СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ.. 4
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.. 6
2.1. Методы устного изложения учебного материала. 6
2.2. Учебная демонстрация. 15
2.3. Инструктаж.. 22
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ВВЕДЕНИЕ
Общественно полезный труд школьников — один из видов их деятельности, направленной на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и имеющей целью содействовать всестороннему развитию личности; важное средство воспитания потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности.
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.
Изучая общеобразовательные предметы, школьники усваивают знания по общим научным основам современного производства, о закономерностях и принципах, используемых в трудовых процессах; знакомятся со сферами (областями) профессиональной деятельности и некоторыми конкретными профессиями. Достигается это прежде всего благодаря иллюстрированию изучаемых явлений и законов природы и общества примерами о типичных предметах, средствах и процессах труда, взятыми из жизни базовых предприятий и из более широкой социальной практики; проведению производственных экскурсий и акцентированию внимания учащихся на основных производственных и общественно-политических функциях современного рабочего; рассказам и беседам о профессиях, передовиках и новаторах производства; использованию не только учебного, но и доступного производственного оборудования для проведения лабораторных работ и практикумов. Указанные и сходные с ними формы и методы, применяемые учителями, способствуют усилению роли изучения основ наук в трудовом воспитании, политехническом образовании и профессиональной ориентации учащихся.
Цель работы – изучить особенности организации урока трудового обучения.
Задачи работы – определить цели, задачи и основные пути трудовой подготовки; разработать урок трудового обучения.
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Общая цель трудовой подготовки школьников конкретизируется применительно к ее составным частям постановкой соответствующих задач. Задачи (как и цели) трудовой подготовки учащихся широкие: они указывают на единство воспитывающей, развивающей, политехнической, практической (созидательной), профориентационной и профессиональной ее направленностей. Для рассмотрения этих задач условно подразделим их на две группы, учитывая, что вся совокупность задач должна решаться взаимосвязано и комплексно.
К первой группе отнесем задачи, связанные преимущественно с коммунистическим воспитанием учащихся и их развитием:
выработка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное и интеллектуальное развитие личности, физическое развитие;
воспитание трудолюбия, потребности в труде, общественной активности, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе.
В соответствии с этими задачами трудовую подготовку школьников начиная с 1 класса осуществляют так, чтобы они все более проникались мыслью о труде как обязанности каждого гражданина Советской страны, сознанием того, что труд — это первая жизненная потребность человека. Учащиеся в процессе обучения и труда воспитываются на примерах нравственного поведения, постепенно осознают общественную значимость своего труда, у них формируются гражданские и нравственные понятия, чувства и убеждения. В процессе трудового и профессионального обучения школьники приучаются к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, учатся планировать и выполнять общественно полезные дела, работать коллективно, помогать товарищам, бережно и ответственно относиться к социалистической собственности.
Вторая группа задач трудовой подготовки указывает главным образом на необходимость осуществления в единстве политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом. Эти же задачи характеризуют специфику предмета «Трудовое и профессиональное обучение», призванного давать учащимся общетрудовые и профессиональные знания о предметах, средствах и процессах труда, вооружать аналогичными умениями и навыками. В данную группу включим следующие задачи:
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; применение знаний по основам наук в трудовой деятельности;
расширение и углубление политехнического кругозора учащихся, ознакомление их с общими научными основами и едиными организационно-экономическими принципами современного производства;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства.
Широта и многоплановость целей и задач трудовой подготовки учащихся обусловливают необходимость использования разнообразных путей ее осуществления. Они представляют собой определенную систему.
Рассмотрим сначала те пути трудовой подготовки, которые относятся ко всем школьникам. Это преподавание основ наук, предмета «Трудовое и профессиональное обучение», обязательный общественно полезный, производительный труд учащихся, ежегодная трудовая практика.
В достижении общих целей и задач трудовой подготовки особенно важную роль играет учебный предмет «Трудовое и профессиональное обучение».
2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Методы устного изложения учебного материала
Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебного материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.
Эффективность применения методов устного изложения и объяснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы — составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Существуют самые разнообразные методические приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя[1].
Логические приемы — приемы формирования мыслительной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следственных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.
Технические приемы предусматривают рациональное использование средств деятельности учителя и учащихся: различного оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.
В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше названных и других приемов.
Рассмотрим пример. На занятиях по сельскохозяйственным работам в VII классе по теме «Весенний уход за молодым и плодоносящим садом, растениями дендрария» учитель ставит цель: продолжить формирование практических умений по уходу за плодово-ягодными и древесно-кустарниковыми декоративными растениями.
