Проблемы международной аккредитации и сертификации.
От концепции до признания.
Овчинников В.В. – д.т.н., д.э.н. профессор Цюрихского университета, Координатор Всемирного экономического форума в Давосе, независимый Член Наблюдательного Совета Национальной Лиги субъектов оценочной деятельности |
Бочаров В.Е. – к.т.н., Генеральный директор Национальной Лиги субъектов оценочной деятельности, эксперт международной категории А1 |
Петров Б.И. - к.т.н., заместитель Генерального директора Национальной Лиги субъектов оценочной деятельности, эксперт международной категории А1 |
Настоящая статья посвящена актуальным вопросам регулирования рыночных отношений в условиях подготовки присоединения России к ВТО. Рассмотрены важные механизмы аккредитации и сертификации, становящиеся одними из основных регуляторов перемещения товаров и услуг в странах-членах ВТО. Особое внимание уделяется сфере услуг, к которой относится и оценочная деятельность. Статья может быть полезна всем, кто заинтересован в сохранении и повышении конкурентоспособности своего бизнеса, а также российским чиновникам, ответственным за регулирование предпринимательской деятельности.
Учитывая то, что большая часть предпринимательского сообщества и государственных чиновников имеют слабое представление о Всемирной торговой организации, мы позволим себе дать краткую информацию об особенностях этой организации и некоторых механизмах, действующих в ее рамках.
Всемирная торговая организация (ВТО) осуществляет свою деятельность в едином мировом правовом и экономическом пространстве с целью защиты от любых недобросовестных действий, ухудшающих конкурентоспособность предпринимателей из разных стран. Причем защищает бизнес от этих действий, как со стороны суверенных государств, так и со стороны частных корпораций. Большинство положений и стандартов ВТО не делает различий между частными и государственными компаниями.
Главный принцип ВТО заключается в том, что ограничение конкурентоспособности производителей продукции и услуг на внешних и внутренних рынках должно быть обосновано в соответствии с принятыми Генеральными соглашениями, договорами и протоколами ВТО. Тем самым в обмен на присоединение к ВТО каждая страна делегирует ей часть своих суверенных полномочий и поощряет судебную практику иностранных арбитражных судов при торгово-промышленных спорах предпринимателей из стран-членов ВТО.
Главное достижение ВТО - это обширный арсенал инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего, рыночного характера. К таким инструментам относятся международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности.
Любая страна добровольно и осознанно присоединяется к ВТО в целях глобальной интеграции в мировую экономику, основанную на рыночном регулировании с максимальной свободой перемещения капитала, специалистов, товаров и услуг.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров (МТП) и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества для российских предпринимателей и России в целом от присоединения к ВТО заключаются в том, что:
§ создаются более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
§ обеспечивается доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом, устранение дискриминации;
§ обеспечивается возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны – члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС).
В правовой форме система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Этот контракт предписывает каждому государству, присоединившемуся к ВТО, вести себя, как беспристрастный регулятор рынка по отношению к частным и государственным компаниям.
При этом бизнес приобретает новые возможности по международной правовой защите не только от корпоративных конкурентов, но и от недобросовестных действий собственного и иностранных государств.
Каждое государство при присоединении к ВТО обязуется, под надзором соответствующих независимых международных комиссий ВТО, приводить политику повышения качества судебной системы, защиты прав собственности и технического регулирования рыночными методами, снижения бюрократического давления чиновников на бизнес и обеспечения прозрачности регулирования, совершенствования налоговой и таможенной системы. Если государство этого не делает, то оно подвергается экономическим санкциям со стороны других государств-членов ВТО.
Фактически это означает, что ВТО требует перехода на единые стандарты судебных, административных, налоговых и таможенных и иных процедур работы государственных органов с бизнесом, совместимые с аналогичными стандартами стран с развитой рыночной экономикой.
Кроме этого российские предприниматели впервые получают возможность на равных оспаривать в российских и иностранных арбитражных судах решения предпринимателей других стран в случае нарушения последними справедливой тарифной политики, например при установлении высоких импортных и сертификационных пошлин на определенные виды продукции, что приводит к резкому повышению цен на товары и услуги, то есть к снижению их конкурентоспособности.
