые обыскивали и фотографировали всех входивших и выходивших из здания. Такая осада консульства продолжалась 2 недели. Протест советского консула в Шанхае Линде дипломатическому комиссару провинции Цзянсу Го Тайци не возымел действия - последний просто возложил ответственность за произвол, творящийся в отношении советских граждан, на консульский корпус в Шанхае [114].

Реакция в стране на эти оскорбительные для Советского Союза действия китайских властей в стране была разной. Так, министр иностранных дел Уханьского Национального правительства Чэнь Южэнь (Евгений Чэнь) выразил соболезнование советскому правительству по поводу действий "международного бандита Чжан Цзолиня" [115]. Зато правая часть белой эмиграции выражала бурный восторг по поводу действий маршала. В шанхайской газете "Россия" было помещено даже благодарственное письмо по этому поводу.

Руководители многих эмигрантских организаций считали, что сейчас - самое время для русских эмигрантов активно участвовать в "борьбе с совросскими чиновниками", в "новом движении, хотя бы и с иностранцами" [116] - так, в частности, писал руководитель Казачьего союза в Шанхае одному из руководителей казачьей эмиграции в Париж - И.К. Окуличу.

Осенью 1927 г. напряженность в советско-китайских отношениях достигла критического уровня. В день десятилетия Октябрьской революции почти все советские консульства в Китае подверглись нападению, прежде всего, со стороны российских эмигрантов. Так, правление Казачьего союза в Шанхае еще 1 ноября 1927 г. обсуждало программу действий "в день десятилетия порабощения великого Российского государства пресловутой Советской властью". Были назначены представители и ораторы от различных эмигрантских организаций на "митинг в день национального траура", собраны деньги [117]. Вечером 7 ноября у советского консульства в Шанхае была организована демонстрация, численностью 200-300 человек. Демонстранты не только несли монархические флаги, пели царский гимн, но и бросали камни и били стекла в здании. Несколько человек ворвались в консульство, но были встречены выстрелами. В результате один нападающий был убит, трое - ранены [118]. В Даляне секретарь советского консульства Черкасов получил серьезные ножевые ранения от руки сына местного настоятеля православной церкви [119]. 

Но самые трагические события произошли в декабре 1927 г. в Кантоне (Гуанчжоу). 13 декабря было разгромлено советское консульство, сотрудники арестованы. 14 декабря пятеро советских дипломатов (вице-консул А.И. Хассис, П.П. Макаров, В.А. Уколов, К.С. Иванов и Ф.И. Попов) после жестоких издевательств и унижений были расстреляны. В другом городе - Шанхае с 15 по 18 декабря были закрыты все советские учреждения, в том числе и представительство КВЖД. 14-16 декабря нанкинское правительство вручило генконсулам СССР в Шанхае и Ханькоу ноты о разрыве дипломатических отношений. 17 декабря генконсульство в Шанхае передало ответную ноту правительства СССР. Защиту интересов советских граждан в Китае взяла на себя Германия [120]. В полном объеме советско-китайские дипломатические отношения были восстановлены только в 1932 г.

Основные конфликты в советско-китайских отношениях в 1927 г. развивались вне пределов Маньчжурии. Более того, НКИД отмечал, что "положение в Маньчжурии показало, что мукденские власти не шли на полный разрыв с советским правительством" [121]. На этот короткий срок - всего один, 1927 год, - советской стороне удалось достичь относительного равновесия во взаимоотношениях между СССР и Мукденом. 20 июня 1927 г. было даже подписано соглашение о постройке телеграфных линий на дальнее расстояние между Харбином и Владивостоком, Хабаровском и Читой за счет прибылей КВЖД. Также были урегулированы спорные вопросы о школах и хранении наличности КВЖД [122].

