Содержание

Характеристика государственного строя Афинской и Римской республик     3

Задача________________________________________________________ 19

Список литературы____________________________________________ 30

Характеристика государственного строя Афинской и Римской республик

Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.)

Основными органами Афинского государства являлись:

· народное собрание;

· Совет пятисот;

· гелиэя.

Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной:

· принятие законов;

· избрание и проверка деятельности должностных лиц;

· решение вопросов войны и мира;

· издание постановлений частного характера.

Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в функции которого входило:

· обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;

· решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения);

Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:

· право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;

· контрольные функции.

Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения властей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на которых там строилось республиканское правление:

·выборность;

· срочность полномочий;

· коллегиальность;

· подотчетность;

· возмездность за исполнение государственных функций.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т. д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось, вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его . точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами. надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Сортом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей. Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц .осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке — докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом Дэинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т. д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления — коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), ряд легковооруженных и определенное число всадников, Зажавшихся, впрочем, в пешем строю. В мирное время не афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти генное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах. Со второй половины V в. до н'3- Для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях. R IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200 человек). Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло и то, что выполнение полицейских функций представлялось свободному афинянину неправомерным по отношению к согражданам.

Римская республика (V-II вв. до н.э

Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:

· народные собрания;

· сенат;

· магистратура.

В компетенцию народных собраний в основном входило:

· принятие законов;

· избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);

· объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями:

· контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов;

· контроль избрания народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, впоследствии - кандидатов);

· право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые финансовые расходы;

· утверждение договоров о мире и союзе;

· назначеине командующих войсками;

· принятие решения об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило:

· высшая военная власть и право заключать перемирие;

· право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них;

· право издавать приказы и принуждать к их исполнению;

· право суда и назначения наказания.

Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном “аристократизме” было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала:

· выборность и срочность полномочий должностных лиц;

· их подотчетность народным собраниям;

· коллегиальное устройство государственных учреждений.

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центур-атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.[1]

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) — без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные).

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").[2]

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью торегшт, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика — верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената — сенатус-кон-сульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов — часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые — назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении — сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса — фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Задача

Француженка Мари Лебран узнала, что ее муж Леон находится во внебрачной связи с женщиной из соседнего городка, с которой регулярно встречается в гостинице. Мари с целью отомстить мужу вступила в прелюбодейную связь с другим мужчиной и забеременела от него. Чтобы скрыть этот факт, она решила сделать аборт. Дав взятку чиновнику медицинского управления департамента, Мари нашла врача, согласившегося за большое вознаграждение ее прооперировать. Однако и после этого она продолжала встречаться со своим любовником. Однажды Леон застал жену с любовником в супружеском доме и несколькими выстрелами из револьвера застрелил мужчину, а жену сильно избил, в результате чего она провела месяц в больнице.

Могла ли Мари Лебран потребовать развода по Французскому гражданскому кодексу 1804 г. ? Какие преступные деяния были совершены всеми участниками этих событий, и какие наказания они должны понести по нормам Французского уголовного кодекса 1810г.?

Варианты:

а)     тот же случай, но Мари Лебран, вырвав из рук мужа револьвер, случайным выстрелом через окно убила проходившего по улице человека.

Будет ли она нести уголовную ответственность по Французскому уголовному кодексу 1810 г. ?

б)     вечером четверо рабочих встретили на улице Мари Лебран.

Трое, будучи навеселе, потащили Мари в сарай и, несмотря на ее мольбы и заступничество четвертого рабочего, повалили ее на землю, сорвали одежду и хотели изнасиловать, но молодая женщина, страдавшая пороком сердца, умерла от испуга.

Какому наказанию подвергнутся насильники по Французскому уголовному кодексу 1810 г. ?

Ответ:

Уголовный кодекс создан на основе прогрессивных идей (наказов), сформулированных в Декларации прав человека и гражданина 1789г. Наказы депутатам Генеральных штатов 1789 года изобиловали требованиями коренных реформ уголовного права.

Непосредственно к уголовному праву относятся следующие положения Декларации: «Закон вправе запрещать только поступки, вредные для общества, все, что не запрещено законом, дозволено» (ст. 5); «3акон есть выражение общей воли. Он должен быть одинаков для всех и тогда, когда оказывает покровительство, и тогда, когда карает» (ст. 6); «Закон должен устанавливать только строго и очевидно необходимые наказания; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, установленного и обнародованного до совершения преступления и законно примененного» (ст. 8).

В этих статьях Декларации нашли выражение принципы законности, равенства всех перед уголовным законом, пропорциональность наказаний и преступлений, недопустимость обратного действия закона.