Помимо обязательств, касающихся правил использования и защиты институтов инвестиционной, коммерческой и интеллектуальной собственности, международной юридической практики по защите институтов собственности, экспортеров и импортеров продукции (первая группа обязательств), применения налоговых, таможенных и иных пошлин (вторая группа обязательств), в ВТО существует еще одна важная составляющая защиты российских предпринимателей от давления импорта товаров и услуг иностранных конкурентов, одновременно облегчающая им доступ на рынки других стран-членов ВТО, образующая третью группу обязательств государств. Эта группа обязательств должна стать главной и базируется на мерах по снижению сертификационных пошлин, не менее эффективно закрывающих свои рынки от «чужих». К сожалению, данной группой обязательств российские переговорщики практически не занимаются.
Для реализации этих мер Правительство РФ должно проводить политику создания сети конкурентоспособных национальных и региональных органов сертификации качества менеджмента, товаров и услуг отечественных производителей, не уступающих по своим возможностям лучшим зарубежным международным органам сертификации, и финансировать их развитие.
Международная практика свидетельствует, что роль государства на рынках стран, присоединившихся к ВТО, при строгом соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции снижается, а роль независимых от государства регуляторов в лице органов сертификации (ОС) возрастает.
Рассмотрим две тенденции развития ВТО, которые имеют прямое отношения к теме данной статьи:
освоение новых и более совершенных технологий технического регулирования свободного обращения товаров и услуг в общеевропейском, а в скором будущем и в общемировом, экономическом пространстве на основе международной сертификации качества менеджмента и продукции;
переход мировой банковской и финансовой системы на стандарты БАЗЕЛЬ-2.
Первая тенденция ставит конкретные задачи подготовки квалифицированных кадров и технического регулирования свободного обращения на мировых рынках российских товаров и услуг с помощью сертификатов, подтверждающих их соответствие требованиям самых лучших стандартов выше задач подобного регулирования с помощью административных мер в области таможенной и налоговой политики, прописанных в Соглашениях Всемирной торговой организации. Это позволяет более эффективно защищать свои рынки и позиции в ВТО от конкуренции иностранных производителей, по сравнению с административными, налоговыми и таможенными мерами, предпринимаемыми правительством страны.
Вторая тенденция развития ВТО предусматривает внедрение в практику финансовых институтов более высококачественных методов управления кредитными, рыночными и операционными рисками, банковским надзором за достаточностью капитала и прозрачностью системы управления капиталом, обеспечивающей выработку объективного суждения о качестве банковских и финансовых услуг со стороны их потребителей. Это позволяет постоянно повышать конкурентоспособность экономики страны за счет полноценного финансирования инновационных проектов, создающих эту конкурентоспособность.
Конкуренция между странами мира требует от России, стремящейся интегрироваться с глобальной экономикой, создания на ее территории организованного множества взаимосвязанных между собой органов сертификации (ОС) как центров встраивания российского малого и среднего бизнеса в действующую глобальную экономику. Такое встраивание должно осуществляться путем снижения затрат на сертификацию в тех отраслях экономики, где российские предприниматели готовы бороться за мировые рынки сбыта своей продукции и услуг и готовы к добросовестной конкуренции в условиях ВТО.
Подобные центры, как показывает практика Китая, обеспечивают масштабы и технологические возможности национальных производителей продукции, достаточные для того, чтобы удовлетворить растущий спрос населения своей страны на качественный товар и, одновременно повышать экспортные возможности своей экономики. Важное значение в глобальной конкуренции ОС с иностранными компаниями имеют специализированные технологии учета. Политика на рынке сертификационных услуг, проводимая ОС на основе таких технологий, должна быть направлена на сдерживание наступления на российский рынок товаров и услуг транснациональных компаний в промышленности, торговле и добыче полезных ископаемых, а также транснациональных операторов в области услуг, в том числе оценочных.
Одним из главных требований к хозяйствующим субъектам со стороны ВТО является качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, служащей ориентиром для инвесторов и заказчиков. Предприятия, удовлетворяющие таким требованиям, обладают высокой конкурентоспособностью как локальной, так и глобальной.
Далее следуют, не менее важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно рост качества и снижение цены продукции (услуги), независимо от того. где эта продукция (услуга) продается – на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.
