Осуществление правосудия только судом
Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, правосудие осуществляется с участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу.
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 13 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК РФ.
Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звена - Президентом России, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые обеспечения независимости судей.
Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.
Согласно Конституции Российской Федерации суд является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие по уголовным делам как особую функцию государственной власти.
Осуществление правосудия на основе закона
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.
В указанной интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только в судебном разбирательстве, но и в других стадиях уголовного процесса. Следовательно, равенство граждан распространяется не только на отношения гражданина с судом, но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором. Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав он является: гражданским истцом, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, защитником, свидетелем и т.п. В границах установленных законом процессуальных прав и обязанностей каждый гражданин, вовлеченный в сферу уголовного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отношения, реализуя принадлежащие ему субъективные права и выполняя субъективные обязанности.
Принцип равенства граждан перед законом и судом сочетается с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и законодательством о судоустройстве судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.
Коллегиальное и единоличное рассмотрение дела в суде
Статья 7 ГПК по сравнению со ст. 6 прежнего Кодекса, посвященной тем же вопросам, содержит новые положения, в частности в связи с введением института мировых судей. Кроме того, исключено положение об участии народных заседателей в рассмотрении гражданских дел, а возможность коллегиального рассмотрения дел в суде первой инстанции не ставится более в зависимость от волеизъявления участвующих в деле лиц.
В федеральных судах общей юрисдикции рассмотрение гражданских дел по первой инстанции осуществляется судьей единолично, если федеральным законом не установлено иное. Коллегиальное рассмотрение дела в случаях, предусмотренных законом, осуществляется в составе трех профессиональных судей (ст. 14 ГПК). При этом во всех случаях в стадии возбуждения дела и при подготовке дела к судебному разбирательству судья совершает процессуальные действия единолично.
Единоличный или коллегиальный порядок рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции не влияет на порядок осуществления правосудия, поскольку в любом случае должны соблюдаться все правила гражданского судопроизводства. При этом судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего, при коллегиальном рассмотрении дела председательствует председатель, заместитель или судья соответствующего суда (ст. 14 и 156 ГПК).
При единоличном рассмотрении дела по существу или при единоличном разрешении любых процессуальных вопросов, возникающих по делу, судья осуществляет правосудие и действует от имени соответствующего суда, в составе которого он исполняет свои служебные обязанности.
Гражданские дела, отнесенные к подсудности мировых судей, всегда рассматриваются ими единолично в качестве суда первой инстанции (ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации"). В таком же порядке судьи соответствующего районного суда проверяют законность и обоснованность не вступивших в силу решений и определений мировых судей по апелляционным и частным жалобам (гл. 39 ГПК).
К подсудности мирового судьи отнесены несложные гражданские дела, значительная часть которых к тому же рассматривается в упрощенном порядке (ст. 23 ГПК). Их единоличное рассмотрение мировым судьей и районным судьей при апелляционном обжаловании решения или определения мирового судьи делает судопроизводство более оперативным и экономичным.
Суды кассационной и надзорной инстанций всегда рассматривают дела коллегиально. Состав кассационной инстанции состоит из трех профессиональных судей, а в составе надзорной инстанции должно быть не менее трех судей (ст. 14 ГПК).
Участие присяжных заседателей в суде первой инстанции
Председательствующий, кроме того, должен разъяснить кандидатам в присяжные заседатели цель отбора таким образом, чтобы у них не возникло негативного отношения к судебной процедуре из-за возможного их отвода. В частности, в кратком напутственном слове следует упомянуть о том, что если кто-то из кандидатов в присяжные заседатели будет отведен, то это будет обусловлено лишь спецификой рассматриваемого дела, а также теми ограничениями, которые установлены законом и распространяются также на председательствующего и на других участников процесса.
Разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей. Невыполнение вышеизложенных обязанностей кандидатами в присяжные заседатели может явиться основанием для отмены приговора.
Порядок формирования коллегии присяжных заседателейсостоит из нескольких этапов: 1) вступительного слова председательствующего; 2) опроса кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в СР; 3) процедуры мотивированных отводов; 4) процедуры немотивированных отводов; 5) составления списка оставшихся в результате отбора кандидатов в присяжные заседатели; 6) объявления председательствующим результатов отбора.