Очередное обострение международных отношений на Дальнем Востоке и, в частности, в Маньчжурии, было вызвано активизацией японской политики в Китае. 3 мая 1928 г. в провинции Шаньдун произошли события, известные как цзинаньский инцидент. Нанкинское правительство еще 10 апреля под лозунгом объединения Китая начало военные действия против блока северных милитаристов, связанных с Японией - Чжан Цзолиня, Чжан Цзунчана и Сунь Чуаньфана. Последняя, воспользовавшись удобным случаем, организовала интервенцию в Шаньдун. 18 мая 1928 г. Токио обратился к пекинскому и нанкинскому правительствам с меморандумом, в котором заявил о своих особых правах в Северо-Восточном Китае: "Японское правительство придает исключительное значение сохранению мира и порядка в Маньчжурии. Оно готово сделать все, что в его силах, чтобы предупредить возникновение какого-либо положения вещей, которое могло бы нарушить этот мир и порядок или послужить возможной причиной для подобных беспорядков" [123]. Одновременно с этим из Порт-Артура в Мукден был переведен штаб Квантунской армии, из Японии в Маньчжурию перебрасывались новые войска. Через японского посланника в Пекине Чжан Цзолинь получил указания также сконцентрировать свои войска в Маньчжурии. Но Чжан Цзолинь, возглавлявший тогда пекинское правительство, которое признавалось Западом в качестве центрального правительства Китая, не хотел больше быть провинциальным сатрапом для японских покровителей и отказался выводить войска из Пекина и Северного Китая. Как раз в это время враждебность между Нанкином и Пекином достигла кульминационной точки. Над армией Чжан Цзолиня нависла угроза разгрома. Маршал выступил с заявлением о том, что Нанкин и Пекин должны объединенными усилиями противостоять внешнему врагу. Таким путем он пытался достигнуть соглашения с гоминьдановским правительством и сохранить за собой политическую власть, чтобы не превратиться полностью в японскую марионетку в условиях подъема антияпонского народного движения. Поэтому японские военные круги (как это позже выяснилось на Токийском процессе в 1946 г.) организовали убийство маршала. 4 июня в 5.30 утра специальный поезд, в котором ехал Чжан Цзолинь из Пекина, был взорван в одном километре от Мукдена [124]. А 8 июня 1928 г. войска гоминьдановского правительства заняли Пекин. События в Китае привлекали пристальное внимание ведущих стран мира. Советское правительство сразу же после ввода японских войск в Шаньдун выступило с решительным осуждением агрессии Японии в Китае. В интервью Чичерина советской печати от 21 мая 1928 г. отношение к японскому меморандуму с обоснованием "особых прав" Японии в Маньчжурии характеризуется как безусловно отрицательное [125]. Западные державы с заявлениями по поводу событий в Китае выступили много позже. Только 31 июля Чемберлен в палате общин заявил о непризнании английским правительством особых прав Японии в Маньчжурии. С аналогичным заявлением выступило и американское правительство [126].

В Китае развернулось мощное антияпонское движение. Чжан Сюэлян, сын Чжан Цзолиня, после убийства отца стал считать японцев своими врагами и проводил политику сближения с Гоминьданом. Он расторг соглашение с Японией на строительство железных и шоссейных дорог, поднял на 3% пошлины на товары, вывозимые японскими компаниями из Маньчжурии. Все это заставило Японию, еще не готовую к большой войне, отступить. В марте 1929 г. было подписано японско-китайское соглашение об урегулировании цзинаньского инцидента. Китай обязывался защищать жизнь и имущество японских граждан в Китае в соответствии с международным правом, а Япония - через 2 месяца после подписания соглашения - вывести свои войска из провинции Шаньдун.

