Банковская система России в преддверии введения системы страхования вкладов

Автор: А.Г. Саркисянц, Всероссийский банк развития регионов, к.э.н.

Источник: Журнал "Аудитор" № 3 2003г

Средний балл по оценкам читателей:

Добавить в избранное

Печатная версия

Переслать товарищу

Степень готовности банков

Состояние банковского сектора Российской Федерации последнее время характеризуется в целом положительной динамикой,обусловленной общим экономическим ростом, стабильностью национальной валюты,ростом доходов и восстановлением доверия населения к банкам.Прирост совокупных банковских активов за 2001 . 2002 гг.1 составил около 55%,что в 10 с лишним раз превышает темпы роста ВВП.

Состояние банковских активов

Улучшились структура и качество активов.Политика Банка России по обеспечению стабильного курса национальной валюты,подкрепленная устойчивым ростом золотовалютных резервов страны, обеспечила снижение долибанковских активов в иностранной валюте с 41,9 до 37,5%.

В отличие от первых послекризисных лет,когда рост активов происходил за счет увеличения ликвидной их части, в настоящее время их рост осуществляется за счет расширения кредитного портфеля банков,основу которого определяет кредитование реального сектора экономики.

Кредиты,выданные реальному сектору на протяжении двух последних лет,составляют основную часть активов российских банков.Причем постоянно увеличивалась доля кредитов нефинансовому сектору.Чистые процентные доходы (разность между процентами,полученными по кредитам,и процентами,выплаченными по депозитам)превысили отметку 100 млрд рублей.Увеличение массы прибыли обеспечивалось в основном расширением объемов кредитов,а не ценовым фактором.Заметно усилилась роль процентной ставки как фактора,обеспечивающего прибыльность банковского бизнеса.Одной из причин кредитного бума явилось снижение кредитных ставок до желаемого предприятиями уровня и сближение уровней процентных ставок по рублевым и валютным кредитам (с учетом роста курса доллара).

В конце 2002 г.ставки по срочным рублевым вкладам впервые превысили ставки по ссудам корпоративным заемщикам.Рублевые вклады на срок до года обходились российским банкам в среднем 13,7%годовых, а аналогичные по срокам ссуды предприятиям и организациям приносили доход размере 13,6%годовых (с учетом Сбербанка - 12,4% и 13,7%годовых соответственно).В начале 2002 г. ставка по кредитам составляла 16,5%годовых,по депозитам - 10,3%,и положительная маржа сохранялась в течение трех кварталов. Рублевые кредиты предприятиям к концу года составляли чуть более 40%кредитного портфеля банковской системы,а рублевые частные вклады - около 20%от общего объема привлеченных ресурсов.Маржа на российском рынке банковских услуг составила 2 - 4 процентных пункта,а с учетом всех активов кредитных институтов, включая вложения ценные бумаги, - 6 - 10 пунктов.

Данную ситуацию можно объяснить разной стоимостью банковских пассивов и,частности,тем,что банки,имеющие дешевые пассивы,стараются разместить их любой ценой,лишь бы те не лежали мертвым грузом,и зачастую демпингуют на кредитном рынке.

В принципе сопоставлять частные вклады и корпоративное финансирование не совсем корректно.Ресурсная база российских банков слабо зависит от объема средств населения:около 2/3 граждан продолжают хранить свои деньги в Сбербанке.

Приводимые Банком России кредитные ставки являются несколько заниженными (на 3 - 5%),что объясняется включением в расчеты дешевых кредитов инсайдерам.Однако тенденция снижения процентной маржи очевидна.Многие банки начали склоняться к инвестиционному направлению бизнеса.Еще год назад маржа между рублевыми кредитами и срочными депозитами составляла 9 - 10 процентных пунктов,а сейчас она снизилась до 5 - 6 пунктов.В странах Восточной Европы банки довольствуются и десятыми долями процента.Чтобы компенсировать падение,нужно наращивать объемы,а российские банки похвастаться этим пока не могут.Перед ними стоит серьезная проблема роста. Показатели,характеризующие динамику изменений кредитного портфеля банков и его структуры за рассматриваемый период,представлены в табл.1.

Как видно,темпы роста объема кредитного портфеля банков за истекший период составили 84,7%и более чем в полтора раза превысили темпы роста совокупных банковских активов.

Удельный вес кредитных операций по отношению к совокупным банковским активам возрос с 41,1 практически до почти 50%.При этом доля кредитов,предоставленных в рублях,выросла незначительно (примерно до 70%по сравнению с 62%на 1 января 2001 г.).

Активизация кредитных операций банков обусловлена следующими факторами:

  • общий экономический рост,вызвавший,с одной сто роны,потребность предприя тий привлечении кредитных ресурсов для целей развития и,с другой стороны,некото рым снижением уровня кре дитных рисков;
  • рост реальных доходов населения;
  • рост ресурсной базы банков (в основном за счет роста собственного капитала и вкладов населения);
  • стабилизация курса рубля и снижение доходности на зарубежных финансовых рынках,что сделало невыгодным для банков держать средства в валюте;
  • снижение доходности операций на рынках государственных долговых обязательств

Основу кредитного портфеля банков составляют кредиты предприятиям и организациям.Темпы роста операций по кредитованию реального сектора экономики составили 74,8%,а их доля в совокупных банковских активах возросла с 33,7 до 38,1%.