Первый проект уголовного кодекса, принятый в 1791г., осуществлял новую уголовно-правовую программу и может быть определен как первый уголовный кодекс буржуазии. В этот период буржуазия была заинтересована в сохранении завоеваний революции, и поэтому наиболее последовательно пыталась реализовать принципы Декларации.

Учредительное собрание отказалось от «воображаемых преступлений», порожденных фанатизмом и невежеством, приняло идею ограничения судейского усмотрения точным предписанием закона (вплоть до запрещения толковать его); отказалось от квалифицированной смертной казни («достаточно простого отсечения головы») и т. д.

Буржуазно-демократический характер уголовного кодекса 1791 года противоречил интересам политического режима, сложившегося при Наполеоне. В 1808 году назначается комиссия по кодификации уголовных законов во главе с Тарже. В 1810 году УК Франции был утвержден.

Однозначная оценка кодекса вряд ли возможна. По сравнению с уголовным правом феодальных монархий, с необыкновенно жестоким английским уголовным «кодексом», германскими и австрийскими уложениями французский кодекс 1810 года явился актом несомненного прогресса.

Классический (для буржуазного права) характер кодекса был очень заметен в формулировании общих принципов уголовного права, в определении признаков преступного деяния и многом другом.

Но в том, что касалось наказаний, кодекс 1810 года заимствует у прошлого времени много такого, что свидетельствовало о жестокости, мстительности и неразборчивости режима.

Кодекс предписывает смертную казнь для неоправданно широкого круга преступлений, включая политические. Он не признает смягчающих вину обстоятельств. Он сохраняет позорящие наказания в виде клеймения, выставления у позорного столба и как дополнение к смертной казни отсечение руки. Он допускает «гражданскую смерть».

Юридическое состояние «гражданской смерти» было известно древнеримскому и феодальному праву. Заключалось оно в лишении  имущественных, родительских прав, иногда изгнании и т.п.

Кодекс 1810 года следовал  той же традиции. Всякая сделка, заключённая осуждённым к «гражданской смерти», считалась незаконной, всякое приобретённое им имущество отходило  казне. Жена в случаях, если она не желала разлучения, признавалась наложницей, дети, рождённые ею, — незаконными.

Отказ от учёта смягчающих вину обстоятельств был данью средневековому праву с его пренебрежением субъективной стороной преступления (оценивался главным образом объективный вред; мотивы преступления мало интересовали), но ещё больше — использованием традиции в интересах усиления наказаний.

Допущение широкого судейского усмотрения в выборе средств наказания — большое зло. Но далеко не благо и другое, прямо противоположное — стеснение судьи узкими рамками предписаний, запрещение смягчать или усиливать наказания в зависимости от обстоятельств дела. Именно это последнее характерно для такого реакционного свода, каким была австрийская Терезиана 1769 года. И то же самое можно сказать о Прусском земском уложении 1794 года. В Баварии закон запретил даже научное комментирование уголовного права.

При помощи уголовного права буржуазия стремилась укрепить только те результаты революции, в которых была заинтересована. Поэтому Кодекс 1810г. сделал шаг назад по сравнению с кодексом 1791г. Тем не менее, Кодекс 1810г. заслуживает названия классического кодекса буржуазии. Кодекс с изменениями и дополнениями действует во Франции до настоящего времени, и послужил образцом для многих буржуазных стран.

Кодекс начинается с предварительных положений, в которых преступные деяния подразделяются на виды, причем в основу деления положен характер наказания: преступное деяние, которое законы карают полицейскими наказаниями, является нарушением; преступное деяние, которое законы карают исправительными наказаниями, являются  проступком; преступное деяние, которое законы карают мучительными или позорящими наказаниями, является преступлением (ст. 1). Таким образом, Кодекс устанавливает традиционную трехчленную классификацию преступных действий: 1) преступления — наиболее тяжкие преступные деяния, 2) проступки, 3) полицейские нарушения.

Из четырех книг Кодекса первые две вместе с предварительными положениями можно назвать общей частью кодекса, так как они посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Третья и четвертая книги составляют особенную часть: в них содержится перечень преступных деяний.

Первая книга Кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным. Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы пожизненные и срочные, депортация (высылка за пределы империи), смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение. К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, гражданская деградация (лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности). Такие меры, как клеймение, выставление у позорного столба, Кодекс заимствовал из феодального уголовного права, что обусловило его архаичность в области наказаний. Среди исправительных наказаний Кодекс называет тюремное заключение на срок в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

Таким образом, можно сказать, что Кодекс предусматривает значительное количество довольно суровых наказаний, испытывая в этом плане влияние старого феодального права.

