СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ.. 4

2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.. 6

2.1. Методы устного изложения учебного материала. 6

2.2. Учебная демонстрация. 15

2.3.  Инструктаж.. 22

3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

ВВЕДЕНИЕ

Общественно полезный труд школьников — один из видов их деятельности, направленной на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и имеющей целью содей­ствовать всестороннему развитию личности; важное средство вос­питания потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям тру­да, общественной активности.

В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учи­тель использует различные методы обучения, как правило, в соче­тании друг с другом.

Изучая общеобразовательные предметы, школь­ники усваивают знания по общим научным основам современ­ного производства, о закономерностях и принципах, используемых в трудовых процессах; знакомятся со сферами (областями) про­фессиональной деятельности и некоторыми конкретными профес­сиями. Достигается это прежде всего благодаря иллюстрирова­нию изучаемых явлений и законов природы и общества примера­ми о типичных предметах, средствах и процессах труда, взяты­ми из жизни базовых предприятий и из более широкой социаль­ной практики; проведению производственных экскурсий и акцен­тированию внимания учащихся на основных производственных и общественно-политических функциях современного рабочего; рас­сказам и беседам о профессиях, передовиках и новаторах произ­водства; использованию не только учебного, но и доступного производственного оборудования для проведения лабораторных работ и практикумов. Указанные и сходные с ними формы и ме­тоды, применяемые учителями, способствуют усилению роли изу­чения основ наук в трудовом воспитании, политехническом об­разовании и профессиональной ориентации учащихся.

Цель работы – изучить особенности организации урока трудового обучения.

Задачи работы – определить цели, задачи и основные пути трудовой подготовки; разработать урок трудового обучения.

1.    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Общая цель трудовой подготовки школьников конкретизиру­ется применительно к ее составным частям постановкой соответ­ствующих задач. Задачи (как и цели) трудовой подготовки уча­щихся широкие: они указывают на единство воспитывающей, развивающей, политехнической, практической (созидательной), профориентационной и профессиональной ее направленностей. Для рассмотрения этих задач условно подразделим их на две группы, учитывая, что вся совокупность задач должна решаться взаимосвязано и комплексно.

К первой группе отнесем задачи, связанные преимуществен­но с коммунистическим воспитанием учащихся и их развитием:

выработка осознанного отношения к учебе, гражданское ста­новление, нравственное и интеллектуальное развитие личности, физическое развитие;

воспитание трудолюбия, потребности в труде, общественной активности, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к общественному дос­тоянию и родной природе.

В соответствии с этими задачами трудовую подготовку школь­ников начиная с  1  класса осуществляют так, чтобы они все бо­лее проникались мыслью о труде как обязанности каждого граж­данина   Советской  страны,  сознанием  того,   что труд — это  пер­вая жизненная потребность человека. Учащиеся в процессе обу­чения и труда  воспитываются на  примерах нравственного пове­дения,   постепенно   осознают   общественную   значимость   своего труда, у них формируются гражданские и нравственные понятия, чувства и убеждения. В процессе трудового и профессионального обучения  школьники приучаются к самостоятельности и настой­чивости в решении трудовых задач, учатся планировать и выпол­нять  общественно  полезные  дела,  работать   коллективно,   помо­гать товарищам, бережно и ответственно относиться к социалис­тической собственности.

Вторая группа задач трудовой подготовки указывает главным образом на необходимость осуществления в единстве политехни­ческого образования и соединения обучения с производительным трудом. Эти же задачи характеризуют специфику предмета «Тру­довое и профессиональное обучение», призванного давать уча­щимся общетрудовые и профессиональные знания о предметах, средствах и процессах труда, вооружать аналогичными умения­ми и навыками. В данную группу включим следующие задачи:

формирование трудовых навыков и умений, технических, тех­нологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, про­изводительном труде; применение знаний по основам наук в тру­довой деятельности;

расширение и углубление политехнического кругозора уча­щихся, ознакомление их с общими научными основами и едины­ми организационно-экономическими принципами современного производства;

ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формиро­вание устойчивых интересов к определенным видам труда, по­буждение к сознательному выбору профессии и получение пер­воначальной профессиональной подготовки;

подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступ­ных видов труда дома, в семье и по месту жительства.

Широта и многоплановость целей и задач трудовой подго­товки учащихся обусловливают необходимость использования разнообразных путей ее осуществления. Они представляют собой определенную систему.

Рассмотрим   сначала   те   пути   трудовой   подготовки,   которые   относятся   ко  всем   школьникам.   Это  преподавание  основ  наук, предмета   «Трудовое  и   профессиональное  обучение»,   обязательный   общественно   полезный,   производительный   труд   учащихся, ежегодная трудовая практика.

В достижении общих целей и задач трудовой подготовки осо­бенно важную роль играет учебный предмет «Трудовое и профессиональное обучение».

2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Методы устного изложения учебного материала

Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебно­го материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.