Вместе с тем основная часть кредитов реальному сектору (72%)носит краткосрочный характер (со сроком погашения менее 1 года).

Кредиты предприятиям и организациям идут в основном не на финансирование капитальных вложений,а на пополнение их оборотных средств.Кроме того,необходимо отметить высокую концентрацию кредитов у ограниченного числа заемщиков, преимущественно в экспортно ориентированных отраслях экономики.Недостаточный уровень диверсификации кредитного портфеля банков по предприятиям и отраслям промышленности является причиной зависимости качества портфеля от текущей конъюнктуры отдельных сегментов рынка и существенно повышает уровень рисков.

В целом можно говорить о том,что в настоящее время банковский сектор не играет определяющей роли в обеспечении экономического роста экономики страны.Кроме того, займы предприятиям реального сектора по прежнему относятся к крайне рискованным вложениям.Объем «проблемных »кредитов остается недопустимо большим.В стране отсутствуют четкие процедуры возврата средств заемщиками во исполнение заключенных кредитных договоров,что приводит к концентрации банковских операций внутри самого банковского сектора.Россия наряду с Таиландом,Индонезией,Китаем и Чешской Республикой относится к группе стран с наиболее высоким уровнем невозвратных кредитов - более 1/4 всех выданных кредитов.В скандинавских странах и большинстве восточноевропейских стран этот показатель не превышает 10%.

Сравнительно малая доля средне и долгосрочных кредитов вызвана дефицитом долгосрочной ресурсной базы у банков и все еще высоким уровнем кредитных рисков реальном секторе экономики.

В случае сохранения создавшейся ситуации,возможно снижение темпов роста операций по кредитованию реального сектора в ближайшей перспективе.При этом будет происходить постепенное вытеснение российских банков с данного сегмента рынка иностранными банками,имеющими доступ к долгосрочным финансовым ресурсам.

За истекший год значительно возросли операции банков по кредитованию физических лиц.Общий рост объемов кредитов,ыданных физическим лицам,составил 183,7%,а их удельный вес в совокупных банковских активах достиг 3,5%.

Рост реальных доходов и низкий уровень обремененности населения долговыми обязательствами,низкие цены за аренду жилья и коммунальные услуги обеспечивают высокую степень склонности населения к потреблению.

В связи с этим рост потребительского кредитования, частности ипотечного,дает возможность компенсировать дефицит доходных проектов с приемлемым уровнем риска реальном секторе экономики.

Кроме того,кредитование физических лиц косвенно стимулирует рост банковских вкладов населения,являющихся в настоящее время одним из наиболее перспективных источников формирования ресурсной базы банковского сектора.

Сократились относительные показатели вложений банков в ценные бумаги,доля которых в совокупных активах уменьшилась примерно на 1,5%(с 19,7 до 18,2%)основном за счет снижения доли активов,инвестированных государственные долговые обязательства,с 13,2 до 10,6%. Данный эффект вызван устойчивой тенденцией по снижению доходности на рынке государственных облигаций.

Прирост вложений банков векселя составил 69,9%,а увеличение их доли в совокупных активах с 4,6 до 5,1%.Рост операций банков на рынке векселей связан с поиском дополнительных источников получения прибыли в условиях снижения доходности на других сегментах финансового рынка.Вместе с тем перспективе следует ожидать снижения активности на данном сегменте рынка связи с увеличением доли денежных расчетов между предприятиями.

В целом активы банков попрежнему растут быстрее,чем их и без того невысокие капиталы.Норматив достаточности капитала у российских банков находится на довольно высоком уровне и это обеспечивает определенный запас прочности.Капитализация хоть и падает,но остается на достаточно высоком уровне (13,3%),превышающем Базельские требования.Если банки рухнут,то не из за низкой капитализации,а из за того,что все активы сразу станут плохими,и при появлении признаков серьезного ухудшения ситуации в банке значительная часть кредитов перестанет обслуживаться.Российские банки не могут привлекать капитал с фондового рынка или у сторонних акционеров,поскольку корпорации не испытывают оптимизма относительно инвестиций в банки.Сейчас банки прибыльны,но не платят дивиденды,и за счет этой прибыли капитализируются. Но что будет,когда фондовый рынок страны станет расти медленнее и доходы сокра тятся? - это большой вопрос.

Позитивные тенденции в экономике,рост промышленного и сельскохозяйственного производства,увеличение доходов населения и восстановления доверия к банковской системе способствовуют устойчивому росту ресурсной базы кредитных организаций.

Состояние банковских пассивов

Рост совокупных пассивов банковского сектора за истекший период составил 54,8%, объем банковских пассивов достиг 3,7 трлн.рублей.

Главным источником роста ресурсной базы банковской системы являются вклады на селения .За истекший период прирост средств физических лиц на банковских вкладах и депозитах составил 95,7%. Удельный вес вкладов населения в банковских пассивах увеличился с 19,2 до 24,2%.

