Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие налоговой системы.. 5

Глава 2. Сравнительный анализ налоговой системы.. 9

2.1. Налоговая система Российской Федерации. 9

2.2. Налоговая система Франции. 12

2.3. Налоговая система в странах СНГ.. 17

Глава 3. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение  21

3.1. Налоговая ответственность. 21

3.2. Уголовная ответственность. 24

Заключение. 31

Список литературы.. 33

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего на- родного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики

Современный этап реформирования налогообложения в РФ осуществляется в условиях динамичного изменения важнейших параметров экономического, социального и политического устройства страны, которые пока не нашли в силу качественной новизны и неординарности должного отражения в законодательных нормах и положениях. Во многочисленных разъяснениях налоговой службы, в профессиональной литературе одни и те же налоговые термины и процессы получают различное определение, порой прямо противоположенную трактовку внутреннего содержания.

Это касается также и фундаментальных понятий - таких как "налоговая система", "система налогообложения", "налоговое администрирование", "налоговый менеджмент" и др. Различные мнения высказываются и в части их иерархической подчиненности, ранжирования и взаимообусловленности.

Кардинальное изменение условий функционирования экономики в начале 90-х годов повлекло реформирование налоговой системы, которая в начальный период в существенной степени была скопирована с западных образцов. Однако механизмы, эффективно работающие на Западе, оказались плохо приспособленными к постсоветской действительности, а поспешное и неумелое копирование правовых схем породило множество недостатков в законодательстве, которыми повсеместно пользовались недобросовестные налогоплательщики. В частности, у них появилась возможность получать доход не за счет прибыли предприятия, а с помощью различных финансовых схем, позволявших концентрировать прибыль в разного рода дочерних или оффшорных компаниях, а затем переводить ее в неучтенные наличные деньги. Огромное количество фирм-однодневок, функционируя в пределах квартала (отчетного периода), уклонялось от подачи сведений в налоговые органы.

Глава 1. Понятие налоговой системы

Структура и принципы построения налоговой системы отражают в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран. В настоящее время на территории России собирается свыше сотни установленных налогов и сборов. Такая множественность хотя и позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции, но приводит к увеличению расходов по их взиманию и создает условия для уклонения от уплаты налогов.

Налоговая система призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

Действующая налоговая система РФ характеризуется следующими чертами:

• правовой основой (а не на подзаконных актах, как было раньше), большей стабильностью (хотя и не в отношении всех налогов); пронизывает все экономические отношения, связанные о распределением и перераспределением дохода. Введение и отмена всех налогов и сборов осуществляются только органами государственной власти;

• едиными принципами, единым механизмом исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ по налогам и сборам;

• введением новых налогов (НДС, налога на имущество предприятий) и существенных изменений в порядке исчисления налоговых льгот и базы ранее действовавших налогов;

• устанавливаемыми законодательством четкой последовательностью при Оплате налогов и налоговым календарем. Так, юридические лица обязаны в первую очередь уплачивать федеральные налоги в федеральный бюджет, а затем — местные налоги и сборы;

• равными требованиями к налогоплательщикам и созданием равных условий для использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их представления, невмешательства в право использования средств;

• сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное обложение в отечественной экономической практике полностью отрицалось;

• обложением прежде всего юридических лиц, а не физических, что отличает российскую налоговую систему от налоговых систем развитых зарубежных стран. Обязательна постановка всех юридических лиц на учет в налоговых органах (включая освобожденных от уплаты налогов), а также индивидуальных предпринимателей. Банки лишены права открывать им расчетные счета без получения справок о постановке на учет в налоговых органах;

• весьма жестким санкциями за нарушение налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности;

• возможностью получения для налогоплательщиков по их просьбе отсрочек и рассрочек уплаты в бюджет налогов и сборов в пределах текущего года, а также сумм финансовых санкций (если их уплата грозит банкротству) на срок шесть месяцев. [1]

В Налоговом кодексе (ст. 7) сформулированы основные принципы налоговой системы РФ, которые должны регулировать налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.