Все события 1927-1928 гг. (разрыв советско-китайских отношений, японская агрессия в Шаньдуне, военные действия в Китае) создавали сложный фон для осуществления совместного управления КВЖД. После вынужденного отзыва своего представительства из Пекина Советский Союз имел в 1928 г. лишь несколько консульств в северной и северо-восточной частях Китая (в Пекине, Харбине, Мукдене). Китайское посольство (во главе с поверенным в делах) и китайские консульства в СССР продолжали осуществлять свою деятельность без каких-либо ограничений со стороны советских властей. Москва воздерживалась от каких бы то ни было ответных репрессивных мер, сколько бы последние ни были оправданы сложившейся обстановкой. К сожалению, такая позиция Советского Союза рассматривалась правительством Чан Кайши как признак слабости. Все это время советские дипломаты активно вели переговоры с китайскими представителями о нормализации межгосударственных отношений. Н.К. Кузнецов, генконсул СССР в Мукдене, сначала вел переговоры с китайским консулом в Никольск-Уссурийском Хань Шуцзэном, а затем (с мая 1928 г.) - с начальником центрального дипломатического управления ТВП Гао Цинхэ. Советские предложения по общему урегулированию отношений с Китаем были изложены в письме Карахана и.о. консула СССР в Пекине И.И. Спильванеку от 20 апреля 1928 г. Они сводились к взаимному обмену письмами о невмешательстве во внутренние дела, освобождению 15 арестованных сотрудников полпредства в Пекине и т.п. Одним из обязательных условий советская сторона выдвигала обязательство пекинского правительства "о роспуске и изгнании из Маньчжурии русских вооруженных белогвардейских отрядов" [127]. Гао Цинхэ был в принципе согласен с этими требованиями СССР и собирался содействовать переговорам в Пекине. Но в связи с поражением армии Чжан Цзолиня и занятием Пекина гоминьдановскими войсками переговоры были прерваны. Все же добиться освобждения арестованных совграждан удалось. 8 сентября они были выпущены из тюрьмы, а 13 сентября прокурор официально освободил 15 сотрудников советского полпредства [128].

После непродолжительного затишья в 1928 г. вновь возникли проблемы в связи с деятельностью советских специалистов на КВЖД. На сей раз довольно грубую попытку вмешаться в дела дороги предприняло французское правительство. 10 февраля 1928 г. французский посол Эрбетт посетил Г.В. Чичерина по поводу отказа Правления КВЖД от договора с Международным обществом спальных вагонов. Советские члены Правления считали этот контракт невыгодным по экономическим соображениям, поскольку стремились к полной самостоятельности дороги и не хотели попадать в зависимость от международной организации по вопросам ремонта и обновления подвижного состава. Однако это вполне логичное стремление было воспринято французским правительством весьма болезненно. Посол заявил наркому иностранных дел, что "разрыв существовавшей связи с международным обществом спальных вагонов будет большим минусом и поведет к опасности для КВЖД". Поскольку советское правительство никак не реагировало на эти резкие заявления, Эрбетт через месяц высказался еще определеннее: французское правительство "этим вопросом сильно заинтересовано и этот акт (разрыв договора с Международным обществом спальных вагонов. - Н.А.) будет понят как направленный против Франции" [129]. Таким образом, несмотря на пятый год совместного советско-китайского управления КВЖД Париж не оставлял надежды оказывать влияние на эксплуатацию дороги и пытался вмешиваться в управление ею.