Изменения,произошедшие в структуре вкладов граждан,отражают благоприятные тенденции во взаимоотношениях банковского сектора и населения страны.Так,доля средне и долгосрочных частных вкладов банковских пассивах за рассматриваемый период увеличилась более чем три раза и составила 7,3%.

Основная часть вкладов населения по прежнему размещается рублях (в основном на короткие сроки),однако соотношение между рублевыми и валютными вкладами уменьшилось с 2,1 до 1,7 раза.2 Учитывая,что свои накопления население традиционно хранит иностранной валюте, данные показатели подтверждают выводы о существенном росте доверия граждан к банковской системе России.

Несмотря на то что Сбербанк России остается монополистом на рынке частных вкладов,за истекший период наметилась отчетливая тенденция к увеличению доли других банков объеме совокупных частных вкладов,составившей на 1 января 2003 г. почти 30%.Серьезную конкуренцию российским банкам на данном сегменте рынка составляют банки с иностранным капиталом.

В целом можно говорить о том,что потенциал роста данного источника банковских пассивов далеко не исчерпан и в будущем можно ожидать значительного увеличения доли частных вкладов в банковских пассивах.

В пользу такого вывода говорит повышение с 4,4 до 6,2% среднемесячных темпов прироста вкладов населения 2002 г.по сравнению с 2001 г. В настоящее время,по различным оценкам,на руках населения находится от 50 до 80 млрд долларов США и около 500 млрд рублей.

Одним из ключевых факторов обеспечения притока этих средств в банковский сектор является принятие в ближайшем будущем системы гарантирования вкладов,являющейся одной из мер Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации,принятой Правительством Российской Федерации и Банком России 30 декабря 2001 г.

Вместе с тем рост доли вкладов населения как достаточно дорогих ресурсов неизбежно приведет к снижению прибыльности банковской деятельности.В этой связи вновь становится актуальной необходимость поиска высокодоходных вложений банков.

Вполне вероятно,что банки будут вынуждены обеспечивать прибыльность своих операций за счет доходов от кредитования реального сектора, которые пока еще сопряжены с высокими рисками.При этом одним из наиболее перспективных источников долгосрочных ресурсов будут являться средства негосударственных пенсионных фондов.

В настоящее время наблюдается сокращение темпов роста средств предприятий на депозитах,расчетных и текущих счетах,удельный вес которых снизился с 28,4 до 23,1%,что вызвано снижением доходов предприятий и ростом доходов населения.

На протяжении последних двух лет четко прослеживается рост популярности банковских векселей .За этот период доля векселей объеме привлеченных банками ресурсов возросла более чем на 70%.

Как правило,банки устанавливают одинаковые ставки как по векселям,так и по депозитам на одинаковые сроки размещения средств.При этом покупка векселя сопряжена для клиента с меньшими хлопотами по сравнению с открытием депозита,поскольку не требует от клиента открытия счета в банке.Банк свою очередь не должен извещать об этом налоговые органы.Помимо всего прочего вексель - более «осязаем »,чем депозит: его можно использовать как средство платежа или передать в залог по кредиту,то время как депозит такой возможности клиенту не дает.

В 2001 - 2002 гг.наблюдался устойчивый рост долговых обязательств банков (62,5%), основную часть которых попрежнему составляют банковские векселя.На долю долговых обязательств банков (их совокупных пассивах)приходится 8,9%.

Прирост собственного капитала банков за истекший период составил около 72%. Наиболее интенсивный рост банковского капитала наблюдался в 2001 г.,когда среднемесячный прирост был 4,5%, в то время как в 2002 г - всего лишь 2,1%.

Кроме того,по некоторым оценкам,до половины прироста банковского капитала 2002 г.обеспечивалось за счет внесения в уставный капитал кредитов,предоставленных аффилированным структурам.Принимая во внимание намерения Банка России ограничивать подобную практику,перспективе можно ожидать снижения темпов банковской капитализации.

Необходимо отметить значительный рост прибыли банковского сектора,составившей 67,6 млрд рублей по итогам 2001 г.(это почти четыре раза больше аналогичных показателей за 2000 г.)и свыше 80 млрд рублей в 2002 г.

Текущие тенденции развития банковского сектора дают основание рассчитывать на то, что в среднесрочной перспективе возможна переориентация направлений его деятельности с финансовых рынков,настоящее время мало связанных с реальной экономикой,на выполнение своей основной функции:межотраслевое и межрегиональное перераспределение финансовых потоков.

Конечно,существует еще много препятствий на данном направлении.К ним относятся многочисленные административные ограничения, высокая себестоимость банковских услуг,высокая цена банковских пассивов,завышенные нормативы обязательного резервирования,низкая капитализация банков,большой объем представляемой отчетности,обязательность выполнения банками ряда несвойственных им функций и др.Планируемая либерализация валютного регулирования и валютного контроля предусматривает открытие финансовых границ,т.е.предоста ление права резидентам уведомительном порядке привлекать и размещать валютные средства на мировыхрынках через иностранные банки.3 С одной стороны,у нас имеются указанные выше обременения банковской деятельности,делающие российский банковский бизнес неконкурентоспособным. С другой стороны,открывая финансовые границы и ничего не делая для либерализации внутреннего банковского рынка,мы многократно усиливаем эту неконкурентоспособность и выталкиваем российский капитал за пределы страны,на словах декларируя диаметрально противоположную политику.