Следует иметь в виду, что в своем вступительном слове председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели лишь условия их участия в рассмотрении конкретного УД, т.е. права и обязанности, связанные с отбором. Права и обязанности присяжных заседателей, связанные с их участием в рассмотрении УД, разъясняются им лишь после принятия присяги.
К "обстоятельствам, препятствующим исполнению обязанностей присяжного заседателя", относятся возраст, наличие не погашенной или не снятой судимости, состояние здоровья, иные обстоятельства, делающие невозможным участие кандидата в присяжные заседатели в СР (ст. 3 ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ").
Вопросы целесообразно задавать в следующем порядке: 1) направленные на выяснение формальных оснований отвода; 2) направленные на выявление самоотводов; 3) направленные на выявление осведомленности в УД, помимо той информации, которую сообщил судья; 4) направленные на выявление общей предубежденности (например, предубежденности в виновности каждого обвиняемого, оказавшегося на скамье подсудимых); 5) направленные на выявление предубежденности в связи с характером УД (например, отношение к смертной казни, не подвергался ли кто-либо из них нападению на улице, изнасилованию и т.п.). Форма вопроса должна быть такова: "Поднимите руку, кто из вас...?"
Исключения из списка присяжных заседателей
Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:
1) выявления обстоятельств, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
д) военнослужащим;
е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
ж) священнослужителем.
Участие арбитражных заседателей в суде первой инстанции
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом, а согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в РФ принадлежит судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа в лице присяжных, народных и арбитражных заседателей. Соответственно предусмотренное ч. 5 ст. 32 Конституции РФ право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия в судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, реализуется привлечением к рассмотрению дел арбитражных заседателей.
Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению в первой инстанции дел, относящихся к подсудности арбитражных судов субъектов РФ (ст. 17 АПК).
Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений из числа граждан, достигших 25 лет, с безупречной репутацией, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух заседателей на одного судью, рассматривающего дела в первой инстанции.
Сформированные списки арбитражных заседателей представляются в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются его Пленумом. После утверждения они публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.
Арбитражный заседатель в случае привлечения его к рассмотрению дела исполняет обязанности судьи на непрофессиональной основе. На заседателя и членов его семьи в период осуществления правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности профессиональных судей и членов их семей.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей может быть заявлено обеими сторонами или любой из них. Соответствующими правами стороны пользуются третьи лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд с иском в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 51-53 АПК).
Для того чтобы стороны могли своевременно заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, они должны быть осведомлены о своем праве на соответствующее волеизъявление. Для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела право заявить такое ходатайство судья обязан разъяснить при подготовке дела к судебному разбирательству (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК).
Обеспечение обвиняемому, подозреваемому и подсудимого права на защиту
Согласно УПК РФ право на защиту подозреваемому и обвиняемому реализуется в двух основных формах: путем личного осуществления предоставленных им прав и с помощью защитника, использующего целый комплекс предоставленных ему законом полномочий. Обе эти формы могут использоваться подозреваемым или обвиняемым одновременно в ходе производства по делу.
Значение этих полномочий определяется тем, что принцип права на защиту выступает юридической предпосылкой реализации гарантий не только прав и интересов личности, но и интересов правосудия. Использование юридических средств противостояния обвинения служит установлению подлинных обстоятельств дела, вынесению в конечном счете законного и обоснованного окончательного решения.
Развернутая нормативная регламентация института права на защиту содержится в конституционном праве и уголовно-процессуальном законодательстве. Конституция не только провозглашает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, но и устанавливает в ч. 2 ст. 48 круг лиц, которым гарантируется право на получение юридической помощи в осуществлении защиты (задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления), ее качество (квалифицированная), условия представления (бесплатная в случаях, предусмотренных законом), начальный этап реализации в уголовном процессе (с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения).
Осуществление этих и иных положений Конституции РФ, утверждающих и детализирующих различные проявления реализации права на защиту в уголовном судопроизводстве, регламентируется в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 47, 49, 50, 51 настоящего Кодекса).
Процессуальный закон подтверждает право обвиняемого лично защищать свои законные интересы; ему должно быть предоставлено достаточное время и созданы возможности для подготовки к защите.