Кроме этого конкурентоспособность менеджмента и продукции компании должна базироваться на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала. А для успешной деятельности по привлечению сторонних финансовых ресурсов нужно научиться работать с типовыми программами управления активами от недвижимости до интеллектуальной собственности, прошедшими соответствующую международную аккредитацию и получивших международный ренкинг у одной из авторитетных международных организаций.
Особое внимание следует уделять изучению глобальных стандартов, регламентов, процессов сертификации и международной аккредитации, лицензионных соглашений. Без изучения и освоения этих документов невозможно успешно конкурировать в ВТО.
Повышение безопасности и качества продукции и услуг может быть обеспечено на основе всеобщей стандартизации и сертификации в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. Как показала практика стран, входящих в ВТО, чем больше предприятий сертифицировано на соответствие стандарту ISO 9001:2000, тем выше конкурентоспособность и качество товаров и услуг в стране, тем меньше нужно применять мер для защиты рынков товаров и услуг от иностранных производителей. Стандарт ISO 9001:2000 распространяет свое действие на все виды услуг, в том числе на оценочные, аудиторские, банковские, страховые, инвестиционные и др.
Системы менеджмента качества (СМК), функционирующие в соответствии с данным стандартом, являются той основой, на которой можно и необходимо выстраивать конкурентоспособность российских предприятий в условиях ВТО.
Здесь достаточно напомнить о действиях Китая, который до вступления в ВТО обучил в Европе и США, аттестовал десятки тысяч госслужащих и специалистов по стандартам ISO, включая создание, освоение и сертификацию систем менеджмента качества (СМК), провел широкомасштабную инвентаризацию и оценку своих активов, пассивов и пр. Работа в указанных направлениях много лет идет в странах Восточной Европы, в том числе на Украине… Освоение этих стандартов и технологий позволили Польше и Чехии снизить риски и себестоимость привлечения импортных ресурсов почти в 2 раза.
К настоящему времени в России также немало сделано в области технического регулирования и освоения СМК производства продукции или услуг.
Принят Федеральный Закон РФ «О техническом регулировании», в который нужно внести поправки, соответствующие требованиям соглашений о присоединении к ВТО и расширить его сферу деятельности на такие области, как рынок ценных бумаг, финансовый аудит и образовательные услуги. Оценочная деятельность уже подпадает под действие данного закона.
Большая часть российского крупного бизнеса прошла международную сертификацию СМК и подтверждает свои сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2000 своей успешной деятельностью по экспорту своей продукции. К сожалению, большинство таких СМК относится ко второму поколению, в то время как большинство западных компаний уже осваивает СМК третьего поколения.
Однако российский малый и средний бизнес должен решить немало проблем в этой сфере и потому имеет невысокие показатели конкурентоспособности.
Следует принять во внимание, что более 50 стран, создающих основной мировой ВВП, приняли решение, а многие из них уже приступили к переходу на МСФО вместе с освоением СМК. Иными словами весь мир условился: МСФО вместе с СМК - это следующая, более высокая ступень развития бухгалтерского, аудиторского дела и финансовой деятельности предприятия, способного конкурировать в ВТО. Фактически - это путь к глобальной финансовой отчетности, убирающей различия англо-американских и европейских стандартов финансовой отчетности.
Основная стратегическая цель бухгалтерского учета и аудита здесь заключается в том, что активы предприятия показываются в отчетности по МСФО как результаты процессов СМК в суммах реальных экономических выгод, заключенных в них, т.е. дают возможность судить о конкурентоспособности предприятия. Для достижения этой цели юристам, бухгалтерам, аудиторам, оценщикам, менеджерам и аналитикам нужно научиться решать задачи верификации и валидации финансовой отчетности в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 и с учетом традиций и права бухгалтерского учета и аудита в европейских и англо-саксонских странах.
Следует заметить, что с присоединением России к ВТО, национальное техническое законодательство столкнется с международным законодательством и соответствующим нормативным регулированием во многих областях деятельности, в том числе и оценочной. Предлагаемое некоторыми профессиональными объединениями России использование в оценочной деятельности Международных (МСО) или Европейских (ЕСО) стандартов оценки, как «наиболее совершенных», так называемым «методом обложки» мягко говоря, вызывает удивление. Стандарты оценки, должны пройти путь от предварительной редакции к окончательной редакции через рабочие места профессиональных оценщиков. Только таким образом могут быть адаптированы, например, международные стандарты оценки к российской действительности, обогатив тем самым используемые в настоящее время национальные стандарты. Овладение такими стандартами должно подтверждаться соответствующей аттестацией (сертификацией) персонала на международном уровне.