В начале занятия учитель объясняет учащимся биологическую сущность таких работ, как обрезка, обработка приствольных кругов, рыхление междурядий с внесением удобрений, полив, защита растений от вредителей и болезней. В процессе объяснения он использует логический прием выявления причинно-следственных связей — зависимости развития корневой системы от водно-воздушного и минерального режима почвы, урожайности сельскохозяйственных культур от мероприятий по защите их от болезней и вредителей, а также прием сравнения: рост и развитие растений в условиях недостаточного питания и в условиях рационального внесения удобрений и полива. Затем делает обобщение: проводя работы по уходу за растениями, человек повышает продуктивность сельскохозяйственных культур, управляет ростом и развитием растений.
К устному изложению, объяснению учебного материала предъявляют следующие требования: постоянное соблюдение дидактических принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содержания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и формируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учебного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.
Рассказ — метод устного изложения материала, который носит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убедительностью, образностью сообщения учащимся сведений теоретического или практического характера.
С помощью рассказа учитель формирует у учащихся представления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, приборов, механизмов, аппаратов, орудий, машин и других средств промышленного и сельскохозяйственного труда, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащимися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательности изложения.
Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержанию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмоциональность учащихся.
Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка происходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое значение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педагогические требования: каждое слово учителя должно быть понятно учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зеленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утомление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.
Рассказ не должен быть очень пространным, изобиловать множеством примеров, так как учащиеся не смогут из такого рассказа выделить главное, запомнить его. На уроках трудового обучения в V—VII классах рассказу целесообразно отвести не более 10—15 мин, а в старших классах — 25—30 мин.
Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимо бывает знание фактического ^материала. Так, на первом уроке по сельскохозяйственному труду в V классе учитель может дать учащимся представление об основных отраслях сельского хозяйства: растениеводстве и животноводстве, их значении в выполнении Продовольственной программы; о взаимосвязи отраслей сельскохозяйственного производства; особенностях труда по выращиванию культурных растений и домашних животных. При проведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии сельского хозяйства страны и базового хозяйства.
При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план рассказа и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед учащимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.
Беседа — метод обучения, при котором учитель с помощью целенаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью беседы учитель активизирует мыслительную деятельность школьников, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.
Беседа — один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель имеет возможность выяснить знания большой группы учащихся за относительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.
В практике трудового и профессионального обучения беседу применяют на занятиях во всех классах — от младших до выпускных. Успеху беседы способствует четкое определение темы, логика плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.
Каждый учитель знает, что от характера и постановки вопроса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы учащихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направлены на формирование у школьников теоретических знаний, определение понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, поясняющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).
Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктивный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, которые требуют от учащихся воспроизведения фактического материала, например: «Какие породы древесины вам известны?»; «Какие натуральные ткани используют при пошиве летней легкой одежды?»; «Что понимают под севооборотом?»; «Назовите вегетативные и генеративные органы растений»; «Как классифицируют овощные культуры по хозяйственным признакам?». Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучаемых объектов, явлений, процессов, например: «Сравните всходы культурных растений и сорняков, опишите признаки их различия и сходства»; «Объясните, почему процессы дыхания и питания растений противоположны друг другу».
Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, процесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональные, временные, пространственные и другие связи, например: «Какие физические закономерности используют в работе токарных, сверлильных станков?»; «Какие биологические процессы лежат в основе роста и развития растений (животных)?»; «В чем сущность различных способов (физических, химических, биологических) подготовки кормов к скармливанию?»; «Какое влияние оказывает недостаток элементов минерального питания на растения?»; «Каково устройство и назначение рабочих органов плуга?»; «Какие изменения структуры металлов и сплавов происходят при химико-термической их обработке?»; «Объясните влияние на производительность труда отрицательных производственных факторов (шум, повышенная температура, влажность, запыленность воздуха и др.)»; «Объясните зависимость прочности металлов от структуры кристаллической решетки».
Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает интерес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле. Рассмотрим примеры таких вопросов: «Почему в первые дни жизни теленку необходимо давать молозиво?»; «С какой целью кормовые травы скашивают на «зеленый корм» до начала цветения?»; «Почему рассаду высаживают в прохладную погоду?»; «Чем объясняется нагревание проводников при прохождении по ним электрического тока?».
Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, должны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; вопросы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов должно отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение главного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьника; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу проводят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулировать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие самостоятельности школьников.
Объяснение носит доказательную форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для усвоения. Например, объяснение необходимо при изучении школьниками принципа устройства и работы машин, механизмов, технологических процессов, работы с инструментами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом приемов работы.