Для успешного развития банковского сектора в будущем необходимо в первую очередь решение проблемы поиска источников «длинных денег ».Способность банков финансировать средне и долгосрочные проекты инвестиционного характера является наиболее существенным условием снижения кредитных рисков,ограничивающих рост эффективности банковского бизнеса,частности, и экономики страны целом.

Отсюда наиболее перспективными источниками долгосрочных ресурсов являются сбережения населения и средства негосударственных пенсионных фондов,страховых компаний и др.Для получения доступа к этим ресурсам необходимо как минимум реформирование законодательной и институциональной составляющей указанных секторов,обеспечение равных условий для ведения бизнеса,развитие конкуренции.

Вклады населения - фактор будущего роста банков

Если активы 100 крупнейших банков во втором полугодии 2002 г.выросли примерно на 5%,а капитал - на 2,5%,то объем вкладов населения увеличивался гораздо быстрее - на 9,5%,что объясняется ростом доходов и преодолением возникшего после кризиса недоверия к банкам.«Нефтяные » деньги,которые два года обращались экономике,в конечном итоге доходят до населения и по мере роста покупательной способности оседают в виде банковских депозитов (табл.2).

Особенно быстро растут валютные вклады - почти на 50%(в течение 2002 г.).В банки пошел средний класс,который обычно и кладет валюту.Преобладание валютных депозитов объясняется также структурой «матрасных »денег,которые граждане понемногу,но несут в банки.Это отражает валютную структуру средств,находящихся на руках у населения.Доллару попрежнему верят больше.В валютной структуре депозитов заинтересованы не только вкладчики,но и банки.Большинство кредитов физическим лицам (в основном на покупку квартир и автомобилей) - валютные.

Ведущие банки (в первую очередь Сбербанк РФ,Внешторгбанк)максимально использовали свои возможности в привлечении средств населения и зарубежных банков и увеличили отрыв от своих менее крупных коллег.В ближайшее время именно эти источники средств будут основным фактором роста банков.

А вот предприятия,которые активно тратят деньги на расширение производства,становятся все менее надежным источником пассивов.

Впрочем,доверие населения к банкам только начинает восстанавливаться.В ближайшее время именно деньги граждан будут питать банковскую систему.Будущее российских банков - в частных вкладах.И более выгодном положении оказываются те банки,которые уже давно начали выстраивать розничный бизнес,сделав его для себя стратегической задачей.

Примечательно,что активы большинства банков из первой двадцатки росли гораздо быстрее,чем в среднем по банков ской системе:«Райффайзен банк Австрия »и Гута банк - на 14,7%,УралСиб - на 12,4%, Менатеп СПб - на 11,6%,ПСБ и МДМ банк - на 10,4%,Сбер банк - на 7,3%,Альфа банк и Газпромбанк - на 6,8%. Объясняется это тем,что у к рупных банков больше воз можностей как по привлече нию,так и по размещению средств.

Многое зависит от брэнда, который усиливается по мере продвижения банка вверх.Например,Внешторгбанк открылся на привлечение физических лиц совсем недавно, а результат впечатляет - 12,5 млрд рублей депозитов населения (5 е место).Чем дальше,тем больше будет усиливаться доминирующее положение крупнейших и много филиальных банков.Кроме того,у крупных банков и клиенты соответствующего размера,которые,как магнит, притягивают в банк своих партнеров по бизнесу (так удобнее проводить расчеты).

Если во всем мире вклады населения считаются одним из лучших банковских пассивов, то в России все наоборот - их рост вызывает беспокойство аналитиков.Этот источник фондирования наиболее чувствителен для банков.Когда население настроено оптимистично,этот сегмент быстро растет,но даже от негативных ожиданий он может очень резко сократиться.

Банковская система с трудом «переваривает »непрекращающийся поток денег от населения,ведь эти деньги достаточно дорогие,банки незначительно снижают ставки по вкладам,а количество надежных заемщиков ограничено,и их поиск отнимает существенные ресурсы.

Однако альтернативы средствам населения у банков нет, во всяком случае,в ближайшем будущем.Корпоративные клиенты,долгое время служившие банкам стабильным источником средств,становятся все менее надежными.Средства предприятий не растут.В экономически благоприятной ситуации предприятия инвестируют деньги развитие,а не держат их на счетах.

Не случайно у большинства банков,снизивших свои показатели по итогам года,главной причиной стало именно сокращение остатков на расчетных счетах юридических лиц.Главным «пострадавшим »стал Росбанк,активы которого сократились с 72,1 до 58,7 млрд рублей,результате он уступил 8 е место списке крупнейших МДМ банку.Это связано с уменьшением остатков на счетах ряда промышленных и сельскохозяйственных предприятий из за сезонности их работы.

Сокращение активов Сургутнефтегазбанка связано с тем,что нефтяники переоформляют часть своих средств из кладов в активы под управлением,что более соответству ет сути проводимых операций.