Эффективность применения методов устного изложения и объ­яснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы — составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспи­тательных целей. Существуют самые разнообразные методиче­ские приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя[1].

Логические приемы — приемы формирования мыслитель­ной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следст­венных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.

Технические приемы предусматривают рациональное ис­пользование средств деятельности учителя и учащихся: различно­го оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.

В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше назван­ных и других приемов.

Рассмотрим пример. На занятиях по сельскохозяйственным работам в VII классе по теме «Весенний уход за молодым и плодо­носящим садом, растениями дендрария» учитель ставит цель: про­должить формирование практических умений по уходу за плодово-ягодными и древесно-кустарниковыми декоративными растени­ями.

В начале занятия учитель объясняет учащимся биологическую сущность таких работ, как обрезка, обработка приствольных кру­гов, рыхление междурядий с внесением удобрений, полив, защита растений от вредителей и болезней. В процессе объяснения он использует логический прием выявления причинно-следственных связей — зависимости развития корневой системы от водно-воз­душного и минерального режима почвы, урожайности сельско­хозяйственных культур от мероприятий по защите их от болезней и вредителей, а также прием сравнения: рост и развитие растений в условиях недостаточного питания и в условиях рационального внесения удобрений и полива. Затем делает обобщение: проводя работы по уходу за растениями, человек повышает продуктивность сельскохозяйственных культур, управляет ростом и развитием рас­тений.

К устному изложению, объяснению учебного материала предъ­являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти­ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча­щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер­жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор­мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб­ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.

Рассказ — метод устного изложения материала, который но­сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди­тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети­ческого или практического характера.

С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред­ставления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, приборов, механизмов, аппа­ратов, орудий, машин и других средств промышленного и сельско­хозяйственного труда, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи­мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос­ти изложения.

Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа­нию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмо­циональность учащихся.

Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про­исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна­чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа­гогические требования: каждое слово учителя должно быть понят­но учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе­ленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом­ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.

Рассказ не должен быть очень пространным, изобиловать мно­жеством примеров, так как учащиеся не смогут из такого расска­за выделить главное, запомнить его. На уроках трудового обуче­ния в V—VII классах рассказу целесообразно отвести не более 10—15 мин, а в старших классах — 25—30 мин.

Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи­мо бывает знание фактического ^материала. Так, на первом уро­ке по сельскохозяйственному труду в V классе учитель может дать учащимся представление об основных отраслях сельского хо­зяйства: растениеводстве и животноводстве, их значении в выпол­нении Продовольственной программы; о взаимосвязи отраслей сельскохозяйственного производства; особенностях труда по вы­ращиванию культурных растений и домашних животных. При про­ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии сельского хозяйства страны и базово­го хозяйства.

При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска­за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча­щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.

Беседа — метод обучения, при котором учитель с помощью це­ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе­седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни­ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.

Беседа — один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име­ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от­носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.

В практике трудового и профессионального обучения беседу применяют на занятиях во всех классах — от младших до выпуск­ных. Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи­ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.

Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп­роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча­щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ­лены на формирование у школьников теоретических знаний, опре­деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс­няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).

Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив­ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко­торые требуют от учащихся воспроизведения фактического мате­риала, например: «Какие породы древесины вам известны?»; «Ка­кие натуральные ткани используют при пошиве летней легкой одежды?»; «Что понимают под севооборотом?»; «Назовите вегета­тивные и генеративные органы растений»; «Как классифициру­ют овощные культуры по хозяйственным признакам?». Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае­мых объектов, явлений, процессов, например: «Сравните всхо­ды культурных растений и сорняков, опишите признаки их раз­личия и сходства»; «Объясните, почему процессы дыхания и пи­тания растений противоположны друг другу».

Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, про­цесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональ­ные, временные, пространственные и другие связи, например: «Какие физические закономерности используют в работе токарных, сверлильных станков?»; «Какие биологические процессы ле­жат в основе роста и развития растений (животных)?»; «В чем сущность различных способов (физических, химических, биологи­ческих) подготовки кормов к скармливанию?»; «Какое влияние оказывает недостаток элементов минерального питания на расте­ния?»; «Каково устройство и назначение рабочих органов плуга?»; «Какие изменения структуры металлов и сплавов происходят при химико-термической их обработке?»; «Объясните влияние на про­изводительность труда отрицательных производственных факторов (шум, повышенная температура, влажность, запыленность возду­ха и др.)»; «Объясните зависимость прочности металлов от структуры кристаллической решетки».

Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает ин­терес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле. Рас­смотрим примеры таких вопросов: «Почему в первые дни жизни теленку необходимо давать молозиво?»; «С какой целью кормовые травы скашивают на «зеленый корм» до начала цветения?»; «По­чему рассаду высаживают в прохладную погоду?»; «Чем объясня­ется нагревание проводников при прохождении по ним электри­ческого тока?».

Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, долж­ны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; воп­росы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов долж­но отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение глав­ного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьни­ка; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу прово­дят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулиро­вать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие само­стоятельности школьников.

Объяснение носит доказательную форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для усвоения. Например, объяснение необходи­мо при изучении школьниками принципа устройства и работы ма­шин, механизмов, технологических процессов, работы с инструмен­тами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом прие­мов работы.

Объяснение проводят в строгой логической последовательнос­ти: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем раз­решают последовательным, логическим доказательством.

Объяснение может быть различным по степени сложности и предусматривать разную степень самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во вре­мя объяснения, учитель приучает школьников ко многим логиче­ским операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упраж­нения, которые помогут учащимся применить новые знания в са­мостоятельной работе.

В старших классах наряду с рассказом, беседой и объяснением используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое научное обоснование.

Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознаком­лении учащихся с целями и задачами нового курса обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств нагляд­ности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных по­собий и др.) для иллюстрации основных ее положений. Опыт ра­боты передовых учителей показывает, что логика построения лек­ции, эрудиция учителя, умелое использование средств нагляднос­ти в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Лекция может в большей степени способствовать обобщению знаний и умений учащихся, развивающих научное мировоззре­ние. К таким лекциям, например, относятся проводимые в стар­ших классах лекции для ознакомления учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами техноло­гических процессов и т. д.

По продолжительности школьная лекция занимает, как правило, большую часть урока, остальная часть урока идет на подго­товку учащихся к восприятию материала лекции, а часть на про­верку усвоения нового материала.

К лекции предъявляют ряд педагогических требований: идей­ная направленность учебного материала, строгая логика его из­ложения; содержание лекции должно раскрывать основные поло­жения, идеи темы лекции; научная достоверность, доказатель­ность, аргументированность изложения; постепенное усложнение учебного материала; использование средств наглядности, поясня­ющих главную идею лекции; формулирование выводов и обоб­щений научно-материалистического характера.

При подготовке к лекции учитель производит строгий отбор научной информации, которую предстоит дать учащимся, и ее пе­дагогическую переработку; выделяет существенное, главное; про­думывает логику изложения (составляет план лекции); готовит средства наглядности, поясняющие сущность основных положе­ний, идей, закономерностей; продумывает использование логиче­ских, организационных и технических приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников.

Структура школьной лекции примерно следующая. Вначале учитель объявляет и записывает на доске, а учащиеся в тетра­дях тему и план лекции. Далее в соответствии с планом раскры­вает основное содержание темы: с научной точностью в логиче­ской последовательности объясняет сущность понятий; выдвигает основные положения, идеи; приводит для их доказательства не­обходимые факты, выявляет реально существующие между ними связи, сопоставляет и анализирует их и на основе обобщений фор­мулирует выводы. Одновременно с изложением учебного материа­ла учитель руководит восприятием учащихся. Под его руководст­вом школьники по каждому пункту плана делают в тетрадях крат­кие записи основных положений, тезисов, технических характерис­тик, цифрового материала, формулировок и выводов. Причем вни­мание учащихся акцентируется на главном, существенном. Таким главным может быть логика научного исследования, открытия; техническое совершенствование тех или иных производственных процессов, экономическая эффективность механизации и автома­тизации производственных процессов, реализация идей научно-технического прогресса и т. п. Как по ходу лекции, так и в конце ее учитель контролирует усвоение учебного материала путем по­вторения учащимися основных положений лекции. Однако не сле­дует перегружать память учащихся обилием фактов, явлений, про­цессов. В конце лекции учитель обобщает изученный материал, от­вечает на возникшие у учащихся вопросы.

Учителю следует постоянно активизировать внимание учащих­ся в процессе проведения лекции самыми разнообразными прие­мами, в том числе и постановкой вопросов проблемного характе­ра, повышать самостоятельность школьников в суждениях, умозак­лючениях, формулировании обобщений и выводов[2].

2.2. Учебная демонстрация

Учебная демонстрация включает в работу органы чувств: зре­ния, слуха, обоняния, осязания, вкуса, с помощью которых у школьников возникают чувственные представления о реальных предметах и явлениях. Во время учебных демонстраций слово учи­теля направляет умственную деятельность учащихся, активизиру­ет ее постановкой вопросов и проблем. Школьники, самостоятель­но наблюдая действие прибора, прием работы, анализируют ход демонстрации, делают выводы и обобщения. Слово учителя при этом оказывает руководящее действие, поясняющее, что наблю­дать, как наблюдать, как анализировать. Сочетание слова препо­давателя с чувственным отражением реального мира самим уча­щимся способствует усвоению им сложного учебного материала.