Кодекс подробно описывает порядок применения наказания. В ст. 12, 13 говорится об осуществлении смертной казни: «Всякому приговоренному к смерти отсекается голова. Приговоренный к смерти за отцеубийство препровождается на место казни в рубашке, босиком, с черным покрывалом на голове (он выставляется на эшафоте, в то время как судебный пристав читает народу обвинительный приговор; вслед за этим ему отсекается кисть правой руки и он предается немедленной смерти)». Так же детально описывается исполнение других наказаний.

Публичное осуществление жестоких наказаний свидетельствует о том, что основной целью наказания по-прежнему остается устрашение.

Вторая книга Кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности (безумие и принуждение к совершению преступлений силой).

Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, нежели к лицам, достигшим этого возраста. Мера ответственности определялась в соответствии с тем, действовал ли подсудимый с разумением или нет.

Следует отметить, что многие вопросы уголовного права еще не были разработаны; так, в общей части Кодекса не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.

Третья книга Кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на два вида: публичные и частные. К публичным правонарушениям относились действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия. Среди публичных преступлений Кодекс в отличие от феодального права не называет религиозные.

Четыре статьи были посвящены особе императора и карали за посягательство против личности императора и членов его семьи, за посягательство, целью которого было ниспровержение или изменение образа правления или изменение порядка престолонаследия.

Правонарушения, направленные против частных лиц, имели объектом посягательства либо личность, либо собственность. Более половины статей посвящено охране собственности. В Кодексе подробно описываются различные виды кражи, устанавливаются за них суровые наказания. Характерно, что к преступлениям против собственности Кодекс относит стачки рабочих, т.е. временное прекращение или недопущение работы в какой-либо мастерской.

Таким образом, Уголовный кодекс так же, как и гражданский, проникнут духом собственности. Если Гражданский кодекс утверждает право собственности, то Уголовный обеспечивает ее максимальную охрану.

Четвертая книга Кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям.

Как и Гражданский кодекс, Уголовный изложен ясным, четким языком, что является его несомненным достоинством.

В последующие годы Уголовный кодекс подвергся изменениям. Первые новшества коснулись наиболее ярких пережитков феодального права.

Существенные изменения были внесены  в УК 1810 года только после революции 1830 года. Так, в 1832 г. были отменены статьи о клеймении и выставлении у позорного столба. Однако статья о публичном исполнении приговора о смертной казни сохранялась в силе до 1939 г. В 1854 г. было отменено положение о гражданской смерти. В 1912 г. был установлен минимальный возраст уголовной ответственности — 13 лет.

Уголовное право развивалось путем новеллизации непосредственно Кодекса, а также принятия ряда новых законов, действующих параллельно с Кодексом.

В 1810 году был утвержден новый Уголовный кодекс Франции. Он состоит из: Общей части, которая включает предварительные положения, и 2 книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности; 3-я и 4-я книги представляют собой особенную часть кодекса. В них содержится перечень преступных деяний. УК устанавливает традиционную классификацию преступных деяний:

Преступления - наиболее тяжкие преступные деяния; Проступки. Полицейские нарушения.

Кодекс 1810 года так же как и предыдущий ввел жестокие устрашающие наказания за малейшее посягательство на частную собственность и за преступления против существующего государственного строя. При этом пренебрегали провозглашенным революцией принципом пропорциональности тяжести наказания совершенному преступлению.

Мучительными и позорящими наказаниями были:

смертная казнь (путем отсечения головы);

каторжные работы пожизненные и срочные;

депортация (ссылка за пределы империи);

смирительный дом.

В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.

К позорящим наказаниям относились:

выставление у позорного столба в ошейнике;

изгнание;

гражданская деградация (заключалась в лишении избирательских прав и запрещении занимать должности).

Среди исправительных наказаний кодекс называет:

срочное тюремное заключение в исправительном заведении;

временное лишение некоторых прав - политических, гражданских или семейных,

штраф.

Публичное осуществление жестоких наказаний свидетельствует о том, что основной целью наказаний по-прежнему остается устрашение.

Книга вторая УК устанавливает основания ответственности и освобождения от ответственности (безумие и принуждение к совершению преступления силой). Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялось более мягкое наказание.

В последующие годы УК подвергся изменениям. Первые новшества коснулись наиболее ярких пережитков феодализма. Так, в 1832 году были отменены статьи о клеймении и выставлении у позорного столба. Однако статья о публичном исполнении смертной казни сохранялась вплоть до 1939 года. В 1854 году было отменено положение о гражданской смерти. В 1912 году установлен минимальный возраст уголовной ответственности - 13 лет.

Основываясь на статью 214 Гражданского кодекса Наполеона 1804 г. суд откажет Мари Лебран в разводе ссылаясь на статью 230 «Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа (если он держал свою сожительницу в общем доме)», так, как муж не держал свою сожительницу в их общем доме. Здесь мы видим неравенство прав, муж мог требовать развода во всех случаях прелюбодеяния супруги, а жена только в случае описанном в статье 230 ФГК. Это можно объяснить тем, что отцом ребёнка зачатого в браке, кодекс признаёт мужа, для того, чтобы наследство доставалось детям, зачатым от наследодателя.