Доверительный и инвестиционный банк (ДИБ)старается управлять деньгами клиентов и жить на комиссии.Поэтому банке растет доля непроцентных доходов и доходов,не связанных с объемом активов банка.Такое сокращение активов не вызывает опасений:ДИБ давно объявил о переориентации на инвестиционный бизнес,рамках которого многие операции не отражаются на балансе.К тому же такая ориентация подразумевает резкие колебания активов.

Сократили активы также ИМПЭКСБАНК (примерно на 1,5 млрд руб.)и БИН банк (на 0,7 млрд руб.).В случае с ИМПЭКСБАНКом причина кроется в сокращении остатков на расчетных счетах юридических лиц.А БИН банке настоящий момент завершается переклассификации баланса связи с ыводом счетов,связанных со «Славнефтью ».

Страхование вкладов ,помещенных на банковских счетах, как показывает мировая практика,является одним из важнейших факторов стабильности банковской системы страны. По данным МВФ,настоящее время страхование депозитов населения осуществляется более чем 70 странах,том числе во всех государствах Европы (кроме России и Албании),США,Канаде,12 латино-американских республиках, 10 африканских и 8 азиатских государствах.

Все основные вопросы системы страхования банковских депозитов населения (а не отдельные ее составляющие)должны найти свое решение специальном федеральном законе РФ о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.В подобных законах предусматривается учреждение общенациональных организаций,таких как,например,Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Действующая США с 1934 г. ФКСД,послужившая образцом для создания подобных организаций в других странах,учреждена как федеральное независимое агентство,которое управляет общенациональной системой страхования вкладов населения банках и ссудосберегательных кассах в США,осуществляет надзор и контроль над деятельностью организаций,входящих в систему.В США и других странах,в которых успешно функционируют подобные системы,во главе стоит совет директоров.Все пять директоров, входящих в совет,включая его председателя,назначаются и освобождаются от должности президентом США.Директорами совета не могут быть лица, работавшие или работающие банке и принадлежащие к какой либо политической партии.

Содержащаяся в российском проекте закона идея использовать АРКО в качестве федеральной организации страхования банковских депозитов вызывает сомнения.Дело в том,что за три года своей деятельности АРКО израсходовало большую часть общего лимита выделенных бюджетных средств в 11 млрд рублей,занимаясь реструктуризацией 20 банков.При этом сколько нибудь адекватных результатов работы именно этого агентства по оздоровлению банковской системы России не видно.

Нужен новый федеральный закон,упраздняющий агентство с передачей всех его нерастраченных бюджетных средств и имеющегося имущества новой организации,именуемой,например,«Российская корпорация страхования депозитов ».

Организация в России - аналог ФКСД - должна быть наделена функциями формирования и управления системой страхования банковских вкладов населения,тщательного отбора надежных банков для принятия их в систему, постоянного контроля над деятельностью этих банков,банкротства кредитных организаций,не выполняющих своих функций перед вкладчиками, как это имеет место в США, Республике Корее,Венгрии и других странах.

В случае если отдельные банки не ыполнили в течение недели своих обязательств перед вкладчиками,российская организация страхования банковских депозитов должна быть наделена правом незамедлительного перевода вкладчиков из ненадежного банка в здоровый банк или самостоятельно удовлетворить законные требования вкладчиков.Эта российская организация должна иметь возможность наложить арест на всю собственность банка должника и продать ее для пополнения фонда страхования.

Сам факт невыполнения банком должником своих обязанностей перед вкладчиками должен служить бесспорным основанием для его исключения из национальной системы страхования вкладов и отзыва у него Банком России лицензии на осуществление банковской деятельности.

Максимальная сумма возмещения застрахованных вкладов, как показывает накопленный опыт,не является неизменной величиной.В США,например, уровень максимальной застрахованной суммы вкладов был установлен 1934 г.размере 5 тыс.долларов,а с 1980 г.он составляет 100 тыс.долларов на одного вкладчика одном банке.

Во всех странах,вошедших и вступающих в ЕС,максимальная сумма застрахованных депозитов на одного вкладчика рекомендована сумме 20 тыс.евро. В российском законопроекте страхование вкладов граждан на сумму до 20 тыс.рублей (625 долларов)предполагается в полном размере,средств от 20 тыс.рублей до 120 тыс.руб лей - в размере 75%.Таким образом,максимальные выплаты по застрахованным депозитам на одного вкладчика одном банке предусматриваются сумме до 95 тыс.рублей (около 3 тыс.долларов).Остальные средства (свыше 120 тыс.рублей),как предполагается,вкладчики смогут получить при банкротстве своего банка.В финансово экономическом обосновании законопроекта указывается,что фонд страхования должен обеспечить выплаты максимально возможные на сумму 60 млрд рублей (без учета банков с госучастием). В то же время предложенный коммерческим банкам процент отчислений от суммы привлеченных вкладов (до 0,15%)представляется недостаточным для формирования фонда страхования.

В США эти отчисления составляют 0,254%от суммы привлеченных банками вкладов и 0,259%от суммы привлеченных вкладов ссудосберегательных корпораций,Канаде - до 0,33%от суммы привлеченных банковских вкладов, Чехии и Польше - 0,2%для устойчивых сбербанков и 0,4% для прочих банков.

