ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА САМОЧУВСТВИЕ УЧАЩИХСЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Калашник А. В.

преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии

Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

инд. 220050 г. Минск, ул. Советская, 18

 

 

Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Учащиеся всех уровней образования в процессе получения знаний постоянно испытывают информационное давление, являющееся причиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и физических перегрузках не только не теряет своей актуальности, но выходит на лидирующие позиции. И, таким образом, важно найти способы нейтрализации волны негативных эмоций и хронического утомления. Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса – это музыка.

Положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева [3, 5]. Сегодня музыкотерапия широко используется в хирургии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии.

В педагогической среде появился такой термин, как артпедагогика, т. е. воспитание искусством. Идею о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии выдвинул немецкий психиатр А. Кронфельд. Исследования, проведённые Л. Д. Лебедевой, показали, что использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных медицинских знаний не требуется. Назначение арттерапии видится в обращении к сильным сторонам личности, во внутренней поддержке и восстановлении целостности  личности. Педагогическое направление арттерапии связано с укреплением психического здоровья учащихся и выполняет психогигиенические и коррекционные функции и имеет в большей степени паллиативный, нежели лечебный характер [4, с. 29]. Благодаря совместной игре в учебном театре, хоровому или оркестровому исполнению произведения, танцу, происходит формирование конструктивных межличностных взаимоотношений и связей [7].

Согласно научной концепции российской музыкотерапевтической школы, при воздействии музыки происходит влияние акустических волн на психо-эмоциональную, духовную сферу человека, на тело и внутренние органы. В Московской международной академии альтернативной медицины, в научном центре музыкальной терапии и медико-акустических технологий, С. В. Шушарджаном разработаны специальные музыкальные программы музыкальной терапии серии «Музыка здоровья», нацеленные на применение в школах, детских садах, для лучшего развития детей, общего оздоровления и профилактики стрессов. В процессе занятий музыкой, пением у учащихся  с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания [1, с. 19]. Учащиеся должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, возникающие на жизненном пути человека. Отсутствие подобных умений приводит к различным формам отклоняющегося поведения. Современные учебные заведения должны всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является музыкальное искусство [6]. Согласно приведённым выше доводам, мы считаем необходимым включение музыки в педагогический процесс, та как её положительное влияние на психофизическое самочувствие человека неоднократно доказано многими исследователями.

            Целью нашего исследования являлось установление возможности использования положительного влияния музыки на человека в педагогическом процессе.

Исследование проводилось в период 2001/2002 учебного года в СШ № 121 г. Минска и на базе Минского государственного автомеханического колледжа. В экспериментальном исследовании принимали участие 83 человека (50 школьников и 33 учащихся колледжа). В ходе исследования применялись такие методики, как «Ранжирование», «Тест-рисунок» и «САН» (самооценка самочувствия, активности, настроения).

            При выявлении личностной значимости выбранных нами объектов (методика «Ранжирование»), были получены результаты, которые можно представить в виде следующей диаграммы 1.

Диаграмма 1. Жизненная значимость объектов.

Из диаграммы 1 видно, что большинство учащихся считают объект А (музыку) преобладающим в своей жизни, в то время как объекты Б (технические средства) и В (спорт и подвижные игры) занимают соответственно 3 и 2 места по рангу.

Диаграмма  2. Значимость объектов в «трудное время».

Далее испытуемым было предложено определить место данных объектов в их жизни в «трудное время» и выполнить аналогичное задание по отношению к «радостному времени» (Диаграммы 2 и 3).

На диаграмме  2 видно, что в период преодоления трудностей, 35 ребят (70% от общего количества) выбирают музыку и разнообразные виды искусства для повышения настроения и самочувствия. Расположение «технических средств» и «спорта» осталось без изменений.

Разница составляет два процента (56 % и 58 % соответственно). И только в «радостное время» ребята скорее обратятся к спорту и технике, чем к искусству (См. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Значимость объектов в «радостное время».

            Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что искусство (музыка) занимает в жизни ребят важное место, в то время, как присутствует несформированность привычки проводить радостные моменты своей жизни в общении с искусством.

Так как большую часть музыкальной программы, которая в последствии была предложена учащимся,  составляли классические образцы, нам необходимо было выяснить степень чувствительности испытуемых к такой музыке. Методика «Тест-рисунок» позволила определить изменение ситуативного настроения испытуемых до и после специального занятия, включавшего слушание и обсуждение классических музыкальных произведений. Большинство участников взаимодействия в ходе устной рефлексии отметили, что вопросы, которые обсуждались на занятии и прозвучавшая музыка, заставили их о многом задуматься и не оставили равнодушными. Соответствующее изменение настроения в строну задумчивости (с 10 до 23 выборов) мы получили после количественной обработки результатов методики «Тест-рисунок». Таким образом, нам удалось выявить наличие определённой степени чувствительности учащихся к воздействию классической музыки и возможности использования в аудитории музыкальной программы, составленной для исследования.

До и после прослушивания испытуемыми специальным образом подобранной программы, с помощью методики САН мы определили, что их функциональные состояния изменились. Изменение состояния в целом произошло на 26 %; самочувствие улучшилось на 11,7 %; активность увеличилась на 21 %; настроение поднялось на 28,9 %. Получив результаты, мы продолжили исследование выявлением степени воздействия программы функциональной музыки на качество письменных ответов учащихся при решении стандартных задач по химии, руководствуясь свойством музыки «повышать работоспособность благодаря влиянию положительных эмоций на состояние ЦНС и стимулированию ритмики деятельности всего функционального аппарата» [6, с. 6]. В данном случае также осуществлялись замеры эмоционального состояния испытуемых до и после эксперимента. Затем учащиеся решали первый вариант задач по химии «На определение выхода продукта реакции от теоретически возможного». Затем была предъявлена специальным образом составленная программа, во время звучания которой учащиеся могли графически изобразить своё состояние, настроение или ассоциации от прослушиваемых произведений. После испытуемые решали второй вариант задач. Занятие завершала рефлексия состоявшегося взаимодействия.

По итогам тестирования зафиксировано изменение эмоциональных состояний испытуемых после прослушивания музыкальной программы в сторону улучшения настроения и общего самочувствия. Вместе с тем, эмоциональное состояние шестерых учащихся субъективно не изменилось, а ещё шесть участников тестирования отметили снижение своих эмоциональных показателей. В ходе беседы мы выяснили, что причинами тому стали усталость (учащиеся дважды решали задачи), неуспешность выполнения отдельных заданий, субъективные факторы (личные неприятности, болезнь).

После проверки выполненных контрольных заданий, были получены следующие данные: средний показатель успеваемости до прослушивания музыкальной программы составлял 3,8 балла, а после воздействия функциональной музыки вырос до 4 баллов.

            Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о положительных изменениях функциональных состояний учащихся, что повышает уровень готовности к взаимодействию в педагогическом процессе и сказывается на улучшении качественных характеристиках учебной деятельности учащихся.

            В ходе проведения эксперимента воздействие на испытуемых было однократным и недолговременным. Тем не менее, нам удалось получить подтверждение существования стимулирующего влияния функциональной музыки на качественные характеристики учебного процесса и проследить зависимость между функциональными состояниями учащихся и эффектом, создаваемым музыкальной программой.

            Полученные результаты подтверждают значимость исследуемой проблемы для школы. Дальнейшая работа в этом направлении потребует детальной разработки методического инструментария по применению музыки в педагогическом процессе.

Литература

1.      Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

2.      Евсеенко В.В. Факторы, влияющие на психическое здоровье учащихся //Адукацыя і выхаванне. - № 9, 1997.

3.      Киселёв М.Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы. //Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. Сборник научных трудов НИИ культуры. – М. 1990 .

4.      Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии. //Дидакт. - № 1 (34). – 2000.

5.      Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

6.      Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999.

7.      Ушакова Е. Музыкальная терапия //Директор школы. – 1998. – № 7.