На уроках трудового и профессионального обучения исполь­зуют различные виды демонстраций, натуральные объекты и тех­нологические процессы; изобразительные средства наглядности; приемы работы. В зависимости от содержания учебного материа­ла, учебно-воспитательных задач, возраста учащихся, их подго­товки, материально-технической базы школы учитель выбирает оптимальный вид демонстраций.

Натуральные объекты, отобранные для демонстрации, должны быть: производственно типовыми, соответствующими современному уровню техники и отражающими существенные признаки; техниче­ски исправными; доступными восприятию учащихся, т. е. в целом соответствовать уровню трудовой и общеобразовательной подго­товки, выглядеть эстетично. Демонстрируют натуральные объекты школьникам всех возрастов.

В трудовом и профессиональном обучении натуральными объ­ектами, используемыми для учебной демонстрации, могут быть:

орудия труда — станки, оборудование, приборы, машины, ме­ханизмы, двигатели, регулирующие устройства, инструменты, сель­скохозяйственный инвентарь и т. п.;

предметы труда — различные материалы: древесина, металл, пластмассы, пряжа, ткани, удобрения, посевной и посадочный ма­териал и т. д.;

живые объекты природы (растения, животные), объекты тру­да (изделия, изготовленные учащимися).

Демонстрацию крупногабаритных объектов (станков, сельско­хозяйственных машин) проводят вблизи объекта.

Малогабаритные объекты (наборы инструментов, резисторов, конденсаторов, проводов, образцы пород древесины, металлов и т. п.) могут демонстрироваться на рабочих местах учащихся в виде раздаточного материала. В процессе работы с раздаточным материалом школьники знакомятся со свойствами материалов (цвет, прочность, твердость, гибкость и т. д.), назначением инст­румента, его действием на материалы, особенностями его рабочих частей. Например, на уроках при подготовке учащихся к ремонт­ным работам в быту в качестве раздаточного материала использу­ют образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шер­стяных). Во время демонстрации учитель рассказывает о структу­ре тканей, их назначении в связи с гигиеническими требованиями к одежде.

Опыт работы учителей показывает, что наиболее эффективно при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно сле­дует демонстрировать их устройство и действие. Например, оз­накомление школьников с устройством токарного станка начинают с объяснения назначения его основных частей: станины, передней бабки с коробкой скоростей, задней бабки, фартука, ко­робки подач. Внутреннее же устройство станка изучают в процес­се разборки отдельных его частей или на макетах.

Макет — статическая копия (уменьшенная или увеличенная) натурального объекта. Он легко разбирается, узлы и детали у него для большей наглядности окрашены в разные цвета, поэтому макеты можно использовать в дополнение к натуральным объек­там. Например, демонстрируя учащимся резцы, применяемые в учебных мастерских при работе на токарно-винторезном станке, Объясняют их назначение, а демонстрируя элементы резца — глав­ную, вспомогательную, режущие кромки, вершину резца, угол за­острения, — показывают на его увеличенном макете. При изучении крупного оборудования (например, пресса или прокатного стана) используют уменьшенные макеты.

Иногда на натуральном объекте невозможно показать техно­логический процесс. В таких случаях вместо натурального объекта используют модель. Модель — экспериментальное подобие нату­рального объекта, в котором в реальном или измененном масштабе происходят процессы, явления или часть их, сходные с процессами и явлениями, происходящими в натуральном объекте. Модель рас­крывает функциональную сторону предметов и явлений. Примера­ми таких моделей могут быть модели передач вращательного дви­жения, механизмов преобразования движения, электрических дви­гателей, генераторов, двигателей внутреннего сгорания, радио­электронных устройств и т. д.

На уроках сельскохозяйственного труда натуральными объек­тами, применяемыми для учебной демонстрации, являются жи­вые растения и животные. Растения наиболее доступны для этой цели, поэтому их можно показывать непосредственно на занятиях в классе. Для показа сорных растений или сельскохозяйственных культур их заготавливают заранее. Если время изучения не поз­воляет демонстрировать живые растения, ознакомление можно проводить на раздаточном гербарном материале. Чаще всего де­монстрацию живых объектов проводят на учебно-опытном участ­ке в процессе выращивания овощных, полевых, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур. Демонстрируя живые растения, учитель может знакомить учащихся со строением и функциями их органов, особенностями строения в связи с выполнением функций, признаками заболевания, характером повреждения вредителями, фазами развития, признаками спелости и другими существенны­ми свойствами. Демонстрацию животных проводят обычно во вре­мя экскурсии. На занятиях в школе показывают коллекции насе­комых (вредителей, энтомофагов) или муляжи (например, при изучении пород сельскохозяйственных животных, строения тела), которые являются подобиями макетов и изготовлены из папье-ма­ше или пластмассы.

Демонстрация различных средств наглядности выполняет роль иллюстрации к объяснению, рассказу, беседе, инструктажу. Она наглядно выражает наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления, процесса, трудовой операции.