Совокупность предоставляемых подозреваемому (обвиняемому) процессуальных прав и средств, позволяющих ему знать, в чем он обвиняется, давать свои объяснения, возражать против обвинения, оспаривать выдвинутые против него обвинения или подозрения в совершении преступления, доказывать свою непричастность к нему, невиновность или меньшую степень вины, опровергать обвинительные доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, приносить жалобы на действия и решения должностного лица, производящего дознание или ведущего предварительное следствие, обжаловать приговор и иные судебные решения, составляет правовую основу института права на защиту в уголовном судопроизводстве.
Таким образом, предоставление обвиняемому реальной возможности активно защищаться от предъявленного ему обвинения путем наделения его совокупностью процессуальных прав, позволяющих ему самому защищать свои права и законные интересы, составляет характерную особенность института и принципа права на защиту. Эти полномочия в значительной мере определяют правовой статус подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе (ст. 47 Кодекса).
Презумпция невиновности
Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации и воспроизводимый в ст. 14 УПК РФ, является одним из основных принципов правосудия. Именно суду и только суду как независимому и самостоятельному органу судебной власти доверяет государство признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию не иначе как своим приговором, вынесенным в порядке, установленном УПК РФ.
Это признание осуществляется в результате свершения правосудия в условиях гласности, устности, состязательности. Даже факты предъявления следователем лицу обвинения и утверждения прокурором обвинительного заключения не означают признания обвиняемого преступником. До вступления приговора в законную силу суждения о виновности лица не имеют окончательного юридического значения.
Таким образом, презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена виновность лица в совершении преступления.
Действующий Закон закрепляет ряд положений, вытекающих из презумпции невиновности и подлежащих учету в правоприменительной деятельности органов уголовного преследования и судов: а) подозреваемый, обвиняемый (подсудимый) не несет обязанности доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Конституции РФ); обязанность доказывания обвинения и опровержения доводов, приведенных в защиту подозреваемого и обвиняемого, возлагается на обвинителя; осуществляя уголовное преследование, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; б) подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту (ст. 16, 49-53 УПК РФ); в) неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого и подсудимого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ), т.е. это правило распространяется и на предварительное производство по делу, что может влечь за собой такие процессуальные последствия, как прекращение дела, изменение объема обвинения или его характера вследствие изменения квалификации содеянного; г) государственные органы, ведущие производство по делу, а суд в судебном разбирательстве обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела; суд не вправе перелагать обязанность доказывания на подсудимого; непосредственное исследование доказательств судом предполагает обязанность суда заслушивать показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта, оглашать протоколы и иные документы, производить иные следственные действия по исследованию доказательств (ст. 240 УПК); д) признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокупностью имеющихся в деле доказательств (ч. 2 ст. 77 УПК); е) закон устанавливает недопустимость вынесения обвинительного приговора на основе предположений; он может быть постановлен лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждается достаточной совокупностью исследованных судом достоверных доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК).
Равенство граждан перед законом и судом. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе
Принцип равенства всех перед законом и судом (принцип недискриминации) распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов). Вместе с тем только гражданам РФ Конституция гарантирует политические права и свободы и право иметь в частной собственности землю. Под законом в широком смысле слова в данном случае следует понимать Конституцию Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. Равенство перед судом является важным дополнением равенства перед законом: суд выступает наиболее демократичным и эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод; ограничения прав и свобод возможны лишь на основании судебного решения. Часть 1 статьи 19 соответствует положениям международных конвенций, в частности, статье 7 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., статье 14 и части 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
Конституционный принцип равенства перед законом и судом закреплен в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве. Неравенство перед законом допускается в целях защиты других конституционно-правовых ценностей, например, публичных интересов. Исключениями из принципа равенства перед законом и судом являются, в частности, положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и судей. Часть 2 статьи 19 гарантирует равенство независимо от природных свойств (пол, раса, национальность) и общественных черт (языковая принадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, религиозное исповедание, убеждения, партийная принадлежность, участие в общественных объединениях) человека. Конституционный перечень этих черт и свойств не является исчерпывающим, указывается возможность учета "других обстоятельств" (например, места жительства, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, состояния здоровья, возраста или сексуальной ориентации). Конституционный Суд РФ, усматривая в ряде своих постановлений дискриминацию тех или иных категорий физических лиц, дополняет перечень недопустимых ограничений. Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Установление юридического равенства независимо от указанных факторов есть результат социального прогресса, преодоление человеческой цивилизацией прямого признания неравенства людей (как по закону, так и фактически) по признакам социального происхождения, принадлежности к той или иной религии, в зависимости от цвета кожи, по полу и т.д.