3) Налоги не могут применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцированные ставки налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Созданная налоговая система в силу отсутствия необходимого опыта, четко разработанной налоговой политики в условиях нестабильной экономики и недостаточной подготовленности налогового аппарата не лишена существенных недостатков, которые не могут удовлетворить ни плательщиков, ни налоговые органы. К недостаткам следует отнести:

1) фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей роли налогов не придается существенного значения;

2) высокий уровень налогообложения юридических лиц, особенно это касается налога на прибыль. Суммарно налоговые платежи, по разным оценкам, составляют от 40 до 80% дохода юридического лица (прибыль плюс оплата труда). Высоко бремя и косвенных налогов (НДС и акцизы), именно они выступают генератором инфляционного процесса. По оценке ряда специалистов, величина налогового давления на ВВП около 30%, что много выше, чем в мировой практике;

3) большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (федеральных, региональных, местных, целевых), осложняющее налогообложение. Особенно возросло их количество с 1994 г., когда Указом Президента РФ было разрешено субъектам РФ и местным органам самоуправления вводить дополнительные налоги. Хотя это право было отменено с 1 января 1997 г., однако до сих пор сохраняется множество налогов;

4) нестабильность налоговых законов, частые изменения порядка расчетов, особенно по налогу на прибыль и НДС, недоработки, противоречивость отдельных статей налоговых законов. Нередки случаи, когда закон имеет обратную силу. Слабая информационная база в налоговой практике;

5) отсутствие четкого разграничения налоговых полномочий центра и мест, что приводит к серьезным разногласиям между ними;

6) многократность обложения одного и того же объекта в определенном законом периоде.

Недостатки российской налоговой системы настоятельно требуют ее реформирования. Предлагаются разнообразные варианты налоговой системы, однако главное изменение должно коснуться значительного сокращения количества налогов и резкого снижения налоговой тяжести.

Глава 2. Сравнительный анализ налоговой системы

2.1. Налоговая система Российской Федерации

Правовое регулирование налогообложения в РФ регламентировано Законодательством России, включающим в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы современной России определены НК РФ, введенным в действие с 01.01.1999 г. и обозначившим начало нового этапа реформирования.

Основные начала законодательства о налогах и сборах устанавливают принципы построения российской налоговой системы, заключающиеся в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате; налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут иметь дискриминационный характер, а также нарушать единое экономическое пространство России; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно НК, законы о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу,

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Налоговый кодекс РФ должен стать в значительной части законом прямого действия. Прежде всего это касается установления видов налогов и их перечня на всех уровнях (федеральном, субъектов федерации и местном); процедур введения и механизмов исполнения налогового обязательства; обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений; осуществления налогового контроля, формы его проведения, ответственности за совершение налоговых правонарушений. ,

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и следующие элементы:

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога;

• налоговые льготы.

Кодекс определил специальные налоговые режимы, т. е. особый порядок уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Это может быть.

• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

• система налогообложения в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях;

• система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

В правилах исполнения обязанности по уплате налога НК дается понятие реализации товаров, работ или услуг.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, воз-мездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях — на безвозмездной основе.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что это цена соответствует уровню рыночных цен.[2]

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) при совершении сделки между зависимыми лицами;

2) при совершении внешнеторговых сделок;

3) при совершении товарообменных (бартерных) операций;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), в пределах непродолжительного периода времени.

В случае, когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки и подлежащие проверке налоговыми органами, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени с применением рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Налоговый кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. В случае уплаты налогов и сборов в более поздние сроки, нежели установленные законодательством, налогоплательщики обязаны выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора в проценте от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБРФ.

НК РФ гарантирует права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, которым посвящены разделы II и III Кодекса. Более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, установленная НК, учитывает формы вины налогоплательщиков; смягчающие и отягчающие обстоятельства; виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.[3]

Рис. 1. Принципы построения российской налоговой системы

2.2. Налоговая система Франции

Налоговая система Франции особенно интересна для нас тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавлен­ную стоимость, ставший основным косвенным федеральным налогом в Рос­сийской Федерации.

Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные группы:

·                   подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

·                   налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

·                   налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного до­хода.

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. На­логи на доходы (прибыль) и на собственность умеренные.

В табл. 3 показана структура государственного бюджета Франции в на­чале 90–х годов.

По данным таблицы видно, что ведущим звеном бюджетной системы вы­ступает налог на добавленную стоимость. Речь идет об общем налоге на по­требление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или ис­пользованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рын­ком (экспорт), от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, мо­гут воспользоваться правом на возмещение. Импортные операции подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.

Уплата налога на добавленную стоимость определяется характером совер­шаемой сделки, при этом финансовое состояние налогоплательщика не при­нимается в расчет. Ставка налога едина независимо от цены товара, к кото­рому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Помимо розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины, кроме НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплачен­ного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предпри­ятие полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится отнюдь не на предприятие, а на конечного потребителя дан­ной продукции.