Другими словами,страхование будет минимальное.При этом действующая система полного государственного страхования вкладов Сбербанке РФ (на его долю приходится 70%совокупных вкладов физических лиц в коммерческих банках)будет разрушена.Предполагается, что для него будут сохранены 100%е гарантии по вкладам лишь на какое то время.

А внести деньги фонд страхования с первого же дня должны будут все - и Сбербанк, и коммерческие банки,и федеральный бюджет. Трудно предположить,что никто из чиновников Банка России,Минэкономразви тия,Минфина,аппарата Президента РФ не знал о фе номене «морального риска », столь характерном для банковской истории США 1980 . 90 х гг.Суть этого явления том,что в Соединенных Штатах в тот период действовала система страхования вкладов,которая на делесоздала благоприятные условия для проведения рискованной политики одних банков за счет других надежных банков,входящих в систему.

По мнению специалистов ФКСД,феномен «морального риска »вместе с другими причинами привели к банкротству 1173 банков в 1985 . 1991 гг.Противоправные действия различных банков включали самые разнообразные махинации с сертификатами неэмитированных акций,с фиктивными кредитами и многочисленные примеры самообогащения владельцев,управляющих и служащих банков. Как писал бывший президент США Томас Джефферсон,порой «банки опаснее,чем армии, готовые к бою ».

Моральные риски российской системы страхования вкладов очевидны.Часть коммерческих банков получают реальную возможность проводить рискованную политику за счет беднейших вкладчиков,основном пенсионеров, хранящих крохи своих трудовых накоплений в Сбербанке, и за счет госбюджета.Вспомним,что момент истины для банковской системы России наступил 17 августа 1998 г.,когда абсолютное большинство из действовавших тот момент банков прекратили выполнение своих обязательств перед вкладчиками,кредиторами и бюджетом.

Проект можно было бы сделать жизнеспособным,если бы он предусматривал создание двух накопительных фондов, создаваемых соответственно из страховых поступлений для банков и Сбербанка без права перелива капитала из одного фонда в другой.Второе условие - вхождение в систему страхования вкладов Сбербанка на этапе,когда уже будут отобраны надежные банки и будет накоплена определенная сумма из страховых взносов банков участников.В любом случае вклады населения Сбербанк должны быть абсолютно гарантированы.

Тенденции,сложившиеся финансовом секторе российской экономики,дают основание полагать,что наметившаяся в последние годы стагнация доходности по операциям на финансовых рынках на достаточно низком уровне сохранится и впредь. В этой ситуации банки, зачастую работавшие как финансовые компании,для поддержания конкурентоспособности и обеспечения рентабельности своего бизнеса,будут вынуждены и дальше расширять свои кредитные портфели,первую очередь за счет кредитования реального сектора экономики.При этом перспективе можно ожидать замедления темпов роста объемов краткосрочного кредитования связи с объективным насыщением потребности предприятий данным банковским продуктом и роста спроса на долгосрочные финансовые ресурсы (по мере износа и выбытия основных средств предприятий).

В свете пенсионной реформы,проводимой в настоящее время в Российской Федерации,одним из наиболее перспективных источников привлечения «длинных »денег для банков становятся средства пенсионных фондов .

В настоящее время российская пенсионная система предполагает обязательное (государственное)пенсионное и негосударственное пенсион ное страхование.

Обязательное пенсионное страхование состоит из трех частей:

  • базовой;
  • страховой;
  • накопительной

Деятельность по обеспечению пенсионного страхова ния осуществляется Пенсионным фондом России (ПФР) (взносы по формированию базовой части сначала поступают в федеральный бюджет, а далее подлежат передаче ПФР).Структура доходов ПФР 2002 и 2003 гг.представлена в табл.3 (в млрд руб.): В соответствии с законом о негосударственных пенсионных фондах (НПФ)России осуществляется также негосударственное пенсионное страхование .

В настоящее время в стране действует 268 НПФ,которые объединяют более 4 млн. участников,из них пенсионеров - 365 тыс.человек.Совокупные резервы НПФ составляют около 43 млрд рублей, собственные средства - около 10 млрд рублей.Более 77% пенсионных резервов и более 75%собственного имущества сконцентрированы в 10 крупнейших НПФ.

Основная часть НПФ (более 200)учреждена отдельными предприятиями и является корпоративной,около 40 пенсионных фондов работают с отдельными отраслями и лишь немногим более 20 фондов являются открытыми.Все крупнейшие НПФ учреждены предприятиями и входят в состав соответствующих промышленных и финансово промышленных групп.

Как правило,НПФ размещают средства через одну управляющую компанию, с которой заключен договор доверительного управления. В перспективе,когда зависимость НПФ от компаний учредителей будет снижаться, размещение резервов НПФ будет осуществляться через несколько управляющих компаний (в соответствии с мировой практикой),что позволит обеспечить необходимую диверсификацию инвестиционного портфеля и снизить риски.

Иностранные пенсионные фонды пока проявляют осторожность на российском рынке.Единственным иностранным НПФ стал недавно учрежденный НПФ ИНГ, принадлежащий ING Group , (Голландия).Фонд намерен предлагать свои услуги по негосударственному пенсионному обеспечению корпоративным клиентам ING Bank и в первую очередь российским отделениям западных компаний.