Государственный и национальный язык судопроизводства
Демократический принцип национального равноправия находит свое отражение и в конституционном закреплении права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 Конституции РФ).
Конституционный принцип национального языка выражает государственно-правовое признание равноправия всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, в любых сферах государственных и социально-политических отношений и служит обеспечению равенства граждан при осуществлении правосудия.
Применительно к правосудию действующее законодательство использует категорию государственного языка Российской Федерации и государственного языка республик как субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики могут устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в государственных учреждениях наряду с русским языком (ст. 68). Исходя из указанных конституционных положений Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации"*(69) с последующими изменениями и дополнениями в ст. 18 установил: ведение судопроизводства и делопроизводства в судах и делопроизводства в правоохранительных органах осуществляется на государственном языке Российской Федерации и государственном языке республики, на территории которой находится федеральный суд или правоохранительный орган.
Закон о судебной системе уточнил и конкретизировал вышеизложенные конституционные положения о национальном языке применительно к судопроизводству и делопроизводству в федеральных судах, указав, что судопроизводство и делопроизводство в высших судах Российской Федерации, в арбитражных и военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Так, УПК РФ, учитывая особое положение Верховного Суда РФ как высшего суда общей юрисдикции для всей этой подсистемы федеральных судов, а также межтерриториальность юрисдикции военных судов, устанавливает для них ведение производства по уголовным делам на русском языке (ч. 1 ст. 18 УПК РФ).
Судопроизводство и делопроизводство в судах субъектов Федерации (прежде всего у мировых судей и в иных судах - конституционных, уставных) ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Устанавливая государственный язык судопроизводства, Конституция РФ гарантирует каждому право пользоваться в уголовном, гражданском и арбитражном процессе родным языком или языком привычного общения. Процессуальное законодательство распространяет возможность использования этого права на все судебные стадии и не предусматривает каких-либо исключений. Выбор языка судопроизводства при этом определяется законом и не должен зависеть от усмотрения судей.
Гласность судопроизводства
Как конституционный принцип гласность судебного разбирательства установлена в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ.
Провозглашение начала устности и гласности как одного из устоев организации деятельности судов при отправлении правосудия формулирует одно из главных отличий реализации судебной власти от деятельности иных государственных органов, устанавливает норму отношений судов и общественности.
Этот конституционный принцип означает, что во всех судах судебной системы РФ, а именно: в общих, военных, арбитражных, при рассмотрении дел мировыми судьями - разбирательство конкретных уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел осуществляется открыто. На судей возлагается обязанность обеспечить возможность для населения и представителей средств массовой информации присутствовать при судебном разбирательстве по делу.
При рассмотрении этих дел в зал судебного заседания не допускаются только граждане моложе 16 лет, если они не являются обвиняемыми, потерпевшими, другими участниками процесса или свидетелями. Однако лицо моложе 16 лет в порядке исключения может быть допущено в зал судебного заседания с разрешения председательствующего по делу. Остальным гражданам обеспечивается свободный доступ в зал судебного заседания.
Представители прессы и иных средств массовой информации вправе свободно освещать в печати и иных средствах массовой информации ход и результаты рассмотрения конкретных дел.
Закон включает данное положение в число основных принципов организации деятельности судов, так как гласность судебного разбирательства, с одной стороны, является существенным признаком демократизма судопроизводства, а с другой - своебразной формой контроля населения за реализацией в судебной деятельности конституционных принципов правосудия. Присутствие в зале судебного заседания граждан и представителей общественности обязывает судей более строго относиться к выполнению установлений закона, определяющих процедуру судебной деятельности.
Принцип гласности Закон рассматривает как общее правило, а проведение закрытого судебного заседания - как исключение, частное изъятие из общей установки, допустимое только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Так, в открытых судебных заседаниях рассматриваются гражданские и уголовные дела не только в суде первой инстанции, но и во второй инстанции, а также в апелляционном порядке. Отдельные изъятия допускаются в случаях, когда из-за недостаточности площади помещения председательствующий по делу распоряжается ограничить доступ присутствующих в зал судебного заседания.
Вместе с тем при рассмотрении дела в порядке надзора в судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом (ч. 2 ст. 407 УПК РФ).