Во Франции функционируют четыре ставки налога на добавленную стои­мость.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

Среди подакцизных товаров в первую очередь следует назвать алкоголь­ные напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некото­рые виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами, помимо НДС, облагается также электроэнергия (налог в пользу местных органов управления), телевизионная реклама. В некоторых районах, например, туристических или расположенных возле природных источников, местные органы власти вводят туристический сбор.

К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основная цель таможенных пошлин – не получение дохода, а охрана внут­реннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйст­ва. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной эконо­мической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошли­ны взимаются с цены товара. Но иногда применяются специфические крите­рии: вес, площадь и т. п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, та­бачным изделиям, кинофильмам.

Подоходные налоги уплачивают предприятия и физические лица. У пред­приятий налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и рас­ходами, произведенными в интересах производственной деятельности.

Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может по­вышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.

Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально огово­ренных случаях – из чистой прибыли предыдущих лет.

Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток) предпри­ятий. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную деклара­цию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех меся­цев после составления ежегодного бухгалтерского отчета или до 1 апреля года, следующего за отчетным, если такой отчет составлен не был. До окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные платежи.

Налоговые льготы устанавливаются главным образом через ускоренную амортизацию, т.е. направлены на стимулирование обновления производства. Применяются два режима списания амортизации: линейная, когда стоимость оборудования распределяется пропорционально сроку его службы, и уско­ренная – с применением соответствующего коэффициента. Ускоренная амортизация используется обычно на промышленное оборудование, особенно энергосберегающее. Компьютеры разрешено амортизировать полностью в те­чение одного года.

В ряде случаев предусматриваются прямые вычеты из налога: 10% – от прироста инвестиций в развитие производства и 50% – от прироста вложе­ний в научные исследования.

Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный на­лог с физических лиц. Напомним, что его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18%. Данный налог взимается ежегодно с до­хода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового го­да. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фис­кальной единицей, естественно, является один человек. Под доходами пони­маются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года: за­работная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяй­ственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой дея­тельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с цен­ными бумагами и т. д. Принимаются в расчет также и разовые доходы, полу­чаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения вычитаются специально определенные законодательством расходы, например, целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т. д.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полу­ченных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим дви­жимым имуществом.

Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недви­жимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, по­лученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а так­же от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Раз­личная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которо­го здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается да нуля в зависимости от срока.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая серти­фикаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%. Налог взимается в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90–х годов налого­обложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. франков. Имеются три ставки налога: 4,5%, 7% – для предметов искусства и 7,5% – для сделок с драгоценными металлами.

Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность. Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бу­маги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся зда­ния, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое иму­щество, акции, облигации и т. д. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога, в частности, имущество для исполь­зования в рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельско­хозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекци­онные изделия.

2.3. Налоговая система в странах СНГ

Несмотря на негативные тенденции распада единого народно-хозяйственного комплекса СССР, в том числе и налоговой системы, государства - члены СНГ сохранили общие черты и связи. В этом плане важной проблемой стран является гармонизация налоговых отношений. В частности, объединение и унификация внутреннего рынка, интенсификация интеграционных процессов; упразднение налоговых границ и создание условий для свободного перемещения товаров; рационализация структур налоговых систем и унификация порядка их исчисления и взимания. В настоящее время между странами СНГ действует единая "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ", двусторонние соглашения России с отдельными странами СНГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, о снятии ограничений в хозяйственной деятельности и др. При осуществлении торговли в пределах СНГ налог на добавленную стоимость взимается по принципу "страны происхождения товара". Это означает, что налогом облагаются экспортируемые и не облагаются импортируемые товары.

Вместе с тем различия в национальных законодательствах препятствуют формированию общего рыночного пространства стран СНГ. В частности, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог имеют место в налоговых ставках стран СНГ. Однако налоговая система каждой страны имеет свои особенности, что и является препятствием на пути интеграционных процессов между странами СНГ.

Особенности налогообложения проанализируем на примере Белоруссии, Азербайджана, Казахстана и Украины. При этом отметим, что косвенные налоги во всех странах оказывают большое влияние на политику ценообразования.

Важнейший косвенный налог - налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС всеми странами СНГ позаимствован из опыта западноевропейских стран, хотя и с национальными особенностями. В рамках СНГ была достигнута унификация ставки в размере 20%. В то же время существуют различия в перечнях товаров, облагаемых по ставке 10% и нулевой ставке.