Рассмотрим пример. В V—VII классах на занятиях по уходу за сельскохозяйственными культурами учитель в начале занятия проводит вводную беседу о влиянии рыхления, прополки, проре­живания, окучивания, полива, подкормки сельскохозяйственных культур и защите их от вредителей и болезней. В ходе вводной беседы он демонстрирует: приемы выполнения агротехнических мероприятий; натуральные сорные растения учебно-опытного участка в различных фазах их развития (или гербарные образцы наиболее распространенных сорняков); коллекцию вредителей вы­ращиваемых культур или живых насекомых; растения учебно-опытного участка с типичными признаками повреждений или за­болеваний.

Демонстрирует натуральные объекты при изучении нового ма­териала, проверке и усвоении изученного. Усвоение учебного мате­риала с помощью демонстрации идет более успешно, если учитель при этом привлекает знания учащихся по физике, математике, биологии, химии, графической грамоте.

Демонстрацию изобразительных средств наглядности (таблиц, плакатов, рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, технологи­ческих карт, выполненных на бумаге или в виде мелового изображе­ния, сделанного учителем на доске) широко применяют на занятиях по трудовому и профессиональному обучению во всех классах. Многие печатные средства наглядности выпускаются издательст­вами педагогической литературы. Можно использовать также таб­лицы и плакаты (особенно в старших классах), предназначенные для системы профессионально-технического образования.

Демонстрацию таблиц, плакатов и других аналогичных на­глядных пособий учитель сопровождает объяснением или бесе­дой, причем внимание учащихся направляет на существенные приз­наки объекта, поясняя, что надо знать об устройстве и для чего это надо знать. Таблицы часто дают увеличенное или уменьшен­ное изображение объекта, следовательно, школьникам необходимо напомнить о масштабе, а при увеличенном изображении объекта демонстрировать и сам объект. Важно привлекать учащихся к ак­тивному изучению таблицы, плаката, вырабатывать умение «чи­тать» таблицу, т. е. устанавливать с учащимися обратные связи. Такая методика работы с изобразительными средствами нагляд­ности делает ее источником осмысленной информации. Примером этому может служить использование наглядных пособий при изу­чении в VIII классе темы «Изготовление деталей (изделий) с на­ружной и внутренней резьбой». Учитель, пользуясь плакатом, объ­ясняет, что детали с резьбой широко распространены в технике. Их применяют в разъемных неподвижных соединениях для преоб­разования вращательного движения в поступательное (винт сле­сарных тисков, ходовой винт токарно-винторезного станка), в при­жимных устройствах (закрепление иголок измерительного циркуля и т. д[3].

Использование изображений в данном случае, как и в других аналогичных, необходимо, так как это дает возможность учителю при объяснении устройства и назначения инструмента показать всем учащимся одновременно таблицы с увеличенным изображе­нием изучаемых объектов.

Большую пользу дает и эскиз или рисунок, сделанный учите­лем на доске. Наблюдая его выполнение по ходу рассказа, школь­никам легче следить за мыслью учителя, слушать его и зрительно воспринимать ту деталь, которую он изображает. Одновременно с выполнением рисунков учителем на доске учащиеся выполняют их в тетради. Такая работа способствует выработке у школьни­ков умения выполнять и читать эскизы. Следует заметить, что де­монстрации всех изобразительных пособий должны проводиться синхронно с объяснениями, чтобы в нужный момент урока при­влечь учащихся к наглядному пособию.

Как видно из вышесказанного, к демонстрации учебного филь­ма учителю следует тщательно готовиться: просмотреть фильм, составить задания, подготовить учащихся к восприятию фильма, продумать вопросы заключительной беседы.

Демонстрируя различные средства наглядности, важно учиты­вать психологические особенности школьников разного возраста. Так, учителю надо помнить, что у младших школьников способ­ности наблюдений за группой предметов и явлений ограниченны, и потому демонстрируемый объект, техническое устройство, схема, таблица не должны содержать много деталей, чтобы не отвлечь внимание детей от важных вопросов. Например, в V классе при изучении электротехнических работ для демонстрации простейшей электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя, лампы и проводов, необходимо брать макеты элементов увеличен­ных размеров, а в VII классе учащимся можно демонстрировать цепи, состоящие из десяти и более натуральных элементов. В старших классах внимание школьников обращают на функциональ­ную сторону, причинно-следственные связи, и потому им можно демонстрировать работу усилителя низкой частоты, собранного на плоской панели из стандартных промышленных деталей. Не реко­мендуется устройство одного и того же объекта демонстрировать множеством изобразительных пособий, дублирующих друг друга. Из всех пособий необходимо выбрать такие, которые наиболее четко выражают существенные признаки изучаемого объекта.

На занятиях учитель нередко демонстрирует учащимся изделия (объекты) общественно полезного, производительного труда, из­готовленные ранее их сверстниками образцы (при этом отбирают лучшие). Такая демонстрация вызывает у школьников большой интерес к предстоящей работе и желание изготовить деталь еще лучше.