В настоящее время в России сохраняется предельно устаревшая система стандартизации, сертификации, аккредитации и лицензирования. Новый Федеральный Закон РФ « О техническом регулировании» радикально изменяет эту ситуацию, выводя стандарты на общефедеральный уровень интеллектуальной собственности в виде технических и административных регламентов. Но большинство предприятий в РФ еще не готовы к применению этого закона и это чревато тем, что экономика в России некоторое время будет вынуждена прибегать к сертификационным услугам западных компаний.
В связи с этим правомочность оказания сертификационных услуг определяется в России по договоренности с «дочками» иностранных компаний, а российские чиновники не могут дать четкого толкования правомочности действий иностранных компаний на территории России. Вследствие этого не выполняется главное требование ВТО к торговле без сертификационной дискриминации со стороны иностранных компаний, основанное на принципе роста компетентности. Это означает, что орган сертификации должен выполнять свои прямые функции только тогда, когда способен подтвердить свою компетентность национальным органам аккредитации. Последние в свою очередь должны подтверждать свою более высокую компетентность по сравнению с органами сертификации специально созданным для этого международным экспертным советам, состоящим из независимых и авторитетных экспертов по каждому профилю производства и торговли продукцией и услугами.
Пока на российском рынке международной сертификации присутствуют многочисленные частные российские «дочки» иностранных международных компаний. К ним относятся французская BVQI, британские NQA и Lloid s , швейцарская SGS , норвежская DNV , германская TUV, американская ABS и так далее, аккредитованные при своих национальных органах аккредитации. Делают они это с большой выгодой для себя, поскольку, зарабатывая хорошие прибыли, не несут (да и не могут нести в рамках российских законов) прямой финансовой ответственности по коммерческим и финансовым рискам качества услуг или товаров своих клиентов. Эти услуги предоставляются российским предприятиям дороже в 8-12 раз нежели, чем в странах с рыночной экономикой, к которым они принадлежат, и оказываются недостаточно обеспеченными с позиции финансовой ответственности. Но самое главное, они стремятся не допустить на этот рынок российских предпринимателей и, к сожалению, для российского бизнеса, делают это весьма успешно с помощью государственных органов РФ, не помогающих, а мешающих созданию полноценной национальной сети сертификации и аккредитации российских центров.
Такое положение дел вполне устраивает российский крупный бизнес, торгующий сырьем. Дороговизна услуг его не заботит и в тоже время позволяет занять исключительное положение на российском рынке и приобретать новую собственность как в России (без конкурентов), так и за рубежом. Другое дело малый и средний бизнес, который не может позволить себе такие же расходы на сертификацию и в результате этого теряет многие выгодные заказы, прибегая к услугам отечественных сертификационных компаний, не признаваемых за рубежом и не отвечающих по финансовым компенсациям за принесенный ущерб.
Причиной такого положения является также затянувшийся процесс и внятная, с четко выстроенными приоритетами, концепция создания национальной системы аккредитации в России. Именно поэтому, к сожалению, Россия существенно отстает от других стран-членов ВТО в аккредитации своих органов сертификации и учебных программ подготовки и сертификации специалистов. Можно назвать одну аккредитованную на достаточно высоком международном уровне программу подготовки экспертов по 10 типовым программам с применением СМК и организации на их основе финансовой деятельности по МСФО предприятий на основе швейцарских стандартов FT146/SR02-А1-10. Эти же программы образуют платформу для применения банками стандарта БАЗЕЛЬ-2.
При этом международная аккредитация дает право аккредитованным органам производить международную сертификацию персонала и компаний, признаваемую нескольких странах, а глобальная аккредитация дает право сертифицировать предприятия любой страны, присоединившейся к ВТО. Существуют декларативная, рабочая и квотная аккредитации. Виды аккредитации отличаются друг от друга различными механизмами отношений сертифицирующего органа с органом аккредитации и механизмами финансовой ответственности. Выход на тот или иной уровень аккредитации возможен только с участием квалифицированного независимого международного консультанта.