При взимании акцизов в рамках Таможенного союза имеет место проблема двойного налогообложения, что ведет к искусственному повышению цен на импортируемые виды товаров и препятствует развитию взаимной торговли. Имеются различия в перечнях подакцизных товаров, их ставках, что препятствует оформлению таможенных пошлин. В каждой стране установлены на большинство товаров специфические ставки акцизов, причем в национальных валютах, что усложняет процесс выравнивания этих ставок.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации (юридические лица), включая предприятия с иностранными инвестициями, полные товарищества, индивидуальные частные предприниматели и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при импорте товаров.

Объектом налогообложения НДС являются обороты по реализации товаров, работ и услуг. От обложения НДС освобождаются стоимость выкупленного в порядке приватизации имущества, арендная плата, операции по страхованию, выдача ссуд, денежные вклады, услуги в сфере народного образования, культуры и искусства, религиозные объединения. Освобождены от уплаты налога товары, произведенные предприятиями инвалидов, обороны, по всем видам купли-продажи продукции СМИ, средства в виде кредитов и ссуд.

Облагаются по нулевой ставке товары, экспортируемые за пределы государств СНГ, а в страны СНГ, применяющие НДС на товары, импортируемые из Азербайджана, товары и услуги, используемые для пользования дипломатическими представительствами, услуги городского транспорта, учебники и детская литература.

Первоначально ставка налога составляла 28%, но в настоящее время уменьшена до 20%.

Плательщиками акцизов являются юридические лица, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, и физические лица, реализующие товары и оказывающие услуги. При вывозе товаров, не облагаемых акцизами, юридические лица уплачивают акцизы по ставкам, установленным для товаров, реализуемых за пределами республики. Реализация подакцизных товаров, экспортируемых за пределы стран СНГ, акцизами не облагается. Кабинету министров предоставлено право расширять или сокращать перечень подакцизных товаров и услуг, повышать или снижать ставки акцизов.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории республики (не менее 183 дней календарного года). Объектом налога выступают доходы граждан за месяц и год. Некоторым категориям граждан предоставлены льготы по уплате налога, например, лицам, потерявшим трудоспособность. Освобождаются от уплаты налога все виды пенсий, пособия, выдаваемые семьям погибших военнослужащих, стипендии, выигрыши лотерей, алименты и т.д. Суммы годовых до 1,2 млн. манатов не облагаются налогом. Доходы, превышающие эту сумму, облагаются по ставке 12%, а суммы свыше 60 млн. манатов - по ставке 35%.

Плательщиками налога на имущество выступают юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями и международные организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью. Объектом налога являются находящиеся на балансе организации основные средства. Предприятия уплачивают налог в размере 0,5% от стоимости имущества, физические лица уплачивают налог в размере 0,1% от инвентаризационной стоимости зданий.

Пошлины взимаются при подаче исковых заявлений в суды, при проведении нотариальных операций, регистрации браков, оформлении зарубежных поездок и т.д. Ставки пошлин определяются специальным решением правительства республики.

Республика Казахстан

В Казахстане действует система общегосударственных налогов, регулирующих государственный бюджет, а также местные налоги, являющиеся источниками местных бюджетов.

Налог на добавленную стоимость является важнейшим в налоговой системе Казахстана. Объект обложения и облагаемый оборот осуществляется как и в России. Плательщиками налога являются все юридические лица, осуществляющие деятельность через организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Налог имеет особенности. В частности, в облагаемый оборот по подакцизным товарам не включаются суммы акцизов; налогооблагаемой базой по импортным товарам является только таможенная стоимость товаров и транспортных средств, что соответствует принципу однократности налогообложения.

Ставка НДС устанавливается в размере 20% от облагаемого оборота, а на продовольственные товары, скот и птицу в живом весе, продукты детского питания и др. виды питания - 10%. По нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, международные перевозки товаров, пассажиров, животных, почты и др.

Плательщиками подоходного налога с юридических и физических лиц являются все юридические и физические лица, граждане иностранных государств и лица без гражданства. Объектом обложения выступает облагаемый доход, который начисляется как разница между совокупным годовым доходом и соответствующими вычетами. Совокупный доход состоит из доходов, полученных в Казахстане и за его пределами. В совокупный доход входят доходы от предпринимательской деятельности; доходы, получаемые в виде оплаты труда и пенсионных выплат; имущественный доход физических лиц.

Доход от предпринимательской деятельности включает доходы от реализации продукции (работ, услуг), доходы от прироста стоимости при реализации зданий и сооружений, доходы от дивидендов, процентов и т.д.

