Содержание

Введение. 3

1. Культура брака. 4

2. Факторы и условия семейного благополучия. 10

2.1. Условия создания устойчивого семейного союза. 10

2.2. Факторы семейного благополучия. 11

2.3. Любовь и семейное благополучие. 12

3. Законы совместимости. 14

4. Роль женщины-матери в созидании культуры семьи в современных социально-экономических условиях. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение

Актуальность представленной работы заключается в том, что в России нет культуры внутрисемейных отношений, понимания того, что для создания крепкой семьи все: и мама, и папа, и дети – должны потрудиться. Сегодня каждая вторая семья в нашей стране является конфликтной, где возникающие проблемы принято решать с применением насилия.

Важность и значимость семьи в структуре общества невозможно переоценить. Ведь здоровая семья является основным фактором здорового общества. По мнению психологов необходимо повышать престижность отцовства и материнства, повышение психологической готовности юношей и девушек к браку, ответственности перед брачной и семейной жизнью. Исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого далеко не всегда свойственно современному поколению, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями- мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.

Цель работы – рассмотреть особенности культуры внутрисемейных отношений.

Задачи работы – охарактеризовать основные черты культуры брака; изучить факторы и условия семейного благополучия; определить роль женщины в созидании культуры семьи.

1. Культура брака

 Велика и животворна сила человеческой дружбы. Семья - первый коллектив, играющий огромную роль в создании здорового образа жизни. Хороший, слаженный, дружный коллектив - это здоровье, счастье. В этом очень заинтересованы общество и государство.

Человек обычно не остается один, он всегда стремится быть в кругу своих товарищей, дома его окружают семья, родные и близкие, соседи и знакомые. Ничто так не украшает и не оздоравливает быт, как постоянное стремление вырабатывать в себе, в своем характере, в своем миропонимании чувство уважения к тем, кто окружает тебя на работе и дома.

Жизнь семьи, ее внутренний мир - это очень важная составная часть нашего образа жизни. В наших семьях должны преобладать во взаимоотношениях положительные качества. В них - здоровье и счастье каждого члена семьи, нравственность общества в целом. Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и культурным ценностям.

О гигиене брака. Одним из условий укрепления семьи, ее здоровья является знание основ гигиены брака. В нашей стране женщины вступают в брак обычно в возрасте 20-22 лет, а мужчины - в возрасте 22-24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие молодежи, трудовая жизнь человека создает материальную основу для его семейной жизни. Следовательно, брак, заключаемый в возрасте от 20 до 24 лет, соответствует как законам биологии и медицины, так и законам общественного развития.

Знакомства молодых людей с гигиеной брака, с вопросами половой жизни, к сожалению, недостаточно. Незнание основных условий половой жизни юношами и девушками, молодыми супругами побуждает их искать ответы у более "опытных", но также мало осведомленных товарищей и подруг. Все это порождает нездоровое любопытство, лишает молодых людей необходимой осторожности и нередко ведет к непоправимым ошибкам (особенно когда современное телевидение чересчур осведомляет молодежь в половом вопросе). Конечно, важно иметь представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов - мужских и женских. Важно знать и механизм зачатия, зарождения новой жизни. Половые органы - органы не только размножения, но и эндокринные, железы внутренней секреции, которые вырабатывают половые гормоны - мужские, женские. Существуют соответствующие первичные и вторичные половые признаки. Вместе с тем половой вопрос выходит далеко за пределы биологии. Это - и моральный, и социальный вопрос.

Умственное и физическое развитие, труд, искусство, жизнь общества стоят в тесной связи с теми или иными сторонами половой жизни людей. Последняя влияет на формирование таких общественных сторон жизни, как семья и воспитание детей. Прежде всего, необходимы общность интересов, примерно одинаковый уровень развития, серьезность и глубокое уважение чувства любви и дружбы, Именно на такой всесторонней общности и строится нормальная жизнь семьи. Любовь должна быть оберегаема от упрощенческих обывательских взглядов на нее - это возвышенное, одухотворенное, красивое чувство, присущее только человеку, оно несравнимо с животным половым инстинктом. Любовь юноши и девушки, создавая романтическую приподнятость, окрашивает в яркие краски переживания человека, вдохновляет, служит стимулом для роста и развития.

Любовь пробуждает в человеке преданность, особую чуткость и внимание к любимому человеку, готовность к самопожертвованию ради него. С особой остротой воспринимает влюбленный красоту природы и радость жизни. Жизнь человека не может считаться полноценной, если он не испытывает чувство глубокой и серьезной любви, если он не знает счастья материнства и отцовства.