В подавляющей части профилей деятельности предпринимателей в качестве таких консультантов могут выступать специалисты в своей области знаний, прошедшие подготовку и сертификацию по категории не ниже А1 и подтвердившие необходимый уровень компетентности. Поэтому все подготовленные специалисты (аудиторы, оценщики, менеджеры, бухгалтера, производственные работники), имеющие сертификат международного образца категории А1, могут оказывать консультационные услуги как своему, так и сторонним организациям. Одновременно они могут проводить внутренний аудит предприятия в процессе разработки и внедрения СМК или служить руководителями управленческих, производственных и вспомогательных процессов
Учитывая тенденции развития мировой экономики (задолго до 1997 года), группа российских, швейцарских, германских специалистов (аналитиков, экспертов и образованных ими структур), практически без государственной поддержки, начала скоординированную работу по подготовке России к достойному, равноправному и независимому (без дорогостоящих посредников) вхождению в инфраструктуру глобальной финансовой системы частного капитала (Global Custody).
Были адаптированы, переведены на русский язык и сертифицированы более десятка программ международных семинаров (проводимых до этого на Западе) для международной подготовки специалистов в России с сертификацией их за рубежом. Первая группа специалистов – представителей и сотрудников НП «Национальная Лига субъектов оценочной деятельности» (НЛСОД подготовлена в России и сертифицирована в Швейцарии в 1999 г по международной категории А1. Завершается работа по подготовке к сертификации регионального российского банка, готовятся к сертификации ряд компаний, предприятий, коммерческих структур. С 2003 года начата подготовка к международной сертификации систем менеджмента качества шести оценочных компаний – Членов НЛСОД.
Начало созданию должной национальной инфраструктуры сетевого бизнеса в России и странах СНГ положено в 2002 г. созданием Консорциума «Независимый инвестиционно - стратегический Центр» (НИСЦ). По своей организационно-функциональной структуре он изначально выстраивается как прототип сетевой организации, кооперации профессиональных участников (субъектов) рынка различного профиля и направлений деятельности.
НЛСОД совместно с АО «Солид Консалтинг», Комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по оценочной деятельности около трех лет вела подготовительную работу и с 2002 года, приняв на себя функции головной компании Консорциума, комплектует группы специалистов (банкиров, страховщиков, аудиторов, оценщиков, экспертов, бухгалтеров и др.) в России и странах СНГ для обучения и сертификации их по категории А1.
При этом для удобства освоения механизмов программ FT146/SR02-А1-10, освоения МСФО как результативности процессов СМК предлагаются для освоения три типа продуктов (организованные по модульному принципу), аккредитованных по предложению швейцарских предпринимателей, банкиров и промышленных ассоциаций Всемирным экономическим форумом в Давосе как ведущие международные программы с высоким рэнкингом. Первый продукт состоит из 13 модулей (кейсов) СМК и рассчитан на 148 часов. Второй продукт состоит из 13 модулей МСФО и СМК и рассчитан также на 148 часов. Третий продукт содержит 21 модуль, в том числе МСФО разных традиций, СМК, а также глобальной социальной и экологической отчетности и рассчитан на 260 часов. Все продукты позволяют встраивать дополнительно три модуля по оценочной деятельности, обеспечивающие подготовку и оценку компетентности специалистов по специализации «профессиональный оценщик имущества». Аккредитованные продукты включают в себя знания и международный опыт деловой культуры и управленческих процессов работы менеджера и аналитика любого уровня, оценщика, бухгалтера, юриста и аудитора с разными активами от недвижимости до интеллектуальной собственности.
Знание и умение специалистов работать с этими продуктами проверяется на устном или письменном квалификационном экзамене, на который слушатель представляет свою самостоятельную квалификационную работу по работе с конкретными активами в свете требований МСФО и/или МСО и стандарта ИСО 9001:2000. В квалификационной работе должны быть решены, при консультационной поддержке руководителей семинара, задачи использования правовых основ, стандартов и технологий бухгалтерского учета, оценки и СМК в сфере международной торговли и международного разделения труда, применяемых в ВТО, а также все задачи, решение которых влияет на рост рыночной стоимости активов.
При этом слушатели семинаров изучают и показывают свое умение работать с такими активами, как социальные, экологические и инновационные активы в соответствии с требованиями стандарта АА1000, который постепенно вводится в практику бухгалтерского учета и аудита предприятий стран ВТО.