К доходам, получаемым в виде оплаты труда, относят все виды доходов физического лица за работу по найму. К имущественному доходу физических лиц относят прирост от реализации видов активов с учетом корректировки их стоимости на инфляцию: недвижимого имущества, ценных бумаг, валюты, ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата.

Из совокупного дохода юридических и физических лиц вычитаются все расходы, связанные с его получением, В том числе по оплате труда, выплате социальных благ работникам, отчисления в фонды, выплаты штрафов, убытки и т.д.

Не облагаются налогом государственные пенсии, стипендии и пособия, алименты, стоимость имущества, полученного в виде дарения или наследования, гуманитарная помощь, материальная помощь из бюджета.

Глава 3. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

3.1. Налоговая ответственность

Вопрос о правовой природе "налоговой ответственности" сводится к проблеме соотношения этого вида ответственности с административно-правовой ответственностью. Теоретически "налоговая ответственность" является разновидностью административно-правовой - хотя бы потому, что налоговые правоотношения входят в число административных. Но на практике, если формально руководствоваться содержанием Налогового кодекса, легализующим анализируемое понятие, мы должны исходить из того, что налоговая ответственность есть нечто вполне самостоятельное, и ее отождествление с административной ответственностью может породить определенные затруднения в правоприменительной практике.

Дело в том, что ст. 10 НК РФ четко различает производство по делам о налоговых правонарушениях, порядок осуществления которого закреплен в гл. 14, 15 НК РФ, и производство по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащим признаки административного правонарушения. Последнее ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Появление такой нормы, небезупречной с юридической точки зрения, объясняется тем, что Кодекс об административных правонарушениях РСФСР (далее - КоАП РСФСР), который определяет порядок привлечения к административной ответственности, безнадежно устарел и фактически неприменим к отношениям, регулируемым не только налоговым, но и таможенным законодательством, законодательством о валютном регулировании, регулировании рынка ценных бумаг и т.п. Все эти отношения, несмотря на их разнообразие, по своей природе являются административно-правовыми. Однако в силу известных исторических причин КоАП РСФСР на них совершенно не ориентирован. И пока не существует нового административного кодекса, устанавливающего принципы привлечения к ответственности за правонарушения в этой сфере, приходится довольствоваться казуистичными, не всегда последовательными нормами отраслевого законодательства.

Соотношение налоговой и административной ответственности урегулировано в Налоговом кодексе РФ следующим образом.

В пункте 4 ст.10 НК РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. Зато есть норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п.2 ст.108 НК РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством. Именно по такому пути шла правоприменительная практика до принятия Налогового кодекса РФ. Очевидно, с этого пути она не свернет и впредь.

Но даже если удастся обосновать применимость к "налоговой ответственности" общих принципов административного права, избежать повторности привлечения к ответственности за одно и тоже правонарушение будет невозможно, так как в КоАП РФ принцип однократности привлечения к административной ответственности отсутствует, а конституционное закрепление этого принципа (ст.50 Конституции РФ) касается только осуждения за преступления.

С другой стороны, если административное законодательство не исключает возможности повторного привлечения к административной ответственности, если КоАП РФ не содержит исчерпывающего перечня административных правонарушений (заметим, что большинство составов административных правонарушений содержится не в КоАП РФ, а в других нормативных актах) и если в этом Кодексе отсутствуют четкие рамки производства по делам об административных правонарушениях, есть все основания полагать, что налоговая ответственность обособлена от административной лишь формально.

Исследование финансовых правонарушений не может быть полным, если не рассмотреть вопрос об ответственности за данные правонарушения, т.е. вопрос финансовой ответственности. Правовые нормы, регулирующие финансовую ответственность разбросаны по нескольким правовым актам:

 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;

 Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при расчётах с населением»;

 Указ Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»;

 Кодекс об административных правонарушениях (КоАП);

 Уголовный кодекс РФ.

Ответственность за нарушение финансового законодательства представляется как определённая совокупность различных видов юридической ответственности [4]. Сама юридическая ответственность, как известно включает в себя несколько основных видов ответственности:

 гражданская ответственность;

 административная ответственность;

 уголовная ответственность;

 дисциплинарная ответственность;

 материальная ответственность.

Следует разобраться, элементы каких видов ответственности несёт в своём составе финансовая ответственность.

Гражданская ответственность свойственна отношениям юридически равных сторон , а в финансовом праве стороны не имеют равенства, здесь видны отношения государственно-властного характера: сторона, представляющая интересы государства, вправе давать указания, обязательные для исполнения другой стороной.

Исходя из этого можно сделать заключение, что финансовая ответственность не несёт в своём составе элементы гражданской ответственности.