Свойственная только человеку, любовь стала известна человеческому роду не с момента его зарождения, а гораздо позже. Ф. Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" трактует любовь как историческое явление, появившееся лишь на определенной стадии развития общества, когда человек достиг определенной духовной зрелости, когда начала вырабатываться человеческая личность.

К. Маркс считал, что на основании отношения мужчины и женщины можно вообще судить по степени общей культуры человека. И если мужчина видит в женщине только представительницу определенного пола и не умеет ценить в ней человеческое, то он добровольно отказывается от самого лучшего, светлого в жизни (время подтвердило правоту Маркса).

С точки зрения гигиены должна быть осуждена ранняя, добрачная половая жизнь, равно как и половая жизнь без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обязательств.

Существует неправильный взгляд, будто половое воздержание, особенно для мужчин, невозможно и приносит вред здоровью. Многочисленные наблюдения над людьми (в экспедициях, путешествиях, зимовках в Арктике и т. п.) показали, что периодическое воздержание не причиняет никакого вреда здоровью. Наука не знает болезней, которые возникали бы от полового воздержания. Интересная работа, физический труд, физическая культура и спорт, заполняя жизнь человека, отвлекают его мысли от сексуальной направленности. Но вот болезни полового излишества известны: половая неврастения, общая астения, стенокардия, малокровие, умственная астения, болезни органов чувств (светобоязнь), расстройства пищеварения.

Воздержание не ведет, как думают некоторые, к половому недоразвитию или импотенции. Воздержание в юношеском возрасте, до 24-25 лет, полезно и необходимо, оно способствует укреплению нервной системы. Только у лиц, не имевших половых сношений в 30-летнем и более старшем возрасте, наблюдается некоторая атрофия половых желез.

Интенсивная половая жизнь в молодом возрасте всегда имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, и дети, рождающиеся у таких родителей, слабыми.

"Инстинкт самосохранения еще недостаточно обнаруживается в молодости, - писал И. И. Мечников. - Молодость - возраст самых бескорыстных жертв, но также и разнообразных злоупотреблений алкоголем, половыми отправлениями и т. д.". Человек, предающийся половым излишествам, преждевременно ослабляет свою нервную систему и уменьшает сопротивляемость организма к разным болезням.

По наблюдениям врачей, здоровые дети родятся от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет. Вредны ранние, а также слишком поздние браки. Невозможно дать определенный совет, как часто может повторяться половой акт без вреда для здоровья. Физиологическая потребность половых сношений в значительной степени зависит от темперамента, здоровья, воспитания, взаимного влечения и других причин. Есть немало людей, которые довольствуются половой близостью 1-2 раза в месяц и могут длительный период совсем не жить половой жизнью. Наоборот, есть люди, которые отличаются усиленным половым влечением и при вынужденном половом воздержании испытывают беспокойство и неудовлетворенность. Между этими крайностями могут быть самые разнообразные переходы. Однако большинство медиков считают наиболее гигиеничными для здоровых людей половые сношения 1-2 раза в неделю. Пробным камнем является самочувствие: если на следующий день после полового акта человек чувствует себя здоровым и бодрым, - значит, секс не был вреден; если же чувствуется вялость, усталость, - значит, имело место излишество.

Итак, внимание к вопросам гигиены половой жизни совершенно необходимо. Выдающийся советский педагог, крупный мастер в труднейших делах воспитания молодежи А. С. Макаренко писал по этому поводу: "Половой инстинкт, инстинкт огромной действенной силы, оставленный в первоначальном "диком" состоянии или усиленный "диким" воспитанием, может сделаться только антиобщественным явлением. Но связанный и облагороженный социальным опытом, опытом единства с людьми, дисциплины и торможения, он становится одним из оснований самой высокой эстетики и самого красивого человеческого счастья".

Прочная семья, взаимная любовь и верность супругов, правильное воспитание детей и глубокое уважение их к родителям - все это неотъемлемые черты здорового образа жизни. Без хорошей семьи не может быть счастливой жизни не только для отдельно взятого человека, но и для всего общества. Взаимная любовь, половое удовлетворение способствуют повышению духовных, творческих сил и, взаимно дополняя друг друга, являются могучим побуждающим фактором в жизни человечества.