Объяснение проводят в строгой логической последовательности: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем разрешают последовательным, логическим доказательством.
Объяснение может быть различным по степени сложности и предусматривать разную степень самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во время объяснения, учитель приучает школьников ко многим логическим операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упражнения, которые помогут учащимся применить новые знания в самостоятельной работе.
В старших классах наряду с рассказом, беседой и объяснением используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое научное обоснование.
Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознакомлении учащихся с целями и задачами нового курса обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств наглядности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных пособий и др.) для иллюстрации основных ее положений. Опыт работы передовых учителей показывает, что логика построения лекции, эрудиция учителя, умелое использование средств наглядности в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Лекция может в большей степени способствовать обобщению знаний и умений учащихся, развивающих научное мировоззрение. К таким лекциям, например, относятся проводимые в старших классах лекции для ознакомления учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами технологических процессов и т. д.
По продолжительности школьная лекция занимает, как правило, большую часть урока, остальная часть урока идет на подготовку учащихся к восприятию материала лекции, а часть на проверку усвоения нового материала.
К лекции предъявляют ряд педагогических требований: идейная направленность учебного материала, строгая логика его изложения; содержание лекции должно раскрывать основные положения, идеи темы лекции; научная достоверность, доказательность, аргументированность изложения; постепенное усложнение учебного материала; использование средств наглядности, поясняющих главную идею лекции; формулирование выводов и обобщений научно-материалистического характера.
При подготовке к лекции учитель производит строгий отбор научной информации, которую предстоит дать учащимся, и ее педагогическую переработку; выделяет существенное, главное; продумывает логику изложения (составляет план лекции); готовит средства наглядности, поясняющие сущность основных положений, идей, закономерностей; продумывает использование логических, организационных и технических приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников.
Структура школьной лекции примерно следующая. Вначале учитель объявляет и записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему и план лекции. Далее в соответствии с планом раскрывает основное содержание темы: с научной точностью в логической последовательности объясняет сущность понятий; выдвигает основные положения, идеи; приводит для их доказательства необходимые факты, выявляет реально существующие между ними связи, сопоставляет и анализирует их и на основе обобщений формулирует выводы. Одновременно с изложением учебного материала учитель руководит восприятием учащихся. Под его руководством школьники по каждому пункту плана делают в тетрадях краткие записи основных положений, тезисов, технических характеристик, цифрового материала, формулировок и выводов. Причем внимание учащихся акцентируется на главном, существенном. Таким главным может быть логика научного исследования, открытия; техническое совершенствование тех или иных производственных процессов, экономическая эффективность механизации и автоматизации производственных процессов, реализация идей научно-технического прогресса и т. п. Как по ходу лекции, так и в конце ее учитель контролирует усвоение учебного материала путем повторения учащимися основных положений лекции. Однако не следует перегружать память учащихся обилием фактов, явлений, процессов. В конце лекции учитель обобщает изученный материал, отвечает на возникшие у учащихся вопросы.
Учителю следует постоянно активизировать внимание учащихся в процессе проведения лекции самыми разнообразными приемами, в том числе и постановкой вопросов проблемного характера, повышать самостоятельность школьников в суждениях, умозаключениях, формулировании обобщений и выводов[2].
2.2. Учебная демонстрация
Учебная демонстрация включает в работу органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, с помощью которых у школьников возникают чувственные представления о реальных предметах и явлениях. Во время учебных демонстраций слово учителя направляет умственную деятельность учащихся, активизирует ее постановкой вопросов и проблем. Школьники, самостоятельно наблюдая действие прибора, прием работы, анализируют ход демонстрации, делают выводы и обобщения. Слово учителя при этом оказывает руководящее действие, поясняющее, что наблюдать, как наблюдать, как анализировать. Сочетание слова преподавателя с чувственным отражением реального мира самим учащимся способствует усвоению им сложного учебного материала.
На уроках трудового и профессионального обучения используют различные виды демонстраций, натуральные объекты и технологические процессы; изобразительные средства наглядности; приемы работы. В зависимости от содержания учебного материала, учебно-воспитательных задач, возраста учащихся, их подготовки, материально-технической базы школы учитель выбирает оптимальный вид демонстраций.
Натуральные объекты, отобранные для демонстрации, должны быть: производственно типовыми, соответствующими современному уровню техники и отражающими существенные признаки; технически исправными; доступными восприятию учащихся, т. е. в целом соответствовать уровню трудовой и общеобразовательной подготовки, выглядеть эстетично. Демонстрируют натуральные объекты школьникам всех возрастов.