Несмотря на неудачу 1928 г., японское правительство продолжало сохранять претензии на "особые права" в Маньчжурии. Провокационной политикой Японии были вызваны события на КВЖД летом 1928 г., связанные с восстанием монголов-бургутов, живших на территории Барги. Руководители монгольских националистов в Барге (Мерсэ, Фуминтай и др.) после убийства Чжан Цзолиня сочли общую обстановку в Маньчжурии благоприятной для антикитайского выступления, и в середине августа 1928 г. подняли восстание. Небольшие повстанческие отряды бургутов стали нападать на отдельные пункты дороги на участке Хайлар - ст. Маньчжурия с целью захвата Хайлара. Только к концу сентября китайские власти смогли подавить восстание. Этими событиями воспользовались японское и британское агенства новостей, обвинив СССР в организации восстания. Заодно Советский Союз обвинялся в убийстве Чжан Цзолиня, мукденских взрывах, коммунистических заговорах, подготовке захвата КВЖД  [130]. Советская сторона начала ответную кампанию в советской прессе в Харбине. Н.К. Кузнецову было поручено обратить "внимание китайских властей на возмутительную постановку охраны и позорное поведение последней во время налета, повлекшие за собой человеческие жертвы, огромные убытки и подрыв доверия иностранных фирм и пассажиров КВЖД". Поскольку в налетах бургутов активное участие принимали российские эмигранты, Кузнецов должен был потребовать от Мукдена "немедленной ликвидации деятельности белобандитов" [131]. Однако власти ТВП не только не вняли требованиям советской стороны, но своими действиями довели ситуацию в ОРВП до вооруженного советско-китайского конфликта. Итак, итоги совместного управления КВЖД за период 1924-1928 гг. оказались не очень утешительными, поскольку сразу же началась жесткая борьба советской части правления и китайских властей за реальную власть над дорогой. При этом китайская администрация в большей степени дезорганизовывала нормальную работу дороги, принося своими действиями значительные материальные убытки. Постоянные нарушения статей соглашений 1924 г., произвол властей ТВП и китайских членов администрации КВЖД в отношении советских граждан, многочисленные антисоветские акции наносили ущерб авторитету дороги. На КВЖД образовалось три соперничающих (из них два прямо враждебных) лагеря: советский, китайский и белоэмигрантский. Китайские власти активно привлекали для организации антисоветских акций российских эмигрантов из числа наиболее непримиримых. Поэтому большой проблемой в советско-китайских отношениях становится существование в Китае многотысячной колонии белой эмиграции. В силу указанных причин Соглашение 1924 г. о совместном управлении КВЖД так и не заработало в полную силу. В эти годы отчетливо заметен повышенный интерес Японии к Маньчжурии, активизация ее деятельности в железнодорожном строительстве. США, Англия, Франция, болезненно переживая потерю влияния, даже достаточно формального в годы МЖК, не оставляют попыток вмешательства в дела дороги. В этот период КВЖД - постоянный источник конфликтов разной степени в советско-китайских отношениях и напряженности в международных отношениях на Дальнем Востоке в целом.

далее>>>

Примечания:

* С января 1928 г. правительство возглавил Чан Кайши и объявил его «национальным», т.е. всекитайским. В июне 1928 г. Пекин был подчинен Нанкинскому правительству, Нанкин стал новой столицей Китая, поэтому Пекин был переименован из «Бэйцзина» (Северная столица) в «Бэйпин» (Северное спокойствие). В декабре 1928 г. нанкинское правительство как центральное признало правительство Трех Восточных Провинций (Чжан Сюэлян, сын Чжан Цзолиня).

109 Новейшая история Китая, 1917–1927. С.291.

110 ДВП СССР. Т.X. С.585.

111 Там же. С.141.

112 Там же. С.152.

113 Там же. С.585.

114 Там же. С.146–147.

115 Там же. С.586.

116 ГА РФ. Ф.5963. Оп.1. Д.25. Л.169.

117 Там же. Д.4. Л.230

118 Там же. Д.5. Л.28–34.

119 Вишнякова-Акимова В.В. Указ. соч. С.267.

120 ДВП СССР. Т.10. С.587–588; Т.11: 1928. М., 1968. С.740.

121 ДВП СССР. Т.10. С.586.

122 Там же. С.587.

123 ДВП СССР. Т.11. С.724.

124 История войны на Тихом океане: В 5 т. М., 1958. Т.1. С.114.

125 ДВП СССР. Т.11. С.324.

126 Там же.

127 ДВП СССР. Т.11. С.274–275.

128 Там же. С.512.

129 Там же. С.77, 149.

130 Там же. С.399.

131 Там же. С.415.

далее>>>