Поэтому вопрос о браке, отношениях мужчины и женщины, о детях представляет собой и социальную, общегосударственную проблему. Сохранить в этом деле принципиальность, чистоту, высокие моральные устои - это и есть то, к чему должен стремиться каждый человек. Гнилая мораль, предрассудки, плохое воспитание породили такое отвратительное явление быта, как брак без малейшего естественного влечения друг к другу, когда он совершается по грубому материальному расчету. Большая разница в возрасте супругов служит источником бытовых столкновений и конфликтов, отравляет их жизнь, а с медицинской точки зрения представляет патологию, возможную причину появления болезненного, неполноценного потомства, с плохой сопротивляемостью, неустойчивой психикой и т. п.

Совершенно необходимо, чтобы с начала сознательной жизни подрастающее поколение уже имело твердые моральные устои, здоровые понятия о браке. При воспитании детей надо постоянно помнить, что половое чувство может появиться очень рано. Неосторожные разговоры, неподходящие фильмы, телевизионные и радиопередачи могут этому способствовать и привести к нездоровым склонностям, уродливым представлениям и понятиям в этой области[1].

     2. Факторы и условия семейного благополучия

2.1. Условия создания устойчивого семейного союза

   

  Проблема благополучия семьи занимает центральное место в рассмотрении брачных отношений. Главными  условиями благополучия семьи в нашем сознании выступают: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная, высокооплачиваимая, работа у супругов. Правда, порядок ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего ставят взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдали первенство взаимопониманию, детям, а потом уже отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе.[2]

              В.Мэтьюз и К. Миханович в результате изучения очень широкого спектра реальностей семейной жизни обнаружили десять наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастных семьях супруги:

1.     Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.

2.     Плохо понимают чувства другого.

3.     Говорят слова, которые раздражают другого.

4.     Часто чувствуют себя нелюбимыми.

5.     Не обращают внимания на другого.

6.     Чувствуют неудовлетворенность потребность в доверии.

7.     Ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.

8.     Редко делают комплименты друг другу.

9.     Вынуждены часто уступать мнению другого.

10.              Желают больше любви.

С точки зрения американских психологов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий. Это:

-         нормальное безконфликтное общение;

-         доверительность и эмпатия (действенное сочувствие другому);

-         понимание друг друга;

-         нормальная интимная жизнь;

-         наличие дома (где можно отдохнуть от сложностей жизни);[3]

  Из этих исследований можно сформулировать определенные условия семейного счастья: стремление к ликвидации возможных противоречий, умение смотреть на события и обстоятельства с позиции другого, высокую культуру общения, постоянный учет взглядов и мнений другого, неустанную демонстрацию любви, подлинное доверие друг к другу, высокую степень взаимопонимания, взаимовосхищение и взаимную же уступчивость.

 2.2. Факторы семейного благополучия

         Факторы  благополучия семьи разделяются по следующим полюсам: внешние-внутренние, объективные-субъективные.

         К внешним объективным обычно относят стабильность социальной системы, в которую включена семья (прерогатива государства), и материальные условия ее жизни.

         К субъективным внешним факторам относят факторы социального контроля: правовые и культурные нормы, национальные и культурные традиции, ожидания и требования значимого окружения.

         Для современной семьи преобладающее значение имеют субъективные внутренние источники стабильности: межличностные чувства членов семьи

 (любовь, ответственность, долг и уважение). Рассмотрим любовь как фактор семейного благополучия.    

2.3. Любовь и семейное благополучие       

 Тема любви волнует человечество на протяжении всей его истории. Любовь была и злом, и благом; и счастьем и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.

         Исследования ученых показали нетождественность любовной собственно брачной ориентации молодежи. Так, по данным В.Т. Лисовского, в число жизненных первостепенных планов молодежи в 72,9 процента ответов вошло «встретить любимого (ую)» и только в 38,9 процента – «создать семью»,  юноши и девушки далеко не в каждом партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено и в исследованиях С.И. Голода. Он обнаружил, что в числе возможных мотивов интимных предбрачных отношений «любовная» мотивация явно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе – приятное времяпровождение. На третьем у женщин – ориентация на брак, у мужчин – стремление получения удовольствий, а уж затем ориентация на брак.[4]

      Как известно, и любовь может быть без брака и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, и в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. В большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Причин здесь несколько:

1.     В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого.

2.     Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем о семейных буднях и повседневных семейных делах.

3.     Фетишизация любви, в страстном поиски любви мы принимаем за любовь нечто, вовсе ей не соответствующее.