В трудовом и профессиональном обучении натуральными объектами, используемыми для учебной демонстрации, могут быть:
орудия труда — станки, оборудование, приборы, машины, механизмы, двигатели, регулирующие устройства, инструменты, сельскохозяйственный инвентарь и т. п.;
предметы труда — различные материалы: древесина, металл, пластмассы, пряжа, ткани, удобрения, посевной и посадочный материал и т. д.;
живые объекты природы (растения, животные), объекты труда (изделия, изготовленные учащимися).
Демонстрацию крупногабаритных объектов (станков, сельскохозяйственных машин) проводят вблизи объекта.
Малогабаритные объекты (наборы инструментов, резисторов, конденсаторов, проводов, образцы пород древесины, металлов и т. п.) могут демонстрироваться на рабочих местах учащихся в виде раздаточного материала. В процессе работы с раздаточным материалом школьники знакомятся со свойствами материалов (цвет, прочность, твердость, гибкость и т. д.), назначением инструмента, его действием на материалы, особенностями его рабочих частей. Например, на уроках при подготовке учащихся к ремонтным работам в быту в качестве раздаточного материала используют образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных). Во время демонстрации учитель рассказывает о структуре тканей, их назначении в связи с гигиеническими требованиями к одежде.
Опыт работы учителей показывает, что наиболее эффективно при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно следует демонстрировать их устройство и действие. Например, ознакомление школьников с устройством токарного станка начинают с объяснения назначения его основных частей: станины, передней бабки с коробкой скоростей, задней бабки, фартука, коробки подач. Внутреннее же устройство станка изучают в процессе разборки отдельных его частей или на макетах.
Макет — статическая копия (уменьшенная или увеличенная) натурального объекта. Он легко разбирается, узлы и детали у него для большей наглядности окрашены в разные цвета, поэтому макеты можно использовать в дополнение к натуральным объектам. Например, демонстрируя учащимся резцы, применяемые в учебных мастерских при работе на токарно-винторезном станке, Объясняют их назначение, а демонстрируя элементы резца — главную, вспомогательную, режущие кромки, вершину резца, угол заострения, — показывают на его увеличенном макете. При изучении крупного оборудования (например, пресса или прокатного стана) используют уменьшенные макеты.
Иногда на натуральном объекте невозможно показать технологический процесс. В таких случаях вместо натурального объекта используют модель. Модель — экспериментальное подобие натурального объекта, в котором в реальном или измененном масштабе происходят процессы, явления или часть их, сходные с процессами и явлениями, происходящими в натуральном объекте. Модель раскрывает функциональную сторону предметов и явлений. Примерами таких моделей могут быть модели передач вращательного движения, механизмов преобразования движения, электрических двигателей, генераторов, двигателей внутреннего сгорания, радиоэлектронных устройств и т. д.
На уроках сельскохозяйственного труда натуральными объектами, применяемыми для учебной демонстрации, являются живые растения и животные. Растения наиболее доступны для этой цели, поэтому их можно показывать непосредственно на занятиях в классе. Для показа сорных растений или сельскохозяйственных культур их заготавливают заранее. Если время изучения не позволяет демонстрировать живые растения, ознакомление можно проводить на раздаточном гербарном материале. Чаще всего демонстрацию живых объектов проводят на учебно-опытном участке в процессе выращивания овощных, полевых, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур. Демонстрируя живые растения, учитель может знакомить учащихся со строением и функциями их органов, особенностями строения в связи с выполнением функций, признаками заболевания, характером повреждения вредителями, фазами развития, признаками спелости и другими существенными свойствами. Демонстрацию животных проводят обычно во время экскурсии. На занятиях в школе показывают коллекции насекомых (вредителей, энтомофагов) или муляжи (например, при изучении пород сельскохозяйственных животных, строения тела), которые являются подобиями макетов и изготовлены из папье-маше или пластмассы.
Демонстрация различных средств наглядности выполняет роль иллюстрации к объяснению, рассказу, беседе, инструктажу. Она наглядно выражает наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления, процесса, трудовой операции.
Рассмотрим пример. В V—VII классах на занятиях по уходу за сельскохозяйственными культурами учитель в начале занятия проводит вводную беседу о влиянии рыхления, прополки, прореживания, окучивания, полива, подкормки сельскохозяйственных культур и защите их от вредителей и болезней. В ходе вводной беседы он демонстрирует: приемы выполнения агротехнических мероприятий; натуральные сорные растения учебно-опытного участка в различных фазах их развития (или гербарные образцы наиболее распространенных сорняков); коллекцию вредителей выращиваемых культур или живых насекомых; растения учебно-опытного участка с типичными признаками повреждений или заболеваний.