АО «Солид Консалтинг» получило право сертифицировать по категории А1 персонал предприятий с использованием квотных механизмов. Для этого АО «Солид Консалтинг» в соответствии с Генеральным соглашением с НЛСОД и в рамках выделенных квот Центра глобальных индустрий при Всемирном экономическом Форуме в Давосе проводит периодические семинары и аттестует персонал, в России и странах СНГ, в соответствии с требованиями стандарта ISO 17024. По категории А2 подготовка и аттестация производится с условием свободного владения английским ( или немецким) языком в Швейцарии на базе Цюрихского университета или одной из известных бизнес - школ. Категория А2 дает право осуществлять самостоятельный аудит по договору с одной из известных международных организаций по сертификации предприятий.
Реестр сертифицированных специалистов категории А1 находится в Центре Глобальных индустрий (Global Industrial Center - GIC) Всемирного экономического Форума в Давосе (Швейцария), что позволяет легализовать инструменты регулирования рисков (сертификаты, лицензии, гарантии и декларации) в более чем 140 странах-членах ВТО.
Начиная с 2005 года Национальная лига субъектов оценочной деятельности (НЛСОД) является национальным (российским) регистратором специалистов по категории А1, официально признанным Центром глобальных индустрий. С 2003 года с участием АО «Солид Консалтинг», ТПП РФ, НИСЦ и НЛСОД идет работа по формированию российской национальной инфраструктуры - создание Национального органа по аккредитации и Международного органа по сертификации с привлечением заинтересованных сторон в России и за рубежом.
Из вышесказанного вытекает, что какие бы проблемы становления экономики России мы не затрагивали, везде на международном рынке имеются в наличии стандарты соответствующей деятельности, механизмы и процедуры соответствующей аккредитации и сертификации товаров и услуг, которые необходимо изучать, хотя бы для того, чтобы не нести дополнительных издержек от уже подписанных, но неверно истолкованных международных контрактов или соглашений. Это касается, в первую очередь, международных стандартов ISO серии 9000 и 14000, создающих необходимые условия адаптации к российской действительности, других европейских и международных стандартов, будь то международные стандарты оценки (МСО), стандарты финансовой отчетности (МСФО), стандарты Базельского комитета по банковскому надзору БАЗЕЛЬ-2, БАЗЕЛЬ-3 и т.п.
Внедрение в экономику страны систем менеджмента качества (СМК) и их международная сертификация заставляет учиться говорить с иностранным инвестором на одном языке. Имеется в виду овладение понятными для инвесторов, реально работающими инструментами, механизмами, процедурами, форматами и стандартами ведения бизнеса. Необходимо научиться использовать их в своей повседневной практике организации, в поддержании устойчивых инвестиционных, производственных и иных процессов. Пора их знать, профессионально и глубоко изучать, уметь практически применять для защиты национальных интересов, экономики и будущего России, в том числе в жестких условиях глобализации.
Также необходимо изучать современные механизмы глобальной и международной аккредитации, инструменты и технологии международной сертификации товаров и услуг, встраивание которых в национальную инфраструктуру требует специальной поддержки Правительства РФ, подобно тому, как это сделано в Финляндии, Китае, Австрии, Египте и других странах.
Согласованное и комплексное продвижение в данном направлении позволит в относительно короткие сроки «сдвинуть с мертвой точки» решение целого ряда задач, стоящих перед Россией: повышение «инвестиционной привлекательности», конкурентоспособности и капитализации субъектов рынка, снижение коррупции, издержек и рисков, «безболезненный» и легальный возврат в экономику России сотен миллиардов долларов «покинувших» ее в годы реформ и др.
Использованные источники:
1. Овчинников В.В. Основы глобализации инвестиционного бизнеса. М. АО «Солид Консалтинг». 2002 г.
2. Овчинников В.В., Райнш А. Международная сертификация систем менеджмента качества. Москва-Берлин. ИКФ «Каталог». 2004 г.
3. Андрияшин Ю.Н. Международная сертификация в рамках реализации промышленной политики России в условиях глобализации и сетевой рыночной экономики. Доклад на V Международном форуме «Высокие технологии XXI века». М. 19-23 апреля 2004 г.
4. Бочаров В.Е., Петров Б.И. Международная сертификация как основа повышения конкурентоспособности российских компаний. Сборник материалов научно-практической конференции «Текущая и перспективная конкурентоспособность экономики России». М. 24 июня 2004 г.