На занятиях в учебных мастерских, на учебно-опытном участке и в производственных условиях учитель показывает приемы вы­полнения трудовых операций. Эти приемы учитель должен выпол­нять четко, а при демонстрации одновременно, кроме этого, и объяснять, для чего их осуществляют, какие следует при этом делать движения, какую принять рабочую позу. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняю­щим последовательность совершаемых действий.

Показ приемов выполнения трудовых операций заключается в демонстрации учителем рабочих движений, последовательности их выполнения. Вначале это целостный показ в рабочем темпе; затем расчлененный или замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее снова целостный показ в рабочем темпе. В случае если учащиеся допускают ошибки в выполнении тех или других опера­ций, рабочих движений, в приемах пользования инструментом, управления машиной и т. п., учитель еще раз показывает пра­вильные приемы выполнения трудовых операций и обращения с применяемой для их выполнения техникой. Так, при обучении учащихся работе на токарно-винторезном станке учитель показы­вает собравшимся около станка учащимся, как подготовить его к работе, комментируя при этом каждую выполняемую им опера­цию: «Берем резец, устанавливаем его в резцедержателе, закреп­ляем прижимными винтами с помощью гаечного ключа. Затем берем заготовку детали, ключ от трехкулачкового патрона, разво­дим кулачки, вставляем заготовку и закрепляем ее. Подводим резец к торцу заготовки, проверяем, совпадает ли его вершина с ее центром». Закончив подготовку, учитель включает станок и вытачивает на нем деталь, обработка которой требует применения всех технологических операций, осваиваемых учащимися. При этом он объясняет все производимые им на станке действия.

На уроках сельскохозяйственного труда учитель демонстрирует разнообразные агротехнические приемы: перекопку почвы лопа­той, внесение удобрений, полив, пикировку рассады, пасынкование, прищипку верхушки стебля, окулировку, подвязку культурного побега к шипу, посадку подвоев, их окучивание и укорачивание стебля после посадки, правильную уборку и учет урожая, приемы пользования сельскохозяйственными ручными орудиями, малога­баритной и другой техникой, инструментами, инвентарем.

После демонстраций приемов работы учитель предлагает одно­му-двум учащимся повторить прием перед всеми учащимися. Если ученик затрудняется, учитель оказывает ему необходимую по­мощь.

2.3.  Инструктаж

Инструктаж как совокупность различных методов обучения представляет собой объяснение цели, задач, последовательности и приемов выполнения трудового задания и отдельных трудовых операций, сопровождающееся показом трудовых и технологиче­ских процессов, которые предстоит освоить учащимся.

Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно со­провождать демонстрацией таких учебно-наглядных пособий, как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема; рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движе­ния, последовательность операций во всем трудовом процессе; рисунки и схемы по организации рабочего места, порядку и сис­теме измерений, техническим требованиям, правилам безопаснос­ти труда и т. д.

Вводный инструктаж проводят обычно в начале заня­тия. Его главное назначение состоит в том, чтобы помочь учащим­ся организовать и направить их деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструк­таж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; по­вторение пройденного материала, необходимого для ее выполне­ния (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам тех­ники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление с тех­ническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопас­ности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок; объяснение и показ способов самоконтроля правильности выпол­нения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией — рабочими чертежами, инструкци­онными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы).

В ходе текущего инструктажа учитель особое внимание уделяет выполнению тех приемов, которые были недостаточно четко усвоены учащимися вначале, после вводного инструктажа. Учителю необходимо заранее продумать, на что обратить особое внимание в процессе наблюдения за учащимися, выполняющими ту или иную трудовую операцию.

В ряде случаев проведение текущего инструктажа можно по­ручить бригадирам.

Заключительный инструктаж учитель применяет по окончании занятия. Цель его - подведение итогов выполняемой работы. Проводят инструктаж обычно в форме беседы, и включает он разбор и оценку правильности и качества выполнения учащи­мися задания. Заключительный инструктаж должен способство­вать воспитанию у школьников навыков самоконтроля, контроля, оценки и анализа своей трудовой деятельности и деятельности товарищей. Заключительный инструктаж может также включать в себя указания по подготовке к следующему занятию. Готовясь к заключительному инструктажу, учитель выбирает те типичные ошибки, которые допускают учащиеся при выполнении трудовых приемов и операций.

2. Повторение в форме беседы материала по устройству швей­ной машины.

3. Объяснение и показ приемов подготовки швейной машины к работе и выполнения операций на ней; указание на правила безопасной работы.

4. Подготовка учащимися швейной машины к работе. Провер­ка и оценка учителем этого этапа работы, постановка перед уча­щимися задания.

5. Самостоятельная работа учащихся (тренировочные упраж­нения по овладению умениями работы на машине без выполнения шитья).