Демонстрирует натуральные объекты при изучении нового материала, проверке и усвоении изученного. Усвоение учебного материала с помощью демонстрации идет более успешно, если учитель при этом привлекает знания учащихся по физике, математике, биологии, химии, графической грамоте.
Демонстрацию изобразительных средств наглядности (таблиц, плакатов, рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, технологических карт, выполненных на бумаге или в виде мелового изображения, сделанного учителем на доске) широко применяют на занятиях по трудовому и профессиональному обучению во всех классах. Многие печатные средства наглядности выпускаются издательствами педагогической литературы. Можно использовать также таблицы и плакаты (особенно в старших классах), предназначенные для системы профессионально-технического образования.
Демонстрацию таблиц, плакатов и других аналогичных наглядных пособий учитель сопровождает объяснением или беседой, причем внимание учащихся направляет на существенные признаки объекта, поясняя, что надо знать об устройстве и для чего это надо знать. Таблицы часто дают увеличенное или уменьшенное изображение объекта, следовательно, школьникам необходимо напомнить о масштабе, а при увеличенном изображении объекта демонстрировать и сам объект. Важно привлекать учащихся к активному изучению таблицы, плаката, вырабатывать умение «читать» таблицу, т. е. устанавливать с учащимися обратные связи. Такая методика работы с изобразительными средствами наглядности делает ее источником осмысленной информации. Примером этому может служить использование наглядных пособий при изучении в VIII классе темы «Изготовление деталей (изделий) с наружной и внутренней резьбой». Учитель, пользуясь плакатом, объясняет, что детали с резьбой широко распространены в технике. Их применяют в разъемных неподвижных соединениях для преобразования вращательного движения в поступательное (винт слесарных тисков, ходовой винт токарно-винторезного станка), в прижимных устройствах (закрепление иголок измерительного циркуля и т. д[3].
Использование изображений в данном случае, как и в других аналогичных, необходимо, так как это дает возможность учителю при объяснении устройства и назначения инструмента показать всем учащимся одновременно таблицы с увеличенным изображением изучаемых объектов.
Большую пользу дает и эскиз или рисунок, сделанный учителем на доске. Наблюдая его выполнение по ходу рассказа, школьникам легче следить за мыслью учителя, слушать его и зрительно воспринимать ту деталь, которую он изображает. Одновременно с выполнением рисунков учителем на доске учащиеся выполняют их в тетради. Такая работа способствует выработке у школьников умения выполнять и читать эскизы. Следует заметить, что демонстрации всех изобразительных пособий должны проводиться синхронно с объяснениями, чтобы в нужный момент урока привлечь учащихся к наглядному пособию.
Как видно из вышесказанного, к демонстрации учебного фильма учителю следует тщательно готовиться: просмотреть фильм, составить задания, подготовить учащихся к восприятию фильма, продумать вопросы заключительной беседы.
Демонстрируя различные средства наглядности, важно учитывать психологические особенности школьников разного возраста. Так, учителю надо помнить, что у младших школьников способности наблюдений за группой предметов и явлений ограниченны, и потому демонстрируемый объект, техническое устройство, схема, таблица не должны содержать много деталей, чтобы не отвлечь внимание детей от важных вопросов. Например, в V классе при изучении электротехнических работ для демонстрации простейшей электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя, лампы и проводов, необходимо брать макеты элементов увеличенных размеров, а в VII классе учащимся можно демонстрировать цепи, состоящие из десяти и более натуральных элементов. В старших классах внимание школьников обращают на функциональную сторону, причинно-следственные связи, и потому им можно демонстрировать работу усилителя низкой частоты, собранного на плоской панели из стандартных промышленных деталей. Не рекомендуется устройство одного и того же объекта демонстрировать множеством изобразительных пособий, дублирующих друг друга. Из всех пособий необходимо выбрать такие, которые наиболее четко выражают существенные признаки изучаемого объекта.
На занятиях учитель нередко демонстрирует учащимся изделия (объекты) общественно полезного, производительного труда, изготовленные ранее их сверстниками образцы (при этом отбирают лучшие). Такая демонстрация вызывает у школьников большой интерес к предстоящей работе и желание изготовить деталь еще лучше.
На занятиях в учебных мастерских, на учебно-опытном участке и в производственных условиях учитель показывает приемы выполнения трудовых операций. Эти приемы учитель должен выполнять четко, а при демонстрации одновременно, кроме этого, и объяснять, для чего их осуществляют, какие следует при этом делать движения, какую принять рабочую позу. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняющим последовательность совершаемых действий.