Определяющими мотивами для учреждения предприятиями НПФ и осуществления пенсионных взносов являются формирование конкурентоспособного социального пакета для персонала компании,долгосрочной мотивации сотрудников через принцип отложенного права на получение пенсии,оптимизация налогообложения.Кроме того, дополнительными выгодами для материнских компаний являются использование так называемых «кэптивных »форм деятельности,рамках которых резервы НПФ в той или иной форме инвестируются обратно компанию.

Одним из основных итогов пенсионной реформы,реализуемой настоящее время, станет появление у населения права на выбор пенсионного фонда (в том числе негосударственного),в котором будет аккумулироваться накопительная часть трудовой пенсии.Согласно закону об обязательном пенсионном страховании,такое право у населения возникнет начиная с 1 января 2004 г.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии » предусматривает следующие схемы инвестирования этих средств:

  • а к к у м у л и р о в а н ие средств в ПФР,который обязан передать их в доверительное управление управляющей компании из числа компаний,отобранных на конкурсной основе (такие конкурсы должны проводиться регулярно)соответствии с пожеланиями застрахованного лица;
  • накопления лиц,не определившихся с выбором управляющей компании,должны быть переданы в управление ФКСД ознакомиться с положением дел и представить государственной управляющей компании;
  • передача средств в какой либо НПФ,который так же обязан передать эти средства управляющей компании из числа тех,с которыми у него заключены договоры доверительного управления.

В законе детально определены процедуры инвестирования и требования к структуре инвестиционного портфеля управляющих компаний,осуществляющих деятельность по инвестированию накопительной части трудовой пенсии.В частности,доля банковских вкладов в портфеле не должна превышать 20%,приэтом доля вкладов,хранящихся одном банке,не должна превышать 10%.Предполагается,что основная часть средств будет размещаться в государственные долговые обязательства,обязательства субъектов РФ,ипотечные ценные бумаги.

Для завершения правового обеспечения реформы необходимо несение изменений существующий закон о негосударственных пенсионных фондах.

Если говорить об объеме средств,к которым потенциально получат доступ негосударственные финансовые структуры (НПФ,управляющие компании,банки и т.д.), то в 2003 г.,например,сумма накопительной составляющей трудовой пенсии составит около 50 млрд рублей,что превышает совокупные пенсионные резервы НПФ,сформированные за счет отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение.

В будущем темпы роста ежегодных отчислений на формирование накопительной части пенсий будут возрастать.Прежде всего,это обусловлено подъемом экономики страны и связанным с ним ростом доходов населения (при этом настоящее время темпы роста доходов населения превышают темпы роста ВВП страны).Кроме того,можно ожидать снижения доли «теневых »выплат заработной платы,что приведет к увеличению базы,на которую начисляются взносы на формирование накопительной части пенсии.

Наконец,будет расти доля лиц,выплачивающих взносы на формирование накопительной части пенсии по максимальной ставке.

Главным фактором,делающим эти ресурсы столь привлекательными для экономики,является их долгосрочный характер.Так,выплаты пенсий (формирующих основную часть накопительных пенсионных резервов)будут осуществляться не ранее чем через 20 лет.Следовательно,аккумулированная сумма накопительной части трудовой пенсии может превысить 2 трлн. рублей (более 70 млрд долл. США),что сопоставимо с объемом совокупных активов банковского сектора России.

Таким образом,перед банковской системой,несмотря на все трудности,которые стоят на пути ее дальнейшего роста,открываются достаточно обнадеживающие перспективы.Во всяком случае,длинные деньги начинают обретать реальные черты.

Зарубежный опыт

Законодательство ряда стран (США,Великобритании, Германии и др.)содержит особые положения, регулирующие процедуру банкротства банков и других кредитных учреждений, имеющих большое социальное значение. Одной из наиболее развитых в этой области считается законодательная база США. Банковская система двойного подчинения, в соответствии с которой федеральные и местные органы власти обладают значительными полномочиями в сфере регулирования и надзора за банковской деятельностью ,была разработана там, прежде всего для того, чтобы было легче управлять процедурами расширения, слияния и банкротств. При том, что штаты имеют возможность осуществлять весьма жесткий контроль, они не вправе превышать свои полномочия и обязаны честно относиться к банкам, пожелавшим, например, расширить свою деятельность за пределы конкретного штата.Основными агентствами федерального правительства являются Контролер денежного обращения,Федеральная резервная система (ФРС)и ФКСД.Роль Министерства юстиции и Комиссии по ценным бумагам и биржам важна,но менее значительна.

На уровне же штатов осноную роль играют советы штатов по банковской деятельности.Обычно сначала происходила национализация проблемной организации,затем отсечение проблемных активов и пассивов и после этого приватизация нового кредитного учреждения финансовоустойчивым банком.Для работы с неликвидными активами специализированная уполномоченная организация привлекала к сотрудничеству фирмы,которые по ее поручению занимались собственно оценкой,реализацией и управлением проблемными активами.