Но из этого вывода можно сделать исключение. Допустим, государственный орган, представляющий интересы государства в налоговых отношениях, своими действиями причинил ущерб интересам другого лица. Здесь имеет место причинение вреда, которое регулируется в гражданском порядке. Из выше написанного можно сделать вывод, что меры гражданской ответственности не направлены на обеспечение соблюдения финансового законодательства, хотя косвенное влияние имеет место.

Дисциплинарный и материальный вид ответственности также косвенным образом влияют на формирование финансовой ответственности, т.к. государство не может выступать стороной в отношениях подобного характера. Допустим, что какое-либо должностное лицо предприятия совершило действия, повлекшие за собой нарушение финансового законодательства. На него может быть наложена дисциплинарная (или материальная) ответственность, но эту ответственность лицо понесёт перед предприятием, понёсшим ущерб от действий данного лица в виде уплаты штрафа и пени. За финансовое правонарушение это должностное лицо понесёт административную ответственность на основании п.12, ст.7, Закона РФ «О государственной налоговой службе» или уголовную ответственность.[5]

Как видно из всего выше написанного, финансовая ответственность несёт в себе элементы административной и уголовной ответственности. Поэтому, говоря об административной и уголовной ответственности в сфере налоговых правоотношений, следует иметь в виду, что данные нормы административной и уголовной ответственности, предусмотренные в соответствующих разделах законодательства, являются мерами финансовой ответственности.

Финансовые правонарушения имеют в своём составе одинаковый объект, чем и отличаются от других правонарушений. Объектом данного вида правонарушений являются финансовые отношения, урегулированные нормами налогового права.

3.2. Уголовная ответственность

Оба эти правонарушения зачастую взаимосвязаны. Субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью без получения соответствующей лицензии, вынуждены или скрывать свои доходы, или отражать их в учете как поступления от других, законных операций. Судебная практика квалифицирует действия виновного лица, занимающегося незаконной предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с полученных им доходов, по совокупности ст.171и198УКРФ.

Под предпринимательской деятельностью следует понимать систематическое получение лицом прибыли от использования имущества, реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Основополагающим моментом служит именно систематичность. Поэтому если лицо время от времени заключает сделки, по которым получает определенные материальные выгоды (купля-продажа, выполнение работ и т.д.), это еще не означает ведения предпринимательской деятельности и не влечет обязанности регистрироваться в качестве предпринимателя, получать патент, лицензию и т.д.

Ответственность за преступления в сфере налогообложения в ныне действующем УК РФ предусмотрена тремя статьями: ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»; ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды»; ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».

Часть 1 ст. 14 УК РФ определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Таким образом, для того чтобы называться преступлением, деяние должно:

1) быть общественно опасным, т.е. посягать или угрожать отношениям, жизненно важным для социума. Эти отношения в науке уголовного права получили название объекта;

2) осуществляться в форме, запрещенной уголовным законодательством, и вызывать определенного рода последствия. Такое действие (бездействие), его негативные последствия и причинно-следственная связь между ними наука уголовного права определяет в совокупности как объективную сторону;

3) совершаться виновно, т.е. с определенным моральным и интеллектуальным отношением субъекта к своему действию и его последствиям. Это отношение специалисты по уголовному праву именуют субъективной стороной.

Однако даже если в каком-то деянии все указанные признаки на лицо, дело возбуждено не будет, если оно совершено лицом, не подлежащим уголовной ответственности. Согласно ст. 19 УК РФ этому виду ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом. Статья 20 УК РФ устанавливает возможность осуждения за налоговые преступления только лица, достигшего ко времени его совершения шестнадцатилетнего возраста. Человек, в отношении которого суд может вынести приговор и назвать его поступок преступлением, с точки зрения науки уголовного права будет являться субъектом.[6]

Объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона в совокупности образуют состав преступления. Если отсутствует хотя бы один из элементов, отсутствует и весь состав. Отсутствие состава преступления, как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК РФ, является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу

В связи с запутанностью и неоднозначностью налогового законодательства, технической сложностью способов совершения налоговых преступлений суды общей юрисдикции зачастую не могут вникнуть в суть доводов, предъявляемых защитой и обвинением, и правильно их оценить. При разбирательстве дел такой категории нельзя обойтись без применения специальных знаний. В Постановлении Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. № 8 даны соответствующие указания, однако содержащиеся в них выводы представляются сомнительными. Пункт 17 Постановления гласит, что при рассмотрении дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, данные, подтверждающие наличие или отсутствие состава преступления в действиях подсудимого лица, наряду с заключением эксперта, могут устанавливаться также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.