Показ приемов выполнения трудовых операций заключается в демонстрации учителем рабочих движений, последовательности их выполнения. Вначале это целостный показ в рабочем темпе; затем расчлененный или замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее снова целостный показ в рабочем темпе. В случае если учащиеся допускают ошибки в выполнении тех или других операций, рабочих движений, в приемах пользования инструментом, управления машиной и т. п., учитель еще раз показывает правильные приемы выполнения трудовых операций и обращения с применяемой для их выполнения техникой. Так, при обучении учащихся работе на токарно-винторезном станке учитель показывает собравшимся около станка учащимся, как подготовить его к работе, комментируя при этом каждую выполняемую им операцию: «Берем резец, устанавливаем его в резцедержателе, закрепляем прижимными винтами с помощью гаечного ключа. Затем берем заготовку детали, ключ от трехкулачкового патрона, разводим кулачки, вставляем заготовку и закрепляем ее. Подводим резец к торцу заготовки, проверяем, совпадает ли его вершина с ее центром». Закончив подготовку, учитель включает станок и вытачивает на нем деталь, обработка которой требует применения всех технологических операций, осваиваемых учащимися. При этом он объясняет все производимые им на станке действия.
На уроках сельскохозяйственного труда учитель демонстрирует разнообразные агротехнические приемы: перекопку почвы лопатой, внесение удобрений, полив, пикировку рассады, пасынкование, прищипку верхушки стебля, окулировку, подвязку культурного побега к шипу, посадку подвоев, их окучивание и укорачивание стебля после посадки, правильную уборку и учет урожая, приемы пользования сельскохозяйственными ручными орудиями, малогабаритной и другой техникой, инструментами, инвентарем.
После демонстраций приемов работы учитель предлагает одному-двум учащимся повторить прием перед всеми учащимися. Если ученик затрудняется, учитель оказывает ему необходимую помощь.
2.3. Инструктаж
Инструктаж как совокупность различных методов обучения представляет собой объяснение цели, задач, последовательности и приемов выполнения трудового задания и отдельных трудовых операций, сопровождающееся показом трудовых и технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся.
Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно сопровождать демонстрацией таких учебно-наглядных пособий, как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема; рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движения, последовательность операций во всем трудовом процессе; рисунки и схемы по организации рабочего места, порядку и системе измерений, техническим требованиям, правилам безопасности труда и т. д.
Вводный инструктаж проводят обычно в начале занятия. Его главное назначение состоит в том, чтобы помочь учащимся организовать и направить их деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструктаж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; повторение пройденного материала, необходимого для ее выполнения (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам техники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление с техническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопасности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок; объяснение и показ способов самоконтроля правильности выполнения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией — рабочими чертежами, инструкционными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы).
В ходе текущего инструктажа учитель особое внимание уделяет выполнению тех приемов, которые были недостаточно четко усвоены учащимися вначале, после вводного инструктажа. Учителю необходимо заранее продумать, на что обратить особое внимание в процессе наблюдения за учащимися, выполняющими ту или иную трудовую операцию.
В ряде случаев проведение текущего инструктажа можно поручить бригадирам.
Заключительный инструктаж учитель применяет по окончании занятия. Цель его - подведение итогов выполняемой работы. Проводят инструктаж обычно в форме беседы, и включает он разбор и оценку правильности и качества выполнения учащимися задания. Заключительный инструктаж должен способствовать воспитанию у школьников навыков самоконтроля, контроля, оценки и анализа своей трудовой деятельности и деятельности товарищей. Заключительный инструктаж может также включать в себя указания по подготовке к следующему занятию. Готовясь к заключительному инструктажу, учитель выбирает те типичные ошибки, которые допускают учащиеся при выполнении трудовых приемов и операций.
2. Повторение в форме беседы материала по устройству швейной машины.
3. Объяснение и показ приемов подготовки швейной машины к работе и выполнения операций на ней; указание на правила безопасной работы.
4. Подготовка учащимися швейной машины к работе. Проверка и оценка учителем этого этапа работы, постановка перед учащимися задания.
5. Самостоятельная работа учащихся (тренировочные упражнения по овладению умениями работы на машине без выполнения шитья).
6. Текущий инструктаж: корректировка рабочей позы учащихся и приемов работы.
7. Самостоятельная работа учащихся (шитье).
8. Заключительный инструктаж. Беседа о профессии швеи.