Более того,правительственные органы всегда старались недопустить банкротства крупных банков.Когда,например, 1984 г.из "Континентал Иллинойс Нэшнл Бэнк оф Чикаго "начался массовый отток капиталов за границу,Совет управляющих ФРС быстро пришел на помощь,предоставив временный заем,а Федеральная корпорация страхования депозитов выделила для спасения банка в конечном счете миллиарды долларов.

Однако меры по спасению не всегда достигали цели.Так, потерпел крах "Бэнк оф Нью Ингланд ",Миннесота (сумма активов 21 млрд долларов)при том, что ФКСД потратила на его спасение 2,3 млрд долларов.

Обанкротившиеся банки являются удобным объектом для поглощения.В последнее десятилетие федеральная система регулирования практически завладевала неплатежеспособными банками и сберегательными организациями, чтобы создать "зомбированные "депозитарные институты.

Источником жизненной силы для них были правительственные гарантии в форме неучитываемых нематериальных активов.Но,поскольку правила счетоводства распространяются как на отраженные в балансе,так и на внебалансовые проводки,внебалансовые пассивы привели к юридическому банкротству Федеральную корпорацию страхования ссудосберегательных ассоциаций и к фактической несостоятельности ФКСД.Причем расходы,как обычно,легли на налогоплательщиков.

Создав "живых покойников ", федеральные регулирующие органы очень скоро попытались вернуть их обратно частный сектор.Однако недостаток ресурсов и бюрократическая волокита невероятно затянули процесс.Семь лет,например,понадобилось ФКСД,чтобы закончить реприватизацию "Континентал Банк ".Тем не менее все это дает возможность здоровым банкам самим приобретать "зомбированные "организации.

Объектами приобретения являются в основном мелкие обанкротившиеся банки.Самым урожайным был 1991 г.,когда было объявлено о продаже 34 ссудосберегательных филиалов в Айове.26 из них с 475 млн долларами депозитов были приобретены 19 независимыми местными банками,12 из которых обладали совокупными активами менее чем на 100 млн долларов.В настоящее время примерно половина из 2,5 тыс.ссудосберегательных ассоциаций страны более чем с 18 тыс.отделений ожидают банкротства или продажи,поскольку они неотвечают требованиям к капиталу.Из крупных банков банкротов были приобретены "Банк оф Нью Ингланд "и ряд техасских банков:первом случае покупателем ыступал "Флит Норстар ",во втором - "Эн Си Эн Би "и "Банк Уан ".

В организованных поглощениях есть две привлекательные особенности:право приобретающего банка на переоценку всех депозитных переговоров течение 14 дней после сделки и продолжение обработки данных вплоть до завершения перестройки (обычно 3 или 4 месяца), что дает возможность расширить предоставление услуг, обеспечить рост и рыночную диверсификацию.

В соответствии с законом "О равенстве при конкуренции в анковском деле "ФКСД может создать в случае банкротства банка (с активами свыше 500 млн долл.)бриджбанк (мост банк).Такой банк создается для присоединения вкладов и других пассивов, а также покупки активов обанкротившегося учреждения и продолжения предоставления банковских услуг.Бридж банк обычно создается при условии:

  • если затраты на его организацию и деятельность не превышают затрат на ликвидацию закрытого банка или банков;
  • если продолжение операций застрахованного банка важно для того региона,где расположен банк;
  • если продолжение операций застрахованного банка необходимо для вкладчиков закрытого банка и остального населения.

Обычно срок действия бридж банка - 2 года.За это время ФКСД,улучшая финансовое положение своего подопечного, перекидывает мост от банкрот ства банка до нахождения подходящего покупателя.Стороны,заинтересованные приобретении активов и пассивов мост банка,могут с помощью ФКСД заявки на участие торгах.ФКСД обеспечивает мост банк операционными средствами.По закону мост банк может быть учрежден без капитала и обладает всеми полномочиями национального банка или банка штата (в случае с "Банк оф Нью Ингланд "как раз использовался принцип бридж банка).

Согласно американскому законодательству возврат вкладов происходит в течение 3 - 5 рабочих дней после даты закрытия.Права вкладчика зависят от того,застрахован или не застрахован вклад.

В первом случае вкладчик банка имеет право на получение средств по застрахованной части вклада,во втором - он становится обычным кредитором затронутого несостоятельностью имущества и имеет право на сертификат о вкладе.

Банкротства банков сильно истощили страховой фонд ФКСД,а ряд банков был вынужден повысить отчисления на покрытие потерь по кредитам,уменьшить дивиденды, сократить персонал и приступить к распродаже активов. Реализация намерений ФКСД перестроить свои резервы путем увеличения страховых сборов с банков означала повышение затрат для их клиентов. Расходы на аварийную помощь и повышенные издержки банковской деятельности - это плата за услуги федеральной сети безопасности с ее политикой защиты банков "слишком больших,чтобы позволить им обанкротиться ".


1Здесь и далее в отношении 2002 г. даны предварительные оценки автора.

2Ставки по рублевым вложениям выше,а возможность курсовых потрясений резко снизилась.

3При этом совершенно игнорируется тот факт,что вся банковская система России по своим масштабам в несколько раз меньше отдельно взятых крупных западных банков.