      Согласно исследованиям философа и социолога В. Зацепина,  в семьях, отношения ее членов друг к другу периодически могут проходить пять стадий.

1.     Характерна глубокая, страстная влюбленность, когда другой супруг безраздельно занимает большую часть нашего внимания, а его образ, вызывает положительные эмоции.

2.     Эта стадия характеризуется некоторым охлаждением, образ другого все реже всплывает в сознании в его отсутствие и не всегда вызывает положительные эмоции, хотя появление его вызывает положительные эмоции.

3.     Происходит дальнейшее охлаждение отношений. Настроение не поднимается с приходом супруга. Для его поднятия необходимо какое-то внимание со стороны другого, наступает привыкание.

4.     На этой стадии присутствие другого вызывает раздражение, а сам он начинает рассматриваться уже через призму не достоинств, а недостатков.

5.     На пятой стадии отрицательная установка практически полностью овладевает человеком. Образ другого не покидает сознания, но только теперь состоит из всего отрицательного. Здесь супругам действительно   нужна временная разлука и огромная сдержанность, чтобы не совершить непоправимое.[5]

3. Законы совместимости

Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых находится психофизиологическая совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий. Высший уровень групповой совместимости включает ценностно-ориентационное единство.    Оно есть показатель групповой сплоченности, отражающий уровень или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к каким-либо объектам. Семья является малой группой, и законы совместимости распространяются и на нее.

Муж и жена могут ожидать от очень разного и по разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для нее самой ситуаций. Система наших брачно-семейных представлений является очень сложной и причины несовпадения возникают очень часто. Можно выделить три основные причины:

1.                        Наши представления о браке и семье чем дальше, тем более и более утончаются, насыщаются подробностями, поскольку семья ныне все меньше соответствует сложившейся в веках схеме ролевого функционирования. Рост материального благосостояния позволяет нам искать все более разнообразные модели семейных отношений.

2.                        Состоит в том, что наши представления ныне, стали весьма далеки от идеала.

3.                        Третья причина заключается в том, что конфликт представлений молодых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они с завидным постоянством предпочитают обсуждать любые темы, кроме семейных отношений. Во-вторых при очень коротком предбрачном знакомстве выяснить представления друг друга очень проблематично.

 Функционально-ролевые конфликты в семейной совместимости могу проявляться в трех сферах семейных отношений. Первая сфера – досуг, свободное время супругов. Причина остроты взаимоотношений в этой сфере семейной жизни достаточно ясна: чем больше мы ждем от своего свободного времени, но тем меньше совпадают наши представления как следует его проводить.

     Вторая сфера – хозяйственно-экономические отношения в семье. Отжившие стереотипы ведения семейных дел постоянно становятся «яблоком раздора» между супругами.

     Третья сфера – интимные отношения. Тот самый секс, который породил миф о сексуальной гармонии как важнейшем условии счастливого брака.

     Психологи, исследующие законы совместимости, пришли к выводу о том, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов не определяют всецело стабильность и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза. Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными оказываются такие черты, которые определяют способность партнеров воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относится. Стоит отметить, что у супругов всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейный представлений, высокой культуры взаимоотношений[6].

4. Роль женщины-матери в созидании культуры семьи в современных социально-экономических условиях

Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Человек является главным ее созидателем. Двадцатый век наглядно показал, что научно-технический прогресс, достижения человеческого интеллекта не сделали человека созидателем — творцом своего счастья. Скорее наоборот, эти достижения только умножили его страдания. За последние десятилетия человеческий ум сильно развился, но сердце человека застыло, осталось на уровне каменного века. Появление на свет с самого начала было связано с проецирующимся в будущее космическим созидательным принципом, с великим процессом эволюции созидания. Ближайшая задача — развитие человеческой духовности. (В обществе, где нет духовности, нет и счастья, поскольку это— полная духовная гармония.) При решении данной задачи ведущая роль должна принадлежать женщине-матери. В руках женщины — созидание культуры, семьи, спасение человечества и общества в трудных современных социально-экономических условиях. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. Ведь рождение, воспитание и совершенствование человеческой индивидуальности — процесс очень сложный, медленный и длительный[7].

Многие ученые говорят, что воспитание человека должно начинаться с момента его рождения и продолжаться всю жизнь. Однако результаты исследований многих ученых (в том числе и наших) на 30 человеках в возрасте до 20 лет с помощью специальной методики—одитинга (слушать и рассчитывать) — показали, что воспитание нужно начинать еще до рождения, так как клеточная информация материнского организма поступает уже в структуру зародыша. Иными словами, в самой первой клеточке зачатия запрограммировано наше будущее. Эти факты научно доказаны.