9. Приведение в порядок рабочих мест.
В зависимости от творческого подхода учителя, его квалификации, а также учета конкретных местных условий и возможностей урок на одну и ту же тему может быть организован и проведен по-разному, с применением различных вариантов сочетаний приемов и методов, разных способов руководства деятельностью учащихся. Например, при изучении группы одноименных техниче-ских объектов (приборов, механизмов и т. д.) можно построить урок на одну и ту же тему по таким вариантам:
I вариант урока:
1. Повторение в процессе фронтальной беседы основных сведений по физике, математике и черчению, необходимых для изучения устройства и действия данной группы приборов (механизмов).
2. Объяснение общего принципа действия группы приборов (механизмов) как основы их классификации.
3. Показ частей, одинаковых в различных приборах (механизмах), и объяснение их устройства и действия.
4. Объяснение в отдельности принципа действия и особенностей устройства каждого прибора (механизма).
II вариант урока:
1. Проверка знаний учащихся о назначении и классификации приборов (механизмов), полученных на предыдущих уроках (индивидуальный опрос двух-трех учеников).
2. Рассказ об устройстве и действии в отдельности каждого прибора (механизма); во время рассказа напоминают необходимые сведения из физики, демонстрируют основные части изучаемого прибора (механизма).
3. Закрепление знаний учащихся в процессе фронтальной беседы о сходстве и различии в устройстве и действии различных приборов (механизмов)[4].
3. РАЗРАБОТКА УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Урок «Пиление»
Цель. Ознакомить учащихся с операцией пиления древесины вдоль волокон, приемами ее выполнения, правилами безопасности. Сформировать первоначальное умение пиления древесины лучковой пилой.
Объект работы. Вешалка для одежды.
Оснащение занятия. Образец изготавливаемого изделия (для демонстраций); лучковые пилы, ножовки различных видов, рейсмусы, измерительные линейки, угольники, карандаши, приспособления для упражнений по распиливанию древесины вдоль волокон; таблицы с технологическими картами изготовления деталей вешалки; таблицы по техническому труду для IV—VIII классов; таблица «Техника безопасности»; фрагменты кинофильма «Промышленное изготовление пиломатериалов»; заготовки для выполнения упражнений по пилению; заготовки для изготовления деталей вешалки.
Методические рекомендации
Занятие целесообразно начать с краткого повторения основных сведений о пилении древесины, уже известных пятиклассникам. После повторения материала учитель раскрывает содержание занятия. Учащиеся должны будут подробно ознакомиться с процессом пиления древесины, используемыми инструментами, освоить приемы пиления лучковой пилой.
Опираясь на материал, изученный в IV классе, учитель рассказывает о поперечном, продольном и смешанном пилении в зависимости от направления движения пилы относительно древесных волокон. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, почему пилы, применяемые при различных видах пиления, имеют неодинаковые по форме зубья.
Используя таблицу с изображением элементов зубьев пилы, учащимся объясняют устройство режущей части полотна пилы, отмечая, что каждый зуб является самостоятельным резцом. Затем по таблице с изображением формы зубьев или с помощью изготовленного из картона или фанеры макета поясняют, чем отличаются зубья пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления, демонстрируя при этом пилы для различных видов пиления с зубьями разной формы. В заключение можно предложить учащимся решить техническую задачу по определению направления рабочего движения при пилении пилами различного назначения. Анализируя форму зубьев пилы и направление движения инструмента, учащиеся с помощью учителя приходят к выводу, что пилы для продольного и смешанного пиления режут древесину только в одном направлении — при движении от себя, т. е. вперед, а пилы для поперечного пиления — как при движении вперед, так и назад.
Далее переходят к изучению особенностей устройства лучковой пилы, последовательности подготовки ее к работе, демонстрируют приемы пиления. При этом следует обратить особое внимание на необходимость тщательной подготовки пил к работе. Можно ознакомить учащихся с правкой полотен, выравниванием высоты зубьев, их разводкой и заточкой, отметить, что у правильно разведенной пилы ширина пропила должна соответствовать 1,5...2 толщины полотна пилы.
При подготовке лучковой пилы к работе необходимо показать приемы выправления полотна, наклона лучка, натягивания полотна. Можно предложить учащимся выполнить практические задания, которые помогут им уяснить, для чего нужно наклонять лучок пилы в процессе работы. Например, не наклоняя лучка пилы, установить полотно у линии разметки и сделать несколько рабочих движений, следя за линией пропила. При выполнении этого упражнения выявляется, что лучок пилы закрывает линию разметки и, следовательно, линия пропила может сместиться.