Приравнивание актов документальных проверок налоговых органов к экспертным заключениям является грубым нарушением уголовно-процессуального законодательства. Экспертиза проводится экспертами соответствующих учреждений или иными специалистами, назначенными судом, следователем, прокурором (ст. 78 У ПК РФ). Акты экспертизы должны прежде всего характеризоваться независимостью. В соответствии с п. 3 ст. 67 УПК РФ эксперт не может принимать участия в производстве по делу, если он проводил ревизию, материалы которой послужили основанием для возбуждения уголовного дела.

Если акт документальной проверки, проведенной налоговым органом, послужил основанием для возбуждения уголовного дела, его сотрудники, проводившие проверку, безусловно, вправе представлять составленные ими документы, однако по своей доказательной природе они могут относиться только к ст. 88 УПК РФ (документы), а не к ст. 78 (экспертиза). Для суда эти доказательства должны иметь не больший вес, чем показания обвиняемого.

Стремясь сделать выносимые судами приговоры более обоснованными с правовой точки зрения, ВС РФ призвал суды и следственные органы при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198,199 УК РФ, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении, приговоре обязательно указывать, какие конкретные нормы налогового законодательства, действовавшие на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым. При этом ВС РФ исходил из позиции, что уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением виновным определенных норм налогового законодательства.

Но, по нашему мнению, далеко не всегда совершение налоговых преступлений связано с нарушением конкретных нормативных актов. Зачастую это обыкновенный подлог документов. На основании содержащихся в них сведений, в полном соответствии с требованиями налогового законодательства, выводятся заниженные цифры налоговых обязательств.

В описательной части постановлений и приговоров, где дается характеристика деяниям виновного и их последствиям, надлежит указывать, во-первых, правильные сведения о доходах, расходах, иных объектах налогообложения, которые надлежало отразить в отчетных документах; во-вторых, причины, по которым этого не было сделано; в-третьих, ущерб, причиненный бюджету искажением налоговой отчетности.

Статьями 194,198,199 УК РФ в качестве санкций предусмотрены такие виды наказаний, как штраф, лишение права занимать определенную должность или вести определенную деятельность, обязательные работы, арест, лишение свободы. Наибольшее затруднение у судов, как показывает практика, вызывает применение двух первых санкций.

В соответствии со ст. 46 УК РФ штраф есть денежное взыскание, назначаемое в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Например, ч. 1 ст. 194 УК РФ установлен штраф в размере от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев.

Судам предлагается при назначении наказания в виде штрафа указывать в приговоре не только размер денежной суммы, подлежащей взысканию с осужденного, но и количество минимальных размеров оплаты труда или количество месяцев преступной деятельности с документально подтвержденным размером заработной платы или иного дохода осужденного за каждый из этих месяцев (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. № 8).

Однако остается неясным, как поступать, если у подсудимого имеются одновременно и заработок, и другие доходы. Резонно предположить, что в этом случае штраф следует налагать с учетом тех доходов, которые скрывались или которые оказались необоснованно заниженными. Под периодом преступной деятельности надо понимать совокупность тех налоговых периодов, в течение которых лицо уклонялось от уплаты налогов.

Санкция в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается осужденным по ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 199 УК РФ.

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности может быть применимо только тем осужденным, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций.

Однако в настоящий момент нет полной ясности, каким образом будет обеспечиваться выполнение наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях. Под этой деятельностью следует понимать руководство коммерческой организацией. Если лицо, несмотря на наложенный запрет, займет руководящий пост на каком-либо предприятии, те, кто допустили это, будут отвечать по ст. 315

УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Ответственность для них наступит лишь в том случае, если они были осведомлены об ограничении прав осужденного лица. Однако уголовной ответственности самого лица, если оно займет руководящий пост, утаив факт наложения наказания, в ныне действующем Кодексе не предусмотрено.

Выводы: Что же, собственно, представляет собой "налоговая ответственность"?

Ближайшим историческим предшественником "налоговой ответственности" являлась так называемая "финансовая ответственность", предусмотренная прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. В ряде проектов Налогового кодекса (в том числе и в проекте, внесенном Правительством РФ и принятом Государственной Думой во втором чтении) также употребляется именно этот термин. Причина в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин также используется применительно к другим правонарушениям в финансовой сфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством о валютном регулировании и т.д.

Таким образом, утверждение понятия "налоговая ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает все большую самостоятельность.