Согласно ст. 337 ФУК, устанавливалась ответственность за прелюбодеяние, совершенное женой, однако обвинение носило частный характер. Муж мог прекратить исполнение приговора, изъявив согласие взять жену к себе обратно.

А) В УК ФРГ виновным в простом умышленном убийстве (Totschlag) признается лицо, убившее человека при отсутствии признаков тяжкого убийства. Санкция — лишение свободы на срок не менее пяти лет (ст. 212-1). Далее (ст. 212-2) оказывается, что простое убийство может быть совершено при особо отягчающих обстоятельствах, обеспечивающих виновному пожизненное лишение свободы. Системно толкуя ст. 211 и 212, поневоле приходишь к выводу, что, по мысли германского законодателя, могут быть какие-то особо отягчающие обстоятельства, обосновывающие назначение пожизненного лишения свободы и в то же время не переводящие совершенное умышленное убийство в разряд тяжкого. Очевидно, эти “особо отягчающие обстоятельства” лежат за пределами закрытого перечня квалифицирующих признаков, который дается в ст. 21115 . Парадокс? Нонсенс.

УК Франции (ст. 221-1) простым признает только умышленное убийство (meurtre). Неумышленное, т. е. неосторожное, убийство (homicide involontaire) образует самостоятельный состав преступления (ст. 221-6). Санкция за простое умышленное убийство — тридцать лет тюремного заключения с обязательным привлечением к труду.

Б) Французский УК знает как простой, так и квалифицированный составы неосторожного убийства. Часть 1 ст. 221-6 гласит: “Причинение смерти другому лицу по оплошности, неосторожности, невнимательности, небрежности или в результате неисполнения возложенной законом или правилами обязанности соблюдать безопасность или осторожность наказывается тремя годами тюремного заключения или штрафом в 300 000 франков”. По ч. 2 этой статьи квалифицируются случаи неосторожного убийства, явившегося результатом намеренного неисполнения указанной обязанности. Санкция — тюремное заключение сроком на пять лет и штраф в размере 500 000 франков50 .

По тяжести наступивших последствий Уголовный кодекс выделяет насильственные действия, повлекшие: смерть без намерения ее причинить (ст. 222-7); увечье или хроническое заболевание (ст. 222-9); полную утрату трудоспособности на срок свыше восьми дней (ст. 222-11); не повлекшие полной утраты трудоспособности на срок свыше восьми дней (ст. 222-13). Все эти преступные деяния, в свою очередь, делятся в зависимости от наличия или отсутствия какого-либо отягчающего обстоятельства: совершение деяния в отношении определенных групп потерпевших, специальными субъектами, группой лиц и т.д. (ст. 222-8, 222-10 и 222-12).

Уголовный кодекс Франции воспроизводит определение "изнасилование", данное в Законе об изнасиловании 1980 г., усилив ответственность за данное преступление. Такое посягательство определяется достаточно широко: "любой акт сексуального проникновения какого-либо рода, совершенный в отношении другого человека путем насилия, принуждения, угрозы или обмана" (ст. 222-23 УК). В этом определении акцент делается на насильственный способ совершения сексуальных отношений, а не на их вид или форму ("извращенные" - "неизвращенные", является ли субъектом преступления мужчина или женщина и т.п.).

Изнасилование без отягчающих обстоятельств наказывается пятнадцатью годами лишения свободы. Двадцатью годами карается изнасилование, повлекшее увечье или хроническое заболевание потерпевшего; совершенное против несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет, либо особо уязвимого лица; совершенное законным, естественным или приемным родственником по восходящей линии или любым другим лицом, имеющим над потерпевшим законную власть, либо лицом, действующим при исполнении предоставленных ему полномочий и злоупотребляющим властью, либо группой лиц; совершенное с применением или угрозой применения оружия. Тридцатью годами лишения свободы наказывается изнасилование, повлекшее смерть потерпевшего. Наконец, пожизненное заключение предусмотрено за изнасилование, сопряженное с пытками или актами жестокости.

Список литературы

1.     Новицкий И.Б. Римское право: Учебник.  М., 1999 г.

2.     Петерский И.С., Новицкий И.Б. Частное римское право, М., 1994 г.

3.     Хвостов В.М. Система римского права: учебник. М., 1996.

4.     Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М. 1995г.

5.     Ключевский В.0. Русская история. Полный курс лекций в З-х книгах. Кн.1.М. 1995г.

6.     Рогов В.А. История государства и права России. М. 1995г.


[1] Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997.

[2] Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина»,1995