Особенно велика роль женщины-матери в воспитании детей. Мать закладывает основу будущей сознательной жизни ребенка, формирует направление, окраску, качество всех его стремлений и способностей. Должна делать она это двумя путями. Во-первых, совершенствуясь сама, во-вторых, заботясь о ребенке уже тогда, когда он еще находится в утробе.

Принцип построения всего мироздания живет единством духов полярных начал — мужского и женского. Мужчина сильнее физически, женщина — духовно, мужчина более развит интеллектуально, женщина — интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют этими качествами, они сполна выполняют свое назначение в обществе. Нормальная эволюция возможна только при равновесии начал. Преобладание какого-либо одного начала над другим неизбежно приводит к тяжким последствиям. Именно нарушение закона эволюции произошло в нашем обществе. Все бедствия в значительной степени являются следствием порабощения и унижения женщины-матери. Унижение женщины огрубило ее и привело к падению культуры, нравственности. В нашем обществе женщина-мать из-за рабской зависимости лишена возможности в полной мере созидательно работать над собой, лишена равноправия. Однако равноправие — не слепое подражание мужчинам. Надеть мужскую одежду, копировать поведение мужчины, особенно их дурные привычки, овладеть мужскими профессиями вовсе не означает достижение равноправия. Равноправие — это возможность созидать собственную духовность, индивидуальность, в неповторимом выражении которой лежит красота и гармония женщины-матери.

Чтобы женщина справилась с задачей спасения общества и культуры, ей необходимо развить в себе такие душевные качества, как любовь, милосердие, сострадание, терпимость, терпение, готовность к самопожертвованию, высочайшая нравственность, т.е. все то, что названо таким емким словом — духовность.

Истинная культура мысли прирастает культурой души и сердца женщины-матери, ее беспредельным совершенствова нием. Лишь в этом истоки созидания, без которого невозможно постичь все величие, многообразие, сложность жизни человека. Призванная дать новую жизнь, женщина обязана создать условия для нормального развития этой жизни. Именно женщина-мать должна вести общество по ступенькам духовности. Поэтому она должна быть духовно образованной, закладывать зерна культуры и государственности[8].

Заключение

Вступление в брак ни в коей мере не должно истолковываться молодыми как конечная цель, после достижения которой можно «расслабиться и отдохнуть», но, наоборот, должно рассматриваться ими как исходная точка обретения семейного счастья. А это значит, что супруги просто не имеют права останавливаться в своем развитии, а равно и переходить грань, где семейные отношения сохраняются только ради детей, хорошей работы или положения в обществе. Необходимо стремиться преодолеть всю рутину обыденности семейной жизни и находить в ней новые привлекательные стороны. В этом  нелегком пути и необходимы законы и закономерности такой науки как Психология семейных отношений.

Малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения(очень личным); и, наконец, едва ли не главное, что социальная необходимость в семье действительно налицо, ибо исчезни она, само существование человечества окажется под угрозой. В связи с этим следует постоянно обращать внимание на общественное значение двух основных функций семьи - репродуктивной и воспитательной (т. е. физического и духовного воспроизводства населения), что только в семье они способны выполнятся полноценно и естественно. 

Список литературы

1.     Агеев О. Культура семьи и брака // Русская Цивилизация. 6 июня 2005 год.

2.     Гуревич П.С. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2006.

3.     Ковалев С.В. Психология современной семьи: - М:.Просвещение, 1988. 

4.     Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1994.

5.     Черных И. Дайте почувствовать ребенку свою любовь // Парламентская газета. 14 февраля 2006 год.


[1] Агеев О. Культура семьи и брака // Русская Цивилизация. 6 июня 2005 год. С. 3-4.

[2] Ковалев С.В. Психология современной семьи: - М:.Просвещение, 1988.  С. 112.

[3] Ковалев С.В. Психология современной семьи: - М:.Просвещение, 1988. С. 115.

[4] Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. С. 116.

[5] Ковалев С.В. Психология семьи. –М.: Просвещение, 1988. С. 121-222.

[6] Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1994. С. 434.

[7] Гуревич П.С. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 66.

[8] Черных И. Дайте почувствовать ребенку свою любовь // Парламентская газета. 14 февраля 2006 год. С. 4.