6. Текущий инструктаж: корректировка рабочей позы учащих­ся и приемов работы.

7. Самостоятельная работа учащихся (шитье).

8. Заключительный инструктаж. Беседа о профессии швеи.

9. Приведение в порядок рабочих мест.

В зависимости от творческого подхода учителя, его квалифи­кации, а также учета конкретных местных условий и возможнос­тей урок на одну и ту же тему может быть организован и прове­ден по-разному, с применением различных вариантов сочетаний приемов и методов, разных способов руководства деятельностью учащихся. Например, при изучении группы одноименных техниче-ских объектов (приборов, механизмов и т. д.) можно построить урок на одну и ту же тему по таким вариантам:

I вариант   урока:

1. Повторение в процессе фронтальной беседы основных све­дений по физике, математике и черчению, необходимых для изу­чения устройства и действия данной группы приборов (механиз­мов).

2. Объяснение общего принципа действия группы приборов (механизмов) как основы их классификации.

3. Показ частей, одинаковых в различных приборах (механиз­мах), и объяснение их устройства и действия.

4. Объяснение в отдельности принципа действия и особеннос­тей устройства каждого прибора (механизма).

II вариант   урока:

1. Проверка знаний учащихся о назначении и классификации приборов (механизмов), полученных на предыдущих уроках (инди­видуальный опрос двух-трех учеников).

2. Рассказ об устройстве и действии в отдельности каждого прибора (механизма); во время рассказа напоминают необходи­мые сведения из физики, демонстрируют основные части изучае­мого прибора (механизма).

3. Закрепление знаний учащихся в процессе фронтальной бе­седы о сходстве и различии в устройстве и действии различных приборов (механизмов)[4].

3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Урок «Пиление»

Цель. Ознакомить учащихся с операцией пиления древесины вдоль волокон, приемами ее выполнения, правилами безопасности. Сформировать первоначальное умение пиления древесины лучко­вой пилой.

Объект работы. Вешалка для одежды.

Оснащение занятия. Образец изготавливаемого изделия (для демонстраций); лучковые пилы, ножовки различных видов, рейс­мусы, измерительные линейки, угольники, карандаши, приспособ­ления для упражнений по распиливанию древесины вдоль воло­кон; таблицы с технологическими картами изготовления деталей вешалки; таблицы по техническому труду для IV—VIII классов; таблица «Техника безопасности»; фрагменты кинофильма «Про­мышленное изготовление пиломатериалов»; заготовки для выпол­нения упражнений по пилению; заготовки для изготовления де­талей вешалки.

Методические рекомендации

Занятие целесообразно начать с краткого повторения основных сведений о пилении древесины, уже известных пятиклассникам. После повторения материала учитель раскрывает содержание за­нятия. Учащиеся должны будут подробно ознакомиться с про­цессом пиления древесины, используемыми инструментами, осво­ить приемы пиления лучковой пилой.

Опираясь на материал, изученный в IV классе, учитель расска­зывает о поперечном, продольном и смешанном пилении в зависи­мости от направления движения пилы относительно древесных во­локон. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, почему пилы, при­меняемые при различных видах пиления, имеют неодинаковые по форме зубья.

Используя таблицу с изображением элементов зубьев пилы, учащимся объясняют устройство режущей части полотна пилы, отмечая, что каждый зуб является самостоятельным резцом. За­тем по таблице с изображением формы зубьев или с помощью изготовленного из картона или фанеры макета поясняют, чем от­личаются зубья пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления, демонстрируя при этом пилы для различных видов пи­ления с зубьями разной формы. В заключение можно предложить учащимся решить техническую задачу по определению направле­ния рабочего движения при пилении пилами различного назначе­ния. Анализируя форму зубьев пилы и направление движения ин­струмента, учащиеся с помощью учителя приходят к выводу, что пилы для продольного и смешанного пиления режут древесину только в одном направлении — при движении от себя, т. е. вперед, а пилы для поперечного пиления — как при движении вперед, так и назад.

Далее переходят к изучению особенностей устройства лучковой пилы, последовательности подготовки ее к работе, демонстрируют приемы пиления. При этом следует обратить особое внимание на необходимость тщательной подготовки пил к работе. Можно озна­комить учащихся с правкой полотен, выравниванием высоты зубь­ев, их разводкой и заточкой, отметить, что у правильно разведен­ной пилы ширина пропила должна соответствовать 1,5...2 толщины полотна пилы.

При подготовке лучковой пилы к работе необходимо показать приемы выправления полотна, наклона лучка, натягивания полот­на. Можно предложить учащимся выполнить практические зада­ния, которые помогут им уяснить, для чего нужно наклонять лучок пилы в процессе работы. Например, не наклоняя лучка пилы, ус­тановить полотно у линии разметки и сделать несколько рабочих движений, следя за линией пропила. При выполнении этого уп­ражнения выявляется, что лучок пилы закрывает линию размет­ки и, следовательно, линия пропила может сместиться.