Заключение

В мировой практике принято все налоги подразделять на две категории - прямые (подоходный налог, налог на прибыль компаний, взносы в фонды социального страхования) и косвенные (налоги на потребление, НДС, акцизы, взносы предпринимателей в фонды социального страхования), что подразумевает, с одной стороны, налогообложение доходов, с другой — расходов.

При этом прямые налоги преобладают в Германии, США, Канаде, Японии, а косвенные - во Франции и Италии.

Доли налогов на потребление и акцизов в составе налоговых поступлений во многих странах почти одинаковы. В течение 80-х годов значение первых в целом увеличилось, а вторых — снизилось.

Налоговые системы всех стран являются многоуровневыми, сложными, многочисленными в отношении видов налогов, изымающими значительную часть доходов у юридических и физических лиц, имеющими огромный штат налоговых органов. Налоги в настоящее время не только предмет спора внутри страны, но и предмет международных споров.

В настоящее время обсуждаются в ряде стран интересные проекты упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при которой обложению будут подвергаться только суммарные доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.

Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы практически реализуются во многих странах. Снижение ставок хотя и не самый кардинальный путь совершенствования налоговых систем, но важный этап в снижении налогового бремени налогоплательщиков и повышения экономического и социального развития страны.

В условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства.

Анализ достижений стран, лидирующих на мировом рынке, показывает, что большинство из них путем налоговой конкурентоспособности решает успешно следующие основные задачи:

- установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых;

- отказ от прогрессивных систем налогообложения для основной массы получателей доходов;

- установление определенных правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции полностью освобождаются от налогообложения.

В этом плане Россия отстает от ряда стран. Доказательством тому является значительный отток национальных капиталов за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому является не только недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и иностранному налогоплательщику. В налоговой политике важно опираться не только на опыт собственной страны, но использовать ценное и полезное других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система.

В 2006 г. предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности.

Условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов.

Необходимо добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.

Список литературы

1.    Борисов А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2002. –267с.

2.    Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и ответы. –М.: Новый юрист, 2000. – 212с.

3.    Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии. Под ред. Н.М. Голованова. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001. –425с.

4.    Девери М.П.  Экономика налоговой политики. – М.: Филинъ, 2002. – 432с.

5.    Дмитриев Н.Г. Налоги и налогобложение. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001 –188с.

6.    Исингарин Н. К. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. — Алматы: ОФ «БИС», 2001. - 400 с.

7.    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет, оценка прибыльности хозяйственных операций. – М.: ЭКЗАМЕН, 2001. – 540с.

8.    Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. –М.: МУФЭР, 2002. –270с.

9.    Кучеров И.И.  Налоговое право России. – М.: ЮрИнфоР, 2001. –349с.

10.                       Кучеров И.И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). –М., 2000. – 155с.

11.                       Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В. А. Гюрджан, Н. Э. Масинкевич, В. В. Шевцова и др. / Под ред. В. А. Гюрджан. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. - 256 с.

12.                       Налоги и налоговое право в схемах. Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: «Аналитика-Пресс», 1997. – 230с.

13.                       Налоги и налогообложение. Под ред. И.Г. Русаковой. В.А. Кашина.—М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 415с.

14.                       Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. Г. Князева, проф. Д. Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

15.                       Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. –М.: Книжный мир, 2001. –390с.

16.                       Паскачев А. Б. Налоговый потенциал экономики России. — М.: Издательский дом «Мелап», 2001. — 400 с.

17.                       Паскачев А. Б., Кашин В. А., Бобоев М. Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм / Под ред. Г. И. Букаева. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 776 с.

18.                       Пепеляева С.Г. Налоговое право. –М., 2002. – 336с.

19.                       Перонко И.А. Налогообложение в России. –М., 2000. – 253с.

20.                       Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. –М.: Юдрайт, 2002. –121с.

21.                       Черник Д.Г. Налоги. –М.: Финансы и статистика, 2002. – 486с.

22.                       Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятиии. – Ростов-на-Дону.: Март. 2002 – 390с.

23.                       Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. –М.: Инфра-М, 2000. – 525с.


[1] Финансы. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М., с. 161

[2] Девери М.П.  Экономика налоговой политики. – М.: Филинъ, 2002. С.67

[3] Исингарин Н. К. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. — Алматы: ОФ «БИС», 2001. С.100

[4] «Ваш налоговый адвокат», М., 1997 г., ст. Хаменушенко И.В. стр. 229.

[5] Проскуров В. С. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства. М. 1996.

[6] Проскуров В. С. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства. М. 1996.