Демонстрируя приемы пиления лучковой пилой поперек волокон, объясняют, что заготовку следует класть на верстак таким образом, чтобы отрезаемая часть находилась над краем верстака. Пилу следует брать в правую руку и устанавливать ее полотно так, чтобы при пилении проведенная при разметке линия оставалась на заготовке. Левой рукой поддерживают заготовку. Слегка надавливая на пилу, вначале ее перемещают на себя, намечая начало пропила; после этого плавным движением подают пилу вперед и затем размеренными движениями продолжают пиление.
В зависимости от выполняемой практической работы учитель показывает соответствующие приемы пиления лучковой пилой вдоль волокон.
Учащимся сообщают основные правила безопасности при пилении древесины: работать можно только исправными, острыми и хорошо налаженными пилами; лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий необходимое натяжение полотна и его вращение; при пилении нельзя держать левую руку близко к зубьям пилы; чтобы дать направление пиле в момент запиливания, необходимо пользоваться направляющими брусками; пилить на полный размах можно только в том случае, если глубина пропила будет равна 5—8 мм; по окончании работы нужно ослабить тетиву и повернуть полотно пилы зубьями внутрь.
Учащиеся еще не имеют достаточного опыта пиления древесины. Для приобретения первоначальных навыков прямолинейного пиления лучковой пилой целесообразно выполнить с помощью приспособления тренировочные упражнения. Приспособленце легко изготовить из фанеры в школьных мастерских.
Учитель отмечает, что пиление древесины ручным инструментом — трудоемкая и малопроизводительная операция. На деревообрабатывающих предприятиях пиление производят с помощью механизированного инструмента и специальных станков. Он дает краткую характеристику этих инструментов и станков, рассказывает о работе плотника и столяра на производстве, демонстрирует фрагменты кинофильма «Промышленное изготовление пиломатериалов».
Приступая к самостоятельной работе, учащиеся вместе с учителем подробно рассматривают последовательность разметки и пиления при изготовлении стоек и планок вешалки согласно технологическим картам. Правильность разметки в процессе работы учащиеся могут проверить самостоятельно, взаимно контролируя друг друга.
Закончив разметку, можно приступать к пилению. Следует обращать особое внимание на правильность рабочей позы и хватки инструмента, так как от этого зависит качество пиления, производительность, безопасность труда. Необходимо своевременно давать учащимся отдых, используя его для кратких объяснений, показа правильных приемов и т. п.
Чтобы избежать ошибок при пилении, учащиеся должны хорошо усвоить следующее: нельзя закреплять заготовку слишком высоко в зажимах верстака, работать в ускоренном темпе, работать только средней частью пилы, слишком сильно сдавливать ручку пилы; необходимо контролировать линию пропила с противоположной стороны заготовки, следить за положением корпуса и т. п.
Учащимся, успешно выполнившим задание, разрешают продолжить изготовление планок вешалки, т. е. разметить на заготовке верхней планки линии пропилов и уклонов и выполнять пиление и строгание. Можно предложить им помочь в работе отстающим.
Занятие заканчивается подведением итогов практической работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производительный труд школьников — основной вид их общественно полезного труда, который направлен на создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и необходимых для удовлетворения общественных потребностей (предприятий, организаций, колхозов, совхозов, школ, дошкольных учреждений и т. п.), и соединен с обучением.
Производительный труд учащихся как основной вид их общественно полезного труда выступает эффективным средством коммунистического воспитания и всестороннего развития, если отвечает следующим основным условиям: не является самоцелью или процессом, идущим вне общей сферы педагогического воздействия; подчинен учебно-воспитательным задачам школы; не приводит к утрате специфики труда как целенаправленной деятельности; включает в себя цели трудового, идейно-политического и нравственного воспитания; соответствует умственным и физическим возможностям учащихся на оптимальном уровне их напряжения; способствует уяснению общих научных основ и единых организационно-экономических принципов современного социалистического производства и ведущих направлений его интенсификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончарова М.М. Методика профессионального обучения. М.: Просвещение, 2001.
2. Захарова С.С. Уроки трудового обучения. М.: Знание, 2000.
3. Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. М.: Приор, 2005.
4. Трудовое обучения в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. М.: Юнити, 2005.
[1] Захарова С.С. Уроки трудового обучения. М.: Знание, 2000. С. 151.
[2] Гончарова М.М. Методика профессионального обучения. М.: Просвещение, 2001. С. 131.
[3] Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. М.: Приор, 2005. С. 220.
[4] Трудовое обучения в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. М.: Юнити, 2005. С. 160.