Демонстрируя приемы пиления лучковой пилой поперек воло­кон, объясняют, что заготовку следует класть на верстак таким образом, чтобы отрезаемая часть находилась над краем верстака. Пилу следует брать в правую руку и устанавливать ее полотно так, чтобы при пилении проведенная при разметке линия остава­лась на заготовке. Левой рукой поддерживают заготовку. Слегка надавливая на пилу, вначале ее перемещают на себя, намечая начало пропила; после этого плавным движением подают пилу вперед и затем размеренными движениями продолжают пиление.

В зависимости от выполняемой практической работы учитель показывает соответствующие приемы пиления лучковой пилой вдоль волокон.

Учащимся сообщают основные правила безопасности при пи­лении древесины: работать можно только исправными, острыми и хорошо налаженными пилами; лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий необходимое натяжение полотна и его вращение; при пилении нельзя держать левую руку близко к зубьям пилы; чтобы дать направление пиле в момент запиливания, необходимо пользоваться направляющими брусками; пи­лить на полный размах можно только в том случае, если глубина пропила будет равна 5—8 мм; по окончании работы нужно осла­бить тетиву и повернуть полотно пилы зубьями внутрь.

Учащиеся еще не имеют достаточного опыта пиления древеси­ны. Для приобретения первоначальных навыков прямолинейного пиления лучковой пилой целесообразно выполнить с помощью приспособления тренировочные упражнения. Приспособ­ленце легко изготовить из фанеры в школьных мастерских.

Учитель отмечает, что пиление древесины ручным инструментом — трудоемкая и малопроизводительная операция. На дерево­обрабатывающих предприятиях пиление производят с помощью механизированного инструмента и специальных станков. Он дает краткую характеристику этих инструментов и станков, рассказывает о работе плотника и столяра на произ­водстве, демонстрирует фрагменты кинофиль­ма «Промышленное изготовление пиломате­риалов».

Приступая к самостоятельной работе, уча­щиеся вместе с учителем подробно рассмат­ривают последовательность разметки и пиле­ния при изготовлении стоек и планок вешал­ки согласно технологическим картам. Пра­вильность разметки в процессе работы уча­щиеся могут проверить самостоятельно, вза­имно контролируя друг друга.

Закончив разметку, можно приступать к пилению. Следует обращать особое внимание на правильность рабочей позы и хватки ин­струмента, так как от этого зависит качество пиления, производительность, безопасность труда. Необходимо своевременно давать уча­щимся отдых, используя его для кратких объ­яснений, показа правильных приемов и т. п.

Чтобы избежать ошибок при пилении, учащиеся должны хорошо усвоить следую­щее: нельзя закреплять заготовку слишком высоко в зажимах верстака, работать в ускоренном темпе, работать только средней частью пилы, слишком сильно сдавливать ручку пилы; необходи­мо контролировать линию пропила с противоположной стороны заготовки, следить за положением корпуса и т. п.

Учащимся, успешно выполнившим задание, разрешают продол­жить изготовление планок вешалки, т. е. разметить на заготовке верхней планки линии пропилов и уклонов и выполнять пиление и строгание. Можно предложить им помочь в работе отстающим.

Занятие заканчивается подведением итогов практической ра­боты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Производительный труд школьников — основной вид их общественно полезного труда, который направлен на соз­дание материальных ценностей, имеющих потребительскую стои­мость и необходимых для удовлетворения общественных потреб­ностей (предприятий, организаций, колхозов, совхозов, школ, до­школьных учреждений и т. п.), и соединен с обучением.

Производительный труд учащихся как основной вид их об­щественно полезного труда выступает эффективным средством коммунистического воспитания и всестороннего развития, если от­вечает следующим основным условиям: не является самоцелью или процессом, идущим вне общей сферы педагогического воз­действия; подчинен учебно-воспитательным задачам школы; не приводит к утрате специфики труда как целенаправленной дея­тельности; включает в себя цели трудового, идейно-политического и нравственного воспитания; соответствует умственным и физи­ческим возможностям учащихся на оптимальном уровне их на­пряжения; способствует уяснению общих научных основ и единых организационно-экономических принципов современного социалис­тического производства и ведущих направлений его интенсифи­кации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Гончарова М.М. Методика профессионального обучения. М.: Просвещение, 2001.

2.     Захарова С.С. Уроки трудового обучения. М.: Знание, 2000.

3.     Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. М.: Приор, 2005.

4.     Трудовое обучения в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. М.: Юнити, 2005.


[1] Захарова С.С. Уроки трудового обучения. М.: Знание, 2000. С. 151.

[2] Гончарова М.М. Методика профессионального обучения. М.: Просвещение, 2001. С. 131.

[3] Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. М.: Приор, 2005. С. 220.

[4] Трудовое обучения в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. М.: Юнити, 2005. С. 160.