Доступность судебной защиты
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину, иностранному гражданину и лицу без гражданства в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека "на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом". Речь в данном случае идет о судебной защите всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных как в Конституции, так и в других нормативных актах Российской Федерации.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного), в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т.п.
Судебная защита в Российской Федерации осуществляется всеми судами, создание и функционирование которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" - федеральными судами (Конституционным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, арбитражными судами) и судами субъектов Российской Федерации (конституционными (уставными) судами, мировыми судьями). Возможно создание специализированных судов по разрешению специальных категорий дел. Такого рода судами являются арбитражные суды, разрешающие экономические споры.
Часть 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации конкретизирует положение, содержащееся в ч. 1 этой же статьи, и отвечает на вопрос, какие именно решения и действия и каких субъектов права могут быть обжалованы в суд в случаях нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из действующего законодательства и практики его применения судами в контексте содержания ст. 46 Конституции, следует признать, что объектами обжалования в суд могут быть: - федеральные законы и законы субъектов Федерации, другие нормативные акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях нарушения ими прав и свобод граждан в конкретных ситуациях. Однако при этом следует учитывать различие компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных и других судов, ибо от этого зависит обращение гражданина в тот или иной суд (в этом случае гражданин не свободен в выборе способа судебной защиты своего права или свободы, оспаривая содержание закона); - правоприменительные акты органов государственной власти любого уровня, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающих конкретные права и свободы граждан; - фактические неправомерные действия органов государственной власти любого уровня, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, совершаемые без соответствующего их оформления в виде документов, правоприменительных актов (прослушивание телефонов, задержание граждан, выселение из жилого помещения и т.п.);
- бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц вопреки требованиям закона или законно вынесенным актам его применения (невыдача документа, зарплаты, пособия, пенсии и т.п.).
Основания для обжалования указанных выше актов, решений и действий (бездействия) могут быть различными: это и прямое нарушение права или свободы, и создание препятствий для осуществления прав и свобод, и незаконное возложение обязанности либо установление запрета, и незаконное привлечение к юридической ответственности.
Независимость судей и подчинение их только закону
Независимость судей, подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешения судами гражданских, административных и иных дел.
Независимость судей гарантируется мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения. К этим мерам относятся: а) предусмотренная законом процедура осуществления правосудия; б) запрет, под угрозой наказания ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи. Судья при исполнении своих полномочий, во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, принадлежать к политическим партиям и движениям. Судье запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.
Независимость судей обеспечивается также деятельностью органов судейского сообщества, основными задачами которых являются защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности и др. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, которое принимает меры по материально-финансовому и социальному обеспечению судей. Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (статья 5).
Независимость судей от чьей бы то ни было воли, их самостоятельность в осуществлении правосудия основываются на подчинении судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Единство судебной системы
Одним из главных законоположений организации судебной системы в Российской Федерации является утверждение принципа единства этой системы.
Рассматривая судебную систему как неоднородное государственно-правовое образование, мы отмечаем многообразие ее структурных подразделений, каждое из которых характеризуется своими задачами и методами осуществления установленных законом функций, многими специфическими чертами и особенностями. Отличия структурных подразделений друг от друга носят организационный и процедурный характер. Так, входящие в судебную систему судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначается их различие в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством. Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих разные формы судопроизводства. Обеспечению этой общности служит закрепление в Законе положений о единстве судебной системы РФ. Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы. К числу условий обеспечения единства судебной системы Закон относит его фундаментальные правовые основы: судебная система РФ устанавливается высшим законодательным актом страны - Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Нормативное регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общего правила. Прямое указание в Конституции РФ на функцию федерального конституционного закона (ч. 3 ст. 118) равносильно приданию ему значения части Конституции РФ и статуса высшего законодательного акта в правовом регулировании судоустройства Российской Федерации. Закрепление в Конституции РФ системы высших судов РФ придает особую стабильность ныне существующей системе судов. Ее изменение возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении высших судов, изменений и дополнений Закона о судебной системе в отношении иных федеральных судов. Судебная система как конституционное установление, а именно как совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией РФ и Законом, и включает: а) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Федерации); б) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции; в) арбитражную юстицию.
Эти подсистемы различаются по всем параметрам: по порядку организации, компетенции, структуре, регулированию деятельности, инфраструктуре обеспечения деятельности.